Научная статья на тему 'Личность и космос в научной парадигме Станислава Грофа'

Личность и космос в научной парадигме Станислава Грофа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
649
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаронова Алла Адольфовна

The author analyses S. Grof`s new scientific paradigm recognizing the role of the mind and creative intellect in the Universe. A human being is considered in his/her complex interpersonal, intercultural, ecological and cosmic context. The map of the human mentality made by Grof is of interdisciplinary character. The approach under consideration contains an up-to-date understanding of the Universe, nature, reality and human being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL AND THE COSMOS IN STANISLAV GROF`S SCIENTIFIC PARADIGM

The author analyses S. Grof`s new scientific paradigm recognizing the role of the mind and creative intellect in the Universe. A human being is considered in his/her complex interpersonal, intercultural, ecological and cosmic context. The map of the human mentality made by Grof is of interdisciplinary character. The approach under consideration contains an up-to-date understanding of the Universe, nature, reality and human being.

Текст научной работы на тему «Личность и космос в научной парадигме Станислава Грофа»

ЛИЧНОСТЬ И КОСМОС В НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ СТАНИСЛАВА ГРОФА

А.А. Шаронова

Sharonova A.A. The Individual and the Cosmos in Stanislav Grofs Scientific Paradigm. The author analyses S.Grofs new scientific paradigm recognising the role of the mind and creative intellect in the Universe. A human being is considered in his/her complex interpersonal, intercultural, ecological and cosmic context. The map of the human mentality made by Grof is of interdisciplinary character. The approach under consideration contains an up-to-date understanding of the Universe, nature, reality and human being.

Уникальный опыт тридцатилетнего изучения Грофом неординарных состояний сознания с необходимостью должен заинтересовать не только антропологов, практикующих терапевтов, психиатров, но, может быть, в первую очередь, философов. Основная цель созданного им трансперсонального направления в психологии "состоит в том, чтобы способствовать развитию новой научной парадигмы, признающей роль сознания и творческого разума во вселенной, акцентирующей союз разума и тела, изучающей человека в его сложном межличностном, межкультурном, экологическом и космическом контексте. Ассоциация поддерживает ее серьезные усилия, направленные на то, чтобы сформулировать всеобъемлющий интегрированный взгляд на природу человека и космоса" [1].

В рамках данного подхода человек принадлежит сразу двум мирам - миру повседневного, преходящего бытия и миру "вечного духа" ("космического сознания"). Диалектика личности и космоса - это открытие священного в обыденном, это глубокое понимание взаимосвязи всего живого, которое можно назвать космической экологией. Наступающая эпоха должна восстановить утраченное ощущение святости, присутствующей в целостности мира, дать возможность религии и науке поделиться друг с другом доказательностью и глубоким духовным смыслом. Современная ситуация радикально изменилась. Философии предстоит освободиться от наивного рационализма и механицизма. В круг ее проблем должен войти весь духовный опыт прошлого, включая религиозный и мистический (эзотерические системы, различные типы медитаций, шаманизм и другое). Необходим переход от механистической модели мира, которой недоступно понимание важности таких жизненных

принципов как солидарность, взаимопомощь, взаимозависимость, синергия.

Трансперсональное движение одно из первых встало на путь постепенного вытеснения из современного сознания механистической концепции разума и модели Вселенной. Отличительными чертами нового направления являются открытое признание трансличностного начала человека и его иррациональной природы. Как тонко заметил П.С. Гуревич, "человек, оказывается, чувствительнейшая мембрана универсума. Он способен воскресить ушедшее, забытое, стершееся. Он словно живой нерв сущего" [2]. Представления о жесткой телесной капсулизации сознания не соответствуют реальному положению дел. Научные исследования С. Грофа связывают мистику и науку, Восток и Запад, осуществляя возможность создания более всеобъемлющего мировоззрения.

Гроф родился в Праге в 1931 году. Окончил Медицинскую школу Университета Чарльза, получил ученую степень доктора наук в Академии наук в Чехословакии. С 1960 по 1967 год работал в Институте психиатрических исследований в Праге. Здесь проводил свои первые опыты по психотерапевтическому использованию ЛСД, будучи убежденным фрейдистом. Обнаружив, что переживания пациентов выходят за биографические рамки, Гроф отходит от традиционного психоанализа.

С 1967 года ученый возглавляет научноисследовательскую работу в области психиатрии в Центре психиатрических исследований в Мэриленде (США, штат Балтимор), преподает в Университете Джона Хопкинса, сотрудничает в Эсаленском институте (штат Калифорния), а также является президентом Международной трансперсональной ассоциации.

Гроф - автор интереснейших трудов, в которых содержится ценный материал для понимания природы человека и формиро-

вания мировоззрения будущего. Это "Человек перед лицом смерти", написанный вместе с его первой женой Джоан Галифакс; "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психиатрии"; "Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД". В них представлены данные клинических исследований с психоделиками, результаты которых сопоставляются с новейшими открытиями в других научных дисциплинах.

Необходимо дать некоторые пояснения относительно диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД). ЛСД относится к психоделическим веществам, которые можно рассматривать как катализаторы ментального процесса, активизирующие психику и способствующие выявлению бессознательных и сверхсознательных процессов в сознании. Само название "психоделическая терапия" было предложено психиатром и исследователем ЛСД Хэмфри Осмондом. Дословно это означает "проявление психики" (от греческого: "psyche" - душа и "delein" - проявлять). Человек, принявший ЛСД, испытывает не "ЛСД-переживание", а предпринимает путешествие в потаенные глубины своей психики, ощущая космическое единство и другие трансперсональные феномены. Содержание и природа вызываемых этими веществами переживаний являются не искусственными продуктами их фармакологического взаимодействия с мозгом, а подлинным выражением психики. Специалисты утверждают, что положительный эффект от использования психоделиков достаточно подтвержден веками ритуального и духовного использования психоделиков поколениями шаманов, целителей и целыми туземными культурами. По мнению Грофа, использование психоделиков, со всеми предосторожностями, является тем, чем микроскоп является для биологии или телескоп для астрономии. Эти вещества могут быть мощным инструментом для изучения важных процессов, которые в нормальных условиях недоступны простому наблюдателю. Но был введен строгий запрет на научные исследования с применением ЛСД вследствие широкого употребления психоделика молодежью, а также особенно людьми различных творческих профессий.

В последние годы вместе со своей женой Кристиной Гроф занимался разработкой техники дыхания в сочетании с музыкой и другими формами воздействия, которая получила название холотропной терапии. Сам термин holotropic буквально означает "стремление к целостности", дви-

жение в направлении целостности. Этот метод, уже без использования фармакологических средств, подтвердил выводы, полученные ранее с применением психоделика. Это означало, что результаты, полученные ученым, представляют собой систематизацию свойств, имманентно присущих психике человека.

Созданное Грофом трансперсональное направление, изучающее сознание, отчетливо обнаруживает свою междисциплинарную природу, связанную с революционными открытиями в квантоворелятивистской физике, теорией холистического движения Дэвида Бома, голографической моделью мозга Карла Прибрама, теорией диссипативных структур Ильи Пригожина, теорией морфогенетических полей Руперта Шелдрейка и многими другими. Эти новые научные достижения, фундаментальной чертой которых является утверждение о целостном Универсуме, в полной мере согласуются с данными исследований трансперсональной психологии.

Долгое господство ньютоно-картезиан-ской механистической науки привело к распространению принципов механицизма и на область дисциплин, изучающих человека, что и явилось причиной их современного кризиса. Сейчас возникла настоятельная потребность смены непродуктивной устаревшей парадигмы из-за большого количества противоречащих ей фактов. Гроф комментирует эту ситуацию таким образом: "После долгих лет теоретических поисков и заблуждений я пришел к выводу, что данные опытов с ЛСД требуют радикального пересмотра парадигм, существующих в психологии, психиатрии, медицине и, возможно, в науке вообще. Сегодня у меня почти не осталось сомнений в том, что современное понимание Вселенной, природы, реальности и человека является поверхностным, неверным и неполным" [3].

Картография человеческой психики, составленная Грофом, породила множество открытий, имеющих фундаментальное значение не только для психотерапии, но и для философии. Его психодинамическая теория является блестящим синтезом, сводящим воедино не только идеи Фрейда и Юнга, но и идеи Райха, Ранка, Адлера, Эриксона, Перлза и других. В то же время в своих глубинных исследованиях Гроф расширяет границы бессознательного. Огромный поток необычайных психоделических переживаний распределяется им по четырем уровням.

Первый, самый поверхностный уровень связан с эстетическими или абстрактными переживаниями. Гармония мира на этой стадии проявляется в ритмах звуков, красок, цвета.

Вторая ступень переживаний - биографическая (уровень воспоминаний), которая может быть объяснена в контексте традиционного фрейдовского психоанализа. В основном эти видения отражают трагические события из жизни индивида, прежде всего имеющие отношение к перенесенным телесным травмам, даже оживают с фотографической точностью воспоминания первых дней жизни.

Еще более значительным является третий тип, который Гроф называет перинатальными переживаниями. (Перинатальный - слово греко-латинского происхождения, приставка peri обозначает "вокруг" или близко, a natalis переводится как "имеющее отношение к родам';) Это понятие определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним. Человек заново детально воспроизводит свое внутриутробное развитие. Рождение, по Грофу, называется смертью-возрождением, по своим сущностным свойствам аналогично процессу умирания. С ним связаны экзистенциальные переживания, основанные на том, что действия человека управляются на глубоком бессознательном уровне неразрешимой травмой рождения. Результаты исследования перинатального уровня личностного опыта неизбежно ориентировали на целый ряд фунаментальных философских обобщений. Модель Грофа явно предполагала взаимосвязь между глубинными аспектами человеческой психики и характером жизненных отношений и установок человека к миру. Это отношение могло быть враждебным, деструктивным либо гармоничным и плодотворным, и задача заключалась в смешении акцентов в пользу последних, благодаря возможностям психоделической и холотропной терапии. Этот уникальный духовный опыт связывается с экзистенциальным кризисом, который приводит к глубоким изменениям в системе ценностей, определяющих жизненный путь личности. В ходе исследования психических процессов Гроф фиксирует четыре устойчивые структуры. Он называет их базовыми перинатальными матрицами (БПМ), связанными с клиническими стадиями рождения ребенка.

БПМ-1 связана с безмятежным внутриутробным существованием. Существенным

аспектом этой матрицы является переживание космического единства с космосом, мистического единения, состояние так называемого "океанического сознания", глубокого почтения к чуду жизни и одушевленной Вселенной. Эта матрица в дальнейшем программирует ситуации, имеющие отношение к счастливым дням детства, семейному согласию, взаимной любви, наслаждению картинами природы и произведениями искусства и так далее. Архетипические образы на этой стадии характеризуются видениями Царства Небесного, или Рая. Негативные аспекты БПМ-1, связанные с патологическими отклонениями во внутриутробной жизни (токсическая "плохая матка"), ассоциируются с переживаниями опасностей, загрязнений и отравлений природы, апокалиптическими видениями конца света. На архетипическом уровне предстают образы коварных демонов, различные метафизические силы зла.

БПМ-2 связана непосредственно с началом рождения, когда плод периодически сжимается маточными спазмами и выхода еще нет. Кризис символически переживается в образах космического поглощения, безмерных телесных и душевных мук, чувства тревоги и безысходности. В переживаниях пациентов это выражалось видениями воронки, водоворота, затягивающих человека, либо картинами поглощения гигантским чудовищем. Символическое обозначение этой стадии родов - переживание отсутствия выхода или ада. Находясь под влиянием этой матрицы, сознание человека проникается мучительными чувствами одиночества, безнадежности, бессмысленности и абсурдности существования (экзистенциальное отчаяние). Иногда происходит отождествление с такими архе-типическими фигурами, как, например, Титан, Сизиф, Прометей и другие.

БПМ-3 характеризуется отчаянной борьбой за выживание, когда младенец, продвигаясь по родовому каналу, подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Эта стадия принимает форму титанической борьбы смерти и возрождения. Страдания усиливаются до космических размеров. В этой ситуации нет состояния безысходности и беспомощности, переживание борьбы смерти-возрождения представляет собой границу между болью и удовольствием, а также сплав того и другого. Этот тип переживаний можно назвать дионисийским или вулканическим экстазом, в отличие от

аполлонического, или океанического экстаза космического единства, связанного с первой перинатальной матрицей. Именно БПМ-3 доминирует в ярких переживаниях, увлекательных, но опасного характера приключениях, сражениях, драках, сексуальных оргиях и других различного рода развлечениях. Отрицательным аспектом матрицы является агрессивность и садомазохизм. Если ситуация БПМ-1 символизировала архетип Рая, а БПМ-2 - Ада, то данная стадия ассоциируется с Чистилищем. Переживаются также связи с божествами, отождествляемыми со Смертью и Возрождением - Осирисом, Дионисом, Адонисом и другими.

Четвертая матрица связана с непосредственным появлением на свет. Феникс -очень удачный символ возрождения, так как он подразумевает смерть в огне, рождение нового и движение к источнику света. В последней стадии родов представлено окончание и разрешение борьбы смерти-возрождения. Этот переход влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях. Борьба подходит к концу, за пиком боли следует облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты сталкивается с ярким светом. На биографическом уровне эта матрица связывается со счастливым избавлением от опасности, преодолением сложных препятствий решительными действиями.

Измерения человеческой психики, лежащие, собственно, за пределами личной биографии, Гроф называет трансперсональными. Тем самым радикально пересматривается западное научное мировоззрение. В отличие от механистического принципа пространственно-временной локализованное™ индивидуального сознания (хилотропный модус - греческое "ИНе" - материя - ориентированность этого сознания на материю) вводится понятие холотропного (движущегося к целостности) поля сознания, преодолевающего дискретность феноменального мира. Таким образом открывается доступ к реальной многомерности существования, а не только к собственной биологической, психологической, социальной и духовной истории. С такой точки зрения оказываются иллюзиями множество очевидных физических законов: время и пространство рассматриваются как условные, человек может воспринимать себя в одно и то же время в разных местах, можно быть одновременно частью и целым, форма и пустоты сущест-

вования и несуществования легко взаимозаменяемы и так далее.

В экспериментах Грофа нашла подтверждение юн го вс кая концепция синхронизма о ничем не обусловленных совпадениях процессов, происходящих в психике и одновременно во внешнем мире. Эта идея синхронизма противоречит нашему восприятию линейного времени. Здесь далекое и близкое связаны друг с другом по закону резонанса. Когда пациент переживал на психоделическом сеансе события, связанные с другими людьми, и у него наблюдались изменения в отношении к ним, то такие же метаморфозы происходили и с этими людьми, даже если они находились за несколько тысяч километров. Синхронизм - причинно не обусловленное представление о времени, когда происходит значимое совпадение внешнего события и внутреннего духовного состояния, термин, введенный Юнгом. Выглядит это так, как если бы мы понимали время не как абстракцию, но как конкретный континуум, содержащий условия, которые проявляют себя одновременно в разных местах, и каузально эти соответствия объяснить невозможно, как, например, в случаях одновременного появления идентичных идей, символов или психических состояний. Юнг говорит о том, что глубинные "слои" психэ теряют свою инивиду-альную исключительность по мере того, как отступают все дальше и дальше в темноту. Это последовательное "движение вниз" означает, что по мере их приближения к автономным функциональным системам они становятся все более коллективными, вплоть до универсализации и растворения в телесной материальности, то есть в химических субстанциях. Углерод человеческого тела - это просто углерод. Следовательно, на своем "дне" психэ является просто миром" [4].

Гроф также обнаруживает, что глубокое самоисследование оборачивается эмпирическим постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверх-сознательную разумность. Такое видение совпадает с новейшими данными, автономно полученными в рамках научных дисциплин, таких как квантоворелятивистская физика, астрофизика, теория информации и теория систем, термодинамика, биология, антропология.

Хотя трансперсональные переживания и возникают в процессе глубокого индивидуального самоисследования, их невозможно интерпретировать как элементы чисто личностного опыта в общепринятом

смысле слова. С одной стороны, они обнаруживают непрерывный эмпирический ряд биографического и перинатального плана. С другой, они, по-видимому, подключаются к источникам информации, явно находящимся вне традиционных коммуникативных систем. Гроф дает широчайшую панораму трансперсональных переживаний, содержащих уникальный опыт, который не мог стать логическим выводом из биографий конкретных людей [5]. Люди, пережившие эпизоды пребывания в утробе или зачатия, элементы сознания тканей, органов или клеток, приобретают точные, с точки зрения медицины, сведения относительно анатомии, физиологии и биохимии соответствующих процессов. Переживания воспоминаний предков, опыта расового и коллективного бессознательного прошлых воплощений также часто содержат точные детали архитектуры, одежды, оружия, искусства, социальной структуры и религиозной практики соответствующих культур или даже сведения о конкретных исторических событиях. Люди, пережившие отождествления с существующими формами жизни, получают много сведений относительно психологии животных, этологии, их специфических привычек. Люди, пережившие эпизоды отождествления с растениями, сообщают сведения о происходящих в них процессах - прорастании семян, фотосинтезе в листьях, обмене воды и минералов в корневой системе, об опылении. Часто встречается чувство отождествления с неживой материей.

Особая категория трансперсональных переживаний - телепатия, парапсихологи-ческая диагностика, ясновидение, предвидение будущего и другие экстрасенсорные восприятия. Философские трудности еще усугубляются тем, что в необычных состояниях сознания отображение материального мира переплетается с содержанием, которое не принадлежит к объективной реальности. Здесь можно упомянуть юнговские архетипы - мир божеств, демонов, героев, наделенных сверхчеловеческими способностями, и сложные мифологические, легендарные и сказочные эпизоды. Такие переживания могут дать точную информацию о религиозном символизме, фольклоре и мифологических структурах в различных культурах, неизвестных человеку. Многие трансперсональные переживания включают недоступные непосредственно органам чувств человека события макро- и микрокосма или периодов, предшествующих возникновению Солнеч-

ной системы, формированию Земли, появлению живых организмов. Гроф утверждает, что "эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью" ([3]. С. 62). Существование и природа трансперсональных переживаний нарушают фундаментальные предположения механической науки.

В настоящее время широкое распространение получила концепция спин-торснонных полей (полей кручения), во многом подтверждающая и объясняющая научную парадигму Грофа. Необычные свойства этих полей позволяют надеяться, что может быть достигнут существенный прогресс в понимании роли и места сознания во Вселенной, в осмыслении загадочных психических явлений. Утверждается, что торсионное поле как характеристика физического вакуума является основой всех известных квантовых полей. Одни исследователи предпочитают называть его "полем сознания", другие - полем информации, пронизывающим пространство [6]. В рамках квантовой теории абсолютной физической реальности как таковой не существует. Вещи становятся реальными только тогда, когда привлекают к себе внимание наблюдателя. Принцип реальности содержится не в физическом мире, а в плоскости сознания. Роль сознания в таком мире кардинальна. Оно выбирает один сценарий мира, из потенциального состояния переводит в реальное. Виртуальный мир разительно отличается от реального. Если последовательность реальных событий уподобить соло на музыкальном инструменте, то квантовый аналог подобен симфонии, партитура которой содержит бесчисленное множество мелодий. Экспериментальные и теоретические исследования в этом направлении представлены именами таких отечественных ученых как Г.И. Шипов [7], А.Е. Акимов, В.Н. Бинги,

А.В. Московский и другие [8]. По их мнению, новое знание возможно как продукт взаимодействия сознания с внешней средой, с неким информационным полем, причем это взаимодействие по своей природе является психофизическим.

В рамках этой модели одна из функций мозга - производство торсионных полей (ТП), то есть сознание способно мысленно

изменять внутреннюю локальную структуру пространства. Соответствующее таким изменениям ТП становится идеальным ооъектом, зависящим от сознания. В мире представляет объект одновременно материальный и идеальный. С одной стороны, сложные физические торсионные поля порождают абстрактные и конкретные образы в сознании человека. С другой стороны, мозг сам генерирует идеи, порождающие торсионные поля. Для каждой идеи существует соответствующая материальная оболочка - физическое ТП. Некоторая часть оболочек оказывается устойчивыми объектами. Эти устойчивые материальные оболочки, "оторвавшиеся" от идей И существующие самостоятельно в виде материальных торсионных фантомов, могут быть восприняты другим мозгом Фантом взаимодействует с идеей и потому он идеален. В то же время он материален как физическое поле. Концепция торсионных полей, если она адекватна реальности имеет не только физическое, но и философское содержание, снимает диалектическое противоречие "материя-идея", материального и идеального. На феноменальном уровне материя и сознание различны по своим свойствам, но на каком-то достаточно фундаментальном уровне они составляют единство. Предполагается что сознание является активным участником формирования физической реальности и принимается в качестве гипотезы, что отдельные, кажущиеся автономными сознания, автономны лишь в известных пределах и составляют части некого единого поля сознания. Тогда различные пси-феномены (телепатия, психокинез, ясновидение и другие) отчасти получают объяснение в данной модели мира. Эксперименты показывают, что человеческое сознание способно "подключаться" к первичному полю кручения (как единому полю дознания) и через него воздействовать на грубые уровни реальности - плазму газ ' жидкость и твердое тело. Возможно что в вакууме существуют критические ’точки (точки бифуркации), воздействие на которые полем сознания приводит к рождению ИЗ вакуума либо твердого тела, либо жидкости и так далее, а также возникновению

явлении, ОбОЗН'-1ЧЧРМТ1У

, uuujHd ыемых термином

полтергейст .

Специфическими свойствами торсионных полей является их способность пепе-давать информацию без переноса энергии со скоростью в миллиард раз превышающую скорость света (10* км/с). Отсюда возникает проблема, связанная с экзотиче-

скои идеей Вселенной как Супер-ВМ (вычислительная машина) или Абсолюта. В рамках концепции торсионного поля допускающей сверхсветовую скорость, становится возможным рассмотрение Вселенной как целостной системы. И если также вспомнить изложенную выше концепцию торсионном природы сознания, то становится очевидным, что сознание как атри-оут реальности является частью Вселенной, встроенной в нее наиболее естественным образом в силу общности физических принципов. Согласно А. Пуанкаре почти все знание точных наук получено не формально-логическим путем, а посредством интуиции [9]. Эту связь можно было бы объяснить наличием некоего

информационного банка", с которым взаимодействует сознание. Мысль эта не нова и рассматривается всякий раз, когда обращаются к парадоксу творчества или к поразительному феномену предвидения.

азумно поэтому выделить механизм взаи-модеиствия ТП с нейронной сетью мозга как способ общения индивидуального сознания с космическим банком информации м банк информации представляется при этом множеством устойчивых объектов типа фантомов, которые не порождены индивидуальным сознанием, а являются отражением универсальных идей, существующих как бы вне времени и пространства, а мозг своеобразным биокомпьютером Кроме того, представление о мировом информационном банке имеет глубокие кор-В Филос°Фии- Идею Вселенной как Супер-ВМ или Абсолюта в данном контексте можно соотнести с "миром идей- Платона, саморазвивающимся духом" Гегеля ^коллективным бессознательным" Юнга’ семантической Вселенной" Налимова и другими.

Сформулированные подходы представляют^ собой идеи, высказанные лишь в самой общей форме. Современные исследования в этих направлениях, предприняло^ ТНОСТ"’ ГР°Ф°М> представляются достаточно перспективными. Они проливают новый свет на проблемы духовности возвращая человеческой душе ее космический статус.

1- Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменении В культуре // Человек. 1993. № 1.

2- Гуревич Я С Человек - мембрана универсума // Гроф С., Галифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1995. С. 20

3. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. С 48

4. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994. С. 371.

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.,

1994. С. 174-176.

6. Акимов А. Что нас ждет в торсионном поле? // Человек. 1994. № 5.

7. Шипов Г.И. Теория Физического Вакуума.

М., 1993. ^

8. Сознание и физический мир: Сб. ст. М..

1995. Вып. 1.

9. Пуанкаре А. О науке. М., 1990.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ Л. ВИТГЕНШТЕЙН ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ И. КАНТА. (Размышления о близости философских проектов раннего Л. Витгенштейна и И. Канта)

Н.В. Медведев

Medvedev N V. Is L.Wittgenstein I.Kant's Disciple? I.Kant's and early L.Wittgenstein’s philosophical projects are collated in the article. It also discusses critical, ontological and epistemological aspects of their theories. The author notes an indisputable closeness of Kant s and Wittgenstein’s philosophical orientations and world views and reveals a series of featuies in the conception of 'Tractatus Logico-Philosophicus' which are beyond Kants tradition o criticism.

Имя выдающегося австрийского мыслителя Людвига Витгенштейна (1889 - 1951) широко известно в современном мире. Его философские работы "Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования" (1953) стали заметными событиями в интеллектуальной и культурной жизни XX столетия. Идеи Витгенштейна оказали значительное влияние на становление и последующее развитие аналитической философии, наиболее распространенной в настоящее время в англоязычных странах. Несмотря на обилие публикаций и неослабевающий интерес исследователей к философскому наследию Л. Витгенштейна, работа по формированию адекватной интерпретации его взглядов далека от своего завершения.

Одной из остро обсуждаемых проблем в современном витгенштейноведении является проблема соотношения философских проектов И. Канта и Л. Витгенштейна. Поразительные параллели в суждениях обоих мыслителей стали причиной дискуссии относительно возможности и корректности применения критической версии при истолковании философской позиции Л. Витгенштейна.

Впервые данная проблема была затронута в работах Э. Стениуса и А. Маслова [1, 2]. В дальнейшем в разное время к ней обращались У. Бартли [3], X. Тарвер [4], У. Карло [5], Д. Финдлей [6], Г. Финч [7],

В. Россваэр [8], Д. Пэре [9], Р. Халлер [10], С. Хилми [11], Е. Панова [12] и дру-

гие. Знакомство с мнениями некоторых из перечисленных авторов вскрывает крайне пеструю картину даваемых оценок и выводов по данной теме. К примеру: "Одна из главных идей "Трактата" не только некантианская, но по духу скорее до-кантианская. Толковать Витгенштейна в духе Канта было бы неверно" [3]; "Дух кантовской трансцендентальной диалектики и учения о методе в целом чужд Витгенштейну" (П.М.С. Хаккер); "Исследования Витгенштейна направлены не на явления, а на возможности явлений, эта трансцендентальная посылка вполне согласуется с кантовской философией" [10] и так далее. Причина противоречивости рассуждений исследователей, несомненно, кроется в глубине и оригинальности учения Л. Витгенштейна, вызывающих трудности для понимания и усвоения его идеи.

И все же позитивен и важен сам факт состоявшегося диалога исследователей, поскольку рассмотрение идей Л. Витгенштейна через призму критической философии И. Канта позволяет не только обсудить критические и проблематические аспекты их учений, но и глубже осмыслить философско-мировоззренческую позицию австрийского мыслителя, предложенный им проект реформирования философии.

В данной статье предпринята попытка проанализировать степень влияния идеи И. Канта на раннюю философию Л. Вит-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.