Научная статья на тему 'Особенности переживаний и динамика самооценок субъектов-участников практических семинаров по холотропному дыханию'

Особенности переживаний и динамика самооценок субъектов-участников практических семинаров по холотропному дыханию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
472
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ / БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА / ДИНАМИКА САМООЦЕНОК / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ТЕНДЕНЦИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА / HOLOTROPIC BREATHING / BASIC PERINATAL MATRIX / THE DYNAMICS OF SELF- EVALUATION / TRANSPERSONAL EXPERIENCE / SPIRITUAL CRISIS / TREND OF SPIRITUAL CRISIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасенко Инна Владимировна

В статье изложены результаты исследования особенностей проявления переживаний в сессиях холотропного дыхания у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса, а также исследованию динамики самооценок жизненных конструктов в результате применения метода холотропного дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of experiences and dynamics of self entities - participants of seminars on holotropic breathing

The article includes results of research of the features of manifestation of experiences in holotropic breathing sessions in subjects with different tendencies spiritual crisis, and the results of research of the dynamics of the self-evaluationof constructs as a result of application of the holotropic breathing.Fund three of the leading trends of the spiritual crisis: regressive, stagnation and the peak; each of them is characterized by a specific experiences и and correlation links with the indicators of the spiritual crisis. Found a positive dynamics of the self-evaluationof constructs in the areas of the family, communication and attitude to life.

Текст научной работы на тему «Особенности переживаний и динамика самооценок субъектов-участников практических семинаров по холотропному дыханию»

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ДИНАМИКА САМООЦЕНОК СУБЪЕКТОВ-УЧАСТНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ ПО ХОЛОТРОПНОМУ ДЫХАНИЮ

Афанасенко И. В.

В статье изложены результаты исследования особенностей проявления переживаний в сессиях холотропного дыхания у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса, а также исследованию динамики самооценок жизненных конструктов в результате применения метода холотропного дыхания.

Ключевые слова: трансперсональная психология, холотропное дыхание, базовая перинатальная матрица, динамика самооценок, трансперсональное переживание, духовный кризис, тенденция духовного кризиса.

В настоящее время в практической психологии активно развивается метод холотропного дыхания, который разработали в 70-е гг. прошлого века ведущие практики трансперсональной психологии С. Гроф и К. Гроф. Холотропное дыхание было открыто С. Грофом в процессе психоделической терапии и стало альтернативным способом вхождения субъекта в измененное (холотропное) сознание. Термин «холотропный» в переводе буквально означает «ведущий к целостности», и применен автором для обозначения типа дыхания, приводящего к измененным состояниям сознания (ИСС) [3]. Согласно Д.Л. Спиваку, подобного рода ИСС относятся к группе психотехнически обусловленных, т. е. они сопровождают процесс психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии и практической психологии [5]. Метод холотропного дыхания представляет собой метод глубинного самоисследования, обладающий большим психотерапевтических потенциалом и эффективностью в решении различных психологических и психосоматических проблем [6].

С. Гроф разработал подробную и удобную для психотерапевтической работы картографию внутреннего пространства психики [3]. Данная картография включает 4 уровня бессознательного психики, выступающие критериями для классификации переживаний, проявляющиеся на каждом из них:

1) сенсорный уровень;

2) биографический уровень (индивидуальное бессознательное);

3) перинатальный уровень;

4) трансперсональный уровень.

Сенсорный уровень представляет собой наиболее поверхностный слой психики, проявляющийся в абстрактных и экстатических переживаниях, кото-

рые являются результатом химической стимуляции сенсорных органов. Этот уровень не раскрывает бессознательного субъекта, переживания отвлечены и лишены какого-либо персонального символического смысла.

Биографический уровень включает в себя все значимые для человека переживания с момента его рождения по настоящий момент. Термин «перинатальный» применяется для описания биологических процессов, происходящих незадолго до рождения, во время рождения и сразу после него.

В своих исследованиях С. Гроф выявил глубо-кую параллель между паттернами переживаний перинатального уровня и клиническими стадиями прохождения родов, и эти системы назвал базовыми перинатальными матрицами (БПМ). БПМ являются гипотетическими динамическими управляющими системами, функционирующими на перинатальном уровне бессознательного. Матрицы несут свое собственное эмоциональное и психологическое содержание, они действуют еще и как принципы организации материала на других уровнях бессознательного.

Каждая БПМ тесно связана с одним из четырех последовательных периодов биологического рождения: БПМ I «амниотическая вселенная» соответствует периоду внутриутробного развития ребенка, БПМ II «космическая поглощенность и отсутствие выхода» соответствует началу родовой деятельности, до раскрытия шейки матки, БПМ III «борьба смерти и возрождения» соответствует периоду прохождения ребенка через родовые пути, БПМ IV «смерть и возрождение» соответствует моменту рождения ребенка, появлению его на свет. На каждой из этих стадий ребенок испытывает переживания, характеризующиеся специфическими

психология личности

эмоциями и физическими ощущениями, и каждая стадия ассоциируется со специфическими символическими образами. Они представляют собой строго индивидуальные психодуховные программы, которые управляют тем, как человек переживает свою жизнь. В сессиях холотропного дыхания у субъектов могут актуализироваться подобного рода переживания, которым будет сопутствовать глубокий психологический регресс и соответствующие психосоматические проявления. Учитывая психологическую и соматическую значимость внутриутробного существования, С. Гроф выделяет «хорошую» и «плохую» матку. «Хорошая матка» - это условия развития беременности, при которых плоду не причиняется никаких страданий и неудобств, развитие проходит гармонично, он чувствует себя защищенным и единым с матерью, условия развития плода близки к оптимальным. Эмоциональные переживания связаны с покоем, умиротворенностью, безмятежностью, радостью и блаженством.

«Плохая матка» - это условия развития беременности, включающие нарушения во внутриматочной жизни, вредное воздействие на плод: негативное эмоциональное состояние матери, токсикоз беременности, болезни матери, ее интоксикации (курение, алкоголь, наркотики), физическое соревнование с близнецом, дискомфорт, испытываемый крупным плодом, угроза выкидыша, нежелание ребенка и прочее.

Трансперсональное переживание в холотропной сессии - это ощущение индивидуума, что его сознание расширяется за обычные границы пространства и времени, при этом возможны идентификация, переживание другой индивидуальности, потеря собственной идентичности или понимание ее в другом аспекте, времени, пространстве.

На трансперсональном уровне принято рассматривать следующие области опыта:

1) расширение или распространение сознания в рамкахобыденных понятий времени и пространства;

2) расширение или распространение сознания за пределы обыденного представления о пространстве и времени.

Под духовным кризисом мы понимаемособый этап в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции [4]. Под тенденцией духовного кризиса мы понимаем стремление, склонность, направление развития, свойственное духовному кризису [2].

Целью исследования явилось изучение особенностей ведущих переживаний, проявляющихся в сессиях холотропного дыхания у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса, а также групповая динамика самооценок жизненных конструктов.

Исследование осуществлялось на базе практических семинаров по холотропному дыханию, проводимыми сертифицированным практиками Холотропного Дыхания™ Владимиром и Александрой Емельяненко в Ростове-на-Дону. На основе полученных материалов под нашим руководством в 2012 г. студенткой факультета психологии Южного федерального университета О.С. Сизякиной (бакалавриат) была написана и защищена на «отлично» дипломная работа на тему: «Особенности переживаний, проявляющихся в сессиях холотропного дыхания у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса».

Частично результаты исследования были представлены нами на проходившей в марте 2012 г. в г. Ростове-на-Дону региональной научно-практической конференции молодых ученых «Психоонкология и другие вопросы психосоматической медицины» в докладе на тему: «Специфика психосоматических переживаний в сессиях холотропного дыхания в связи с положительной динамикой оценивания жизненных конструктов» [1].

Предметом исследования выступили проявляющиеся в сессиях холотропного дыхания переживания субъектов, имеющих разные тенденции духовного кризиса и групповые самооценки жизненных конструктов.

Эмпирическим объектом исследования явились 49 субъектов различного возраста - участников сессий холотропного дыхания; из них 32 женщины и 17 мужчин, преимущественно русской национальности, имеющих высшее образование.

Методы исследования: шкалы самооценки выраженности жизненных конструктов; методика «Духовный кризис» (Л.В. Восковская (Шутова), А.В. Лящук, 2005) [2]; авторская анкета, составленная на основе картографии сознания С. Грофа, включающая перечень переживаний, наиболее часто проявляющихся в сессиях холотропного дыхания.

При обработке эмпирических результатов исследования использовалась программа Statistica 6.0 с применением методов математической статистики: критерий ^тьюдента для проверки значимости различий между показателями самооценок жизненных конструктов; критерий Х2-Фридмана для выявления ранговой иерархии показателей степени выраженности переживаний, проявляющихся в сессиях холотропного дыхания; критерий Т-Вилкоксона с выявления достоверности различий в степени доминирующих переживаний в группах с разными тенденциями духовного кризиса.

Гипотезы исследования:

1) возможно, будет выявлена положительная динамика самооценок жизненных конструктов в результате участия субъектов в сессиях холо-тропного дыхания;

2) у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса содержание ведущих переживаний в сессиях холотропного дыхания, возможно, будет различаться.

Процедура исследования включала в себя три этапа: на первом этапе проводился сбор эмпирического материала; на втором этапе с помощью методов математической статистики исследовались особенности переживаний и общегрупповая динамика самооценок жизненных конструктов в целом по группе; на третьем этапе с помощью методов математической статистики были выделены группы субъектов с различными тенденциями духовного кризиса и исследовались особенности переживаний в каждой из выделенных групп. Результаты исследования С целью выявления доминирующих переживаний в группе были применены критерий Х2-Фридмана и Т-критерий Вилкоксона. В результате обработки полученных данных были установлены доминирующие переживания субъектов в целой группе: переживание абстрактных или экстатических переживаний, связанных с органами чувств (сенсорный уровень); переживание каких-либо важных воспоминаний, эмоциональных проблем, неразрешимых конфликтов, вытесненных воспоминаний, травм из различных периодов жизни от момента рождения до настоящего времени (биографический уровень); переживание живого воплощения, конкретизации фантазий, мечтаний, грез, сложной смеси фантазии и реальности (биографический уровень); переживание космического единства: амниотическая вселенная, переживание мира, безмятежности, покоя, океанического экстаза (перинатальный уровень: БПМ I, «хорошая матка»); переживания природных сцен, в которых красота сочетается с безопасностью и изобилием (перинатальный уровень: БПМ I, «хорошая матка»); переживания, связанные с убедительным ощущением, что «нет выхода», уязвимости, ощущением надвигающейся смертельной опасности, хотя источник опасности определить невозможно (перинатальный уровень: БПМ II); переживания воздействия могучих потоков энергии, усиливающихся да взрывоподобного извержения (трансперсональный уровень); переживания мощнейшего потока энергии, поднимающегося по телу снизу вверх с последующей активизацией всех чакр (трансперсональный уровень).

Были выявлены статистически значимые различия в самооценках жизненных конструктов до и после

сессии холотропного дыхания. По окончании сессий холотропного дыхания респондентами значимо выше (р < 0,01) оценивались удовлетворенность семейными отношениями (наименее выраженный жизненный конструкт из всех оцениваемых), счастье, доверие к окружающим, умение радоваться жизни (рис. 1).

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Г ¿Г

5 У /'

¿Г <?■ <!>

■ До и После

,8

Рис.1. Показатели значимых различий в оценках субъектами жизненных категорий до и после сессии холотропного дыхания (при р < 0,01)

Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о положительном психологическом эффекте применения субъектами метода холотропного дыхания и подтверждают первую гипотезу исследования.

В результате анализа общегрупповых эмпирических данных с помощью критерия Х2-Фридмана и Т-критерия Вилкоксона были выделены ведущие уровни переживаний, наиболее интенсивно и часто проявляющихся в сессиях холотропного дыхания. К ним относятся переживания сенсорного барьера; биографического уровня, перинатальные переживания в символической форме (БПМ I «плохая матка» и БПМ II) и трансперсональные переживания космической тематики.

На третьем этапе исследования анализировались особенности переживаний субъектов с разными тенденциями духовного кризиса.

На основе полученных с помощью методики «Духовный кризис» результатов были выделены три группы субъектов: с регрессивной (16 человек), стагнационной (21 человек) и пиковой тенденциями духовного кризиса (9 человек) (рис. 2). Эмпирические данные исследования оставшихся 3-х человек с тенденциями духовного кризиса, не относящимися к трем выделенным группам, не анализировались в связи с малочисленностью.

Регрессивная тенденция характеризуется снижением проявлений духовного кризиса, что указывает на духовный рост субъекта; человек по-новому

психология личности

смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни; человек перестает быть «таким, как все».

Стагнационная тенденция, в зависимости от уровня выраженности показателей, может свидетельствовать о глубоком духовном кризисе, который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины; на пограничное состояние, при котором человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы; указывать на человека, довольного жизнью, не стремящегося к вершинам духовного развития; духовного кризиса нет.

Тенденции духовного кризиса

Ы Регрессивная Ы Стагнационная ul Пиковая

Рис. 2. Круговая диаграмма соотношения преобладающих тенденций духовного кризиса

Пиковая тенденция духовного кризиса может указывать на человека, переживающего эмоциональный шок или же испытывающего разочарование от жизни.

В результате математической обработки полученных данных было установлено, что у респондентов присутствуют переживания всех выделенных С. Грофом уровней бессознательного психики, есть группа сходных ведущих переживаний, но выявлены и специфические особенности в содержании переживаний у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса.

Общими для субъектов с регрессивной и стагнационной тенденциями духовного кризиса явились перинатальные переживания БПМ II, связанные с переживанием чувств безвыходности, уязвимости, смертельной опасности; чувства мучительного одиночества, беспомощности, безнадежности, неполноценности и отчаяния; а также трансперсональные переживания мощнейшего потока энергии, поднимающегося по телу снизу вверх.

Для субъектов со стагнационной и пиковой тенденциями духовного кризиса общими явились

переживания смеси фантазий, мечтаний, грез и реальности; воздействия могучих потоков энергии, усиливающихся до взрывоподобного состояния.

Для субъектов с регрессивной и пиковой тенденциями духовного кризиса общими явились переживания перинатального уровня БПМ I «хорошей матки»; переживания трансперсонального уровня, связанные с отождествлением себя с древними доисторическими животными, утратой границ Эго и сплавлением с другой личностью при сохранении осознания собственной идентичности.

Специфичными переживаний в сессиях холотропно-го дыхания для субъектов с регрессивной тенденцией духовного кризиса явились: повторные переживания интенсивных эмоциональных событий (приятных или неприятных) биографического уровня; переживания, символически отнесенные к БПМ III; переживания трансперсонального уровня, связанные с переживанием опыта предков, родового опыта, наблюдения за какой-либо культурой и возможным отождествлением с ее представителем. Для субъектов с пиковой тенденцией духовного кризиса специфичными явились переживания также БПМ III более интенсивного характера, трансперсональные переживания расширения сознания: ясновидения, яснослышания, «путешествия во времени»; переживания полного отождествления с другим лицом; переживания слияния сознания со всем творением, планетами, вселенной.

Таким образом, субъекты со стагнационной тенденцией духовного кризиса в ходе сессий хо-лотропного дыхания испытывали переживания потери смыла жизни, тупика, безвыходности, ухода в фантазии и грезы от реальной жизненной ситуации, что отражает в целом характерные для данного кризисного периода состояния.

Субъекты с регрессивной тенденцией духовного кризиса наряду с переживаниями безвыходности и уязвимости испытывали ресурсные состояния перинатального и трансперсонального уровней, что может свидетельствовать о качественно новом изменении в их мировоззрении, по сравнению с первой рассмотренной группой.

Субъекты с пиковой тенденцией духовного кризиса характеризуются наиболее разнообразными переживаниями трансперсонального уровня, связанными с расширением сознания, что может быть спровоцировано их «накалом» эмоций к моменту участия в семинаре. Переживание расширенных состояний сознания может способствовать духовному развитию личности, особенно ярко проявляясь в критические моменты жизни.

Следовательно, вторая гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Выводы. В результате исследования переживаний, проявляющихся в сессиях холотропного

дыхания у субъектов с разными тенденциями духовного кризиса, и динамики самооценок жизненных конструктов, были получены следующие результаты. Статистически значимо повысились следующие самооценки жизненных конструктов до и после сессии холотропного дыхания: удовлетворенность семейными отношениями (наименее выраженный жизненный конструкт из всех оцениваемых), счастье, доверие к окружающим, умение радоваться жизни.

Были выделены ведущие уровни переживаний, наиболее интенсивно и часто проявляющихся в сессиях холотропного дыхания у всех респондентов, а именно: переживания сенсорного барьера, биографического уровня, перинатальные переживания в символической форме (БПМ I «плохая матка» и БПМ II) и трансперсональные переживания космической тематики.

Исследование ведущих тенденций духовного кризиса у респондентов показало, что в исследуемой выборке доминируют регрессивная, стагнационная и пиковая тенденции духовного кризиса. Субъекты со стагнационной тенденцией духовного кризиса в ходе сессий холотропного дыхания испытывали переживания утраты смысла жизни, тупика, безвыходности, стремление уйти в фантазии и грезы от реальной жизненной ситуации. Субъекты с регрессивной тенденцией духовного кризиса наряду с переживаниями безвыходности и уязвимости испытывали ресурсные состояния перинатального и трансперсонального уровней, что может свидетельствовать о качественно новом изменении в их мировоззрении по сравнению с первой рассмотренной группой. Субъекты с пиковой тенденцией духовного кризиса испытывали наиболее разнообразные переживания трансперсонального уровня, связанными с расширением сознания, что, возможно, могло быть спровоцировано их «накалом» эмоций к моменту участия в семинаре. Переживание расширенных состояний сознания, актуализирующихся с помощью холотропного дыхания, может способствовать духовному развитию личности, особенно ярко проявляясь в критические моменты жизни.

Таким образом, проведенное исследование выявило изменения в сфере саморегуляции личности, связанной с самопознанием и эмоционально-ценностным самоотношением, а также широкий спектр спонтанно проявляющихся психических явлений, возникающих в результате применения метода холотропного дыхания. Полученные результаты могут служить отправной точкой для дальнейшего изучения особенностей и терапевтического потенциала этого уникального метода трансперсональной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко И.В, Емельяненко В.А., Емелья-ненко А .В. Специфика психосоматических переживаний в сессиях холотропного дыхания в связи с положительной динамикой оценивания жизненных конструктов // Материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых (Ростов-на-Дону, 30 марта 2012 г.). -М.: Вузовская книга, 2012. - С. 10-12.

2. Восковская (Шутова) Л.В., Ляшук А.В.Духовный кризис: проблемы определения и диагностики // Психологическая диагностика. -2005. - № 1. -С. 51-71.

3. Гроф С. Холотропное сознание / пер. с англ. О. Цветковой. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 248 с.

4. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. - Ярославль, 1999. - 303 с.

5. Спивак Л.И, Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. -1996. - № 4. - С. 48-55.

6. Емельяненко В., Емельяненко А. Психотерапевтические аспекты применения холотропного дыхания // Студия холотропного дыхания. - URL: http://holotropka.ru/node/352.

3S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.