Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы развития трансперсонального проекта в российском образовании'

Психолого-педагогические проблемы развития трансперсонального проекта в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Психология»

722
77
Поделиться
Ключевые слова
ОККУЛЬТИЗМ / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / РЕБЕФИНГ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МИСТИКА / ДЕСТРУКТИВНАЯ И ПОЗИТИВНАЯ ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ермаков Вячеслав Алексеевич

Целью данной работы является изучение психологических и педагогических проблем развития и внедрения трансперсонального образовательного проекта в российское образование. Методология исследования основывается на сравнительно-историческом методе и историографическом анализе. Результатом исследования явилась историческая реконструкция становления трансперсональной психологии, как в России, так и за рубежом. Обобщен опыт отечественных ученых, развивающих критику трансперсонального образовательного проекта. Рассмотрены деструктивные аспекты трансперсональных методик. Раскрыта оккультная сущность трансперсональной образовательной доктрины. Показано мировоззренческое и психологическое значение трансперсональной психологии для развития российского образования. Область применения результатов: изучение новых психолого-педагогических методов в современной психологии и педагогике.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Ермаков Вячеслав Алексеевич,

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPERSONAL PROJECT IN RUSSIAN EDUCATION

The aim of this work is the studying of psychological and pedagogical of development and implementation of transpersonal educational project in Russian education. The methodology of research is based on a comparative-historical method and the historiographic analysis. Result of research was historical reconstruction of formation of transpersonal psychology, as in Russia, and abroad. Experience of the domestic scientists developing criticism of the transpersonal educational project is generalized. Destructive aspects of transpersonal techniques are considered. The occult essence of the transpersonal educational doctrine is opened. World outlook and psychological value of transpersonal psychology for development of Russian education is shown. Practical implication: studying of new psikhologo-pedagogical methods in modern psychology and pedagogics.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы развития трансперсонального проекта в российском образовании»

УДК 37.014 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ермаков В.А.

Целью данной работы является изучение психологических и педагогических проблем развития и внедрения трансперсонального образовательного проекта в российское образование.

Методология исследования основывается на сравнительно-историческом методе и историографическом анализе.

Результатом исследования явилась историческая реконструкция становления трансперсональной психологии, как в России, так и за рубежом. Обобщен опыт отечественных ученых, развивающих критику трансперсонального образовательного проекта. Рассмотрены деструктивные аспекты трансперсональных методик. Раскрыта оккультная сущность трансперсональной образовательной доктрины. Показано мировоззренческое и психологическое значение трансперсональной психологии для развития российского образования.

Область применения результатов: изучение новых психолого-

педагогических методов в современной психологии и педагогике.

Ключевые слова: оккультизм, трансперсональная парадигма, ребефинг, психофизиологическая мистика, деструктивная и позитивная духовность.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPERSONAL PROJECT IN RUSSIAN EDUCATION

Ermakov V.A.

The aim of this work is the studying of psychological and pedagogical of development and implementation of transpersonal educational project in Russian education.

The methodology of research is based on a comparative-historical method and the historiographic analysis.

Result of research was historical reconstruction of formation of transpersonal psychology, as in Russia, and abroad. Experience of the domestic scientists developing criticism of the transpersonal educational project is generalized. Destructive aspects of transpersonal techniques are considered. The occult essence of the transpersonal educational doctrine is opened. World outlook and psychological value of transpersonal psychology for development of Russian education is shown.

Practical implication: studying of new psikhologo-pedagogical methods in modern psychology and pedagogics.

Keywords: occultism, transpersonal paradigm, rebefing, psychophysiological mysticism, destructive and positive spirituality.

В современном российском образовании существуют различные проекты формирования и совершенствования образовательных программ, педагогических методов и способов обучения. Одним из таких проектов является трансперсональный проект, который сформировался на базе трансперсональной психологии [1].

Трансперсональный проект модернизации российского образования активно развивается в нашей стране и вызывает неоднозначные, противоречивые оцен-

ки со стороны российских ученых. В среде отечественных психологов, педагогов, врачей нарастает критическое отношение к активизации трансперсональных педагогических, психологических и психотерапевтических нововведений.

Исследователи, критикующие данный проект, относят его, как правило, к оккультным психологическим направлениям [2]. «Представления о духовной природе человека в рамках трансперсональной психологии неоднородны, -подчеркивают известные ученые, - так как основываются на различных духовных и религиозных учениях, но чаще всего оккультных, псевдорелигиозных» [3, с. 19]. Постепенно, по мере осознания опасности оккультного характера трансперсональной психологии, ставятся вопросы о целесообразности и пределов допустимости дальнейшего развития данного психологического направления.

Сегодня научным центром противостояния внедрению в отечественное образование различных форм оккультизма является православная психология, в которой разработаны концептуальные подходы к изучению, анализу и оценки психологического знания. Православная психология представлена трудами психологов, философов, христианских антропологов, психиатров. Среди них известные работы Д. А. Авдеева, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А. А. Гостева, П. В. Добросельского, Ю. М. Зенько, К. В. Зорина, В. К. Невярович, В. И. Слобод-чикова, И. В. Силуяновой, Е. Т. Смирновой, Л. Ф. Шеховцовой [4].

Психологи, придерживающиеся традиционных взглядов на процесс обучения, констатируют нарастание оккультных тенденций в развитии психологии и педагогике. «Отсутствие в современной психологии методологической базы, -полагает проф. Л. Ф. Шеховцова, - способной дифференцировать / классифицировать мировоззрения (онтоаксиологический) плюрализм, порождает новые психотехники и методы психотерапевтической помощи, которые строятся на синкретическом смешении традиций, оккультизме, использовании эзотерического знания» [5, с. 211]. Предлагаются способы противодействия оккультизму в образовании: «Особой задачей, православных психологов, запросом сего-

дняшнего дня, - отмечает проф. Л. Ф. Шеховцова, - является просвещение людей в области заблуждений современной психологии» [6, с. 18].

Более того, при Президиуме РАН работает научно-координационная организация «Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификаций научных исследований». В Обращении Президиума РАН отмечается следующее: «В настоящее время в нашей стране широко и беспрепятственно распространяются и пропагандируются псевдонаука и паронормальные верования: астрология, шаманство, оккультизм и т.п... В отечественных и частных СМИ не прекращается шабаш колдунов, магов, прорицателей и пророков. Президиум РАН призывает. противодействовать осуществлению шарлатанских проектов, разоблачать деятельность всевозможных паранормальных антинаучных «академий» [7].

Итак, основываясь на обозначенных выше задачах противодействия внедрению псевдонаучных образовательных проектов, в нашей работе исследуются проблемы развития трансперсонального психолого-педагогического направления в системе российского образования.

Вначале обозначим общую культурно-историческую тенденцию развития психологии как науки. Если со второй половины XIX в. и до конца ХХ в. основатели психологического знания вполне определенно заявляли о принадлежности психологии к науке, то теперь на рубеже ХХ-ХХ1 вв. обнаружился отход современной психологии от научной парадигмы позитивистского типа. Психология ХХ1-го века все более и более наполняется мистическим, оккультным содержанием. В современной психологии происходит процесс оккультной глобализации, в котором большое значение имеют трансперсональная психология и трансперсональные образовательные проекты.

Главное, что принципиально отличает трансперсональную психологию от психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и других направлений - это попытка формирование всемирного оккультного мировоззрения и создание новой «трансперсональной парадигмы» научного знания. В трансперсональной психологии осуществляется грандиозный замы-

сел тотальной интеграции наиболее известных мистических, религиозных, философских, психологических учений и естественнонаучных теорий в единое «трансперсональное пространство» - в оккультно-мистическую систему знаний.

Из истории развития психологии известно, что во время создания З. Фрейдом психоанализа открыто проповедовать оккультизм, как одну из составляющих психоаналитического учения и психологии в целом, было невозможно по причине господства христианского мировоззрения, христианских ценностей в европейской культуре. Поэтому психоаналитическая доктрина, имеющая все признаки оккультной философии и мистики, внедрялась в общественное сознание в латентном виде посредством психологической манипуляции [8].

Следует четко определить, что именно психоанализ явился мощным фактором переориентации психологии от научной парадигмы к мистической, иррациональной системе знания. Именно на базе психоаналитического учения стали формироваться современные оккультные системы психологии, прежде всего трансперсональная.

В начале ХХ1-го века, когда ценности Христианской цивилизации оказались во многом утрачены, трансперсональные психологи прямо заявляют об оккультизме как о необходимой основе психологии и формируемого «трансперсонального мировоззрения». Шаманизм, языческие культы древности, туземные традиции, эзотерические, мистические учения, практическая магия рассматриваются адептами трансперсональной психологии как первоосновы современного психологического знания и психотерапевтической практики.

В трансперсональной парадигме, как и в постмодернизме в целом, начинают смещаться и смешиваться границы этого и другого миров - мира посюстороннего и мира потустороннего. Данный процесс «разрушения всех границ» (моральных, религиозных, этнических, психологических и др.), оккультный прорыв за пределы действительности, неспособность к различению различных духовных пластов бытия есть главные особенности трансперсонального миропо-

нимания. В трансперсональной психологии происходит процесс тотального смешения духовного опыта различных культур. «Никаких границ», никакой дифференциации, психика «по ту сторону морали», всеобщее существование в «потоке расширенного сознания» и ничем не сдерживаемого воображения - вот основные постулаты трансперсонализма.

В трансперсональной психологии разрушаются традиционные представления о морали, развивается идея моральной индифферентности психического мира человека, постулируется квазинаучный тезис о существовании человечества вне линейности времени, вне преемственности традиции, но якобы в единстве «мистического потока» реальности. Язычество, наука, мистицизм, мировые и национальные религии определяются в трансперсональной психологии как единые в своей оккультной основе формы трансового опыта. Все языческие культы древности, все религиозные учения и все светские духовные традиции одновременно объявляются носителями единого «трансперсонального знания», которое берет свое начало из протошаманской культуры человечества.

Исторически трансперсональная психология начала формироваться в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в США, а в 1980-х - 1990-х гг. это направление психологии концептуально обосновывается и получает широкое распространение по всему миру. Основатели этого направления - известные философы, психологи и психотерапевты: С. Гроф, С. Донован, Э. Кублер-Росс, Р. Крукел, Л. Мам-форд, А. Маслоу, М. Мерфи, Р. Моуди, Э. Сутич, А. Уотс, Х. Хольпер выступили с идеями расширения духовного опыта человечества, с активизацией практики проникновения в глубины психического мира, в архаические пласты психики. Сформировался предмет исследования в трансперсональной психологии

- это «надличностные», «сверхличностные» духовные состояния сознания.

С начала 1990-х гг. трансперсональная психология постепенно захватывает значительные сферы социокультурного пространства и получает международное распространение. Мировой центр трансперсональных исследований - это Эселенский институт в Калифорнии (США). Лидерами современной транспер-

сональной психологии являются: С. Гроф, К. Гроф, М. Мерфи, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, Г. Хант, С. Криппнер, Р. Прайс, Р. Тарнас, Р. Уолш, Х. Феррер, Д. Хелифакс.

Важно отметить, что лидеры мирового трансперсонального движения не только имеют большой личный опыт практической магии, шаманизма и колдовства, но и неоднократно подвергались психоделическим и психотропным воздействиям, а многие из них являются посвященными магами в различные оккультные, сатанинские и масонские организации.

Например, о своем посвящении в секту «вуду» и опыте практической магии Арнольд Миндел описал в своих произведениях [9]. Кристина Гроф, по ее собственным словам, долгие годы являлась наркозависимым человеком. Преодоление своей зависимости она подробно изложила в своих книгах, рассматривая свое заболевание, как «поиск духовности» или «трансформацию духовности» [10]. Основатель трансперсональный психологии - Станислав Гроф сообщает о себе следующее: «я лично прошел свыше четырех тысяч психоделических сеансов с такими веществами, как ЛСД, псилоцибин, диплопилтриптамин (ДПТ), мителдиоксиафетамин (МДА)» [11, с. 19].

Вот как характеризует «духовную направленность психоделиков» известный православный психолог: «религиозное значение психоделиков весьма специфично: во-первых, они являются способом обращения в свою, нью-эйджевскую религию, во-вторых - замаскированным методом борьбы. с христианством» [12, с. 409].

Еще более существенную характеристику практики использования ЛСД в мире приводит известный российский политолог Т. В. Грачева. По ее данным: «В 1950-х годах британская разведка на базе одного из лондонских институтов создала наркотик ЛСД. В 60-х годах британские спецслужбы совместно с ЦРУ использовали его как оружие против участников движений протеста, превратив их в «детей цветов», хиппи, которых сделали наркоманами, неспособными организовать революцию» [13, с. 328].

В период 1960 - 1970 гг. Америка становится мировой социальнопсихологической лабораторией. Гарвардский психолог Тимоти Лири объявил о невероятной духовной ценности LSD. По его инициативе начались открытые эксперименты с LSD в Гарварде. Так появился феномен «галлюциногенной культуры», развивались идеи мировой «психоделической революции».

Мировоззрение главных «идеологов революции» (американских социальных психологов) хорошо отражают следующие слова Т. Лири: «Мы восстали против иудео-христианской веры в Единого Бога, против единственной религии и единственной реальности - всего того, что веками тяготело как проклятие над Европой, а с момента ее основания - и над Америкой. Наркотики, открывающие нам множество разных реальностей, неизбежно влекут за собой политеистический взгляд на мир. Мы почувствовали, что настало время новой гуманистической религии, основанной на умном, добродушном плюрализме, - научного язычества» [14].

С 1967 применение LSD полностью запрещено как в Европе, так и в Америке. Это было вызвано большим ростом психотических пациентов, нарастанием количества преступлений, убийств и самоубийств под влиянием галлюциногенов, а также активным использованием LSD в деятельности экстремистских сект и террористических организаций.

Именно тогда, в конце 1960-х годов С. Гроф свернул практику LSD-терапии и разработал методику, позволяющую добиваться «психоделического эффекта» безмедикаментозно. Эта методика в настоящее время широко известна как «холотропное дыхание», в результате применения которой воспроизводятся все признаки психоделического воздействия на организм человека [15].

Можно провести следующую историческую параллель. Зигмунд Фрейд, как известно, в начале ХХ века явился основателем «кокаиновой пропаганды» в Европе. Кокаин в то время свободно продавался в аптеках, добавлялся в вино и т.п. Фрейд сам в течении двенадцати лет употреблял кокаин и даже проверял его действие на своей беременной жене [16, с. 109 - 156]. Позднее, во второй

половине ХХ века, Станислав Гроф, так же как и «отец психоанализа», долгие годы употребляет различные наркотические вещества, а затем становится основателем «психоделической пропаганды», охватившей весь мир.

Отметим важные исторические совпадения. Основные идеи фрейдизма, психоаналитический концепт З. Фрейд сформировал как раз во время своей кокаиновой зависимости, и психоанализ затем распространяется во всем мире. Основные идеи трансперсональной психологии были сформулированы С. Грофом именно в годы его активного испытания на себе действия психоделических препаратов, и трансперсональная психология постепенно становится новым мировым психологическим направлением.

Исследователь фрейдизма и психоанализа О. Е. Акимов, сравнивая теоретические построения З. Фрейда и С. Грофа, приходит к следующему выводу: «Психоаналитики со времени Фрейда придерживаются ошибочного тезиса, будто человек способен удерживать в памяти события далекого детства. В связи с этим необходимо напомнить некоторые точно установленные научные факты. Поскольку речь идет о событиях жизни ребенка до пяти лет, то большинство их он помнить не мог в силу несформировавшегося мозга. До пяти лет идет интенсивный рост объема мозга, увеличивается длина аксонов, возрастает степень связанности нейронов, образуется кластерная структура интеллектуальных центров, которые отсутствуют у новорожденного. Поэтому, в частности, теория Ранка, изложенная в книге «Травма рождения», и теория Грофа, изложенная в книге «За пределами мозга», противоречат биологии и физиологии мозга» [17, с. 38].

В то время, когда С. Гроф начинал создавать доктрину трансперсональной психологии, в США проводятся социально-психологические и психиатрические эксперименты по «модификации поведения». «В жесткой форме такие опыты проводили известные психологи Б.-Ф. Скиннер, X. Дельгадо и их последователи. Использовалось вживление в мозг электродов, психохирургия (удаление части мозга), принудительные гипнотические внушения с использованием нар-

котиков, сенсорная изоляция и т.п. В коллективном письме врачей-психиатров, опубликованном в журнале Американской медицинской ассоциации в 1969 г., предлагалось ставить диагноз «патология мозга» всем жителям трущоб и лечить их с помощью психохирургии». Некоторые методы «поведенческой инженерии» используются и сейчас, например, при лечении зависимостей» [18].

Трансперсональная психология, в основе которой лежит концепт изменения сознания больших социальных групп, по всей вероятности, рассматривалась в годы своего создания в США как военная психологическая технология.

Таким образом, пропаганду и практику лечения психических расстройств с помощью LSD-терапии и ее аналогом - «методикой холотропного дыхания», которая активно проводится по всему миру лидерами трансперсональной психологии можно рассматривать как одну из форм психологической войны и наркотической интервенции, ведущуюся против различных стран.

Когда первые трансперсональные психологи совершали оккультную переориентацию психологических исследований в сферу мистики, то в это же время, в США выступил выдающийся священник РПЦ, отец Серафим (Роуз). В его сочинениях была дана православная критика духовного негативизма трансперсональной психологии. Отец Серафим неоднократно предупреждал о величайшей опасности, грозящей современным исследователям и всем людям, которые вступают на путь общения с «падшими духами», с инфернальным миром. Он полагал, что работы трансперсональных исследователей «д-ра Моуди, Крукала, Осиса, и Харалдсона, Кублер-Росс, в конце концов, почти всегда служат цели распространения оккультных идей» [19, с. 122].

В России первое знакомство с теориями и исследованиями трансперсональных психологов произошло в начале 1990-х годов. В 1991 году под редакцией проф. П. С. Гуревича вышел первый сборник трудов трансперсональных психологов [20]. В середине 2000-х годов, под редакцией В. В. Майкова издана целая библиотека трансперсональной психологии (более 60-ти томов). Эти кни-

ги активно распространяются и составляют основной пласт оккультной психологии в России [21].

В это время организационно оформилась российская школа трансперсональных психологов. Ее идейные основатели - это те российские философы и психологи, которые в советский период истории нашей страны занимались исследованиями магии, колдовства, эзотерики, мировых мистических традиций.

Например, проф. П. С. Гуревич в 1980-е годы на большом фактическом материале показал, что мировые мистические традиции никогда не исчезали из культуры человечества, они постоянно воспроизводятся. В самой науке, по оценкам профессора, существует мощное мистическое ядро: мышление ученых «было нерасторжимо связано с мистицизмом... мистическая духовная традиция проникла не только в науку, но и в искусство» [22, с. 20 - 21]. Общий исследовательский прогноз профессора сводился к тому, что в конце ХХ века будет происходить «процесс нарастания мистицизма».

Действительно на рубеже ХХ - ХХ1 вв. произошел мировой оккультный поворот к возрождению языческой культуры. Сегодня в России, как и во всем мире, происходит возрождение всевозможных форм язычества, мистических традиций древности, которые перемешиваются с новейшим оккультизмом и миром виртуалистики. Все это подается как попытка создания «универсальной цивилизации». Сегодня мы, по сути, живем «в окружении сект и оккультизма» [23]. В данном процессе возрождения язычества большую роль играет трансперсональная психология.

«Новое предметное поле уже не замыкается христианской культурой, - пишет проф. П. С. Гуревич. Оно вбирает в себя такие системы мысли и восприятия, как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. Все это дает основания искать корни трансперсональной ориентации в далекой истории человечества, в шаманизме, язычестве и мировых религиях, которые явились истори-

чески первыми образцами донаучных трансперсональных практик и идеологий» [24, с. 47].

Проект развития трансперсональной психологии в нашей стране - это исключительно западная психологическая технология, интерполированная на российскую почву с целью наукообразного обоснования новой антихристианской духовности. В известном смысле, трансперсональная психология может быть рассмотрена как агрессивная консциентальная психодуховная технология по разрушению русской православной ментальности, русского национального самосознания.

Назовем имена основателей трансперсональной психологии в России: П. Гуревич, В. Демчог, В. Козлов, Л. Кроль, В. Лебедько, В. Майков, Б. Малиновский, Я. Маршак, В. Подорога, А. Ровнер, Т. Сойдла, Е. Файдыш, В. Цапкин. Некоторые из этих философов и психологов проходили стажировки в различных учебно-психологических центрах по трансперсональной психологии в США и фактически являются организаторами трансперсональных сообществ и распространителями трансперсональных идей в России.

Трансперсональная психология активно внедряется в различные сферы современного российского образования. Последователи эзотерических учений, маги, целители, экстрасенсы, биоэнергетики, гипнологи, адепты всевозможных деструктивных сект вступают в трансперсональные ассоциации и активизируют свою деятельность в российских образовательных учреждениях.

Как известно, А. Миндел и С. Гроф неоднократно были в Москве, выступали с докладами и проводили «сеансы трансперсональной психотерапии» на Психологическом факультете МГУ и в других вузах столицы. Существуют международные проекты по обучению в западных университетах наиболее способных к оккультным практикам российских студентов.

Вот каким образом лидеры российского «трансперсонального движения» оценивают деятельность трансперсональных психологов в сфере образования РФ: «по всей России возникли центры, пытающиеся наладить профессиональ-

ное образование по трансперсональной психологии и психотерапии. сегодня в России существует несколько институтов трансперсональной ориентации. в 2002 году. учреждена Ассоциация трасперсональной психологии и психотерапии. ассоциация приступила к проведению обучающих, образовательных, исследовательских программ и тренингов на всей территории России» [25, с. 397 - 398].

Трансперсоналистами отстаивается тезис о необходимости введения «тран-совых методик» в процесс обучения. Предполагается, что мистические, шаманские погружения школьников и студентов в ходе занятий будут способствовать активизации их бессознательных психических процессов. Школы и институты по замыслу трансперсональных психологов постепенно должны превратиться в трансмагические, оккультные секты, где в основе приобретения знаний будут лежать не традиционные дискурсивные методики, а новые «трансовые методы» обучения.

Трансперсональные психологи призывают все общество научиться переходить к «систематической духовной практике, включающей холотропные состояния сознания., где мы можем снова и снова выходить за обычные границы тела-эго и отождествляться с другими людьми, животными, растениями или неорганическими аспектами природы, а также с различными архетипическими существами» [26, с. 44], «сюда могли бы войти программы систематических духовных практик различной ориентации, разнообразные формы эмпирической психотерапии, обеспечивающие доступ к перинатальным и трансперсональным переживаниям, а также центры, предлагающие психоделические сеансы» [27, с. 126].

Что это, как не новоявленная практика язычества? Язычество в своем сущностном определении есть тотальное отождествлении человека с тварным миром: со скотом, растениями, всей неживой органикой бытия, а также духами и символами тварного мира, т.е. устранение субъект-объектной противоположно-

сти, посредством психологического соединения человеческого «Я» и феноменального бытия.

Христианство и научная психотерапия налагают запрет на любые формы тварно-предметного отождествления, т.е. тотального психологического растворения человеческого «Я» в природном мире. Трансперсональные психологи, наоборот, предлагают: «превратить жизнь в магию», «заставить вспомнить колдуна, мага и мудреца внутри себя», «найти в себе двойника», начать всеобщее «путешествие в другие измерения, в измененные состояния сознания», осуществлять «алхимические практики», вырабатывать «туземное мышление», входить в контакты с духами, «поддаться им, став диссоциированными» [28, с. 16 - 73], «развивать состояния медитативного сознания в повседневной деятельности» [29, с. 72].

Для теоретического обоснования и практического внедрения трансперсональных идей и психотерапевтических методов разработан целый ряд учебников и учебных пособий, проводятся всевозможные трансперсональные семинары, конференции, активизируют свою работу трансперсональные тренеры-ребеферы.

Постепенно доктрина трансперсональной психологии становится предметом изучения в различных учебных курсах.

В известных учебниках проф. П. С. Гуревича по курсам «Психологии», «Психологии и педагогики», «Философии» студентам предлагаются для изучения целые главы по трансперсональной психологии, после ознакомления с которыми, обучаемые должны сформировать устойчивое представление: трансперсональная психология - это самое актуальное, перспективное направление в современном развитии психологии как науки [30].

В учебном пособии проф. А. А. Горелова по курсу «Концепции современного естествознания» «холотропная модель сознания» С. Грофа сравнивается с «современными физическими представлениями» и фактически получает неправомерное естественнонаучное обоснование [31, с. 293 - 297].

В учебниках и монографиях проф. В.В. Козлова трансперсональная психология рассматривается как «новая наука», или «универсальная», «интегральная наука» будущего человечества. В трудах профессора представлен весь арсенал практического овладения искусством мага, колдуна, шамана, чем собственно, по мысли автора, должны заниматься все «квалифицированные» психологи [32].

Если сравнить трансперсональные методики, представленные в пособиях проф. В. В. Козлова, предлагаемые студентам психологам для изучения и практического применения, с известными признаками психических заболеваний и симптоматикой психических расстройств, то станет очевидно, что данные методики направлены на тотальную провокацию всевозможных нернопсихиче-ских патологий.

Профессор В. В. Козлов предлагает студентам посредством, разработанных им трансперсональных методик, приобретать следующие навыки:

1) «совершать путешествия в нижние миры: Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по туннелю, ведущему в преисподний мир. Ваша единственная задача - пройти по туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад.

2) превращаться в животное: Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное. Почувствуйте его движения своими движениями. Будьте этим животным. Станьте, как стоит это животное . Дайте голос своему животному. Позвольте ему полностью проявиться.

3) общаться с умершими: «попробуйте вступить на ту территорию, где находятся души ваших родственников и друзей, которые, как вы считаете, заслужили после своей смерти жизнь в верхних мирах. Встречайтесь, общайтесь, берите уроки жизни» [33, с. 56 - 67].

Психологи и педагоги должны ясно представлять, что психика обучаемых в результате применения трансперсональных методик вполне может отреагиро-

вать всевозможными психопатологическими проявлениями. Для любого врача, психолога, педагога должно быть, очевидно, что трансперсональные методики могут вызывать расстройства мышления (разорванность, бессвязанность, мен-тизм, шперрунг и т.п.), расстройства восприятия (иллюзии, галлюцинации, се-нестопатии, деперсонализация, дереализация и т.п.), расстройства эмоциональной сферы (депрессия, мания, дисфория, апатия и т.п.). Психологическая сущность указанных трансформаций психики подробно раскрыта в книге православного психиатра Д. А. Авдеева [34].

Стоит отметить, что не все известные российские психологи едины в своих оценках трансперсональной психологии. Если в учебных пособиях П. С. Гуревича, В. В. Козлова, А. А. Горелова языческая сущность трансперсональной психологии практически не рассматривается, а также не фиксируется, что «измененные состояния сознания», являющиеся основой трансперсональной психотерапевтической практики, достигаются весьма опасным для здоровья человека способом (отключением, потерей сознания), то в учебном пособии проф.

А. В. Морозова данная проблематика получает свою интерпретацию. При практическом использовании трансперсональных методик, - отмечает автор, - «измененные состояния сознания достигаются вследствие организации интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (в связи с этим нередко говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества)» [35, с. 193].

Православная психология, российская медицина и психиатрия особо подчеркивают глобальную психическую опасность всевозможных неоязыческих модернизаций в современной социокультурной практике. Ученые богословы, священники, полагают, что для любого человека наиболее лучшим будет прожить свою жизнь без встречи с невидимыми духовными сущностями, оставаясь самотождественным, целостным субъектом в видимом, объективном мире. Также и всем психиатрам давно известно, что любое разотождествление человеческого «Я», на практической реализации которого настаивают трансперсо-

нологи, патологизирует и деперсонализирует психику. Трансперсональный выход за эмпирические пределы «Я», как правило, провоцирует «оккультные психосоматические заболевания».

Феномен «оккультных болезней» (болезней, возникающих в результате оккультного воздействия на психику человека) описан в трудах известного отечественного ученого, доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия (Берестова) [36].

Трансперсональные психологи настаивают на принципиальной необходимости формирования всеохватывающего транссознания, трансперсонального, оккультного мировоззрения, на расширении практик трансовых технологий (главное - визуализация духов, т.е. провокация галлюцинаторного опыта) в различных сферах социальной жизни и, в первую очередь, в сферах образования и психотерапевтической практике.

В трансперсональной психологии разрабатывается антихристианская и квазинаучная концепция психической и социальной стабильности жизни людей в дохристианских, языческих культурах прошлого. Постулируется тезис о психологических и духовных преимуществах язычества по сравнению с христианством.

Современный «Трансперсональный образовательный проект» предусматривает, по мысли его основателей, тотальный пересмотр мировой философии, всех религий и всех психологических учений. Предполагается устранить понятия социально-психологической нормы и патологии, вменяемости и невменяемости, где неврозы, психозы, мистические откровения, ясновидение, галлюцинаторный опыт будут соединены в общем потоке «надличностного видения». Планируется создать универсальную «трансперсональную антропологию», обосновывающую новый антропологический тип «homo transendus». Более того, трансперсональная психология осмысливается как пересмотр всей науки в целом, как новая интегральная оккультно-научная парадигма.

Трансперсональные психологи по мере изучения глубин психического мира человека не ставят принципиально важного вопроса о соотношении различных типов духовности. Основным недостатком в исследованиях трансперсональных психологов явилось не различение духовных пластов «трансовой» или вернее метафизической, духовной реальности. Христос и сатана в трансперсональной психологии рассматриваются как слитные, нераздельные архетипы бытия, которые символизируют два равных начала мироздания. Все божества и духи различных культур и религий, весь духовный мир объявляется в трансперсональной психологии духовно единым «трансовым пространством», практическая интеграция в которое тотально всех людей составляет конечную цель мирового «трансперсонального проекта».

В трансперсональной психологии отсутствует различение деструктивной и позитивной духовности. Знания и видения, полученные оккультными, магическими, спиритическими, медитативными, трансовыми способами и знания, полученные в христианских религиозных, молитвенных, литургических, сакральных практиках трансперсоналистами были объявлены системой общего, единого трансового знания. Все магические, оккультные, эзотерические знания и видения с точки зрения трансперсоналистов имеют терапевтический эффект и должны послужить делу оздоровления и просвещения общества.

Таким образом, постепенно сознание духовно неопытных людей приучается к мысли о том, что оккультных феноменов бояться не следует, что никаких «злых духов» нет и быть не может, а есть лишь единая духовная реальность, встреча с которой обязательно поможет человеку. Исторически для носителей христианского сознания и для современных православных ученых всегда было абсолютно ясно и понятно, что «магические знания есть шифр ада» [37, с. 449].

Термин «оккультный» в духовном и психологическом смысле, с точки зрения православной психологии, буквально означает именно то, что относится к запрещенному Божиим Откровением общению людей с невидимыми духами и силами. Противоположными «оккультному» являются термины «духовный» и

«религиозный», которые относятся к разрешенным Богом контактам с благодатными, невидимыми духовными явлениями. Этот контакт происходит при полном сохранении критической функции сознания и сознательного фиксирования посюсторонней, а не потусторонней реальности.

Православная молитвенно-литургическая практика Богообщения решительно запрещает всевозможные психологические формы визуализации, галлюцинаторного, слухового, тактильного, мыслительного, обонятельного и других инфернальных методов духообщения и духовидения. Аналогичным образом научная психиатрия трактует вышеназванные формы как явную симптоматику психических расстройств: акцентуированности, ментизма, сенестопатии, фо-бийности, деперсонализации, суицидальности и др.

В оккультизме нет ответа об источнике духовного озарения. Оккультизм всегда смешивает различные пласты духовности и не ставит вопроса о подмене духовного видения, об ошибочности духовных состояний. В Православии существует практика различения духов. Православие признает наличие «духовной войны» внутри духовного мира, которая и есть источник противоборства в мире материальном, социально-историческом.

Вот какие духовные характеристики оккультизму дают видные деятели православной культуры. «Оккультизм - это область или вотчина дьявола», а «посвященный в оккультное знание . есть вошедший в контакт с инфернальным -сатанинским - миром» [38, с. 11 - 15]; «там, где все прочие мистики претерпевают от приближения к сатане повреждение душевных сил, - там присягнувший на верность дьяволу, давший клятву быть преданным ему душой и телом, обычно получает от него великие оккультные дарования» [39, с. 22]; «Колдун -маг - целитель - оккультист по канонам Православной Церкви приравнивается к человекоубийце! Да, колдун, будь то маг, экстрасенс или иной оккультист совершает грех равный человекоубийству. Почему так строго? Потому, что оккультист покушается на душу человека» [40, с. 58].

В настоящее время, с одной стороны, усиливаются процессы космополитической либерализации, денационализации и дехристианизации российского этнокультурного пространства. С другой стороны, в России происходит процесс возвращения русского народа к христианским культурным ценностям и возрождения русского национального самосознания. Столкновение этих процессов находит свое выражение в трудах отечественных психологов, философов и педагогов, которые выступают с позиций критики всевозможных западных проектов модернизации нашей страны. Противостояние деструктивным психологопедагогическим технологиям, забрасываемым в Россию с Запада, можно обнаружить в трудах православных ученых.

Православные психиатры Д. А. Авдеева и В. К. Невярович отмечают: «В настоящее время в психологии набирает силу четвертая «волна». Это так называемая трансперсональная психология. Ее адепты предлагают с помощью гипервентиляции (усиленного дыхания), гипноза, специально подобранной музыки и применения некоторых психотропных препаратов осуществлять «очищение души». Губительность и мерзость этой бесовской новинки даже не хочется комментировать» [41, с. 244 - 245].

В. К. Невярович обращает внимание на отстраненность современной медицины от духовных проблем. «К сожалению, и в наши дни официальная медицина не разделяет душевные недуги от духовных. и многих бесноватых людей пытается лечить, то инсулином, то гипнозом, то химическими препаратами, а в последнее время еще и оккультными методами (медитация, метод Станислава Грофа и пр.)» [42, с. 148].

Известный православный ученый, один из крупнейших специалистов по изучению тоталитарных сект В. М. Чернышев определяет трансперсональную психологию как «наукообразное оккультное учение, делающее упор на психофизиологическую практику». Согласно исследователю, трансперсональная психология:

• может быть рассмотрена как «часть идеологии движения «Нью-эйдж»;

• по своему мировоззренческому истоку эта психология принадлежит к «неоиндуистской оккультной группе»;

• в культурно-историческом аспекте, изучаемая психология, является одной из многочисленных модификаций «синкретического неоязычества»;

• трансперсональная психология есть «разновидность течения психофизиологической мистики» [43, с. 19 - 22].

В. М. Чернышев приводит факты отрицательных психофизиологических последствий для здоровья людей, практикующих различные оккультные методы психотерапии, медитативные практики, которые обобщены и систематизированы в трансперсональной психологии.

«В. матрице неоиндуистско-оккультных групп упор делается на практику перестройки своего организма, и поэтому данное направление чревато необратимы последствиями для здоровья. Человек становится открытым объектом для влияния потусторонних духов и способен так нарушить ход своих биологических процессов, что ни один врач не будет в состоянии понять, что с ним случилось. Сюда можно отнести различные виды йоги (хатха-йога, раджа-йога, мантра-йога, к которой примыкают кришнаизм и «трансцендентальная медитация», даосская йога, или мистический даосизм), «методы тибетского буддизма», методы Всемирного белого братства» О. Айванхова, терапию С. Грофа с применением наркотиков и дыхательных упражнений по его методикам .

Обычно используются следующие методы, приводящие к «прорыву» в невидимый мир: движение тела, фиксированные позы, задержка дыхания, способы воздействия на распределение крови и локализацию энергетических процессов в организме, визуализация (это метод работы с воображением, когда человек, закрыв глаза, пытается нарисовать в темноте перед глазами какой-либо образ, так что со временем он может научиться видеть воображаемое совершенно ярко и отчетливо), метод «сенсорной депривации» (создания такой ситуации, когда полностью отключаются внешние раздражители, что «способствует «отвер-зению чувств» в невидимый мир) и использование наркотиков» [44, с. 20 - 22].

Приведем некоторые психотехнологические приемы, которые активно практикуются в основной трансперсональной методике - ребефинг.

Трансперсональные психологи (С. Гроф и др.) начинают свою «работу» с постепенной подготовки пациентов к полному отключению сознания. Различными способами - от аутотренингов и дыхательных упражнений, до ментальных искажений реальности и потери пространственно-временного восприятия (например, «сенсорная депривация», «гипнотическое внушение»), пациента готовят к трансовому, шаманскому выходу за пределы реальности.

Тренеры-ребефер вначале укладывают человека на пол, включают расслабляющую музыку, затем посредством активного насыщения мозга кислородом (учащенное дыхание), либо сокращением поступления кислорода в мозг (замедленное дыхание) опрокидывает психику человека в абсолютное бессознательное состояние, в котором возникают оккультные видения. Причем, отключение сознания иногда сопровождается легким нажатием рукой ребефера пациенту в область «солнечного сплетения». Во время попадания психики человека в неосознаваемое, бесконтрольное состояние «опытный ребефер», обладающий техниками гипноза, производит суггестивную агрессию (внушение) и в результате пациент начинает вхождение в трансреальные пространства видений, галлюцинаций. Как правило, тело человека в данный момент сотрясается в конвульсиях, ноги и руки бьются об пол, которые ребефер слегка придерживает. Применяются и другие способы выведения психики человека из реальности.

Особо отметим: практически всем врачам, психологам, социальным, педагогическим работникам хорошо известно, что любое выведение психики в бессознательное состояние, насильственное отключение деятельности мозга вызывает, как правило, серьезные психосоматические и психические патологии. Даже однократное «отключение сознания» человека может привести к необратимым психофизиологическим последствиям.

Вот как описывает исследователь психофизиологические реакции организма человека во время проведения методики «ребефинга».

«За счет глубокого частого дыхания наступает эффект гипервентиляции - в крови значительно понижается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно тоже происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. Наступает торможение коры головного мозга и активизируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания» [45].

«Методы трансперсональной психологии, - отмечает проф. Б. С. Братусь, -рассчитаны на то, чтобы фактически вломиться с черного хода в духовное пространство и сразу, в течение нескольких сеансов, сломив естественные защитные силы, получить доступ к его богатствам. Поэтому., ворвавшись туда чужаком и на короткое время в состоянии одурманенности наркотиком, гипнозом или усиленным дыханием, человек берет без разбора все, что попадается, все, что привлечет сейчас его внимание. Но если. принимать духовное пространство как особую реальность, то надо знать, что пространство это отнюдь неоднородно, в нем присутствуют силы разных оттенков, в нем есть Свет и тьма, структура того и другого и, беря что попадая, лишь бы это было «духовным», мы можем нанести непоправимый. вред своему развитию» [46, с. 39 - 40].

Когда в России в конце 1980-х - начале 1990-х гг. появились первые практические последователи методик «холотропного дыхания», так сразу же исследователи стали констатировать тяжелые патологии, как во время проведения сеансов ребефинга, так и после них.

Врач и психолог Д. А. Димитрук приводит следующие факты: «Уже появились неофициальные группы, применяющие метод Грофа. В наш центр попадают больные, состояние которых ухудшилось на занятиях в так называемых оздоровительных группах. Например, одному энтузиасту дыхательного метода стал каждый день являться пророк Магомед. Негде было скрыться от его все-

видящего ока. Мы едва спасли этого человека от лечения в психиатрической больнице... Я сам видел женщину, у которой после двух сеансов такого “лечения” развилась тяжелейшая экзема: на руках появились красные точки, которые через несколько дней превратились в кровоточащие язвы - на коже не осталось здорового места» [47].

Сеансы «холотропной психотерапии» неоднократно заканчивались смертью пациентов. Так, в апреле 2000 года в США 10-летняя Candace Newmaker ^ончалась во время проведения так называемой «ребефинг терапии». Суд по этому делу обвинил приемную мать Candace и двух психотерапевтов, работавших по трансперсональной методике [48]. Подобные случаи летальных исходов людей, обращавшихся к трансперсональным психотерапевтам, регистрировались в различных штатах США. Критики методов трансперпсонального лечения точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов. В результате расследования данных обстоятельств Губернатор Билл Оуэн (штат Колорадо) подписал принятый закон, который запрещает использование метода «ребефинг терапии». Подобный закон был принят также в Северной Каролине [49].

Поведем небольшой итог. Очевидно, трансперсональная психологическая доктрина по своей идеологической направленности является аксиологической инверсией по дестабилизации духовного и психологического состояния российского общества, а также и деструктивной психомистической теорией, направленной на разрушение здоровья российских граждан и на деградацию российской системы образования.

Для отечественных психологов и педагогов должно быть ясно, что если методики трансперсональной психологии станут активно внедряться в российское образование, то занятия в учебных заведениях во многом будут напоминать крайне опасные для психического здоровья граждан и запрещенные оккультные «психотерапевтические сеансы» Г. Гробового, П. Глоба, Д. Давиташвили, В.

Кандыба, А. Кашпировского, С. Лазарева, Г. Малахова, Ю. Лонго, Ю. Тарасова, А. Чумака.

Объективные социологические исследования показывают невостребован-ность в нашей стране оккультных методов психотерапии: «По социологическим опросам, до 80 % россиян считают себя православными христианами, и, безусловно, они с большим доверием обращались бы за психологической помощью к тем психологам и психотерапевтам, которые разделяли бы их мировоззренческие позиции» [50, с. 45].

Известно: трансперсональная психология основывает свою методологию на модификации восточных медитативных практик; православная психология ставит в основу психотерапии молитвенную практику. Так чем же отличается молитва от медитации?

С точки зрения проф. В. В. Козлова молитва и медитация не имеют принципиальных различий. Он полагает, что мистические традиции христианства «включают медитативные молитвы». Более того, согласно В. В. Козлову, «Медитация на Иисусе или Иисусовой молитве становится главным направлением восточной ортодоксальной практики . Медитативное поклонение Марии также широко распространено в Европе» [51, с. 126 - 127].

В действительности дело обстоит иначе: молитва и медитация - две принципиально разные духовные практики. Наиболее глубинное, сущностное проникновение в проблему соотношения молитвы и медитации было осуществлено экспериментально русскими православными учеными. В Психоневрологическом институте им. В. Н. Бехтерева исследовались состояния человека во время молитвы и медитации. Речь шла о работе мозга. О сути открытия рассказывает один из его авторов проф. В. Б. Слезин.

«Мы пригласили настоятеля одного из монастырей и записали его электроэнцефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии православного священнослужителя электроэнцефалограмма показала полное выключение коры мозга. Че-

ловек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании.

Мы назвали этот феномен четвертым состоянием человека. До нашего открытия наука знала три состояния человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно состояние - полное отключение коры головного мозга при полном сознании. Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеку, человеческому организму, как и три ранее известных нам. когда в жизни человека по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы. Во время настоящей молитвы происходит уход от реальности. Что приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологий, человек способствует своему выздоровлению. Четвертое состояние - это путь к гармонии.

Доктор биологических наук, профессор Валерий Слезин обнаружил, что частота альфа- и бета- ритмов биотоков коры головного мозга у молящегося православного священника замедляется в 3 - 10 раз и становится такой, как у двухтрех месячных младенцев. С точки зрения нейрофизиологии, молящиеся люди становятся, в буквальном смысле слова, как младенцы. При этом молящиеся полностью сохраняют и контролируют свое сознание, отмечает профессор В. Слезин. Совсем другая картина наблюдается в мозгу во время медитации - частота альфа-ритма, наоборот, возрастает - как будто человек решает сложную задачу. Приходил ко мне один человек, постоянно практиковавший медитацию и даже основавший духовную школу. Я попросил его прочитать «Отче наш». На энцефалограмме пошли разряды, как перед эпилептическим припадком. «Выходит, Бог против медитации, - сказал я тогда. Через некоторое время этот человек позвонил и сказал, что перестал заниматься медитацией, стал ходить в церковь» [52, с. 498 - 499].

Понимая, что носители православного мировоззрения русского народа, православной ментальности, православных традиций будут оказывать духовное и практическое сопротивление трансперсональной идеологии, адепты данного учения применяют способы фальсификации первооснов русской духовной культуры, русской православной цивилизации.

Российские трансперсональные психологи фокус своих исследований сегодня сосредотачивают на изучении так называемого ими «трансперсонального мировоззрения русского народа». Обосновывается этот выдуманный тип мировоззрения, как некоторое тотальное единство совокупного мистического опыта русской культуры, где смешиваются “шаманизм, язычество, исихазм, Достоевский и Толстой, русская религиозная философия, теософия, антропософия, «четвертый путь» Г. И. Гурджиева, русский космизм» [53, с. 292]. Причем, полагают трансперсоналисты, одним из корней «российской трансперсональной традиции. является русское православие» [54, с. 290], что есть намеренное искажение подлинной исторической реальности.

Более того, трансперсональные психологи заявляют о мировоззренческом, «трансперсональном единстве» христианства, язычества и неоязычества. Здесь видна попытка ввести в заблуждение духовно неопытных людей.

В действительности мировоззрение русского народа за последнее тысячелетие было и есть мировоззрение православное, которое активно противостоит языческому, оккультному мировоззрению. Никакого единства православного мировоззрения и языческого никогда не было. Исихазм есть прямая противоположность шаманизму. Православный писатель, «почвенник» Ф. М. Достоевский всегда был и будет прямой противоположностью отлученных от РПЦ теософов Е. П. Блаватской, Н. К. Рериха и богоборца Л. Н. Толстого.

Таким образом, психолого-педагогический анализ трансперсональной психологии, ее нравственная и духовная оценка, приведенная в работах православных ученых, позволяет выделить в ней наиболее существенные психологические и социальные деструкции:

• трансперсональную психологию можно определить как неоязычекую психорелигию, которая ставит своей задачей мировоззренческую трансформацию традиционных религий в неошаманскую мистическую культуру;

• методы трансперсональной психологии, направленные на изменение сознания, связаны с психофизическим насилием над личностью человека;

• трансперсональная психотерапия является оккультной практикой, в результате которой подавляется воля человека, изменяются его убеждения, рушится шкала прежних духовных ценностей;

• пациент, попадающий в “измененные состояния сознания”, кроме совершения смертных грехов и участия в языческих ритуалах, нередко отрекается от Христа и участвует в поклонении сатанинских силам;

• конечная цель трансперсональной практики - такое изменение психики человека, которое может рассматриваться как “смерть души”, возможно, необратимая;

• трансперсональная методология синтезирует в себе различные оккультногипнотические методы, которые активно используются в практике тоталитарных сект, молодежных субкультур и различных экстремистских организаций;

• в целом трансперсональная психология, практикующаяся в России, направлена на слом христианской ментальности, на неоязыческое перекодирование охристовленной души русского человека;

• развитие трансперсональной психологии в России подрывает духовнонравственные, культурные основы русского и других народов, повышает гип-набельность населения и является реальной угрозой духовной и национальной безопасности страны.

Трансперсональная психология имеет все признаки религиозного направления псевдопедагогической ориентации. «Основным признаком псевдопедагоги-ческих культов, - отмечает священник, - является стремление внедрить в систему образования Российской Федерации якобы новейшие методы обучения, на

самом деле ставящие своей целью отсечение молодежи от отечественной культуры и созидательных традиций, пропагандирующие оккультизм и магию, разрушающие созидательные общественные структуры и здоровую духовность людей» [55, с. 312].

Сегодня вполне определенно можно утверждать, что в процессе модернизации отечественного образования сложились три конкурирующие образовательные модели.

Во-первых, это позитивистская образовательная модель - система атеистической педагогики, отличающаяся воинствующим атеизмом и крайним материалистическим догматизмом.

Во-вторых, это образовательная модель возрожденного оккультизма: валь-дорфская педагогика, валеология, НЛП-педагогика, психоанализ, парапсихология, астрология, гипнотехнологии, биоэнергетика, трансперсональная психология и др.

В-третьих, это образовательная модель, основанная на традиционных ценностях русской православной культуры и сочетающая светские гуманитарные знания со знаниями теологическими и религиозно-историческими [56].

Здесь важно обозначить точку зрения православных психологов на сущность образования: «само «образование» в глубинном своем смысле имеет отношение в первую очередь к образу Божьему в человеке, что конечная цель образования и есть реализация и конкретизация этого образа в каждом человеке. Но также важно, что данный образ не является абстрактным, выдуманным идеалом, он реален, ибо уже был однажды реализован в истории - в личности Иисуса Христа, в его всесовершенном характере» [57, с. 121].

В развитии современной отечественной психологии и педагогики имеются два пути: либо продолжать следовать за оккультными психолого-педагогичес-кими направлениями, либо последовать за православной психологией и педагогикой, которые, как показывают исследования, не противоречит научным достижениям.

Постфрейдистская психология, представленная в своем крайнем варианте через трансперсональную психологию, реализует разрушительный образовательный проект, в котором устраняются традиционно нравственные и научные подходы к системе образования в целом. Отказаться от исторических форм нравственности, заменить традиционную нравственность человечества неоязы-ческими психологическими технологиями, придать науке оккультное содержание - вот тот путь социально-психологической деградации, на котором выстраивается современная трансперсональная психология.

«Христианская православная психология пока только возрождается. Какой путь изберет отечественная психологическая наука. Вопрос этот остается открытым» [58]. Какой образовательный проект будет востребован в будущем развитии отечественного образования пока не ясно. Но совершенно очевидно, что «трансперсональный проект» оккультной модернизации российского образования требует дальнейшего научного исследования как со стороны различных экспертных советов - юридических, медицинских, психологических, педагогических, так и духовно-нравственной оценки со стороны российских общественных и религиозных организаций.

Список литературы

1. См.: Майков В. В., Козлов В. В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т. I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. 350 с.; Т. II. Российский трансперсональный проект. М., 2007. 424 с.

2. См.: Данилин А. Г. Homo servus: человек зависимый. М.: Зебра Е, 2009. 576 с.; Чернышев В. М. Сектоведение. Ч. 2. Общество любителей православной литературы. Издательство им. Свт. Льва, папы Римского. Киев. 2008.

3. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии: Монография. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2012. 252 с.

4. См.: Авдеев Д. А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. 3-е изд. Испр. и прераб. М.: «МБЦ Преподобного Серафима Саровского», «Омега», 2007. 544 с.; Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2008. 484 с.; Добросельский П. В. Общие аспекты православной психологии. 2-е изд. Испр. и доп. М.: Грифон, 2011. 336 с.; Зенько Ю. М. Психология и религия. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2009. -552 с.; СПб., 2009; Невярович В. К. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. Изд. 2-е. М.: «Русский Хронограф», 2000. 320 с.; М., 2000; Силуянова И. В. Антропология болезни. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 304 с.

5. Шеховцова Л. Ф. Принцип антропологизма в современной психологии и христианской антропологии // Г осударство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 211 - 222.

6. Шеховцова Л. Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. 187 с.

7. Доклад комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований на Президиуме РАН 16 марта 1999 г. Режим доступа: ЦКЪ: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/5_99/10_KRUG.htm- (дата обращения: 4.11.2012).

8. См. об этом: Протоиерей Михаил (Дронов). Православная аскетика и психоанализ //Альфа и Омега. - 1998. - № 2 (16). - С. 249 - 275; Антоний (Логинов) игумен. Психоанализ сквозь призму оккультной психологии (Опыт богословского и религиозно-философского исследования) // Альманах. Вып. 2. Н. Новгород, 2003. С. 86 - 134.

9. См.: Миндел А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь / А. Миндел; Пер. с англ. А. Кисилева. М.: ООО «Издательство» АСТ» и др., 2004. 348 с.; Его же. Кома: Ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом / А. Миндел; Пер. с англ. В.В. Самойлова. М.: АСТ и др., 2005. 284 с.; Его же. Тело шамана. Новый шаманизм для

преображения здоровья, межличностных отношений и общества / А. Миндел; Пер. с англ. М. Ошуркова. М: ООО «Издательство» АСТ» и др., 2004. 113 с.

10. См.: Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя: Руководство по личностному росту через кризис трансформации / К. Гроф, С. Гроф; Перв. С англ. А Ригина, А. Кисилева. М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2003. 347 с.

11. Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. М.: ООО «Издательство» АСТ» и др., 2002. 248 с.

12. Зенько Ю. М. Психология и религия. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2009. 552 с.

13. Грачева Т. В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань: Зерна, 2009. 400 с.

14. Токарев Д.В. Трансперсональная психология: объединение науки и дви-

жения «Нью-Эйдж». Духовная опасность трансперсональной психологии. [ПСТГУ], 2007. Режим доступа: URL: http://www.k-

istine.ru/occultism/grof/grof_tokarev.htm (дата обращения: 3.11.2012).

15. Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследо-ванию и терапии / Станислав Гроф, Кристина Гроф; [пер. с англ: А. Киселев]. М.: Беловодье, 2010 - 320 с.

16. Фрейд З. Статьи о кокаине / Пер. с англ. Ю. Донца. СПб.: Издательская группа «Азбука классика», 2010. 160 с.

17. Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М.: Издатель АКИМОВА, 2005. 279 с.

18. Токарев Д. В. Цит. соч.

19. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. К.: Типография КиевоПечерской Лавры, 2010. 272 с.

20. См.: См.: Жизнь после смерти / под ред. проф. Гуревича П. С. М.: Советский писатель. Олимп, 1991. 320 с.

21. См.: Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой под общей ред. А. Дягтерева. Третье изд. М.: Институт

Трансперсональной Психологии, Издательство Института Психотерапии, 2000.

- 504 с.; Гроф. С. Психология будущего / С. Гроф; Пер. с англ. С. Офертаса и О. Цветковой. - М: ООО «Издательство» АСТ» и др. 2003. - 458 с.; Уилберн К. Интегральная психология: Сознание, дух, Психология, Терапия / К. Уилберн; Пер. с англ. Под ред. А. Кисилева. М: ООО «Издательство» АСТ» и др. 2004. 412 с.; Уолш Р. Основания духовности: Семь главных практик для пробуждения сердца и ума. Пер. с англ. А. Кисилева. М: ООО «Издательство» АСТ» и др. 2004. - 381 с.; Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г. Т. Хант; Пер. с англ. А. Кисилева. М: ООО «Издательство» АСТ» и др., М. 2004. 555 с.

22. Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм?: Критич. очерки. М.: Политиздат, 1984. 302 с.

23. См.: Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Издательство «Христианская библиотека». Нижний Новгород. 2006. 813 с.; Адливанкин И. А. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. М.: Издательство Душепопечительного Православного Центра Св. прав. Иоанна Кронштадского. 2004. 560 с.

24. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. М.: Проект,

2004. 352 с.

25. Майков В. В., Козлов В. В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. М: ООО «Издательство» АСТ» и др., М. 2004. 454 с.

26. Гроф. С. Космическая игра.

27. Там же.

28. Миндел А. Тело шамана.

29. Козлов В. В. Трансперсональная психология: учебное пособие / В. В. Козлов. М.: Эксмо, 2010. 512 с.

30. См.: Гуревич П. С. Философия: Учебник для психологов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство

НПО «МОДЕК», 2004. 1128 с.; Его же. Психология: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 320 с.

31. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М.: ООО «Издательство Астрель». 2003. 380 с.

32. См.: Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.; Его же. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 384 с.; Козлов В. В., Карамышев А. А. Онтология шаманизма. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. 366 с.

33. Козлов В. В. Трансперсональная психология: учебное пособие.

34. См.: Авдеев Д. А. Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям. Конспект лекций. М.: Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. 2010. 272 с.

35. Морозов А. В. История психологии: учебное пособие для вузов / А. В. Морозов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003. 288 с.

36. См.: Иеромонах Анатолий (Берестов). Грех, болезнь, исцеление. М., 2003; Его же. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. М., Даниловский благовестник, 2005. 528 с.

37. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. 463 с.

38. Иеромонах Анатолий (Берестов). Православие и теософское учение о карме, или кармическая дьяволиада. М.: Центр Св. прав. Иоанна Кронштадско-го. 2006. 272 с.

39. Каббала - заговор против Бога. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. 319

с.

40. Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, Алевтина Печерская. Под маской Православия нередко скрываются колдуны,

экстрасенсы и псевдоправославные секты. М.: Душепопечительский Православный центр Св. прав. Иоанна Кронштадского. 2006. 446 с.

41. Авдеев Д. А., Невярович В. К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М.: «Русский Хронограф», 2005. 512 с.

42. Невярович В. К. Указ. соч.

43. Чернышев В. М. Указ. соч.

44. Там же.

45. Миры и мифы трансперсональной психологии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.scorcher.ru/mist/original/answer.htm (дата обращения 2.11.2012).

46. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995. 236 с.

47. Димитрук М. А. Глубокое дыхание и ЛСД. Где искать здоровье? Рай и ад - внутри нас [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://a-nomali-

a.ru/ (дата обращения 3.11.2012).

48. Candace Elizabeth Newmaker (born Candace Tiara Elmore, November 19,

1989 - April 18, 2000) was a victim of child abuse, killed during a 70-minute attachment therapy session to allegedly treat reactive attachment disorder. Режим доступа: URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Candace_Newmaker (дата обращения

28.10.2012).

49. Молчанов Ю. Холотропное дыхание и Станислав Гроф. - Режим доступа: URL: http://www.scorcher.ru/art/mist/psychedelia/psychedelia13.php (дата обращения 28.10.2012).

50. Зенько Ю. М. Указ. соч.

51. Козлов В. В. Трансперсональная психология.

52. Цит. по кн.: Забегайло О. Н. Духовное понимание истории. Серия.: «История мироздания в свете православного вероучения и научных фактов». Книга

2. М.: Серебряные нити, 2009. 848 с.

53. Майков В. В., Козлов В. В. Указ. соч.

54. Там же.

55. Хвыля-Олинтер А. И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. М., «Дар», 2008. 640 с.

56. См.: Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. - СПб.: Апостольский город. 2005. 636 с.

57. Зенько Ю. М. Указ. соч.

58. Авдеев Д. А. Очерки православной психотерапии..

References

1. Sm.: Maykov V. V., Kozlov V. V. Transpersonal'nyy proekt: psikhologiya, antropologiya, dukhovnye traditsii. T. I. Mirovoy transpersonal'nyy proekt. M., 2007. 350 s.; T. II. Rossiyskiy transpersonal'nyy proekt. M., 2007. 424 c.

2. Sm.: Danilin A. G. Homo servus: chelovek zavisimyy. M.: Zebra E, 2009. 576 s.; Chernyshev V. M. Sektovedenie. Ch. 2. Obshchestvo lyubiteley pravoslavnoy literatury. Izdatel'stvo im. Svt. L'va, papy Rimskogo. Kiev. 2008.

3. Shekhovtsova L. F., Zen'ko Yu. M. Elementy pravoslavnoy psikhologii: Monografiya. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo Podvor'ya Svyato-Troitskoy Sergievoy Lavry. 2012. 252 s.

4. Sm.: Avdeev D. A. Ocherki pravoslavnoy psikhoterapii. V pomoshch' strazhdushchey dushe. 3-e izd. Ispr. i prerab. M.: «MBTs Prepodobnogo Serafima Sarovskogo», «Omega», 2007. 544 s.; Gostev A. A. Psikhologiya i metafizika obraznoy sfery cheloveka. M.: Genezis, 2008. 484 s.; Dobrosel'skiy P. V. Obshchie aspekty pravoslavnoy psikhologii. 2-e izd. Ispr. i dop. M.: Grifon, 2011. 336 s.; Zen'ko Yu. M. Psikhologiya i religiya. 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Rech', 2009. - 552 s.; SPb., 2009; Nevyarovich V. K. Terapiya dushi. Cvyatootecheskaya psikhoterapiya. Izd. 2-e. M.: «Russkiy Khronograf», 2000. 320 s.; M., 2000; Siluyanova I. V. Antropologiya bolezni. - M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2007. 304 s.

5. Shekhovtsova L. F. Printsip antropologizma v sovremennoy psikhologii i khristianskoy antropologii // Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2009. № 3. S. 211 - 222.

6. Shekhovtsova L. F. Dusha i telo v pravoslavnoy psikhologii: psikhofiziologicheskie aspekty vzaimootnosheniy. - SPb.: Izd-vo RKhGA, 2011. -187 s.

7. Doklad komissii po bor'be s lzhenaukoy i fal'sifikatsiey nauchnykh

issledovaniy na Prezidiume RAN 16 marta 1999 g. Rezhim dostupa: URL: http://www.philosophy.nsc.ru/joumals/philscience/5_99/10_KRUG.htm- (data

obrashcheniya: 4.11.2012).

8. Sm. ob etom: Protoierey Mikhail (Dronov). Pravoslavnaya asketika i psikhoanaliz //Al'fa i Omega. - 1998. - № 2 (16). - S. 249 - 275; Antoniy (Loginov) igumen. Psikhoanaliz skvoz' prizmu okkul'tnoy psikhologii (Opyt bogoslovskogo i religiozno-filosofskogo issledovaniya) // Al'manakh. Vyp. 2. N. Novgorod, 2003. C. 86 - 134.

9. Sm.: Mindel A. Sila bezmolviya: Kak simptomy obogashchayut zhizn' / A. Mindel; Per. s angl. A. Kisileva. M.: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr., 2004. 348 s.; Ego zhe. Koma: Klyuch k probuzhdeniyu. Samostoyatel'naya rabota nad soboy: Vnutrennyaya rabota so snovidyashchim telom / A. Mindel; Per. s angl. V.V. Samoylova. M.: AST i dr., 2005. 284 s.; Ego zhe. Telo shamana. Novyy shamanizm dlya preobrazheniya zdorov'ya, mezhlichnostnykh otnosheniy i obshchestva / A. Mindel; Per. s angl. M. Oshurkova. M: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr., 2004. 113 s.

10. Sm.: Grof K., Grof S. Neistovyy poisk sebya: Rukovodstvo po lichnostnomu rostu cherez krizis transformatsii / K. Grof, S. Grof; Perv. S angl. A Rigina, A. Kisileva. M.: OOO «Izdatel'stvo AST» i dr., 2003. 347 s.

11. Grof S. Kosmicheskaya igra: Issledovanie rubezhey chelovecheskogo soznaniya. M.: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr., 2002. 248 s.

12. Zen'ko Yu. M. Psikhologiya i religiya. 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Rech', 2009. 552 s.

13. Gracheva T. V. Nevidimaya Khazariya. Algoritmy geopolitiki i strategii taynykh voyn mirovoy zakulisy. Ryazan': Zerna, 2009. 400 s.

14. Tokarev D.V. Transpersonal'naya psikhologiya: ob"edinenie nauki i

dvizheniya «N'yu-Eydzh». Dukhovnaya opasnost' transpersonal'noy psikhologii. [PSTGU], 2007. Rezhim dostupa: URL: http://www.k-

istine.ru/occultism/grof/grof_tokarev.htm (data obrashcheniya: 3.11.2012).

15. Grof S., Grof K. Kholotropnoe dykhanie: novyy podkhod k

samoissledovaniyu i terapii / Stanislav Grof, Kristina Grof; [per. s angl: A. Kiselev]. M.: Belovod'e, 2010 - 320 s.

16. Freyd Z. Stat'i o kokaine / Per. s angl. Yu. Dontsa. SPb.: Izdatel'skaya gruppa «Azbuka klassika», 2010. 160 s.

17. Akimov O. E. Pravda o Freyde i psikhoanalize. M.: Izdatel' AKIMOVA,

2005. 279 s.

18. Tokarev D. V. Tsit. soch...

19. Ieromonakh Serafim (Rouz). Dusha posle smerti. K.: Tipografiya Kievo-Pecherskoy Lavry, 2010. 272 s.

20. Sm.: Sm.: Zhizn' posle smerti / pod red. prof. Gurevicha P. S. M.: Sovetskiy pisatel'. Olimp, 1991. 320 s.

21. Sm.: Grof S. Za predelami mozga. Per. s angl. A. Andrianova, L. Zemskoy, E.

Smirnovoy pod obshchey red. A. Dyagtereva. Tret'e izd. M.: Institut

Transpersonal'noy Psikhologii, Izdatel'stvo Instituta Psikhoterapii, 2000. - 504 s.; Grof. S. Psikhologiya budushchego / S. Grof; Per. s angl. S. Ofertasa i O. Tsvetkovoy. - M: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr. 2003. - 458 s.; Uilbern K. Integral'naya psikhologiya: Soznanie, dukh, Psikhologiya, Terapiya / K. Uilbern; Per. s angl. Pod red. A. Kisileva. M: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr. 2004. 412 s.; Uolsh R. Osnovaniya dukhovnosti: Sem' glavnykh praktik dlya probuzhdeniya serdtsa i uma. Per. s angl. A. Kisileva. M: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr. 2004. - 381 s.; Khant G. O prirode soznaniya: S kognitivnoy, fenomenologicheskoy i

transpersonal'noy tochek zreniya / G. T. Khant; Per. s angl. A. Kisileva. M: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr., M. 2004. 555 s.

22. Gurevich P. S. Vozrozhden li mistitsizm?: Kritich. ocherki. M.: Politizdat, 1984. 302 s.

23. Sm.: Dvorkin A. L. Sektovedenie. Totalitarnye sekty. Izdatel'stvo «Khristianskaya biblioteka». Nizhniy Novgorod. 2006. 813 s.; Adlivankin I. A. Nashestvie. V okruzhenii sekt i okkul'tizma. M.: Izdatel'stvo Dushepopechitel'nogo Pravoslavnogo Tsentra Sv. prav. Ioanna Kronshtadskogo. 2004. 560 s.

24. Gurevich P. S. Psikhologiya i pedagogika. Uchebnik dlya vuzov. M.: Proekt, 2004. 352 s.

25. Maykov V. V., Kozlov V. V. Transpersonal'naya psikhologiya: Istoki, istoriya, sovremennoe sostoyanie. M: OOO «Izdatel'stvo» AST» i dr., M. 2004. 454 s.

26. Grof. S. Kosmicheskaya igra...

27. Tam zhe.

28. Mindel A. Telo shamana...

29. Kozlov V. V. Transpersonal'naya psikhologiya: uchebnoe posobie / V. V. Kozlov. M.: Eksmo, 2010. - 512 s.

30. Sm.: Gurevich P. S. Filosofiya: Uchebnik dlya psikhologov. M.: Izdatel'stvo

Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO

«MODEK», 2004. 1128 s.; Ego zhe. Psikhologiya: uchebnik dlya studentov vuzov / P. S. Gurevich. M.: YuNITI-DANA, 2005. 320 s.

31. Gorelov A. A. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya. M.: OOO «Izdatel'stvo Astrel'». 2003. 380 s.

32. Sm.: Kozlov V. V. Integrativnaya psikhologiya: Puti dukhovnogo poiska, ili osvyashchenie povsednevnosti. M.: Psikhoterapiya, 2007. 528 s.; Ego zhe. Psikhotekhnologii izmenennykh sostoyaniy soznaniya. Lichnostnyy rost. Metody i tekhniki. Lichnostnyy rost. Metody i tekhniki. M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii,

2001. 384 s.; Kozlov V. V., Karamyshev A. A. Ontologiya shamanizma. M.: Institut konsul'tirovaniya i sistemnykh resheniy, 2012. 366 s.

33. Kozlov V. V. Transpersonal'naya psikhologiya: uchebnoe posobie...

34. Sm.: Avdeev D. A. Formirovanie khristianskogo otnosheniya k psikhicheskim zabolevaniyam. Konspekt lektsiy. M.: Institut problem formirovaniya khristianskogo otnosheniya k psikhicheskim zabolevaniyam. 2010. 272 s.

35. Morozov A. V. Istoriya psikhologii: uchebnoe posobie dlya vuzov / A. V. Morozov. M.: Akademicheskiy Proekt; Fond «Mir», 2003. 288 s.

36. Sm.: Ieromonakh Anatoliy (Berestov). Grekh, bolezn', istselenie. M., 2003; Ego zhe. Ot chego nas khotyat «spasti» NLO, ekstrasensy, okkul'tisty, magi. M., Danilovskiy blagovestnik, 2005. 528 s.

37. Arkhimandrit Rafail (Karelin). Khristianstvo i modernizm. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo Podvor'ya Svyato-Troitskoy Sergievoy Lavry. 1999. 463 s.

38. Ieromonakh Anatoliy (Berestov). Pravoslavie i teosofskoe uchenie o karme, ili karmicheskaya d'yavoliada. M.: Tsentr Sv. prav. Ioanna Kronshtadskogo. 2006. 272 s.

39. Kabbala - zagovor protiv Boga. M.: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2008. 319 s.

40. Ieromonakh Anatoliy (Berestov), doktor meditsinskikh nauk, professor, Alevtina Pecherskaya. Pod maskoy Pravoslaviya neredko skryvayutsya kolduny, ekstrasensy i psevdopravoslavnye sekty. M.: Dushepopechitel'skiy Pravoslavnyy tsentr Sv. prav. Ioanna Kronshtadskogo. 2006. 446 s.

41. Avdeev D. A., Nevyarovich V. K. Nauka o dushevnom zdorov'e. Osnovy pravoslavnoy psikhoterapii. M.: «Russkiy Khronograf», 2005. 512 s.

42. Nevyarovich V. K. Ukaz. soch.

43. Chernyshev V. M. Ukaz. soch.

44. Tam zhe.

45. Miry i mify transpersonal'noy psikhologii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.scorcher.ru/mist/original/answer.htm (data obrashcheniya

2.11.2012).

46. Nachala khristianskoy psikhologii. Uchebnoe posobie dlya vuzov / B. S. Bratus', V. L. Voeykov, S. L. Vorob'ev i dr. M.: Nauka, 1995. 236 s.

47. Dimitruk M. A. Glubokoe dykhanie i LSD. Gde iskat' zdorov'e? Ray i ad -vnutri nas [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://a-nomali-a.ru/ (data obrashcheniya 3.11.2012).

48. Candace Elizabeth Newmaker (born Candace Tiara Elmore, November 19,

1989 - April 18, 2000) was a victim of child abuse, killed during a 70-minute attachment therapy session to allegedly treat reactive attachment disorder. Rezhim dostupa: URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Candace_Newmaker (data

obrashcheniya 28.10.2012).

49. Molchanov Yu. Kholotropnoe dykhanie i Stanislav Grof. - Rezhim dostupa:

URL: http://www.scorcher.ru/art/mist/psychedelia/psychedelia13.php (data

obrashcheniya 28.10.2012).

50. Zen'ko Yu. M. Ukaz. soch.

51. Kozlov V. V. Transpersonal'naya psikhologiya...

52. Tsit. po kn.: Zabegaylo O. N. Dukhovnoe ponimanie istorii. Seriya.: «Istoriya mirozdaniya v svete pravoslavnogo veroucheniya i nauchnykh faktov». Kniga 2. M.: Serebryanye niti, 2009. 848 s.

53. Maykov V. V., Kozlov V. V. Ukaz. soch.

54. Tam zhe.

55. Khvylya-Olinter A. I., svyashch., k.yu.n. Dukhovnaya bezopasnost' i dukhovnoe zdorov'e cheloveka, sem'i, obshchestva. M., «Dar», 2008. 640 s.

56. Sm.: Kozyrev F. N. Religioznoe obrazovanie v svetskoy shkole. - SPb.: Apostol'skiy gorod. 2005. 636 s.

57. Zen'ko Yu. M. Ukaz. soch.

58. Avdeev D. A. Ocherki pravoslavnoy psikhoterapii..

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ермаков Вячеслав Алексеевич, доцент кафедры социологии и психологии,

кандидат философских наук

Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

ул. Нежинская, д. 7, г. Москва, 119501, Россия e-mail: ermak.v.a@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ermakov Vyacheslav Alekseevich, Assistant Professor of Sociology and Psychology Department, PhD in Philosophical Science

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

7, Nezhinskaya street, Moscow, 119501, Russia e-mail: ermak.v.a@mail.ru

Рецензент:

Журавлев Геннадий Терентьевич, профессор кафедры Социологии и психологии, доктор философских наук, доктор экономических наук, академик Международной Академии Информатизации, профессор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики