Социологические науки
УДК 316
Бахаровская Елена Викторовна ЕЫ^ Baharovskaya
ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
THE INDICATORS OF STUDENT YOUTH'S SOCIAL ACTIVITY EVALUATION
Автор анализирует социальные показатели, позволяющие практически измерить уровень социальной активности студенческой молодёжи. Методика исследования включала методы анализа документов (научная литература, монографии), методы сравнения и аналогии. Полученные выводы дают возможность констатировать наличие различных групп социальных показателей измерения уровня социальной активности студенческой молодёжи. Результаты работы позволяют разработать конкретные рекомендации по совершенствованию молодёжной политики, оптимизации деятельности молодёжных и детских общественных объединений, заложить основу разработки социальных программ и проектов в указанной области
Ключевые слова: активность, индикатор, оценка, студенческая молодежь
The author analyzes social indicators, allowing practical evaluation of the level of student youth's social activity. The author has used such methods as the analysis of documents (scientific literature, dissertations), the method of analogy and comparison. The conclusions presented in the article allow getting information about different groups of social indicators of evaluation the level of social activity of the student youth. The results of such scientific work may be used for developing specific references on modernization of youth policy, activity of youth and children social organizations, help to become a basis of social programs and projections development in this field
Key words: activity, social indicator, indicator, assessment, student youth
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011
В современном российском обществе активно развивается процесс социальной активности молодежи. С каждым годом все большее количество молодых людей проводят благотворительные акции, становятся участниками общественных организаций и движений. Чаще всего на практике данную социально значимую деятельность осуществляют представители студенческой молодежи, которые ввиду специфики
образовательной среды, развитости своего социального потенциала вовлечены в решение актуальных социальных проблем. Названные процессы актуализируют необходимость выявления оптимальных и эффективных технологий, средств и механизмов формирования социальной активности студентов. Кроме того, важным становится обоснование социальных индикаторов оценки эффективности данного вида деятельности.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «социальные индикаторы» (Г. Осадчая, С.
Айвазян, А. Удоденко, Н. Жукова, Г. Осипов, А. Бахмутский, В. Савинов и др.). Ввиду того, что первоначально теоретические исследования социальных индикаторов, разработка их классификации стали проводиться в зарубежных странах, в научной литературе, помимо понятия «социальные индикаторы», используется термин «социальные показатели», в наши дни эти категории анализируются как слова-синонимы и имеют следующие трактовки.
С. Айвазян говорит о том, что социальные индикаторы следует трактовать в качестве главных инструментов диагностики состояния сложного, многомерного, динамичного социума, разнообразных социальных процессов и явлений [1].
Г. Осадчая называет «социальными индикаторами» качественные и количественные характеристики состояния, тенденций и направлений функционирования и развития социальной сферы — целостной, постоянно изменяющейся подсистемы общества, порожденной объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса [2].
Согласно мнению Г. Осипова, социальные индикаторы представляют собой доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого социального объекта, дающие представление об обобщенных «среднестатистических» сторонах явления [3].
Вариативность социальных индикаторов, наличие многих подходов к их интерпретации обуславливает необходимость систематизации и классификации социальных индикаторов. В научной литературе в качестве оснований классификации социальных индикаторов могут выступать специфические характеристики социального объекта (количественные, качественные параметры и т.п.) , положение в социальной системе, реализуемая функция и другие.
Так, М. Лига на основании следующих критериев выделяет такие виды социальных индикаторов:
1) в зависимости от характера исследуемого процесса: объективные ( позволяют
оценить объективные социальные явления, процессы, не зависящие от воли человека либо исследователя) и субъективные (оценивают точку зрения, суждение индивида по поводу некоторых социальных явлений, процессов);
2) в зависимости от рассматриваемой сферы: социальные индикаторы в социальной области ( демографические, экономические, правовые, индикаторы культуры, здравоохранения, культуры и др. ) и природной сфере ( географические, биологические, экологические условия проживания);
3) в зависимости от занимаемого положения по отношению к сфере жизнедеятельности человека: внешние ( индикаторы экономико-географического положения, природно-климатические условия, демографическая составляющая и др.) и внутренние (индикаторы дифференциации населения, индикаторы состояния социальной сферы и др.);
4) в зависимости от возможности численного измерения изучаемого явления, процесса: количественные (ВНП, уровень дохода и его распределение в обществе, занятость населения и др. ) и качественные ( индикаторы условий труда, быта, досуга населения и др.) [4].
Г. Осадчая предлагает данные основания для классификации социальных индикаторов: по функциям ведущих элементов социальной сферы ( социальной инфраструктуры, социальных процессов, социальной структуры), по уровням организации социальной сферы ( макроуровень, мезоуровень, микроуровень), по видам потребностей ( социальные индикаторы трудовой деятельности, социально-политической, социально-потребительской; культурно-духовной) [2].
Таким образом, мы отмечаем, что социальные индикаторы представляют собой инструмент, позволяющий проанализировать различные параметры изучаемого объекта, заданные целью исследования (количественные, качественные, объективные, субъективные и т.п.) , в конкретное время или в динамике.
В рамках отдельных социологических теорий формулируются индикаторы оценки социальной активности студенческой молодежи, рассматривающие влияние внешних параметров, личностных особенностей, специфики социального окружения на готовность и непосредственное участие студентов в социально значимых мероприятиях.
Так, в контексте концепции социальной безопасности молодежи социальная активность студентов связывается с отсутствием различного рода социальных рисков и социальной защищенностью представителей этой группы. Это позволяет в рамках рассматриваемой теории выделить данные объективные индикаторы оценки социальной активности студентов: уровень защищенности молодежи от различных рисков, угроз, опасностей, деградаций, развитость систем здравоохранения, образования, социальной защиты населения, возможность осуществления трудовой деятельности, обеспечение необходимых условий труда. Указанные индикаторы иллюстрируют особенности социального окружения студенческой молодежи, находящиеся в зависимости от внешних факторов. Выделение названной группы показателей расширяет представление исследователей об условиях социальной активности студентов, однако для получения комплексного представления рассматриваемого феномена требует своего дополнения.
Изучение социального положения студенческой молодежи, субъективного восприятия функционирования в обществе в рамках концепции социального самочувствия молодежи, предопределяет определение следующих индикаторов оценки социальной активности студентов: предполагаемые жизненные планы и жизненные сценарии на будущее, наличие/отсутствие различных опасений, субъективное мнение молодых людей относительно происходя -щих социальных и политических преобразований в стране, готовность/отсутствие готовности принимать участие в разрешении социальных проблем социума, страны, субъективная оценка удовлетворенности
студентов своей жизнью, деятельностью, занимаемыми социальными позициями, выполняемыми социальными ролями [6]. Перечисленные индикаторы оценки социальной активности студенческой молодежи также не дают исчерпывающего объяснения участия и готовности молодых людей к реализации социальных инициатив, в то же время показывают взаимосвязь между осуществлением социально значимых мероприятий и наличием в социуме условий, позволяющих молодежи чувствовать себя комфортно, быть уверенным в своей востребованности, справедливости распределения различного рода ресурсов и т.д.
Отдельные индикаторы, позволяющие оценить социальную активность студенческой молодежи, исследуются в рамках рассмотрения концепции социального здоровья. В ракурсе этой теории социальная активность студентов анализируется с позиций интеллектуального, физиологического, нравственного развития представителей этой группы, их психологического состояния, специфики социального функционирования. На основании этого индикаторы оценки социальной активности студентов условно можно разделить на две группы:
1) характеризующие условия социального окружения (социальная среда);
2) рассматривающие самого студента как с объективных, так и субъективных позиций.
Первая группа социальных индикаторов вбирает в себя следующие: уровень интеллектуального развития молодого человека, состояние его морфологических систем и физического здоровья, наличие/отсутствие отклонений в психологическом развитии, социальное самочувствие индивида, специфика освоения культурных норм, ак-сеологическая ориентация.
Ко второй группе индикаторов следует отнести наличие/отсутствие в обществе социальных угроз, разработка и проведение профилактико-пропагандистской работы со студенческой молодежью с целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, развитость системы образования, культуры, науки, индикаторы лич-
ной безопасности и уровня преступности в обществе, распространенность в социуме социально неодобряемых типов поведения (молодежный экстремизм, сектантство, де-линквентность, аддиктивное поведение), развитость социальной инфраструктуры, вариативность гражданских инициатив населения и т.п.
Выделение индикаторов оценки социальной активности студентов на основании исследования условий окружающего социума становится возможным в рамках изучения концепции социальной сферы. Отдельные социологи (С. Барзилов, Г. Кац, Н. Ковалева, Г. Осадчая и др.) определяют, что социальная активность любого индивида, в том числе и студенческой молодежи, находится в непосредственной зависимости от развитости основных социальных институтов, образующих социальную сферу ( институт образования, здравоохранения, сфера услуг и быта, жилищная сфера, культура и др.). Исходя из этого, в качестве индикаторов оценки социальной активности студенческой молодежи в рамках данной концепции могут быть названы уровень развития системы здравоохранения, развитость всех уровней образования, доступность получения образования молодыми людьми; наличие/отсутствие социальной инфраструктуры, ее развитость; вариативность, показатели степени удовлетворенности потребностей в культурном развитии; возможности рекреации и организации досуга. Рассмотрение данных индикаторов оценки социальной активности студенческой молодежи создает предпосылки для объективного выявления факторов, препятствующих развитию социальной активности молодых людей. В свою очередь устранение негативных факторов выявленных элементов социальной сферы в дальнейшем даст возможность создать благоприятные условия для саморазвития личности, самореализации и проявления активности среди этой категории населения.
Г. Широкалова рассматривает социальную активность молодежи, в том числе и студенческой, как специфический вид социальной деятельности. Согласно ее
мнению, социальная активность молодежи включает два компонента, непосредственно определяющих характеристику индикаторов оценки (сама деятельность молодежи и ее фактическое наличие, субъективное восприятие молодым человеком результатов участия в реализации социально значимых инициатив). Исходя из этого, данный исследователь вводит две группы индикаторов оценки социальной активности.
Первая группа включает индикаторы, позволяющие выявить личное отношение представителей молодежи к рассматриваемому виду активности:
1) положительная направленность субъективного отношения участника деятельности, анализ деятельности с позиции личной значимости (О+);
2) отрицательная направленность субъективного отношения участника деятельности, отсутствие личной значимости деятельности для самого участника (О-).
Вторая группа индикаторов оценки характеризует объективную составляющую социальной активности молодежи:
1) наличие деятельности (ее результата) (Р+);
2) отсутствие деятельности и ее результата (Р-). Комбинации значений полученных индикаторов создают четыре возможных варианта проявления социальной активности:
— собственно активность (О+) (Р+);
— (О-) (Р+) навязанная активность;
— (О+) (Р-) потенциальная активность;
— (О-) (Р-) пассивность.
Названные социальные индикаторы не
позволяют получить исчерпывающего представления об особенностях и специфике социальной активности студенческой молодежи, ее проявления в повседневной жизни. Метод Г. Широкаловой дает возможность измерить социальную активность молодежи только в ее деятельностном аспекте, оставляя без внимания внутриличностные факторы, характер условий внешней среды, эффективность механизмов социальной политики государства. В то же время социальные индикаторы, выделенные дан-
ным исследователем, позволяют дополнить имеющиеся представления о рассматриваемом феномене, могут служить основой выделения других групп индикаторов оценки социальной активности студентов [5].
Свою авторскую методику оценки социальной активности студенческой молодежи предлагает А. Жаворонков, согласно мнению которого инициативность студентов зависит от уровня информированности представителей данной категории по отдельным позициям (осведомленность в сфере культуры, социальной специфики, уровень правовой грамотности и др.). А.В. Жаворонков считает, что оценить социальную активность студентов возможно посредством следующих индикаторов:
—общекультурной информированности: замеряется как степень отклонения от среднего числа известных респонденту имён выдающихся деятелей литературы, музыкального и изобразительного искусства, науки, политики и спорта;
— информированности относительно социальных проблем и способов их разрешения;
— информированности относительно деятельности органов власти по решению социальных проблем;
— информированности относительно деятельности населения по решению проблем;
— информированности относительно деятельности журналистов в решении социальных проблем ( эффективное освещение информации о наличие и мероприятиях разрешения социальных проблем, осведомленность в данной области, положительное воздействие СМИ на сплочение различных социальных групп с целью разрешения негативных тенденций социума);
— информированности относительно норм права ( государственное устройство, нормы уголовного и трудового законодательства, выявление сформированности правового сознания) [7].
Указанные индикаторы не дают исчерпывающего объяснения причин социальной активности студенческой молодежи. В
то же время их рассмотрение позволяет выявить факторы, обуславливающие успешное формирование и развитие социальной активности студентов.
Выделение отдельных индикаторов оценки условий социальной активности прослеживается в работе А. Нагимовой. Данный исследователь в качестве условий развития социальной инициативности студентов называет индикаторы жилищных условий, уровень информатизации общества, уровень социальной и экологической безопасности. Также в качестве индикатора оценки условий социальной активности студентов А. Нагимова определяет индикатор условий «для разностороннего развития личности», называя его интегративным показателем. По мнению этого ученого, индикатор условий «для разностороннего развития личности» вбирает следующие составляющие: наличие эффективной системы управления и власти, состояние культуры, развитость спорта.
Индикатор «условия разностороннего развития молодежи» носит объективный характер, не зависит от воли и сознания молодежи, позволяет оценить условия развития и формирования социальной активности студентов. Однако он (индикатор «условия разностороннего развития молодежи») не может считаться исчерпывающим, так как оставляет без должного внимания личностные характеристики молодых людей, влияние ближайшего социального окружения [8].
Таким образом, существуют различные индикаторы оценки социальной активности студенческой молодежи, позволяющие рассмотреть феномен социально значимой деятельности молодых людей с различных позиций и аспектов. Изучение этих индикаторов имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Посредством выявления и анализа всех рассмотренных индикаторов становится возможной конкретизация данных феномена активности студентов, создается база для разработки социальных проектов и программ в области молодежной политики.
Литература_
1. Айвазян С.А., Бородкин Ф.М. Социальные индикаторы. М., 2006. 607 с.
2. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М., 1999. С. 63.
3. Осипов Г.В. Социология и социальное ми-фотворчесто. М., 2002.
4. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. М.: Гардарики, 2006. 223 с.
5. Широкалова Г. С. Социальная активность: интерпретация понятия и проблемы социологического измерения (теоретико-методологические аспекты): дис ... канд. филос. наук. М., 1984. 198 с.
6. Мерзлякова И. Социальное благополучие населения региона. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2009. 204 с.
7. Жаворонков А.В. Концептуальные основания измерения социальной активности в российском обществе: автореф. дисс. ...д-ра социол.наук. М., 2009.
8. Нагимова А.М. Государственное управление качеством жизни регионального социума: методология оценки эффективности: автореф. дисс...д-ра социол.наук. К., 2011.
_References
1. Ayvazyan S.A., Borodkin F.M. Sotsialnye in-dikatory. [Social indicators]. Moscow, 2006 . 607 p.
2. Osadchaya G.I. Sotsiologiya sotsialnoy sfery. [The sociology of social sphere]. Moscow, 1999. P. 63.
3. Osipov G.V. Sotsiologiya i sotsialnoe mifot-vorchesto. [Sociology and social myth-creativity]. Moscow, 2002.
4. Liga M.B. Kachestvo zhizni kak osnova sotsialnoy bezopasnosti: monografiya. [Quality of life as a basis for social security: monograph]. Moscow: Gardariki, 2006. 223 p.
5. Shirokalova G.S. Sotsialnaya aktivnost: inter-pretatsiya ponyatiya i problemy sotsiologicheskogo iz-mereniya (teoretikometodologicheskie aspekty): dis ... kand.filos. nauk. [Social activity: the interpretation of sociological concepts and problems of measurement ( theoretical methodological aspects) : dis ... candidate of philosophical sciences]. Moscow, 1984. 198 p.
6. Merzlyakova I. Sotsialnoe blagopoluchie nas-eleniya regiona. [Social well-being of the regional population]. Chita: Zabaykal. gos. gum. ped. un-t, 2009. 204 p.
7. Zhavoronkov A.V. Kontseptualnye osnovaniya izmereniya sotsialnoy aktivnosti v rossiyskom obsh-hestve. Avtoref. diss. ...dra sotsiol.nauk. [Conceptual Foundations of social activity measurements in Russian society. Abstract. diss . doctor. ... of sociological sciences]. Moscow, 2009.
8. Nagimova A. M. Gosudarstvennoe upravle-nie kachestvom zhizni regionalnogo sotsiuma: met-odologiya otsenki effektivnosti. Avtoref. diss... dra sotsiol.nauk. [State management of life quality of regional society: methodology of evaluation. Abstract. diss ... doctor. of sociological sciences]. K., 2011.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Бахаровская Е.В., ст. преподаватель, каф. «Социальная работа», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
E. Bakharovskaya, senior teacher, Social Work department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Научные интересы: социальная активность молодежи
Scientific interests: organizational and management aspects of student youth's social activity formation and development