Научная статья на тему 'Разработка проблемы становления социальной активности личности будущего учителя в советской педагогике 60-80-е гг. Хх в'

Разработка проблемы становления социальной активности личности будущего учителя в советской педагогике 60-80-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГ / СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL ACTIVITY / PERSONALITY / PUBLIC ACTIVITY / CIVIC ACTIVITY / ACTIVITY APPROACH / TEACHER / SOVIET PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дворниченко Надежда Юрьевна

Целью статьи является определение роли социальной активности будущего учителя в становлении конкурентоспособности личности в новых условиях развития общества на основании теоретических положений науки и практического педагогического опыта 60-80-х гг. В статье рассматривается этап (1960-1980-е гг.) в разработке проблемы становления социальной активности будущего учителя. Приведены теоретические подходы к рассмотрению понятия «социальная активность личности» с позиции философии, психологии и педагогики. Отмечено, что на данном этапе развитие теории социальной активности личности было связано с понятиями «общественная активность» и «гражданская активность». В статье указано, что в современной педагогике в дискурс социальной активности будущего учителя включён деятельностный подход, в контексте которого введены новые практические формы и методы работы над проблемой, такие как добровольческая акция, конкурс, SWOT-анализ, портфолио, тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дворниченко Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Social Activity Development of a Future Teacher in Soviet Pedagogy in the 60s-80s of the 20th Century

The point of issue in the article is the determination of the role of social activity of a future teacher in the process of forming a competitive person in new conditions of a society development on the grounds of theoretical propositions and practical experience. The article deals with the period of the 1960s and the 1980s while researching into the problem of developing social activity of a future teacher. The notion 'social activity' of a person is considered from the point of theoretical approaches of philosophy, psychology and pedagogy. The author states that the theory of social activity of a person at that period was connected with the notions of 'public activity' and 'civic activity'. The article considers that modern pedagogy includes an activity approach in the discourse of a future teacher's social activity which suggests new methods of solving the problem such as voluntary action, competition, SWOT-analysis, portfolio, training.

Текст научной работы на тему «Разработка проблемы становления социальной активности личности будущего учителя в советской педагогике 60-80-е гг. Хх в»

УДК 370 ББК 433(2)7

Н. Ю. Дворниченко г. Чита, Россия

Разработка проблемы становления социальной активности личности будущего учителя

в советской педагогике 60-80-е гг. ХХ в.

Целью статьи является определение роли социальной активности будущего учителя в становлении конкурентоспособности личности в новых условиях развития общества на основании теоретических положений науки и практического педагогического опыта 60-80-х гг. В статье рассматривается этап (19601980-е гг.) в разработке проблемы становления социальной активности будущего учителя. Приведены теоретические подходы к рассмотрению понятия «социальная активность личности» с позиции философии, психологии и педагогики. Отмечено, что на данном этапе развитие теории социальной активности личности было связано с понятиями «общественная активность» и «гражданская активность». В статье указано, что в современной педагогике в дискурс социальной активности будущего учителя включён деятельностный подход, в контексте которого введены новые практические формы и методы работы над проблемой, такие как добровольческая акция, конкурс, SWOT-анализ, портфолио, тренинг

Ключевые слова: социальная активность, личность, общественная активность, гражданская активность, деятельностный подход, педагог, советская педагогика.

N. Yu. Dvornichenko Chita, Russia

The Problem of Social Activity Development of a Future Teacher in Soviet Pedagogy

in the 60s-80s of the 20th Century

The point of issue in the article is the determination of the role of social activity of a future teacher in the process of forming a competitive person in new conditions of a society development on the grounds of theoretical propositions and practical experience. The article deals with the period of the 1960s and the 1980s while researching into the problem of developing social activity of a future teacher. The notion ‘social activity’ of a person is considered from the point of theoretical approaches of philosophy, psychology and pedagogy. The author states that the theory of social activity of a person at that period was connected with the notions of ‘public activity’ and ‘civic activity’. The article considers that modern pedagogy includes an activity approach in the discourse of a future teacher’s social activity which suggests new methods of solving the problem such as voluntary action, competition, SWOT-analysis, portfolio, training.

Keywords: social activity, personality, public activity, civic activity, activity approach, teacher, Soviet pedagogy.

Начало XXI в. сопровождается значительным усложнением общественной жизни, нестабильностью человеческого бытия. Разрушение привычного образа жизни, включая ценности, идеалы, общественные связи, формы и способы обеспечения собственной жизни обусловливает необходимость самостоятельно и в довольно короткий временной период осмысливать происходящие изменения, определять своё отношение к ним и место в них, искать способы самосохранения, самообеспечения, самоактуализации.

В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. говорится, что развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к проявлению

социальной активности. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2009 г., предусматривает меры, направленные на повышение социальной активности молодёжи. Для этого в состав стратегии включён проект «Команда», основными целями которого являются: обеспечение участия молодёжи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью, вовлечение молодёжи в общественно-политическую жизнь общества [5]. Особенно это относится к будущим учителям и воспитателям подрастающего поколения.

Опыт развития социальной активности молодёжи был накоплен в истории советской педа-

40

© Н. Ю. Дворниченко, 2011

гогики, особенно в 60-80-е гг., характеризующие преодоление последствий сталинизма, образно названные периодом хрущевской «оттепели».

В 60-80-е гг. в социально-политической и экономической жизни страны происходила борьба между демократическими тенденциями (60-е - начало 70-х гг.) и восстановлением и консервацией в государстве тоталитарно-бюрократической модели социализма (конец 70-х - 80-е гг.).

Именно в тот период зародились многие воспитательные технологии, направленные на инициирование социальной активности подрастающего поколения. Сфера образования была провозглашена ведущим механизмом и центральным звеном в подготовке молодого поколения, способного по-новому мыслить, работать, нести ответственность за социально-экономические преобразования.

В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979) перед вузами, училищами страны была поставлена задача развивать социальную активность студенчества, всячески содействовать деятельности факультетов общественных профессий, школ молодого лектора, студенческих отрядов и т. п. Особая роль в решении этой задачи отводилась комсомолу. В то же время руководители комсомола поняли, что различные категории молодёжи требуют различных подходов в воспитании, что далеко не все молодые люди становятся лидерами и социально-активными гражданами, для подавляющего большинства эти ценности не свойственны, и, наконец, что используемые технологии не эффективны вследствие своей формальности, оторванности от жизненных реалий [5].

Теоретическое осмысление зарождения и развития проблемы социальной активности личности представляет большой научный интерес не только в связи с высокой социальной востребованностью её в современном обществе, но и потому, что она представляет собой всесторонний аспект разработки основных положений социальной молодёжной активности.

Так философ Е. А. Ануфриев определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к трудовой и политической жизни, как глубокую и полную самореализацию личности [2], Е. А. Якуб - как проявление сущностных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает её бытие [11].

По мнению П. Ф. Протосяна, социальную активность правомерно определять как совокуп-

ную способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью, детерминированных конкретно-историческими условиями [9].

Таким образом, с позиции философии, социальная активность представляет собой тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, имеющей позитивную целенаправленность и самодеятельный, творческий характер, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды.

С точки зрения психологов [1; 8], социальная активность личности понимается как способ выражения потребностей личности, в который уже интегрированы представления личности о своих способностях и возможностях. Активность рассматривается не через отдельные поступки, действия человека, а через процесс всей его жизнедеятельности и проявляется в умении мобилизовать свои возможности, адекватно оценить события и найти своё место в окружающем мире [1]; как сложная система отношений личности к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит: к труду, к людям, к самой себе, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые эта деятельность направлена [3]; как связь между «позицией» личности и такими социальными образованиями, как «образ жизни», «социальная ситуация развития» [3]. В психологии социальная активность рассматривается как форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий [8].

Проблема социальной активности личности молодёжи являлась стержневой в советской педагогике. Именно в 60-80-е гг. был накоплен значительный теоретический и практический опыт в этой сфере. Особый вклад в разработку проблемы социальной активности молодёжи внесли Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, В. Г. Мордкович, М. А. Нугас, Т. Н. Мальковская, Е. В. Бондаревс-кая и др.

Социальную активность, по их мнению, можно рассматривать, как «устойчивое свойство личности, отражающее отношение человека к обществу, общественно-полезной деятельности, как форму проявления активности личности в создании социальных проектов, акций, мероприятий общественной направленности, преобразующих окружающую действительность» [7, с. 182].

Они трактовали социальную активность также как отражение такой степени сознания личности, выражением которой является конкретная общественно значимая творческая деятельность с адекватными ей социально ценными мотивами, постепенно формируемыми под влиянием окружающей среды, организованного педагогического воздействия и самовоспитания [4].

Кроме разработки проблемы социальной активности в общем плане, уточняются её характеристики применительно к разным возрастным группам. Таким образом, в педагогике активность раскрывается как важная черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности, в труде, учении, творчестве и т. д.

Так, И. Ф. Харламовым было предложено понятие социальной активности студентов, согласно которому это «сложное состояние и одновременно свойство учащихся учебных заведений по осуществлению осознанной, интенсивной, преимущественно самодетерминированной внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития» [10, с. 10].

Одновременно в 60-80-е гг. в советской педагогике появляются близкие по смыслу социальной активности личности понятия «общественная активность», «поисковая», «гражданская» активность. Понятие «общественная активность» употребляется для обозначения целой совокупности связей человека с окружающей средой, включающих в себя большой комплекс социальных явлений, которые находятся как непосредственно в сфере материального производства, так и за его пределами; общественная активность характеризует степень проявления сил, возможностей и способностей людей в определённых социальных условиях [9].

«Гражданская активность» тоже рассматривается как действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем в ситуации, когда люди самостоятельно координируют свои действия, артикулируют интересы; активность, вырастающая реально «снизу» [5].

Развитие гражданской активности личности, таким образом, есть непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, гражданс-

ки ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Вопросами формирования социальной активности личности будущих учителей занимались П. В. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Н. И. Болдырев, Б. Т. Лихачев, Т. Н. Мальковская, отмечая важным элементом системы стимулирование социальной активности будущих учителей их вовлечение в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой они могут увидеть позитивный результат своих действий.

Педагогическая концепция такого вовлечения была разработана И. П. Ивановым в конце 50 - начале 60-х гг. ХХ в. и получила название коммунарской методики. Ведущими составляющими этой методики являются коллективная организация деятельности (КОД), коллективное творческое дело (КТД), чередование творческих поручений, самоуправление, ежедневная рефлексия (т. н. «огоньки»). Обязательной составляющей активного поведения выступает целе-полагание. Утверждалось, что чёткая и ясная цель сама по себе является мощным стимулом к действию. В качестве основы коммунарского движения рассматривалась жизнь коллектива, состоящего как из взрослых, так и детей, объединённых на основе гуманизма для общественно-значимой творческой деятельности, ежедневно стремящихся изменить что-то в окружающей действительности к лучшему. В процессе такой практической социальной деятельности и общения с другими людьми из индивида постепенно формируется личность с её своеобразными потребностями и интересами, наклонностями, чувствами и идеалами.

Для развития социальной активности также стали создаваться объединения с учётом молодёжной субкультуры. Например, во всех крупных городах страны в конце 80-х гг. ХХ в. были созданы рок-клубы, клубы футбольных фанатов и т. п.

Считалось, что подобные объединения дают молодёжи легальную возможность удовлетворения своих потребностей и интересов (играть любимую музыку, болеть за любимую команду и т. п.). Одновременно организуются общественно-полезные мероприятия, для привлечения мо-

лодёжи под контролем официальных структур к общественно-полезной деятельности (например, работы по благоустройству, военно-патриотические акции, фестивали и т. п.). Как правило, подобные мероприятия имеют идеологическое обоснование.

Необходимо отметить, что подобная деятельность преподносится как наиболее значимая в отчётах органов по делам молодёжи. Сама молодёжь, участвующая в подобной деятельности, нередко решает совсем иные задачи, а деятельность превращается в рутину и воспроизводит одно и то же, интерес к ней пропадает. В связи с этим ряд авторов связывали развитие социальной активности студентов с деятельностью неформальных студенческих общественных объединений (В. Т. Лисовский, Ю. С. Колесников, А. А. Иноземцев, А. Г. Астапенко, Л. А. Сикорс-кая, Р. А. Островская и др.). Так, А. Г. Астапенко отмечает, что среди новых средств воздействия на формирование гармоничной личности студента и активизации его учебно-познавательной и общественно-политической активности наиболее перспективными представляются поиски в области внеучебных, неформальных организаций и коллективов студентов.

Учёные, разрабатывавшие проблему социальной активности, указывали, что целесообразно создание специализированных отрядов, максимально приближенных к профилю будущей профессии [6].

Период обучения в колледже - этап наиболее интенсивного процесса становления личности студента, когда решаются две основные группы проблем. Первая из них связана с самопознанием, саморазвитием, самоопределением в социальном мире. Решение этой группы проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её собственной активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности. Вторую группу задач для студентов определяет общество. Для эффективной самореализации в социальной среде необходимо освоение социальных ролей, достижение определённого социального статуса, формирование гражданских качеств личности. Решение первой и второй группы проблем в единстве, на наш взгляд, возможно в русле идей деятельностного подхода, разработка которого активно осуществляется в 60-80-е гг. (С. А. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.).

Реализация положения деятельностного подхода в развитии социальной активности личности будущего учителя в 60-80-е гг. осуществлялась через практическую направленность внеучебной деятельности студентов: занятия на факультетах общественных профессий, в школах молодого лектора, участие в работе педотрядов «Милосердие» (шефство над домом престарелых), работе в клубе «Костёр» при домоуправлении (праздник двора, ведение кружков, консультации родителей), «Друг» (шефство над детскими домами № 1, 2), «Цветовод» (озеленение пришкольного участка, пионерского парка, высаживание саженцев на Титовской сопке); спортивных клубах, КИДе, обществе ОСВОД, устройстве шефских концертов в госпиталях, больницах, швейной фабрике, КСК и др.

В настоящее время с целью формирования социальной активности, наряду с традиционными, практикуются такие методы работы, как анализ ситуаций, деловые игры, мозговой штурм, составление портфолио, тренинги, добровольческие акции, конкурсы, конференции, SWOT - анализ, Service Learning (общественное образование), а также занятия в предметных кружках, участие в декадах специальностей, творческих мастерских, научно-исследовательских лабораториях, разработке и написании проектов.

Включение студентов с первых дней их пребывания в колледже в доступную им и разнообразную не только учебную, но и внеучебную социально значимую деятельность рассматривается как наиболее эффективное средство формирования социальной активности. При этом каждый вид деятельности существует не сам по себе, а взаимодействует с другими видами и усиливает их влияние на формирование социальной активности личности будущего учителя.

Выделяются различные аспекты социальной активности личности будущих учителей: экономические, политические, нравственные, общественно-ценностные, психологические, индивидуально-личностные. Значение профессиональной деятельности в формировании социальной активности личности выражается в становлении профессионализма, проявлении творческой инициативы, деловой ответственности, постоянном поиске новых эффективных решений проблем профессиональной деятельности. Будущий профессионал приобретает навыки сознательного и политически грамотного участия в жизни общества, политической куль-

туры, вырабатывает свою мировоззренческую позицию, гражданскую ответственность и т. п. Таким образом, в новых условиях развития общества социальная активность включается в дискурс повышения конкурентоспособности подрастающего поколения и рассматривается как фактор улучшения качества жизни. Вместе

с тем, несмотря на артикуляцию новых аспектов формирования социальной активности личности, обусловленных контекстами современной жизни, сформулированные в 60-80-е гг. в исследуемой области теоретические положения и накопленный практический опыт могут стать основой для её творческого решения.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 337 с.

2. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

4. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика.

1999. № 3. С. 37-42.

5. Вовлечение молодёжи в общественную практику как приоритет государственной молодёжной политики: сб. науч. ст. / сост. Г. Г. Николаев; науч. ред. М. Е. Кульпединова. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006.

6. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: учеб. пособие. СПб.,

2000. 595 с.

7. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: монография. Челябинск, 2005. 336 с.

8. Петровский А. В. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 3-16.

9. Протасян П. Ф., Белякович Н. Н. Социальная активность как общественное явление // Философские науки. 1978. № 2. С. 35.

10. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1997. 576 с.

11. Якуб Е. А., Андрющенко А. И. Ориентация личности на общественную деятельность и социальную активность // Активность личности в социалистическом обществе. М.; Варшава, 1976. 159 с.

Рукопись поступила в редакцию 15.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.