Научная статья на тему 'Мотивационная компетентность педагогов в области развития социальной активности учащихся'

Мотивационная компетентность педагогов в области развития социальной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ВОЛОНТЁРСТВО / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова Светлана Ефимовна, Дощинский Роман Анатольевич

В статье рассматривается одна из важнейших теоретических проблем психологии и педагогики проблема мотивации. Авторов интересуют как общие подходы к проблеме, так и конкретные решения применительно к мотивации социальной активности учащихся, социально значимая деятельность которых классифицируется с учётом различных мотивирующих факторов. Основное внимание уделяется вопросу формирования профессиональной компетенции педагогов в области мотивации школьников к социальной инициативности. Авторы исходят из убеждения, что современный учитель российской школы должен не только уметь мотивировать других людей, но и сам быть мотивированным. Направленность профессиональной мотивации педагога можно считать конструктивной, если у него наблюдается доминирование понимания значимости развития социальной активности школьников. К особой группе социальной активности относится волонтёрство. Мотивы добровольческой деятельности соответствуют определённым личностным и социальным потребностям. Призывая учащихся к волонтёрству, педагог должен понимать, что большинство потенциальных волонтёров хотят извлечь ту или иную пользу из волонтёрской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS' MOTIVATIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF STUDENTS' SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT

The article discusses one of the main theoretical problems of psychology and pedagogy the problem of motivation. The authors are interested in general approaches to the problem, as well as in specific decisions with respect to the motivation of students' social activity. Socially significant activity of students is classified with consideration of different motivating factors. The main attention is paid to the question of formation of professional competence of teachers in the field of motivating students to social initiative. The authors proceed from the belief that modern teachers of Russian schools must be able not only to motivate others, but must be self-motivated as well. The focus of professional motivation of the teacher can be considered constructive if he/she shows the dominance of understanding of the importance of students' social activity development. A special group of social activity is volunteering. The motives for volunteer activities meet certain personal and social needs. Encouraging students to volunteering, the teacher must understand that the most potential volunteers want to derive a particular benefit from volunteer activities.

Текст научной работы на тему «Мотивационная компетентность педагогов в области развития социальной активности учащихся»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В ОРГАНИЗАЦИИ

PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT (ORGANISATIONAL PSYCHOLOGY)

УДК 37.01

МОТИВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Мансурова Светлана Ефимовна — доктор философских наук, профессор ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», Тимирязевская, 36; Москва, Россия, 127422; e-mail: [email protected]

Дощинский Роман Анатольевич — кандидат педагогических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», Тимирязевская, 36; Москва, Россия, 127422; e-mail: [email protected]

Введение

Проблема мотивации в образовании — одна из ведущих теоретических проблем психологии и педагогики, которой посвящены работы как зарубежных исследователей (К.Ц. Левин, А.Г. Маслоу, X. Хекхаузен и др.), так и отечественных авторов (Л.И. Божо-вич, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина и др.). Так, у А.К. Марковой читаем: «В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны» [8, с. 5].

Мотив, мотивация, мотивирование (от лат. movere — побуждать) — ключевые понятия теории деятельности, разработанной отечественными учёными. Отвечая на вопрос, почему осуществляется деятельность, А.Н. Леонтьев определяет мотив как опредмеченную потребность, которая придаёт целенаправленность побуждениям человека [4]. Один из представителей современной гуманистической научной школы А.В. Хуторской пишет: «... образовательная деятельность с позиций человекосообразности предполагает, что ученик имеет мотивацию,

желание, вызывающее его активность... учителю недостаточно предложить ученикам деятельность, нужно позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика» [16].

Применительно к социальной активности школьников мотивация понимается как побуждение к получению ими социального опыта. В этом смысле мотивация — это важнейший источник и регулятор социальной активности школьников, она организует и задаёт направленность личности как общественного субъекта,

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается одна из важнейших теоретических проблем психологии и педагогики — проблема мотивации. Авторов интересуют как общие подходы к проблеме, так и конкретные решения применительно к мотивации социальной активности учащихся, социально значимая деятельность которых классифицируется с учётом различных мотивирующих факторов. Основное внимание уделяется вопросу формирования профессиональной компетенции педагогов в области мотивации школьников к социальной инициативности. Авторы исходят из убеждения, что современный учитель российской школы должен не только уметь мотивировать других людей, но и сам быть мотивированным. Направленность профессиональной мотивации педагога можно считать конструктивной, если у него наблюдается доминирование понимания значимости развития социальной активности школьников. К особой группе социальной активности относится волонтёрство. Мотивы добровольческой деятельности соответствуют определённым личностным и социальным потребностям. Призывая учащихся к волонтёрству, педагог должен понимать, что большинство потенциальных волонтёров хотят извлечь ту или иную пользу из волонтёрской деятельности.

Ключевые слова: мотивация, потребность, социальная активность, профессиональная компетенция, волонтёрство.

обуславливает потенциальную возможность социальной успешности.

Понятие социальной активности школьников и её мотивации

Социальная активность — принципиальный вид активности человека, чьи социальные формы жизни вызвали развитие поведения, которое адаптировало его к потребностям коллективной деятельности. Социальная активность формируется и развивается по мере становления человека как личности, его развития как члена общества. Саморазвитие личности происходит в ходе её адаптации к социальной среде. Л.И. Бо-жович и А.Н. Леонтьев считают, что личность рождается в поступках, в основе которых так или иначе лежит подчинение побуждений социальным нормам. Личность характеризуется принятием социальных ценностей в качестве основы своего поведения и определяется развитым самосознанием, которое задаёт способность к осознанным поступкам на основе определённых целей и принципов [1; 5].

В составном понятии «социальная активность» слово «социальная» означает общественно полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности общественной деятельности. Выделяют различные виды социальной активности: художественную, познавательную, коммуникативную, общественно-гражданскую, трудовую и другие.

Социальная активность школьника как общественного субъекта обеспечивает два результата: общественный — преодоление отдельных социальных проблем; педагогический — проявление просоциальной активности школьника для своей самореализации, в ходе участия в различных формах культурной, общественно-политической жизни, первоначальная идентификация себя в качестве активного гражданина, формирование компетенций социального взаимодействия.

Мотивация обусловлена такими психологическими образованиями, как потребности, интересы, убеждения, нормы, ценности, которые в значительной степени раскрывают личность. При этом принципиальным психологическим образованием личности, источником её активности являются потребности.

К социальной мотивации относят желание учащихся приобрести новый круг общения, возможность найти единомышленников; стремление к обмену

опытом; потребность в чувстве принадлежности и необходимости; потребность играть значимую роль в обществе. К социальным потребностям, которые инициируют социальные мотивы, относятся также идеологические потребности. Это потребности человека в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Ещё одной сугубо социальной потребностью является потребность в справедливости. Эта потребность ориентирует человека на отстаивание и расширение своих прав, на исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям.

Понятие социальной потребности соотносится с понятием социальной ответственности, которое выступает признаком личности гражданского общества современной эпохи, вектором культурной адаптации. Общепризнан тот факт, что наиболее трудная задача в формировании сознания — трансформация человеческих потребностей: от потребности «иметь» к потребности «быть».

Классификация мотивов

социальной активности

Социальную активность, или социально значимую деятельность, определяют мотивы, которые классифицируют по разным основаниям. Согласно одному из них, эту активность определяют либо альтруистические, либо эгоистические мотивы. Альтруистические мотивы связаны с потребностями «для других людей». Данные мотивы выражают родовую сущность человека как общественного субъекта и обусловлены потребностью общения, потребностью приносить пользу другим людям, обществу, потребностью защиты слабых. Эгоистические мотивы связаны с потребностями «для себя»: карьерными целями, потребностями в повышении самооценки, необходимостью в доступе к социальным ресурсам, возможностями профессионального самоопределения, обретения места в группе.

Согласно другой классификации, выделяют внутренние и внешние мотивы. Применим данную классификацию к понятию социальной активности. Внутренние мотивы связаны с содержанием социальной деятельности, они не имеют внешнего проявления и выражаются через положительные эмоции удовольствия, чувство достижения цели в процессе решения задач. Наличие внутренних мотивов инициирует процесс социальной активности: она

приносит ученику удовлетворение, проявляется как потребность, в результате чего формируется личностный смысл деятельности.

Без сомнения, ограничение возможностей учащихся в социальной самореализации ведёт к росту их агрессивности. Внутренняя мотивация школьников к социально значимой деятельности соотносится с высшей потребностью в самоактуализации — реализации своих целей, способностей, возможностей. Однако такой потребностью обладают лишь единицы, полноценно она формируется в зрелом возрасте.

Наиболее очевидна в период школьной жизни мотивация, связанная с потребностью в уважении, одобрении, признании [9]. Эта мотивация состоит из внешних — социально обусловленных — мотивов, которые имеют внешние проявления и связываются с результатами деятельности (призы, почёт), в то время как прямая связь с социально значимой деятельностью отсутствует [12, с. 13].

Бытующее мнение о том, что внешняя мотивация деятельности — это, как правило, отрицательная мотивация, в корне неверно. Социальные мотивы обусловлены социальными потребностями — потребностями в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д., — которые возникают в процессе деятельности человека как общественного субъекта. То есть внешняя мотивация к социально значимой деятельности соотносится с её личностными смыслами, поскольку человек — общественный субъект. В целом внутренние и внешние мотивы к социально значимой деятельности взаимодействуют. Для успешной социально значимой деятельности необходимо иметь высокий уровень как внутренней, так и внешней мотивации.

Альтруистические и эгоистические, внутренние и внешние мотивы сложно взаимодействуют между собой, однако «психологические феномены... могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами» [2].

Профессиональная компетенция

педагога в области мотивации у школьников социальной активности

В профессиональном стандарте «Педагог» понятие «мотивация» связано с общепедагогическими функциями

«обучение» и «воспитание». Современный учитель должен уметь «вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность» [11, с. 144-148]. Таким образом, мотивацию как учения, так и социализации высокопрофессиональный учитель должен формировать у школьников в повседневной практике своей работы.

Проблему мотивации развития социальной активности у обучающихся имеет смысл рассмотреть и в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного общего образования (далее — ООО) [14] и среднего общего образования (далее — СОО) [15]. Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы включают в себя личностные результаты: сформирован-ность социальных компетенций, системы значимых социальных и межличностных отношений; метапредметные результаты — владение навыками социальной деятельности, опыт социальной практики.

Реализация основных идей ФГОС требует творческого, нестандартного решения значительного большинства образовательных задач, существенных изменений в целеполагании, содержании и технологии обучения, воспитания и развития на всех ступенях системы общего образования [7; 234-242]. Тем не менее с внедрением ФГОС всё с большей очевидностью высвечивается проблема психологической и професси-

ональной неготовности учителя к перестройке своей работы [3, с. 118-123].

Заметим, что ФГОС ООО и ФГОС СОО предъявляют требования к образовательным организациям по созданию «Программ воспитания и социализации обучающихся» [10]. Эти программы направлены на освоение обучающимися социального опыта, создание социальной среды их развития, включающей в себя систему социальных практик.

Итак, современный учитель должен владеть профессиональными компетенциями в области мотивации школьников к социальной активности. Компетенции в этой области формируются на этапе получения высшего педагогического образования, а затем развиваются в ходе собственной профессиональной деятельности, совершенствуются на курсах повышения квалификации.

Важным видом формирования социальной активности групп школьников является их добровольное и посильное участие в добровольческой деятельности. Мотивация таких групп, а также отдельных учащихся требует от педагога специфических знаний и умений. Мотивирующая деятельность педагога должна опираться на представление о том, что в основе мотивов, побуждающих школьников к добровольческой деятельности в социальной сфере, лежит целый спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку. Мотивы добровольческой деятельности, соответствующие определённым личностным и социальным потребностям, приведены в таблице.

Мотивация выступает одним из основных факторов развития волонтёрс-тва — наиболее востребованного на сегодняшний день вида социально значимой добровольческой деятельности. Общеизвестно, что такая деятельность способствует развитию у школьников инициативности, коммуникативных способностей, формированию опыта ответственного взаимодействия с окружающими, воспитанию лидерских качеств, исполнительской дисциплины, учит школьников отстаивать свои права и интересы.

При этом мотивация школьников на волонтёрскую деятельность опирается на такие специфические умения педагога, как умения инициировать ситуации нравственного выбора, развивать потребность в сплочённости и чувстве ответственности членов группы, организовывать совместную рефлексию нравственных ценностей, проводить ценностный диалог о смыслах на основе событий повседневной жизни, поступков товарищей. Неотъемлемым умением педагога выступает умение мотивировать самоорганизацию учащихся для разных видов волонтёрства: от организации своего свободного времени до участия в решении важных экологических, культурных и других проблем своей школы, микрорайона, города. Нельзя также отрицать значимости познавательной мотивации. «Приёмы создания учебно-проблемной ситуации, в которой предъявляемая информация сталкивается с прежним опытом учеников, опосредуют формирование потребности в процессе учебной деятельности (мотивация деятельности) и в до-

Мотивы добровольческой деятельности

Внутренние мотивы Потребности Внешние мотивы Потребности

Реализация личностного потенциала: проявление своих способностей и возможностей Осознание собственного внутреннего потенциала, определение своей миссии, выбор жизненного пути Общественное признание, чувство социальной значимости: самоутверждение, ощущение причастности к общеполезному делу Высокая оценка со стороны окружающих, высокая самооценка

Самовыражение и самоопределение: проявление жизненной позиции, поиск своего места в системе общественных отношений Осознание собственной индивидуальности, желание выполнять в обществе роль согласно своей уникальности Профессиональное ориентирование: выбор направлений профессиональной подготовки, видов профессиональной деятельности Профессиональное самоопределение, карьерный рост

Стремление решать собственные проблемы и помогать другим людям в решении их проблем Милосердие, доброта, подвижничество Приобретение полезных социальных и практических навыков: межличностное взаимодействие, доступ к социальным и иным ресурсам, задействованным в различных направлениях волонтёрства Стремление быть социально полезным, применение житейского опыта

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками: нахождение значимого круга общения Получение поддержки, обретение места в группе

Приобретение опыта социального взаимодействия: чувство ответственного лидерства, реализация своих инициатив Влияние на социальные изменения

стижении конечного результата (мотивация достижения)» [6, с. 239].

Призывая учащихся к волонтёрской деятельности, педагог должен понимать, что большинство потенциальных волонтёров хотят извлечь ту или иную пользу из волонтёрской деятельности. Вместе с тем педагогу следует знать, что существуют три вида мотивации такой деятельности.

Мотивация альтруизма. Основана на бескорыстном желании делать добро людям, которые нуждаются в помощи. Этот вид мотивации требует большого душевного вклада. Социологи относят такую мотивацию к неустойчивой, поскольку, в случае если волонтёр сталкивается с равнодушным отношением, то его альтруистические мотивы могут исчезнуть.

Мотивация социальной ответственности. Основана на убеждении, что человек обязательно должен помогать тем, кто находится в более сложной ситуации. Этот вид мотивации связан с потребностью улучшить жизнь людей в обществе, следовать традиции оказания помощи нуждающимся, быть моделью поведения для других, показать своё неравнодушие к проблеме. Социальная ответственность, в отличие от альтруизма, формируется под воздействием общественного мнения.

Материальная мотивация. Базируется на достижении сугубо личных целей. Этот вид мотивации связан с удовлетворением потребностей в интересном времяпровождении, с приобретением нового опыта, знаний, навыков, получением шансов на работу в будущем, налаживанием нужных профессиональных контактов, самоутверждением, личностным ростом, компенсацией отсутствия чего-либо в жизни.

Заключение

В наши дни в вопросах мотивации учащихся к социально значимой деятельности и мотивации педагогов для организации этой деятельности много нерешённого. Проблема использования эффективных приёмов вовлечения школьников в сферу социальной активности и адекватных способов пробуждения у них интереса к добровольной общественной деятельности обсуждается на многих площадках. В том числе как ключевая эта проблема была обозначена в повестке встречи президента России В.В. Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов,

волонтёрского движения и социальными предпринимателями (26 июля 2017 года, г. Петрозаводск) [13]. Специалистами неоднократно рассматривались различные аспекты поддержки интереса школьников к волонтёрской деятельности. На сегодняшний день возникает острая необходимость дифференциации реальных добровольцев, имеющих практический опыт, и потенциальных добровольцев, не имеющих этого опыта. Исследователей также интересуют факторы демотивации и методы их устранения. Отдельным весьма «болезненным» вопросом можно признать вопрос о введении дополнительных стимулирующих баллов при поступлении в вузы за участие школьника в волонтёрской деятельности.

Подводя итог, скажем, что учитель в полной мере владеет социально-педагогической компетенцией в области мотивации у школьников социальной активности только в том случае, если он способен и готов создавать условия для позитивной мотивации, которая обеспечивает успешную социально значимую деятельность школьников. Педагог, владеющий данной компетенцией, знает об интересах, потребностях, возможностях своих учеников, в соответствии с которыми он ставит задачи их социальной деятельности, показывает её роль и значение для учёбы, жизни и труда.

ССЫЛКИ

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельд-штейна. — 3-е изд. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004. — 512 с.

3. Корчемный П.А. Акмеологическая составляющая компетентностного подхода в образовании // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 118-123.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 509 с.

6. Мансурова С.Е., Дощинский Р.А. Дидактическая модель современного учебного занятия // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 237-242.

7. Мансурова С.Е., Дощинский Р.А. Компетентностная и деятельностная составляющая профессиональной подготовки педагога дополнительного об-

разования // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 234-242.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., ОрловА.Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

10. Программа воспитания и социализации обучающихся // Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/piimernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/. (дата обращения 03.08.2017).

11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Ямбург Е.А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? — М.: Просвещение, 2014. — С. 144-148.

12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Ши-янов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 576 с.

13. Стенограмма встречи Президента РФ В.В. Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, волонтёрского движения и социальными предпринимателями. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/55130. (дата обращения 03.08.2017).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070507/ (дата обращения 03.08.2017).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70188902/. (дата обращения 03.08.2017).

16. Хуторской А.В. Модель систем-но-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Вестник Института образования человека, 2012. — № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0329.htm. (дата обращения 03.08.2017).

REFERENCES

1. Bozhovich L.I. Problemy formiro-vaniya lichnosti: Izbr. psikhol. tr. [The problems of the identity formation: Selected psychological works] / edited by

D.I. Fel'dshtein. 3-th ed. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001. 349 p.

2. Il'in E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter, 2004. 512 p.

3. Korchemnyj P.A. Akmeologicheska-ja sostavljajushhaja kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [The competence component of the acmeological approach]. Akmeologija [Acmeology], 2014, no. 4, pp. 118-123.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soz-nanie. Lichnost'. [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl. Akademiya [Sense. Academy], 2005. 352 p.

5. Leont'ev A.N. Lektsii po obshchei psikhologii [The lectures on General psychology] / edited by D.A. Leont'ev,

E.E. Sokolova. Moscow: Smysl [Sense], 2000. 509 p.

6. Mansurova S.E., Doshhinskij R^. Didakticheskaya model' sovremennogo uchebnogo zanyatiya [The didactic model of the of modern training]. Akmeologija [Acmeology], 2016, no. 4, pp. 237-242.

7. Mansurova S.E., Doshhinskij R^. Kompetentnostnaja i dejatel'nostnaja sostavljajushhaja professional'noj podgo-tovki pedagoga dopolnitel'nogo obrazo-vanija [The basic model of competence and systemic activity approaches for additional professional education teaching staff]. Akmeologija [Acmeology], 2015, no. 4, pp. 234-242.

8. Markova A.K., Matis T.A., OrlovA.B. Formirovanie motivatsii ucheniya [The for-

mation of learning motivation]. Moscow: Prosveshchenie [Education], 1990. 192 p.

9. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Saint Petersburg: Evraziya [Eurasia], 1999. 478 p.

10. Programma vospitaniya i sotsial-izatsii obuchayushchikhsya // Primerna-ya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya [The Program of the education and socialization of students // The approximate basic educational program of the basic General education]. Available at: http:// fgosreestr.ru/registry/primernaya-os-novnayaobrazovatelnaya-programma-os-novnogo-obshhego-obrazovaniya-3/. (accessed 03.08.2017).

11. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» [The professional standard «The teacher (the teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)»] // Yamburg E.A. Chto prineset uchitelyu novyi professional'nyi standart pedagoga? [What will the teacher new professional standard for teachers bring?]. Moscow: Prosveshchenie [Education], 2014. Pp. 144-148.

12. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shi-yanov E.N. Pedagogika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya [Pedagogy: textbook for stud. of institutions of higher prof. education] / edited by V.A. Slastenin. Moscow: Izdatel'skii tsentr «Akademiya» [Publishing center «Academy»], 2012. 576 p.

13. Stenogramma vstrechi Prezidenta RF V.V. Putina s predstavitelyami sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh orga-

nizatsii, blagotvoritel'nykh fondov, volont-erskogo dvizheniya i sotsial'nymi predprin-imatelyami [The transcript of the meeting of the President of the Russian Federation Vladimir Putin with representatives of the socially oriented non-profit organizations, charities, volunteer organisations and social entrepreneurs]. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/55130. (accessed 03.08.2017).

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossi-jskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897) [The Federal state educational standard of basic General education (approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 December 2010 No. 1897)]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/. (accessed 03.08.2017).

15. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obsh-chego obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 413) [The Federal state educational standard of General secondary education (approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 6 October 2009 No. 413)]. Available at: http://base.garant. ru/70188902/. (accessed 03.08.2017).

16. Khutorskoi A.V. Model' sistemno-deyatel'nostnogo obucheniya i samoreal-izatsii uchashchikhsya // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka [Model system-active learning and self-realization of pupils // Bulletin of the Institute of education human], 2012, no. 1. Available at: http:// eidos-institute.ru/journal/2012/0329.htm. (accessed 03.08.2017).

TEACHERS' MOTIVATIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF STUDENTS' SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Svetlana E. Mansurova — Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Moscow Institute of Open Education, Timiryazevskaya Street, 36, Moscow, 127422, Russia; e-mail [email protected]

Roman А. Doschinskij — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Institute of Open Education, member of the Public Chamber, Timiryazevskaya Street, 36, Moscow, 127422, Russia; e-mail [email protected]

ABSTRACT

The article discusses one of the main theoretical problems of psychology and pedagogy — the problem of motivation. The authors are interested in general approaches to the problem, as well as in specific decisions with respect to the motivation of students' social activity. Socially significant activity of students is classified with consideration of different motivating factors. The main attention is paid to the question of formation of professional competence of teachers in the field of motivating students to social initiative. The authors proceed from the belief that modern teachers of Russian schools must be able not only to motivate others, but must be self-motivated as well. The focus of professional motivation of the teacher can be considered constructive if he/she shows the dominance of understanding of the importance of students' social activity development. A special group of social activity is volunteering. The motives for volunteer activities meet certain personal and social needs. Encouraging students to volunteering, the teacher must understand that the most potential volunteers want to derive a particular benefit from volunteer activities.

Keywords: motivation, need, social activity, professional competence, volunteering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.