Научная статья на тему 'Изучение уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью'

Изучение уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
616
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая запущенность / младший школьник / неблагополучная семья / социальная ответственность / морально-этическая ответственность / pedagogical under maintenance / primary schoolchild / troubled family / social responsibility / moral-ethical responsibility.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна

Социальную активность с точки зрения системного подхода можно рассматривать как наивысший уровень активности, которая может быть определена как механизм развития последнего. В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью. В статье показано, что морально-этическая ответственность у родителей педагогически запущенных младших школьников сформирована на низком уровне. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF LEVEL OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF PARENTS WHOSE CHILDREN ARE STUDING AT THE PRIMARY SCHOOL AND FALL INTO THE CATEGORY OF PEDAGOGICAL UNDERMAINTENANCE

Social activity from the point of view of the systematical approach can be regarded as the highest level of activity, and it can be defined as a mechanism of its development. The article is concerned results on the empirical level’s research of the parent's responsibility in a social sphere whose children are studing at the primary school and have a pedagogical under maintenance. At the article is demonstrated that moral-ethical responsibility by parents,whose have the pedagogical neglected children are thought in the primary school,is organized on the bad level. This article can be interesting for specialists in various branches of psychology.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 316

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТЬЮ

В.И. Рерке, И.С. Бубнова

Аннотация. Социальную активность с точки зрения системного подхода можно рассматривать как наивысший уровень активности, которая может быть определена как механизм развития последнего. В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью. В статье показано, что морально-этическая ответственность у родителей педагогически запущенных младших школьников сформирована на низком уровне. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

Ключевые слова: педагогическая запущенность, младший школьник, неблагополучная семья, социальная ответственность, морально-этическая ответственность.

INVESTIGATION OF LEVEL OF SOCIAL RESPONSIBILITY

OF PARENTS WHOSE CHILDREN ARE STUDING AT THE PRIMARY SCHOOL

AND FALL INTO THE CATEGORY OF PEDAGOGICAL UNDERMAINTENANCE

V. Rerke, I. Bubnova

Abstract. Social activity from the point of view of the systematical approach can be regarded as the highest level of activity, and it can be defined as a mechanism of its development. The article is concerned results on the empirical level’s research of the parent's responsibility in a social sphere whose children are studing at the primary school and have a pedagogical under maintenance. At the article is demonstrated that moral-ethical responsibility by parents,whose have the pedagogical neglected children are thought in the primary school,is organized on the bad level. This article can be interesting for specialists in various branches of psychology.

Keywords: pedagogical under maintenance, primary schoolchild, troubled family, social responsibility, moral-ethical responsibility.

В последнее время отмечается значительный рост числа педагогически запущенных детей. Как правило, запущенные дети развиваются в особом социальном окружении, часто неполноценном по структуре, уровню общего развития. Недостаточный уровень образованности и социальной грамотности родителей, особенно матери, низкий уровень культуры семейных взаимоотношений, неадекватное отношение к ребенку становятся тормозом нормального развития культурно-познавательных

потребностей ребенка, его речевой и информационной культуры.

Семейная ситуация является ключевым фактором в формировании социальнопедагогической запущенности. На наш взгляд, существует объективная проблема

эффективности педагогической работы с семьей: действия учителей, психологов,

социальных педагогов достигают

незначительных результатов именно по причине крайне низкого уровня социальной

ответственности родителей и поэтому ее необходимо формировать [2].

Научная категория понятия «социальная ответственность» имеет свою структуру. Так,

В.П. Прядеин рассматривая содержание социальной ответственности, исходит из её трёхкомпонентной структуры, включающей поведенчески-результативный, когнитивный и эмоциональный компоненты [5]. Данная структура объясняет процесс ответственности от её истоков до её проявления в поведении человека [1, 2, 3, 4]. Кратко охарактеризуем каждый компонент данной структуры.

Содержание когнитивного компонента представляет собой осознание человеком сущности ответственности как личностной характеристики, понимание её стержневой основы [2].

Эмоциональный компонент

ответственности характеризуется

переживанием человека за качество своей работы, эмоциональным отношением к принятию на себя новых обязанностей [3, 4]. К

151

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

поведенчески-результативному компоненту исследователи относят такие параметры ответственности как: самостоятельность

человека, целеустремлённость, настойчивость, организованность деятельности [1, 5].

Рассмотренные выше детерминанты понятия «социальная ответственность» позволили нам определить логику эмпирического исследования. Наше исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска. В ходе исследования были продиагностированы помощью методики Р.В. Овчаровой 228 учащихся начальных классов на предмет выявления педагогической запущенности.

Как показывают результаты,

педагогическая запущенность была выявлена у 30 учащихся начальных классов, что составило 13% от общего количества исследованных младших школьников. Среди педагогически запущенных учащихся начальных классов наибольшее число составляют младшие школьники с выраженной и высокой степенью (по 37%), с легкой степенью обнаружено 26% учащихся.

Нами было отмечено, что все младшие школьники с высокой степенью педагогической запущенности из

неблагополучных семей. Воспитательный микросоциум характеризуется

неблагоприятными чертами: родители уделяют крайне мало внимания ребенку, не интересуются его успеваемостью и др.

У учащихся с выраженной степенью педагогической запущенности также наблюдаются трудности по целому ряду параметров: в учебной деятельности и

общении со сверстниками, дети чаще проявляют конфликтность, агрессивность.

Таким образом, в ходе исследования наличие педагогической запущенности было выявлено у 30 учащихся начальных классов. У большинства из данных младших школьников педагогическая запущенность отличается высокой и выраженной степенью, что характеризуется наличием у них комплекса трудностей: в учебной деятельности, в

общении, в семейном окружении.

Далее нам было важно продиагностировать родителей педагогически запущенных учащихся начальных классов. Было выявлено, что 23 учащихся имеют полные семьи и 7 учащихся - из неполных семей, что составило всего 53 родителя.

Для изучения сформированности социальной ответственности у данных

родителей первоначально мы исследовали уровень проявления у них морально-этической ответственности. В ходе проведенного исследования нами было отмечено преобладание среди данных родителей низкого уровня морально-этической ответственности (62%) и среднего уровня (38%). Эти результаты указывают на то, что большинству родителей характерен низкий уровень социальной ответственности в целом, недостаток самопонимания, высокий уровень социальной желательности ответов.

Средний уровень характеризуется тем, что родители педагогически запущенных младших школьников имеют определенные

нравственные ориентиры, однако при этом они не глубоко осознают суть ответственности личности, редко анализируют свое поведение.

Обобщая результаты, мы можем сделать вывод о том, что морально-этическая и социальная ответственность у родителей педагогически запущенных младших школьников сформирована на низком уровне.

В завершении исследования мы также изучили локус контроля у родителей, который является важным показателем

сформированности ответственности личности в целом, и социальной ответственности также. Для этого нами использовался адаптированный вариант методики Дж. Роттера. Результаты исследования позволили определить, что интернальный локус контроля был обнаружен только у 13% родителей. Данные родители чувствуют свою собственную ответственность за то, как складывается их жизнь в целом.

Экстернальный локус контроля был выявлен у большинства родителей педагогически запущенных младших школьников (87%). Это означает, что они чаще всего не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Таким образом, мы также можем подтвердить, что у родителей педагогически запущенных учащихся начальных классов преобладает низкий уровень социальной ответственности, что может быть обусловлено преобладанием экстернального локуса контроля.

В целом проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Наличие педагогической запущенности было выявлено у 30 учащихся начальных классов. У большинства из данных младших школьников педагогическая запущенность

152

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

отличается высокой и выраженной степенью, что характеризуется наличием у них комплекса трудностей: в учебной

деятельности, в общении, в семейном окружении.

2) Морально-этическая ответственность у родителей педагогически запущенных младших школьников сформирована на низком уровне. Он характеризуется тем, что у родителей слабо сформирована рефлексия в морально-этических ситуациях, они не ориентируются на моральные нормы и принципы в своем поведении, они не чувствуют как правильно с моральной точки зрения необходимо поступить, они не осознают смысла ответственности, не имеют

Литература:

1. Александрова М.В. Возможности карьерного роста / М.В. Александрова, Р.М.

Шерайзина // Народное образование. - 2006. - № 8.

- С. 90-98.

2. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика

современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестник Иркутского

государственного технического университета.

Иркутск. - 2013. - № 1(72). - С. 211-214.

3. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика. - 2000. - № 1. - С. 169-176.

4. Кричевский Р.Л. Психология

профессиональной карьеры / Р.Л. Кричевский; под общ ред. А.А. Деркача. — Изд-во: РАГС, 2006.

5. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. Пособие.

Екатеринбург. - 2001. - 143 с.

Сведения об авторах:

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Rerke (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor of Irkutsk State University, e-mail: [email protected]

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor of Irkutsk State University, e-mail: [email protected]

системы моральных ценностей и не руководствуются ими.

3) Понимание сути социальной ответственности родителей и социально ответственное поведение сформированы на низком уровне у родителей педагогически запущенных младших школьников. Родители не могут четко разделить ответственное и безответственное поведение, не способствуют развитию ребенка, имеют низкий уровень педагогической культуры, пассивны в отношении жизни ребенка.

Полученнные авторами результаты указывают на необходимость организации работы по формированию социальной ответственности у родителей педагогически запущенных младших школьников.

References:

1. Aleksandrova M.V. Vozmozhnosti kar'ernogo rosta / M.V. Aleksandrova, R.M. Sherajzina // Narodnoe obrazovanie. - 2006. - № 8. - S. 90-98.

2. Bubnova I.S., Rerke V.I. Specifika sovremennyh uslovij semejnogo vospitanija podrostkov i ee vlijanie na formirovanie ih Ja-koncepcii//Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Irkutsk. - 2013. - № 1(72). - S. 211-214.

3. Gushhina I. Trudovaja motivacija kak faktor povyshenija jeffektivnosti truda // Obshhestvo i jekonomika. - 2000. - № 1. - S. 169-176.

4. Krichevskij R.L. Psihologija professional'noj kar'ery/ R.L.Krichevskij; pod obshh red. A.A. Derkacha. — Izd-vo: RAGS, 2006.

5. Pijadein V.P. Otvetstvennost' kak sistemnoe kachestvo lichnosti: Ucheb. Posobie. Ekaterinburg. -2001. - 143 s.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.