Научная статья на тему 'Изучение и условия формирования социальной зрелости у студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Изучение и условия формирования социальной зрелости у студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИКУМА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / SOCIAL MATURITY / COMPONENTS OF SOCIAL MATURITY / LEVEL OF SOCIAL MATURITY / CONDITIONS OF FORMATION / STUDENTS FROM THE TECHNICAL COLLEGE AMONG ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рерке В.И., Задорожняя М.В.

Социальная зрелость объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Низкая самоорганизация обучающихся сирот, слабое проявление общественной активности, недостаточное развитие способности к самосовершенствованию и профессиональному обучению, неспособность конструктивно выстраивать отношения с окружающим миром говорят о низком уровне социальной зрелости данной категории обучающихся. Статья посвящена изучению уровня социальной зрелости у студентов техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлены компоненты социальной зрелости у студентов из числа сирот: личностно-коммуникативный, потребностно мотивационный, когнитивный и деятельностный. Описаны результаты эксперимента, направленного на формирование социальной зрелости у студентов, имеющих статус сироты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рерке В.И., Задорожняя М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING AND CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY BY STUDENTS FROM AMONG CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Social maturity is an objectively necessary stage of personal development, which is characterized by the achievement of an independent social status. Low self-organization of orphans, weak manifestation of social activity, insufficient development of the ability to self-improvement and professional training, the inability to constructively build relationships with the outside world, indicate a low level of social maturity of this category of students. The article is devoted to the study of the level of social maturity by students from College among orphans and children left without parental care. The components of social maturity by studentsorphans and children left without parental care from College were detected: personal-communicative, needs-motivational, cognitive and activity. The results of the experiment directed at the formation of social maturity by students with the status of orphans are described.

Текст научной работы на тему «Изучение и условия формирования социальной зрелости у студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 376.64

ИЗУЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В.И. Рерке, М.В. Задорожняя

Аннотация. Социальная зрелость - объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Низкая самоорганизация обучающихся - сирот, слабое проявление общественной активности, недостаточное развитие способности к самосовершенствованию и профессиональному обучению, неспособность конструктивно выстраивать отношения с окружающим миром - говорят о низком уровне социальной зрелости данной категории обучающихся.

Статья посвящена изучению уровня социальной зрелости у студентов техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлены компоненты социальной зрелости у студентов из числа сирот: личностно-коммуникативный, потребностно - мотивационный, когнитивный и деятельностный. Описаны результаты эксперимента, направленного на формирование социальной зрелости у студентов, имеющих статус сироты.

Ключевые слова: социальная зрелость; компоненты социальной зрелости; уровень социальной зрелости; условия формирования; студенты техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

LEARNING AND CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIAL

MATURITY BY STUDENTS FROM AMONG CHILDREN-ORPHANS

AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

V. Rerke, M. Zadoroznyaya

Abstract. Social maturity is an objectively necessary stage of personal development, which is characterized by the achievement of an independent social status. Low self-organization of orphans, weak manifestation of social activity, insufficient development of the ability to self-improvement and professional training, the inability to constructively build relationships with the outside world, indicate a low level of social maturity of this category of students.

The article is devoted to the study of the level of social maturity by students from College among orphans and children left without parental care. The components of social maturity by students- orphans and children left without parental care from College were detected: personal-communicative, needs-motivational, cognitive and activity. The results of the experiment directed at the formation of social maturity by students with the status of orphans are described.

Keywords: social maturity; components of social maturity; level of social maturity; conditions of formation; students from the technical College among orphans and children left without parental care.

Социальное пространство техникума, в котором протекает жизнедеятельность обучающихся-сирот, существенно расширяется, оно направлено не только на профессиональное становление, но и на формирование позитивной жизненной установки в социуме, жилищно-бытового обустройства, налаживания социальных отношений, усвоения новых социальных ролей, реализацию и коммуникативного и интеллектуального потенциала студента из числа сирот [1-4].

Результатом получения среднего

профессионального образования выпускника-сироты является квалификация специалиста среднего звена или рабочего, а также высокий уровень сформированности социальной зрелости

личности [5]. Социальная зрелость обучающихся техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой целостное развитие обучающегося-сироты, как полноценного субъекта социальных отношений,

свидетельствующее о наличии у него социально-нравственных качеств и ценностно-мотивационных установок, высокого уровня социальной активности, самостоятельности и ответственности, а также готовность к личностному и профессиональному

самоопределению и саморазвитию [3].

Опытно-экспериментальная работа,

направленная на изучение социальной зрелости у студентов из числа сирот, проводилась на базе

ГБПОУ «Ангарский политехнический техникум». В исследовании принимали участие 60 обучающихся 1 - 3 курса: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в количестве 30 человек, возраст от 15 до 23лет - экспериментальная группа (ЭГ); обучающиеся техникума, не имеющие статус сироты, в возрасте от 16 до 20 лет, в количестве 30 человек - контрольная группа (КГ).

На констатирующем этапе работы были выывлены уровни и компоненты социальной зрелости у обучающихся техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при определении личностно -коммуникативного компонента были изучены представления относительно своей жизненной перспективы; жизненная позиция по отношению к окружающему миру; наличие мотивации на успех; ответственность [1]; стремление к сотрудничеству с окружающими, готовность принять помощь и помогать другим [4]; стремление к личностному и профессиональному самоопределению; потребностно -

мотивационный компонент включал

исследование потребности в достижении цели [2;3;5]; положительную мотивацию к профессиональному обучению; готовность к самостоятельной «взрослой» жизни [4]; стремление к развитию; когнитивный компонент - знания об общественно-политическим, социально-культурным,

экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране [3]; деятельностный компонент был направлен на изучение ответственности за порученное дело; способности к преодолению социально-поведенческих трудностей, склонность к совершению правонарушений, преступлений.

Пакет диагностических методик,

позволяющий определить исходный уровень социальной зрелости у студентов из числа детей-сирот на констатирующем этапе исследования включал: опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А.А.), «Тест оценки потребности в достижении цели» (Орлов Ю.М.), «Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников» (Т.Н. Кожевникова, Т.А. Сундукова, Н.А. Стумбрис).

Обобщая полученные результаты диагностики по всем компонентам социальной зрелости, мы установили три уровня. Высокий уровень сформированности социальной зрелости выявлен у 30% (9 чел.) в ЭГ, 58% (17 чел.) в КГ. Данные студенты имеют представления относительно своей жизненной перспективы, занимают активную жизненную позицию по

отношению к окружающему миру, группе и техникуму, мотивированны на успех, достижение цели, профессиональное обучение и самоопределение, стремятся к развитию, самопознанию, способны самостоятельно принимать решение и планировать собственные действия. Для них характерен высокий уровень ответственности, самостоятельности,

поведенческого контроля, знаний об общественно-политических, социально-

культурных, экономических явлений и процессов, происходящих в стране.

Средний уровень сформированности социальной зрелости установлен у 26% (8 чел.) ЭГ, 29% (9 чел.) в КГ. У данного контингента прослеживается слабая заинтересованность в профессиональном обучении, потребности в совершенствовании профессиональных знаний и стремления к саморазвитию. Ответственны, но не всегда соблюдают социальные установки, регулирующие общепринятое социальное поведение, способны самостоятельно принимать решение и планировать собственные действия лишь в ситуации, когда уверены, что результат будет успешным и выигрышным для них.

Низкий уровень сформированности социальной зрелости определен у 44% (13 чел.) ЭГ и 13% (4 чел.) КГ. Этим студентам характерно отсутствие в системе ценностных ориентаций: стремления к профессиональному

самоопределению, ориентации на саморазвитие и познание окружающей действительности, готовности быть самостоятельным и ответственным. Данная группа обучающихся избегает социальных контактов, категорически отказываясь принимать активное участие в социально-значимой деятельности, испытывают трудности поведенческого контроля.

Как показало исследование, особенности социальной зрелости у студентов из числа сирот заключаются в следующем: отсутствие в системе ценностных ориентаций: стремления к получению образования, ориентации на саморазвитие; готовности планировать жизнь, ставить цели, расставлять жизненные приоритеты, оценивать свои возможности; отсутствие таких социально-значимых качеств социально-зрелой личности, как:

самостоятельность, ответственность,

инициативность, человеколюбие, уверенность в своих силах; нежелание взаимодействовать с окружающими, что выражается в избегании построения общественных отношений, отсутствие социально-активной жизненной позиции, не соблюдение норм и правил поведения в обществе.

Определение уровня социальной зрелости у обучающихся техникума в контрольной и экспериментальной группах позволяют сделать вывод о том, что у 44% (13 чел.) студентов-сирот сформирован низкий уровень социальной зрелости. На основании полученных данных была разработана программа целью, которой являлось создание социальных и психолого-педагогических условий для повышения уровня социальной зрелости у данного контингента обучающихся. Обозначим условия формирования социальной зрелости: социальное - создать социализирующую среду в образовательной организации, которая позволит

обучающимся - сиротам формировать правильные социальные установки, чувство ответственности, готовность к самостоятельной «взрослой» жизни, активную жизненную позицию; психолого-педагогическое -формировать составляющие самосознания личности: «Я - концепция», «Я - общество», «Я - профессия»; обеспечивающие целенаправленную работу по формированию представлений относительно своей жизненной перспективы, готовности самостоятельно принимать решение и планировать собственные действия, ориентации на самопознание; содействовать профессиональному

самоопределению и потребности в совершенствовании профессиональных знаний.

Резюмируя результаты контрольного этапа исследования, отметим, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень социальной зрелости в ЭГ составлял 30% (9 чел.), на контрольном этапе мы видим, положительную возрастную динамику - 54% (17 чел.). В КГ в начале исследования высокий уровень социальной зрелости выявлен у 58% (17 чел.); на завершающем этапе - 54% (16 чел.).

После проведения контрольного этапа эксперимента средний уровень наблюдается у 29% (9 обучающихся) ЭГ; на констатирующем этапе составил - 26% (8 чел.); с 29% (9 чел.) повысился до 32% (10 чел.) у обучающихся КГ.

На контрольном этапе эксперимента снизилось количество обучающихся ЭГ с низким уровнем социальной зрелости с 44% (13 чел.) до 17% (5 чел.). В КГ увеличились показатели: с 13% (4 чел.) до 17% (5 чел.).

Достоверность различий формирования уровня социальной зрелости в

экспериментальной группе на контрольном этапе была подтверждена статистически (х2 -критерий=36,1 при т = 0,001.). Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, следовательно, наша гипотеза о

значимых изменениях, которые произошли в результате введения программы,

экспериментально подтвердилась: уровень социальной зрелости у обучающихся-сирот повысился, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,001%.

Результаты реализации экспериментальной программы подтвердили эффективность созданных нами социальных и психолого-педагогических условий, направленных на формирование социальной зрелости у обучающихся техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно воздействие на все компоненты изучаемого нами феномена: личностно-коммуникативный, потребностно-

мотивационный, когнитивный, деятельностный. Использование в работе методов интерактивного взаимодействия всех участников

образовательного процесса, занимающихся сопровождением обучающихся-сирот, также явилось фактором успешности реализованной нами программы, о чем свидетельствуют данные контрольного этапа диагностического исследования.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что формирование социальной зрелости у обучающихся техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно включать следующие направления работы: социальное, реализуемое в рамках социализирующей среды техникума, которое позволит студентам - сиротам формировать правильные социальные установки, чувство ответственности, готовность к самостоятельной «взрослой» жизни, активную жизненную позицию, стремление к получению знаний об общественно-политических, социально-

культурных, экономических явлениях и процессах, происходящих в стране и в мире; психолого - педагогическое, направленное на формирование составляющих самосознания личности («Я - концепция», «Я - общество», «Я - профессия»), представления относительно своей жизненной перспективы, уверенности в своих силах, готовности самостоятельно принимать решение и планировать собственные действия, ориентации на самопознание, освоение и познание мира и самого человека, потребности в достижении цели. Кроме того, педагогический состав техникума должен содействовать профессиональному самоопределению и потребности в совершенствовании

профессиональных знаний; умения

конструктивно взаимодействовать с

окружающими на основе принятых в обществе норм и правил поведения.

В процессе работы над проблемой исследования обозначились возможные направления ее дальнейшего изучения: коррекция низкого уровня социализации обучающихся техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разработка интерактивных технологий формирования

гендерных позиций у обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях СПО. Исследование также подтвердило необходимость разработки методического инструментария и программ формирования социальной зрелости у обучающихся техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

1. Вагнер И.В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации / И.В. Вагнер // Проектирование пространств самореализации школьников в рамках программы воспитания и социализации Ч.1. // Вопросы науки. - 2014. - № 1(6). - С. 7-14.

2. Блинов В.И. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - C. 83-89.

3. Babitskaya L.A. Theoretical and Empirical Understanding of the Concept of «Life Perspective of the

Personality of Children-Orphans» / L.A. Babitskaya, I.S. Bubnova, A.V. Kiblnik, V.I. Rerke, I.V. Fedosova // Social Sciences. - 2016. - Volume 11. - Issue 27. - P. 6451 -6458.

4. Лебедева-Несевря Н.А. Потребление алкоголя как фактор риска здоровью населения: обзор Российских исследований / Н.А. Лебедева-Несевря, И.Г. Жданова-Заплесвичко, В.И. Рерке, А.О. Барг // Анализ риска здоровью. - 2017. - № 4. - С. 147-160.

5. Рерке В.И. Создание психологически безопасной социокультурной среды для детей с ментальными нарушениями (на примере интернатного учреждения) / В.И. Рерке // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5(124). - С. 144-149.

Сведения об авторах:

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: rerkew@mail.ru

Задорожняя Мария Васильевна (г. Иркутск, Россия), магистрант ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: msh.yuferova@mail.ru

Data about the authors:

V. Rerke (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Irkutsk state University, e-mail: rerkew@mail.ru

M. Zadoroznyaya (Irkutsk, Russia), master student, Irkutsk State University, e-mail: msh.yuferova@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.