Научная статья на тему 'Медиативные технологии в профилактике экстремизма и конфликтов в условиях полиэтнической среды школы'

Медиативные технологии в профилактике экстремизма и конфликтов в условиях полиэтнической среды школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1173
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ШКОЛА / SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

Статья посвящена роли медиативных технологий в профилактике экстремизма и конфликтов в образовательной среде школы. Школьная медиация это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. В статье показаны возможности школьной службы медиации в профилактике конфликтов и экстремизма. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF EXTREMISM AND CONFLICTS IN THE CONDITIONS OF POLYETHNIC ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

This article is devoted to the problem of the role of the mediation technologies for the purpose of prevention different kinds of extremism and conflict situations in the educational environment of the school work. School mediation is a new approach to resolving and preventing disputes and conflict situations at all levels of the Russian educational system. This article shows the possibility of school service of mediation in preventing cases of conflicts and extremism. To our mind, this article may be interesting for professionals in different fields of psychology and social pedagogics.

Текст научной работы на тему «Медиативные технологии в профилактике экстремизма и конфликтов в условиях полиэтнической среды школы»

УДК 159.9

МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА

И КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

И.С. Бубнова, В.И. Рерке

Аннотация. Статья посвящена роли медиативных технологий в профилактике экстремизма и конфликтов в образовательной среде школы. Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. В статье показаны возможности школьной службы медиации в профилактике конфликтов и экстремизма. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

Ключевые слова: медиация; конфликт; экстремизм; профилактика; подросток; школа.

MEDIATION TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION

OF EXTREMISM AND CONFLICTS IN THE CONDITIONS

OF POLYETHNIC ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

I. Bubnova, V. Rerke

Abstract. This article is devoted to the problem of the role of the mediation technologies for the purpose of prevention different kinds of extremism and conflict situations in the educational environment of the school work. School mediation is a new approach to resolving and preventing disputes and conflict situations at all levels of the Russian educational system. This article shows the possibility of school service of mediation in preventing cases of conflicts and extremism. To our mind, this article may be interesting for professionals in different fields of psychology and social pedagogics.

Keywords: mediation; conflict; extremism; prevention; teenager; school.

На территории Иркутской области проживают представители более 130 национальностей. Есть места компактного проживания бурят, татар, чувашей, украинцев, белорусов, поляков, эвенков, тофов. Создано и действует более 100 национально-культурных объединений (80 — зарегистрированных), более 400 религиозных объединений (307 — зарегистрированных управлением

Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области). Религиозные объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям [6].

В настоящее время в связи с тенденциями глобализации и интеграции, изменением геополитической картины мира

активизируется процесс миграции населения. Появление больших групп населения мигрантов в разных странах, в том числе в России, обострило проблемы их адаптации в новой социокультурной среде, внося существенные изменения в социум страны, принимающей мигрантов. Дети всегда участвовали в процессе миграции, которая протекает не безболезненно. В миграционной ситуации поиск средств гармоничного вхождения в новую культурную среду и бесконфликтного существования детей-мигрантов необходим. Этот аспект представляется весьма актуальным для

изучения как в педагогической науке, так и для практической жизни современного общества. Мигранты и их дети являются представителями различных национальностей, государств с разными культурными традициями, разными социальными характеристиками, что и определяет множество проблем как социального, педагогического, так и экономического уровней.

Обострение межэтнических отношений, пренебрежительное отношение к

представителям других культур, отсутствие целевых программ по оптимизации межнациональных отношений, социальная нестабильность, криминализация и

маргинализация социума углубляют ситуацию национальной нетерпимости и разобщенности.

Правительством Иркутской области осуществляется регулярный мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений на территории Иркутской области, включающий взаимодействие с

региональными управлениями федеральных органов власти (управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области, управление Министерства юстиции

Российской Федерации по Иркутской области, управление Федеральной службы

безопасности Российской Федерации по

Иркутской области, главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области), муниципальными образованиями,

общественными национально-культурными объединениями.

Демографическая и миграционная ситуации, сложившиеся в Иркутской области, как и по России в целом, по-прежнему остаеются достаточно сложными: наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения. В последние годы за счет отрицательного сальдо миграции из Иркутской области ежегодно выбывает 5-7 тысяч человек.

Деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений в Иркутской области оказывают также современные миграционные процессы. Мигранты с низким уровнем образования, знания русского языка, общероссийских социально-культурных

ценностей и правил общественного поведения порождают мигрантофобию. В свою очередь, мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма, негативным тенденциям в социально-культурной сфере, росту националистических настроений в обществе.

Социологические исследования,

проведенные в Иркутской области показали, что вероятность возникновения в регионе конфликтов на национальной почве между коренными жителями и мигрантами разной национальности оценивалась в 2009 году как «высокая» и «скорее высокая» [6]. Эти процессы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики, обуславливают необходимость системной работы в этой области. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и другими нормативно-правовыми актами федеральные органы государственной власти, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности» [6].

Однако, в настоящее время не существует системного видения данной проблемы и, к сожалению, не существует системной технологии сопровождения детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения. Именно поэтому образование столь остро нуждается в теоретическом и практическом анализе тех технологий социально-педагогической деятельности, которые и должны помочь детям-мигрантам менее болезненно адаптироваться к новой социокультурной среде, гармонично существовать и развиваться в этой среде, уметь решать конфликты.

Многообразное по вариантам общение детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп в условиях

общеобразовательной школы часто приводит к столкновению интересов. Значимой педагогической проблемой сегодня выступает проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов. Если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами [2].

В силу возрастных, социальных и психологических особенностей, критичности данного возрастного периода подростки -мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я -концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь [1]. Подростки-мигранты -это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в специальных условиях адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Поэтому данная категория семей, равно как и все семьи динамического наблюдения нуждается в проведении работы, направленной на профилактику и коррекцию конфликтов в подростковой среде с участием подростков-мигрантов [1].

Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. В подростковом возрасте спектр необходимых навыков для обучения поведению в конфликте и его превенции

становится гораздо шире, чем в младшем школьном возрасте. Появляется возможность обучать подростков для работы в качестве школьных медиаторов или их помощников (в тех случаях, когда начинающему «медиатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Именно в эти годы подростку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на основании своих внутренних критериев способна совершать свободный и ответственный выбор. И этот выбор касается не только собственного времяпрепровождения, интересов и пристрастий. Ребенок самостоятельно определяет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия [3]. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента; то такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Особенно важной становится внедрение данной инновации при работе с подростками, так как именно в этом возрасте у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем, и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых видов деятельности. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Обучение школьной медиации полезно и родителям, так как помогает им наладить общение со своими детьми. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личности качеств ребенка. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в

обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей.

Безусловно, успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное

пространство «семья - образовательное учреждение». Опыт показывает, чем теснее осуществляется связь семьи и учреждения образования, тем эффективнее педагогический результат.

Для успешной адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая включает в себя:

- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

- определение «проблемных зон» развития ребенка и путей их решения;

- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;

- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса - педагогов, родителей, детей;

- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;

- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.

Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:

- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т.д.);

- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.);

- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная,

консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями);

— совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т.д.).

Привлечение родителей к совместной деятельности решает ряд воспитательных задач:

— установление дружеских отношений, сотрудничества, формирование опыта творческой деятельности;

— формирование межпоколенной трансмиссии, укрепление традиций, передача навыков и умений в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, игровой, свободном общении;

— налаживание теплых отношений между детьми, родителями и педагогами за счет совместного позитивного переживания [4].

На данный момент существует три организационные модели школьной службы примирения. К ним относятся: «профилактическая» модель;

«воспитательная» (педагогическая) модель; «сервисная» модель.

В рамках первого, «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин

противоправного поведения школьников. Центр школьной медиации, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается в рассматриваемом контексте по количеству и сложности проведенных программ и по снижению «уровня конфликтности» в школе.

В рамках «воспитательного»

(«педагогического») подхода создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой

деятельности, которая формирует

«воспитательный коллектив» детской службы. Он и считается наибольшей ценностью, ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения),

сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Таким образом, при описании «профилактического» и «педагогического» подходов мы увидели два варианта организационного оформления службы: в качестве структурного подразделения социально-педагогического блока школьной администрации и в качестве «воспитательного коллектива» (организационно, это может быть клуб, детская организация, объединение дополнительного образования и пр.).

Третий подход — «сервисный», отличается от «профилактического» и «воспитательного» тем, что он не направлен на видоизменение детской среды. Он не сориентирован ни на задачу профилактики, ни на задачу воспитания. Его задача — удовлетворить запрос ребят предоставлением

соответствующих услуг. В центре внимания подхода — фигура клиента, заказчика, которым является конкретный ученик или взрослый.

Как видим, интересы заказчика являются определяющими для характера деятельности службы. Вследствие этого, появляются различные варианты целеполагания, комплектования и организации работы службы, сформированной в качестве органа самоуправления. Юным миротворцам приходится сталкиваться с различными ситуациями: от классического обзывания до серьезных межнациональных конфликтов, в которые могут быть втянуты как ученики, так педагоги и родители.

Таким образом, школьная служба примирения - это еще один путь решения конфликтов и профилактики экстремизма в школьной среде [5]. Основополагающими для службы являются следующие моменты:

— решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны;

— ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем опять же берут на себя сами конфликтующие стороны;

— ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые);

— путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку если разобраться,

то цель и у тех, и у других одна - что бы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.

Служба примирения - это хороший путь, хотя и незнакомый, который учит уважать себя

и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия. Путь, который не все взрослые (которые в сущности те же дети) готовы пройти без сомнений и колебаний.

Литература:

1. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 211-214.

2. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России / С.А. Дудко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28.

3. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов. - СПб: Питер, 2005. - 78 с.

4. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема трудных детей. Теория. Практика.

Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, аспирантов пед. высш. учеб. заведений / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Минск, 2005. -400 с.

5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство; под ред. И.А. Баевой. -СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

6. Постановление Правительства Иркутской области от от 30 декабря 2013 года N 628-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» на 2014 — 2020 годы».

Сведения об авторах:

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

Data about the authors:

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Irkutsk state University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

V. Rerke (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Irkutsk state University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.