Научная статья на тему 'Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей "риска"'

Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей "риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ADDITIONAL EDUCATION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / MOTIVATION / PRIMARY SCHOOL STUDENT / CREATIVE ACTIVITY MOTIVATION / "RISK GROUP" FAMILY / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОТИВАЦИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕМЬЯ "РИСКА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей группы «риска». Проведённое исследование показало, что у младших школьников из семей «риска» не сформирована мотивация к творческой деятельности, дети отличаются низкой самооценкой, нарушениями коммуникативных аспектов мотивации, зависимостью от мнения окружающих, боязнью неудач. В статье показано, что социокультурная среда учреждения дополнительного образования играет ключевую роль в формировании мотивации у младших школьников из семей «риска». Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional Education as a Sociocultural Factor of Forming the Creative Activity Motivation of Primary School Students from “Risk Group” Families

The article presents the results of an empirical study of the creative activity motivation of primary school students from “risk group” families. The study showed that younger students from the “risk group” are motivated for creative activity, low self-esteem, violations of communicative aspects of motivation, dependence on the others’ opinions, and fear of failure. The authors show that the sociocultural environment of additional education institutions plays the key role in forming the motivation of primary school students from “risk group” families. This paper is in the interests of specialists in various fields of pedagogics and psychology.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей "риска"»

УДК 371.93

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей «риска»

Аннотация.

Ключевые слова:

Для цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 26 июня 2018 г.

И. С. Бубнова, В. И. Рерке

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей группы «риска». Проведённое исследование показало, что у младших школьников из семей «риска» не сформирована мотивация к творческой деятельности, дети отличаются низкой самооценкой, нарушениями коммуникативных аспектов мотивации, зависимостью от мнения окружающих, боязнью неудач. В статье показано, что социокультурная среда учреждения дополнительного образования играет ключевую роль в формировании мотивации у младших школьников из семей «риска». Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях педагогики и психологии.

дополнительное образование, социокультурная среда, мотивация, младший школьник, мотивация к творческой деятельности, семья «риска».

Бубнова И. С., Рерке В. И. Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей «риска» // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 126-132. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-126-132

Проблема социокультурного развития подрастающих поколений приобретает сегодня особую значимость. В настоящее время в условиях активной информатизации общества, когда, с одной стороны, учащимся предоставляются широкие возможности для познания окружающего мира, мы всё чаще наблюдаем ослабление традиционных связей внутри семьи и социума, поскольку школьники обращаются преимущественно к информационным ресурсам в Интернете как единственному источнику знаний, в результате чего происходит снижение роли альтернативных форм познавательной деятельности [14].

Опасным следствием указанных изменений выступает снижение мотивации, уровня любознательности учащихся, их стремления к знаниям и освоению новых социально-значимых навыков. Перечисленные вызовы культурной и социальной среды предъявляют новые требования не только к общему, но и к дополнительному образованию детей, которое в настоящее время становится важным ресурсом социокультурного развития учащихся и является активно развивающейся сферой отечественного образования [13].

Поэтому в настоящее время образовательная парадигма ориентирована на развитие человеческих ресурсов как основных жизненных приоритетов, она предполагает формирование таких социально значимых

личностных качеств учащихся, как мотивированность, умение творчески мыслить, достигать высоких результатов, гражданская ответственность, сознательность, инициативность и др.

Проблеме социокультурного развития учащихся также посвящены работы С. А. Андреевой, В. П. Волошиной, Н. Е. Зыбиной, О. В. Федоскиной, А. Н. Чащиной, К. И. Чижовой и др. Однако анализ литературы приводит нас к осознанию противоречия между недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в учреждении дополнительного образования детей и необходимостью социокультурного развития подрастающих поколений [13].

В современных условиях вариативность и альтернативность социокультурной среды представляет собой широкое поле для проявлений творчества, самоутверждения, свободы социального поведения, развития мотивации, инициативы и самостоятельности. Творческая направленность деятельности учреждения дополнительного образования, подкреплённая проработанными комплексами социокультурных мероприятий, даёт детям шанс полновесного участия в социальной жизни, освобождая при этом от комплексов, обусловленных трудным детством, а также существенно повышает уровень мотивации у младших школьников из семей «риска» [12].

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской субкультуры в общее дело. Дополнительное образование по своей сути представляет собой особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя.

Вопросы, связанные с формированием творческой личности, на протяжении многих лет остаются особенно актуальными. В современных условиях для дошкольного и начального обучения в сензитивный период развития ребёнка, который наиболее благоприятен для формирования важных психологических функций и усвоения новых форм поведения, важно предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы.

Изучению мотивации как основополагающей движущей силы в развитии личностных качеств человека посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Так, в отечественной науке Д. Н. Узнадзе рассматривал мотивацию с точки зрения «теории установки», а сущность мотива, его структура были исследованы Е. П. Ильиным [5]. Проблеме формирования интереса посвящены исследования А. Н. Леонтьева [6], С. Л. Рубинштейна [10], Л. И. Божович [3] и др.

Поведение человека может быть объяснено как внутренними, так и внешними причинами. Внешние стимулы складываются из контекста окружающей ребёнка среды, а к внутренней мотивации как к системе факторов, детерминирующих поведение, относятся: мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и др. Влияние внешней среды воздействует на ребёнка физически, в то время как мотивация - это процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутренние побуждения [5].

Мотивация становится побуждающим фактором для постановки цели и её достижения. Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определённую цель, на разрешение той или иной задачи и выражает определённое отношение человека к окружающему миру [2].

Мотивация в структуре творческой деятельности является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе творческой деятельности; регулирует содержание творческой деятельности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Творческая деятельность - это осознанная деятельность, направленная на познание и преобразование действительности, в результате которой создаются новые, оригинальные материальные и духовные ценности, что оказывает существенное влияние на формирование и становление личности ребёнка. Мотивация к творческой деятельности - процесс побуждения себя и других к творческой деятельности для достижения цели, регулирует использование различных её средств для самореализации, совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом.

В целях выявления особенностей личности детей и мотивации творческой деятельности применялись специальные психодиагностические методики: опросник «Оценка потребности в одобрении» Д. П. Крауна и Д. А. Марлоу, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач».

Настоящее исследование было проведено на базе детского клуба «Бригантина», структурного подразделения МБОУ г. Иркутска № 22, психодиагностическим обследованием было охвачено 50 детей младшего школьного возраста.

На первом этапе исследования были проанализированы социальные паспорта испытуемых. Так, анализ документов показал, что в обследуемой группе 14 человек воспитываются в полных семьях, 18 детей воспитываются в неполных материнских семьях, у 3 законными представителями ребёнка являются бабушки, дедушки или иные родственники, 8 детей отличаются девиант-ным поведением и состоят на внутришкольном учёте, 7 детей из семей вынужденных переселенцев из Украины и Молдавии, Таджикистана, 3 детей - из семей безработных.

Проведение психодиагностического обследования младших школьников из семей «группы риска» показало, что по своей мотивационной направленности исследуемая группа детей весьма неоднородна: различные аспекты мотивации для занятий творческой деятельностью у младших школьников из семей «группы риска» обнаруживают расслоение на уровни от низкой до максимальной степени выраженности. Потребность детей оправдать ожидания своих родителей заставляет их избегать риска, чтобы не потерпеть неудачу. Полученные результаты свидетельствуют о неустойчивости мотивации на успех или избегания неудачи, вследствие наличия внутренней, компенсируемой тревоги, неуверенности в собственных действиях и опасений перед повторяющимися неудачами, что приводит к понижению самооценки и отказу заниматься этим видом деятельности и, как следствие, на нестабильность мотивации к творческой деятельности.

Нами были отмечены нарушения у детей из неполных семей и опекаемых в личностном компоненте мотивации: нарушения целеполагания, неумение расставлять приоритеты, потеря интереса, неадекватность самооценки, о чём свидетельствует высокий уровень (54 %) потребности в одобрении по методике «Оценка потребности в одобрении».

Мотивация к творческой деятельности у младших школьников из семей «группы риска» может быть сформирована в процессе реализации специально разработанной комплексной художественно-творческой программы, направленной на повышение мотивации успеха, самооценки, уверенности в своих способностях, уровня развития коммуникационных способностей, навыков изобразительного искусства, а также путём организации работы с их родителями.

При разработке программы мы руководствовались принципами личностного и деятельност-ного подхода; системности; комплексности методов педагогического воздействия; доверительного общения; диалогизации взаимодействия, т. е. полноценного межличностного общения, основанного на уважении чужого мнения, на доверии [1].

Исходя из названных выше принципов, работа в рамках реализации программы осуществлялась в направлениях: формирование мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста из семей «группы риска»; организация специально обучающих занятий по развитию отдельных навыков и умений для формирования ситуации успеха; формирование взаимодействия родителей и детей, младших школьников семей «группы риска», информирование родителей о возможностях творческого развития личности ребёнка как возможности будущей успешности.

Апробация программы доказала её эффективность. По методике «Оценка потребности в одобрении» процентная доля детей экспериментальной группы с высоким уровнем выраженности показателя снизилась до 49 % и увеличилось количество детей со средней степенью выраженности показателя до 36 %, что говорит о понижении уровня потребности в одобрении, т. е. снизилось количество младших школьников, испытывающих страх неодобрения со стороны других людей, у них повысилась самооценка, проявилась способность к решению проблем.

Сравнение данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах, по методике диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса показало, что для достаточно большого числа исследуемых детей на этом этапе мотивация к избеганию неудачи была значи-

мой (54 %), на контрольном этапе мы видим изменения: показатели высокого уровня мотивации избегания неудач понизились, это показали 49 % детей исследуемой группы. Страх и нежелание попасть впросак, подвергнуться разочарованиям от неудачи становятся не настолько значимым мотивом в творческой деятельности ребёнка. Также это говорит о динамике самооценки: её уровень повысился. Младшие школьники стали ориентироваться на более высокие результаты, а появляющиеся на пути неудачи теперь становятся новой ступенью в их самореализации.

Результаты проведения методики «Мотивация успеха и боязнь неудач» (опросник А. Реана) на контрольном этапе приведены на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно наличие противоречивых тенденций в исследуемой группе. Однако здесь стоит отметить, что рассматриваемый показатель более сложен по своей структуре, чем предыдущие, поскольку он включает в себя, по сути, баланс двух составляющих: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Есть основания полагать, что когда вопросы задаются исключительно в контексте возможности достижения успеха, то в исследуемой группе обнаруживается явная мотивация на успех. Однако в тех случаях, когда вопросы формулируются таким образом, что возможность достижения успеха вполне реальна и вместе с тем подразумевается вероятность потерпеть неудачу, тенденции заметным образом меняются - нет чёткой определённости, что более значимо: достижение успеха или избежание неудачи (особенно если учесть заметную ориентацию ребёнка на получение одобрения со стороны окружающих).

Рис.1. Выраженность мотивационного полюса по результатам диагностики по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач» (опросник Реана), %

На этапе контрольного исследования результаты значительно изменились. Мы видим, что страх перед неудачей понизился, возросли результаты средних значений, что говорит о более уравновешенном психологическом состоянии детей, уверенности в своих действиях.

Таким образом, в результате апробации программы по формированию мотивации у младших школьников из семей «группы риска» произошли значимые изменения: зависимость младших школьников от мнения других уменьшилась, повысилась самооценка, сформировалась адекватная реакция на неудачи. Само понятие «неудача» приобрело значение очередной ступени к успеху в своей деятельности, неудача теперь возможна, она не является препятствием в работе, но стала дополнительным мотивом к более качественному выполнению работы. Младшие школьники приобрели большую самостоятельность в выборе целей, решении выбранных задач, у них появилась уверенность в своих силах.

Для формирования устойчивых характеристик мотивации к творческой деятельности у младших школьников необходима включённость родителей в деятельность ребёнка [9]. Своевременно организованная деятельность педагога, направленная как на ребёнка, так и на работу с родителями способствовала установлению доверительных отношений между ребёнком и

взрослыми, с которыми живёт ребёнок [3]. Также у родителей было сформировано понимание значимости влияния творческой деятельности на становление личности ребёнка и на его будущую успешность.

Обобщение полученных в ходе проведённого исследования результатов позволяет сформулировать следующие выводы.

Опираясь на работы М. Н. Филатовой, под процессом социокультурного развития младших школьников мы понимаем процесс воспитания социально значимых личностных качеств, в ходе которого происходит приобретение учащимися знаний о социальных нормах и культурных ценностях; принятие ценностных установок по отношению к себе, труду, обществу, знаниям, другим людям; формирование коммуникативно-поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества, формирование мотивации [13].

Формирование мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей группы «риска» возможно посредством включения их в деятельность учреждения дополнительного образования, поскольку данные учреждения отличаются открытостью и доступностью, являются основой создания благоприятной атмосферы для социокультурного развития учащихся; обеспечивают активность всех субъектов, вовлечённых в процесс социокультурного развития учащихся; личностно-деятельностный характер учебно-воспитательного процесса, способствующий развитию мотивации учащихся к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Проведённое исследование показало, что в семье группы «риска» нарушены внутренние связи семьи, отсутствуют доверительные отношения, присутствует педагогическая несостоятельность родителей, а неосознанность важности формирования, развития, воспитания ребёнка становится причиной невозможности формирования адекватной учебной мотивации и мотивации к любой другой деятельности. Мотивация у младших школьников из семей «группы риска» находится на низком уровне и ориентирована на внешние, очень часто деструктивные факторы социальной среды, в которой ребёнок вынужден расти и развиваться.

Проведённое исследование показало, что у младших школьников из семей «риска» не сформирована учебная мотивация, они находятся на низком уровне мотивации к творческой деятельности, дети отличаются низкой самооценкой, нарушениями коммуникативных аспектов мотивации, зависимостью от мнения окружающих, боязнью неудач. Нарушение взаимоотношений в семье, отсутствие поддержки со стороны родителей также не позволяют ребёнку развиваться и формироваться в положительной направленности, поэтому в отношении детей из семей «риска» необходимо использовать специально разработанные программы как в системе общего, так и в системе дополнительного образования, а также вовлечение родителей и законных представителей в совместную деятельность с ребёнком.

Учреждение дополнительного образования является воспитательным пространством социокультурного развития младших школьников из семей «риска», поскольку специфика деятельности учреждения подразумевает свободный выбор учащимися вида деятельности; вариативность организационных форм образовательного процесса; использование личностно-ориентированно-го подхода к ребёнку; создание ситуации успеха для каждого; широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности, творчества в различных видах деятельности; применение различных форм и методов обучения и воспитания. Приобретение социокультурного опыта осуществлялось также через участие в творческих фестивалях, конкурсах, встречах, вечерах, концертах, тренингах, мастер-классах, дискуссиях и других формах самореализации и самопознания учащихся в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой деятельности.

Список литературы

1. Бабицкая Л. А., Бубнова И. С., Кибальник А. В., Рерке В. И., Федосова И. В. Теоретико-эмпирическое осмысление понятия «жизненная перспектива личности детей-сирот» // Social Sciences. 2016. Т. 11. № 27. С. 6451.

2. Божович Л. И., Славина Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М. : Знание, 1979. 96 с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М. : Просвещение, 1968. 464 с.

4. Заззо Р. Психическое развитие ребёнка и влияние среды : Доклад на Всемирной Ассамблее международной организации по вопросам дошкольного обучения и воспитания. Афины. 1966 г. // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 11-27.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

7. Леонтьев Д. А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации ; под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 4—12.

8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. М. : Карапуз, 2008. 192 с.

9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129—138

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1976. 416 с.

11. Рыбакова Л. А. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска : учебное пособие / Л. А. Рыбакова, Т. Ф. Бабынина. Казань : Бриг, 2015. 199 с.

12. Слепцова Н. К., Васильева А. Н. Социокультурная роль дополнительного образования детей в летний период (на примере ЛРЗДБ «Виктория») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 338—340.

13. Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2013. 242 с.

14. Sergey D. Neverkovich, Irina S. Bubnova, Nikolay N. Kosarenko, Regina G. Sakhieva, Zhanna M. Sizova, Valeria L. Zakharova, Marina G. Sergeeva. Students' Internet Addiction: Study and Prevention // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. 14(4). p. 1483—1495. DOI: https://doi.org/10.29333/ ejmste/83723.

Заявленный вклад авторов:

Бубнова И. С.

— констатирующий и контрольный этап исследования, количественная и качественная обработка полученных результатов, их анализ, подготовка статьи к публикации.

Рерке В. И.

— разработка и апробирование программы формирующего этапа исследования, анализ и обобщение его результатов, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Additional Education as a Sociocultural Factor of Forming the Creative Activity Motivation of Primary School Students from "Risk Group" Families

I. S. Bubnova, V I. Rerke

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract: The article presents the results of an empirical study of the creative activity motivation ofprimary school students from "risk group" families. The study showed that younger students from the "risk group" are motivated for creative activity, low self-esteem, violations of communicative aspects of motivation, dependence on the others' opinions, and fear offailure. The authors show that the sociocultural environment of additional education institutions plays the key role in forming the motivation ofprimary school students from "risk group" families. This paper is in the interests ofspecialists in various fields ofpedagogics and psychology.

Keywords: additional education, sociocultural environment, motivation, primary school student, creative activity motivation, "riskgroup" family.

Бубнова

Ирина Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739

e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Рерке

Виктория Игоревна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739 e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Bubnova Irina Sergeevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011

tel.: +7(3952)200739

e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Rerke

Viktoriya Igorevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011

tel.: +7(3952)200739

e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.