Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / коммуникативный опыт / общение / молодежь / студенческая молодежь / опыт общения / communication / communicative experience / communication / youth / studying youth

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Л. А. Саенко, С. В. Теницкий

В статье затрагиваются особенности коммуникации в период ранней молодости, а именно в период обучения молодежи в вузе или колледже. Проведен анализ понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативный опыт». Дана характеристика общения как вида деятельности молодежи. Особое внимание уделено специфике общения молодежи как межличностного, так и общения в группах сверстников. Выделены особенности коммуникации со сверстниками у студенческой молодежи. Изложены негативные последствия, которые могут возникнуть при неумении молодежи выстраивать общение в позитивном направлении. Рассмотрены формы молодежной коммуникации. Определены факторы, способствующие накоплению у студенческой молодежи положительного коммуникативного опыта. Представлены результаты опроса по выявлению предпочтительных методов коммуникации студенческой молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE EXPERIENCE IN YOUNG STUDENTS

The article deals with features of communication in the period of early youth, namely during the period of youth training at a university or college. The work presents an analysis of concepts of “communication” and “communicative experience”. The characteristics of communication as a type of youth activity are given. Particular attention is paid to the specifics of youth communication, both interpersonal and communication in peer groups. The features of communication with peers among students are highlighted. The negative consequences that may arise in the inability of young people to build communication in a positive direction are outlined. The forms of youth communication are considered. The factors contributing to the accumulation of positive communicative experience among students are identified. The results of a survey to identify preferred methods of communication among students are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines,

North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Tenitsky S.V., postgraduate, North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE EXPERIENCE IN YOUNG STUDENTS. The article deals with features of communication in the period of early youth, namely during the period of youth training at a university or college. The work presents an analysis of concepts of "communication" and "communicative experience". The characteristics of communication as a type of youth activity are given. Particular attention is paid to the specifics of youth communication, both interpersonal and communication in peer groups. The features of communication with peers among students are highlighted. The negative consequences that may arise in the inability of young people to build communication in a positive direction are outlined. The forms of youth communication are considered. The factors contributing to the accumulation of positive communicative experience among students are identified. The results of a survey to identify preferred methods of communication among students are presented.

Key word: communication, communicative experience, communication, youth, studying youth.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., проф., АНОВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь,

Е-mail: la-saenko@yandex.ru

С.В. Теницкий, аспирант, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, Е-mail: tenserg111@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье затрагиваются особенности коммуникации в период ранней молодости, а именно в период обучения молодежи в вузе или колледже. Проведен анализ понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативный опыт». Дана характеристика общения как вида деятельности молодежи. Особое внимание уделено специфике общения молодежи как межличностного, так и общения в группах сверстников. Выделены особенности коммуникации со сверстниками у студенческой молодежи. Изложены негативные последствия, которые могут возникнуть при неумении молодежи выстраивать общение в позитивном направлении. Рассмотрены формы молодежной коммуникации. Определены факторы, способствующие накоплению у студенческой молодежи положительного коммуникативного опыта. Представлены результаты опроса по выявлению предпочтительных методов коммуникации студенческой молодежи.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативный опыт, общение, молодежь, студенческая молодежь, опыт общения.

В настоящее время коммуникация человека (общение) является сложным и многогранным видом деятельности и требует от личности определенных знаний и умений, которым овладевают в процессе усвоения собственного социального опыта и опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности является основой успешной адаптации человека в любой социальной среде, что обусловливает необходимость формирования коммуникативных навыков с раннего возраста.

Рассматривая определение коммуникации как вида общения, возможно интерпретировать его с процессом взаимосвязи и взаимодействия субъектов. При этом характер взаимодействия - это обмен деятельностью, опытом, информацией, знаниями, умениями, навыками, результатами собственной деятельности (интеллектуальной, трудовой, профессиональной и т.д.) [1].

Рассмотрим такой аспект общения студенческой молодежи, который ведет к формированию и накоплению коммуникативного опыта.

А.А. Леонтьев [2, с. 98], изучая понятие коммуникации, связывает его с процессом информационного обмена между людьми в совместной деятельности. Автор пишет, что «коммуникации - это процесс и результат налаживания и установления контактов между субъектами деятельности посредством различного рода информации (вербальной и невербальной). Эта информация должна быть понятна и доступна обеим сторонам общения, должен быть выработан общий смысл передаваемой и получаемой информации. В противном случае коммуникативного процесса не будет».

Общение как вид деятельности является наиболее значимым в жизни молодежи и представляет для них самостоятельную ценность. Психологи А.А. Максимова, И.Ю. Кулагина и др. отмечают, что в молодежном общении существуют две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны, общение расширяется, а с другой стороны - растет индивидуализация молодежи. Именно в молодежном возрасте отмечается резкое увеличение времени на межличностное общение, расширяется социальное пространство общения (друзья из других образовательных учреждений, районов проживания, социального статуса и т.д.), расширяется география общения. В молодежном возрасте отмечается феномен «ожидания общения», т.е. молодой человек сам активно ищет контакты и готов к новым контактам. Что касается индивидуализации в молодежном возрасте, то это проявляется в строгом разграничении природы взаимодействий, в высокой степени избирательности в дружеских привязанностях, требовательности к общению в паре.

Можно предположить, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности молодых людей: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыражении и встречном понимании и принятии. В то же время эти две потребности носят постоянный и настоятельный характер и то, как и каким образом они удовлетворяются (или не удовлетворяются), вызывают глубокие переживания у студенческой молодежи.

Педагоги и психологи (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Г.В. Никулина, Л.А. Петровская и др.) едины во мнении и в своих работах показывают, что для студенческой молодежи огромное значение имеет общение со сверстниками. «Комму-

никация для молодежи является центром всей ее жизни, которая и определяет ее поведение, ее поступки и цели», - пишет Л.А. Петровская.

Л.И. Божович [1, с. 56] отмечает, что основой для объединения детей в младшем возрасте выступает совместная творческая деятельность, а уже в молодежном возрасте - занятия и интересы связаны, в основном, с возможностью широкого общения со сверстниками. В молодежном возрасте, указывает Л.И. Божович, очень важно не только находиться вместе со сверстниками, но и занимать определенное положение, удовлетворяющее не только их самих, но и окружающих. Для одних - это позиция лидера, стремление занять ведущее место в группе, для других - быть принятым, признанным, «душой» компании, для третьих - быть авторитетом или «профи» в каком-либо деле, а иногда - просто примыкающим к группе. Так или иначе, общение - это ведущий вид деятельности для студенческой молодежи.

Невозможность или неумение добиться желаемого положения в группе для студенческой молодежи является причиной недисциплинированности, агрессии, правонарушений. Это может сопровождаться излишней конфликтностью в молодом возрасте по отношению к другим, не являющимися членами «компании», к которой принадлежит студент. Неформальное общение студенческой молодежи в парах или в группах подчинено психологическим мотивам: поиску наиболее благоприятных психологических условий для общения; ожидания сопереживания, поддержки, сочувствия; поиск единства взглядов; искренность в общении; потребность и возможность самоутверждения.

В работе Пенькова В.Ф., Маркарян Т.А. [3] показано, что практически вся молодежь являются членами каких-либо групп, которые могут удовлетворить их потребность в свободном общении. Свободное общение - это не только возможность проведения досуга, но и средство установления новых контактов, возможность самовыражения в диаде, возможность из простого, поверхностного общения перейти в дружеское, длительное. Молодежное общение предполагает частую смену ситуаций, широкий круг участников. Принадлежность к группе (компании) повышает самооценку студенческой молодежи, ее уверенность в себе, стимулирует к самоутверждению.

Анализ педагогической литературы (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Т.А. Соколова, Е.Н. Шиянов) показал, что межличностное общение для студенческой молодежи - это отношение равенства, оно позволяет чувствовать себя равноправными участниками совместных дел. Коммуникации студенческой молодежи со сверстниками строятся с учетом «морали равенства», в то же время коммуникации с взрослыми некоторые представители студенческой молодежи продолжают выстраивать с позиции «детской морали». Из этого следует, что для молодежи общение со сверстниками более значимо, проявляется как общение - сотрудничество и является очень важным для формирования личности.

Педагоги отмечают, что для молодежи большее удовлетворение приносит общение со сверстниками, нежели с взрослыми. С этим связаны вспышки гнева или агрессии у молодежи в общении по отношению к взрослым (иногда совсем посторонним, незнакомым), которые продолжают общаться с ними как с «маленькими детьми». В молодежном возрасте возрастает потребность в общении на правах равенства, а в общении с взрослыми молодежь часто выступает в

положении подчиненного, зависимого. Именно поэтому молодежь предпочитает общаться со сверстниками, нежели с взрослыми, «там нет заведомого неравенства, круг сверстников гармонирует с потребностями» (Л.А. Саенко, В.Н. Карта-шова) [4, 5, 6].

Общение со сверстниками в ранний молодежный период становится более глубоким, у студенческой молодежи формируются ценности, которые им близки и понятны. Базовые основания для взаимопонимания у молодежи весьма разнообразны. Зачастую их волнует и привлекает то, что для взрослых не имеет никакого значения или уже утратило свою новизну Каким бы ни было общение с взрослыми, для студенческой молодежи уже является неинтересным и неактуальным и не может заменить полноценного общения со сверстниками.

В то же время коммуникации со сверстниками являются более сложными, но и более содержательными и многообразными. Коммуникации студенческой молодежи различаются по степени близости, а именно: в молодежном возрасте могут быть друзья, товарищи, близкие товарищи, приятели, одноклассники. В дальнейшем эти различия приобретают более четкие очертания - выделяются пары, группы, компании, определяются симпатии и антипатии; картина коммуникаций становится более сложной. Коммуникации с одногруппниками чаще выходят за пределы образовательного учреждения, появляются новые интересы и увлечения, занятия, перерастая в самостоятельную для молодого человека сферу жизни.

Коммуникативный опыт молодежь приобретает совместно, проживая разнообразные события: борьба и столкновения, поражения, разочарования и победы, радости и огорчения. В молодежном возрасте коммуникации со сверстниками приобретают исключительную значимость, так как именно в этот период закладывается основа «социальных отношений». Самоценным для студенческой молодежи становится совместное постижение социального мира, взаимная заинтересованность, саморефлексия. Коммуникации становятся настолько «поглощающими» для молодежи, что они забывают о занятиях и домашних заданиях, поручениях.

Из вышеизложенного следует, что в ранний молодежный период стремительно расширяется круг общения. На первый план выходят коммуникации со сверстниками, которые становятся определяющими в окружении и превращаются в самостоятельную и очень важную для студенческой молодежи сферу жизни. Потребность в коммуникации со сверстниками у студенческой молодежи с возрастом усиливается, родители или другие взрослые не могут заменить им этого общения. Общее поведение студенческой молодежи можно охарактеризовать как коллективно-групповое.

Ряд авторов (А.В. Батаршев, Л.В. Епишина, И.Ю. Кулагина) отмечают особенности коммуникаций со сверстниками у студенческой молодежи:

- общение для студенческой молодежи - это важный специфический канал информации, по которому молодые люди узнают необходимые вещи об их социальном окружении, о которых умалчивается; неполучение такой информации может сказаться на психосоциальном развитии в молодежном возрасте;

- межличностное общение студенческой молодежи является основой для получения навыков социального взаимодействия, умения принимать и подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные и общественные интересы;

- формируются навыки соревновательности, чего нет во взаимодействии с родителями;

- является специфическим видом эмоционального контакта; осознание себя частью группы, коллектива; формирование чувства солидарности, взаимопомощи, чувства устойчивости и психологического комфорта;

- развитие самоуважения, самоутверждения студенческой молодежи.

Отметим, что коммуникации в молодежном возрасте строятся на противоречивой основе взаимодействия двух потребностей: с одной стороны - автоБиблиографический список

номии, с другой стороны - потребность включения в какую-либо общность или группу. Обособление проявляется в потребности самостоятельности и ухода от контроля родителей. В то же время обособление распространяется и на отношения со сверстниками.

Определим следующие основные формы молодежной коммуникации:

- эмоционально-практическая форма коммуникации студенческой молодежи побуждает проявлять активность, инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний личности;

- ситуативно-деловая форма формирует благоприятные условия для развития личности, самоорганизации, самосознания, оптимистичного взгляда на социум;

- внеситуативно-личностная форма создает условия для формирования умения видеть в другом человеке самоценную личность, сопереживать партнеру по общению, развитию представлений учащейся молодежи о самом себе.

Отсюда следует, что коммуникации студенческой молодежи предполагают не только умение вступать в контакт с партнером по общению, но и умение слушать, выражать свои чувства не только словами, но и мимикой, жестами, тем самым развивают в студенческой молодежи вербальные и невербальные средства общения. Конструктивный ход общения у молодежи зависит от значимости коммуникации для каждого из собеседников.

Нами представлен список предпочтительных форм коммуникаций у студенческой молодежи: личная встреча - 68%; сообщения в мессенджерах - 28%; общение в социальных сетях - 31%; разговор по мобильному телефону - 5%; социальные сети -5%; разговор по домашнему телефону переписка по электронной почте - 1% (опрос проведен среди 250 студентов 1 курса колледжей и вузов г Ставрополя Ставропольского края, респонденты могли выбрать не более двух вариантов ответов).

Результаты опроса показали, что в молодежном возрасте меняется представление о структуре и содержании понятий «одиночество» и «уединение». В подростковом возрасте эти понятия наполнены физическим смыслом, а в молодежном возрасте они наполняются психологическим смыслом, где закладываются не только отрицательные, но и положительные ценности.

Анализ литературы и результаты собственных исследований показал, что у студенческой молодежи необходимо формировать умения коммуницировать с собеседником, проводить анализ получаемых сообщений, адекватно реагировать на них. Процесс формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи является социально значимым, формирует стиль поведения в обществе, развивает интерес к культуре и обычаям других народов.

Коммуникативный опыт молодежи, как формируемый показатель, будет зависеть от нескольких факторов: 1) наличия активной коммуникации молодого человека; 2) характера коммуникации, т.е. она будет иметь позитивную или негативную окраску; 3) выполняемой социальной роли при общении; 4) специфики личности и способов построения межличностного общения; 5) личностной направленности (гуманистическая, ценностная, нравственная и т.д.).

Таким образом, анализ литературы по проблеме формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи показал, что в молодежном возрасте потребность в общении значительно возрастает. Стремление к коммуникации не всегда воспринимается адекватно, что ведет за собой проблемы в поведении, восприятии собеседника, иногда приводит к агрессии. В педагогической науке неразработанными являются вопросы, связанные с формированием коммуникативных умений студенческой молодежи, что становится социальной проблемой. Регион Северного Кавказа является многонациональным, поликультурным. Межличностное общение студенческой молодежи, представителей различных культур может носить сложный характер, в связи с чем формирование позитивного коммуникативного опыта студенческой молодежи является актуальной задачей организации работы с молодежью.

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1989.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва: Смысл, 1997.

3. Пеньков В.Ф., Маркарян Т.А. Молодежные коммуникации как феномен информационного общества. Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018; № 13. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/molodezhnye-kommunikatsii-kak-fenomen-informatsionnogo-obschestva

4. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2018.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

6. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 16: 140 - 146.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost iee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1989.

2. Leont'ev A.A. Psihologiya obscheniya. Moskva: Smysl, 1997.

3. Pen'kov V.F., Markaryan T.A. Molodezhnye kommunikacii kak fenomen informacionnogo obschestva. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obschestvennye nauki. 2018; № 13. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/molodezhnye-kommunikatsii-kak-fenomen-informatsionnogo-obschestva

4. Saenko L.A., Kartashova V.N. Razvitie grazhdanskoj akiivnosti studencheskoj molodezhi sredstvami studencheskogo samoupravleniya: monografiya. Stavropol': AGRUS Stavropol'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2018.

5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

6. Saenko L.A. Pedagogicheskie usloviya v organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty po formirovaniyu kommunikativnogo opyta podrostkov. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 16: 140 - 146.

Статья поступила в редакцию 04.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.