УДК 37.01 ББК 74.0 С-14
Саенко Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, e-mail:[email protected];
Кулаева Залина Таймуразовна, аспирант АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», преподаватель Моздокского механико-технологического техникума, г. Моздок, e-mail:[email protected]
О ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (рецензирована)
В статье представлен анализ понятий «ценности», «антиценности», «псевдоценности». Автор выделяет негативные социальные, экономические, политические тенденции, которые влияют на формирование нравственных ценностей студенческой молодежи. Выделены позитивные тенденции, способствующие формированию и укреплению нравственных ценностей студенческой молодежи.
Ключевые слова: ценности, нравственные ценности, студент, молодежь, ценностные ориентации.
Sayenko Lyudmila Alexandrovna, Doctor of Sociology, an associate professor, professor of the Department of ASI HE "North-Caucasian Social Institute", Stavropol, e-mail: [email protected] ;
Kulaeva Zalina Taymurazovna, a post-graduate student of ASI HE "North-Caucasian Social Institute", a lecturer of Mozdok Mechanical and Technological College, Mozdok, e-mail: [email protected]
ON THE FORMATION OF MORAL VALUES OF STUDENT YOUTH
(reviewed)
The article analyzes the concepts of "values", "anti-values", "pseudo-values". The author highlights negative social, economic, political tendencies that influence the formation of moral values of student youth. Positive trends have been identified that contribute to the formation and strengthening of moral values of student youth.
Key words: values, moral values, student, youth, value orientations.
В условия нестабильности и трансформации современного общества вопросы нравственно-этического воспитания выходят на первый план во всех сферах. Существует необходимость анализа форм и методов нравственно -этического воспитания с целью определения нравственных ориентиров - ценностных ориентаций современной молодежи. Студенческая молодежь является наиболее активной, целеустремленной, образованной группой. И ценностные ориентации студенческой молодежи будут определять в дальнейшем вектор развития общества.
Понятия «ценность», «ценностные ориентации» является одной из самых сложных для понимания и операционализации в педагогике, в философии и других науках.
Влияние нравственно-этического воспитания на ценностные ориентации личности отмечали Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, В.В. Зеньковский, И.А. Зимняя, И.Г. Лаптев, Н.Г. Маркова, А.З. Рахимов и др.
B.В. Зеньковский [1, с. 86] пишет: «ценности - это средство для осмысления, познания нового и проектирования целостного образа мира, средство регуляции поведения, базис для выбора в сложных ситуациях».
Категория «ценности» может рассматриваться с двух сторон: как элемент когнитивной структуры личности, как компонент мотивационно-потребностной сферы личности. В педагогике категория «ценности» рассматривается через призму деятельности и поведения, через формирование ценностных отношений, анализ преобразующей деятельности.
C.Ф. Масленникова дает следующее определение ценностей: «Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности -материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов» [2, с. 85].
Д.Б. Мустафина [3] определяет ценность как «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личность, и каждого события, и каждого поступка».
Изучив определения понятия «ценность», можно сделать вывод, что ценность - это нечто, имеющее особо важное значение как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом. Ценности - это ядро структуры личности, определяющее её направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.
У каждого человека своя система ценностей, удовлетворяющая его потребности. Причем одна и та же ценность может восприниматься разными людьми по-разному. На индивидуальных ценностях каждого человека основывается иерархия ценностей.
Ценностные ориентации - основа сознания и поведения каждой личности, которая создает направление личностного развития. На основе индивидуальной иерархии ценностей, выделяют следующие ценностные ориентации:
- ценности-цели (вечные ценности): в первую очередь к ним относятся сам человек и жизнь. И. Кант отмечал, что «человек является абсолютной ценностью, так сказать -самоценностью. Все, что существует вне человека, лишается всякого смысла». Во-вторых, к вечным ценностям относится общество;
духовные ценности: идеи, теории, образы, имеющие социальное, культурное значение; рассмотрение позиции человека в контексте добро-зло, истина-ложь, справедливость-несправедливость и т.д. В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. К духовным ценностям относятся любовь, вера, добро, свобода, красота, смысл жизни, семья. Иными словами, духовные ценности -это моральные или этические ценности, которые являются своеобразным духовным капиталом человечества, накапливаемый тысячелетиями. Именно
к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX века А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах»;
- материальные (инструментальные ценности) или ценности-средства. Это ценности в материальном виде. Они могут простейшими, такими как пища, одежда, предметы быта, или более высоко уровня (деньги, орудия труда).
Материальные ценности являются средством достижения иных ценностей. Так, по мнению многих, имея деньги можно достичь благополучия и признания, имея пищу и одежду, можно сохранить здоровье, имея хорошую квартиру и машину, можно добиться положения в обществе.
На сегодняшний день материальные ценности преобладают в системе ценностей молодых людей.
Наряду с ценностями существуют псевдоценности и антиценности.
По мнению Н.Х. Хакимова [8, с. 162] псевдоценности связаны с духовными феноменами, присущими индивидуальному, групповому и общественному сознанию. К ним он причисляет ошибки, заблуждения, предрассудки, иллюзии, мифы, области обмана, ненадежную и неверифицируемую информацию, квазинаучное и религиозное, «чудесные» исцеления, телекинез, телепатию, ясновидение, демоническую одержимость, эксорцизм, астрологию, нумерологию, гадание, оккультизм и т.п.
Антиценности - это не природные, а социальные явления, связанные с межличностными отношениями, отношениями в социуме. Антиценности - явления материальные, хотя и связанные с духовными отклонениями отдельных личностей и сообществ, организаций людей. Все они антигуманны, антисоциальны, представляют собой опасность для граждан, для общества, несут угрозу деградации и даже уничтожения человечества. Их источником является античеловечность, которая в сумме отрицательными качествами или потребностями человека дает большое разнообразие.
По мнению Ю.Ю. Степанюка [7], антиценности можно разделить на следующие группы:
1. Социальные антиценности: война, геноцид, убийство, насилие, враждебность, агрессивность, жадность, подозрительность.
2. Антиценности, появляющиеся в результате лжи и обмана: манипулирование, внушение, дезинформация.
3. Антиценности в системе «человек - окружающая среда»: биоцид, экоцид, разрушение среды обитания.
4. Антиценности, направленные на личность: наркомания, алкоголизм.
5. Вредные привычки, относящиеся так же к антиценностям: лень, обжорство, неумение или нежелание соблюдать элементарные этические нормы (поведение в обществе, личная гигиена), неорганизованность.
На формирование нравственных ценностей студенческой молодежи влияют негативные социальные, экономические, политические тенденции:
деформация духовно-нравственных ценностей, устои морали, снятие ограничений для достижения личностного успеха;
размывание понятия ответственного гражданского поведения, утрата навыков общественной деятельности, самоуправления; обострение проблем молодой семьи;
снижение показателей здоровья (физического, психического) у молодого
поколения;
- криминализация молодежной среды;
- деструкция системы занятости, разрушение трудовой мотивации молодых специалистов;
- недостаточная включенность студенческой молодежи в систему управления на различных уровнях (региональном, государственном и т.п.).
В тоже время, в рядах студенческой молодежи укрепляются и позитивные тенденции:
интенсивное развитие инновационного капитала молодежи;
- рост мобильности, практичности, самостоятельности, восприимчивости к новым тенденциям;
рост личной инициативы в рядах молодежи, как способ самореализации и достижения целей;
- рост престижности качественного образования и профессиональных знаний;
- переход от формально-статусного отношения к образованию к практическому использованию полученных знаний;
- поворот к укреплению своего здоровья, интерес к ЗОЖ;
- поворот к международному молодежному сообществу (научному, профессиональному и т.п.), рост интеграционных процессов (экономических, политических, гуманитарных).
Нравственные ценности современной студенческой молодежи - есть взаимосвязанная система ценностей, которая оказывает влияние друг на друга.
Саенко Л.А., Бобрышов С.В. [4, 5] отмечают, что для студенческой молодежи общими можно назвать следующие ценности: самостоятельность, престижная работа, успех, уважение, образование.
Следовательно, в организации профессионального образования, где обучается студенческая молодежь, воспитание по формированию нравственных ценностей не должно прерываться, а наоборот, должно усиливаться. Так как период студенчества -основа формирования ценности труда, ценности профессии, профессиональной ответственности, семейных ценностей.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что система ценностей человека имеет непосредственное влияние на его жизнедеятельность. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Но лишь гуманистические ценности способны помочь развитию полноценного, здорового общества. И прививать нравственные ценности необходимо студенческой молодежи, являющейся фундаментом социума.
Литература:
1. Зеньковский В.В. Педагогика. Москва, 1996. 220 с.
2. Масленникова С.Ф. Воспитание нравственных качеств учащейся молодежи как педагогическая проблема // Цивилизационные перемены в России: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Екатеринбург: УГЛУ, 2013. С. 84-87.
3. Мустафина Д.Б. Проблемы нравственно-этического воспитания в современном мире // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. Тамбов: Юком, 2015. С. 106-108.
4. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста // Вестник академии права и управления. 2016. №43. С. 125-131.
5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 136-137.
6. Саенко Л.А. Ценностные ориентации будущих педагогов в современном обществе // Журнал гуманитарных наук. 2017. №18. С. 22-23.
7. Степанюк Ю.Ю. Нравственное воспитание как залог формирования гражданственности молодежи // Высшая школа. 2016. №8. С. 88-90.
8. Хакимов Н.Х. Образование как важный фактор в нравственном воспитании учащейся молодежи // Проблемы и достижения современной науки. 2016. №1(3). С. 162164.
Literature:
1. Zenkovsky V.V. Pedagogy. Moscow, 1996. 220p.
2. Maslennikova S.F. Formation of moral qualities of students as a pedagogical problem // Civilization changes in Russia: a collection of scientific articles on the materials of the scientific and practical conference. Ekaterinburg: USLU, 2013. P. 84-87.
3. Mustafina D.B. Problems of moral and ethical education in the modern world // Prospects for the development of science and education: a collection of scientific papers on the basis of the International Scientific and Practical Conference: in 13 parts. Tambov: Yukom, 2015. P. 106-108.
4. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Methodological evaluation of a competence approach in training a specialist // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2016. No. 43. P. 125-131.
5. Sayenko L.A. Axiological content of education in conditions of transdisciplinarity // World of Science, Culture, Education. 2017. No. 6 (67). P. 136-137.
6. Sayenko L.A. Value orientations of future teachers in modern society // Journal of Humanitarian Sciences. 2017. No. 18. P. 22-23.
7. Stepanyuk Yu.Yu. Moral education as a pledge of the formation of the citizenship of youth //Higher School. 2016. No. 8. P. 88-90.
8. Khakimov N.Kh. Education as an Important Factor in the Moral Education of Student Youth // Problems and Achievements of Modern Science. 2016. No. 1 (3). P. 162-164.