Научная статья на тему 'Сущность понятия открытого образовательного пространства в контексте развития воспитательного потенциала семьи'

Сущность понятия открытого образовательного пространства в контексте развития воспитательного потенциала семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОPEN EDUCATIONAL SPACE / THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF FAMILY / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробкова Венера Викторовна

Статья посвящена рассмотрению возможностей открытого образовательного пространства в контексте решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи. Предлагаются различные подходы к определению образовательного пространства в современных педагогических исследованиях. Осуществлен анализ определений открытого образовательного пространства, предлагаемых различными учеными, позволивший сформулировать авторское определение данного феномена в контексте решений проблем поддержки семейного воспитания в современных условиях информационно-образовательного пространства. Цель представленной работы анализ феномена открытого образовательного пространства и определения его возможностей для решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробкова Венера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibilities of open educational space in the context of solving the problem of the educational potential of families. There are different approaches to the definition of educational space in modern pedagogical research. The analysis of the open educational space offered by various scholars, allowed to formulate the author's definition of the phenomenon in the context of support for solutions to the problems of family education in modern conditions of information-educational space. The aim of the present work the analysis of the phenomenon of open educational space and determine its capacity to address the development of the educational potential of families.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия открытого образовательного пространства в контексте развития воспитательного потенциала семьи»

УДК 37.018.1

Коробкова Венера Викторовна

кандидат педагогических наук, декан факультета правового и социально-педагогического образования

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: vkorobkova@mail. ru

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Venera V. Korobkova

PhD, Dean of the Faculty of Legal and Socio-Pedagogical Education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: vkorobkova@mail.ru

AN OPEN EDUCATIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF FAMILIES

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможностей открытого образовательного пространства в контексте решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи. Предлагаются различные подходы к определению образовательного пространства в современных педагогических исследованиях. Осуществлен анализ определений открытого образовательного пространства, предлагаемых различными учеными, позволивший сформулировать авторское определение данного феномена в контексте решений проблем поддержки семейного воспитания в современных условиях информационно-образовательного пространства. Цель представленной работы - анализ феномена открытого образовательного пространства и определения его возможностей для решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи.

Ключевые слова: открытое образовательное пространство, воспитательный потенциал семьи, образовательное пространство, образовательная среда, информационно-образовательное пространство.

© Коробкова В.В., 2017

Abstract. The article considers the possibilities of open educational space in the context of solving the problem of the educational potential of families. There are different approaches to the definition of educational space in modern pedagogical research. The analysis of the open educational space offered by various scholars, allowed to formulate the author's definition of the phenomenon in the context of support for solutions to the problems of family education in modern conditions of information-educational space. The aim of the present work - the analysis of the phenomenon of open educational space and determine its capacity to address the development of the educational potential of families.

Key words: open educational space, the educational potential of family, educational space, educational environment, educational space.

В педагогической теории и практике существует много ценных уникальных исследований, посвященных семье как институту воспитания. Однако произошедшие политические, экономические, социокультурные и информационные трансформации в России в конце XX - начале XXI в. стали причиной изменений сложившихся отношений и ценностных ориентаций в обществе. Изменения коснулись ментальности и ценностных ориентаций граждан, их экономической и информационной культуры и сферы общественных отношений, что, как следствие, повлекло за собой изменения в сфере семейных отношений и увеличение количества проблем в области семейного воспитания.

Сегодня необходимо отойти от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе с родителями («формирование педагогической культуры», «педагогическое просвещение», «воспитание родителей» и т.п.). Все актуальней для специалистов, работающих с семьей, становится задача активизации субъектной роли родителей, признания, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей, следовательно, поиска качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи. При этом новые информационно-коммуникативные возможности общества создают необходимые условия для развития воспитательного потенциала семьи в условиях открытого образовательного пространства.

Анализируя точки зрения разных авторов на понятие «образовательное пространство», можно сделать вывод, что в современной педагогике смысловое значение этого явления довольно широко. Так, О.А. Леонова [7] отмечет, что, используемые в исследованиях значения образовательного пространства весьма многообразны, при этом наиболее часто встречающиеся следующие:

- применение термина в качестве синонима понятий «образовательная среда» и «образовательная система»;

- использование термина «образовательное пространство» в качестве определенной территориальной категории;

- понимание термина как следствия вероятной интеграции имеющихся элементов системы образования;

- выделение образовательного пространства как одной из частей социального пространства;

- интерпретация термина как установленного явления в общественных отношениях между разными странами и характерного качества их единства.

Далее мы представляем ряд определений понятия «образовательное пространство», которые выступили основополагающими для исследования проблемы развития воспитательного потенциала семьи в условиях открытого образовательного пространства.

Изучая образовательное пространство региона, Т.А. Фомина [9] отмечает, что оно организовано как совокупность, скопление и множество образовательных систем, где каждой отводится установленное место, определенное не только функциями и составом образовательной системы, но и рядом других причин. Автор утверждает, что образовательное пространство формируется с помощью целого комплекса направлений деятельности. Одним из них является разработка субрегиональной образовательной программы, которая является эффективным средством координации и интеграции не только сферы образования, но и учреждений науки, культуры, здравоохранения и других государственных и общественных институтов.

Нам так же близка позиция С.Г. Алексеева [1], который под образовательным пространством понимает пространственно-временное поле функционирования и развития системы образования как открытой и активной социальной сферы, в которой действует своя идеология развития личности (в том числе и в условиях семейного воспитания) с учетом условий внешней среды (политические, социально-экономические, демографические, природно-климатические, экологические и др.), потребностей социальных заказчиков (государства, родителей и ребенка), реализуется комплекс образовательных услуг образовательными организациями и другими учреждениями (культуры, спорта, здравоохранения, ЗАГС, социальной защиты, СМИ и т.п.), обладающими образовательно-воспитательно-развивающими возможностями.

По мнению О.А. Заблоцкой [4], «образовательное пространство» представляет собой одну из ключевых категорий педагогики, означающую целостную интегративную часть социокультурного пространства, выполняющую триединую функцию генерации, трансляции и ассимиляции знаний, ориентированную на обучение, воспитание и развитие личности, реализующую трансформацию значений в личностные смыслы.

Данную позицию поддерживает Е.А. Чеботарева [10], отмечая, что в настоящее время образовательная деятельность выходит далеко за пределы учреждений образования. Воспитанием и обучением вынуждены заниматься политические движения и партии, администрации трудовых коллективов, редакции средств массовой информации, клубные объединения, культурно-образовательные учреждения.

В связи с этим можно сделать вывод, что образовательное пространство целесообразно представить как социальное пространство, в котором действуют социальные институты, при взаимодействии с которыми происходит формирование и развитие личности.

Говоря об образовательном пространстве, нельзя не затронуть понятие «среда». Мы придерживаемся точки зрения И.Л. Беккера и В.Н. Журавчика [2], которые отмечают, что образовательное пространство в процессе функционирования, в свою очередь, создает «внутри себя» присущую ему среду. На субъективном уровне образовательное пространство воспринимается личностью именно как среда. Ее характеристики и являются основными показателями педагогической эффективности образовательного пространства. Эта среда объективно порождается образовательным пространством, субъективно воспринимается всеми участниками педагогического процесса и порождает определенное отношение к самому образовательному пространству, к педагогическому процессу и всему, что окружает человека в этом пространстве.

По мнению В.А. Касторновой [5], исходя из современных тенденций информатизации системы образования понятие «образовательная среда» необходимо трактовать не с точки зрения педагогики среды (педагогического окружения), а обобщенно, как набор медий, включая различные связи и взаимодействия субъектов образования с окружающим его миром. По мнению автора, медии как структурированные, организованные и социализированные соответствующим образом образовательные среды, выполняя функции по передаче индивидуального социального опыта и овладению культурой, превращаются в образовательное пространство и являются его сутью.

Образовательная среда с информационной точки зрения также может рассматриваться как результат целенаправленной организации источников информации, взаимодействуя с которыми конкретный индивид приобретает навыки выбора оптимального поведения и деятельности в неоднозначной ситуации. Процесс формирования образовательной среды заключается в отборе необходимых источников информации, в организации различных форм взаимодействия с этими источниками.

Как справедливо отмечают И.К. Шалаев и А.А. Веряев [3], вхождение словосочетания «образовательное пространство» в педагогический оборот совпадает с переходом общества к информационной стадии развития, формированием информационного пространства, которое, безусловно, несет образовательные функции и оказывает «давление» на образовательное пространство. Неслучайно в современных исследованиях, наряду с понятием «образовательное пространство», используют термин «информационно-образовательное пространство», под которым понимается образовательное пространство, использующее современную информационно-коммуникативную среду, обеспечивающую информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса. В аспекте решения проблемы развития

воспитательного потенциала семьи, мы полагаем, что понятие «образовательное пространство» тождественно понятию «информационно-образовательное пространство».

Говоря о подходах к сущности открытого образовательного пространства, считаем необходимым сравнить открытые и закрытые образовательные пространства на уровне организации практического педагогического действия.

Как отмечает Т.М. Ковалева [6], закрытое образовательное пространство - это пространство, в котором имеется определенная линия, по которой надо провести обучающегося. Заблаговременно известен и тот образ, к которому надо его привести. Открытое образовательное пространство предоставляет субъектам выбор пути и выбор образа. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать обучаемому опыт самоопределения.

Придание образовательному пространству качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств при проектировании образовательного процесса, в направлении большей свободы выбора места, времени и темпа, в истинном переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.

Важным моментом является то, что в открытом образовательном пространстве образовательные функции выполняют не только традиционные образовательные институты (дошкольные учреждения, школа, вуз), но и любой другой элемент социальной, культурной и информационной среды, если его используют соответствующим образом.

Открытое образовательное пространство предоставляет

беспрепятственный доступ к информационно-образовательным ресурсам всего мирового сообщества и снимает пространственные и временные ограничения в работе с различными источниками информации посредством информационных сетей.

Открытое образовательное пространство в нашем исследовании дифференцируется четырьмя уровнями и представляет собой определенную иерархию, пирамиду пространств:

1) глобальное образовательное пространство (единое информационно-образовательное пространство планеты);

2) региональное образовательное пространство, (страна, регион, город, муниципалитет);

3) образовательное пространство конкретного учреждения и т.д.;

4) образовательное пространство личности.

По мнению Л.А. Прониной [8], на каждом уровне образовательное пространство обладает свойствами самоорганизующихся систем: открытостью, нелинейностью, стохастичностью, и на каждом уровне находится в состоянии временного равновесия, так как его элементы не имеют четких структурных связей и пополняются новыми.

В целом анализ литературы по проблеме сущности понятия «открытое образовательное пространство» и его возможностей в контексте развития воспитательного потенциала семьи позволил нам сделать следующие выводы:

1. «Образовательное пространство» - это целостная интегративная часть социокультурного пространства, в котором функционируют социальные институты, определяющие возможность для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах ее становления.

2. Образовательное пространство как пространственно-временное поле функционирования и развития системы образования в контексте развития воспитательного потенциала семьи учитывает потребности социальных заказчиков (государства, общества, родителей и детей), реализует комплекс образовательных услуг не только учреждениями образования, но и другими учреждениями (культуры, спорта, здравоохранения, ЗАГС, социальной защиты, СМИ и т.п.), а также иными организациями, обладающими образовательно-воспитательно-развивающим потенциалом.

3. В контексте решения проблем развития воспитательного потенциала семьи понятие «образовательное пространство» тождественно термину «информационно-образовательное пространство» и включает в свою структуру современную информационно-коммуникативную среду, обеспечивающую информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

4. Образовательное пространство на субъективном уровне воспринимается личностью как образовательная среда, которую исходя из современных тенденций информатизации системы образования необходимо трактовать, как набор медиаресурсов, включая в нее различные связи и взаимодействия человека с окружающим миром. Личностно-развивающая содержательность этой среды является основным показателем педагогической эффективности образовательного пространства.

5. Современное информационно-образовательное пространство - это открытая система, характеризующаяся нелинейностью и имеющая различные варианты развития. Открытость образовательного пространства обеспечивает понимание того, что образовательные функции могут выполнять не только учреждения образования (детский сад, школа, вуз), но и любые другие элементы социальной и культурной среды, обладающие воспитательным потенциалом и используемые соответствующим образом.

6. Открытое образовательное пространство представляет собой иерархию подпространств и дифференцируется по четырем уровням: 1) глобальное образовательное пространство; 2) региональное образовательное пространство; 3) образовательное пространство конкретного учреждения; 4) образовательное пространство личности. Все уровни взаимообусловлены и обладают свойствами самоорганизующихся систем.

Список литературы

1. Алексеев С.Г. Что такое образовательное пространство? // Образование Омской области. - 2005. - № 03 (06).

152

2. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. - 2009. - Вып. 16.

3. Веряев А.А., Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог: Сибир. межвуз. журн. - 1998. - № 4.

4. Заблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 2 (4).

5. Касторнова В.А. Информационно-образовательная среда как основа становления и развития понятия образовательного пространства // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - Вып. 1.

6. Ковалева Т.М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. - 2010. - Вып. 4.

7. Леонова О.А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. - 2008. - № 6.

8. Пронина Л.А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний // Аналитика культурологии. -2007. - Вып. 8.

9. Фомина Т.А. Поиск новых подходов к управлению развитием личности в муниципальной системе образования // Завуч. - 2000. - № 7.

10. Чеботарева Е.А. Образовательное пространство и современное общество // Ученые записки Рос. гос. соц. ун-та. - 2009. - Вып. 7, т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.