Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 198-202. ..._.._ л г-> п
УДК 378.07 н. д. БАЗАРНОВА, Ю. В. АФОНИНА, О. В. ПРАВДИНА
Модель интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы
В данной работе рассматривается проблема интеграции субъектов образовательного пространства в современной начальной школе. В современном обществе происходят смена парадигмы ценностных ориентаций, трансформация мировоззрения, переосмысление значимости жизненных ценностей и расстановка соответствующих приоритетов. Изменения в современном обществе и реформирование системы образования определяют необходимость создания механизмов для интеграции субъектов образовательного пространства как проектирование диалогового поля родителей и школы в интересах детей. В настоящее время отношения субъектов образовательного пространства в значительной мере характеризуются потребностью в интеграции, но не определены логистические решения, обусловливающие возможности эффективной интеграции. Данная статья содержит решение данной проблемы в создании модели интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы на основе образовательного события. Материал содержит обобщенные научные данные по проблеме исследования (концепции, методологические подходы к определению понятия «образовательное пространство»), а так же практические целесообразные решения по интеграции субъектов.
Ключевые слова: образовательное пространство, образование, субъекты образовательного пространства, интеграция, взаимодействие, образовательное событие, событийность, проектирование, рефлексия
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 198-202.
N. D. BAZARNOVA, Yu. V. AfONINA, 0. v. PRAVDINA
Model of integration of the subjects of the educational space of the initial school
In this paper, the problem of integrating the subjects of the educational space in the modern elementary school is considered. In modern society there is a change in the paradigm of value orientations, the transformation of the world outlook, a rethinking of the significance of life values and the setting of the corresponding priorities. Changes in modern society and the reform of the education system determine the need to create mechanisms for integrating the subjects of the educational space as designing a dialogue field for parents and schools in the interests of children. At present, the relations between the subjects of the educational space are largely characterized by the need for integration, but the logistical decisions that determine the possibilities for effective integration are not defined. This article contains a solution to this problem in the creation of a model for integrating the subjects of the educational space of an elementary school on the basis of an educational event. The material contains generalized scientific data on the research problem (concepts, methodological approaches to the definition of the concept of "educational space"), as well as practical expedient solutions for the integration of subjects.
Keywords: educational space, education, subjects of the educational space, integration, interaction, educational event, eventfulness, projection, reflection
онятие образовательного пространства представляет из себя идеи двух граней: пространства и образования. Рассматривая образовательное пространство как форму передачи социального опыта между поколениями, мы имеем возможность предоставить свободу во взаимодействии с образовательной средой, где осознанное получению знаний происходит на уровне, превышающем естественный уровень, без специально организованного процесса обучения и воспитания. Анализируя данную проблему Шалаев И.К. и Веряев А.А. рассматривают переход к образовательному пространству, как к более новой и актуальной форме сосуществования различных теоретических подходов, в отличии от образовательной среды [12].
Одним из таких подходов является нормативно-констатирующий, который рассматривает образовательное пространство как взаимосвязь нескольких образовательных ступеней, с сохранением данной взаимосвязи при децентрализации образования. Данный подход закрепляет за гражданином право на получение качественного и полноценного образования вне зависимости от места проживания [7].
Взаимосвязь образовательных систем на основе определенных функций, многообразие взаимоотношений между данными образовательными системами образующими образовательное пространство представляет структурный подход. Инфраструктурный подход характеризует образовательное пространство со стороны масштаба предоставляемых образовательных услуг, их качества, а именно пространственное расположение элементов инфраструктуры и их взаимодействие [4, с. 301].
В современной науке понятие образовательного пространства не имеет четкого определения. Многие ученые, работающие в данной тематике, придерживаются мнения о том, что образовательное пространство - сложная категориальная единица, имеющая вариантные интерпретации. На наш взгляд, в широком смысле образовательное пространство следует рассматривать как сложную развивающуюся систему, динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений [1, с. 128].
Раскрывая сущность данного понятия, стоит обратиться к работам Пономарева Р.Е., который выделяет виды образовательного пространства на основе внутреннего взаимодействия субъекта с образовательной средой, предполагающего осознанное ее восприятие либо неосознанное, и внешнего которое может быть специально организовано для субъекта или быть естественным [9].
1. Первый вид - это естественное образовательное пространство, которое подразумевает неосознанное погружение в процесс познания и неорганизованное специально пространство для осуществления первого.
2. Противоположным видом является авторитарное образовательное пространство, подразумевающее осознанность внутренней и внешних сторон взаимодействия субъекта со средой.
3.Следующими Пономарев Р.Е. выделяет ма-нипулятивное образовательное пространство, где взаимодействие человека с образовательной средой не осознается, но при этом специально организуется.
4.Свободное образовательное пространство, где обучающийся сам творец своего познания. Взаимодействие происходит осознанно и внешнее пространство организуется самостоятельно.
Существенное значение для формирования исходных положений нашего исследования составляет классификация образовательного пространства Серикова Г.Н. [12, с. 198]. Он рассматривает признаки образовательного пространства как систему координат, построенную на векторах правового регулирования системы образования (нормативно-регламентирующая координата), взаимосвязях между образовательными системами (коммуникативно-информационная координата) социальных ценностях и востребованности в обществе (перспективно-ориентирующая координата), а так же на векторе материальных и нематериальных условий жизнедеятельности участников образовательных отношений (дея-тельностно-стимулирующая координата).
Для наиболее точного изучения многоаспектного феномена образовательного пространства, а также для изучения связей между субъектами образовательного пространства был разработан диагностический инструментарий. Диагностика является комплексной и включает в себя многоаспектное изучение феномена образовательного пространства начальной школы. Опытно-экспериментальная работа по интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы проходила на базе МБОУ «Школа №3» г. Бого-родска Нижегородской области. Выборку исследования составили обучающиеся 1 «б» класса в количестве 26 человек, родители обучающихся и классный руководитель. Условно выделяются блоки на основании оценки конкретным субъектом каких-либо педагогических явлений:
1. Субъект образовательного пространства -обучающийся:
1.1 Анкета "Мое окружение"
Анкета предназначена для выявления уровня взаимодействия обучающегося начальных классов с его ближайшим окружением - другими обучающимися, родителями, учителем (учителями).
По результатам исследования констатируем у 82% обучающихся средний уровень удовлетворенности его ближайшим окружением. У ребенка есть люди, с которыми ему интересно, но так же есть люди, с которыми он почти не взаимодействует. 14% обучающихся, показавших низкий результат удовлетворенности объясняется тем, что исследование проводилось в первые не-
дели обучения ребенка в школе. Данный этап важен и одновременно сложен для первоклассников, поэтому не все обучающиеся успели узнать друг друга. Высокий уровень взаимодействия характерен для обучающегося с повышенным уровнем коммуникативных способностей.
1.2 Анкета "Оценка состояния личности в коллективе"
Анкета является адаптацией методики «Типовое семейное состояние» авторов Э.Г. Эйде-миллер, В.В. Юстицкий, опубликованной в 1990г. Оригинальная методика оценивает общее состояние личности в семейном коллективе. Методика представляет собой интервью, специально направленное на выяснение трех психотравми-рующих состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Адаптированная методика призвана оценить состояние обучающегося начальной школы в коллективе класса.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у 23% опрошенных школьников наблюдается общая неудовлетворенность коллективом, у 27% опрошенных наблюдается нервно-психическое напряжение, а у 26% присутствует феномен школьной тревожности. Данные показывают наличие существенной проблемы в коллективе, которая может быть решена только верной системой взаимодействия субъектов образовательного пространства.
Однако данные проявления связаны с тем, что в начале учебного года ребенок принимает на себя новую социальную ситуацию и у него меняется ведущий вид деятельности - с игровой на учебную. Стрессовая ситуация для первоклассника считается классическим явлением.
2. Субъект образовательного пространства -родитель
2.1 Опросник межличностной зависимости
По результатам анкетирования констатируем, что большинство родителей обучающихся (70%) склонны к межличностному взаимодействию, они часто стараются в каких-либо вопросах положиться на других, принять иную точку зрения. Среди опрашиваемых так же есть представители низкого уровня межличностной зависимости (20%), т.е. те люди, которые выделяют себя из общества, способные решать какие-либо вопросы единолично, не ссылаясь на иные мнения и советы. Но есть и представитель высокого уровня межличностной зависимости. Это тот человек, который ощущает себя равноценной частью общества. Такой человек не представляет себя одиноким, как правило, межличностное взаимодействие для таких людей предопределяет их настроение и мотивацию к деятельности. Исходя из полученных результатов делаем вывод о том, что 80% отпрошенных имеют мотивацию к различного рода взаимодействию с субъектами образовательного пространства.
Деятельность педагогов, как субъектов образовательного пространства, рассматривается в большей степени на этапе формирующего эксперимента, в целенаправленной систематической работе по внедрению карты образовательных событий.
Таким образом, по результатам комплексной диагностики констатируем достаточно низкий уровень интеграции субъектов образовательного пространства, что влечет за собой ряд педагогических и психологических проблем - от низкой мотивации к обучению в начальной школе до высокой степени утомляемости и нервно-психического напряжения в процессе образовательной деятельности.
С целью обеспечения интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы как условия для интеллектуального, общекультурного, социального, духовно-нравственного, физического и творческого развития учащихся была создана модель интеграции субъектов образовательного пространства, включающая в себя следующие задачи:
1) Эмоциональное насыщение субъектов образовательного пространства через событийное пространство
2) Создание и укрепление положительной мотивации к образовательной деятельности
3) Взаимодействие субъектов образовательного пространства в процессе активной творческой и развивающей деятельности
Для успешного функционирования данной модели следует придерживаться следующих принципов управления образовательным пространством [12, с.198]:
1. Компетентность - осуществление педагогической деятельности и педагогической методической поддержки только компетентными лицами
2. Научность - ориентация на достижения современной педагогической и психологической науки:
• концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
• "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
• Концепция событийного образовательного пространства. [3]
3. Делегирование полномочий - разграничение компетенций среди субъектов образовательного пространства
4. Инициативность и творчество при равной ответственности за результат - интеграция субъектов невозможна при отсутствии у субъектов мотивации к деятельности, поэтому любые проявления активности, инициативности и творчества поощряются.
5. Системность - предполагает особую связь между компонентами модели интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы [8].
6. Ориентация на развитие - цель модели заключается в интеграции субъектом, но основным продуктом этой интеграции должно служить развитие познавательных потребностей субъектов, их высших психических функций. Вся деятельность в рамках модели должна носить развивающий характер.[6]
7. Эффективность и качество - интеграция субъектов направлена на эффективное взаимодействие субъектов образовательного пространства начальной школы и на качественные изменения во взглядах субъектов.[5]
Модель интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы на основе образовательного события включает в себя три основных блока: проективный, событийно-дея-тельностный, ценностно-рефлексивный блоки. Данные блоки содержат взаимодополняющие аспекты проектировочной работы по созданию модели интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы на основе образовательного события и механизм его реализации [5, с. 34].
Проективно-ориентационный блок является важным компонентом организации и проектирования модели интеграции субъектов образовательного пространства начальной школы - это подготовительный этап, выполняющий следующие задачи [5, с. 36]:
1) выявление потребностей у обучающихся, родителей обучающихся;
2) разработать карту образовательных событий;
3) проанализировать возможности и риски образовательного пространства с помощью SWOT-анализа;
4) аксиологически насыщать образовательные события;
5) обеспечивать событийную рефлексию;
6) создать инвариантную карту образовательных событий. (Это вариативная система векторов образовательных событий, обладающая необходимыми условиями и возможностями для самостоятельного и индивидуального выбора обучающимися и их родителями собственного персонально-событийного пути).
Проективно-ориентационный блок состоит из нескольких модулей: модуль диагностики взаимодействия обучающихся с субъектами образовательного пространства, состояния личности обучающегося в коллективе, потребностей и сформированности духовно-нравственных ценностей родителей обучающихся; научно-методический модуль (научно-методическая поддержка карты образовательных событий ); модуль построения перспективы (подготовка общего графика инвариантного образовательного события).
Событийно-деятельностный блок. В данном блоке осуществляется деятельность по реализации карты образовательных событий. Цель данного блока: интеграция субъектов образовательного пространства за счет реализации ряда образовательных событий.
Задачи событийно-деятельностного блока:
1. Реализовать карту образовательных событий, направленную на интеграцию субъектов образовательного пространства за счет реализации ряда образовательных событий;
2. Педагогическое сопровождение обучающегося;
3. Реализовать события инвариантной карты образовательных событий [11, с. 130].
Интеграция субъектов образовательного пространства позволит решить ряд образовательных проблем - от низкого уровня коммуникации и мотивации к коммуникации субъектов до высокого уровня эмоционального насыщения каждого субъекта в процессе совместной деятельности.
Итак, модель интеграции образовательного пространства является эффективным средством эмоциональное насыщение субъектов образовательного пространства через событийное пространство, инструментом для создания и укрепления положительной мотивации к образовательной деятельности. Взаимодействие субъектов образовательного пространства в процессе активной творческой и развивающей деятельности способствует не только повышению уровня межличностной зависимости, но и преобразованию школьного коллектива в событийную общность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления школьника в общеобразовательной среде М.: Мозаика-синтез, 2011. 128 с.
2. Бондырева И. Б. Взаимодействие субъектов образовательного пространства [Электронный ресурс] // Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/vzaimodeystvie-subek. (дата обращения: 24.02.2017).
3. Касторнова В.А. Развитие становления понятия образовательного пространства, базирующегося на информационно образовательной среде // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-stanovleniy.. (дата обращения: 25.08.2017).
4. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. 325 с.
5. Косогорова Л.В. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства высших учебных заведений России [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2010. № 12. С. 32-36. URL: https://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?i.. (дата обращения: 24.02.2017).
6. Макарова М. Н., Вострецова Ю. В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского Университета. 2010. № 2. С.41.
7. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием // Успехи современного
естествознания. 2009. № 9. С.5-7.
8. Сиденко, Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового/ Е.А. Сидоренко // Образование и наука. 2012. № 1(8). С. 5-24.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2012. 26 с.
10. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Vestnik of Minin University. 2017. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/320 (дата обращения: 24.02.2017).
11. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, 2001. С.130-131.
12. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Сибирский межвузовский журнал. 1998. № 4 -7. С. 196-205.
13. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1964. С. 179-184.
14. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. СПб.: Питер, 2005.С. 169-184.
REFERENCES
1. Bodenko L.A. Pedagogical conditions of the general cultural formation of the schoolboy in the general educational environment. Moscow, Mosaic-synthesis Publ., 2011. 128 p. (in Russian)
2. Bondyreva I.B. Interaction of subjects of educational space [Electronic resource]. Economics and ecological management. 2012. no. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subek. (accessed 24 February 2018). (in Russian)
3. Kastornova V.A. Development of the formation of the concept of educational space, based on the information and educational environment. Theory and practice of social development. 2012. no. 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-stanovleniy .. (accessed 24 February 2018). (in Russian)
4. Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogical dictionary. Moscow, Academy Publ., 2005. 325 p. (in Russian)
5. Kosogorova L.V. Integration processes as a factor in the development of the educational space of higher educational institutions of Russia [Electronic resource]. Fundamental research. 2010. no. 12. pp. 32-36. URL: https://www.fundamental-research.ru/en/ article/view?i .. (accessed 24 February 2018). (in Russian)
6. Makarova M.N., Vostretsova Yu. V. To the problem of interaction of subjects of the educational process. Bulletin of the Udmurt University. 2010. no. 2. p. 41. (in Russian)
7. Parakhonsky A.P., Venglinskaya E.A. Integration and differentiation of sciences, their relationship with education.The successes of modern natural science. 2009. no. 9. pp. 5-7. (in Russian)
8. Sidorenko E.A. Professional development of the teacher in conditions of introduction of GEF new. Education and Science. 2012. no. 1 (8). pp. 5-24. (in Russian)
9. Federal state educational standard of primary general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2012. 26 pp. (in Russian)
10. Frolova S.V., Iltaltdinova E.Yu. The concept of an educational event in a practice-oriented paradigm of higher education. Vestnik of Minin University. 2017. no. 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/320 (accessed 24 February 2018). (in Russian)
11. Chernik B.P. Effective participation in educational exhibitions. Novosibirsk, 2001. pp.130-131. (in Russian)
12. Shalaev I.K., Veraev A.A. From educational environments to educational space: the concept, formation, properties. Siberian interuniversity journal. 1998. no. 4 -7. pp. 196-205. (in Russian)
13. Shatsky S.T. Pedagogical writings. Moscow, 1964. pp. 179-184. (in Russian)
14. Yagofarov D.A. Legal regulation of the education system. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2005. pp. 169-184. (in Russian)
Информация об авторах Information about the authors
Базарнова Надежда Дмитриевна Bazarnova Nadezhda Dmitrievna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Преподаватель кафедры общей и социальной Teacher of the Department of General and Social
педагогики Pedagogy
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет имени Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail. nadyafedyakova@mail.ru E-mail. nadyafedyakova@mail.ru
Афонина Юлия Викторовна Afonina Yuliya Viktorovna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Студент магистратуры Student of the Magistracy
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет имени Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail: jlyfox@mail.ru E-mail: jlyfox@mail.ru
Правдина Ольга Викторовна Pravdina Olga Viktorovna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Студент магистратуры Student of the Magistracy
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет имени Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail: o.pravdina@mail.ru E-mail: o.pravdina@mail.ru