7. Самойлов, А.Н. Дистанционное образование в вузе: архитектоника опыта в становлении субъекта/ А.Н.
Самойлов // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 72 (08).
8. Философский словарь. - М.: Изд-во Республика, 2003. - С. 28.
А.Г. Макаренко
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Аннотация. Статья посвящена проблеме деятельности инновационной образовательной организации в контексте новых ФГОС. В ней рассматриваются вопросы формирования пространства творческого развития современного педагога.
Ключевые слова: инновация, образовательная организация, инновационная образовательная организация, творческое развитие педагога
A. G. Makarenko
INNOVATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A SPACE FOR CREATIVE DEVELOPMENT OF THE TEACHER
Abstract. Article is devoted a problem of innovative activity of educational organization in the context of new Federal state standards. It deals with development of space for creative development of the modern teacher.
Key words: innovation, educational organization, educational organization innovative, creative development of the teacher
Актуальность инновационной образовательной организации как пространства творческого развития педагога определяется новыми задачами ФГОС начального общего, среднего и высшего образования, потребностью научно-теоретического обоснования и вырабатывания практических рекомендаций инновационных технологий педагогического образования в контексте построения и эффективного функционирования компонентов структуры системы обучения и воспитания будущих учителей. Инновационные технологии системы высшего педагогического образования рассматриваются по четырем направлениям: становление и развитие инновационной системы педагогического образования в интегративной муниципальной системе самоуправления; инновационные технологии в музыкальном образовании посредством реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в педвузе; инновационного (продуктивного) обучения студентов педагогического вуза; формирование умений и навыков физкультурно-спортивной работы в подготовке будущего учителя.
Функционирование муниципальной системы образования осуществляется в достаточно сложных условиях, которое связанно с переходом к рыночным отношениям в экономике и с изменением государственного политического курса страны. В сфере образования происходят различные процессы: формируется рынок образовательных услуг, создаются новые типы учебных заведений, расширяется самостоятельность учебных заведений как с образовательной точки зрения, так и социально - культурной, разрабатываются стратегии вариативного образования, направленного на максимальный учет личностных потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся. Задачей муниципальной системы образования становится создание благоприятных условий для успешного обучения, воспитания, становления личности; удовлетворение запросов и потребностей студенческой молодежи с ориентацией на возможности реализации педагогического потенциала социума; устойчивое развитие общеобразовательного и профессионального начального, среднего, высшего и послевузовского образования в интеграции с производством. Выполнение этой задачи обеспечивается интеграцией учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений и учреждений дополнительного образования посредством создания сквозных учебных планов, учебных программ, координации усилий педагогов, направленных на реализацию функций обучения, воспитания и развития личности учащихся. Педагогические аспекты проектирования, создания инновационных педагогических систем и построения муниципальной системы образования находят свое отражение в работах Н.А. Амосова, Е.В. Барановой, В.П. Беспалько, В.И. Лисова, В.Т. Фоменко, Т.И. Шматовой, Г.Н. Шибановой, С.М. Ямпольского и др.[4], проблемы истории теории и практики развития регионального образования являются предметом исследований В.В. Андреевой, Е.П. Белозерцева, Г.Ф. Гребенщикова[3;4]. Проблемное поле исследования инновационных технологий высшего педагогического образования включает теоретико-педагогическое
обоснование построения интегративной инновационной системы образования как инструментария, обеспечивающего становление и практическую реализацию путей, связей и возможностей взаимодействия ее структурных компонентов по комплексной реализации функций обучения, воспитания и развития личности будущего педагога, реализацию педагогического потенциала православной духовной музыки; продуктивного обучения студентов педвуза академическому письму на английском языке; формирование основ физической культуры будущего учителя. Формирование новой парадигмы инновационной системы педагогического образования обеспечивается целенаправленным обучением, воспитанием и развитием личности студента на основе гуманизма и демократии в русле современных социально-экономических отношений и организационно-педагогических основ построения и успешного функционирования интегративной инновационной системы образования.
Эффективность инновационного образовательного пространства в контексте творческого развития педагога обеспечивается: -разработкой теоретико-педагогического обоснования построения учебно-воспитательных комплексов в контексте инновационной системы образования, обеспечивающей единое информационно-образовательное пространство; раскрытием педагогических особенностей, условий построения и функционирования основных направлений интегратив-ной инновационной системы высшего педагогического образования; разработкой концептуальной модели интегративной инновационной системы высшего педагогического образования; определением специфики, особенностей функционирования, направления развития дошкольного, общего среднего, дополнительного и профессионального педагогического образования в контексте инновации; разработкой практических рекомендаций, направленных на использование новых педагогических возможностей реализации инновационных форм, методов и средств в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе. В основу реализации задач положены нормативно-правовые положения и педагогическая идея взаимодействия структурных компонентов системы образования, реализующие принципы интегративности, потребности, достаточности, комплексности и целостности. Теоретико-методологическую основу исследования составили: -философские теории, определяющие вектор проблематики построения и функционирования социально-культурологических систем (Б.С. Гершунский, 1998; В.В. Попов, 2006; Б.С. Щеглов, 2006); психолого-педагогические концепции, раскрывающие современные подходы в социальной сфере как основе гуманизации системы образования (И.В. Абакумова, 2014, А.Г. Асмолов, 2007; П.Н. Ермаков, 2014); -психолого-педагогические теории интеграции культурно-образовательных заведений построения и функционирования муниципальной системы образования (Н.К. Сергеев, 2006; В.В. Сериков, 2004; В.Т. Фоменко, 2012; Д.И. Фельдштейн, 2010).
Инновационная сущность образования представляет собой комплекс учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений и учреждений дополнительного образования, что обеспечивает переход от функционирования отдельных культурно-образовательных заведений и учреждений дополнительного образования к созданию целостного интегративного образовательного пространства, повышает качество образования и эффективность управления культурно-образовательными процессами в обучении, воспитанию и развитию личности учащихся, их самосовершенствованию и саморазвитию. Концептуальные основы построения инновационной системы образования, представленные методологией культурологического, компетентност-ного и личностно-ориентированного подходов, системой принципов и формами связей и взаимодействия структурных подразделений реализуют социально-культурологические, общеобразовательные и профессиональные функции обучения, воспитания и развития личности учащейся молодежи. Основная цель формирования интегративной инновационной системы образования направлена на обеспечение высокого уровня общего, профессионального и личностного развития способностей, удовлетворения потребностей культурного, интеллектуального и профессионального роста будущего педагога. Сегодня происходящие преобразования в обществе и государственной политике в области воспитания молодого поколения, направленность воспитательной работы и уровень культуры молодежи свидетельствуют о разрушении многих духовно-нравственных ценностей. Решение этой сложной проблемы возрождения историко-культурных и духовно-нравственных основ видится в улучшении профессиональной подготовки, формировании ценностей и ценностно-смысловых ориентиров будущего учителя в педагогическом вузе. Вступление в действие нового Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, потребовало от Городской Думы и Администрации Таганрога привести в соответствие с этим законом ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность территориального общественного самоуправления: Положение «Об органах территориального общественного самоуправления в г. Таганроге» (2004 г.), «О порядке регистрации Уставов территориального общественного самоуправления в г. Таганроге» (2006 г.), «Типовой Устав комитета терри-
ториального общественного самоуправления муниципального образования «Город Таганрог» (2006 г.) и др.
В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Инновационная система высшего педагогического образования исследовалась нами в дидактическом аспекте (цели и задачи обучения, учебные планы, программы, формы и методы обучения др.), с организационных позиций (структура построения, организация функционирования, взаимодействие элементов и зоны их воздействия). При этом исходной предпосылкой было понимание, что принятие новой парадигмы образования неизбежно влечет за собой построение новой системы высшего педагогического образования, включающей изменение целей, принципов, форм, методов и средств обучения, воспитания и развития личности. Дидактический аспект определяет изменения, происходящие внутри системы, оптимальное соотношение учебно-воспитательного воздействия на студентов, развитие их творческого начала. В этой связи выделяем ряд ведущих признаков, посредством которых образовательная система может существовать как инновационная модель: системность; целостность; высокая адаптивность; информативность; целенаправленность; потребность; полиструктурность. Системность предполагает, что все компоненты муниципальной системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Целостность образовательной системы реализует функции обучения, воспитания, развития личности. Каждое направление должно иметь определенную цель, задачи, методическое обеспечение. На определенном этапе приоритетность каждого вида образования изменяется, когда на первый план выдвигается задача передачи знаний или формирование личностных качеств будущего учителя. В совокупности все они направлены на конечный результат -профессиональную подготовку будущего педагога.
Высокая адаптивность реализует приспособление педагогом форм, методов и средств с учетом личностных запросов ученика на достижение общей цели образования. Информативность определяется содержанием образования, выраженным в государственном образовательном стандарте. Без знаний не существует учения. Студент должен получать такие знания, которые обеспечивают ему достижение цели образования. Целенаправленность образовательного процесса определяется деятельностью педагога и школьника, ориентированной на планируемый результат. Потребность определяется мотивацией ученика и практической значимостью полученных знаний, воспитанности. Создание условий, при которых ученик сам «хочет», «горит желанием», является важным показателем эффективности образования. Полиструктурность системы высшего педагогического образования определяется количеством и разнообразием учебно-воспитательных заведений, наличием предоставляемых образовательных услуг, которые в полной мере обеспечивают потребности студентов. При этом, система дополнительного образования - «открытая, многоуровневая, непрерывно развивающаяся система, зависящая от социокультурных условий в регионе, от ресурсного обеспечения» [4, 26]. свободы выбора средств и способов его осуществления каждым образовательным учреждением; развитие государственно-общественных и общественно-государственных форм управления образованием в регионе» [34, 6]. Успешному построению и функционированию образовательной системы способствуют следующие условия: подготовка и принятие нормативно-законодательной документации:а) на федеральном уровне - Указы Президента; Законы Российской Федерации об образовании, муниципальном самоуправлении; постановления Правительства Российской Федерации; положения; приказы Министерства образования: инструктивные письма; б) на региональном уровне - нормативные акты; ведомственные и инструктивные материалы; положения; приказы; в) на муниципальном уровне - постановления и распоряжения администрации местного самоуправления; приказы управлений, отделов образования. Стратегический курс государства на демократические преобразования осуществляется посредством развития демократических начал; гуманизации форм, методов, средств и содержания образования, обучения и воспитания; субъектно-объектных отношений педагога и учащихся. Концепция построения образовательной системы акцентирует внимание на следующих особенностях: социосфера образования при определенных условиях способна благоприятствовать созданию эффективной образовательной системы и информационно-предметной среды вокруг молодого человека в целях социального и культурного развития его как личности, приобретения общих и профессиональных знаний, умений и навыков; разнообразие и альтернатива выбора учебных заведений, типов школ, разновидности внешкольных, культурных, спортивных и воспитательных учреждений позволяют полнее раскрыть способности ученика в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями, возрастом, талантом и желанием; в муниципальной системе образования России
еще сохранилась национальная культура народа в ее естественном виде (язык, обычаи, традиции, фольклор, песни, танцы, одежда, окружающая природа); единое образовательное пространство муниципального города дает возможность мобильного, оперативного управления и корректирующих педагогических воздействий.
Созданием системы образования обеспечивается развитие социокультурной личности, адекватной новой парадигме гуманизации. Одной из тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена вхождением России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Интегративная инновационная система образования, представляющая совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений и учреждений дополнительного образования, обеспечивают функционирование целостного педагогического процесса. В интегративной муниципальной образовательной системе, включающей многоаспект-ность и многообразие взаимоотношений и взаимосвязей школьника и педагогов разных учебных заведений непрерывно «происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества» [189, 141].
Анализ преобразований, проводившихся в последнее десятилетие, говорит о том, что в регионе достаточно жизнестойкая система дополнительного муниципального образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании. Однако для того чтобы добиться более высоких результатов, необходимо решить множество сложных проблем. К наиболее значимым относятся: 1. Усиление законодательной базы, дополнение ее документами, необходимыми для полноценного функционирования учреждений муниципального дополнительного образования детей. 2. Создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в вузах с учетом особенностей работы педагогов в разных образовательных учреждениях, развития системы дистанционного образования. 3. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, создание системы, позволяющей учитывать возможности внеурочной и внеклассной работы, особенности содержания основного образования. 4. Поиск наиболее эффективных связей школы и учреждений дополнительного муниципального образования, развитие новых форм сотрудничества образовательных учреждений с муниципальными организациями; работа с семьей на более высоком уровне, направленная на активное вовлечение родителей в сотрудническую деятельность с детьми. 5. Создание нового поколения программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования, а также аудио-визуальных, компьютерных материалов медиаобразования, отвечающих всем современным требованиям; материалов, обеспечивающих педагогу возможность разноуровневой работы с детьми и настоящего сотрудничества ребенка и взрослого. 6. Поиск путей интеграции в системе дополнительного муниципального образования таких групп детей, которые обладают особенностями психического и физического развития, т. е. относятся к числу социально неблагополучных.
Система образования поднимается на новый уровень: вертикальная составляющая иерархии учебно-воспитательных заведений (детсад - школа - вуз - аспирантура - повышение квалификации) и горизонтальная составляющая профильной подготовки по специальностям, и четырехуровневое управление (на федеральном, региональном, муниципальном и уровне учебного заведения). К числу общих инвариантных качеств, характеризующих образование как систему, относятся «гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность» [1, 40].
Современная модель миропонимания структурируется по схеме «история - культура - образование», при этом под образованием понимается путь гносиологического и культурологического «восхождения ко всеобщему» (термин Г.Ф. Гребенщикова). Методологическая основа - целостность; преемственность; цикличность; иерархичность; последовательность; достаточность. С учетом этого основными принципами функционирования педагогического процесса являются природосообразность, гуманизация, культуросообразность, социализация и демократизация [1]. Концепции инновационного воспитания и обучения: личностно-деятельностный подход (трансформация социального опыта посредством деятельности); личностно-ориентированный подход к образованию (воспитание и обучение основано на проявлении личностных качеств); культурологический (воспитание человека путем усвоения ценностей мировой и отечественной культуры); целостный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающего всестороннее развитие учащегося. При условии адаптации инновационных подходов к реальным условиям образовательного учреждения реализуется органическая взаимосвязь деятельности учителя с деятельностью ученика, что обеспечивает повышение эффективности процесса обучения и воспитания [2;3;4]. Муниципальная инновационная образовательная система предполагает создание простран-
ства образовательных услуг, обеспечивающих преемственность, взаимосвязь и взаимодействие всех структурных элементов системы образования, способной к удовлетворению дифференцированных запросов и потребностей личности. Это создает благоприятные условия построения разветвленной организационной структуры, обеспечивающей всестороннее развитие личности. Содержательными компонентами развития личности являются культурные, воспитательные, общечеловеческие ценности.
Принципы построения непрерывного профессионального образования: принцип много-уровневости; дополнительности (взаимодополнительности): маневренности профессиональных образовательных программ; принцип преемственности профессиональных и образовательных программ. Системообразующими факторами создания новой структуры образовательной системы образования являются мотивационность, креативность и инновационность (табл.1). К числу главных факторов, тормозящих реализации идеи построения единого образовательного пространства относятся: практически изолированное функционирование друг от друга учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений; разделенность межведомственными барьерами отраслей (образования, культуры, здравоохранения и социальной сферы); отдаленность научной сферы от образовательной; учебной материально-технической базы учебных заведений от производства [2 ].
Таблица 1
Структура педагогической системы инновационного профессионального образования
Основные положения управления вузом Анализ сферы Образования Выводы и предложения
Организация - «открытая» система, рассматриваемая в ракурсе совокупного влияния факторов внутренней и внешней среды и перспектив развития. Значительный объем проектной деятельности; возросшая роль коммуникаций; необходимость мониторинга внешней и внутренней среды. Внедрение матричной организационной структуры и развитие проектной деятельности; структуризация коммуникативного пространства вуза и работа с ним.
Ориентация на качество образовательных услуг, на удовлетворение потребностей. Учебное заведение в условиях рынка неизбежно будет стремиться к расширению собственной деятельности. Выработка четких критериев оценки качества; разработка в вузе системы управления качеством образования.
Ситуационный подход к управлению, быстрота и гибкость, адаптация к условиям управления, акцент на стратегическое планирование педагогического образования. Управление вузом находится в прямой зависимости от трех внешних факторов: действий государства в процессе реализации концепции модернизации образования и процессов интернационализации рынка образовательных услуг. Разработка стратегии вуза на отечественном и зарубежном рынке образовательных услуг; апробация новых образовательных и управленческих технологий и внедрение их в образовательный процесс вуза; поиск оптимального сочетания форм и технологий обучения; развитие интеграционных процессов по вертикали и горизонтали, в том числе, с зарубежными учебными заведениями и иными организациями
Персонал - человеческий ресурс, интеллектуальный капитал. В условиях ускоренного устаревания знаний и внедрение новых образовательных технологий необходимо практическое применение повышения квалификации. Развитие вуза на основе принципов обучающейся организации.
Система управления, ориентированная на внутрифирменную философию, организационную культуру и инновации, на мотивацию персонала. Декларативность миссии и корпоративной философии исключает технологичность образовательных процессов, поскольку не регламентирует деятельность участников. Сочетание внутреннего PR с корпоративными принципами и стандартами; определенность условий профессиональной, научной, методической и иной деятельности персонала.
Как показано в таблице 1, структура педагогической системы инновационного образования представляет собой совокупность институтов управления, связанных друг с другом отношениями субординации или координации при реализации функций муниципального управления образованием. Причем одни из этих институтов играют роль субъектов управления, т.е. несут ответственность за принятие решений тех или иных объектов управления и имеют на это соответствующие полномочия. Основными субъектами муниципального управления образованием являются: местный орган представительной власти, администрация района (города), орган муниципального управления образованием, другие структуры, обладающие правом принятия решений (например, совет директоров школ и др.). Другие из этих институтов могут выполнять часть функций по подготовке таких решений и не быть непосредственными субъектами управления. Особую роль играют коммуникации инновационно-образовательных услуг как средство взаимодействия между культурно - образовательными учреждениями, производством и рынком труда.
В этой связи возникает необходимость в упорядочении и структуризации муниципального образовательного пространства, в котором проходит информационный обмен между учебными заведениями и рынком труда в подготовке востребованных кадров для социальных и производственных сфер. В условиях глобализации рынков, развития экспорта образования роль коммуникативного пространства все более возрастает. Перспективы развития высшего педагогического образования в муниципальном городе напрямую зависят от следующих основных факторов: Государственной (федеральной, региональной и муниципальной уровни) политики в области дошкольного, общего среднего и высшего образования. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства. Сформированности общественного мнения в контексте приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в социально-экономической области.
Формирование рыночных отношений в муниципальном городе между образовательными учреждениями и производственными предприятиями. Наличия научно-теоретической концепции развития высшего педагогического образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования. Формирования общественно-правового контроля за деятельностью вузов, наличие четких критериев их рейтинговой оценки. Интегративная инновационная система представляет собой выраженную конструкцию согласованной деятельности педагогов и учащихся и информационно-предметной среды (табл.2).
Таблица 2
Типовые стратегии педвуза на рынке образовательных услуг
Вид стратегии Название Направления Характеристика направления
СТРАТЕГИЯ МОТИВАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ Стратегия постоянной мотивации и становления Активная позиция учебного заведения на рынке с целью завоевания и расширения рыночных образовательных услуг
Стратегия повышения качества образования Обеспечение лидерства посредством создания оптимальных условий по качеству образовательных услуг
Стратегия опережающего образования Сохранение активной позиции на рынке посредством создания УМК инновационных образовательных программ
Стратегия лидерства по организации новых специальностей Открытие новых специальностей и специализаций, востребованных на рынке труда
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Стратегия развития и укрепления МТБ Улучшение качества профессиональной подготовки студентов
Вид стратегии Название Направления Характеристика направления
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НИР В РУСЛЕ АККРЕДИТОВАННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕДВУЗА Направления НИР педагогического профиля Реализация стратегических важных направлений НИР и НИРС педагогического профиля педвуза
Реализация НИР и НИРС педвуза Профессиональная подготовка будущего педагога с основами ведения НИР
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Аспирантура Подготовка научно-педагогических кадров педагогического профиля (кандидатов наук)
Докторантура Подготовка научно-педагогических кадров педагогического профиля (докторов наук)
НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ППС ИПК, ФПК Повышение квалификации ППС в научно-педагогической деятельности
Потребность реформирования системы образования с расстановкой приоритетов воспитания и обучения в определенной мере предопределили условия ее формирования. Система образования обращается в сторону ученика, к его запросам и индивидуальному развитию «при реализации новых принципов, управления и высоком уровне профессионализма его руководителей» [2, 152]. Объединение усилий педагогов, работников культуры по созданию единого муниципального образовательного пространства явилось современным признаком реформирования образования, интеграцией учреждений социосферы. Разработка педагогического обоснования муниципальной образовательной системы - это построение модели, образа, адекватных тем, которые должны быть в реальной действительности. Муниципальная педагогическая система представляет собой совокупность культурно-образовательных учреждений с единым целеполаганием, воспитанием и профессиональным обучением учащегося на идеях гуманизации развития личности. В системе муниципального образования каждое учреждение выполняет профильно-ориентированный социальный заказ, когда потребности ученика приобретают более выраженные пропедевтические, герменевтические, валеологические функции. Количественные и качественные показатели образовательных услуг, удовлетворяющих потребности учащихся, являются критерием сбалансированности системы. Динамичность такой системы, с большим количеством объектов и множеством отношений, существующих между этими объектами, с вероятностными функциями проявления во времени, обеспечивается оперативностью управления. В основу построения и исследования муниципальной системы образования положена методология системно-структурного подхода, которая включает востребованный набор компонентов. Построение и функционирование этих компонентов определяется структурой и связями, выполняющими образовательные функции. К основным педагогическим принципам построения системы образования относятся: востребованность в образовательных услугах, которые обеспечиваются созданием детских дошкольных учреждений нового типа, общеобразовательных школ, открытии школ инновационного типа; принцип обеспеченности (нормативно-правовая база, финансовое и учебно-методическое обеспечение); принцип открытости и доступности (создавать новые типы учебных заведений, возможность получения качественного образованя, перепрофилировать учебные заведения); принцип системности и приемственно-сти образования учащихся на всех уровнях и ступенях; принцип комплексности и целостности, который подразумевает создание учебно-воспитательных комплексов (детский сад - школа - колледж, школа - педлицей - педвуз); принцип связи теоретической подготовки учащихся с профильной практикой, рынком труда и производством. Реализация данных принципов построения инновационной системы высшего педагогического образования обеспечивает устойчивость функционирования, снимает противоречия между формирующейся потребностью современного общества в образовательных услугах нового типа и потребностей производительных сил и рынка труда. В муниципальной образовательной системе более рельефно выявляются соотношения между нормой и действительностью, механизмом реализации ценностных ориентаций и их ролью в общественной жизни, состоянием, динамикой и факторами социальных изменений, влиянием образования на информационно-предметную среду и социально-культурные процессы. Компетентностный подход
предполагает наличие двух основных положений: приобретение студентом социального опыта и овладение определенной системой деятельности будущего учителя. В условиях муниципального образовательного пространства самобытность и взаимодействие образовательных, социальных и культурных процессов на разных уровнях (студенческая группа, школьный коллектив) приобретает особую значимость и колорит. Структура муниципальной образовательной системы имеет свои особенности: каждое образовательное учреждение имеет свои специфические функции и про-фильность.
Вхождением в интеграцию приобретается универсальность и многопрофильность с одновременным сохранением своей самостоятельности; ограниченность сферы влияния одного образовательного учреждения сменяется расширением образовательных услуг другого, которое становится культурологическим центром; более полное удовлетворение потребностей каждого учащегося, нахождение «самого себя» в предлагаемых образовательных услугах; оперативное создание структурного подразделения в интегративной системе, исходя из потребностей учащихся. Единое муниципальное образовательное пространство характеризуется единством принципов образовательной политики; единым подходом к развитию муниципальной системы образования; реализацией прав граждан на получение полноценного образования (общего, профессионального, духовного) в условиях малого города; организацией непрерывного образования (довузовского, вузовского, послевузовского).
Важные исходные предпосылки, определяющие структуру интегрированного муниципального образования и направленность концепции развития социокультурной личности, обеспечивают социальные, экономические новшества, утверждающиеся во всех сферах жизнедеятельности человека; исторические ценности; культурные ценности; теоретические исследования в области педагогики, психологии, социологии, этнопедагогики, статистики, информатики; объективные процессы социально-экономической жизни: изменение социально-экономических ценностей и ориентации, конверсионные процессы в экономике, демографические и миграционные процессы. В этом случае с полной уверенностью можно утверждать, что интегративная муниципальная система образования способна к реализации функций обучения, воспитания и развития личности. Создание интегративной инновационной образовательной системы атмосферы учения, творчества, трудолюбия, интереса обеспечивает всестороннее развитие личности студента в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Посредством объединения для этой цели учителей, воспитателей, работников культуры создается интеллектуальный потенциал, способный решать задачи когнитивного (познавательного) и социального (поведенческого) развития личности. В сущности, это не столько корректирование и совершенствование традиционной системы образования, а построение качественно новой, с иным новообразованием на интеграционной основе. Интегративная муниципальная образовательная система обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие ученика в соответствии с его способностями и возможностями.
Таким образом, речь идет о сложном содержании структуры муниципальной культурно-образовательной среды, в котором целостный учебно-воспитательный процесс опирается на семь основных компонентов (Б.Т. Лихачев): педагог как субъект и объект педагогического процесса; ученик как объект и субъект педагогического процесса; содержание образования; формы, методы и средства обучения и воспитания; педагогическая диагностика; критерии эффективности педагогического процесса; организация взаимодействия с общественной и природной средой [1]. Содержание образования должно обеспечивать профессиональную подготовку, соответствующую квалификации, развитию и самоопределению личности и ее интеграцию в национальную культуру. Структура информационно-предметной среды представляется двумя составляющими: а) внутренняя составляющая - учителя, учащиеся школы, печатные издания, стенды, макеты, тренажеры, учебное оборудование и др.; б) внешняя информационно-предметная среда: средства массовой информации, организация культурного досуга [3]. В основу структурирования интегративной муниципальной образовательной системы положено целеполагание: единство целей обучения, воспитания и развития личности; базового и дополнительного содержания профессионального образования, прогнозирование результата.
Единство цели определялось спецификой культурно-образовательного учреждения с учетом приоритетности функций обучения и воспитания. Базовое содержание образования осуществляется совмещением учебных планов, учебных программ, распределением функций управления учебно-воспитательными комплексами: «средняя школа - спортивная школа», «педучилище - пединститут», «школа - станция юных туристов, натуралистов, техников». Структуризация осуществляется в рамках интеграции науки, образования и производства на основе распределения функций обучения, воспитания и развития личности школьника с ориентацией на профессиональную подготовку специалиста.
Каждое структурное подразделение муниципальной образовательной системы имеет свою область педагогического воздействия. Исследования показывают, что каждый структурный эле-
мент, наряду с общими задачами образования, выполняет и свою узконаправленную специфическую задачу. В муниципальном образовании, таким образом, создается благоприятный социальный учебно-воспитательный фон. В этих условиях интегративные свойства непрерывного образования направлены на новое качество, структуру, задачи. Потребность в совершенствовании профессиональной подготовки, развитии личностных качеств определяет создание в рамках непрерывного образования такой системы, которая удовлетворяет запросы человека. Модель интегра-тивной муниципальной образовательной системы представляет собой совокупность социальных институтов (дошкольных, школьных учреждениях, школ, вузов, средних специальных учебных заведений, средних профессиональных технических училищ, учреждений культуры и спорта, правоохранительных органов), взаимодействующих между собой и объединенных общей целью, задачами обучения и воспитания молодых людей. Конфигурация структуры муниципальной системы строится особым образом с расчетом
Создание муниципальных образовательных комплексов: («детский сад - школа», «педагогическое училище - педагогический институт», «педагогический лицей - педагогический институт», «гимназия - университет») позволяет успешно решать образовательные задачи; учитывать преемственность в общеобразовательной и профессиональной подготовке; повышать эффективность качественной подготовки специалистов; решать организационные и прогностические задачи, связанные с выпуском и набором специалистов. Одна из функций педагога - вывести ученика из состояния «пассивного равновесия», привести в активное состояние, указать цель и поставить задачи, использовать все средства стимулирования деятельности. И только тогда начинается, в прямом смысле этого слова, педагогическая работа - сотрудничество. Педагог «ведет» ученика от незнания к усвоению социального опыта, к становлению и развитию личности.
Обращаясь к вопросу о формирования личности, необходимо указать на две крайние точки зрения. С одной стороны, педагогическая теория свободного, спонтанного, «ненасильственного» обучения (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой), с другой - жесткая образовательная система постсоветского строя. Для педагогов решение этой проблемы - золотая середина «педагогика противления злу ненасилием» (термин Б.Т. Лихачева) [3]. В табл. 3 показано соотношение количества учреждений профессионального образования г.Таганрога.
Структура муниципальной системы образования рассматривается нами с позиций организованного взаимодействия иерархически расположенных и локально независимых элементов системы; содержания, которое, в свою очередь, имеет сложную структуру. Так, известный педагог B.C. Леднев структуру содержания образования раскрывает введением пяти детерминант, факторов, которые влияют на набор структурных компонентов образования, и каждый из этих детерминант также имеет сложную структуру; структура информационно-предметной среды; структура управления[1].
и
о и
(D О
PQ
80 70 60 50 40 30 20 10 0
12 3 4
Муниципальные образовательные учреждения
Рис. 1. Муниципальные образовательные учреждения г. Таганрога: 1 - общеобразовательные учреждения; 2 - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего возраста; 3 - дошкольные образовательные учреждения; 4 - учреждения дополнительного образования детей.
Всего в %
16 14 12 10 8 6 4 2 0
4
1 2 3
Учреждения профессионального образования Рис. 2. Учреждения профессионального образования, расположенные на территории г. Таганрога:
1 - заведения и филиалы высшего профессионального образования; 2-учреждения начальной профессиональной подготовки; 3-колледжи, лицеи средней профессиональной подготовки; 4-школы и центры предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Рассматривая общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса, его сущность и структуру, Б.Т. Лихачев отмечает семь основных компонентов педагогического процесса: педагог как субъект и объект педагогического процесса; ученик как объект и субъект педагогического процесса; содержание образования; формы, методы и средства обучения и воспитания; педагогическая диагностика; критерии эффективности педагогического процесса; организация взаимодействия с общественной и природной средой [3]. Педагогический смысл образовательной системы заключается в адаптации учащегося к окружающей среде, имеющемуся социуму; в развитии восприятия, способностей, усвоении социальных ценностей, усвоении знаний, вырабатывании умений и навыков. Особенностью модели системы образования является историко— эволюционный характер ее становления и перехода к новой парадигме. Система образования предполагает создание единого пространства образовательных услуг, обеспечивающих преемственность, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы образования, способность к удовлетворению дифференцированных запросов, потребностей личности. Это создает благоприятные условия развития личности. Содержательным компонентом развития личности (общеобразовательного, воспитательного, культурологического) являются общечеловеческие ценности. Принципами построения образовательной системы являются: многоуровневость, дополнительность, преемственность, маневренность профессиональных образовательных программ, открытость. При опросе руководящего состава образовательных заведений был выявлен высокий уровень подготовки учащихся (табл. 3), которые посещали учреждения дополнительного образования. В период 2013-2014 уч. г. уровень успеваемость увеличился на 73,69 %, воспитания - на 50 %.
Таблица 3
Сравнительная характеристика опроса руководящего состава образовательных учреждений
Перечень вопросов Кол-во ответов в %
2012-2013 учебный год
Расширяются педагогические возможности для: обучения; воспитания 2 2 , 3 1 48,3
Реализация широкого спектра методов обучения 61,8
Развивается творческая активность учащихся 31,7
Развивается самостоятельность учащихся 26,4
Перечень вопросов Кол-во ответов в %
Обеспечивается создание благоприятных условий для сотрудничества и общения: - учителей-учащихся; - учителей-работников культуры; - учащихся разных учебных заведений 86,1 24,1 24,8
Создаются условия для адаптированного обучения 12,6
Обеспечивается ориентация учебно-воспитательного процесса на личност-но-ориентированный, индивидуальный подход 26,4
2013-2014 учебный год
Расширяются педагогические возможности для: обучения; - воспитания 96 98,3
Реализация широкого спектра методов обучения 81,2
Развивается творческая активность учащихся 92,6
Развивается самостоятельность учащихся 62,1
Создание благоприятных условий для сотрудничества и общения: - учителей-учащихся; - учителей-работников культуры; - учащихся разных учебных заведений 91,4 42,1 72,3
Создание условия адаптированного обучения 32,1
Ориентация учебно-воспитательного процесса на личностно-ориентированный, индивидуальный подходы 38,6
Здесь, в свою очередь, выделяются три основные линии интеграции: первая связана с процессом совершенствования форм и методов обучения, включая и самостоятельные формы (например, решение задач по физике, химии качественного характера); вторая линия - формирование, обоснование и реализация комплексного подхода к обучению учащихся в учебное и во внеучебное время; третья линия - разработка системы самостоятельной работы учащихся, обеспечивающая самообразование, саморазвитие, то есть то, что в педагогике получило обозначение «самости» [2].
При анализе результатов экспериментальной работы мы исходили из понимания: активного участия учителей, методистов (в оценке знаний учащихся, в организации учебно-воспитательного процесса с перенесением акцентов с передачи знаний на саморазвитие, самореализацию способностей учащихся; технология обучения и воспитания учащихся внедрялась в учебное и во внеучебное время как единое, целостное и в определенных комплексах. Следует отметить, что экспериментальная работа, начиная с 2006-2007 учебного года по 2013-2014 учебный год, носила поисково-опытный характер. Анализ количественных результатов успеваемости старшеклассников обучающихся в условиях интегративной образовательной системы показывает достаточно высокие и в целом стабильные оценки (табл. 4). Показатели успеваемости учащихся, особенно во втором полугодии, - 100 %, качество знаний - 70-100 %, средний балл - 4,08-4,42 характеризуют стабильность обучения и высокого качества. Незначительное варьирование количества учащихся, имеющих отличные, хорошие и удовлетворительные оценки, можно объяснить сложностью тем предметов и контингентом учащихся. В процессе исследования мы изучали также динамику успеваемости старшеклассников - 9, 10, 11 экспериментальных классов. Так, успеваемость учащихся 9 класса увеличилась на 5 %; стабильно высокая успеваемость у школьников 10-11 классов (96-100 %). Увеличился средний балл у учащихся 9 класса на 0,2 балла, 10 класса - на 0,7 балла, 11 класса - на 0,2 балла. Увеличилось количество отличников от 3 до 5 человек в каждом классе. Увеличилось количество учащихся-выпускников, оканчивающих школы г.Таганрога с золотыми - 87 человек и 103 с серебряными медалями (5,8% от всех учащихся-выпускников) в 2014 году, по сравнению (84 учащихся с золотой медалью и 94 - с серебряными) (5,1% от всех учащихся-выпускников школ города) с выпускниками 2013 года. Следовательно, можно сделать вывод, что показатели успеваемости учащихся- выпускников в период с 2012 по 2014 учебные года обучения являются стабильно высокими, и это характеризует эффективность системы образования муниципального города (г. Таганрога) в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Инновационная деятельность в системе образования: монография / под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. -М.: Изд-во Перо, 2011. - 306 с.
2. Инновационные технологии муниципальной системы среднего общего образования: монография / под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. - Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - 241 с.
3. Инновационные технологии высшего педагогического образования: монография / под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. - Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - 248 с.
4. Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 28-29 ноября 2008 г., Таганрог / под ред. Г.Ф.Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», - 2008. - 418 с.
В.М. Полищук
ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам исследования и освещения проблем конфликтологии в педагогической и психологической литературе. В ней рассматриваются тенденции развития конфликтологии в России.
Ключевые слова: конфликтология, проблематика конфликтологии, педагогическая и психологическая литература
V. M. Polishchuk
ISSUES OF CONFLICT IN PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL LITERATURE
Abstract. T he article is devoted to research and highlight issues of conflict in pedagogical and psychological literature. It discusses the development trends of conflict resolution in Russia
Keywords: conflict, perspectives of conflict, pedagogical and psychological literature
В период социальной стагнации 70-80-х годов конфликтологическая проблематика ни в социологии, ни в педагогике не пользовалась популярностью и не привлекала исследователей. Это, однако, не значит, что ее не замечали. Но писалось и говорилось в основном не о конфликтах (какие могут быть серьезные конфликты в развитом социалистическом обществе?), а о досадных, но вполне регулируемых педагогическим мастерством конфликтных ситуациях.
Не случайно и основательная работа А.В. Зосимовского была названа «Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. Проблемы управления процессом воспитания» (1971). Лейтмотивом немногочисленных публикаций по этой теме было «...Если кто-то кое-где у нас порой.». То есть - сверхосторожное признание наличия проблемы при явном опасении ее глубокого вскрытия и анализа степени распространенности и опасности для системы образования.
В таком же духе была выполнена и одна из первых серьезных работ по педагогической этике супругов В.Н. Чернокозовой и И.И. Чернокозова - «Этика учителя» (1973).
Несколько выбивались из общего русла две фундаментальные работы, два высокопрофессиональных монографических исследования. Первая - это глубокая обобщающая монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском коллективе» (1978), где раскрывались естественные возрастные противоречия развития ребенка как личности и условия его позитивного и негативного развития в детских коллективах разного уровня сформированности. Уже сама разработка понятия «личностная позиция ребенка» предполагала его право на определенную автономию и на поиск собственного, а не навязанного извне (в том числе и вечно мудрыми педагогами) пути становления.
Вторая монография, отражающая новаторскую для педагогической конфликтологии докторскую диссертацию А.С Белкина «Диагностика педагогической запущенности учащихся: учебное пособие», вышедшая в Свердловске в 1979 г. мизерным тиражом, наглядно демонстрировала логику педагогического диагностирования и широкий спектр как социокультурных, так и педагогических причин, способствующих возникновению и расцвету конфликтов между учителями и школьниками, анализировала условия и возможности их разрешения психолого-педагогическими средствами.
Для 80-х годов было характерным постепенное, медленное наращивание интереса педагогов к конфликтологической проблематике, подключение к ее активной (но - не демонстративной) разработке ряда лидеров новаторского движения.
Выходят блестящие работы Ш.А. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети. Пособие для учи-