Научная статья на тему 'Роль коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образовательной организации'

Роль коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3366
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА / AND PROFESSIONAL ACTIVITIES MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуняшева Е.С.

Статья посвящена проблеме коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образовательной организации. Рассматривается специфика профессионального общения и его коммуникативной составляющей как необходимого условия результативной профессиональной деятельности руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of communication in professional activity of Manager of educational organization. Specifics of professional communication and its communicative component as necessary conditions for efficient professional activity of the head.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образовательной организации»

лению учебно-воспитательной и опытно-экспериментальной работы в условиях интеграции культурно-образовательных учреждений в едином образовательном пространстве муниципального города.

Муниципальная образовательная система в интеграции с информационно-предметной средой устраняет разрывы в социально-образовательной сфере, в которой педагогика школы отличается от педагогики семьи, двора, микрорайона и между ними существует очень слабая связь; в области культуры отсутствуют связи истории, традиций и фольклора, культурно-воспитательные мероприятия в домах культуры, кинотеатрах, драмтеатре проводятся изолированно друг от друга, самостоятельно, стихийно, решая свои «ведомственные задачи». Интегративная муниципальная образовательная система способствует возрождению и восстановлению традиционной культуры, посредством подготовки кадров на принципиально новой основе знаний, развития личности ученика на социально-культурном подходе формирования общественного сознания, гордости, честности и патриотизма. Обеспечение единства содержательной и процессуальной сторон обучения, воспитания и развития личности ускоряет вхождение ученика в социальный климат общества муниципалитета. Обращение к культуре, образованию и духовной жизни провинциальной глубинки служит

Необходимым условием реформирования муниципальной системы образования в интеграции с информационно-предметной средой, является создание инфраструктуры муниципального самоуправления, способной привлечь педагогов различного профиля и особенно молодых специалистов. Вместе с тем особые требования предъявляются к подготовке учителя, работающего в рамках интегративной муниципальной системы образования, так как вместо источника информации, дающего знания, учитель должен стать помощником в активной, самостоятельной, познавательной деятельности учеников.

Интеграция муниципальной системы образования и информационно-предметной средой невозможна без выделения головной организации, то есть «духовного лидера», способного определить цель культурного взаимодействия, выстроить систему задач, скоординировать усилия образовательно-воспитательных, культурно-просветительских и других учреждений на различных уровнях их взаимодействия: образовательном, культурно-воспитательном и социально-педагогическом. Информационно-предметная среда в условиях муниципального образования является относительно самостоятельным и функционально-целостным источником информации и инструментом всей муниципальной системы образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гребенщиков Г.Ф. Система образования малого города России. М.: МПГУ «Прометей», 2000. 192 с.

2. Гребенщиков Г.Ф. Муниципальная система образования и ее информационно-предметная среда. Таганрог: Лукоморье, 2006. 246 с.

3. Гребенщиков Г.Ф., Голованов В.М. Малые города России. Культура. Образование. Борисоглебск: БГПИ, 2000. 176 с.

4. Гребенщиков Г.Ф. Информационно-предметная среда малого города России. Гжель: Гжельский гос. худ-пром. ин-т, 2003. 122 с. Деп. ИТОП РАО 02.06.03, № 15-03.

Е. С. Гуняшева

РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образовательной организации. Рассматривается специфика профессионального общения и его коммуникативной составляющей как необходимого условия результативной профессиональной деятельности руководителя.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, образовательная организация, профессиональная деятельность менеджера

E. S. Gunasheva

ROLE OF COMMUNICATION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF MANAGER OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract. The article is devoted to the problem of communication in professional activity of Manager of educational organization. Specifics of professional communication and its communicative component as necessary conditions for efficient professional activity of the head.

Keywords: communication, communicative competence, educational organization, and professional activities Manager

В современной социально-экономической ситуации остро ощущается потребность в подготовке специалистов, способных грамотно осуществлять менеджмент, нести ответственность за принятие решений и их результаты.

В работе «Основы менеджмента» авторы (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури) представляют менеджмент в разных значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию». Таким образом, данное понятие рассмотрено достаточно широко и представляет собой сложную систему деятельности.

Т.А. Ильина считает, что под управленческой деятельностью принято понимать деятельность, обеспечивающую планомерное и целенаправленное воздействие на объект управления. Она отмечает, что эта деятельность включает в себя получение информации о протекании основных процессов, переработке и выдаче соответствующих решений, направленных на дальнейшее совершенствование объекта управления [2 471]. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализом и подведением итогов на основе достоверной информации [11]. В.С. Пикельная считает, что управление - это процесс реализации системы мер воздействия на педагогический и ученический коллектив с целью решения социальных задач по формированию личности, необходимой обществу для его дальнейшего существования и развития [9, 8].

Профессиональная деятельность руководителя образовательной организации имеет определенную структуру и рассматривается как сложный самостоятельный вид деятельности. Содержание управленческой деятельности, в том числе и в образовании, некоторые ученые определяют с учетом основных принципов управления. В качестве исходных положений или принципов педагогического управления исследователи Л.А. Григорович, Н.В. Пернай, М.Л. Портнов, В.С. Пи-кельная, Е.Н. Шиянов выделяют следующие: «демократический централизм, при котором поощряется инициатива большинства; рациональное сочетание централизации и децентрализации; коллегиальность и единоначалие, являющиеся основой развития активности единомышленников; научность - необходимость учёта определенных законов и закономерностей развития систем (развитие педагогической науки сказывается на постановке и решении вопросов управления и корректируется в зависимости от современного взгляда на неё); объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами, системность и целостность (только основываясь на этих принципах, можно выявить недостатки, наметить пути их исправления); определение главного направления в работе образовательного учреждения; оптимальность и эффективность - отбор адекватных методов решения управленческих задач» [1].

Деятельность руководителя по управлению трудовым коллективом представляет собой постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются все сотрудники. Поэтому востребованы руководители, отличающиеся коммуникативной компетентностью, которая может рассматриваться как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия; как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Коммуникация представляет собой целенаправленную передачу информации в специально организованной системе связи. Она выполняет следующие функции:

- информационную, которая отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах;

- экспрессивную, выражающую как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности;

- прагматическую, направленную на передачу коммуникативной установки, рассчитывающую на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой [8, 126].

Образование является одной из важнейших сфер коммуникативной практики, в которой необходимо уделять внимание межличностным отношениям участников образовательного процесса, а также информационной основе построения этих отношений.

Можно выделить образовательные сферы, где постоянно происходит информационно-коммуникативный обмен:

- обучение, связанное с необходимостью передачи информации в соответствии с содержанием образования;

- воспитание, обусловленное обменом ценностями и смыслами, влиянием слова и поведения педагога;

- организационно-управленческая сфера и ее информационное обеспечение;

- связи с общественностью, окружающей социальной средой;

- внутренний мир человека и информация, направленная на саморазвитие, самообразование, самовоспитание [4,14].

По мнению Н. Рождественской [10, 96], от того, насколько у руководителя педагогического коллектива развита способность к управленческой коммуникации, зависит: диагностика творческого потенциала преподавателей и реализация дифференцированных программ их развития; стимулирование и поддержка творческих начинаний педагогов в образовательном процессе; становление коммуникативного пространства взаимодействия субъектов демократического управления; создание ситуаций личностного и профессионального саморазвития педагогов; морально-психологический климат в учреждении, эффективность выполнения работниками поручений и их удовлетворённость своим трудом; взаимоотношения с родителями, с органами государственной власти и управления образованием, а также другими организациями [1].

Коммуникативная деятельность для менеджера выступает как основное средство решения профессиональных и жизненных задач. Современный специалист должен осуществлять управленческий процесс, используя разнообразный практический инструментарий; создавать благоприятные условия для организации жизнедеятельности сотрудников, применяя потенциал профессиональной коммуникации; владеть гибкими и вариативными техниками и корректно применять инновационные методы; ориентироваться в информационных потоках; осваивать информационно-коммуникационные технологии.

Коммуникация менеджера может быть рассмотрена как процесс получения, хранения, обработки и передачи информации в рамках профессиональной деятельности. В настоящее время ее формы претерпевают существенные изменения, так как в образовательной практике ежедневно возникают проблемы информационного обеспечения, текстуальной организации взаимодействия [5]. Управленческая информация должна обладать следующими характеристиками: достоверностью, доступностью, реализуемостью, полнотой, своевременностью.

Успешность профессиональной деятельности менеджера во многом зависит от его информационно-коммуникативной компетентности, которая может рассматриваться как интегративная характеристика личности, способной разносторонне работать с информацией и организовывать, моделировать, проектировать на этой основе ее обмен в процессе взаимодействия с участниками профессиональной коммуникации.

Развитию информационно-коммуникативной компетентности как одной из составляющих профессиональной коммуникации способствуют следующие факторы:

- увеличение объема и интенсивности информации, которую осваивают участники образовательного процесса;

- развитию новых каналов и форм получения и трансляции образовательной информации;

- увеличение количества участников коммуникации в образовательном пространстве;

- появление у разновозрастных субъектов новых коммуникативных интересов;

- потребность в новых условиях повышения степени информативности и направленности профессионального взаимодействия [5].

Современному руководителю необходимо работать с информацией: использовать для решения коммуникативных задач различные источники (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, СМИ); заниматься отбором, анализом, сопоставлением материала, работать с устными и письменными текстами; владеть различными формами речевой деятельности и коммуникации с целью получения, преобразования и передачи информации, разграничивать основную и второстепенную информацию и др. Кроме того использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности, создания баз данных.

В связи с тем, что в настоящее время возрастает интенсивность и объем информации, расширяются возможности коммуникации, в процессе профессиональной деятельности менеджеру необходимо использовать мобильные способы работы с материалом, осуществлять дифференцированный контроль его усвоения и др.

Информационно-коммуникационная компетентность руководителя позволяет ему расширить, усовершенствовать, сделать более интересной и многоуровневой его профессиональную коммуникацию при условии особого внимания к лингвистическим, речевым аспектам взаимодействия, то есть коммуникативным. Информационно-коммуникативная компетентность менеджера способствует приобретению и систематизации знаний о содержании и инструментарии профессиональной речевой деятельности; освоению техник эффективного межличностного, группового и коллективного речевого взаимодействия; организации и управлению монологической и диалоги-

ческой формами речи; решению конфликтных ситуаций; овладению основами структурирования речи и речевой аргументации, спецификой вербальных и невербальных средств общения; преодолению барьеров общения и приобретению уверенности в себе и способности к самовыражению в коммуникации [6].

Уровень профессионализма менеджера определяется его теоретической и практической подготовленностью, умением общаться со своими подчинёнными и руководить ими, а также его личностными качествами. В исследованиях по данному вопросу подтверждается существование зависимости между успешностью менеджера и его личностными качествами. По мнению Г. Кунца и С.О'Доннела, успешный руководитель должен обладать выраженными умственными способностями, способностью к логическому анализу, иметь желание руководить, быть общительным [7]. А.Д. Карнышев, выделяя качества личности эффективного руководителя, предложил взять за основу функции управленческой деятельности, среди которых наряду с целеполаганием, организацией и координированием, контролем и оценкой, большое значение придавал обеспечению оптимальных контактов (сотрудничеству) в процессе управления [3].

Для того чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, руководитель должен владеть культурой общения, ему необходимы знания основных закономерностей и механизмов этого процесса, его структуры и форм, они должны умело пользоваться конкретными приемами эффективного взаимодействия, иметь высоко развитые коммуникативные способности. Коммуникативные способности руководителя определяют его коммуникативное поведение, которое направлено на реализацию делового общения. Обладая коммуникативными способностями, руководитель имеет возможность влиять на своих подчинённых [1]. Освоение руководителем технологий и техник общения позволяет ему строить межличностное взаимодействие в определенной логике и последовательности, применяя психологически и педагогически целесообразные вербальные и невербальные средства общения; умение предупреждать и разрешать конфликты и др.

Таким образом, для эффективности профессиональной деятельности современному менеджеру в сфере образования необходимо особое внимание уделять коммуникативному аспекту в процессе взаимодействия с коллективом, создавать благоприятные психолого-педагогические условия и позитивную коммуникативную среду для реализации творческого потенциала сотрудников образовательной организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гусева, Н.В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения / Н.В. Гусева //Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 118-131.

2. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984

3. Карнышев, А.Д. Социально-психологические механизмы управления в школе: учеб. пособие для слушателей ФППК ОНО при пединститутах / А.Д. Карнышев. - Красноярск: КГЛИ, 1990.

4. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Кочергина, О.А. Информационно-коммуникативная компетентность менеджера как составляющая его профессиональной коммуникации //Вестник Российского нового университета. Вып. 2. Экономика. М., 2010. С. 128-132.

6. Кочергина, О.А. Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика: учеб. пособие / О. А. Кочергина; под ред. Е. А. Михайлычева. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2013.

7. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. / Г. Кунц, С. О'Доннел. - М.: Прогресс, 1981. Т.1. - 495 с., Т.2. - 512 с.

8. Основы теории коммуникации / Под ред. В. А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.

9. Пикельная, В.С. Теоретические основы управления (школоведческий аспект) / В.С. Пикельная - М.: Высшая школа, 1990.

10. Рождественская, Н. Управленческая коммуникация / Н. Рождественская // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 94-105.

11. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

УДК 37 ББК 74.00

В.А. Грибанова

ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВУЗА

Статья поддержана грантом РГНФ № 15-06-00039 «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»

Аннотация. Раскрыты задачи формирования гражданской активности студенческой молодежи. Определена роль формирования гражданской активности студента как неотъемлемого условия социального воспитания и гражданского становления молодого поколения. Обозначена роль вуза в формировании гражданской активности у молодежи.

Ключевые слова: Гражданская активность, студенческая молодежь, воспитательная работа, вуз, личность.

V.A. Gribanova

THE AIMS OF STUDENTS' CIVIL ACTIVITY DEVELOPMENT THROUGH EDUCATIONAL

WORK AT THE UNIVERSITY

Abstract. Reveals the problem of formation of civil activity of students. Defines the role of the formation of civil activity of the student as an inseparable condition of social education and civic formation of the young generation. The role of the University in the formation of civil activity among young people.

Keywords: Civic engagement, students, educational work, the University, the personality.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. Вступил в силу с 1 сентября 2013 г.) указывает на то, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Отметим, что определение указывает на необходимость воспитания как важного составляющего в вопросе образования, направленного на благо семьи, общества и государства. Вышесказанное побуждает нас выделить формирование гражданской активности студенческой молодежи в числе приоритетных задач воспитательной работы вуза.

Однако по данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМ в 2011-2012 гг., на вопрос «Кто я такой?» при определении своего статуса из предложенных ролей роль гражданина выбирают только около 60% опрошенных. Проведенное в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П. Чехова исследование (в котором принял участие 471 человек) выявило, какие чувства студенты испытывают при словах «Россия», «Российская Федерация». Опрос показал, что чувство гордости за свою страну и патриотизм испытывают 35% от общего числа опрошенных; чувство ответственности по отношению к своей стране и ее общественному развитию - всего 6,4%; противоречивые чувства (гордость за историю России, но обиду и стыд за настоящее Российской Федерации) - 24%; затруднились с ответом 24,1% и т.д. [5, 102-106]. Данные исследования также свидетельствуют о низкой мотивации молодых людей на позитивные действия для развития сильной и независимой России.

Как отмечает Н.М.Борытко, период обучения в вузе является для студентов важным этапом не только профессионального, но и личностного становления, когда вопросы гражданского характера приобретают наибольшую актуальность, поскольку именно в этом возрасте молодые люди обладают значительным потенциалом для личностного роста, активного взаимодействия с разнообразными аспектами социального мира, его творческого преобразования, развития и реализации собственного деятельностного (сопричастного) бытия [2, 14] и поиска путей внутреннего самодвижения и саморазвития [3, 3].

Проблема формирования гражданской активности студенческой молодежи важна не только в плане личностного становления и воспитания. Она связана со стратегией инновационного развития России как ведущей мировой державы XXI века, опирающейся в ходе трансформации на человеческий капитал и социальную консолидацию гражданского общества [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.