Научная статья на тему 'Методологические принципы проектирования содержания подготовки управленческих кадров для новой школы'

Методологические принципы проектирования содержания подготовки управленческих кадров для новой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / PROFESSIONAL POTENTIAL / EDUCATIONAL EXECUTIVE RESERVE / MODERNIZATION OF EDUCATION / MODEL OF EDUCATIONAL EXECUTIVE RESERVE FORMING / PROFESSIONAL CULTURE OF EDUCATIONAL MANAGER / PERSONIFICATION / SOCIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найдёнова Зоя Георгиевна

Раскрыты общие требования и особенности профессионального обучения в системе ИПК резерва руководителей образовательных учреждений (ОУ), представлены критерии оценивания профессионально-управленческой компетентности для успешного развития новой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найдёнова Зоя Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General requirements and features of professional training in qualification upgrade of educational executive reserve are described. Criteria for evaluating competence in educational management as a factor of new school successful development are presented.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы проектирования содержания подготовки управленческих кадров для новой школы»

УДК 371.1.08

З.Г. Найдёнова

Методологические принципы проектирования содержания подготовки управленческих кадров для новой школы

Раскрыты общие требования и особенности профессионального обучения в системе ИПК резерва руководителей образовательных учреждений (ОУ), представлены критерии оценивания профессионально-управленческой компетентности для успешного развития новой школы.

General requirements and features of professional training in qualification upgrade of educational executive reserve are described. Criteria for evaluating competence in educational management as a factor of new school successful development are presented.

Ключевые слова: кадровый потенциал, резерв управленческих кадров, модернизация образования, модель формирования резерва руководителей, профессиональная культура руководителя, персонификация, социальный заказ

Key words: professional potential, educational executive reserve, modernization of education, model of educational executive reserve forming, professional culture of educational manager, personification, social needs.

Инновационные преобразования российской школы требуют реализации активной кадровой стратегии. Современные подходы к управлению кадровым ресурсом базируются на создании оптимальных условий для формирования кадрового потенциала и способах его эффективного использования. От правильного решения вопроса использования кадрового ресурса во многом зависит прогрессивный потенциал инновационного становления российского образования.

С учетом приоритетных задач социально-экономического развития

м W W A W W

Российской Федерации, научно-техническои и инновационнои политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования и модернизации образования поставлена задача формирования полноценного резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Управление развитием ОУ - часть управленческой деятельности, при которой посредством создания новых условий, ресурсов, способов работы обеспечивается целенаправленный переход к качественно новому состоянию.

В этих условиях важнейшим ресурсом повышения качества управления образованием является обновление кадрового потенциала ОУ и, главным образом, создания научно обоснованной модели формирования резерва руководителей образовательных учреждений.

Определимся вначале в целях и принципах формирования резерва управленческих кадров.

Формирование резерва управленческих кадров осуществляется в целях:

• повышения эффективности и качества управления ОУ в условиях их инновационного развития;

• отбора специалистов, подготовленных к работе руководителем ОУ, способных участвовать в решении задач социальноэкономического развития Ленинградской области;

• обеспечения равного доступа педагогических работников к представлению сведений о себе как о кандидате на включение в резерв управленческих кадров системы образования.

Основные принципы формирования резерва управленческих кадров [5]:

• правовое обеспечение процесс ротации кадров системы образования;

• доступность информации о резерве управленческих кадров;

• равный доступ граждан Российской Федерации и добровольность их включения в резерв управленческих кадров системы образования;

• объективность и всесторонность оценки профессиональных, деловых и личностных качеств, результатов служебной (трудовой) деятельности кандидатов на включение в резерв управленческих кадров системы образования;

• профессионализм и компетентность лиц, включенных в резерв управленческих кадров;

• единство основных требований, предъявляемых к гражданам для включения (исключения) в резерв управленческих кадров.

Модель процесса формирования и подготовки резерва представляет собой стратегическое, технологическое и прогностическое описа-

89

ние общей системы развития готовности кадров образования к выполнению управленческих функций в современных социальноэкономических условиях модернизации школы.

Основу модели составляют следующие ведущие положения формирования резерва руководителей ОУ:

• руководство ОУ рассматривается как специфическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки. Наиболее успешный учитель не всегда является эффективным управленцем и тем более менеджером в образовании;

• при формировании резерва руководителей (директоров) ОУ учитывается позитивный опыт управленческой деятельности работника (выполнение должностных обязанностей заместителя директора по УВР, руководителя методическим объединением педагогов либо ресурсным центром при ОУ, методиста и т. д.);

• резерв руководителей ОУ готовится в условиях командной инновационной деятельности ОУ по реализации новых подходов к повышению качества образования (введение ЕГЭ, развитие экономической самостоятельности школы, стимулирующая оплата инновационного труда, внедрение стандарта нового поколения, социальное партнерство и т.д.). Основой развития инноваций в управлении должна служить НОИ «Наша новая школа».

• при формировании резерва руководителей ОУ учитываются достижения педагогов в прогнозируемых изменениях в составе инновационных управленческих задач школы будущего - развитие внеурочной деятельности, распространение идеологии компетентностного и личностно-ориентированного подходов, информатизация управления образованием, рост требований к воспитательной деятельности и духовно-нравственному развитию школьников, здоровьесозидание, создание позитивного отношения педагогического коллектива к дифференцированной персонифицированной системе оплаты труда, организация диалога между школой и сообществом.

Процесс и содержание деятельности по формированию резерва руководителей определяются органами управления образованием муниципального и регионального уровня и предусматривают нормативноправовое и программное сопровождение состава участников резерва и их продвижение в системе переподготовки и повышения квалификации на базе ИПК, ресурсных центров и других организаций при наличии лицензии на образовательную деятельность по обучению взрослых.

п V V V

В качестве важнейших показателей готовности к управленческой деятельности являются достижения специалиста в новых условиях реформирования образования: участие в конкурсах резерва руководителей ОУ, разработка образовательных программ школы, программ (стратегий) развития ОУ, успешное выполнение и защита проектных заданий на курсах в ИПК и др.[1]. Все это отражается в портфолио специалиста.

Современный руководитель должен быть эталоном интеллектуально развитой личности с высокими духовно-нравственными качествами и профессиональной культурой.

Личность, живущая в определенную историческую эпоху, в той или иной степени отражает культурные традиции развития общества. Культура как социально-историческая ценность содержит в себе личностный мировоззренческий аспект, сконцентрированный в духовном мире человека, информационный аспект, обеспечивающий хранение, создание и передачу знаний, направляющий человека к интеллектуальной жизни, деятельностный аспект, рассматриваемый как приращение культурного наследия.

Профессиональная культура руководителя ОУ характеризует особенности его сознания, мировоззрения, поведения и деятельности, определяет все социальные, интеллектуальные, нравственные свойства и опыт личности, проявляющиеся в реальной образовательной практике в современном информационном обществе.

Развитие культуры руководителя ОУ в информационной среде одна из ведущих тенденций модернизации системы образования, которая необходима для адаптации, социализации и инновационной деятельности человека. Информационная культура имеет технологическую и педагогическую составляющие. Технологическая составляющая отражает информационную компетентность педагога - владение компьютерными технологиями, умениями сбора, обработки и применения информации, включая творческие процессы, а педагогическая составляющая информационной культуры - это результат деятельности по воспитанию молодого человека, формированию моральных принципов, регламентирующих его поведение. Общедоступность информации в Интернете привела к проявлению у целого ряда пользователей искажения информации, использованию ее в противоправных действиях. Необходимо усилить нормативно-правовую базу в процессе обучения информационно-компьютерным технологиям.

Профессиональная культура руководителя ОУ проявляется в реализации основных принципов организации инновационного образовательного процесса в контексте компетентностного подхода - адаптивности (учет характера затруднений в профессиональной деятельности), приоритета самообразовательной деятельности в области развития профессиональной компетентности (опора на профессиональный опыт, анализ трудностей и проблем), прогностичности (выбор оптимального образовательного маршрута в соответствии с уровнем профессиональной компетентности и готовности к самообразовательной деятельности).

Основу отбора содержания подготовки резерва составляет про-фессиограмма специалиста, включающая набор компетенций, обусловленных государственными требованиями к минимуму содержания получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» [5], утвержденными МО и науки РФ от 14 ноября 2003 г. № ГТППК 31/36 по состоянию на 18 октября 2006 г. Это касается как ключевых (общих) компетенций, характерных для любого вида педагогической деятельности (аналитическая, проектировочная, информационная, коммуникативная, моделирующая, рефлексивная и другие компетенции), так и специальных управленческих компетенций в области стратегического планирования и прогнозирования развития ОУ - разработки образовательных программ в соответствии с новыми стандартами образования, управления коллективом в условиях экономической самостоятельности организации, осуществления мониторинга потребностей в образовательных услугах, освоения диагностических процедур и методик выявления качества образования, формирования базы данных, соответствующих потребностям руководителя ОУ и др.

В соответствии с этими требованиями и опытом работы системы ИПК в этом направлении инвариантный блок образовательной программы для резерва руководителей включает модули:

1) «Управление социальными изменениями. Образовательная политика»; 2) «Менеджмент в образовании. Управление учебновоспитательным процессом»; 3) «Нормативно-правовая основа управленческой деятельности»; 4) «Экономика и финансирование ОУ»;

5) «Информационные технологии в управлении образованием»;

6) «История, культура, современность (региональный аспект)».

Временная многомерность курсов подготовки резерва составляет 550 часов (2 г.).

Вариативная составляющая программы подготовки резерва руководителей обусловлена, в частности для сельских школ, наличием целого ряда проблем функционирования ОУ: пространственная удаленность ОУ;

снижение численности контингента, особенно в сельской местности;

большое количество малочисленных сельских школ; часть из которых расположена в населённых пунктах с низким уровнем социально-экономического развития;

недостаточность целевой концентрации образовательных ресурсов для обеспечения вариативности образования и выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории;

необходимость укрупнения школ третьей ступени, отсутствие возможности удовлетворения образовательных потребностей всех категорий учащихся [2].

Компетентностно-модульный подход является ведущим методом проектирования и реализации образовательной программы подготовки резерва руководителей. В качестве системы модулей в вариативном блоке выступают модули: «Управление ОУ в условиях перехода на ФГОС-2», «Общественное управление, самоуправление, гражданское воспитание в современном ОУ», «Менеджмент учебновоспитательного процесса в современной школе», «Управление качеством гуманитарного и естественно-научного образования», «Креативные технологии в организации работы с одаренными детьми», «Стратегическое управление ОУ на основе разработки и реализации Программы развития школы», «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога инновационной школы», «Моделирование школы и программа разработки и реализации опытно-экспериментальной работы учреждения», «Внеурочная деятельность школьника в концепции развития индивидуальности», «Управление развитием открытой информационной среды в инновационной школе», «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности руководителя», «Диагностика и оценка качества образования в инновационной школе», «Сельская школа как социокультурный центр непрерывного опережающего образования», «Проектное управление развитием современной школы».

Диагностический подход позволит построить реальную модель ПК резерва, включающей инвариантный блок (менеджмент развития

инновационной школы) и вариативный блок-модули по индивидуальным запросам слушателей по развитию отдельных видов компетенций. Вариативный блок реализуется по группам отдельными представителями. Перед курсами производится диагностика - предлагается выбор модулей и возможных их исполнителей.

Наличие взаимосвязанных тенденций персонификации и социального заказа не должно препятствовать реализации ведущих научных принципов проектирования содержания профессиональной подготовки резерва руководителей - системности знаний и способов деятельности, фундаментальности, практико-ориентированности, культу-росообразности, андрагогического сопровождения.

Разработка образовательной траектории будущего руководителя ОУ согласуется как с интересами личности и организации, так и требованиями профессиограммы как социального заказа и должна исключать фрагментарность и описательный характер формируемых управленческих знаний и компетенций.

Практико-ориентированность в обучении предполагает интеграцию фундаментальных знаний в области управления педагогическими системами и актуальных проблем современного образования (идеи универсальных учебных действий, вопросы духовно-нравственного развития личности. социальное и физическое здоровье и т. д.). Так, общая теория менеджмента качества сочетается с реальными выходами в школьную практику на основе практического решения проблем - качество урока в информационной среде, качество внеурочной деятельности, качество образовательных программ и программ развития ОУ, качество создания автономной организации и ее управления [4].

Практическая составляющая подготовки резерва может быть реализована в системе инновационной деятельности ресурсных центров на базе ОУ, проблемных семинаров («Система домашних занятий в современной школе», «Открытая развивающаяся школа в информационной среде», «Вечерние школы как отделения общеобразовательного учреждения», «Проектное управление» и др.

При организации курсов подготовки резерва руководителей ОУ реализуется персонифицированный и групповой подходы в соответствии с запросами и уровнем готовности будущих руководителей. Инвариантная составляющая как социальный заказ в фундаментальных знаниях является общей системообразующей, а вариативная составляющая предполагает деление слушателей на группы - резерв из со-

става педагогов-инноваторов; резерв, имеющий опыт управленческой деятельности в сфере образования, молодые (действующие) руководители ОУ.

В общем объеме часов на подготовку резерва учитываются результаты обучения в накопительной системе и в индивидуальном портфолио специалиста. Итоговая аттестация предполагает аттестационный экзамен, включающий презентацию «Мое профессиональное кредо в управленческой деятельности» и экспертизу портфолио специалиста в соответствии с предложенными критериями (см. табл.).

Критерии оценки результата подготовки резерва руководителей ОУ

Критерии оценивания Максимальная оценка по каждому критерию 10 баллов

Профессионально-педагогическая компетентность руководителя: обеспечение доступности качественного образования учащихся в образовательном учреждении (результативность и динамика результативности учебных достижений)

Правовая компетентность руководителя: соответствие деятельности образовательного учреждения нормативно-правовым требованиям к материально-техническим, санитарно-гигиеническим, противопожарным условиям организации образовательного процесса (предписания прокуратуры, Роспотребнадзора. Пожнадзора и т. д.)

Методологическая компетентность руководителя: обеспечение перспективности развития образовательного учреждения (цели и направления программы развития и тематика ОЭР)

Лидерская компетентность руководителя: обеспечение кадровой политики образовательного учреждения (команда администрации и педагогического коллектива)

Гуманистическая компетентность руководителя: обеспечение здоровьесберегаюишх условий организации образовательного процесса (вариативность образовательного процесса, наличие классов О3, КРО, инклюзивное образование)

Инновационная компетентность руководителя: применение информационных, программных, проектных и др. технологий в управленческой деятельности, наличие публикаций и авторских разработок

Социальная компетентность руководителя: построение воспитательной системы и внешкольной образовательной среды учреждения (социальное партнерство)

Критерии оценивания Максимальная оценка по каждому критерию 10 баллов

Коммуникативная компетентность руководителя: построение государственно-общественной системы управления образовательным учреждением

Финансовая компетентность руководителя: обеспечение перехода образовательного учреждения на финансовохозяйственную самостоятельность (самостоятельная бухгалтерия, нормативно-подушевое финансирование, новая система оценки качества образования, автономное учреждение)

Маркетинговая компетентность руководителя: построение системы дополнительного образования в учреждении, ориентированной на потребности различных субъектов

Итоговая оценка профессиональной компетентности руководителя ОУ

Список литературы

1. Виноградов В.Н., Глебова Г.Ф., Прикот О.Г. Программа развития современной школы: учеб. пособие для студентов вузов и аспирантов, изучающ. инновац. образоват. процессы. - Смоленск: Изд-во СолГУ, 2008. - 216 с.

2. Левицкий М., Болотник Л. Чему хотят научиться директора школ // Народное образование. - 2008. - № 10.- С. 133-141.

3. Марон А.Е., Загривная Т.А. и др. Практическая андрагогика. Управление школой. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей ОУ. Кн. 3. / под общ. ред. С. А. Лисицына, А.Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО, 2011. - 228 с.

4. Найденова З.Г. Настоящее и будущее образовательной школы: целевые ориентиры и новые ресурсы управления образованием // Образование: ресурсы развития.- 2011. - № 3. - С. 7-16.

5. Швецова В. Школа резерва руководителей образовательных учреждений // Метод. работа в школе. - 2011. - № 4.- С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.