Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе изучения иностранного языка'

Формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова И. П.

В статье освещается формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров как одного из главных качеств, необходимых для их успешной профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность, по мнению автора, это ключевая квалификация общей профессиональной компетентности. Автор рассматривает преподавание иностранного языка будущим менеджерам как эффективное педагогическое средство формирования коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of forming communicative competence of future managers as one of the main qualities of their professional activity. The communicative competence is a key qualification of the professional competence. The author considers teaching a foreign language as an effective pedagogical means for forming communicative competence.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе изучения иностранного языка»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ГОРБУНОВА И.П.

В статье освещается формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров как одного из главных качеств, необходимых для их успешной профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность, по мнению автора, это ключевая квалификация общей профессиональной компетентности. Автор рассматривает преподавание иностранного языка будущим менеджерам как эффективное педагогическое средство формирования коммуникативной компетентности.

В условиях глобализации и значительных изменений экономической жизни, расширения международных связей Россия становится неотъемлемой частью мирового сообщества. Углубление и расширение международного сотрудничества в различных областях народного хозяйства предъявляет требования к качеству подготовки современного выпускника средней профессиональной школы и его профессиональным умениям.

В квалификационных характеристиках (профессиограммах) специалиста в области менеджмента отмечается, что менеджер - это специалист, осуществляющий управленческую деятельность в новых рыночных экономических условиях, обладающий коммуникативной культурой. Своевременное знакомство с новыми технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление контактов с зарубежными партнерами потребует в профессиональной деятельности практического владения иностранным языком, в том числе, английским. Поэтому, одним из главных качеств менеджера становится профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность. Приоритетная роль отводится языковой подготовке, обеспечивающей развитие коммуникативной компетентности как составляющей коммуникативной культуры специалиста для вступления в мировое сообщество и успешной жизнедеятельности.

Мы выделяем два подхода в формировании коммуникативной компетентности в процессе образовательного общения. Во-первых, формирование коммуникативной компетентности как компонента модели, структуры, состава профессиональной подготовки специалиста конкретного вида деятельности. Содержание коммуникативной компетентности обусловлено содержанием профессионального общения, ролью, видом, уровнем, характером коммуникативного компонента профессионального труда.

Во-вторых, ученые выделяют различные виды компетентности, которые выступают в качестве ключевых квалификаций специалиста: профессиональную компетентность (Т.Б. Игонина), социокультурную компетентность (М.В. Болина), культурологическую компетентность (А.Н. Федорова). Коммуникативная компетентность, по мнению Г.Г. Девятовой, это готовность к межкультурной коммуникации. Н.О. Епихина говорит о языковой компетентности как междисциплинарном понятии.

Мы разделяем следующие точки зрения: языковая компетентность состоит из знаний того, как и когда употреблять язык (А.Н. Хомкий); это - наличие знаний, умений, навыков и умение реализовать их в общении, адекватно воспринимать и порождать тексты в соответствии с коммуникативными задачами (Т.М. Дридзе); операционное понятие, направленное на сформированность необходимых навыков общения в профессиональной деятельности (Л.Н. Шабалина); знания, уме-

The article deals with the problem of forming communicative competence of future managers as one of the main qualities of their professional activity. The communicative competence is a key qualification of the professional competence. The author considers teaching a foreign language as an effective pedagogical means for forming communicative competence.

ния, навыки, реализуемые личностью в процессе деятельности (общении) и способность перерабатывать информацию в соответствии с личностными коммуникативными задачами (Н.О. Епихина).

Коммуникативную компетентность мы рассматриваем в единстве с коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторонами профессиональной деятельности, направленной на повышение эффективности интеллектуального и профессионального общения менеджеров. Коммуникативная направленность профессиональной деятельности нами понимается как совокупность владения будущими менеджерами приемами вербального воздействия на конкретный объект взаимодействия и приемами вербального общения в профессионально-предметной и профессионально-социальной сферах деятельности. При этом интерактивная сторона общения направлена на овладение средствами общения, а перцептивная сторона направлена на формирование блока когнитивных умений.

Под «коммуникативной компетентностью» будущего менеджера нами понимается ключевая квалификация его общей профессиональной компетентности, включающая в свой состав знания, умения и навыки коммуникативной деятельности, способности к коммуникативной деятельности, потребность в реализации коммуникативных способностей и готовность к осуществлению коммуникативной деятельности, необходимой для успешной профессиональной деятельности.

Под «коммуникативной готовностью» менеджера мы понимаем результат сформированности коммуникативной компетентности.

Мы рассматриваем преподавание иностранного языка будущим менеджерам как эффективное педагогическое средство формирования коммуникативной компетентности. Приобретение коммуникативной компетентности осуществляется в соответствии с основными положениями теории речевой деятельности и коммуникации. Языковый материал рассматривается как средство формирования умения и навыка реализации соответствующего вида речевой деятельности. При его отборе нами используется функционально-коммуникативный подход, а весь курс иностранного языка носит коммуникативно-ориентированный характер.

Нами были определены основные требования к изучению иностранного языка как средства формирования коммуникативной компетентности у будущих менеджеров: социальная и профессиональная мотивация; наличие профильного учебника; достаточное количество часов на изучение иностранного языка; использование наглядных пособий и межпредметных связей; учет возрастных особенностей студентов; устранение неоднородности знаний; степень сформированности способности к овладению иностранным языком; преодоление затруднений при обучении устной и письменной речи; увеличение доли самостоятельной работы студента в учебном процессе; достаточная коммуникативная подготовка преподавателя; учет содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

Нами был разработан спецкурс «Деловой английский». Целью данного курса являлось развитие коммуникативных качеств и способностей у будущих менеджеров, формирование их профессиональной, коммуникативной и лингвострановедческой компетентности.

Данный курс построен на основе принципов коммуникативно-ориентированного, интенсивного обучения. Способами организации лексических и речевых единиц являются ситуации, формой их организации текст-полилог или базовый текст, т.е. микроситуация, в которую входят микродиалоги и микромонологи, объединённые общим сюжетом. В рамках микроситуаций предъявляются и отрабатываются языковой и учебно-тематический материалы. В полилогах заключены те ситуации, в которых студенты вынуждены активизировать свои творческие и коммуникативные способности, мобилизовать своё внимание и память, развивать потребность в общении.

Содержание курса направлено на овладение основами делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях: знакомство; встреча в аэропорту; разговор по телефону; устройство на работу; деловая встреча; командировка; ведение деловых переговоров; подписание контракта; оптово-розничная торговля; на выставке и другие. С целью повышения иноязыч-

ной коммуникативной компетентности на занятиях мы использовали аудиокурсы «Exporting English», «Language of Business», «Up to the Top», и другие. Большое внимание уделялось практике делового общения и ведению переписки на английском языке. Важной задачей формирования коммуникативной компетентности являлось развитие способностей устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, способность моделировать ситуации межличностного общения, умение соблюдать этические нормы профессионального речевого поведения, способствующие взаимопониманию. Задачами обучения иноязычной устной речи являлись: овладение умением понимать на слух деловую речь и адекватно реагировать на неё, участвовать в общении с собеседником в типичных деловых ситуациях, умение вести деловые переговоры. В области обучения письму студенты учились правильно составлять и писать на иностранном языке деловое письмо, коммерческую корреспонденцию, контракт.

Использование в качестве игровых сюжетов тем спецкурса позволило связать коммуникативные игры с содержанием профессиональной деятельности менеджера, т.е. придать им деятельностный характер. Кроме того, мы связали сюжет, проблемную ситуацию и тему общения единой смысловой нитью. Представленное комплексное дидактическое задание мы разделили на три вида деятельностных заданий: коммуникативные игры, коммуникативная имитация, свободное общение. На завершающем этапе обучения у будущих менеджеров была сформирована иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, которая заключается в овладении знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально-грамотные суждения, мнения и оценки, в формировании определённого поведения, в развитии нравственных и интеллектуальных качеств, коммуникативных способностей.

Библиографический список

1. Горбунова И.П. Формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе преподавания иностранного языка в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.П. Горбунова. - Чебоксары, 2008. - 20 с.

2. Девятова Г.Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкуль-турной коммуникации: дис. канд.пед.наук. / Г.Г. Девятова. - Магнитогорск, 2002. - 184 с.

3. Местечкин В.И. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров образования в процессе повышения квалификации (на примере деятельности руководителей и педагогов учреждений начального профессионального образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.И. Местечкин. - Челябинск, 2003. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.