4. Положение о профессионально-техническом учебном заведении: Утв. постановлением Кабинета Министров Украины 5.08.1998р. № 1240. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: Сборник норматив. и метод. материалов / Межд. ин-т инновационных научных и образовательных технологий. Киев, 2003. С. 207-222.
5. Постановление Кабинета Министров Украины 7.04.1998р. № 458. «О создании Межотраслевого совета по профессионально-техническому образованию». Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: Сб. норматив. и метод. материалов / Межд. ин-т инновационных научных и образовательных технологий. Киев, 2003. С. 199-206.
6. Профессиональное обучение на производстве: Сб. науч. тр.: Вып. II / ред. кол.: Н.Г. Ничкало и др. Киев: Научный мир, 2003. 162с.
7. Профессиональное образование в XXI веке: Материалы Второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26-30 апреля 1999. С. 67-68.
8. Распоряжение Кабинета Министров Украины «О мероприятиях по содействию предприятиям в организации профессионального обучения кадров на производстве» от 24 января 2001 г. № 13-р. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: Сб. норматив. и метод. материалов / Межд. ин-т инновационных научных и образовательных технологий. Киев, 2003. С. 223-225.
Т.А. Устинова
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Глобальные идеи нашего времени - построение гражданского общества, обеспечение прав человека, создание рыночной экономики - являются предпосылками модернизации образования. Модели муниципальной системы образования проектируется через поиск смыслообразующих параметров. Альтернативными путями развития образования предусмотрено обретение новых перспектив, открывающиеся перед развитым интеллектом, горизонтов сотрудничества субъектов образования, организаций и ведомств связанных с ним.
В последнее время образование рассматривается как стратегически важная система жизни общества. Являясь фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, культурных, политических и экономических прав, образование является важнейшим фактором развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. По утверждению Н. Смелзера, качественное образование способствует развитию демократии и общественной солидарности, за счет того, что оно формирует отношение терпимости и милосердия, воспитывает хорошо осведомленных граждан, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.
Идеи необходимости преобразования муниципальной системы воспитания и обучения исходили от потребности рынка труда. В этой связи симптоматичными и показательными стали преобразования самой структуры муниципальной системы образования. Проблема понимания сущности воспитания и обучения, осознания их органического единства в новых условиях, с иных, информационно-предметных подходов, рассматривается как организационно-образующее начало.
В.В. Сериков отмечает необходимость осуществления перехода от предметно-знаниевой парадигмы к «более целостной модели образования, где ключевыми ориентирами выступают опыт, компетентность, субъектность» [6, 187]. В этой связи нами предлагается построение инте-гративной муниципальной образовательной системы реализующей концептуальное содержание двух парадигм, при котором «сосуществование двух парадигм - знаниевой-предметной и культур-но-компетентностной» обеспечит диверсификацию традиционной системы без коренной ломки ее основания.
Переход в системе образования с одного методологического ориентира (знания, умения, навыки) на другое направление культурно-исторической (набор компетенций) направлен на решение проблем качества образования. Реализация компетентностного подхода, в определенной мере
можно считать инновационным, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс и придать ему новый вектор полифункционирования. Создание целостной системы образования обеспечивающей установление интегративных связей между структурными компонентами направлено на реализацию ценностно-мотивационных, эмоционально-волевых, деятельностно-поведенческих, содержательно-смысловых, оценочно-контрольных и управленческо-корректиру-ющих функций. Создание в интегративной муниципальной системе образования дополнительных учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений открывает перед субъектом возможность альтернативы, осознанности, что обеспечивает активность и самостоятельность деятельности. Интегративные связи муниципальной системы дополненной новыми структурными компонентами направлены на «пробуждение нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемую индивидуальность, самоактуализацию личностных ценностей и смыслов; развитие личностных структур сознания как носителя нравственного содержания личности, в противовес ситуативному развитию его процессуальных функций» [3, 256].
Потребность реформирования муниципальной системы образования с расстановкой приоритетов воспитания и обучения в определенной мере предопределили условия ее формирования. Муниципальная система образования обращается в сторону ученика, к его запросам и индивидуальному развитию «при реализации новых принципов, управления и высоком уровне профессионализма его руководителей» [2, 254]. Объединение усилий педагогов, работников культуры по созданию единого муниципального образовательного пространства явилось современным признаком реформирования образования, интеграцией учреждений социосферы. При изучении соотношений личность - общество - культура - образование в муниципальном образовательном пространстве выявлялись свойства, которые не наблюдались в ее отдельных элементах: «...в структурах более высокого уровня наибольшая целостность не тождественна простой сумме ее частей», -отмечает известный ученый И. Витаньи. Разработка педагогического обоснования муниципальной образовательной системы - это построение модели, образа, адекватных тем, которые должны быть в реальной действительности. Интегративная муниципальная педагогическая система представляет собой совокупность культурно-образовательных учреждений с единым целеполаганием, воспитанием и профессиональным обучением учащегося на идеях гуманизации развития личности и информационно-предметной среды. В системе муниципального образования каждое учреждение выполняет профильно-ориентированный социальный заказ, когда потребности ученика приобретают более выраженные пропедевтические, герменевтические, валеологические функции. Воплощение в средообразующих информационных технологиях культурно-образовательного обучения, воспитания и развития личности на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях. Количественные и качественные показатели образовательных услуг, удовлетворяющих потребности учащихся, являются критерием сбалансированности системы. Динамичность такой системы, с большим количеством объектов и множеством отношений, существующих между этими объектами, с вероятностными функциями проявления во времени, обеспечивается оперативностью управления.
В основу построения и исследования интегративной муниципальной системы образования положена методология системно-структурного подхода, которая включает востребованный набор компонентов. Построение и функционирование этих компонентов определяются структурой и связями, выполняющими образовательные функции.
Перевод традиционной системы образования с детермированными установками организационно-функциональной информационно-знаниевой парадигмы как системообразующего методологического принципа учебно-воспитательного процесса обеспечивается новой парадигмой ком-петентностного подхода. Академик А.М. Новиков, рассматривая концепцию развития российского образования в новых условиях отмечает, что в основу совершенствования непрерывного образования должны быть положены принципы базового образования, многоуровневости образовательных программ, дополнительность базового и последипломного образования, маневренности образовательных программ, интеграции образовательных структур, гибкости образовательных форм [5, 103]. При этом нами выделялись следующие основные стороны моделирования образовательной деятельности: 1) учебно-воспитательная (гносеологическая функция формы и предметного содержания образования в учебных заведениях; 2) логико-образовательная функция (совокупность
знаний, умений и навыков; 3) функционально-эвристическая и профессионально-образовательная функция (сочетание гуманитарного и естественного образования, укрепление здоровья учащихся предпрофильной и профильной ориентации школьников к будущей профессии). В адаптированном виде данные принципы нами приняты за основу построения модели муниципальной системы образования. Раскрытие основных сторон образовательной деятельности во взаимодействии, взаимосвязи и взаимообусловленности учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений обеспечили построение общей структуры моделирования интегративной муниципальной системы образования.
При переходе учащегося к обучению и воспитанию в условиях новой муниципальной системы образования логика и алгоритм действий обучаемого и обучающихся представляются следующими факторами: сочетанием коллективной формы работы с индивидуальным усвоением знаний, приобретением умений и навыков; индивидуально-групповой деятельностью педагога и самостоятельной работой учащегося; саморазвитием способностей и самореализацией возможностей учащихся в процессе рефлексивной оценки деятельности.
К основным педагогическим принципам построения интегративной муниципальной системы образования относятся:
- востребованность в образовательных услугах которые обеспечиваются созданием детских дошкольных учреждений нового типа, общеобразовательных школ, открытии школ нового типа;
- принцип обеспеченности (нормативно-правовая база, финансовое и учебно-методическое обеспечение);
- принцип открытости и доступности (создавать новые типы учебных заведений, возможность получать образование, перепрофилировать учебные заведения);
- принцип системности и преемственности образования учащихся на всех уровнях и ступенях;
- принцип комплексности и целостности, который подразумевает создание учебно-воспитательных комплексов (детский сад - школа - колледж, школа - лицей - вуз);
- принцип связи теоретической подготовки учащихся с профильной практикой, рынком труда и производством.
Реализация данных принципов построения муниципальной системы образования обеспечивает устойчивость функционирования, снимает противоречия между формирующейся потребностью современного общества в образовательных услугах нового типа и потребностей производительных сил и рынка труда.
Гуманизация образования определяет нахождение таких технологий воспитания, при которых учащийся получает максимально возможное развитие личности. Это способствует самостоятельности учащегося в выборе сферы деятельности, определении своего индивидуального пути развития. Формируя муниципальную образовательную систему и основы новой технологии, мы руководствовались следующими требованиями: система должна обеспечивать полноту удовлетворения потребностей и мотивов обучения учащихся, возможность альтернативного выбора содержания и средств своей деятельности; целостность системы и ее структурных элементов и подразделений, информационно-предметной среды, создающей определенность, стабильность осознанного развития учащегося; оптимальность сочетания потребностей учащегося с возможностыо их удовлетворения, способствующие самопознанию, самовоспитанию, самораскрытию творческого начала ученика; наличие альтернативных образовательных учреждений (сфер) по реализации образовательных услуг, удовлетворения запросов и достижения целей, при становлении «самости» учащегося; системность и систематичность педагогического воздействия средствами информационно-предметной среды, формами, методами обучения и воспитания.
В интегративной муниципальной образовательной системе более рельефно выявляются соотношения между нормой и действительностью, механизмом реализации ценностных ориентаций и их ролью в общественной жизни, состоянием, динамикой и факторами социальных изменений, влиянием образования на информационно-предметную среду и социально-культурные процессы.
Компетентностный подход, включающий два основных положения:
- приобретение социального опыта, знаний, умений и навыков;
- овладение определенной системой деятельности, реализация профессиональных и социальных ключевых функций в жизнедеятельности человека.
В условиях муниципального образовательного пространства самобытность и взаимодействие образовательных, социальных и культурных процессов на разных уровнях (студенческая группа, школьный коллектив) приобретают особую значимость и колорит.
Структура муниципальной образовательной системы имеет свои особенности: каждое образовательное учреждение имеет свои специфические функции и профильность. Вхождением в интеграцию приобретается универсальность и многопрофильность с одновременным сохранением своей самостоятельности; ограниченность сферы влияния одного образовательного учреждения сменяется расширением образовательных услуг другого, которое становится культурологическим центром; более полное удовлетворение потребностей каждого учащегося, нахождение «самого себя» в предлагаемых образовательных услугах; оперативное создание структурного подразделения в интегративной системе, исходя из потребностей учащихся.
Единое муниципальное образовательное пространство характеризуется единством принципов образовательной политики; единым подходом к развитию муниципальной системы образования; реализацией прав граждан на получение полноценного образования (общего, профессионального, духовного) в условиях малого города; организацией непрерывного образования (довузовского, вузовского, послевузовского). Важные исходные предпосылки, определяющие структуру интегрированного муниципального образования и направленность концепции развития социокультурной личности, обеспечивают социальные, экономические новшества, утверждающиеся во всех сферах жизнедеятельности человека; исторические ценности; культурные ценности; теоретические исследования в области педагогики, психологии, социологии, этнопедагогики, статистики, информатики; объективные процессы социально-экономической жизни: изменение социально-экономических ценностей и ориентации, конверсионные процессы в экономике, демографические и миграционные процессы. В этом случае с полной уверенностью можно утверждать, что интегра-тивная муниципальная система образования способна к реализации функций обучения, воспитания и развития личности.
В процессе решения проблемы формирования инфраструктуры муниципальной системы образования определяют нормативно-правовое, материально-техническое и информационное обеспечение. Для этих целей приводится инвентаризация элементов структуры и ее упорядочение.
До перестроечных процессов государство активизировало и побуждало учителей к активной деятельности. Сегодня ситуация изменилась. Педагогические кадры - учителя, воспитатели -сами требуют работы и создания условий для приложения профессиональных знаний. Для реализации этих возможностей создаются негосударственные образовательные заведения: частные школы, гимназии, вузы, учебные центры и др. Построение интегративной муниципальной системы образования осуществлено для того, чтобы создать благоприятные социально-педагогические условия воспитания гармонично развитой личности. Наблюдения показывают, что когда в образовательный процесс включено большое количество элементов интегративной системы и на ученика оказывает педагогическое воздействие значительное количество учителей, воспитателей, приглашая его к содружеству и сотрудничеству, то учащийся выводится из пассивного состояния в активное. Это создает возможность «раскрываться» ученику, повышается мотивация к обучению. Создается приоритетность развития ребенка: «Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать» [7, 121]. Проблема построения интегративной муниципальной системы образования и ее информационно-предметной среды достаточно нова для отечественной педагогики. Педагоги-практики знают, что влияет на развитие личности, что должна делать общеобразовательная школа, внешкольные учебно-воспитательные учреждения для интенсификации познавательной деятельности, минимизации стихийных влияний на ученика. Поэтому так актуальна разработка модели системы образования муниципалитета, ориентированная на решение образовательных целей с показом логики образовательного процесса, разработкой теоретико-педагогических основ процесса обучения и воспитания учащихся.
Создание интегративной муниципальной образовательной системой атмосферы учения, творчества, трудолюбия, интереса обеспечивает всестороннее развитие личности в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Посредством объединения для этой цели учителей, воспитателей, работников культуры создается интеллектуальный потенциал, способный решать задачи ког-
нитивного (познавательного) и социального (поведенческого) развития личности. В сущности, это не столько корректирование и совершенствование традиционной системы образования, а построение качественно новой, с иным новообразованием на интеграционной основе. Интегративная муниципальная образовательная система обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие ученика в соответствии с его способностями и возможностями.
Специфика муниципальных культурно-образовательных учреждений России заключается в необходимости наполнения их работы предметным содержанием: возрождением самобытных ремесел, традиций, обычаев, одежды, обуви, языка, песен, обрядов, градостроительства, - всё то, что придает муниципальному образованию, особый вид и колорит, неповторимость и особенность. Заметим, что в своей работе «Малые города России. Культура. Традиции» академик РАН А.М. Панченко пишет: «Возрождение России должно идти через малые города. Они должны возродить былую славу, наладить нормальную жизнь. В этом - залог будущего благополучия России».
Возрождение культуры в муниципальных образованиях России уже сегодня осуществляется отходом от формальных, искусственно культивируемых, несущих политическую окраску традиций - призывов к культуре, «культурных мероприятий», «культурного обслуживания» к культуре образования". Создателем и носителем культурных ценностей является человек. И такого человека-творца нужно учить и воспитывать. Именно это отмечает в своей работе отечественный ученый-философ А.С. Каргин «Традиционная культура и ее роль в возрождении Российской провинции»: «Возвращение и возрождение традиционной культуры приходится начинать с формирования в общественном сознании их ценностной шкалы».
Рассматривая культуру как интегративный образ человеческой жизнедеятельности, заметим: «В состав духовной культуры общества входит вся совокупность представлений, верований, привычек, установлений, традиций». Перечень подходов к определению культуры: регулятивно-деятельностный, целостный, формационный, телеологический, сущностно-смысловой, страноведческий, производственно-продуктивный, демографический, локально-типовой, ценностный, системный - свидетельствует о сложности и многогранности данной проблемы.
Муниципальная интегративная образовательная система представляет собой совокупность учреждений для развития способностей, досуга и повышения культурного уровня учащихся в разных областях культуры: в области художественно-эстетического воспитания (художественные училища, художественные школы, студии изобразительного искусства); музыкального воспитания (музыкальные училища, музыкальные школы, вокально-инструментальные ансамбли); краеведения (краеведческий музей, выставки, культурные и исторические места и ценности); физического воспитания (спорткомплекс, спортивные школы, спортивные клубы, стадион, спортивные секции); воспитание нравственности (драматический театр, кинотеатры); воспитание культуры поведения и досуга (парк культуры и отдыха, дворцы культуры, дома культуры); становления и развития личности (молодежные центры, профильные студии, библиотеки) и др. Следует отметить, что это основные направления воспитательной работы, имеющие ориентировочно-иллюстративный характер. На практике, в реальной жизни воспитательная работа имеет более сложный и взаимосвязанный характер.
Модель предполагает наличие системообразующей идеи (обучения, воспитания, развития личности), обеспечивающей связь структурных компонентов: информационно-предметной среды и органов управления. Содержательный компонент структуры муниципальной культурно-образовательной среды включает в себя цели обучения и воспитания; содержание обучения и воспитания; средства, формы и методы обучения; управление процессом обучения и воспитания. Таким образом, речь идет о сложном содержании структуры муниципальной культурно-образовательной среды, в котором целостный учебно-воспитательный процесс опирается на семь основных компонентов (Б.Т. Лихачев): педагог как субъект и объект педагогического процесса; ученик как объект и субъект педагогического процесса; содержание образования; формы, методы и средства обучения и воспитания; педагогическая диагностика; критерии эффективности педагогического процесса; организация взаимодействия с общественной и природной средой [2, 58]. Содержание образования должно обеспечивать профессиональную подготовку, соответствующую квалификации, развитию и самоопределению личности и ее интеграцию в национальную культуру. Структу-
ра информационно-предметной среды представляется двумя составляющими: а) внутренняя составляющая - учителя, учащиеся школы, печатные издания, стенды, макеты, тренажеры, учебное оборудование и др.; б) внешняя информационно-предметная среда: средства массовой информации, организация культурного досуга, и т.д.
В основу структурирования интегративной муниципальной образовательной системы положено целеполаганием: единство целей обучения, воспитания и развития личности; базового и дополнительного содержания профессионального образования, прогнозирование результата. Единство цели определялось спецификой культурно-образовательного учреждения с учетом приоритетности функций обучения и воспитания, но выполнения общей цели - развития личности ребенка. Базовое содержание образования осуществляется совмещением учебных планов, учебных программ, распределением функций управления учебно-воспитательными комплексами: «средняя школа - спортивная школа», «педучилище - пединститут», «школа - станция юных туристов, натуралистов, техников».
Структуризация осуществляется в рамках интеграции науки, образования и производства на основе распределения функций обучения, воспитания и развития личности школьника с ориентацией на профессиональную подготовку специалиста.
Каждое структурное подразделение муниципальной образовательной системы имеет свою область педагогического воздействия. Исследования показывают, что каждый структурный элемент, наряду с общими задачами образования, выполняет и свою узконаправленную специфическую задачу.
Таким образом, в муниципальном образовании, создается благоприятный социальный учебно-воспитательный фон. В этих условиях интегративные свойства непрерывного образования направлены на новое качество, структуру, задачи. Потребность в совершенствовании профессиональной подготовки, развитии личностных качеств определяет создание в рамках непрерывного образования такой системы, которая удовлетворяет запросы человека. Конфигурация структуры муниципальной системы строится особым образом с расчетом эффективного влияния на учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры / под ред. В.С. Ку-кушина. Ростов н/Д.: Новый бизнес, 2004. 264 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 559 с.
3. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М.: Изд-во «Соц.-гум. знания», 2005. 311 с.
4. Коменский Я.А. Избраные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.
5. Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
6. Сериков В.В. Общая педагогика. Волгоград: Перемена, 2004. 278 с.
7. Сухомлинский В.А Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 286 с.
А.Н. Христианинов, А.Э. Янишевский
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Общие сведения о семействе стандартов ИСО серии 9000-2000 и особенности их применения в учебном заведении.
Стандарты ISO серии 9000 являются наиболее известными и часто используемыми международными стандартами в мире, которые устанавливают международно-признанные правила деятельности. Для современного предпринимателя, а на сегодняшний день научно-исследовательского и учебного заведения - это своего рода пропуск в «элитный клуб джентльменов», которые ведут бизнес по честным, общепризнанным правилам.