Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование построения концептуальной модели муниципальной системы образования'

Теоретическое обоснование построения концептуальной модели муниципальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Татьяна Андреевна

Статья посвящена муниципальной системе образования. Автор предлагает построение интегративной муниципальной образовательной системы, реализующей концептуальное содержание двух парадигм, при котором «сосуществование двух парадигм знаниевой-предметной и культурно-компетентностной» обеспечит диверсификацию традиционной системы без коренной ломки ее основания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование построения концептуальной модели муниципальной системы образования»

4. Положение о профессионально-техническом учебном заведении: Утв. постановлением Кабинета Министров Украины 5.08.1998р. № 1240. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: Сборник норматив. и метод. материалов / Межд. ин-т инновационных научных и образовательных технологий. Киев, 2003. С. 207-222.

5. Постановление Кабинета Министров Украины 7.04.1998р. № 458. «О создании Межотраслевого совета по профессионально-техническому образованию». Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: Сб. норматив. и метод. материалов / Межд. ин-т инновационных научных и образовательных технологий. Киев, 2003. С. 199-206.

6. Профессиональное обучение на производстве: Сб. науч. тр.: Вып. II / ред. кол.: Н.Г. Ничкало и др. Киев: Научный мир, 2003. 162с.

7. Профессиональное образование в XXI веке: Материалы Второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26-30 апреля 1999. С. 67-68.

8. Распоряжение Кабинета Министров Украины «О мероприятиях по содействию предприятиям в организации профессионального обучения кадров на производстве» от 24 января 2001 г. № 13-р. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: Сб. норматив. и метод. материалов / Межд. ин-т инновационных научных и образовательных технологий. Киев, 2003. С. 223-225.

Т.А. Устинова

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Глобальные идеи нашего времени - построение гражданского общества, обеспечение прав человека, создание рыночной экономики - являются предпосылками модернизации образования. Модели муниципальной системы образования проектируется через поиск смыслообразующих параметров. Альтернативными путями развития образования предусмотрено обретение новых перспектив, открывающиеся перед развитым интеллектом, горизонтов сотрудничества субъектов образования, организаций и ведомств связанных с ним.

В последнее время образование рассматривается как стратегически важная система жизни общества. Являясь фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, культурных, политических и экономических прав, образование является важнейшим фактором развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. По утверждению Н. Смелзера, качественное образование способствует развитию демократии и общественной солидарности, за счет того, что оно формирует отношение терпимости и милосердия, воспитывает хорошо осведомленных граждан, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.

Идеи необходимости преобразования муниципальной системы воспитания и обучения исходили от потребности рынка труда. В этой связи симптоматичными и показательными стали преобразования самой структуры муниципальной системы образования. Проблема понимания сущности воспитания и обучения, осознания их органического единства в новых условиях, с иных, информационно-предметных подходов, рассматривается как организационно-образующее начало.

В.В. Сериков отмечает необходимость осуществления перехода от предметно-знаниевой парадигмы к «более целостной модели образования, где ключевыми ориентирами выступают опыт, компетентность, субъектность» [6, 187]. В этой связи нами предлагается построение инте-гративной муниципальной образовательной системы реализующей концептуальное содержание двух парадигм, при котором «сосуществование двух парадигм - знаниевой-предметной и культур-но-компетентностной» обеспечит диверсификацию традиционной системы без коренной ломки ее основания.

Переход в системе образования с одного методологического ориентира (знания, умения, навыки) на другое направление культурно-исторической (набор компетенций) направлен на решение проблем качества образования. Реализация компетентностного подхода, в определенной мере

можно считать инновационным, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс и придать ему новый вектор полифункционирования. Создание целостной системы образования обеспечивающей установление интегративных связей между структурными компонентами направлено на реализацию ценностно-мотивационных, эмоционально-волевых, деятельностно-поведенческих, содержательно-смысловых, оценочно-контрольных и управленческо-корректиру-ющих функций. Создание в интегративной муниципальной системе образования дополнительных учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений открывает перед субъектом возможность альтернативы, осознанности, что обеспечивает активность и самостоятельность деятельности. Интегративные связи муниципальной системы дополненной новыми структурными компонентами направлены на «пробуждение нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемую индивидуальность, самоактуализацию личностных ценностей и смыслов; развитие личностных структур сознания как носителя нравственного содержания личности, в противовес ситуативному развитию его процессуальных функций» [3, 256].

Потребность реформирования муниципальной системы образования с расстановкой приоритетов воспитания и обучения в определенной мере предопределили условия ее формирования. Муниципальная система образования обращается в сторону ученика, к его запросам и индивидуальному развитию «при реализации новых принципов, управления и высоком уровне профессионализма его руководителей» [2, 254]. Объединение усилий педагогов, работников культуры по созданию единого муниципального образовательного пространства явилось современным признаком реформирования образования, интеграцией учреждений социосферы. При изучении соотношений личность - общество - культура - образование в муниципальном образовательном пространстве выявлялись свойства, которые не наблюдались в ее отдельных элементах: «...в структурах более высокого уровня наибольшая целостность не тождественна простой сумме ее частей», -отмечает известный ученый И. Витаньи. Разработка педагогического обоснования муниципальной образовательной системы - это построение модели, образа, адекватных тем, которые должны быть в реальной действительности. Интегративная муниципальная педагогическая система представляет собой совокупность культурно-образовательных учреждений с единым целеполаганием, воспитанием и профессиональным обучением учащегося на идеях гуманизации развития личности и информационно-предметной среды. В системе муниципального образования каждое учреждение выполняет профильно-ориентированный социальный заказ, когда потребности ученика приобретают более выраженные пропедевтические, герменевтические, валеологические функции. Воплощение в средообразующих информационных технологиях культурно-образовательного обучения, воспитания и развития личности на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях. Количественные и качественные показатели образовательных услуг, удовлетворяющих потребности учащихся, являются критерием сбалансированности системы. Динамичность такой системы, с большим количеством объектов и множеством отношений, существующих между этими объектами, с вероятностными функциями проявления во времени, обеспечивается оперативностью управления.

В основу построения и исследования интегративной муниципальной системы образования положена методология системно-структурного подхода, которая включает востребованный набор компонентов. Построение и функционирование этих компонентов определяются структурой и связями, выполняющими образовательные функции.

Перевод традиционной системы образования с детермированными установками организационно-функциональной информационно-знаниевой парадигмы как системообразующего методологического принципа учебно-воспитательного процесса обеспечивается новой парадигмой ком-петентностного подхода. Академик А.М. Новиков, рассматривая концепцию развития российского образования в новых условиях отмечает, что в основу совершенствования непрерывного образования должны быть положены принципы базового образования, многоуровневости образовательных программ, дополнительность базового и последипломного образования, маневренности образовательных программ, интеграции образовательных структур, гибкости образовательных форм [5, 103]. При этом нами выделялись следующие основные стороны моделирования образовательной деятельности: 1) учебно-воспитательная (гносеологическая функция формы и предметного содержания образования в учебных заведениях; 2) логико-образовательная функция (совокупность

знаний, умений и навыков; 3) функционально-эвристическая и профессионально-образовательная функция (сочетание гуманитарного и естественного образования, укрепление здоровья учащихся предпрофильной и профильной ориентации школьников к будущей профессии). В адаптированном виде данные принципы нами приняты за основу построения модели муниципальной системы образования. Раскрытие основных сторон образовательной деятельности во взаимодействии, взаимосвязи и взаимообусловленности учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений обеспечили построение общей структуры моделирования интегративной муниципальной системы образования.

При переходе учащегося к обучению и воспитанию в условиях новой муниципальной системы образования логика и алгоритм действий обучаемого и обучающихся представляются следующими факторами: сочетанием коллективной формы работы с индивидуальным усвоением знаний, приобретением умений и навыков; индивидуально-групповой деятельностью педагога и самостоятельной работой учащегося; саморазвитием способностей и самореализацией возможностей учащихся в процессе рефлексивной оценки деятельности.

К основным педагогическим принципам построения интегративной муниципальной системы образования относятся:

- востребованность в образовательных услугах которые обеспечиваются созданием детских дошкольных учреждений нового типа, общеобразовательных школ, открытии школ нового типа;

- принцип обеспеченности (нормативно-правовая база, финансовое и учебно-методическое обеспечение);

- принцип открытости и доступности (создавать новые типы учебных заведений, возможность получать образование, перепрофилировать учебные заведения);

- принцип системности и преемственности образования учащихся на всех уровнях и ступенях;

- принцип комплексности и целостности, который подразумевает создание учебно-воспитательных комплексов (детский сад - школа - колледж, школа - лицей - вуз);

- принцип связи теоретической подготовки учащихся с профильной практикой, рынком труда и производством.

Реализация данных принципов построения муниципальной системы образования обеспечивает устойчивость функционирования, снимает противоречия между формирующейся потребностью современного общества в образовательных услугах нового типа и потребностей производительных сил и рынка труда.

Гуманизация образования определяет нахождение таких технологий воспитания, при которых учащийся получает максимально возможное развитие личности. Это способствует самостоятельности учащегося в выборе сферы деятельности, определении своего индивидуального пути развития. Формируя муниципальную образовательную систему и основы новой технологии, мы руководствовались следующими требованиями: система должна обеспечивать полноту удовлетворения потребностей и мотивов обучения учащихся, возможность альтернативного выбора содержания и средств своей деятельности; целостность системы и ее структурных элементов и подразделений, информационно-предметной среды, создающей определенность, стабильность осознанного развития учащегося; оптимальность сочетания потребностей учащегося с возможностыо их удовлетворения, способствующие самопознанию, самовоспитанию, самораскрытию творческого начала ученика; наличие альтернативных образовательных учреждений (сфер) по реализации образовательных услуг, удовлетворения запросов и достижения целей, при становлении «самости» учащегося; системность и систематичность педагогического воздействия средствами информационно-предметной среды, формами, методами обучения и воспитания.

В интегративной муниципальной образовательной системе более рельефно выявляются соотношения между нормой и действительностью, механизмом реализации ценностных ориентаций и их ролью в общественной жизни, состоянием, динамикой и факторами социальных изменений, влиянием образования на информационно-предметную среду и социально-культурные процессы.

Компетентностный подход, включающий два основных положения:

- приобретение социального опыта, знаний, умений и навыков;

- овладение определенной системой деятельности, реализация профессиональных и социальных ключевых функций в жизнедеятельности человека.

В условиях муниципального образовательного пространства самобытность и взаимодействие образовательных, социальных и культурных процессов на разных уровнях (студенческая группа, школьный коллектив) приобретают особую значимость и колорит.

Структура муниципальной образовательной системы имеет свои особенности: каждое образовательное учреждение имеет свои специфические функции и профильность. Вхождением в интеграцию приобретается универсальность и многопрофильность с одновременным сохранением своей самостоятельности; ограниченность сферы влияния одного образовательного учреждения сменяется расширением образовательных услуг другого, которое становится культурологическим центром; более полное удовлетворение потребностей каждого учащегося, нахождение «самого себя» в предлагаемых образовательных услугах; оперативное создание структурного подразделения в интегративной системе, исходя из потребностей учащихся.

Единое муниципальное образовательное пространство характеризуется единством принципов образовательной политики; единым подходом к развитию муниципальной системы образования; реализацией прав граждан на получение полноценного образования (общего, профессионального, духовного) в условиях малого города; организацией непрерывного образования (довузовского, вузовского, послевузовского). Важные исходные предпосылки, определяющие структуру интегрированного муниципального образования и направленность концепции развития социокультурной личности, обеспечивают социальные, экономические новшества, утверждающиеся во всех сферах жизнедеятельности человека; исторические ценности; культурные ценности; теоретические исследования в области педагогики, психологии, социологии, этнопедагогики, статистики, информатики; объективные процессы социально-экономической жизни: изменение социально-экономических ценностей и ориентации, конверсионные процессы в экономике, демографические и миграционные процессы. В этом случае с полной уверенностью можно утверждать, что интегра-тивная муниципальная система образования способна к реализации функций обучения, воспитания и развития личности.

В процессе решения проблемы формирования инфраструктуры муниципальной системы образования определяют нормативно-правовое, материально-техническое и информационное обеспечение. Для этих целей приводится инвентаризация элементов структуры и ее упорядочение.

До перестроечных процессов государство активизировало и побуждало учителей к активной деятельности. Сегодня ситуация изменилась. Педагогические кадры - учителя, воспитатели -сами требуют работы и создания условий для приложения профессиональных знаний. Для реализации этих возможностей создаются негосударственные образовательные заведения: частные школы, гимназии, вузы, учебные центры и др. Построение интегративной муниципальной системы образования осуществлено для того, чтобы создать благоприятные социально-педагогические условия воспитания гармонично развитой личности. Наблюдения показывают, что когда в образовательный процесс включено большое количество элементов интегративной системы и на ученика оказывает педагогическое воздействие значительное количество учителей, воспитателей, приглашая его к содружеству и сотрудничеству, то учащийся выводится из пассивного состояния в активное. Это создает возможность «раскрываться» ученику, повышается мотивация к обучению. Создается приоритетность развития ребенка: «Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать» [7, 121]. Проблема построения интегративной муниципальной системы образования и ее информационно-предметной среды достаточно нова для отечественной педагогики. Педагоги-практики знают, что влияет на развитие личности, что должна делать общеобразовательная школа, внешкольные учебно-воспитательные учреждения для интенсификации познавательной деятельности, минимизации стихийных влияний на ученика. Поэтому так актуальна разработка модели системы образования муниципалитета, ориентированная на решение образовательных целей с показом логики образовательного процесса, разработкой теоретико-педагогических основ процесса обучения и воспитания учащихся.

Создание интегративной муниципальной образовательной системой атмосферы учения, творчества, трудолюбия, интереса обеспечивает всестороннее развитие личности в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Посредством объединения для этой цели учителей, воспитателей, работников культуры создается интеллектуальный потенциал, способный решать задачи ког-

нитивного (познавательного) и социального (поведенческого) развития личности. В сущности, это не столько корректирование и совершенствование традиционной системы образования, а построение качественно новой, с иным новообразованием на интеграционной основе. Интегративная муниципальная образовательная система обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие ученика в соответствии с его способностями и возможностями.

Специфика муниципальных культурно-образовательных учреждений России заключается в необходимости наполнения их работы предметным содержанием: возрождением самобытных ремесел, традиций, обычаев, одежды, обуви, языка, песен, обрядов, градостроительства, - всё то, что придает муниципальному образованию, особый вид и колорит, неповторимость и особенность. Заметим, что в своей работе «Малые города России. Культура. Традиции» академик РАН А.М. Панченко пишет: «Возрождение России должно идти через малые города. Они должны возродить былую славу, наладить нормальную жизнь. В этом - залог будущего благополучия России».

Возрождение культуры в муниципальных образованиях России уже сегодня осуществляется отходом от формальных, искусственно культивируемых, несущих политическую окраску традиций - призывов к культуре, «культурных мероприятий», «культурного обслуживания» к культуре образования". Создателем и носителем культурных ценностей является человек. И такого человека-творца нужно учить и воспитывать. Именно это отмечает в своей работе отечественный ученый-философ А.С. Каргин «Традиционная культура и ее роль в возрождении Российской провинции»: «Возвращение и возрождение традиционной культуры приходится начинать с формирования в общественном сознании их ценностной шкалы».

Рассматривая культуру как интегративный образ человеческой жизнедеятельности, заметим: «В состав духовной культуры общества входит вся совокупность представлений, верований, привычек, установлений, традиций». Перечень подходов к определению культуры: регулятивно-деятельностный, целостный, формационный, телеологический, сущностно-смысловой, страноведческий, производственно-продуктивный, демографический, локально-типовой, ценностный, системный - свидетельствует о сложности и многогранности данной проблемы.

Муниципальная интегративная образовательная система представляет собой совокупность учреждений для развития способностей, досуга и повышения культурного уровня учащихся в разных областях культуры: в области художественно-эстетического воспитания (художественные училища, художественные школы, студии изобразительного искусства); музыкального воспитания (музыкальные училища, музыкальные школы, вокально-инструментальные ансамбли); краеведения (краеведческий музей, выставки, культурные и исторические места и ценности); физического воспитания (спорткомплекс, спортивные школы, спортивные клубы, стадион, спортивные секции); воспитание нравственности (драматический театр, кинотеатры); воспитание культуры поведения и досуга (парк культуры и отдыха, дворцы культуры, дома культуры); становления и развития личности (молодежные центры, профильные студии, библиотеки) и др. Следует отметить, что это основные направления воспитательной работы, имеющие ориентировочно-иллюстративный характер. На практике, в реальной жизни воспитательная работа имеет более сложный и взаимосвязанный характер.

Модель предполагает наличие системообразующей идеи (обучения, воспитания, развития личности), обеспечивающей связь структурных компонентов: информационно-предметной среды и органов управления. Содержательный компонент структуры муниципальной культурно-образовательной среды включает в себя цели обучения и воспитания; содержание обучения и воспитания; средства, формы и методы обучения; управление процессом обучения и воспитания. Таким образом, речь идет о сложном содержании структуры муниципальной культурно-образовательной среды, в котором целостный учебно-воспитательный процесс опирается на семь основных компонентов (Б.Т. Лихачев): педагог как субъект и объект педагогического процесса; ученик как объект и субъект педагогического процесса; содержание образования; формы, методы и средства обучения и воспитания; педагогическая диагностика; критерии эффективности педагогического процесса; организация взаимодействия с общественной и природной средой [2, 58]. Содержание образования должно обеспечивать профессиональную подготовку, соответствующую квалификации, развитию и самоопределению личности и ее интеграцию в национальную культуру. Структу-

ра информационно-предметной среды представляется двумя составляющими: а) внутренняя составляющая - учителя, учащиеся школы, печатные издания, стенды, макеты, тренажеры, учебное оборудование и др.; б) внешняя информационно-предметная среда: средства массовой информации, организация культурного досуга, и т.д.

В основу структурирования интегративной муниципальной образовательной системы положено целеполаганием: единство целей обучения, воспитания и развития личности; базового и дополнительного содержания профессионального образования, прогнозирование результата. Единство цели определялось спецификой культурно-образовательного учреждения с учетом приоритетности функций обучения и воспитания, но выполнения общей цели - развития личности ребенка. Базовое содержание образования осуществляется совмещением учебных планов, учебных программ, распределением функций управления учебно-воспитательными комплексами: «средняя школа - спортивная школа», «педучилище - пединститут», «школа - станция юных туристов, натуралистов, техников».

Структуризация осуществляется в рамках интеграции науки, образования и производства на основе распределения функций обучения, воспитания и развития личности школьника с ориентацией на профессиональную подготовку специалиста.

Каждое структурное подразделение муниципальной образовательной системы имеет свою область педагогического воздействия. Исследования показывают, что каждый структурный элемент, наряду с общими задачами образования, выполняет и свою узконаправленную специфическую задачу.

Таким образом, в муниципальном образовании, создается благоприятный социальный учебно-воспитательный фон. В этих условиях интегративные свойства непрерывного образования направлены на новое качество, структуру, задачи. Потребность в совершенствовании профессиональной подготовки, развитии личностных качеств определяет создание в рамках непрерывного образования такой системы, которая удовлетворяет запросы человека. Конфигурация структуры муниципальной системы строится особым образом с расчетом эффективного влияния на учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры / под ред. В.С. Ку-кушина. Ростов н/Д.: Новый бизнес, 2004. 264 с.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 559 с.

3. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М.: Изд-во «Соц.-гум. знания», 2005. 311 с.

4. Коменский Я.А. Избраные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.

5. Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.

6. Сериков В.В. Общая педагогика. Волгоград: Перемена, 2004. 278 с.

7. Сухомлинский В.А Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 286 с.

А.Н. Христианинов, А.Э. Янишевский

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Общие сведения о семействе стандартов ИСО серии 9000-2000 и особенности их применения в учебном заведении.

Стандарты ISO серии 9000 являются наиболее известными и часто используемыми международными стандартами в мире, которые устанавливают международно-признанные правила деятельности. Для современного предпринимателя, а на сегодняшний день научно-исследовательского и учебного заведения - это своего рода пропуск в «элитный клуб джентльменов», которые ведут бизнес по честным, общепризнанным правилам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.