УДК 376
Баранова А.В.
магистрант педагогического факультета кафедры начального, дошкольного и специального образования Государственный социально-гуманитарный университет
(г. Коломна, Россия)
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация: в работе рассмотрены понятия в психолого-педагогической литературе «педагогическое образование», «социализация» учащихся-мигрантов младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социализация, ученики-мигранты.
В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова «социализация рассматривается как процесс, в рамках которого индивид активно приспосабливается к социальной среде, и в то же время как его результат. Социализация представляет собой взаимный процесс, в рамках которого происходит усвоение социальных навыков, установление связей с окружающими и активное поддержание социальной сети.
Все люди стремятся к счастью и удовлетворению своих потребностей. «социализация» — это взаимодействие личности или группы с социальной средой представляет собой процесс, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий всех участников. Одним из ключевых аспектов этого процесса является приведение в соответствие самооценки и амбиций субъекта с его возможностями и реальностью окружающей социальной среды. Это также включает в себя учет тенденций развития как
среды, так и самого субъекта. Социализация является процессом становления личности, усвоения социальных ценностей и опыта.
Формирования человека как личности в обществе. Активное освоение социальной среды личностью предполагает, что личность участвует и в процессе адаптации, и в процессе приспособления. Социальная среда, в свою очередь, играет роль как адаптирующей, так и адаптируемой стороны. В социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация определяется как активный процесс приспособления индивида или группы к условиям, нормам и ценностям социальной среды. В результате социализации человек преобразуется в уникальную личность, которая обретает необходимые знания, навыки и умения для успешного взаимодействия с окружающими людьми.
По Л. Кузнецову, социализация ребенка представляет собой процесс и результат гармонизации ребенка с окружающим миром, его адаптации к изменяющейся среде, к новым условиям жизни, к структуре отношений в социально-психологических группах, а также соответствия поведения установленным нормам и правилам в этих группах. Успешная социальная адаптация проявляется в психологическом комфорте ребенка в данной среде. Поэтому требуется провести работу по адаптации учащихся-мигрантов в обществе, включающую различные аспекты.
А.Г. Асмолов он утверждает, что процесс социализации ребенка способствует освоению им различных социальных ролей, формированию социального характера и других типичных для общества проявлений личности, которые зависят от его места в обществе, социального статуса и образа жизни. Для успешной социализации важно помочь мигрантам осознать свою социальную роль и быть восприимчивыми к окружающей их среде.
Как отмечает Н.Ф. Голованова, процесс социализации включает в себя не только осознанное усвоение ребенком готовых общественных норм и образцов поведения, способы взаимодействия с культурой и адаптацию к обществу, но также формирование (в сотрудничестве с взрослыми и
сверстниками) собственного социального опыта, ценностных установок и индивидуального образа жизни. В ходе внеклассной деятельности, общении с одноклассниками и участием в различных культурных мероприятиях. Для того чтобы дети быстрее адаптировались к новой среде, необходимо создавать условия для расширения их кругозора и знакомства с традициями и обычаями страны, в которой они находятся. рамках внеурочной развитие и обогащение знаний через учебные и дополнительные программы.
«Определенное действие. Сопровождение означает быть вместе, поддерживать и помогать. Это значит идти вместе с кем-то, находиться рядом, направлять или следовать за кем-то", таким образом трактуется понятие "сопровождение" в толковом словаре русского языка В.И. Даля.» [2, с. 395].
В определении слова "сопровождение" по Ожегову говорится о том, что это означает сопутствовать, быть дополнением или приложением к чему-либо.» [23, с.1687]. В общем понимании сопровождение означает встречу двух людей и совместное преодоление общего участка пути.
По мнению Е.А. Козыревой, понятие «сопровождение» можно определить следующим образом — это деятельность, направленная на способствование взаимодействия между взрослыми и детьми в учебной среде, ситуациях, психологическое развитие ребенка с учетом его ближайшей зоны развития способствует как физическому, так и психическому росту необходимо обеспечить педагогическую поддержку. эффективные стратегии для различных сценариев, связанных с определением своей личности и жизненным выбором.
В учебных словарях ключевое понятие определяется как деятельность педагогов, направленная на предоставление быстрой и эффективной поддержки детям в решении их проблем, связанных с здоровьем, взаимоотношениями, успешным обучением, личным и профессиональным ростом. самоопределением» [3, с. 203]. Задача педагогического сопровождения состоит в том, чтобы учащийся-мигрант страивался в новую социокультурную среду и достигал успеха в учебе, принял условия общества и стал активным участником его жизни.
Такие ученые исследователя, как Д.В. Лазаренко, С.В. Сильченкова, Е.К. Исакова определили "педагогическое сопровождение" как процесс, направленный на создание условий для саморазвития. Самоактуализации содействие повышению уровня уникальности, уверенности и активности обучающихся в разнообразных сферах жизни. Поэтому, педагогическое сопровождение является многофакторным и строится на основе системного ориентированного подхода.
Подробно изучив различные взгляды на концепцию "социализация" у таких ученых, как Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, Л. Кузнецова, А.Г. Асмолова, Н.Ф. Головановой, Т.П. Клековкиной, можно сделать выводы о важности этого процесса для формирования личности. Пришли к выводу, что отсутствуют точные определения. В своем исследовании мы будем опираться на понятие "социализации", выделенное Н.Ф. Головановой по мнению автора, процесс социализации включает в себя не только осознанное усвоение ребенком готовых общественных норм и способов взаимодействия с культурой, но также формирование собственного социального опыта, ценностных установок и стиля жизни через взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Результатом педагогического сопровождения является успешное развитие обучающихся. Адаптивность - это новое качество, которое позволяет достигать баланса между собой и окружающим миром в любых жизненных ситуациях, будь то благоприятные или экстремальные.
Процесс социализации представляет собой взаимодействие между индивидом и обществом, включающее передачу социального опыта и вовлечение в систему общественных отношений. Также важен процесс формирования личностных черт изменений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. - М.: изд-во «Совершенство», 1998;
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1981. - Т. 4. - С. 395;
3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с;
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик, под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., нспр. и доп. - М.: Академня, 2000. - 200 с;
5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособне для студ. высш. уч. завед. / Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с
Baranova A.V.
State Social and Humanitarian University (Kolomna, Russia)
ESSENCE OF THE CONCEPTS OF "PEDAGOGICAL SUPPORT", "SOCIALIZATION" IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE
Abstract: the paper examines the concepts in psychological and pedagogical literature "pedagogical education", "socialization" of primary school migrant students in a comprehensive school.
Keywords: pedagogical support, socialization, migrant students.