Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ / УРОВНИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гельмутдинова М.Р.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях интернатного учреждения ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет возможности полноценно социализироваться. Цель статьи заключается в выявлении ресурсов приемной семьи в оказании помощи таким детям стать полноценными членами общества, научиться управлять своим поведением в соответствии с принятыми нормами и ценностями, так как именно семья является важнейшим институтом социализации. Автором выявлены сущность и содержание процесса социализации, особенности его протекания в условиях приемной семьи, определены уровни социализированности ребенка. Предложены критерии оценки составляющих процесса социализации и соответствующий диагностический инструментарий. Статья предназначена для специалистов органов опеки и попечительства, сотрудников интернатных учреждений, социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOCIALIZATION OF ORPHANED CHILDREN IN A FOSTER FAMILY: PEDAGOGICAL ASPECT

The relevance of the article is due to the fact that in the conditions of a boarding institution, a child left without parental care does not have the opportunity to fully socialize. The purpose of the article is to identify the resources of a foster family in helping such children become full-fledged members of society, learn to manage their behavior in accordance with accepted norms and values, since it is the family that is the most important institution of socialization. The author reveals the essence and content of the process of socialization, the peculiarities of its course in the conditions of a foster family, the levels of socialization of the child are determined. The criteria for evaluating the components of the socialization process and the corresponding diagnostic tools are proposed. The article is intended for specialists of guardianship and guardianship authorities, employees of boarding institutions, social educators.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 376

К вопросу социализации детей-сирот в условиях приемной семьи: педагогический аспект

On the issue of socialization of orphaned children in a foster family: pedagogical aspect

Гельмутдинова М.Р., Благотворительный фонд «Ярдэм» г. Казань, malika@info-islam.ru Helmutdinova M., Charitable Foundation "Yardem"Kazan, malika@info-islam.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.027

Ключевые слова: дети-сироты, приемная семья, социализация, показатели успешной социализации детей -сирот, уровни социализированности ребенка.

Keywords: orphans, foster family, socialization, indicators of successful socialization of orphans, levels of socialization of the child.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях интернатного учреждения ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет возможности полноценно социализироваться. Цель статьи заключается в выявлении ресурсов приемной семьи в оказании помощи таким детям стать полноценными членами общества, научиться управлять своим поведением в соответствии с принятыми нормами и ценностями, так как именно семья является важнейшим институтом социализации. Автором выявлены сущность и содержание процесса социализации, особенности его протекания в условиях приемной семьи, определены уровни социализированности ребенка. Предложены критерии оценки составляющих процесса социализации и соответствующий диагностический инструментарий. Статья предназначена для специалистов органов опеки и попечительства, сотрудников интернатных учреждений, социальных педагогов.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that in the conditions of a boarding institution, a child left without parental care does not have the opportunity to fully socialize. The purpose of the article is to identify the resources of a foster family in helping such children become full-fledged members of society, learn to manage their behavior in accordance with accepted norms and values, since it is the family that is the most important institution of socialization. The author reveals the essence and content of the process of socialization, the peculiarities of its course in the conditions of a foster family, the levels of socialization of the child are determined. The criteria for evaluating the components of the socialization process and the corresponding diagnostic tools are proposed. The article is intended for specialists of guardianship and guardianship authorities, employees of boarding institutions, social educators.

Введение. Сиротство - одна из сложнейших современных проблем, свидетельствующая о неблагополучии населения страны. Статистика свидетельствует, что в России детей-сирот в 4 - 5 раз больше, чем в странах Европы и в США. Всего в Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2020 года проживало 30,3 млн. детей, из которых более 406 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большая их часть оказывается в интернатных учреждениях, выпускники которых, начав самостоятельную жизнь, не умеют справляться с разнообразными проблемами в период постинтернатной адаптации, а иногда и не желают делать это самостоятельно, встают на иждивенческую позицию. С другой стороны, они чувствуют себя

потерянными и «чужими» в социуме, ощущают себя выключенными из нормальных социальных связей и взаимоотношений, процесс социализации у них затрудняется. Решением этой проблемы является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи.

Методами исследования послужили теоретический анализ психолого-педагогических трудов, посвященных специфике социализации детей-сирот в интернатных учреждениях и замещающих семьях различных типов, синтез полученной информации.

Результаты исследования. Изучение взглядов ученых их различных областей знания показало, что все они едины в определении социализации

как процесса усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в ходе которого индивид приобретает социальную природу, то есть становится частью человеческого общества [1, с.15]. Но социологи рассматривают социализацию с позиции усвоения ролей и ожидаемого поведения при взаимодействии с обществом и развитии удовлетворительных связей с другими людьми [2]. Культурологи акцентируют внимание на том, что становление человека как личности «невозможно без его взаимодействия с окружающим его пространством, с миром культуры, снимающим противоречия между его природным и социальным началами» [3]. В социальной психологии данный феномен понимается как взаимодействие человека со своим ближайшем непосредственным окружением (группой, конкретными общностями с их межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями) [4]. В психологических исследованиях социализация изучается на различных этапах развития индивида с учетом его возрастных характеристик, развития отдельных психических процессов, когнитивных функций и личностного становления [5]. Педагоги раскрывают содержание этого процесса, используя категорию «воспитание», его виды, формы, механизмы и т.д., а также влияние окружающей стихийной среды на становление индивида [6, с.254]. В социальной педагогике социализация понимается как процесс взаимодействия человека с социальной средой, а ее успешность определяется степенью усвоения социальных норм и способности воспроизводить социальный опыт [7, с.15-16.].

Основным и важнейшим институтом социализации детей является семья. Однако если ребенок лишается семьи и его помещают в интернатное учреждение, то этот процесс нарушается. Жизнь в таких учреждениях приводит к тому, что дети начинают ощущать свою ненужность, у них развивается заниженная самооценка, формируются недостаточное самоуважение, стойкая потребность во внимании. Принудительный характер общения с такими же обделенными любовью сверстниками способствует развитию эмоционального напряжения и тревожности, порождает агрессию. А постоянный контроль препятствует развитию умений самоуправления и самоконтроля, самостоятельности, сдерживает формирование умений преодолевать трудности. Недостаточный жизненный опыт практической деятельности затрудняет процесс профессионального

самоопределения. Обратной стороной медали становится отсутствие привязанности к другим людям, неприятие себя и окружающих, нарушение процесса социализации. В связи с этим целью государства является устройство таких детей в замещающие семьи, что является более приоритетной формой их жизнеустройства. Термин «замещающая семья» используется для обозначения различных типов семей, которые принимают на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Замещающая семья, кроме обеспечения безопасной жизнедеятельности такого ребенка, должна создать ему благоприятные условия для личностного развития, приобщать его к культурным и духовно-нравственным ценностям, облегчения социальной адаптации ребенка строить с ним доверительные отношений [8, с.44].

Наиболее предпочтительными являются такие формы семейного устройства детей-сирот, как усыновление и помещение в приемную семью.

Преимущества усыновления заключаются в том, что усыновленный ребенок имеет равные права с родными детьми, может поменять фамилию, имя и даже дату рождения, что является залогом того, что данная конфиденциальная информация не будет доступна посторонним. Кроме того, оно не имеет сроков, в отличие от других типов замещающей семьи. В результате ребенок получает настоящую семью. Однако не все дети-сироты могут быть усыновлены. И тогда используются другие формы их семейного устройства, например, приемная семья, которая достаточно широко распространена в настоящее время.

Семья получает статус приемной на основе договора с органами опеки. Такие семьи называют профессиональными, поскольку приемный родитель получает заработную плату, имеет оплачиваемый отпуск, деятельность по воспитанию приемных детей засчитывается ему в трудовой стаж. В приёмной семье могут одновременно проживать до 8 детей. Ребенок может находиться в такой семье до своего совершеннолетия.

Приемные родители должны постоянно отчитываться перед органами опеки за воспитание детей, а также расходование средств, выделенных на них (ежемесячное пособие). При этом ребенок продолжает получать причитающиеся ему алименты, пособии, пенсии и другие социальные выплаты, за ним сохраняется право собственности на жилое помещение, в котором он проживал ранее, либо право на получение жилья при его отсутствии.

Оптимальность данной формы устройства детей-сирот заключается в том, что приемная семья обладает значительным педагогическом ресурсом. Жизнь в семье позволяет ребенку освоить новые социальные роли, усвоить традиционные семейные ценности, включиться в малые социальные группы. Часто, несмотря на то, что отношения между детьми и приемными родителями имеют формальный правовой характер, строятся на договорной основе и имеют ограничения по сроку действия, фактические связи между ними не прерываются. Как отмечает Ослон В.Н., в большинстве случаев добрые отношения между членами семьи сохраняются надолго, а иногда и навсегда [9].

Однако иногда возникают ситуации, когда семьи отказываются от приемных детей и чтобы избежать таких случаев, необходимы не только тщательный подбор семей и их подготовка к новому статусу, но и подготовка детей к жизни в семье, учет индивидуальных особенностей ребенка. Это позволит компенсировать последствия его негативного и травматичного опыта семейных отношений. Для того чтобы избежать таких случаев, сделать жизнь приемного ребенка комфортной, подготовить его к будущей продуктивной и счастливой жизни, следует выяснить особенности социализации ребенка-сироты в условиях приемной семьи.

Социализация ребенка в условиях приемной семьи представляет собой объективный и регулируемый процесс освоения им моральных и правовых норм, принятых в обществе, развития совокупности психических реакций,

определяющих адекватное поведение индивида и эффективное взаимодействие с незнакомой средой существования в ходе включения его в новую семью, поиска новых взаимоотношений, взаимного приспособления. При этом меняется не только ребенок, но и сама семья.

Выделяют следующие компоненты социализации: коммуникативный компонент, включающий освоение всех видов коммуникации и использование их в различных ситуациях деятельности и общения; поведенческий компонент, предполагающий овладение не только разнообразными действиями, но и усвоение норм, правил, обычаев, запретов, принятых в данном обществе; познавательный компонент, включающий формирование средствами воспитания, обучения, общения, а также самопознания знаний об окружающей действительности; ценностный компонент, предполагающий развитие умений

интериоризировать общественные ценности, делать их значимыми для себя социализации [10].

Результатом социализации личности становится ее социализированность, то есть эффективная адаптация к обществу, саморазвитие, обособление и активное взаимодействие с социумом.

Инструментом социализации является воспитание. Воспитание приемного ребенка нацелено, прежде всего, на то, чтобы сформировать личность с критическим мышлением и собственным мнением по вопросам, касающимся актуальных проблем. Воспитание осуществляется в русле социализации: в результате ребенок усваивает нормы и ценности, установки и образцы поведения, принятые в данном обществе. И в будущем он будет строить взаимодействие с другими людьми на основе моделей коммуникаций, преобладающих в семье. Даже если ребенок попадает в семью только на короткое время, он все равно перенимает социальный опыт благодаря общению с представителями различных поколений, взаимопониманию, взаимодействию.

Социализация ребенка-сироты в приемной семье может осуществляться по следующим направлениям:

- образовательная среда, которая способствует налаживанию контактов со взрослыми и сверстниками. Ребенок взаимодействует, независимо от своего желания, с воспитателями или учителями, другими детьми, участвует в коллективной деятельности. Показателями успешности его включения в новые социальные отношения являются такие, как развитие умений учебной деятельности, появление желания хорошо учиться, положительные отзывы о ребенке. Однако родители не должны ограничивать познавательную деятельность детей школой или детским садом. Более широкие возможности для социализации ребенка предоставляет система дополнительного образования: кружки, спортивные секции, студии и т.п.;

- круг общения ребенка. Для такого ребенка-сироты важны отношения с другими детьми, которые обычно строятся на общих интересах. Дружеское общение, в отличие от иерархичных коммуникаций со взрослыми, особенно ценится детьми, способствует развитию их социальной активности. Социальный опыт ребенка обогащается и при знакомстве с семьями родственников приемных родителей. Ребенок видит, как живут другие семьи, какие отношения между их членами, расширяет свои представления о семейной жизни, приобретает новых близких людей. Все это развивает у него

уверенность в себе и стабильность своего положения;

- контакты с родственниками и другими близкими ему людьми из прошлой жизни. Встречи с ними дают возможность ребенку убедиться в том, что его жизнь не начинается заново, что его старые привязанности существуют и у него есть возможность в этом убедиться.

Несомненно, что социализация ребенка в приемной семье не бывает гладкой и может сопровождаться трудностями, которые имеют индивидуальный характер. Так, в эмоциональном плане проблема заключается в том, что ребенок, попав в новую семью, испытывает одновременно и радость, и тревогу. Трудности педагогического плана обусловливаются особенностями воспитательного процесса, реализуемого приемными родителями. В связи с этим сотрудничество, поддержка, забота, взаимная ответственность - это те основания, на которых должны строиться отношения в приемной семье, обеспечивающие социализацию ребенка.

Т.В. Андреева отмечает, что на ребенка, помещенного в приемную семью, и его социализацию влияют состав семьи, позиция ребенка в ней, авторитетность воспитателей, преобладающий стиль воспитания, потенциал семьи (нравственный, творческий), личностные качества взрослых членов семьи, их образование, этнические особенности, градус в отношениях, преобладающие в семье ценности и т.п. [11].

Итак, при правильно организованном воспитателем процессе социализации у приемного ребенка формируется:

- социальная идентичность; для этого ему необходимо создать возможность раскрыть себя в процессе социального взаимодействия;

- профессиональная идентичность; для этого требуется включенность ребенка в реальные социальные отношения, чтобы у них расширялись представления о мире профессий и трудовой деятельности в целом;

- этнокультурная идентичность; она развивается при условии выстраивания межличностного и межкультурного диалога семьи с окружающей средой;

- личностная идентичность; для ее формирования необходимо создавать ситуации, когда ребенку приходится самостоятельно принимать важные решения, тогда он начинает адекватно оценивать себя, свою жизнь, планировать будущее, стремиться к саморазвитию [12].

При таких условиях у ребенка формируется правильная жизненная позиция еще до того, как наступит реальная жизненная ситуация.

Для того, чтобы оценить успешность социализации приемного ребенка в замещающей семье необходимо выделить ее показатели. К ним относят следующие [13]:

1. Коммуникативность является базовым показателем успешности человека во всех сферах жизнедеятельности. Коммуникативность способствует эффективному социальному взаимодействию между людьми, построению партнерских отношений.

2. Социальная активность характеризует жизненную позицию личности, способность усваивать и использовать в жизни знания, умения, навыки, нормы и правила поведения. Это активность, направленная не только на изменение и преобразование окружающей действительности, но и изменение самой личности и социальной ситуации. Другими словами, с одной стороны, социальная активность направлена на изменение окружающей действительности, а с другой, происходит изменение личностью самой себя, саморазвитие, коррекция социальных установок и привычного поведения для приспособления к социуму. Развитие социальной активности ребенка происходит только тогда, когда создаются для этого специальные условия: ему удается возможность активно участвовать в жизни приемной семьи; он имеет определенные домашние обязанности, чтобы не допустить формирования иждивенческой позиции; организуются ситуации, когда он может самореализовываться, проявлять самостоятельность и ответственность.

3. Нравственность - следующая составляющая процесса социализации. Под ней подразумеваются убеждения и моральные ценности, принятые в данном обществе, формирование которых происходит, в первую очередь, в семье. В связи с этим большое значение имеет существующая в ней система нравственных норм и принципов, усвоение которых формирует у приемного ребенка его моральный облик, чувства долга и собственного достоинства, эмпатию, потребность в любви и дружбе, патриотизм и т.д.

4. Готовность к профессиональному самоопределению, выбору профессии и созидательному труду - серьёзный шаг, определяющий будущую самостоятельную жизнь ребенка. Ее наличие показывает, готов ли он к принятию ответственных решений о своем будущем, насколько адекватно он может

оценивать и соотносить с требованиями желаемой профессии свои способности и личностные качества.

5. Еще одна составляющая социализации ребенка - готовность к семейным отношениям. Для полной социализации ребенка важен процесс подготовки его к будущей семейной жизни, к выполнению своей семейной роли. Жизнь в замещающей семье позволяет приемному ребенку расширить представления о взаимоотношениях в семье, осознать и перенять семейный опыт, облегчить процесс полоролевой идентификации, научиться выстраивать отношения с противоположным полом; сформировать образ собственной будущей семьи и готовность к ее созданию, развить семейные установки [14]. Все это определяет дальнейшую судьбу приёмного ребёнка.

Эффективность социализации определяется степенью гармонизации всех ее компонентов. А ее результатом является социализированность (социальная зрелость) личности как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом [15, с.167]. Мы выделяем следующие уровни

социализированности ребенка: низкий, средний и высокий. Рассмотрим эти уровни в соответствии с выделенными показателями.

Низкий уровень социализированности ребенка характеризуется:

- отсутствием интереса к общению, стремления к межличностным контактам и сотрудничеству, импульсивностью, слабым развитием эмпатии (коммуникативность);

- интересом к достижению прагматических целей, неумением самостоятельно организовывать и выполнять работу, безынициативностью, равнодушием к групповой деятельности, безразличием к окружающей действительности (социальная активность);

- недостаточным развитием нравственного сознания, нечеткостью и узостью нравственных представлений, склонностью к неподобающему поведению (нравственность);

- разрозненными знаниями о существующих профессиях, несформированностью интересов, склонностей, отсутствием желания достигать высоких результатов, неумением адекватно оценить себя в плане будущей профессии (готовность к профессиональному самоопределению);

- искаженными знаниями о значении семьи в жизни человека, о нравственных основах семейной жизни, неадекватными представлениями о будущем брачном партнере,

несформированными умениями выстраивать отношения с противоположным полом (готовность к семейным отношениям).

Для среднего уровня социализированности приемного ребенка характерны:

- интерес к межличностным контактам, достаточный объем знаний норм и правил продуктивного общения, доброта и эмпатия, уважение партнера, но недостаточный уровень самоконтроля, самообладания в критических ситуация, трудности в интерпретации чувств других людей, в прогнозировании развития отношений (коммуникативность);

- преобладание личных мотивов в деятельности, невысокая самостоятельность, дисциплинированность и исполнительность, отсутствие инициативы, потребность участия в общественно-значимой деятельности (социальная активность);

- развитие только некоторых элементов нравственного сознания, нестабильность влияния нравственных принципов на поведение, зависимость от стимулов внешнего принуждения, подверженность соблазнам и искушениям (нравственность);

- поверхностные знания о разных профессиях, отсутствие устойчивых интересов и способностей, мотивов выбора профессии, неумение сопоставить личные качества требованиям разных профессий (готовность к профессиональному самоопределению);

- неполное понимание значимости семьи, фрагментарные знания о нравственных основах семейной жизни, правах и обязанностях членов семьи, искаженные представления об отношениях в семье, будущем брачном партнере (готовность к семейным отношениям).

Ребенок, достигший высокого уровня социальной зрелости:

- общителен, открыт, искренен, отзывчив, умеет устанавливать и регулировать отношения со сверстниками и взрослыми, готов понять позицию другого, соблюдает нормы и правила в общении, организует взаимодействие в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, обладает высоким уровнем саморегуляции, готов к сотрудничеству (коммуникативность);

- демонстрирует знания социальных норм, отношений, способен принимать самостоятельные решения в ходе деятельности, преодолевать препятствия, самокритичен, требователен к себе и другим, готов сделать что-либо полезное для других людей (социальная активность);

- готов нести ответственность за свои поступки, действия, мысли, слова и предвидеть их последствия, способен противостоять соблазнам и искушениям, неспособен поступить безнравственно в силу своих внутренних убеждений, установок (нравственность);

- знает особенности разных видов трудовой деятельности, адекватно оценивает свои способности и личностные качества и их соответствие избираемой профессии, мотивирован на получение необходимых знаний для получения соответствующего образования (готовность к профессиональному самоопределению);

- умеет выстраивать отношения с противоположным полом, знает и понимает роль

Для того, чтобы достичь высокого уровня социализированности приемного ребенка, его новые родители должны знать и учитывать в воспитательной деятельности его возрастные особенности, уровень развития, систему имеющихся ценностей, прошлый опыт семейной жизни. Помощь при возникновении трудностей им должны оказывать специалисты,

семьи в жизни человека, нормы взаимоотношений между членами семьи, реальными представлениями о брачном партнере, а также готовностью применять приобретенные знания в процессе своей жизнедеятельности (готовность к семейной жизни).

Для того, чтобы отслеживать динамику социализации детей-сирот в приемной семье, нами подобран диагностический инструментарий, включающий тесты, анкеты, опросники, позволяющие оценить степень развития ее компонентов, см. таблицу 1. Следует отметить, что все используемые для этой цели методики должны быть информативны, адаптированы для детей и учитывать их возрастные особенности, не вызвать переутомление.

осуществляющие педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях приемной семьи.

Заключение. Анализ исследований, посвященных социализации личности, позволил выявить особенности этого процесса у детей-сирот, проживающих в приемной семье. Успешность социализации такого ребенка зависит от условий, которые заключаются в организации доверительных отношений между

Таблица 1. - Диагностический инструментарий для оценки динамики социализации детей в приемной семье

№ п/п Составляющая социализации Дети дошкольного и младшего школьного возраста Дети подросткового возраста

1. Коммуникативность Рисуночный тест (Розенцвейг); методика наблюдения (Н.А. Павлюченко); методика «Беседа о правилах взаимодействия со сверстниками (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) Тест «Оценка коммуникативных качеств личности (А.В. Батаршев); тест «Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский)

2. Социальная активность Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман); шкальная оценка сформированное™ социальных форм поведения ребенка (А.М.Щетинина, Л.В. Кирс) Методика «Определение общественной активности учащихся» (Е.Н.Степанов)

3. Нравственность Методика «Закончи историю» (Р.М. Калинина), методика «Сюжетные картинки» (Р.М. Калинина), методика «Подели игрушки» «Опросник воспитанности и нравственного развития» (подростковый вариант, В.В. Цветков)

4. Готовность к профессиональному самоопределению Тест «Знаешь ли ты профессии?» (Е.А. Доренбуш); тест «Предметы труда» (Е.А. Доренбуш) Карта интересов (А.Е. Голомшток), методика профессиональных предпочтений (Д. Голланд)

5. Готовность к семейной жизни Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и А. Кауфман; Л. М. Костина); тест «Отношение детей к семье»; метод «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви); анкета «Я и моя семья» (Р. В. Овчарова) Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» (И.Ф. Юнда), опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой)

приемным ребенком и остальными членами семьи, создании возможности раскрыть себя, обеспечении его включенности в реальные социальные отношения, выстраивании межличностный и межкультурный диалог семьи с окружающей средой, формировании умений самостоятельно принимать важные решения,

адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития.

Специально организованное педагогическое сопровождение позволит облегчить

социализацию приемных детей и преодолеть трудности родителей-воспитателей.

Литература:

1. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И.Ф. Дементьева. - М.: Генезис, 2004. - 232 с.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М.: Наука, 1991. - 575 с.

3. Мангер Т.Э. Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества [Электронный ресурс] / Т.Э. Менгер // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 10(38). -Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-sotsializatsii-lichnosti-kak-subekta-sotsiokulturnogo-obschestva

4. Андреева А.Г. Социальная психология / А.Г. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.

5. Дорошенко О.М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы / О.М. Дорошенко // Педагогика и психология служебной деятельности. - 2020. - № 1. - С. 12-16.

6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

8. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи /

Ж.А. Захарова // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 44-48.

9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. -М.: Генезис, 2006. - 368 с.

10. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

11. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

12. Сековец Л.С. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот / Л.С. Сековец // Проблемы школьного воспитания. - 2002. - № 3. - С. 17-24.

13. Степанов Н.С. Педагогические аспекты социализации детей-сирот в условиях сельской патронатной семьи / Н.С. Степанов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 4(8). - С. 134-139.

14. Гусарова А.Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс] / А.Е. Гусарова // Молодой ученый. - 2018. - № 22(208). - С. 276-278. - Режим доступа: https://moluch.rU/archive/208/51125/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ерёмина Л.С. Социализированность как результат процесса социализации подростков / Л.С. Ерёмина, В.Н. Куровский // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2011. - № 10(112). - С. 166-169.

References:

1. Dementyeva I.F. Socialization of children in the family: theories, factors, models / I.F. Dementieva. - M.: Genesis, 2004. - 232 p.

2. Durkheim E. On the division of social labor. Method of sociology / E. Durkheim. - M.: Nauka, 1991. - 575 p.

3. Munger T.E. Pedagogical bases of socialization of personality as a subject of socio-cultural society [Electronic resource] / T.E. Menger // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. - 2014. - № 10(38). -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/nZpedagogicheskie-osnovy-sotsializatsii-lichnosti-kak-subekta-sotsiokulturnogo-obschestva

4. Andreeva A.G. Social psychology / A.G. Andreeva. - M.: Aspect-Press, 1999. - 375 p.

5. Doroshenko O.M. The concept of personality socialization: factors, mechanisms, stages / O.M. Doroshenko // Pedagogy and psychology of service activity. - 2020. - № 1. - S. 12-16.

6. Podlasy I.P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers: textbook. manual for universities / I.P. Sodly. - M.: VLADOS-press, 2004. - 365 p.

7. Mudrik A.V. Social pedagogy / A.V. Mudrik. - M.: Academy, 2007. - 224 p.

8. Zakharova Zh.A. Problems of orphans brought up in a foster family / Zh.A. Zakharova // Domestic journal of social work. - 2007. - № 1. - S. 44-48.

9. Oslon V.N. Life arrangement of orphans: professional substitute family / V.N. Oslon. - M.: Genesis, 2006. - 368 p.

10. Golovanova N.F. Socialization and education of a child / N.F. Golovanova. - SPb.: Rech, 2004. - 272 p.

11. Andreeva T.V. Family psychology: textbook / T.V. Andreeva. - SPb.: Rech, 2010. - 384 p.

12. Sekovets L.S. Socialization of children in a family raising orphans / L.S. Sekovets // Problems of school education. - 2002. - № 3. - S. 17-24.

13. Stepanov N.S. Pedagogical aspects of socialization of orphans in the conditions of a rural patronage family. Stepanov // Professional education in Russia and abroad. -2012. - № 4(8). - S. 134-139.

14. Gusarova A.E. Social adaptation of orphans and children left without parental care - pupils of boarding schools [Electronic resource] / A.E. Gusarova // Young

Scientist. - 2018. - № 22(208). - S. 276-278. - Access mode: https://moluch.ru/archive/208/51125/

15. Eremina L. S. Socialization as a result of the process of socialization of adolescents / L.S. Eremina, V.N. Kurovsky // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2011. - № 10(112). - S. 166-169.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Гельмутдинова Малика Рафкатовна (г. Казань, Россия), Директор реабилитационного центра благотворительного фонда «Ярдэм», вице-президент фонда «Ярдэм», руководитель АНО Центр поддержки инвалидов «Ярдэм» г. Казань, e-mail: malika@info-islam.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.