УДК 37.018.322.2:316.614
Г.Н. Пяткина, асп. ТГПУ, г. Томск, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
В статье представлена концепция социализации детей-сирот в приемной семье, построенная на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и включающая следующие педагогические условия: разработка индивидуальной программы; формирование вторичной привязанности; развитие познавательной деятельности; совершенствование профессиональной компетентности приемных родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, социальное сиротство, приемная семья, социализация, педагогическая модель, педагогическое сопровождение.
Проблема сиротства в России за прошедшее 20-е столетие трижды вставало перед нашим обществом и государством во всей ее остроте. В зависимости от имевшихся социальноэкономических, политических и педагогических ресурсов она решалась различными путями: в воспитательных учреждениях сиротского типа, в виде опекунства (попечительства), усыновления, в детских домах семейного типа, в замещающих профессиональных семьях. Достоинства и недостатки указанных форм воспитания сирот непрерывно изучались и анализировались. Результаты исследования, проведенного известным американским учёным Джорджем Боулби [1] в 1951 году выявили задержку эмоционального, когнетивного и социального развития детей в сиротских учреждениях интернатного типа и доказали необходимость отказа от них как модели воспитания. К такому же выводу привел и целый ряд отечественных исследований 80-х годов прошлого столетия.
Таким образом, научно доказано, что семья представляет собой незаменимый институт социализации ребёнка, позволяющей ему овладеть базовыми социальными ролями. И именно поэтому, в международном и российском законодательстве закреплён принцип приоритета семейного воспитания (п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ) [2]. В целях реализации данного принципа с 1 марта 1996 г. В России наряду с усыновлением и опекой (попечительством) была введена ещё одна форма устройства детей - приёмная семья [3], что свидетельствует о стремлении государства создать широкие правовые возможности для максимальной реализации принципа семейного воспитания детей, согласно которому, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью. И только при отсутствии такой возможности они передаются в воспитательные учреждения (п. 3 ст.1 и п.1 ст. 123 СК РФ) [2]. Все это предполагает создание системы социально - педагогической помощи ребёнку, которая не допускала бы самой возможности его длительного проживания в детском сиротском учреждении.
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Оно является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста.
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются [4].
Анализ научной педагогической литературы показал, что вопросам социализации детей - сирот в приёмной семье в педагогической литературе, особенно отечественной, не уделяется должного внимания. Работы таких авторов как Крас-
ницкая Г.С. [5], Холмогорова А.Б., Ослон В.Н. [6] затрагивают лишь отдельные аспекты, формирования у приёмных родителей комплекса личностно - профессиональных качеств, необходимых для работы с детьми в условиях семейных форм воспитания.
Это свидетельствует о том, что процесс социализации детей - сирот в приемной семье в значительной мере сдерживается наличием противоречия между потребностью педагогической практики в научно обоснованной педагогической модели социализации детей - сирот в приемной семье и недостаточной теоретической разработанностью условий ее создания и реализации. Для его преодоления необходимо разработать и обосновать содержание и структуру педагогической модели эффективной социализации ребенка в приемной семье.
В своем исследовании мы опираемся на концепции Муд-рика А.В. [7], Головановой Н.Ф. [8]. в которых социализация рассматривается как становление личности, как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Предпринятый нами анализ этих концепций показывает, что социализация имеет три составляющие и отражает три параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику).
2) процесс формирования личности - развитие и само-изменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
3) процесс автономизации человека в обществе (обособление) - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Результат социализации личности ребенка можно рассматривать как сложный многоуровневый объект:
Первый уровень - низкий: слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.
Второй уровень - средний: проявление познавательной активности ребенка к знаниям социальных отношений, избирательном подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.
Третий уровень - высокий: ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, соблюдение усвоенных норм в общении со сверстниками, взрослыми, умения регулировать отношения, утверждать себя в среде сверстников, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем
саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности.
Особую трудность в социализации детей-сирот в приемной семье представляет усвоение социальной роли семьянина. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении [9]. Из этого следует, что для социализации детей сирот необходимо обеспечить их включенность:
1. В реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.
2. В процессе социального взаимодействия предоставить возможность ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Поскольку социально значимые отношения семьи с окружающим социокультурным пространством выстраиваются в континууме основных средовых ниш, деятельность семьи в конструировании процесса социализации детей, должна развиваться в следующих направлениях:
- в системе отношений, выстраиваемых семьей и социумом вокруг проблем сохранения социокультурного наследия данной семьи; межличностный и межкультурный диалог способствует в данном случае формированию этнокультурной идентичности;
- в системе взаимодействия семьи и социума по проблемам сохранения традиций семейной среды в трудовой деятельности - формирование профессиональной идентичности;
- в отношениях, организуемых между семьей, социумом, государственными и муниципальными учреждениями, хозяй-
ственными предприятиями в целях приобщения детей к значимым в семье видам трудовой, профессиональной деятельности - формирование социальной идентичности;
- в отношениях, направленных на формирование личностной идентичности, становление личности, способной самостоятельно и адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития, ответственно принимать жизненно важные решения [10].
Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что для эффективной социализации детей-сирот в приемной семье необходимо реализовать следующею совокупность организационно-педагогических условий:
- разработать индивидуальную программу социализации с учетом особенностей ребенка, возникших у него проблем и педагогических ресурсов семьи;
- последовательно формировать вторичную привязанность ребенка к приемным родителям и развивать его познавательную активность включением в игровые и трудовые внутрисемейные отношения;
- непрерывно, целенаправленно и системно совершенствовать профессиональную компетентность приемных родителей;
- подготовить дидактический комплекс для специалистов служб сопровождения ребенка и приемных родителей, позволяющий оперативно отслеживать динамику процесса социализации и вносить в него необходимые коррективы.
Выявленные организационно-педагогические условия, с учетом цели и принципов индивидуального развития ребенка (личностно-ориентированного и деятельностного), нами положены в основу педагогической модели социализации детей-сирот в приемной семье.
Рис. 1. Педагогическая модель социализации детей-сирот в приемной семье.
Цель: Социализация детей — сирот в приемной семье
Личностно — Ориентированный
еятельностный
Педагогические условия
Совершенствование
Разработка индивидуальной Формирование вторичной Развитие профессиональной
программы привязанности познавательной деятельности компетентности приемных родителей
Диагностика уровня социализации ребенка
Анализ педагогических ресурсов приемной семьи
Опора на положитель ные качеств а ребенка
Выявление положительных качеств и имеющихся проблем социализации
г
И нтеллектуальные Ресурсы семьи
Выбор привлекательных видов деятельности
и их
последователь —
. ность
Включение в систему семейных традиций
Сем ейные праздники, история семьи в архтах и фотографиях
Выполнение внутрисем ейных обязанностей, с учетом особенностей ребенка
-У
Вовлечение ребенка в социальную жизнь общества
Овладение досуговой, общественной и бытовой деятельностью
Формирование
нравственных
ценностей
обучение в «Школе приемных родителей ».
/—
Сотрудничеств о с центром сопровождения замещающих семей
ч
Изучение положительного опыта приемных сем ей
Включение
приемного
родителя
в проектную
деятельность
индивидуальной
программы
Выявление
положительных
качеств
ребенка
Материальные
ресурсы
/—
Формирование физической близости
Формиров ание эмоциональной близости
Игровые
формы
развития
Развитие трудовых
Адаптация к профессии приемного родителя
Стойкая вторичная привязанность
Самообразование приемных родителей
Социальное и личностное становление ребенка
Индивидуальная программа социализации детей-сирот в приемной семье представляет собой документ отражающий: наличие проблем в социализации ребенка, анализ педагогиче-
ских ресурсов приемной семьи (осведомленность родителей о методах воспитания детей-сирот, практическое их применение, эмоциональная окрашенность внутрисемейных взаимо-
отношений, субъект - субъектные взаимодействия; интеллектуальные ресурсы семьи (уровень образования членов семьи, интеллектуальная среда, наличие домашней библиотеки и т.д.); материальные ресурсы семьи (уровень дохода, наличие собственной жилплощади, возможность предоставления ребенку его индивидуального места для игры и учебной деятельности, компьютер, возможность культурного досуга и т.д.); диагностика уровня социализации ребенка (осуществлялась с помощью разработанной методики «диагностика уровня социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях приемной семьи», проведение которой позволяет выявить низкий, средний и высокий уровень социализации).
Одним из необходимых условий для успешной социализации детей-сирот в приемной семье является формирование вторичной привязанности у ребенка к его новым приемным родителям.
Привязанность - это первое социальное отношение с миром, оказывающее решающее влияние на то, как человек в дальнейшем будет относиться к окружающим людям, испытывать доверие к миру, воспринимать его как безопасное место, подходящие для жизни. На практике формирование привязанности заключается в следующем: опора на положительные качества ребенка (выявление индивидуальных особенностей ребенка согласно его возрасту, темпераменту и физическому развитию); проведение семейных праздников, беседа с детьми на тему история семьи, причем как его кровной, так и приемной. Ребенок должен сам понять и определиться, как ему относиться к его прошлой жизни. А приемные родители должны тактично помочь ему в этом. Необходимым этапом формирования привязанности является включением ребенка в систему семейных традиций (семейные праздники, выезд всей семьей на природу и т.д.).
Следующее условие, которое необходимо было реализовать для успешной социализации детей - это обеспечить развитие познавательной деятельности, которое включало в себя: выполнение внутрисемейных обязанностей с учетом возраста ребенка, развитие игровых и трудовых навыков.
Успешная реализация совокупности организационных педагогических условий зависит в значительной степени от профессиональной компетентности приемных родителей. Существенное внимание в нашей работе мы уделяли обучению родителей умениям распознавать симптомы нарушения психологического здоровья ребенка, симптомы возникающих изменений, психологического дискомфорта в семье, умениям адекватно и грамотно реагировать на эти изменения и т.д.
При подготовке эксперимента за основу были выбраны следующие показатели: 1) возраст приемного ребенка от 7 до 10 (полных) лет, 2) здоровье ребенка: к исследованию привлекались только физически здоровые дети (не инвалиды). Выбор этих показателей объясняется тем, что большинство детей-
Bibliography
сирот в приемных семьях составляют именно эту группу (младшего школьного возраста). А основной задачей социализации младших школьников является формирование у них устойчивой мотивации к учебной деятельности, основой которой является развитие познавательной активности.
При формировании контрольной и экспериментальной групп мы учитывали, что на начало эксперимента уровни социализации в обеих группах были примерно одинаковые, так как дети еще находились в одной социальной среде.
Проведенное исследование в течение двух лет, с замерами показателей социализации через каждые шесть месяцев, позволило нам получить следующие результаты социализации детей экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе число детей с низким уровнем социализации снизилось с 79 %, до 46 %, т.е. на 33 %. В контрольной группе тоже произошло снижение количества детей этой категории с 79 % до 34 %. В экспериментальной группе значительно возросло число детей со средним уровне социализации. Если на начало эксперимента их было 18 %, то на конец эксперимента их стало 52%. Изменения в численности детей с высоким уровнем социализации в экспериментальной группе также заметны, хотя они не такие значительные как у первых двух категорий детей. Таким образом, экспериментально доказана эффективность предложенной модели социализации детей-сирот в приемной семье.
Результаты выполненного исследования расширяют теоретические представления о путях социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их помещении в приёмную семью; уточняют критерии и показатели эффективности социализации воспитанников; раскрывают пути разработки содержания, форм и методов воспитательной работы родителей, обеспечивающие эффективную социализацию детей-сирот в приемной семье.
Исследование имеет практико-ориентированный характер. Разработаны и внедрены в практику научно-методические и научно-практические рекомендации для специалистов, работающих в данной сфере и приемных родителей [11].
Все вышесказанное позволяет утверждать, что разработанная педагогическая модель социализации детей-сирот младшего школьного возраста в приемной семье, способствует решению основной задачей социализации детей этого возраста -формированию устойчивой мотивации к учебной деятельности.
В качестве направлений дальнейших исследований можно указать на необходимость исследования условий преодоления в приемной семье у детей-сирот подросткового возраста социального иждивенчества, которое наблюдается у многих воспитанников детских интернатных учреждений на последующих этапах их жизненного и профессионального самоопределения.
1. Bowlby, John. Creation and destruction of the emotional ties. - Moscow: The Academic Project, 2004.
2. Pchelintseva, L.M. Comments to the Family Code of the Russian Federation. - Moscow: Norma, 1999.
3. Kurbatskii, I.N. pedagogical and legal interpretation of the term "foster family" / / Pedagogy. - 2002. - № 5.
4. Oslon, V.N. the fabric of life of children - orphans: professional replacement family. - M.: Genesis, 2006.
5. Krasnitskaya, G.S. School of foster parents: Problems of Psychology 2006.
6. Oslon, V.N. Replacement professional family as one of the models for solving the problem of orphanhood in Russia / V.N. Oslon, A.B. Kholmogorova / / Questions of psychology. - 2001. - № 3.
7. Mudrik, A.V. Introduction to Social pedagogy: a manual for students. - M.: Institute of Applied Psychology, 1997.
8. Golovanova, N.F. Socialization and education of the child: a manual for university students. - Spb.: Speech, 2004.
9. Gusarova, G.I. Socialization of children-orphans and children deprived of parental care / orphans in Russia: the child's right to family: Proceedings of the All-Russian Conference, Moscow, 15 - 19 January 2001. - Moscow: Pedagogy, 2001.
10. Sekovets, L.S. Socialization of children in families with orphans / / Problems of school education. - 2002. - № 3.
11. Pyatkina, G.N. Accept ... help ... To Love ": a practical guide for citizens wishing to take the education of orphans, and professionals working in this field / G.N. Pyatkina, E.B. Korovina. - Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2009.
Article Submitted 23.12.10