Научная статья на тему 'Замещающая семья как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Замещающая семья как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / REPLACING FAMILY / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHAN CHILDREN / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оборина Наталья Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «замещающая семья» в контексте понимания ее как фактора успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные понятия, относящиеся к исследуемой теме, изучены характерные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях, выявлены их отличительные черты с точки зрения социализации. На основе проведенного исследования разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении, способствующая увеличению количества детей, помещенных в замещающие семьи, и созданию условий для их позитивной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substitute family as a factor of successful socialization of orphans and children without paternal care

This article is concerned with the concept considering “substitute family” in the context of understanding it as a factor of successful socialization of orphans and children without paternal care. The main concepts, related to the investigated topic, were analyzed, the characteristics features of children, living in institutions, and children, living in families, were onsidered, their distinctive features in terms of socialization were revealed. Based on the performed investigation the individual program was developed to reduce the terms of stay of the foster-child in the institution, that is contributed to increase the number of expansion of children, placed in the substitute families, and creating the conditions for their positive socialization.

Текст научной работы на тему «Замещающая семья как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 304

ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Оборина Наталья Николаевна, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет», г. Вологда, РФ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятия «замещающая семья» в контексте понимания ее как фактора успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные понятия, относящиеся к исследуемой теме, изучены характерные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях, выявлены их отличительные черты с точки зрения социализации. На основе проведенного исследования разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении, способствующая увеличению количества детей, помещенных в замещающие семьи, и созданию условий для их позитивной социализации. Ключевые слова: замещающая семья; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; социально-педагогическое сопровождение; социализация.

THE SUBSTITUTE FAMILY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PATERNAL CARE Oborina Natal'ya Nikolaevna, student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vologda State

University», Vologda, Russia.

Summary: this article is concerned with the concept considering "substitute family'' in the context of understanding it as a factor of successful socialization of orphans and children without paternal care. The main concepts, related to the investigated topic, were analyzed, the characteristics features of children, living in institutions, and children, living in families, were onsidered, their distinctive features in terms of socialization were revealed. Based on the performed investigation the individual program was developed to reduce the terms of stay of the foster-child in the institution, that is contributed to increase the number of expansion of children, placed in the substitute families, and creating the conditions for their positive socialization.

Keywords: the replacing family; orphan children; children without parental support; social and pedagogical maintenance; socialization.

Сиротство является одной из сложнейших проблем социального и научного плана в мире. Основой научных и практических исследований в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, являются гуманистические идеи, заложенные в Конвенции Организации объединенных наций по правам ребенка. Страны мира, ратифицировавшие Конвенцию, сошлись во мнении, что неотъемлемым правом ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Согласно Конвенции, именно семья является для ребенка естественной и наиболее благоприятной средой для его защиты, развития и воспитания. При отсутствии или разрушении биологической семьи, ребенку предоставляется право на защиту, развитие и воспитание в «замещающей» семье.

Проведя анализ литературных источников, можно сказать, что в нашей стране используются следующие виды устройства детей в «замещающие» семьи: семьи усыновителей, семьи опекунов и попечителей, патронатные семьи, приемные семьи, детские семейные дома, а также детские городки и деревни. Здесь можно выделить такую особую форму устройства как реинтеграция (возвращение) ребенка в его кровную семью при изменении самой семьи и ее условий проживания [1, 2].

Социализация сирот в обществе всегда была актуальной проблемой, но в последнее время она ощущается особенно остро. Современные социально-экономические перемены делают воспитанников детских домов особенно уязвимыми. Полученный социальный опыт, в основном негативный, вызывает эффект социальной неком-

петентности у таких детей, а также искаженное или «ущербное отношение к миру и себе». В связи с этим у детей-сирот возникает противоречие между реальностью и полученным опытом. Все это приводит к тому, что мало кто из таких детей преодолевает барьер социализации и находит свое место в обществе [3].

Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности [4].

В начале XXI века отечественные ученые-специалисты в области психологии сиротства, проведя и проанализировав многочисленные исследования о развитии ребенка в интернатных условиях и условиях приемной семьи, пришли к заключению: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. Роль семьи в развитии ребенка занимает центральное место, так как семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося образа мира у ребенка, формирует соответствующий образ жизни. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности, воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Немаловажную роль здесь играют процессы адаптации и воспитания ребенка. Система воспитания детей в сиротских

учреждениях строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей [5].

Не менее актуальной темой наряду с вышесказанным является социально-педагогическое сопровождение замещающих семей. Под данным определением понимается система психолого-педагогических и социально-правовых мер, которые направлены на преодоление трудностей воспитания и предотвращение семейного неблагополучия в замещающей семье. В основу трактовки данного понятия положен субъектный подход, раскрывающий активную позицию замещающих родителей в освоении нового для них статуса и социальной роли [6]. На основе анализа опыта работы с замещающими семьями можно выдвинуть предположение, что сопровождение таких семей должно начинаться еще до переезда ребенка в новую приемную семью. На основании результатов исследований адаптации ребенка в замещающей семье выявлено, что сотрудники органов опеки и попечительства или уполномоченной службы сопровождения должны начинать сопровождение замещающей семьи еще на подготовительном этапе, когда еще не произошло знакомство ребенка с будущими приемными родителями.

Вместе с тем исследование сущности и основных процессуальных характеристик сопровождения замещающего родитель-ства представляет научную, теоретическую и практическую значимость. Их выявление и обоснование позволят научно обоснованно выстраивать процесс профессиональной консультационной, кор-рекционной и профилактической работы с опекунскими, приемными и патронат-ными семьями [4, 7].

Опираясь на вышесказанное, нами

была поставлена задача по изучению опыта организации сопровождения замещающих семей конкретного учреждения, а именно Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тотемский детский дом».

По результатам изучения нами были получены следующие результаты. В настоящее время идет становление системы сопровождения приемных семей в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одной из серьезных проблем является неподготовленность специалистов к подобной работе, нередкое отсутствие самих служб, недостаточная разработанность технологии социально-педагогического и медико-психологического сопровождения профессионально-замещающих семей.

Таким образом, мы сочли более целесообразным выстроить исследование на основе сравнительного анализа уровня социализации воспитанников учреждения и детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Анализ осуществлялся по «Методике для изучения уровня социали-зированности личности ребенка», разработанной профессором М. И. Рожковым. Данная методика предназначена для выявления уровня социальной адаптирован-ности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Опираясь на данные проведенного нами исследования, можем говорить о том, что в целом уровень социализированности детей, воспитывающихся в замещающих семьях значительно выше уровня социа-лизированности детей, воспитывающихся в детском учреждении. Если рассматривать средний суммарный балл таких составляющих социализированности как, оценка социальной адаптированности,

оценка автономности, оценка социальной активности и оценка нравственности, то сможем прийти к следующим выводам. Дети, воспитывающиеся в учреждении, по всем показателям значительно отстают от детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Таким образом, ребенок, воспитывающийся в семье, имеет больше шансов достичь наивысшего уровня соци-ализированности, по сравнению с ребенком, воспитывающимся в учреждении.

На данном основании нами была разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении.

Программа имеет особую актуальность, так как цель программы - сокращение количества воспитанников в учреждении и помещение их в семьи.

Содержание

1. Пояснительная записка;

2. Цель и задачи программы;

3. Сроки реализации программы;

4. Особенности развития ребенка;

5. План мероприятий по реализации программы;

6. Ожидаемый результат;

7. Риски;

8. Пути преодоления рисков;

9. Результат.

Разработка и реализация подобной программы ведет к:

• систематизации данных о близких

родственниках ребенка (возможность нахождения родственника у которого нет отказа от воспитания, или вообще нового родственника, о котором нет информации в личном деле воспитанника, но он желает принять ребенка в семью);

• изменению ситуации с кровной семьей ребенка (перестали пить, устроились на работу, установили связь с ребенком, звонят, пишут и так далее);

• изменению приоритетов воспитания в учреждении (перестройка работы всего учреждения на временное пребывание ребенка в учреждении);

• сокращению количества воспитанников в учреждении;

• овладению специалистами учреждения новыми технологиями в работе по семейному устройству детей.

Программа была разработана в рамках написания выпускной квалификационной работы.

По итогам реализации программы на данный момент 2 ребенка были возвращены в кровную семью и 4 воспитанника готовятся к передаче в замещающие семьи. Это говорит о том, что программа действенна и эффективна. Применяемые методы работы способствуют решению поставленных задач и достижению основной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российской и зарубежный опыт. - 2013, - 149 с.

2. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье : дис. ... доктор техн. наук : 13.00.01 / Захарова Жанна Анатольевна; Место защиты : [Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова]. - Кострома, 2009.

3. Шульга Т.И. Особенности сопровождения замещающих семей с детьми разного возраста // в сб. ст. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации:

образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. - 2013.

4. Гайсина Г. И. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи / Педагогическое образование в России. - № 4. - 2013. - 191-195 с.

5. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья.

- Москва: Генезис, 2006. - 368 с.

6. Шохина Е. А. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России: учебн. пособие. - Москва: Просвещение, 2006. - 324 с.

7. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. - 2011.

- № 1. - С. 53-58.

REFERENCES

1. Gaysina G. I. Semeynoe ustroystvo detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: rossiyskoy i zarubezhnyy opyt. - 2013, - 149 s.

2. Zakharova Zh. A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa vospitaniya priemnogo rebenka v zameshchayushchey sem'ye : dis. ... doktor tekhn. nauk : 13.00.01 / Zakharova Zhanna Anatol'yevna; Mesto zashchity : [Kostromskoy gos. un-t im. N. A. Neksrasova]. - Kostroma, 2009.

3. Shul'ga T.I. Osobennosti soprovozhdeniya zameshchayushchikh semey s det'mi raznogo vozrasta // v sb. st. Psikhicheskaya deprivatsiya detey v trudnoy zhiznennoy situatsii: obrazovatel'nye tekhnologii profilaktiki, reabilitatsii, soprovozhdeniya. - 2013.

4. Gaysina G. I. Problemy teorii i praktiki soprovozhdeniya zameshchayushchey sem'i / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - № 4. - 2013. - 191-195 s.

5. Oslon V.N. Zhizneustroystvo detey sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya.

- Moskva: Genezis, 2006. - 368 s.

6. Shokhina E. A. Semeynoe neblagopoluchie kak aktual'naya sotsial'no-ekonomicheskaya problema sovremennoy Rossii: uchebn. posobie. - Moskva: Prosveshchenie, 2006. - 324 s.

7. Abel'beysov V. A. Sotsializatsiya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley v detskom dome: sotsiologicheskiy analiz problemy // Sotsiosfera. - 2011. - № 1.

- S. 53-58.

Материал поступил в редакцию 13.09.2016

© Оборина Н. Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.