Научная статья на тему 'Технология социального сопровождения в практике социальной работы с приемной семьей'

Технология социального сопровождения в практике социальной работы с приемной семьей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2298
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / FOSTER HOME / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / TECHNOLOGY OF SOCIAL MAINTENANCE / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забелина Н.В., Алюшина Д.С.

В статье отражены результаты исследования, посвященного оценке уровня удовлетворенности приемных родителей реализацией технологии социального сопровождения родителей приемных семей на примере Центра сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация представленного исследования проводилась по трем этапам. На первом этапе проведен анализ литературных источников по проблемам приемных семей и особенностей их социального сопровождения, изучен порядок предоставления данной услуги Центром сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Второй этап работы посвящен разработке и созданию анкеты по оценке уровня удовлетворенности реализацией технологии социального сопровождения для приемных родителей. На заключительном, третьем этапе, нами были обработаны результаты анкетирования и описаны основные выводы по проведенному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Забелина Н.В., Алюшина Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология социального сопровождения в практике социальной работы с приемной семьей»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 364:346.6 ББК: 65.272

Социальные науки

Технология социального сопровождения в практике социальной работы с приемной семьей.

© Н.В. Забелина, Д.С. Алюшина

Забелина Н.В. - старший преподаватель кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: nzabelina@mail.ru

86

Алюшина Д.С. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: daryaalyushina@yandex.ru

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье отражены результаты исследования, посвященного оценке уровня удовлетворенности приемных родителей реализацией технологии социального сопровождения родителей приемных семей на примере Центра сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация представленного исследования проводилась по трем этапам. На первом этапе проведен анализ литературных источников по проблемам приемных семей и особенностей их социального сопровождения, изучен порядок предоставления данной услуги Центром сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Второй этап работы посвящен разработке и созданию анкеты по оценке уровня удовлетворенности реализацией технологии социального сопровождения для приемных родителей. На заключительном, третьем этапе, нами были обработаны результаты анкетирования и описаны основные выводы по проведенному исследованию.

Ключевые слова: приемная семья, технология социального сопровождения, удовлетворенность.

87

Семья является наиболее благоприятной средой для воспитания и развития здоровой личности, в которой ребёнок учится навыкам общения, умения контролировать себя и уважать окружающих людей. На сегодняшний день существует проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются определённой группой риска в виду отсутствия способности адаптации в современном обществе. Задача государства и специалистов социальной работы в оказании помощи в устройстве этих детей в семьи, которые в свою очередь поддержат и направят ребёнка в его развитии. Действительно, если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.

На сегодняшний день в России отмечается положительная тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние пять лет их численность сократилась более чем в два раза — со 127 тысяч до показателей на март 2017 56 994 детей, включая сирот и детей, лишённых опеки родных родителей. При этом доля сирот, которые находятся на воспитании в семьях, увеличилась с 75 до 87%,— говорится на сайте правительства.

По данным департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политики Курской области в нашем регионе также отмечаются благоприятные изменения. По итогам 2016 года в Курской области на 3,1 % уменьшилась общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составив 3225 человек. Численность детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете в региональном банке данных, уменьшилась на 25,9 % , составив 367 человек.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что приёмные семьи входят в

число семей социального риска, так как жизненный цикл затрудняется адаптацией ребёнка и зачастую сами взрослые оказываются в трудной жизненной ситуации. Для семейных пар, которые решаются взять ребёнка, характерен ряд проблем, осложняющих процесс вхождения ребёнка в новую среду. Такие семьи сталкиваются с материальными, бытовыми, педагогическими трудностями, преодолеть которые помогает соответствующая подготовка и помощь специалистов в данном вопросе.

Цель исследования - оценить уровень удовлетворенности приемных родителей реализацией технологии социального сопровождения родителей приемных семей на примере Центра сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования выступает технология социального сопровождения родителей приемных семей.

Предмет - удовлетворенность родителей приёмных семей технологией социального сопровождения замещающих семей.

Методы, используемые при проведении исследования - это анализ литературных источников, нормативно-правовых документов, анкетирование.

Гипотеза - клиенты центра сопровождения замещающих семей, а именно приемные родители, удовлетворены качеством, объемом и технологией социального сопровождения.

Для полноценного развития ребёнка, формирования его личности и поведения необходимо соответствующее окружение людьми, которые способны воспитать, окружить его любовью и заботой. В современной литературе сформировано наиболее общее понятие, которое говорит, что семья - круг лиц, которые связанны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. К признакам, характеризующим

семейные отношения относят: совместное проживание лиц, наличие взаимных прав и обязанностей, моральная и материальная поддержка членов семьи.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре [1].

Социально-психологическое сопровождение семьи - комплекс мероприятий (организационных, диагностических, образовательных, развивающих), осуществляемый междисциплинарной командой специалистов, объединенных единой реабилитационной целью оказания помощи родителям в преодолении трудной жизненной ситуации, в результате которой были нарушены права и законные интересы ребенка (детей). Основная деятельность заключается в оказании реабилитационной помощи в решении актуальных психологических, бытовых, медицинских, социальных и других проблем семьи; вовлечении родителей и взрослых членов семьи в деятельность по освоению (восстановлению) навыков самостоятельного преодоления трудностей; мотивации их на активное участие в запланированных мероприятиях. Результатом является восстановление способности семьи самостоятельно адаптироваться в изменяющихся условиях среды [3].

Технология социального сопровождения реализуется в 5 этапов. На первом этапе происходит знакомство с семьей; на втором этапе осуществляется, диагностика семейных ресурсов, трудностей и особенностей адаптации детей в семье, согласование порядка взаимодействия с семьей в рамках услуги и назначение ответственного специалиста - психолога или социального педагога по сопровождению семьи.

Второй этап - организация деятельности по сопровождению семьи в течение первого года после приема ребенка (де-

тей) в семью - направлен на минимизацию трудностей адаптации замещающей семьи, нормализацию семейных взаимоотношений и помощь в преодолении кризисных ситуаций, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

На протяжении всего периода оказания услуги не реже 1 раза в полгода проводится мониторинг состояния развития приемного ребенка и динамики адаптации семьи. По итогам мониторинга осуществляется корректировка плана сопровождения семьи.

Четвертый этап описывает сопровождение семьи на второй год пребывания ребенка в замещающей семье и циклично повторяется на третий год.

Мероприятия данного этапа направлены на профилактику нормативных кризисов пребывания ребенка в замещающей семье, оказание своевременной поддержки в случае необходимости и по запросу семьи.

Пятый этап предполагает мероприятия по завершению сопровождения семьи [3].

Опыт работы с замещающими семьями показывает, что сопровождение таких семей должно начинаться задолго до переезда ребенка в новую приемную семью. Результаты исследований адаптации ребенка в замещающей семье показали, что сотрудникам органов опеки и попечительства или уполномоченной службы сопровождения необходимо начинать сопровождение замещающей семьи еще на подготовительном этапе, когда еще не произошло знакомство ребенка с будущими приемными родителями [6].

В Курской области технологию социального сопровождения реализует областное казённое учреждение «Центр сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей», который находится по адресу город Курск, улица Союзная, дом № 29А.

В «Центре сопровождения» оказывается своевременная профессиональная помощь в период адаптации ребенка в

88

89

замещающей семье, в кризисных и конфликтных ситуациях, консультативная помощь по вопросам семейного устройства и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты оказывают практическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончанию обучения в образовательной организации в дальнейшем жизнеустройстве. Социальное сопровождение замещающих семей является инновационной технологией в социальной работе.

В центре работают квалифицированные специалисты: социальные педагоги, педагоги-психологи, медицинские психологи, юристы, специалисты по социальной работе, врач-психиатр и врач-специалист. Нами была разработана анкета и проведено исследование по оценке уровня удовлетворённости родителей приёмных семей технологией социального сопровождения на примере Центра сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При содействии специалистов Центра в опросе приняли участие 20 родителей замещающих семей. Не смотря на то, что технология реализуется на уровне области, учреждение работает всего 2 года и количество получателей социальных услуг на сегодняшний день невелико. Все 100% опрошенных - это женщины, матери замещающих семей, в возрасте от 35 лет

[4].

На основании проведённого исследования были получены следующие результаты:

Главным источником информации о работе данного учреждения являются сами сотрудники центра, 20% опрошенных узнали о возможности получения социальных услуг из официального интернет сайта, 20% - от родственников и знакомых.

Абсолютно все респонденты отметили, что работники учреждения компетентны, вежливы и доброжелательны.

100% опрошенных полностью удов-

летворены условиями предоставления социальных услуг, в том числе помещением, мебелью, имеющимся оборудованием.

Полное отсутствие очереди в период ожидания получения социальных услуг отметили 100% опрошенных в виду индивидуального графика посещений специалистов и занятий для каждой семьи.

График работы учреждения устраивает 90% респондентов, 10% отмечают, что удовлетворены лишь частично в виду возможности посещения Центра с ребёнком только в выходные дни.

Все опрошенные родители отметили, что полностью удовлетворены результатами предоставленной им социальной помощи, проблемы, с которыми они обращались, были решены в полном объёме.

Наиболее распространённой услугой Центра сопровождения для замещающих семей является консультирование родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей, посредством психолого-педагогического, юридического и медицинского консультирования. 90% опрошенных была предоставлена услуга по организации досуга для замещающих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. Психологическая диагностика детско-родительских отношений была оказана 35 % опрошенных, тренинговые занятия по формированию детско-родительских отношений - 20%, коррекционно-развивающие занятия с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях - 10 %, индивидуальные занятия с использованием метода биологической обратной связи - 10 %.

Абсолютно все опрошенные замещающие матери отметили, что полностью удовлетворены качеством предоставленных услуг и порекомендовали бы учреждение своим знакомым.

Подводя итоги данной работы, следует отметить, что жизненный цикл приёмных семей осложняется адаптацией ребёнка к новым условиям, установлением контакта между членами новой семьи и педагогическими трудностями воспитания. Проблема семейного устройства

детей, оставшихся без попечения родителей, существовала на протяжении долгих лет и лишь совершенствование законодательства и семейной политики в современной России позволило сделать большие шаги по решению данного вопроса.

Развитие института профессиональной замещающей семьи претерпевало многочисленные трудности, но в настоящее время решением проблемы интеграции детей-сирот в общество является для России наиболее приемлемым. На сегодняшний день приёмная семья является важным и значимыми элементом общественных отношений, которая выполняет основные функции и выступает в роли полноценного социального института для детей, оставшихся без попечения родителей.

Очевидно, что к принятию ребенка в замещающую семью необходимо готовить, родителей нужно обучать умениями, навыками по вопросам установления контактов с неродными детьми, консультировать по содержанию, формам и методам их воспитания, по способам организации их жизнедеятельности на разных возрастных этапах. Важную роль играет специальная служба социально-педагогического сопровождения в последующие годы. Такие семьи сталкиваются с материальными, бытовыми, педагогическими

трудностями, преодолеть которые помогает соответствующая подготовка и помощь специалистов в данном вопросе.

Таким образом, работа, проводимая Центром сопровождения с родителями и ребёнком до принятия его в семью даёт положительные результаты. С помощью специалистов социальной работы и психологов новоиспечённой семье удаётся наладить детско-родительские отношения, сформировать благоприятную психологическую атмосферу, минимизировать возникновение конфликтных ситуаций и организовать свой досуг. Уровень удов-лётворённости технологией социального сопровождения является максимальным, о чём свидетельствуют результаты проведённого исследования. 100 % опрошенных отметили, что результаты проделанной работы их абсолютно устраивают и проблемы, с которыми они обратились в Центр, были полностью решены. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о грамотной и рациональной организации работы Центра сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высокой квалификации сотрудников и о больших перспективах развития данного направления социальной работы.

90

ЛИТЕРАТУРА

1. Семейный кодекс Российской Федерации. - М: Эксмо,2017

2. Гайсина Г.И. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.19Н95

3. Мартыновой М.С. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

Книга 22 // Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 144 С.

4. Официальный сайт Центра сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// centrsopr.ru/

TECHNOLOGY OF SOCIAL MAINTENANCE IN PRACTICE OF SOCIAL WORK WITH THE FOSTER HOME

© Natalia V. Zabelina, Daria S. Alyushina

Zabelina Natalia V. - Senior Lecturer of Social Work and Life Safety Department, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: nzabelina@mail.ru

Alushin Daria S. - student, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: daryaalyushina@yandex.ru

Address: st. K. Marx, 3, Kursk, 305041, Russian Federation

91

Abstract

Results of the research devoted to assessment of level of satisfaction of adoptive parents with realization of technology of social escort of parents of foster homes on the example of the Center of escort of the replacing families and citizens from among orphan children and children without parental support are reflected in article. Realization of the presented research was carried out on three stages. At the first stage the analysis of references on problems of foster homes and features of their social maintenance is carried out, the order of providing this service by the Center of escort of the replacing families and citizens from among orphan children and children without parental support is studied. The second stage of work is devoted to development and creation of the questionnaire according to the level of satisfaction with realization of technology of social maintenance for adoptive parents. At a final, third stage, we have processed results of questioning and the main conclusions on the conducted research are described.

Keywords: foster home, technology of social maintenance, satisfaction.

REFERENCE

1. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. - M: Eksmo,2017

2. Gaysina G.I. Problemy teorii i praktiki so-provozhdeniya zameshchayushchey sem'i // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2013. №4. S.191-195

3. Martynovoy M.S. Psikhologo-pedagogiches-koye soprovozhdeniye zameshchayushchikh se-mey.

Kniga 22 // Natsional'nyy fond zashchity detey ot zhestokogo obrashcheniya, 2013. - 144 S.

4. Ofitsial'nyy sayt Tsentra soprovozhdeniya zameshchayushchikh semey i grazhdan iz chisla detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popech-eniya roditeley [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: URL: http://centrsopr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.