УДК 376.1-058.862 DOI 10.37972/chgpu.2021.113.4.017
М. Р. Гелъмутдиноеа
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Благотворительный фонд «Ярдэм», г. Казань, Россия
Аннотация. В связи с возрастающей потребностью приемных родителей в получении помощи со стороны специалистов является актуальным определение факторов эффективности помощи замещающим семьям. На основе этих факторов создаются социально-педагогические условия, которые способны обеспечить широкие возможности для развития личности, что является основной целью педагогического сопровождения.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей социализации детей-сирот в условиях приемной семьи и определении обстоятельств, влияющих на ее эффективность. Для достижения цели автором были проанализированы работы, посвященные специфике социализации детей-сирот, способам облегчения этого процесса; среди приемных родителей было проведено анкетирование. Анализ анкет выявил актуальный социальный запрос на организационно-педагогическое сопровождение приемных семей. Причины такого запроса связаны с тем, что замещающие родители в приемной семье не всегда могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами различного характера.
Также на основе полученных данных были выявлены сущность и содержание организационно-педагогического сопровождения социализации приемных детей, рассмотрены условия его эффективного функционирования. Были изучены технологии работы педагога с детьми-сиротами и их приемными родителями, способы повышения социально-педагогической компетентности родителей.
Статья предназначена для специалистов органов опеки и попечительства, сотрудников интернатных учреждений, социальных педагогов, студентов образовательных учреждений, планирующих работать в сфере социального обслуживания.
Ключевые слова: дети-сироты, приемная семья, социализация, организационно-педагогическое сопровождение, социально-педагогические условия социализации приемных детей
М. R. Gelmutdinova
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SOCIALIZATION OF ORPHANS IN FOSTER FAMILIES: CONDITIONS OF EFFECTIVENESS
"Yardem " Charity Foundation, Kazan, Russia
Abstract. Due to the increasing need of foster parents to receive support from specialists, it is relevant to determine the factors of effectiveness of support to such families. On the basis of these factors, socio-pedagogical conditions are created to provide ample opportunities for personal development, which is the main goal of pedagogical support.
The purpose of the study is to identify the features of socialization of orphans in foster families and to determine the circumstances affecting its effectiveness. To achieve this goal, the author analyzed the works devoted to the specifics of socialization of orphaned children, ways to facilitate this process. A questionnaire was conducted among foster parents. The analysis of the questionnaire revealed a relevant social demand for organizational and pedagogical support of foster families. The reasons for such a demand are due to the fact that foster parents in a foster family are not always able to cope with difficulties on their own.
Moreover, on the basis of the data obtained, the essence and content of organizational and pedagogical support for socialization of foster children were identified, the conditions for its effective functioning were considered. The techniques of the teacher's work with orphaned children and their foster parents, ways to improve the socio-pedagogical competence of parents were considered.
The article is intended for specialists of guardianship and custody bodies, employees of boarding institutions, social educators, students planning to work in the field of social services.
Keywords: orphans, foster family, socialization, organizational and pedagogical support, socio-pedagogical conditions for socialization of adopted children
Введение. Эффективность социализации детей-сирот в условиях приемной семьи напрямую зависит от особенностей организационно-педагогического сопровождения этого процесса.
Сопровождение - это специфический вид деятельности, заключающийся в следовании рядом с кем-либо и оказании необходимой помощи [13].
Под педагогическим сопровождением мы понимаем систему непрерывных и продолжительных педагогических действий, направленных на раскрытие личностного потенциала субъекта взаимодействия для успешного преодоления трудностей различного характера. Главная цель педагогического сопровождения - создание социально-педагогических условий, обеспечивающих максимальные возможности для развития личности [4], а его результатом является развитие способности личности к гармонизации отношений с внешней средой, т. е. ее адаптивность.
В зависимости от проблемы сопровождаемого выделяют такие разновидности педагогического сопровождения, как социально-педагогическое, психолого-педагогическое, организационно-педагогическое и др.
На наш взгляд, деятельность по сопровождению предполагает не только педагогическую помощь и поддержку сопровождаемых, но и организацию этого процесса, эффективность которой в такой же мере определяет его успешность. В связи с этим мы считаем, что в аспекте решаемой нами в данном исследовании проблемы более целесообразно использовать термин «организационно-педагогическое сопровождение».
Данный феномен исследователи рассматривают как процесс субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего с целью раскрытия потенциала личности сопровождаемого в успешной социализации на основе сотрудничества [5]. Е. В. Мош-кина выделяет в нем две составляющие: организационную как «совокупность организационных действий, направленных на управление и координацию деятельности, распределение полномочий и ответственности субъектов образовательного процесса», и педагогическую, конкретизирующую «содержание, формы, методы и приемы обучения, программно-методическое, информационное, технологическое обеспечение, личностную поддержку» [6]. Оба компонента ориентированы на повышение результативности этого процесса.
Под организационно-педагогическим сопровождением социализации детей-сирот в приемной семье мы понимаем мероприятия, нацеленные на организацию непрерывной педагогической помощи ребенку и его приемным родителям в преодолении трудностей его социальной адаптации на основе субъект-субъектного взаимодействия.
Целью нашего исследования является выявление особенностей сопровождения социализации детей-сирот в условиях приемной семьи и определение факторов эффективности этого процесса. Выделение организационного компонента сопровождения позволяет целенаправленно управлять этим процессом: контролировать его, выбирать адекватные методы, формы, средства его реализации, создавать условия, способствующие эффективному функционированию педагогического сопровождения [8]. Целью организационно-педагогического сопровождения в данном случае становится создание условий для личностного развития и самореализации ребенка для успешной интеграции в общество.
Актуальность исследуемой проблемы. Процесс воспитания приемного ребенка зачастую связан с трудностями его социализации. Особенно часто процесс можно назвать осложненным, если ребенок имеет опыт предыдущей социальной ситуации. В связи с этим у замещающей семьи четко оформляется потребность в получении помощи в вопросе адаптации к условиям жизни в обществе.
Подобная помощь может быть оказана с применением эффективного сопровождения, что формирует успешную социализацию приемных детей. Актуальность и значимость проблемы обусловлена не только запросами приемных родителей для обеспечения их организационно-педагогическим сопровождением, но и научной ценностью практических результатов, полученных в ходе исследования.
Материал и методы исследования. В ходе исследования был проведен анализ работ, посвященных специфике социализации детей-сирот в замещающих семьях, способам облегчения этого процесса. На основе полученных данных анкетирования приемных родителей были сформулированы особенности организационно-педагогического сопровождения социализации детей и определены условия эффективности этого процесса.
Результаты исследования и их обсуждение. Опрос родителей, воспитывающих приемных детей, показал, что многие из них сталкиваются с трудностями в социализации ребенка, среди которых: непонимание особенностей возрастного развития ребенка, уже имеющего опыт проживания в биологической семье и в государственном учреждении, а также предыдущей социальной ситуации его развития; неспособность создать атмосферу защищенности, развить у него чувство уверенности в завтрашнем дне; неумение осуществлять коррекцию нежелательных качеств, привычек и черт характера приемного ребенка и т. п.
Следует отметить, что не все приемные родители осознают потребность в помощи со стороны специалистов, считают, что они в состоянии справиться самостоятельно с возникшими проблемами (8 %), однако большинство признают, что нуждаются в поддержке профессионалов. Примерно половина из них уже обращались в соответствующие службы, но не получили необходимой помощи из-за некомпетентности специалистов либо грубости и непонимания с их стороны.
Субъектами организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот являются: специалисты системы сопровождения, органов опеки и попечительства (педагоги, социальные педагоги, социальные работники, психологи, медики, юристы и др.); члены приемной семьи как постоянное окружение ребенка; сам ребенок как ответственный и самостоятельный субъект собственного развития, так как носителем проблемы выступает он сам.
Сопровождение социализации ребенка должно осуществляться в контексте социального взаимодействия субъектов на основе сотрудничества, которое предполагает: совместное определение проблем и их причин; разработку целей и задач сопровождения, плана совместных действий, определение функций, обязанностей, содержание работы каждого субъекта сопровождения семьи; контроль и оценку результатов работы, при необходимости коррекцию процесса и его компонентов.
Для того чтобы система организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в условиях приемной семьи эффективно функционировала, целесообразно создание особых социально-педагогических условий. Рассмотрим их.
1. Организация сопровождения должна строиться на ряде методологических подходов: системном, гуманистическом, личностно ориентированном, личностно-средовом, личностно-деятельностном.
Системный подход позволяет конструировать организационно-педагогическое сопровождение с учетом таких свойств, как целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды.
Личностно ориентированный подход требует личностно ориентированной позиции специалиста и родителей; субъект-субъектных отношений между специалистом и ребенком, специалистом и родителями, в основе которых лежат сотрудничество и диалогичность; учета индивидуальности ребенка с его собственными связями и социальным опытом. Все это обусловливает выбор технологий, форм и методов работы с ребенком-сиротой и замещающими родителями, адекватных наличной ситуации, в соответствии с потребностями и интересами конкретного ребенка, а не запросами извне.
Гуманистический подход способствует максимальному раскрытию возможностей и личностного потенциала ребенка, коррекции процесса его социального развития с учетом его особенностей, зон актуального и ближайшего развития.
Личностно-средовой подход раскрывает возможности использования среды в социализации ребенка-сироты и подразумевает педагогизацию микросоциума ребенка, учет его позитивных и негативных влияний.
Личностно-деятельностный подход предполагает развитие ребенка путем вовлечения его в разнообразную социально значимую деятельность. Доказано, что только в деятельности формируются социально ценные навыки, происходит овладение нормами и правилами поведения, развиваются социально значимые качества личности, что существенно облегчает адаптацию человека к новой социальной среде. В связи с этим необходимо включать ребенка в самостоятельную и коллективную, совместную с другими людьми (родителями, педагогами, другими специалистами, одноклассниками, друзьями и т. д.) деятельность.
2. Организационно-педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в условиях приемной семьи должно носить непрерывный и долговременный характер в течение всего периода становления и развития личности сопровождаемого, так как это сложный, динамический процесс, определяющийся в значительной мере активностью самого ребенка, его субъектной позицией и условиями, созданными в семье.
Можно выделить следующие этапы этого процесса: диагностический, организационно-методический, деятельностный и рефлексивно-коррекционный.
На диагностическом этапе специалист сопровождения совместно с приемными родителями выявляет и актуализирует проблему ребенка, для чего используется специально подобранный диагностический инструментарий, и оценивает ее. Выявление причины проблемы - одна из важнейших и сложных задач. Для того чтобы построить систему сопровождения, необходимо понять, какие факторы влияют на ребенка, что вызывает трудности в его социализации.
На организационно-методическом этапе полученная информация анализируется, определяются цели и задачи сопровождения, пути и способы решения проблемы, выявляются возможности и ресурсы семьи, степень участия ребенка в этом процессе. После чего специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты и методы решения проблемы, прогнозируют их результаты. После всех консультаций разрабатывается программа организационно-педагогического сопровождения социализации ребенка-сироты, которая ежегодно корректируется, уточняется и дополняется.
На следующем этапе программа сопровождения реализуется в соответствии с выбранными направлениями, методами и формами работы специалистов. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику изменений уровня социализированное™ ребенка, степени интериоризации им педагогических воздействий.
На рефлексивно-коррекционном этапе проводится диагностика и рефлексия процесса реализации программы для определения дальнейших действий. Специалисты по сопровождению вместе с приемными родителями анализируют и оценивают его результаты,
рассматривают возможные трудности, намечают пути их преодоления. Далее при необходимости вносятся коррективы в программу сопровождения и, соответственно, дальнейшей деятельности всех специалистов сопровождения в целом.
3. Следующее условие эффективного функционирования организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье - наличие развивающей среды, способствующей активизации самостоятельной деятельности детей и их успешной социализации, включающей игровую и трудовую совместную деятельность.
Развивающая среда описывается как «многоуровневое, иерархически построенное пространство, целенаправленно организующее развитие личности человека посредством активизации природных, социальных, педагогических и личностных ресурсов природной среды, социума и человека, что выражается в изменении отношений, социальных ролей и освоении новых видов деятельности» [12]. Такая среда создает у приемного ребенка чувство защищенности, психологического комфорта, облегчает его интеграцию в общество, предоставляет возможности для освоения норм и правил поведения, необходимых для адаптации в социуме. Ее отличают эмоционально и интеллектуально насыщенная атмосфера сотрудничества, интенсивные совместная деятельность и общение, что способствует успешному саморазвитию личности, развитию потребностей в самоопределении и социальном самоутверждении [1].
Роль специалиста по сопровождению заключается в том, чтобы объяснить приемным родителям значимость домашней обстановки, в которой развивается ребенок, убедить в том, что «обогащенная» окружающая среда способствует эффективной социализации и социальной адаптации [11].
4. Не менее важным условием успешности организационно-педагогического сопровождения приемной семьи и ребенка-сироты, помещенного в нее, являются знания специалиста содержания сопровождения и возможных форм реализации этого содержания в практике. Для этого необходимо организационно-методическое обеспечение данного процесса, описывающее технологии, формы и методы сопровождения. Целенаправленная деятельность педагога с детьми и приемными родителями включает диагностику, консультирование, реабилитацию, коррекцию.
Технология социальной и психолого-педагогической диагностики позволяет специалистам системы организационно-педагогического сопровождения социализации приемного ребенка изучать и затем отслеживать условия его содержания, воспитания и образования; адаптацию ребенка и семьи друг к другу; приспособление ребенка к школе, учителям и одноклассникам; внутрисемейные отношения и эмоциональное состояние членов семьи; отношения приемного ребенка со сверстниками; психологический климат в семье. Диагностика дает возможность получить объективную и достоверную информацию для дальнейшей работы с приемной семьей, чтобы правильно поставить диагноз.
Проводить ее целесообразно во время посещений семьи в ходе бесед с замещающими родителями, другими членами семьи, приемным ребенком, педагогами учреждений образования, другими заинтересованными лицами.
Наиболее частыми проблемами детей-сирот являются сложности социализации, последствия эмоциональной депривации, установление взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и т. д. В связи с этим специалистами сопровождения используется технология социальной реабилитации, которая направлена на коррекцию тех ценностей, действий, черт характера, эмоций, которые нарушают процесс социализации приемного ребенка, и осуществляется в процессе работы с самим ребенком и его социальным окружением. Педагогический аспект социальной реабилитации представляет собой меры воспитательного характера, способствующие развитию значимых личностных качеств ребенка, активной жизненной позиции; овладению навыками самообслуживания, правилами поведения в обществе [7].
Технология социальной коррекции направлена на помощь детям, испытывающим определенные проблемы в социальном функционировании, преодоление отклонений от общепринятых моделей поведения в социуме. Коррекционная работа проводится в различных сферах жизнедеятельности ребенка и касается психологического, педагогического, социально-средового аспектов [2].
В организационно-педагогическом сопровождении социальная коррекция способствует изменениям к лучшему социального самочувствия приемного ребенка, модели его поведения, профилактике негативных отклонений в социальном функционировании. Эффективность коррекционной деятельности зависит от компетентности специалистов в этой области [10].
В социализации детей-сирот важную роль играет консультирование, так как для решения многих проблем ребенка необходим информационный обмен между педагогом и приемными родителями, между специалистом и ребенком. Консультирование может выступать средством мобилизации ресурсов семьи, помочь приемным родителям и ребенку осознать проблему, понять необходимость ее решения.
Перечисленные технологии объединены единой целью, определенной последовательностью, объектом и субъектами сопровождения.
5. Следующим социально-педагогическим условием успешного функционирования системы организационно-педагогического сопровождения является развитие социально-педагогической компетентности приемных родителей, поскольку одной из основных причин появления у ребенка-сироты трудностей в социализации является недостаточная грамотность родителей в вопросах воспитания приемных детей, отсутствие у них необходимых педагогических умений и навыков.
Некомпетентность замещающих родителей проявляется в отсутствии знаний особенностей психического развития детей на разных возрастных этапах, способности организовать взаимодействие и коммуникацию членов семьи с приемным ребенком, понимания необходимости помощи квалифицированных специалистов и пр. В связи с этим становится актуальным формирование у замещающих родителей педагогически компетентного поведения. Под педагогической компетентностью приемных родителей мы понимаем их готовность и способность воспитывать и развивать детей-сирот для их успешной социализации и адаптации в социуме [9]. Она включает знание потребностей приемного ребенка, умение вовремя и адекватно реагировать на их изменения, управлять его поведением, создавать благоприятную обстановку, предупреждать конфликты, разрешать сложные ситуации, работать в команде со специалистами службы сопровождения и т. д. Не менее важным является сформированность таких личностных качеств, необходимых для воспитания ребенка-сироты, как ответственность, трудолюбие, любовь к детям, общительность, социальная устойчивость и активность, интуиция и т. п.
На наш взгляд, наиболее эффективно формирование данной компетентности в процессе обучения им в школе приемных родителей. Результативность этого процесса зависит от понимания целей и задач обучения, установки слушателей на освоение необходимых знаний, их познавательной активности, готовности к взаимодействию со специалистами, стремления к самообразованию [3].
6. Последнее условие эффективного осуществления организационно-педагогического сопровождения социализации приемных детей - мониторинг, включающий систематическое отслеживание социального статуса ребенка и его развитие и нацеленный на обеспечение эффективности сопровождения ребенка-сироты, помещенного в приемную семью, обобщение его результатов, прогнозирование развития ситуации. При осуществлении мониторинга специалисты сопровождения должны учитывать следующие аспекты жизни ребенка: его здоровье и безопасность, успехи или трудности в обучении, уровень самосознания
и общения, эмоциональное развитие, проблемы поведенческого характера, навыки самообслуживания и внешний вид. По каждому из этих показателей делают выводы: насколько успешно развивается ребенок, учится, воспринимает себя и свою жизненную ситуацию; разрабатывают рекомендации по коррекции негативных проявлений, которые затем утверждают на консилиуме.
Для эффективного сопровождения необходимо привлекать компетентных специалистов, имеющих богатый жизненный опыт и высокий уровень профессионализма, способных оценить даже незначительные изменения в психическом состоянии и социальном самочувствии ребенка.
Перспективность дальнейшего исследования по теме статьи связана с необходимостью разработки критериев эффективности организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в разных типах замещающих семей.
Выводы. Анализ трудов, посвященных исследованию проблем приемной семьи, и личный опыт работы с детьми-сиротами показывают, что успешность социализации такого ребенка зависит от множества условий, среди которых большую роль играет специально организованное педагогическое сопровождение такой семьи. Его результативность необходимо оценивать исходя из того, какое влияние оно оказывает на этот процесс, есть ли положительная динамика в развитии предмета сопровождения - уровня социализированное™ ребенка.
Для эффективного функционирования системы организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье необходимо создавать особые социально-педагогические условия. Перспективы развития сопровождения связаны с поиском эффективных технологий работы педагога с детьми-сиротами и их приемными родителями, способов повышения социально-педагогической компетентности родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе их социализации : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 165 с.
2. Гринева Е. А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы : материалы III междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. А. Пло-ховой. - Ульяновск : УлГПУ, 2014. - С. 183-188.
3. Захарова Ж. А. Методика формирования педагогической компетентности у замещающих родителей [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник : электронный журнал. - 2009. - № 2. - URL: http://vestnik.yspu.org/re-leases/2009_2g/15.pdf (дата обращения 12.09.2021).
4. Кондратьева И. А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 14-18.
5. Лаптева С. В. Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе как целевая функция куратора учебной группы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - 24 с.
6. Мошкина Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения : дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2014. - 185 с.
7. МудрикА. В. Социальная педагогика. - М. : Академия, 2013. - 239 с.
8. Фаизова В. Б. Проблема сопровождения в современном педагогическом знании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 190-194.
9. Хрусталькова Н. А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированное™ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Пензенский государственный университет. - 2008. - № 3 (7). -С. 108-115.
10. Циткилов П. Я. Технология социальной работы. - М. : Дашков и К° : Наука-Спектр, 2011. - 448 с.
11. Шульга Т. И. Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 5. - С. 51-66.
12. Шумейко Е. П. Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2010. - 20 с.
13. ЯковлеваН. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4. - С. 46^9.
Статья поступила в редакцию 18.10.2021
REFERENCES
1. Arhipova A. A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v processe ih socializacii: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2005. - 165 s.
2. Grineva E. A. Tekhnologii social'noj raboty s deviantnoj molodezh'yu // Sociokul'turnyj menedzh-ment: soderzhanie, problemy, perspektivy : materialy III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. I. A. Plohovoj. -Ul'yanovsk : U1GPU, 2014. - S. 183-188.
3. Zaharova Zh. A. Metodika formirovaniya pedagogicheskoj kompetentnosti u zameshchayushchih roditelej [Elektronnyj resurs] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik : elektronnyj zhurnal. - 2009. - № 2. - URL: http://vestnik. yspu.org/re-leases/2009_2g/15 .pdf (data obrashcheniya 12.09.2021).
4. Kondrat'eva I. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v kontekste vysshego professional'nogo obrazovaniya // Nachal'naya shkola. -2012. -№ 10. - S. 14-18.
5. Lapteva S. V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie social'noj adaptacii studentov v vuze kak celevaya funkciya kuratora uchebnoj gruppy : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2016. - 24 s.
6. Moshkina E. V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa podgotovki studentov za-ochnoj formy v usloviyah elektronnogo obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnoyarsk, 2014. - 185 s.
7. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika. -M. : Akademiya, 2013. - 239 s.
8. Faizova V. B. Problema soprovozhdeniya v sovremennom pedagogicheskom znanii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. - № 3. - S. 190-194.
9. Hrustal'kova N. A. Pedagogicheskaya kompetentnost' u roditelej v professional'no-zameshchayushchej sem'e: soderzhanie, struktura, kriterii i urovni sformirovannosti // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. Penzenskij gosudarstvennyj universitet. - 2008. - № 3 (7). - S. 108-115.
10. Citkilov P. Ya. Tekhnologiya social'noj raboty. - M. : Dashkov i K° : Nauka-Spektr, 2011. - 448 s.
11. Shul'ga Т. I. Emocional'naya sreda zameshchayushchej sem'i, prinyavshej na vospitanie podrostkov, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2018. - T. 23, № 5. - C. 51-66.
12. Shumejko E. P. Social'no-psihologicheskie usloviya socializacii detej-sirot v terapevticheskom soob-shchestve priemnyh semej : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Saratov, 2010. - 20 s.
13. Yakovleva N. O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost' // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2012. - № 4. - S. 46^9.
The article was contributed on October 18, 2021 Сведения об авторе
Гелъмутдиноеа Малика Рафкатовна - директор реабилитационного центра благотворительного фонда «Ярдэм», вице-президент фонда «Ярдэм». руководитель АНО Центр поддержки инвалидов «Ярдэм», г. Казань, Россия, https://orcid.org /0000-0002-2120-2301, [email protected]
Author information
Gelmutdinova, Malika Raflcatovna - Director of the Rehabilitation Center of "Yardem" Charity Foundation, Vice-President of "Yardem'Toundation, Head of "Yardem"Center for Disabled People Support, Kazan, Russia, https://orcid.org /0000-0002-2120-2301, [email protected]