Научная статья на тему 'Педагогические особенности социализации взрослого человека'

Педагогические особенности социализации взрослого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1470
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / EDUCATION OF ADULTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна

В статье анализируется роль и место образования взрослого человека в процессе его социализации, рассматривается современное понимание социализации личности и его соотношение с категорией «образование». В настоящее время сложились различные точки зрения на процесс социализации. Ряд исследований, касающихся феномена социализации, направлен на соотнесение значения целенаправленных и стихийных социализирующих влияний; в других акцент смещен на определение иерархии категорий «социализация», «образование», «воспитание»; некоторые вообще отрицают социализирующий эффект образования. В результате анализа различных трактовок термина «социализация» можно сделать вывод о том, что социализация самое широкое понятие среди всех, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение индивидом готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (в совместности) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. В статье рассматривается ряд противоречивых, но в то же время конструктивных взглядов современных ученых и педагогов на социализацию, ставится вопрос о применимости понятий «ресоциализация» и «вторичная социализация» к социализирующей функции образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Peculiarities of the Adult’s Socialization

In the article the role and the place of education of the adult in the process of his socialization is analyzed, the modem understanding of the personality''s socialization and its correlation with the category "education" is considered. Now there are various points of view on the socialization process. A number of researches concerning a socialization phenomenon is directed onto correlation of the meaning of purposeful and spontaneous socializing influences; in others the accent is displaced on the definition of hierarchy of categories "socialization", "education", "up-bringing"; some of them deny the socializing effect of education. As the result of the analysis of various treatments of the term "socialization" it is possible to draw a conclusion that socialization is the broadest concept among all, characterizing education of the personality. It assumes not only conscious perception by the individual of ready forms and ways of social life, ways of interaction with material and spiritual culture, adaptation to society, but also development (in compatibility) of own social experience, valuable orientations, lifestyle. In the article a number of contradictory but at the same time constructive views of modern scientists and teachers about socialization is considered; the question about the use of notions "resocialization" and "secondary socialization" to the socializing function of education of adults is raised.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности социализации взрослого человека»

УДК 376

И. Ю. Тарханова

Педагогические особенности социализации взрослого человека

В статье анализируется роль и место образования взрослого человека в процессе его социализации, рассматривается современное понимание социализации личности и его соотношение с категорией «образование». В настоящее время сложились различные точки зрения на процесс социализации. Ряд исследований, касающихся феномена социализации, направлен на соотнесение значения целенаправленных и стихийных социализирующих влияний; в других акцент смещен на определение иерархии категорий «социализация», «образование», «воспитание»; некоторые вообще отрицают социализирующий эффект образования. В результате анализа различных трактовок термина «социализация» можно сделать вывод о том, что социализация самое широкое понятие среди всех, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение индивидом готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (в совместности) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. В статье рассматривается ряд противоречивых, но в то же время конструктивных взглядов современных ученых и педагогов на социализацию, ставится вопрос о применимости понятий «ресоциализация» и «вторичная социализация» к социализирующей функции образования взрослых.

Ключевые слова: образование взрослых, социализация, ресоциализация. I. Ju. Tarkhanova

Pedagogical Peculiarities of the Adult's Socialization

In the article the role and the place of education of the adult in the process of his socialization is analyzed, the modern understanding of the personality's socialization and its correlation with the category "education" is considered. Now there are various points of view on the socialization process. A number of researches concerning a socialization phenomenon is directed onto correlation of the meaning of purposeful and spontaneous socializing influences; in others the accent is displaced on the definition of hierarchy of categories "socialization", "education", "up-bringing"; some of them deny the socializing effect of education. As the result of the analysis of various treatments of the term "socialization" it is possible to draw a conclusion that socialization is the broadest concept among all, characterizing education of the personality. It assumes not only conscious perception by the individual of ready forms and ways of social life, ways of interaction with material and spiritual culture, adaptation to society, but also development (in compatibility) of own social experience, valuable orientations, lifestyle. In the article a number of contradictory but at the same time constructive views of modern scientists and teachers about socialization is considered; the question about the use of notions "resocializa-tion" and "secondary socialization" to the socializing function of education of adults is raised.

Keywords: education of adults, socialization, resocialization.

Человек - существо социальное, общественное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. При этом социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии ее целенаправленного формирования, в том числе в системе образования. Изучение закономерностей и механизмов последнего является отличительной стороной педагогического аспекта исследования социализации.

© Тарханова И. Ю., 2014

В настоящее время с понятием «социализация» в педагогике происходят разительные перемены. Еще пару десятилетий назад им оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а официальная педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание». Сейчас в многочисленных педагогических работах вектор исследований существенно изменился: ряд исследований направлен на соотнесение значения целенаправленных и стихийных социализирующих влияний; в других акцент смещен на определение иерархии категорий «социализация», «образование», «воспитание»; ряд авторов предлагает вывести категорию социализация за рамки предмета педагогики, отрицая социализирующий эффект образования. Рассмотрим ряд противоречивых, но в тоже время

конструктивных взглядов современных ученых-педагогов на социализацию.

По мнению Ю.И. Кривова, воздействие факторов социализации на человека имело место быть ранее, чем любое из целенаправленных педагогических воздействий, поэтому историческая первичность феномена социализации человека по отношению ко всем иным педагогическим феноменам свидетельствует о возможности признания соответствующего ему термина наиболее емким из числа основных категорий современной педагогики [6].

В работах Н. Ф. Головановой социализация рассматривается как самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. По мнению автора, она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни [3, с. 16].

И. С. Кон утверждает, что «социализация близка русскому слову воспитание, значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно старается привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитание включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [5].

Трактовка «социализации» как одной из составляющих воспитания предлагается в учебном пособии О. Н. Козловой. Излагая свой взгляд на соотношение указанных категорий, автор пишет: «социализация - процесс передачи обществом индивиду опыта вида. Воспитание, очевидно, необходимо рассматривать как процесс, включающий в себя социализацию, но не сводящийся к ней. Кроме социализации в воспитание входит и процесс активного воздействия самого воспи-туемого на проникающий в сознание человека опыт вида - самовоспитание» [4, с. 11].

Трактовка социализации как контекста образования, при котором траектория развития личности определяется линией: «социализация - образование - воспитание» приводит Б.М. Бим-Бада к пониманию социализации как «процесса и результата включения растущего человека в об-

щество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры», а «образование» рассматривается автором как «процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит» [2, с. 3].

Определение социализации как контекста воспитания представлено в работах А. В. Мудри-ка, который толкует процесс социализации как совокупность четырех составляющих: стихийной социализации; относительно направляемой социализации; относительно социально контролируемой социализации (воспитания); более или менее сознательного самоизменения человека

[7].

Позиция А. В. Мудрика явно лежит в русле субъект-субъектного подхода, поскольку социализация, понимаемая как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры,,, происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни при его активной роли. Интерес с позиций исследования специфики социализации взрослых представляет трактовка А. В. Мудриком социализации как пожизненной самореализации, самоосуществления человека в процессе его приобщения к культуре [8]. Идея «социализации - самореализации», очевидно, близка гуманистической парадигме К. Роджерса и А. Маслоу.

Таким образом, социализация — самое широкое понятие среди понятий, которые называют процессы, характеризующие образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение индивидом готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (в совместности) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Несмотря на различие мнений, всеми учеными признается, что социализация - это развитие человека на протяжении всего жизненного пути, осуществляемое во взаимодействии личности с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Такое понимание позволяет нам говорить о социализации взрослого человека как о части

непрерывного процесса, характеризующейся специфическим возрасту и социальному положению соотношением адаптации и автономизации личности. Далее попробуем разобраться, в чем же заключается обозначенная специфика.

Сегодня вопросы социализации взрослого человека актуализируются в связи с нарастанием темпов социальной динамики, требований к социальной и профессиональной мобильности личности, изменением социальных ценностей и приоритетов. И если молодое поколение изначально социализируется в данных условиях, то взрослому человеку приходится существенно менять свое социальное восприятие,,, ,,,чтобы соответствовать требованиям ситуации. В связи с этим задача социализации взрослых приобретает не только теоретическое, но весьма существенное практическое значение.

Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 году: взрослый - всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит. В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, а также человека, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь и поступки.

Наши исследования показывают, что проблемы, связанные с социализацией личности, сегодня находятся в центре внимания педагогической науки. Вместе с тем основное внимание уделяется исследованиям процесса социализации детей и молодежи, а вопросы социализации взрослого человека рассматриваются чаще всего в контексте ресоциализации, то есть исправления проблем социализации, возникших в более ранних возрастах.

При этом традиционное понимание ресоциа-лизации как процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития, касается, на наш взгляд, больше вопросов адаптации взрослого человека к новой, трудной для него жизненной ситуации. В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей. Поскольку ресоциализации предшествует разру-

шение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности, что чаще всего не требуется в процессе обучения взрослого человека, будь то профессиональная переподготовка или освоение новых жизненных навыков, на наш взгляд, в контексте образования следует говорить о целенаправленной вторичной социализации. Поскольку для нормального функционирования личности в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми человек не обладает, это актуализирует процесс вторичной социализации взрослого человека посредством включения его в образовательную и самообразовательную деятельность.

Вопрос о том, где заканчивается первичная социализация и начинается вторичная, неоднозначен. Бергер и Лукман определяют вторичную социализацию как «приобретение специфично-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда», «интернализацию институциональных или институционально обоснованных "подмиров"» [1]. Но по сути любые реальности за стенами родительского дома -будь то дошкольное учреждение, поликлиника или продуктовый магазин - являются уже вторичными и подразумевают вторичную социализацию. Поэтому Л.А. Окольская делает вывод о том, что вторичная социализация начинается, когда процесс первичной социализации еще не завершен, и связывает вторичную социализацию с системой образования - несущей в себе новые роли и нормы поведения [9].

На наш взгляд, вторичная социализация связана с саморазвитием взрослого. Естественно, жизнь взрослого является продолжением детской жизни и вырастает из нее, однако продуктивность жизни взрослого во многом связана с пересмотром или даже отказом от освоенного ранее, накопленного в детском прошлом опыта.

Стимулы к этому могут быть разные, например, изменение ситуации развития в связи с переменами в обществе или в собственной жизни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, поведенческого репертуара. Современная социальная ситуация в России - наглядный тому пример. Среди значимых стимуль-ных событий личной жизни можно упомянуть такие, как вступление в брак, рождение ребенка, развод, смена профессии, болезнь, собственная или близких, и другие проблематизирующие жизнь обстоятельства.

Существенным основанием для переосмысления взрослым сложившегося опыта может быть стремление приблизиться к самому себе, в большей мере соответствовать изначальной собственной внутренней природе. Если не упрощать проблему личности и не сводить ее только к общественной детерминации, принять тезис гуманистической психологии о существовании истинного стержня, сердцевины личности (А. Мас-лоу), следует признать, что социализация ребенка может быть связана с его подавлением, искаженным развитием в силу разных обстоятельств. По мнению А. Маслоу, «для нормального развития ребенка необходимо, чтобы взрослые доверяли ему и естественным процессам развития, то есть чтобы они не слишком часто вмешивались, не «заставляли» ребенка развиваться или идти по обозначенному ими пути, а «позволяли» и «помогали» ему развиваться в духе даосизма, а не в авторитарном режиме».

Итак, в отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной прежде всего вовне, на присвоение внешнего и его интимизацию, социализация взрослого - это обращенность внутрь себя, это самопознание.

Библиографический список

1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.

2. Бим-Бад, Б.М., Петровский, А.В. Образование в контексте социализации [Текст] // Педагогика. - 1996. -№ 1. - С. 3-8.

3. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

4. Козлова, О. Н. Введение в теорию воспитания [Текст] : пособие для преподавателей. - М. : Интер-пракс, 1994. - 208 с.

5. Кон, И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива [Текст] / И. С. Кон. - М. : Наука, 1988. - 270 с.

6. Кривов, Ю.И. Понятие «социализация» в категориальном аппарате педагогики: три варианта [Текст] // Вопросы воспитания. - 2010. - № 1(2). - С. 74-79.

7. Мудрик, А.В. Социализация - возможная социально-педагогическая трактовка [Текст] // Вопросы воспитания. - 2010. - № 1(2). - С. 79-85.

8. Мудрик, А.В. Универсальные характеристики социализации в контексте раскола [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. -№ 1. - С. 16-19.

9. Окольская, Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального

воспроизводства [Текст] // Вопросы воспитания. - 2010. - № 1(2). - С. 25-34.

Bibliograficheskij spisok

1. Berger, P. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [Tekst] / P. Berger, T. Lukman. -M. : Medium, 1995. - 323 s.

2. Bim-Bad, B.M., Petrovskij, A.V. Obrazo-vanie v kon-tekste sotsializatsii [Tekst] // Peda-gogika. - 1996. - № 1. -S. 3-8.

3. Golovanova, N.F. Sotsializatsiya i vospi-tanie [Tekst] / N.F. Golovanova. - SPb. : Rech', 2004. - 272 s.

4. Kozlova, O. N. Vvedenie v teoriyu vospi-taniya [Tekst] : posobie dlya prepodavatelej. - M. : Interpraks, 1994. - 208 s.

5. Kon, I.S. Rebenok i obshhestvo. Istoriko-ehtnograficheskaya perspektiva [Tekst] / I. S. Kon. - M. : Nauka, 1988. - 270 s.

6. Krivov, YU.I. Ponyatie «sotsializatsiya» v kategori-al'nom apparate pedagogiki: tri vari-anta [Tekst] // Voprosy vospitaniya. - 2010. - № 1(2). - S. 74-79.

7. Mudrik, A.V. Sotsializatsiya - vozmozhnaya sot-sial'no-pedagogicheskaya traktovka [Tekst] // Voprosy vospitaniya. - 2010. - № 1(2). - S. 79-85.

8. Mudrik, A.V. Universal'nye kharakteri-stiki sotsiali-zatsii v kontekste raskola [Tekst] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-versiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogi-ka. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. YU-venologiya. Sotsiokinetika. - 2014. - T. 20. - № 1. - S. 1619.

9. Okol'skaya, L.A. Sotsializatsiya s tochki zreniya sot-sial'nogo konstruktivizma i teorij sotsial'nogo vosproizvod-stva [Tekst] // Voprosy vospitaniya. - 2010. - № 1(2). - S. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.