Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie. ru/PDF/ 123PVN315.pdf DOI: 10.15862/123PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/123PVN315)
УДК 37
Васильева Екатерина Николаевна
ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Россия, г. Волгоград1 Доцент кафедры «Социальной работы и педагогики» Кандидат социологических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=240731
E-mail: [email protected]
Полтавская Мария Борисовна
ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Россия, г. Волгоград Доцент кафедры «Социологии» Кандидат социологических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=411910
E-mail: [email protected]
Левковская Наталья Гачайевна
ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Россия, г. Волгоград Доцент кафедры «Социальной работы и педагогики»
Кандидат педагогических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=534948
E-mail: [email protected]
Формирование социально-политической активности студенческой молодежи: социализирующие факторы и педагогические установки
1 400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100 1
Аннотация. В статье, во-первых, уточнены дефиниции социализации, активности, социально-политической активности, политического участия, процесс социализации показан с двух сторон - социологической и педагогической, обозначены социализирующие факторы. Во-вторых, проанализированы данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Исследовательской группы «Циркон» за период с 2006-2007 гг., характеризующие социально-политическую активность российской молодежи. В-третьих, приведены результаты социологического исследования методом стандартизированного интервью и на основе анализа полученных данных выделены основные характерные черты социально-политической активности студенческой молодежи Волгограда, их уровень информированности о деятельности региональных общественных объединений и организаций различной направленности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о низком уровне социально-политической активности волгоградской студенческой молодежи, что характерно не только для исследуемого региона, но и в для России в целом. Мы предполагаем, что низкий уровень социально-политической активности молодежи является результатом несформированности политической компетентности, которая складывается из политических знаний, умений, накопленного политического опыта. Реализуемые в средних общеобразовательных учреждениях государственные, ведомственные, областные, муниципальные и школьные программы воспитания и социализации обучающихся не формируют у молодежи компетентность в политике.
Ключевые слова: молодежь; социализация; социально-политическая активность; факторы социализации; общественные организации и объединения; социальная установка, педагогические установки; политическое участие; политические компетенции.
Работа подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 4-13-34001 а(р) «Социально-политическая активность студенческой молодежи как основа гражданского общества».
Ссылка для цитирования этой статьи:
Васильева Е.Н., Полтавская М.Б., Левковская Н.Г. Формирование социально-политической активности студенческой молодежи: социализирующие факторы и педагогические установки // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/123PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/123PVN315
Современный подход к процессу социализации молодежи заключается в выявлении и изучении тех механизмов и институтов, которые обеспечивают передачу социального опыта от поколения к поколению, в определении социально типического в разнообразных процессах интеграции личности в общество. Современная российская молодежь проходит процесс социализации в изменяющемся обществе, для которого характерно многообразие социализационных практик и траекторий. Исследователи отмечают такие тенденции, как уменьшение государственного сегмента институтов социализации2, изменение вследствие горизонтальных дифференциаций и стратификаций, в основе которых лежат различия в образовании, образе жизни, доходе и других показателях. Актуальным для науки и практики является поиск механизмов, которые бы осуществляя социализационные процессы, способствовали развитию и становлению гражданского общества в России.
Трансформация базисных институтов социализации - образования, семьи, средств массовой информации и коммуникации, общественных организаций и ряда других - привели к изменению процесса социализации и его составляющих, что способствовало отклонениям в социализации молодежи, усилению стихийных составляющих этого процесса, кризису социальной идентичности молодежи. Следствием таких изменений явились трансформации в моделях поведения и участия молодежи в социальной и политической сфере.
В данной работе конкретизированы понятия социализации, активности, социально-политической активности, политического участия; проанализированы данные всероссийских исследований, проведенных ВЦИОМ и ЦИРКОН; охарактеризована социально-политическая активность российской молодежи; на основе материалов собственного исследования показаны характерные черты социально-политической активности волгоградских студентов.
Существенный вклад в изучение процессов социализации российской молодежи внесли отечественные исследователи Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Е.Л. Омельченко, В.И. Чупров и другие3. В частности Ю.А. Зубок, изучая социализационные процессы в условиях нестабильного общества, разрабатывает концепцию риска как фактора социального развития; А.И. Ковалевой анализируется разбалансированность социализации российской молодежи, выявляются противоречия социализационного процесса, выделяются критерии успешной социализации, предлагается концепция социализационной нормы. В.А. Луков является автором тезаурусной концепции социализации молодежи, работы Е.Л. Омельченко посвящены культурным практикам и стилям жизни российской молодежи; В.И. Чупров исследует теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи.
Для начала обратимся к понятию «социализация», под которым в широком смысле понимается процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. При определении этого термина многие исследователи делают акцент на усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В отечественной педагогической науке проблеме социализации посвящены работы А.В. Мудрика, сторонника субъект-субъектного подхода к социализации, который выделяет
2 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. №1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003 -01/Kovaleva_Concep.pdf.
3 Зубок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.: Моск. гуманит. -социальн. академия, 2003; Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социс. 2012. №1. С.5-16; Омельченко Е.Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж. 2003. N18. С. 142-161; Чупров В.И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи: дис. ... д-ра социол. наук. М., 1994; Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003. №1. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-01/Kovaleva_Concep.pdf.
микро-, мезо-, макро- и мегафакторы социализации4. К микрофакторам социализации относятся семья, соседство, микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, другие организации; мезофакторы социализации представлены средствами массовой коммуникации, типом поселения, регионом; к макрофакторам социализации относят страну, этнос, общество, государство; а мегафакторы - это космос, планета, мир.
Определяя социализацию как контекст воспитания, А.В. Мудрик, выделяет в этом процессе четыре составляющие, а именно: стихийная социализация; относительно направляемая социализация; относительно социально контролируемая социализации; более или менее сознательное самоизменение человека.
Таким образом, социализация - довольно широкое понятие, которое предполагает не только сознательное усвоение индивидом готовых форм и способов взаимодействия, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
Говоря о социализирующих факторах отметим, что под фактором (с лат. -производящий) понимают движущую силу какого-либо явления или процесса, определяющего его сущность и характерные черты. Под социализирующими факторами следует понимать те причины и движущие силы, которые побуждают личность к активной социальной деятельности. Они способны формировать или трансформировать личностную социальную активность, задавать ее направление и формы. Такие факторы можно разделить на внутренние и внешние, а их, в свою очередь, на объективные и субъективные.
К внешним факторам относятся те, которые воздействуют извне, предопределяя логику поведения и саморазвития личности; внутренние факторы включают в себя установки, социальные потребности и интересы, формирующие отношение человека к внешнему миру и к самому себе, к окружающей действительности. Объективные факторы не зависят от воли конкретных субъектов, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, профессиональных, возрастных обстоятельств, определяющих активную социальную позицию личности. Субъективные факторы - это силы, которые порождаются волей и инициативой конкретных субъектов, выражающие его ожидания и намерения, его активность и предпочтительную сферу самореализации и самоутверждения.
Социальная установка в целом характеризует готовность субъекта действовать определенным образом относительно какого-либо объекта. Педагогическая установка, подчинена той функции, которую в общественной жизни выполняет образование. Образованию отведена особая роль в изменении отношения субъекта к жизни. Студент вуза начинает видеть «то и так, как это обусловлено его университетской принадлежностью»5. Студенчество, в свою очередь, представляет собой особую социальную категорию, организационно объединенных институтом высшего образования.
Дефиниция «активность» имеет довольно широкий смысл, в связи с этим целесообразно уточнить его содержание. В словаре С.И. Ожегова под активным человеком понимают деятельного, энергичного, развивающегося6. В научных исследованиях социальная активность рассматривается как степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или
4 Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2011. - 624 с.
5 Полонников А.А. Педагогическая установка классического университета: опыт психоисторической реконструкции - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/cb7/poll.html.
6 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Издательство: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. - 736 с.
обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных
"7
отношений .
Среди форм социальной активности молодежи, направленных на реализацию социально значимых интересов, важное место занимает социально-политическая активность, под которой, согласно Д.В. Ольшанскому, понимается «деятельность социальных групп или индивидов, связанная с формулированием и выражением собственных потребностей и интересов, со стремлением изменить существующий политический или социально-экономический порядок и соответствующие политические институты»8.
Социально-политическая активность формируется под влиянием специально созданных или естественно сложившихся организаций, учреждений и лиц, функционирование которых направлено на социально-политическую социализацию личности, прежде всего путем образования и воспитания. Если на стадии первичной социализации институты закладывают и формируют политические ценности, традиции и установки человека, например, такие, как любовь к Родине, то на стадии вторичной социализации деятельность институтов, в частности высших образовательных учреждений, сосредоточена на распространении политических знаний, формировании активной гражданской позиции и вовлечении в некоторые виды социально-политической деятельности. На последующих этапах вторичной социализации подключаются такие институты, как политические партии, общественно-политические организации, СМИ и другие объединения, определяющие социально-политическую зрелость и активность молодежи.
В образовательных учреждениях процесс социализации учащейся молодежи регламентирован рядом государственных, ведомственных, областных, муниципальных и школьных программы воспитания и социализации обучающихся. Эти программы предусматривают формирование гражданско-патриотической компетентности, однако слабо формируют у молодежи компетентность в политике. Так, воспитательная работа в строится на основе следующих государственных программ: государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы» (данная программа является третьей по счету, I: 2001-2005, II: 2006-2010), принятой постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г., Национальной доктрины образования в РФ до 2025 года, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации; Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р). На региональном уровне можно назвать программу «Патриотическое воспитание граждан» на 2012 - 2015 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгоградской области 28 ноября 2011 г., основной целью которой является развитие и повышение эффективности системы патриотического воспитания граждан Волгоградской области. На муниципальном уровне общеобразовательные учреждения региона принимают участие в реализации программы «Формирование культуры здорового образа жизни молодежи Волгограда» на 2014-2016 годы. Все остальные программы включаются в воспитательную деятельность образовательных учреждений и реализуются по их собственной инициативе. Так, в воспитательную и образовательную деятельность многих волгоградских школ уже не первый год включен институт Уполномоченного по правам ребенка, некоторые учебные заведения создают модели общественно-активной школы, которые позиционируют как центр гражданского сообщества. Однако все эти мероприятия, касающиеся важных сторон политической социализации учащейся молодежи, формирования их политической
7 Шаталова Е. Гражданская активность молодежи // Агентство социальной информации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/ED660A5E7F94 5853C3256ECC004FCD42.
8 Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М., 2002. С. 21.
компетентности, не носят системного характера и не координируются со стороны государства.
Низкий уровень социально-политической активности и информированности молодежи является результатом несформированности политической компетентности, которая складывается из политических знаний, умений, накопленного политического опыта. Компетентность в политике - это способность политических акторов, обладающих необходимыми компетенциями, стать полноправными участниками социально-политического взаимодействия. В свою очередь, политическая компетентность - это результат политической социализации, посредством которой субъект обретает необходимый уровень знаний, навыков и опыта в сфере политики и общественной жизни для осознанного участия в общественно-политических процессах. Человек, обладающий политической компетентностью, берет на себя ответственность за свои решения и поступки в ходе общественно-политической деятельности9.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения на октябрь 2007 года за привлечение молодёжи к участию в политической и общественной жизни высказалось большинство россиян - 75%. В их числе 42% считают, что это, безусловно, нужно делать, среди самой молодёжи определённо «за» участие в политике 39-40%. Сторонники приобщения молодёжи к политике полагают, что для этого необходимо прежде всего учитывать в программах партий интересы и проблемы молодёжи (59%), создавать и укреплять молодёжные организации при ведущих политических партиях (36%), выдвигать молодёжь на первые роли в партиях, предоставлять молодёжи возможность самой создавать политические объединения в соответствии со своими интересами (25% и 27% соответственно), развивать самодеятельные общественные молодёжные объединения (17%)10.
Соотношение интересующихся и не интересующихся политикой молодежи в России по данным Исследовательской группы «Циркон» в 2006 г. было следующим: интересуются политикой 40,0%, не интересуются - 58,0%, затруднились ответить 2,0%. Похожее соотношение интересующихся и не интересующихся политикой в обществе в целом фиксировалось ВЦИОМ в этом же 2006 г.: интересуются 37,0%, не интересуются 62,0% при затруднившихся с ответом 1,0%11.
Чтобы узнать, какие факторы оказывают социализирующее воздействие и формируют социально-политическую активность студенческой молодежи Волгограда, нами в апреле 2015 года было проведено социологическое исследование методом стандартизированного интервью «Социально-политическая активность студенческой молодежи как основа гражданского общества» (N=642, выборка случайная многоступенчатая стратифицированная), в опросе участвовали студенты учебных заведений г. Волгограда.
Степень интереса волгоградских студентов к политике показывают ответы на вопрос «Насколько сильно Вы интересуетесь политикой?».
Интерес к событиям в политической сфере в той или иной степени декларируют более половины опрошенной студенческой молодежи Волгограда (54,9%), причем сильный и
9 Сафонова А.С. Политическая компетентность как определяющий фактор политического участия молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №6. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.online-science.ru/rn/products/politicks-nauki/gid783/pg2/
10 ВЦИОМ. Всероссийское исследование «Молодёжь и политика». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9047.
11 Социологическое исследования «Российская молодежь: потенциал политической мобилизации», ЦИРКОН, март-апрель 2006 г. Объектом исследования являлись россияне в возрасте от 16 до 24 лет. Режим доступа: http://zircon.ru/upload/iblock/734/Cennostnye_orientacii_rossijskoj molodezh.
достаточно сильный интерес проявляют 14,0%, не интересуются политикой совсем 2,4%, мало интересуются - 42,7% (см. таблицу 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Насколько сильно Вы интересуетесь политикой?»
Уровень интереса % к опрошенным
Не интересуюсь совсем 2,4
Мало интересуюсь 42,7
Проявляю средний интерес к политике 40,9
У меня достаточно сильный интерес 12,8
Я живу политикой 1,2
Политический интерес молодежи конкретизировался через вопрос «Какие политические новости у Вас вызывают наибольший интерес?», данные представлены в таблице 2. Необходимо отметить, что на первом месте оказались новости внутренней политики - они вызывают наибольший интерес у 41,5% опрошенных, новостями же внешней политики интересуются почти в два раза меньше - 23,2%. Несмотря на высокий интерес к внешним политическим событиям, региональные политические новости интересуют только 6,8% респондентов, что свидетельствует о низкой включенности студенческой молодежи в региональные политические процессы. Все виды новостей интересуют 14,0%, совсем не интересуются ни внешней, ни внутренней, ни мировой политикой 2,4% опрошенных студентов. Затруднились ответить или пропустили данный вопрос 12,1% респондентов.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Какие политические новости у Вас вызывают
наибольший интерес?»
Вид новостей % к опрошенным
Я не интересуюсь ни внешней, ни внутренней, ни мировой политикой 2,4
Новости внешней политики 23,2
Новости внутренней политики 41,5
Региональные политические новости 6,8
Все виды новостей, не могу ответить конкретно 14,0
Затруднились ответить 3,0
Пропущен вопрос 9,1
Политическая активность молодежи часто выражается через категорию «политическое участие». Политическое участие представляет собой деятельность, при помощи которой молодые люди могут пытаться влиять на функционирование, развитие или трансформацию политической системы, отстаивая этим свою субъектность. Виды политического участия студенческой молодежи представлены в таблице 3.
Таблица 3
Виды политического участия студенческой молодежи
Вид политического участия % к опрошенным
Я никаким образом не участвую в политической жизни 1,8
Смотрю новости, слушаю рассказы знакомых 54,9
Регулярно просматриваю новости в СМИ 17,7
Вступаю в политические дискуссии с родственниками и друзьями 20,1
Дискутирую в блогах и социальных сетях 2,4
Участвую в деятельности общественно-политических организаций 1,2
Другое 0,6
Пропущен вопрос 1,2
Можно отметить, что никаким образом не участвующих в политической жизни студентов волгоградских учебных заведений достаточно мало - 1,8%. Волгоградская студенческая молодежь включена в политический процесс, в основном, выбирая пассивные виды политического участия: 54,9% смотрят новости, слушают рассказы знакомых, 17,7% регулярно просматриваю новости в СМИ, 20,1% вступают в политические дискуссии с родственниками и друзьями, только 1,2% участвуют в деятельности общественно-политических организаций.
Такие социальные институты и коммуникативные каналы, как радио, ТВ, просмотр новостей в СМИ, общение с родственниками и друзьями, призванные выполнять коммуникативную функцию и обеспечивать циркуляцию политической информации в обществе, не утрачивают свою значимость, оставаясь ключевыми носителями информации для студенческой молодежи, формируя их политические предпочтения и участие в политических процессах. А вот современная медиасреда не делает активными студенческую молодежь - только 2,4% опрошенных дискутируют в блогах и социальных сетях.
Наиболее ярким индикатором политической активности студенческой молодежи является ее участие в выборах (см. таблицу 4). Волгоградские студенты проявляют низкий уровень электоральной активности: не ходят на выборы более половины опрошенных (55,5%), в то время как регулярно участвуют в выборах 23,2%, иногда ходят на выборы 21,3%.
Таблица 4
Участие студенческой молодежи в выборах
Участие в выборах % к опрошенным
Регулярно участвую в выборах 23,2
Иногда хожу на выборы 21,3
Не хожу на выборы 55,5
Итого 100,0
Общественные организации и объединения являются институтами гражданского общества, через которые можно влиять на властные решения, а их деятельность должна оказывать влияние на социальную политику. Уровень информированности студенческой молодежи г. Волгограда о деятельности различных региональных общественных организаций и объединений определялся по следующим критериям: «Существуют только на бумаге», «Время от времени дают о себе знать», «Деятельность подробно освещается в СМИ», «Постоянно проводят свои мероприятия». Можно предположить, что чем более информированы студенты об их деятельности, более включены в социально-политические практики. Анализируя данные (см. таблицу 5), можно констатировать низкий уровень информированности студенческой молодежи о деятельности ряда организаций. В других
работах авторы рассматривали социализирующие ресурсы молодежных и детских объединений Волгоградской области12, поэтому могут утверждать, что образовательные учреждения г. Волгограда тесно сотрудничают с молодежными объединениями социальной и политической направленности, со спортивными организациями, с региональными отделениями политических партий, организациями ветеранов, поэтому можно констатировать высокую осведомлённость об их деятельности. Организации, взаимодействие с которыми не налажено, выключены из контекста.
Деятельность ряда институтов гражданского общества может рассматриваться как неэффективная с точки зрения студентов, а значит уровень доверия этим организациям низкий, их нельзя рассматривать как инструмент влияния на политические решения ни в стране, ни в регионе. Студенты не информированы о механизмах влияния на политику региона через данные организации, следовательно, образовательные учреждения как важнейшие институты социализации недостаточно используют педагогические ресурсы для формирования политических компетенций молодежи. Конечно, основное требование к образовательным учреждениям - предоставление качественного образования, однако состояние и тенденции развития современного общества показывают, что низкая компетентность населения в политических вопросах позволяет легко манипулировать общественным мнением.
Таблица 5
Уровень информированности студенческой молодежи г. Волгограда о деятельности общественных объединений и организаций различной направленности
Название организации или объединения Существуют только на бумаге Время от времени дают о себе знать Деятельность подробно освещается в СМИ Постоянно проводят свои мероприятия Итого
Спортивные общества и фанклубы данных обществ 3,0 32,6 9,6 54,8 100,0
Региональные отделения политических партий 3,8 29,2 20,8 46,2 100,0
Молодежные объединения социальной и политической направленности 4,5 31,6 16,5 47,4 100,0
Организации ветеранов 7,1 40,2 16,5 36,2 100,0
Национально-культурные общества 7,4 15,7 37,2 39,7 100,0
Неформальные молодежные объединения 10,4 53,0 7,5 19,1 100,0
Профсоюзы 15,1 29,4 18,2 37,3 100,0
Экологические организации 18,0 39,2 18,0 24,8 100,0
Правозащитные организации 18,9 20,5 31,1 19,5 100,0
Конфессиональные объединения 19,8 54,5 7,4 18,3 100,0
Организации инвалидов 20,2 37,8 16,8 15,2 100,0
Клубы филателистов, нумизматов и пр. объединения по интересам 37,6 43,6 6,0 12,8 100,0
12 Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования. 2012. №6. С. 127-132.
Разработка программ политической социализации молодежи, как следствие, обусловлена необходимостью приведения системы образования в соответствие с потребностями развития российского общества. Низкая социально-политическая информированность снижает активность молодежи и является следствием потери ориентиров в области политической социализации. Функцию политической социализации возлагают на общественно-политические организации, семью, образовательные учреждения, СМИ, но не все институты с ней справляются, в результате отсутствует системное видение этой проблемы, и как следствие - низкий уровень социально-политической активности, политического участия и политической компетентности современной молодежи. Стабильность и безопасность в России зависят не только от политической активности населения, но, в первую очередь, от компетенции выражать политическое мнение с помощью формализованных инструментов. Стоит отметить, что если государство заинтересовано в молодежи как грамотном субъекте сферы политики, то процессом политической социализации необходимо управлять с помощью педагогических и воспитательных технологий, реализующихся в образовательных учреждениях на всех ступенях образовательного цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Всероссийское исследование «Молодёжь и политика». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9047.
2. Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования. 2012. №6. С. 127-132.
3. Зубок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.: Издательство Московского гуманитарно-социальной академии, 2003. 268 с.
4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. №1. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-01/Kovaleva_Concep.pdf.
5. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социологические исследования. 2012. №1. С. 5-16.
6. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М.: Институт социологии РАН, 2007. - 95 с.
7. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. 623 с.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Издательство: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. 736 с.
9. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М.: Деловая книга, 2002. 576 с.
10. Омельченко Е.Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж. 2003. №18. С. 142 - 161.
11. Полонников А.А. Педагогическая установка классического университета: опыт психоисторической реконструкции - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // charko.narod.ru/tekst/cb7/poll.html.
12. Сафонова А.С. Политическая компетентность как определяющий фактор политического участия молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №6. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.online-science.ru/rn/products/politicks-nauki/gid783/pg2/
13. Социологическое исследования «Российская молодежь: потенциал политической мобилизации», ЦИРКОН, март-апрель 2006 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://zircon.ru/upload/iblock/734/Cennostnye_orientacii_rossijskoj molodezh.
14. Чупров В.И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи: дис. ... д-ра социол. наук. М., 1994.
15. Шаталова Е. Гражданская активность молодежи // Агентство социальной информации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/ED660A5E7F94 5853C3256ECC004FCD42.
Рецензент: Петрова Татьяна Модестовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Профсоюзного движения и общих гуманитарных дисциплин» Волгоградского филиала «Академии труда и социальных отношений».
Vasileva Ekaterina Nikolaevna
Volgograd State University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
Poltavskaya Mariya Borisovna
Volgograd State University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
Levkovskaya Natalya Gachayevna
Volgograd State University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
Formation of social and political activity of students: socializing factors and educational settings
Abstract. Firstly, the article has clarified the definitions of socialization, activity, sociopolitical activity, political participation, and socialization process is shown by both sides -sociological and pedagogical, factors of socializations were set out. Secondly, we have analyzed the data of Russian Public Opinion Research Center (WCIOM) and Zircon Research group on the sociopolitical activity of Russian youth for the period of 2006-2007. Thirdly, we have presented the results of a poll conducted by a standard interview. Based on the analysis of data in the study were revealed the basic characteristic features of the socio-political activity of students in Volgograd, their awareness of the activities of the regional associations and public organizations of various kinds. The study indicates a low level of socio-political activity of Volgograd students, which is typical not only for the examined region, but also for Russia as a whole. We assume that low level of socio-political activity of youth is the result of unformed political competence which consists of political knowledge, skills, gained political experience. State, ministerial, regional, municipal and school programs of education and socialization that are implemented in secondary educational institutions do not construct political competence among the youth.
Keywords: youth; socialization; social and political activity; factors of socialization; public organizations and associations; social attitude, educational setting; political participation; political competence.
REFERENCES
1. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya. Vserossiyskoe issledovanie «Molodezh' i politika». - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9047.
2. Gulyaikhin V.N., Galkin A.P., Vasil'eva E.N. Molodezhnye i detskie ob"edineniya kak sub"ekty vtorichnoy sotsializatsii: opyt regional'nogo issledovaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2012. №6. S. 127-132.
3. Zubok Yu.A. Problemy riska v sotsiologii molodezhi. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarno-sotsial'noy akademii, 2003. 268 s.
4. Kovaleva A.I. Kontseptsiya sotsializatsii molodezhi: normy, otkloneniya, sotsializatsionnaya traektoriya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. №1. -Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-01/Kovaleva_Concep.pdf.
5. Lukov V.A. Kontseptualizatsiya molodezhi v KhKhl veke: novye idei i podkhody // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2012. №1. S. 5-16.
6. Molodezh' novoy Rossii: obraz zhizni i tsennostnye prioritety. M.: Institut sotsiologii RAN, 2007. - 95 s.
7. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 2011. 623 s.
8. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka Izdatel'stvo: Mir i Obrazovanie, Oniks; 2011 g. 736 s.
9. Ol'shanskiy D.V. Politiko-psikhologicheskiy slovar'. M.: Delovaya kniga, 2002. 576 s.
10. Omel'chenko E.L. Kul'turnye praktiki i stili zhizni rossiyskoy molodezhi v kontse XX veka // Rubezh. 2003. №18. S. 142 - 161.
11. Polonnikov A.A. Pedagogicheskaya ustanovka klassicheskogo universiteta: opyt psikhoistoricheskoy rekonstruktsii - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://charko.narod.ru/tekst/cb7/poll.html.
12. Safonova A.S. Politicheskaya kompetentnost' kak opredelyayushchiy faktor politicheskogo uchastiya molodezhi // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2013. №6. - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://www.online-science.ru/rn/products/politicks-nauki/gid783/pg2/
13. Sotsiologicheskoe issledovaniya «Rossiyskaya molodezh': potentsial politicheskoy mobilizatsii», TsIRKON, mart-aprel' 2006 g. - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http ://zircon.ru/upload/iblock/734/Cennostnye_orientacii_rossij skoj molodezh.
14. Chuprov V.I. Teoreticheskie i prikladnye problemy sotsial'nogo razvitiya molodezhi: dis. ... d-ra sotsiol. nauk. M., 1994.
15. Shatalova E. Grazhdanskaya aktivnost' molodezhi // Agentstvo sotsial'noy informatsii. - Elektron. tekstovye dan. - Rezhim dostupa: http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsfZ0/ED660A5E7F94 5853C3256ECC004FCD42.