Научная статья на тему 'Социально-политическая активность студентов крупного города (по материалам исследования)'

Социально-политическая активность студентов крупного города (по материалам исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
617
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ОПРОС / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛОКАЛЬНЫЙ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / SURVEY / STUDENTS / SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY / LOCAL AND NATIONAL PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тевлюкова Оксана Юрьевна, Ровбель Светлана Владимировна, Наумова Елена Вадимовна

В статье на основе материалов эмпирического исследования, проведенного Социологическим центром кафедры социальных коммуникаций и социологии управления НГУЭУ, рассматриваются формы участия студентов в политической и общественной жизни крупного города и факторы, влияющие на их социальную активность. Данные исследования позволяют говорить о среднем уровне социально-политической активности студентов, достаточно высоком уровне патриотизма и наличии готовности связать свою жизнь с Новосибирском по окончании учебы. Выявлены также причины, препятствующие активному участию студенческой молодежи в общественно-политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF A LARGE CITY (BASED ON THE MATERIALS OF THE RESEARCH)

In the article based on the materials of the empiric research made by Sociologic Centre of the department of social communications and sociology of management at NSUEM are considered the forms of participation of the students in the political and social life of a city and the factors having influence on their social activity. These researches let one conclude that the level of social and political activity of students is average, the level of patriotism is very high and that the students are ready to link their lives with Novosibirsk after the end of studies. There are also determined the obstacles for active participation of students in the social and political activity.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая активность студентов крупного города (по материалам исследования)»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.3

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КРУПНОГО ГОРОДА

(ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ)

О.Ю. Тевлюкова, С.В. Ровбель, Е.В. Наумова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: casinda@yandex.ru

В статье на основе материалов эмпирического исследования, проведенного Социологическим центром кафедры социальных коммуникаций и социологии управления НГУЭУ рассматриваются формы участия студентов в политической и общественной жизни крупного города и факторы, влияющие на их социальную активность. Данные исследования позволяют говорить о среднем уровне социально-политической активности студентов, достаточно высоком уровне патриотизма и наличии готовности связать свою жизнь с Новосибирском по окончании учебы. Выявлены также причины, препятствующие активному участию студенческой молодежи в общественно-политической деятельности.

Ключевые слова: опрос, студенческая молодежь, социально-политическая активность, локальный и общенациональный патриотизм.

SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF A LARGE CITY (BASED ON THE MATERIALS OF THE RESEARCH)

ОЛЬ. Tevlyukova, S.V. Rovbel, ЕЛ£ Naumova

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: casinda@yandex.ru

In the article based on the materials of the empiric research made by Sociologic Centre of the department of social communications and sociology of management at NSUEM are considered the forms of participation of the students in the political and social life of a city and the factors having influence on their social activity. These researches let one conclude that the level of social and political activity of students is average, the level of patriotism is very high and that the students are ready to link their lives with Novosibirsk after the end of studies. There are also determined the obstacles for active participation of students in the social and political activity.

Keywords: survey, students, social and political activity, local and national patriotism.

© Тевлюкова О.Ю., Ровбель С.В., Наумова Е.В., 2016

Студенческая молодежь традиционно рассматривается как наиболее социально активная группа, ориентированная на расширение своей самостоятельности, апробацию инновационных технологий и моделей поведения. Социальная и политическая активность молодежи во многом определяет направления и темпы экономического, политического и социального развития города, формирует его облик в ближайшей перспективе. Неуверенность молодых людей в своем будущем, низкая оценка возможностей самореализации может провоцировать отток молодежи из региона проживания, что негативно сказывается на его будущем потенциале. В этой связи изучение социально-политической активности студентов, степени их вовлеченности в общественную и политическую жизнь города необходимо для определения перспектив его развития.

Кратко рассмотрим основные понятия исследования. Учащихся высших учебных заведений принято обозначать термином «студенты». Это социально-демографическая группа, характеризующаяся численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.п. Студенчество также указывает на определенное общественное положение членов данной социальной группы, их социальный статус, а студенческие годы представляют собой особую стадию социализации, которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. В силу возраста (17-25 лет) студенты относятся к категории молодежи. Под молодежью понимается социально-демографическая группа, включающая людей в возрасте от 16 до 30 лет, специфические социальные и психологические черты которых обусловлены «возрастными особенностями, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества» [2, с. 96]. Согласно данным Росстата, в России доля молодежи составляет 22 % от общей численности населения [6].

Категория «социально-политическая активность» в современной российской социологии вытесняет понятие «общественно-политическая активность», сложившееся в советском обществознании. Данная категория является производной от понятий «социальная» и «политическая» активность. Социальная активность определяется как сознательная целенаправленная деятельность, «ориентированная на преобразование объективных социальных условий, формирование социальных качеств личности (группы)» [2, с. 7]. К основным сферам социальной активности относят общественно-политическую и трудовую деятельность.

Социальная активность молодежи представляет собой «включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия. На практике различные проявления молодежной социальной активности включают в себя как неотъемлемый компонент возможность испытать те или иные поведенческие, ситуационные, общественные практики в более яркой, игровой, "быстрой" радикальной форме» [5, с. 72].

Политическая активность молодежи характеризуется как «основанное на осознании своих возможностей воздействовать на принятие политических решений стремление молодых людей реализовать эти возможности имеющимися в данной политической системе средствами и методами, осуществляемое с разной степенью интенсивности» [3, с. 4]. Таким образом, под

социально-политической активностью молодежи в данном исследовании понимается сознательная целенаправленная деятельность по преобразованию условий жизнедеятельности молодых людей через участие в политических и социальных процессах.

В рамках исследования социально-политической активности молодежи особое значение приобретает изучение студенчества, поскольку выпускники вузов пополняют ряды интеллигенции и высококвалифицированных специалистов, мировоззренческие и поведенческие паттерны которых в заметной степени влияют на успешность функционирования не только экономической, но и социально-политической сфер общества.

Социальная и политическая активность отражает сформированность их гражданской позиции, степень включенности студентов в общественную жизнь города. Именно в студенческой среде формируются молодежные лидеры, общественные и политические деятели, от социально-политической активности которых зависит решение стоящих перед обществом задач [5].

Социально-политическая активность студенчества может проявляться в таких формах, как участие в деятельности партий и общественных организаций, демонстрациях, митингах, политических дискуссиях, подписании обращений и петиций (высокий уровень активности); участие в выборах в качестве избирателя (электоральная активность) и обсуждение политических проблем в узком кругу (средний уровень); получение информации о событиях политической и общественной жизни посредством печатных и электронных СМИ (низкий уровень). Исследование социально-политической активности студенческой молодежи позволяет прогнозировать направления и темпы социально-экономического и политического развития конкретного региона и страны в целом. Основным методом такого исследования выступает опрос, позволяющий получить информацию от представителей соответствующей социальной группы.

Для изучения мнения студентов о возможностях самореализации в третьем по численности населения городе России Социологическим центром кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления в 2014 г. был проведен опрос «Городское пространство Новосибирска: взгляд студентов»1. Методом анкетирования было опрошено 1273 представителя студенческой молодежи, обучавшихся в ведущих новосибирских вузах: Новосибирском государственном университете экономики и управления (33,5 % к числу опрошенных), Новосибирском государственном техническом университете (27,3 %), Сибирском институте управления РАНХиГС (22 %) и Сибирском университете потребительской кооперации (17,3 %). Полученные данные обрабатывались с помощью пакета SPSS.

Для определения уровня социально-политической активности студентов в анкету были включены вопросы трех типов:

- направленные на выявление форм участия студентов в политической и общественной жизни города;

- позволяющие провести самооценку уровня патриотизма и социальной активности студенческой молодежи г. Новосибирска;

1 Исследование финансировалось по внутреннему гранту НГУЭУ.

- способствующие определению факторов, влияющих на политическую и социальную активность студентов.

Одним из важнейших моментов, определяющих как степень, так и направление социально-политической активности студентов, является локальный и общенациональный патриотизм. Нас интересовало, какой смысл студенты вкладывают в понятия «патриотизм по отношению к своей стране» и «патриотизм по отношению к своему городу». В табл. 1 представлено распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, означает быть патриотом?» (респонденты могли выбрать не более трех вариантов ответов).

Таблица 1

Общенациональный патриотизм в представлении студентов (%)

Варианты ответов Итого

Знать и ценить культуру своей страны 67,1

Любить Родину 58,2

Гордиться историей страны 45,6

Верить в будущее страны 43,9

Быть готовым защищать Родину с оружием в руках 25,1

Жить и работать только в России 9,5

Ставить государственные и общественные интересы выше личных 4,9

Покупать только российские товары 2,5

Опрос показал, что студенты сосредоточены преимущественно на культурно-ценностном и эмоциональном восприятии своей Родины. Так, большинство опрошенных (67,1 %) считают, что быть патриотом означает «знать и ценить культуру своей страны». Более половины опрошенных студентов полагают, что любовь к своей Родине и есть основное определение патриотизма (58,2 %). Гордость за историческое наследие своей страны и веру в ее будущее считают важными составляющими патриотизма 45,6 и 43,9 % респондентов соответственно. Деятельностный аспект патриотизма - готовность защищать свою Родину с оружием в руках - считает важным четверть опрошенных. В наименьшей степени студенты разделяют экономический и политический аспекты понятия «патриотизм» - всего 9,5 % опрошенных согласны с тем, что быть патриотом означает жить и работать только в России, лишь 2,5 % воспринимают как патриотизм приобретение исключительно российских товаров. «Ставить государственные и общественные интересы выше своих собственных» является проявлением патриотизма для 4,9 % респондентов.

Локальный патриотизм проявляется как привязанность к месту рождения или месту постоянного проживания, «родному городу». Восприятие места проживания во многом обусловлено территориальной самоидентификацией индивида («я - новосибирец», «я - россиянин»). Как студенты понимают патриотизм по отношению к своему городу?

Распределение ответов на вопрос: «Быть патриотом своего города -это...» представлено на рис. 1.

Связывать свое будущее с городом Участвовать в общественной жизни своего города Работать на благо своего города

Знать историю своего города

Гордиться своим городом

18,60%

20,90 %

28,10% 27,10%

51,40%

Рис. 1. Локальный патриотизм в представлении студентов (%)

Итак, локальный патриотизм опирается, прежде всего, на эмоциональный аспект - более половины студентов (51,4 %) считают, что быть патриотом своего города означает гордиться им. Деятельностный аспект - работать на благо города - актуален для 28,1 % опрошенных. Знание истории своего города с патриотизмом связывают 27,1 % респондентов. 20,9 % студентов полагают, что быть патриотом своего города значит участвовать в его общественной жизни, и только 18,6 % согласны с тем, что связывать свое будущее с родным городом является проявлением патриотизма.

Далее студентам было предложено ответить на вопрос, считают ли они себя патриотами (рис. 2).

Выяснилось, что студенты более склонны определять себя как «патриотов своей страны» (33 %) или как «патриотов своей страны и своего города» (18 %). Считают себя патриотами своего города отдельно от страны всего 11 % респондентов. Таким образом, патриотические настроения разделяют более половины опрошенных (62 %). Всего 22 % опрошенных не считают себя патриотами, а 16 % затруднились ответить на данный вопрос.

Следствием патриотизма является желание жить и работать в своем городе, в своей стране. В этой связи мы задали респондентам вопрос, хотят ли они в будущем связать свою жизнь с Новосибирском? Почти половина опрошенных планирует жить и работать в Новосибирске (49 %), четверть студентов собирается уехать из города после окончания учебы (25 %) и 26 % затруднились в определении своего будущего. Эти данные указывают на то, что в городе есть проблемы, делающие Новосибирск недостаточно привлекательным в глазах определенной части студенческой молодежи.

Да, я патриот своей страны Да, я патриот своего города Да, патриот своей страны и города Нет, я не считаю себя патриотом Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»

Для выявления этих проблем мы сочли закономерным спросить, почему студенты хотят уехать из города. Респонденты могли указать несколько причин (табл. 2).

Таблица 2

Причины, побуждающие молодежь уехать из Новосибирска

Варианты ответов В % к опрошенным

Низкий уровень оплаты труда в городе 32,9

Наличие больших возможностей для самореализации в другом месте 28,5

Отсутствие возможности приобрести жилье 24,4

Неудовлетворительное состояние экологии в городе 20,7

Отсутствие перспектив трудоустройства по специальности 20,3

Трудности при открытии собственного дела 15,1

Неудовлетворительное состояние инфраструктуры города 13,5

Низкая эффективность программ поддержки молодежи 11,5

Неудовлетворительное состояние социальной сферы 10,6

Высокий уровень преступности в городе 7,2

Итак, основным фактором, побуждающим студентов покинуть город после окончания учебы, является состояние городской экономики. Низкий уровень оплаты труда может стать причиной отъезда для 32,9 % респондентов, отсутствие перспектив трудоустройства - для 20,3 %. Немаловажной проблемой является отсутствие возможности приобрести жилье, что отметили 24,4 % опрошенных. Состояние экологии в городе находят неудовлетворительным 20,7 %. Такие факторы, как состояние городской инфраструктуры, бизнеса, социальной сферы и поддержки молодежи, в качестве возможных причин уехать из Новосибирска называют менее 15 % респондентов. Особенно важно отметить, что уровень преступности сочли высоким всего 7,2 % студентов. Одним из значимых мотивов возможного отъезда является наличие больших возможностей для самореализации в другом месте, что отметило 28,5 % респондентов.

Для того чтобы выявить, какие же места студенты считают более привлекательными для жизни, мы задали вопрос, куда хотели бы уехать сту-

В другой город России В сельскую местность В столичные регионы В одну из стран СНГ В дальнее зарубежье

денты после окончания учебы (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Куда бы Вы хотели уехать?»

Данные опроса показали, что значительная часть студентов, желающих покинуть Новосибирск (напомним, что среди опрошенных они составляют 25 %), считает наиболее предпочтительным вариантом проживание в экономически более развитых странах - так, 42 % хотели бы уехать в дальнее зарубежье, отправиться же в одну из стран СНГ хотят только 6,5 %. 34 % опрошенных предпочли бы переехать в другой город России, в столичные регионы желают уехать всего 9,5 % респондентов. Желание после учебы жить в сельской местности есть только у 8 % респондентов.

Социальная активность студенчества проявляется, прежде всего, в общественной и политической деятельности. В этой связи мы задали респондентам вопрос, принимают ли они участие в общественной и политической жизни города. Распределение ответов на этот вопрос представлено в табл. 3.

Таблица 3

Формы участия студентов в общественной и политической жизни

Варианты ответов В % к опрошенным

Выборы в органы власти различного уровня 29,9

Общественные организации (студенческие, правозащитные, благотворительные, экологические и т.д.) 18,1

Митинги, демонстрации, пикеты по поводу событий в жизни страны, региона, Вашего населенного пункта 9,2

Подписание обращений, петиций по поводу событий в жизни страны, региона, города 1,9

Деятельность политических партий 6,9

Сбор средств и/или вещей для людей, попавших в тяжелое положение 18,0

Благоустройство подъездов, домов, детских площадок, городской территории 5,1

Нет, ни в чем подобном участвовать не приходилось 35,4

Более трети опрошенных (35,4 %) не принимают участия в социально-политической жизни города, две трети участвуют в политической и общественной деятельности, благотворительности. Основными формами социальной активности студентов являются участие в выборах (29,9 %) и деятельности общественных организаций (18,1 %), что говорит о среднем уровне вовлеченности в политический процесс. Активное участие в политической деятельности менее характерно для новосибирских студентов -в митингах и демонстрациях, подписании обращений и петиций, деятельности политических партий участвовали соответственно 9,2; 7,9 и 6,9% опрошенных. Недостаточно активно студенты участвуют в благотворительных проектах - средства и вещи для людей, попавших в тяжелое положение, жертвуют 18,0 % опрошенных. В благоустройстве подъездов, домов, детских площадок или городской территории участвует всего 5,1 % респондентов.

Представители студенческой молодежи как большой социальной группы, служащей источником пополнения интеллигенции, связаны между собой общим видом деятельности и образуют особую социально-профессиональную группу. Специфика данной группы обусловлена характером

общественной деятельности студентов, которая в сочетании с территориальным сосредоточением и возрастной однородностью порождает у них общность интересов, групповое самосознание, определенную субкультуру и образ жизни. Подобная социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций [5]. Эти организации становятся площадками для активной социальной и политической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и защиту интересов студенческой молодежи. Для того чтобы выяснить, используют ли студенты вузов имеющиеся возможности для проявления социальной активности, респондентам было предложено ответить на вопрос, в деятельности каких молодежных организаций они принимают участие.

Согласно полученным данным, большинство студентов (64,4 %) не принимают участие в деятельности молодежных организаций г. Новосибирска. Всего 7,8 % респондентов участвуют в работе вузовских студенческих профсоюзов. В городских молодежных организациях, участвующих в формировании молодежной политики, задействовано около 18,8 % опрошенных, в том числе 6,1 % - в Комитете по делам молодежи мэрии г. Новосибирска, 5,1 % - в «Молодежной инициативе», 4,2 % - в Молодежном парламенте и 3,4 % - в общественном молодежном Совете города. 6,6 % респондентов проявляют активность в сфере занятости - принимают участие в работе Новосибирского штаба студенческих отрядов и Молодежного центра труда (по 3,3 %). Всего 3,7 % опрошенных вовлечены в поддержание правопорядка через Штаб молодежных добровольных дружин. Таким образом, только треть новосибирских студентов используют официальные каналы выражения своих интересов и реализации инициатив, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности.

Одна из важных сфер активности для современной молодежи - занятия физической культурой. Основными формами физической активности студентов, согласно данным опроса, проведенного в СИУ РАНХиГС ^ = 546 чел.), являются посещение занятий по физической культуре и самостоятельные занятия физическими упражнениями - их использование в повседневной жизни отметили соответственно 66 и 49 % опрошенных. Однако при положительном отношении к физической культуре в целом (у 73 % опрошенных) значительное количество студентов (45 %) активного интереса к ней не проявляют и посещают занятия по физкультуре в вузе в силу необходимости (для получения зачета). Систематически занимаются физическими упражнениями самостоятельно всего 18 % респондентов [4].

Нас интересовало, как сами студенты оценивают уровень социальной активности студенческой молодежи в г. Новосибирске по пятибалльной шкале. Полученные оценки представлены на рис. 4.

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

3,1% 14,9% 47,3% 30% 4,7%

Рис. 4. Оценка уровня социально-политической активности студенческой молодежи

Высоким сочли уровень активности 4,7 % респондентов, около трети опрошенных оценили степень активности студентов на 4 балла, 47,3 % считают, что социально-политическая активность студентов г. Новосибирска находится на удовлетворительном уровне, «неудовлетворительно» оценили активность студентов 14,9 % и 3,1 % поставили самый низкий балл. Средний балл составил 3,2. Таким образом, студенты не слишком высоко оценивают собственную социально-политическую активность, что говорит о недостаточном использовании их потенциала. В целом уровень социально-политической активности новосибирского студенчества можно охарактеризовать как средний.

Какие же причины мешают студентам занимать активную жизненную позицию и принимать участие в различных формах общественной и политической деятельности? Мнение студентов по данному вопросу представлено в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Причины низкой социально-политической активности молодежи

Варианты ответов В % к опрошенным

Отсутствие времени из-за совмещения учебы и работы 35,8

Отсутствие интереса к политической и общественной деятельности 29,4

Погруженность в личные дела, личные проблемы 29,1

Низкая информированность о событиях в политической и социальной жизни города 25,2

Загруженность учебой 25,0

Нежелание решать чужие проблемы 13,3

Данные опроса показали, что основным препятствием для проявления социально-политической активности студенчества является нехватка времени по разным причинам - из-за совмещения работы и учебы (35,8 %); загруженности учебой (25,0 %), что в совокупности составляет более 60 % ответов. Менее трети респондентов (29,4 %) считают причиной низкой активности студенческой молодежи отсутствие интереса к политической и общественной деятельности, а четверть (25,2 %) - низкую информированность о событиях в политической и социальной жизни города. Погруженность в личные дела и проблемы мешает проявлять активность 29,1 % респондентов, а 13,3 % опрошенных полагают, что молодежь в принципе не хочет решать чужие проблемы. Как отмечает ряд авторов, «право проявлять социально-политическую активность имеется, но отсутствует желание что-либо предпринимать» [1].

Мы постарались выяснить, что же, по мнению студентов, может подтолкнуть молодежь к более активному участию в общественной и политической жизни города. Большинство опрошенных высоко оценивают значение конструктивного сотрудничества молодежи и управленческих структур. Так, 47,6 % респондентов считают, что повышению социально-политической активности студентов будет способствовать привлечение молодежи к принятию управленческих решений на уровне вуза или города, 42,9 % отмечают значимость поддержки молодежных инициатив со стороны мэрии.

Деструктивные факторы - недовольство проводимой политикой, повышение стоимости обучения и снижение уровня жизни отметили соответственно 13,6; 7,4 и 6,4 % опрошенных, что говорит о низком протестном потенциале новосибирской молодежи.

Итак, исследование выявило достаточно высокий уровень патриотизма среди студентов и наличие готовности связать свою жизнь с Новосибирском по окончании учебы, средний уровень социально-политической активности и низкий протестный потенциал студенческой молодежи. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных воспринимает Новосибирск как город, в котором есть возможности для активной общественной и политической деятельности. Но по ряду причин эти возможности недостаточно используются студентами новосибирских вузов. Среди объективных причин необходимо назвать, прежде всего, недостаточно высокий уровень материального благополучия студентов (многие вынуждены совмещать обучение в вузе с работой, что не оставляет времени на иные формы активности) и низкую степень вовлеченности молодежи в процессы принятия политических и социальных решений. Ограниченность возможностей самореализации формирует у определенной части студенческой молодежи низкий интерес к участию в общественной и политической жизни города и желание уехать из города по окончании учебы.

Для повышения уровня социально-политической активности студентов необходимо в первую очередь информировать молодежь об имеющихся возможностях участия в общественной и политической жизни города. Для этого необходимо проводить рекламные и PR-кампании в средствах массовой информации, создать интернет-портал для молодежи г. Новосибирска, предоставляющий возможности для обсуждения различных инициатив и мобилизации молодежи для участия в социально-значимых проектах.

Во-вторых, вовлекать студентов в общественную деятельность через развитие студенческого самоуправления, участие в молодежных организациях и общественно-политических движениях. Решению этой задачи может способствовать координация деятельности студенческих профсоюзов, Советов обучающихся и молодежных организаций через штаб молодежного мэра г. Новосибирска.

В-третьих, создать условия для повышения материального благополучия студентов - на уровне вузов можно расширить программы материальной поддержки студентов, частично оплачивать их труд во время производственной практики, привлекать к научно-исследовательской деятельности по грантам и т.п. На городском уровне - расширить стипендиальные программы, программы поддержки молодых семей, обеспечения жильем молодых специалистов и пр.

Литература

1. Гайдученко Ю.С., Курьяков И.А. Социально-политическая активность молодежи как показатель благополучия общества // Сибирский торгово-экономический журнал. 2012. № 15. С. 78-84.

2. Краткий словарь по социологии / авт.-сост. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2014. 254 с.

3. Мастерова Ю.И. Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М.: ГУ ВШЭ, 2009. 34 с.

4. Страхова И.Б. Валеологическое образование как фактор восстановления здоровья студентов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 6. № 2. С.164-169.

5. Тихонов В.Г. Социально-политическая активность российской студенческой молодежи: методологические проблемы социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7 С. 71-73.

6. В России неуклонно снижается численность молодежи от 15 до 29 лет. [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20130618/ 944031164. html#ixzz3fzELokbc (дата обращения: 16.072015).

Bibliography

1. Gajduchenko Ju.S., Kur'jakov I.A. Social'no-politicheskaja aktivnost' molodezhi kak pokazatel' blagopoluchija obshhestva // Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal. 2012. № 15. P 78-84.

2. Kratkij slovar' po sociologii / avt.-sost. PD. Pavlenok. M.: INFRA-M, 2014. 254 p.

3. Masterova Ju.I. Politicheskaja aktivnost' rossijskoj molodezhi v uslovijah rasprostra-nenija informacionnyh tehnologij: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M.: GU VShJe, 2009. 34 p.

4. Strahova I.B. Valeologicheskoe obrazovanie kak faktor vosstanovlenija zdorov'ja studentov // Interjekspo GEO-Sibir'. Novosibirsk: SGGA, 2014. T. 6. № 2. P 164-169.

5. Tihonov V.G. Social'no-politicheskaja aktivnost' rossijskoj studencheskoj molodezhi: metodologicheskie problemy sociologicheskogo issledovanija // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2011. № 7 P 71-73.

6. V Rossii neuklonno snizhaetsja chislennost' molodezhi ot 15 do 29 let. [Jelek-tronnyj resurs] // RIA Novosti. URL: http://ria.ru/society/20130618/ 944031164. html#ixzz3fzELokbc (data obrashhenija: 16.072015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.