1 2 © Спирина Т.А. , Мохова Л.А.
1Доцент, к.пед.н, кафедра психолого-педагогического образования;
2доцент, к.пед.н, кафедра психолого-педагогического образования.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов; раскрыты цели, основное содержание и формы работы по сопровождению данной категории детей в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, дети-мигранты, программа социально-педагогического сопровождения.
Keywords: socio-pedagogical support, migrant children, program of socio-pedagogical support.
Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ.
Проект № 15-16-19005
В настоящее время активизация миграционных процессов изменяет ситуацию в образовательной сфере. Концентрация в определенных общеобразовательных учреждениях детей из семей мигрантов приводит к следующим проблемам: дети-мигранты испытывают трудности в освоении образовательных программ (это связано со слабым владением русским языком, сложностями адаптации к учебному процессу); возрастают риски межэтнической напряженности, межнациональных конфликтов. Эффективное решение задач создания для данной категории детей оптимальных условий для адаптации и успешности вхождения в образовательную среду принимающего общества требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, использования технологий социально-педагогического сопровождения.
Анализ педагогической, социально-педагогической и психологической литературы свидетельствует, что в настоящее время существует множество разнообразных точек зрения на сущность социально-педагогического сопровождения. Мы разделяем точку зрения М.Р. Битяновой о том, что социально-педагогическое сопровождение является компонентом процесса педагогической поддержки ребенка, который связан с созданием благоприятных условий для его успешной социализации и направлен на оказание упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи в построении им своих социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром. [1]. В процессе социально-педагогического сопровождения происходит расширение социального опыта, формирование социально активной и ответственной личности, что особенно важно в социально-педагогической работе с детьми мигрантам. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют научные исследования и эффективные практические разработки в области социально-психологической и социально-педагогической адаптации и интеграции детей, подростков и молодежи из семей мигрантов. Вместе с тем требуют изучения вопросы методического обеспечения процесса социально - педагогического сопровождения детей- мигрантов в образовательной среде. Как показывают результаты проведенного нами исследования [3], педагоги общеобразовательной школы испытывают затруднения в работе с детьми-мигрантами, осознают необходимость социально-
© Спирина Т А., Мохова Л.А., 2016 г.
педагогического и психологического сопровождения данной категории детей, однако отсутствие программ сопровождения существенно затрудняет работу.
В рамках проводимого исследования была разработана программа социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в общеобразовательной школе. Для конкретизации целей программы, ее отдельных содержательных блоков был проведен мониторинг социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов на базе школ г. Абакана Республики Хакасия с наибольшей концентрацией иноэтничных детей. В исследовании приняли участие в общей сложности 143 школьника (из них 36 мигрантов): 47 учащихся младших классов, 52 учащихся средней школы и 43 учащихся старших классов. Целью мониторинга было выявление уровня адаптированности детей-мигрантов к новой социальной среде; определение отношения детей-мигрантов к своей этничности, а также степени их этнической толерантности; выявление возрастных трансформаций исследуемых показателей; проведение анализа состояния работы по социально-педагогическому сопровождению детей-мигрантов в школах г. Абакана.
Результаты исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство детей-мигрантов успешно социализированы и адаптированы. Уровень сформированности этнической толерантности по всем классам невысокий; преобладающими являются толерантные представления и установки - принятие разнообразных этнических групп, интерес к языку и культуре другого народа. Вместе с тем гиперэтничные установки (этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм) выявлены почти у трети учащихся-мигрантов подросткового возраста. Для этой группы учеников характерно негативное отношение к представителям иных этносов, напряженность в отношениях, они считают, что межнациональные браки разрушают народ, а настоящая дружба возможна только между людьми одной национальности. Число негативно настроенных по отношению к другим этносам среди учащихся младших классов относительно невелико (25%), однако, на наш взгляд, даже такие незначительные проявления требуют внимания педагогов.
Выявленные проблемы позволили нам определить цели и содержание программы социально-педагогического сопровождения детей мигрантов в общеобразовательной школе. Цель программы социально-педагогического сопровождения учащихся-мигрантов: создание условий для интеграции детей из семей мигрантов, взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости; информирование о культурных традициях и нормах поведения.
Содержание программы включает следующие взаимосвязанные блоки: воспитание толерантного отношения к иноэтничному окружению, содействие межкультурному взаимодействию, преодоление ксенофобии и мигрантофобии; профилактика асоциального поведения; взаимодействие с родителями, этническими диаспорами; подготовка учителей к работе в полиэтничной школе.
1. Воспитание толерантного отношения к иноэтничному окружению, содействие межкультурному взаимодействию, преодоление ксенофобии и мигрантофобии.
Содержание работы социальных педагогов, психологов образовательных учреждений по данному направлению может включать в себя: организацию индивидуальных и групповых занятий, тренингов для детей-мигрантов; включение учащихся-мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения; адаптацию социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам (обеспечение ее инклюзивности); содействие проявлению позитивного влияния учащихся-мигрантов на развитие образовательного учреждения. В занятиях должна принимать участие и принимающая сторона, что позволит создать условия для конструктивного межкультурного общения в образовательном учреждении, способствовать формированию у подростков установок толерантного поведения в отношении к мигрантам, отработать «различные социальные навыки позволяющие подростку постигать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и с другими» [6, с. 4].
2. Профилактика асоциального поведения.
Профилактика асоциального поведения особенно актуальна в работе с мигрантами подросткового возраста. В силу социальных и психологических особенностей данного возрастного периода подростки-мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Как отмечает Н.М. Лебедева, подростковый возраст - это период активного формирования этнической идентичности, национального самосознания [4]. В то же время, подросткам свойственны негативизм, агрессивность, противоречивость, максимализм, что во многом обуславливает крайние проявления этнической нетерпимости -этноизоляционизм и этнофанатизм. Поэтому данная категория детей нуждается в проведении работы, направленной на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения в подростковой среде, на формирование социальной компетентности детей-мигрантов.
Формами такой работы могут быть лекции, семинары, тематические беседы с привлечением специалистов (психологов, медиков, и др.); тренинги, направленные на развитие рефлексивных качеств подростка, самоконтроля и ответственности, волевых качеств, снятие эмоционального напряжения; групповые дискуссии и мозговые штурмы, предназначенные для развития у подростков способности к анализу, как собственного поведения, так и поведения партнеров, а также к прогнозу развития ситуаций; ролевые игры, развивающие личностные качества и способности конструктивного взаимодействия с окружающими; формирующие положительный опыт общения в группе; способствующие созданию для подростков ситуации успеха.
3. Взаимодействие школы с родителями, этническими диаспорами.
Привлечение родителей и представителей этнических диаспор к совместной
деятельности позволяет установить отношения сотрудничества, сформировать опыт совместной деятельности (интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, игровой, свободного общения).
Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и семей мигрантов могут быть: изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т.д.); информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.); психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, индивидуальное и групповое консультирование, проведение и практикумов и тренингов с родителями); совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческих встреч, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т.д.) [7].
4. Подготовка учителей к работе в полиэтничной школе.
Создание толерантной образовательной среды зависит во многом от учителя; учитель сам должен преодолеть этноцентрические установки, учитывать не только обученность, но и социальные особенности, особенности национального коммуникативного поведения, ценностные ориентации детей из семей мигрантов, обладать культурой межнационального общения.
Готовность педагога к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства предполагает владение знаниями специфики процессов социально-психологической адаптации к школе у детей-мигрантов, национальных реалий, этнопсихологических особенностями детей-мигантов; умениями отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом этнокультурного фактора; технологиями социально-педагогического сопровождения, конфликтной компетентностью, навыками эффективной коммуникации, медиативными техниками [5].
Проведение методических семинаров, спецпрактикумов и спецкурсов, круглых столов, конференций, консультирование педагогов по проблемам взаимодействия с детьми-
мигрантами позволит повысить психолого-педагогическую компетентность учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами.
Для оценки результативности программы могут быть использованы следующие критерии: критерий социальной адаптации детей-мигрантов (показатели: эмоциональный комфорт, принятие себя, принятие других, социальная активность, включенность в совместную деятельность со сверстниками); критерий этнической идентичности (показатели: осознание своей национальной принадлежности, позитивное ценностное отношение к своему этносу); критерий межкультурной компетентности детей-мигрантов и школьного окружения (показатели: терпимость по отношению к другим этносам, культурам, позитивное восприятие группы сверстников и социально значимых взрослых, потребность во взаимодействии со сверстниками, умения строить гармоничные отношения); социально-воспитательный критерий (показатели: девиации с участием детей из семей мигрантов (статистика по преступности, наркомании, алкоголизму и пр.), социальная активность учащихся-мигрантов (участие в детских и юношеских объединениях, движениях, акциях, инициативах); критерий готовности педагогов к работе с детьми-мигрантами (показатели: осознание педагогами необходимости специальной подготовки для работы в полиэтничной школе, сформированность межкультурной компетентности педагогов).
Реализация программы сопровождения детей-мигрантов в образовательной среде требует соблюдения ряда условий: индивидуализация педагогических воздействий с учетом индивидуально-психологических особенностей и этнопсихологических характеристик детей из семей мигрантов; динамизм содержания, форм и методов социально-педагогической работы; коррекция элементов программы применительно к данной социально-педагогической ситуации; использование воспитательного потенциала полиэтнической и поликультурной среды.
Литература
1. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. - М., 2000
2. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России / С.А. Дудко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 12 - 19.
3. Исследование проблем детей-мигрантов как условие их социально-педагогического сопровождения// Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1. - С. 103 - 105.
4. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций.- М.: ИЭА РАН. 1993. - 472 с.
5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Автореф. дис... доктора пед.наук. - Владикавказ, 2009. - 34 с.
6. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Хухлаев О. Е., Щепина А. И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. М., 2002. - 182 с.
7. Хухлаев О.Е.,. Кузнецов И.М, Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в образлвательной среде: социально-психологические аспекты// Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 5 - 16.