Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе'

Социально-педагогические условия адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / MULTI-ETHNIC SURROUNDING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мохова Лариса Антоновна, Сагоякова Наталья Фёдоровна, Спирина Татьяна Александровна

В статье проведён анализ проблемы социальной адаптации детей-мигрантов в этнически новой для них образовательной среде. Выделены трудности и противоречия, требующие решения, а также обосновано использование технологии социально-педагогического сопровождения и средств народной педагогики как социально-педагогических условий адаптации детей мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мохова Лариса Антоновна, Сагоякова Наталья Фёдоровна, Спирина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR MIGRANT CHILDREN ADAPTATION IN SECONDARY SCHOOL

The article analyzes the problems of social adaptation of migrant children in ethnically new educational space. It highlights difficulties and contradictions that have to be solved; gives reasons for the use of technology of socio-pedagogical support and means of folk pedagogy for adaptation of migrant children.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе»

УДК 37.013.42: 37.061.1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л. А. Мохова, Н. Ф. Сагоякова, Т. А. Спирина

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье проведён анализ проблемы социальной адаптации детей-мигрантов в этнически новой для них образовательной среде. Выделены трудности и противоречия, требующие решения, а также обосновано использование технологии социально-педагогического сопровождения и средств народной педагогики как социально-педагогических условий адаптации детей мигрантов.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, народная педагогика, образовательное пространство, социальная адаптация, полиэтническая среда.

С начала 1990-х годов Россия столкнулась с феноменом широкомасштабной миграции из стран центральной Азии. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году в Россию прибыли 482 240 международных мигрантов, в том числе 422 737 из стран СНГ. Проблема активной миграции обостряет политические, социальные, этнокультурные и другие противоречия, повышает уровень социальной (в том числе межэтнической) напряжённости, приводит к недоверию к представителям «иных» национальностей и рас.

Наиболее серьёзные психологические нагрузки, связанные с переселением, испытывают дети, так как они вынуждены входить в иную культурную и образовательную среду, в новый коллектив сверстников, иногда враждебно настроенный. Сложность процесса адаптации к новой этнокультурной среде связана с тем, что ребёнок из семьи мигрантов в сжатые сроки кардинально меняет социальное окружение, осваивает иные ценности, нормы и способы действия и общения, обычаи и язык, отличные от привычных.

В психологической и социально-педагогической литературе адаптация характеризуется как процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы [1; 2].

По мнению Ж. М. Глозман, социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, его возможности адекватно воспринимать окружающую действительность и себя самого; выстраивать адекватную систему отношений с окружающими; способности к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [3]. Для детей мигрантов именно школа становится основным институтом социализации; она вынуждена решать вопросы не только их образовательной подготовки, но и социальной адаптации к образовательному пространству и принимающему обществу в целом.

Исследования психологов показывают прямую связь между учебной деятельностью и социальной адаптацией: в процессе учебной деятельности происходит усвоение социокультурного опыта; она является для ребёнка социально значимой и социально оцениваемой и строится в соответствии с социальными нормами и правилами [2; 3; 4]. Из этого следует, что эффективность учебной деятельности (успеваемость), усвоение школьных норм поведения, высокий статус в группе, сформированность учебной мотивации, адекватный уровень самооценки являются определяющими условиями для успешной социальной адаптации ребёнка (особенно в младшем школьном возрасте).

В настоящее время в связи с усилением миграции доминирующим является тип школы с полиэтническим составом учащихся с преобладанием русского этноса, с русским языком обучения. Полиэтничность современной школы усиливает социальную неоднородность, обостряет проблему межэтнических взаимоотношений. Как показывает анализ работ А. С. Джангазиевой, С. К. Бондаревой, Н. М. Лебедевой [5; 6; 7], у детей мигрантов возникает ряд проблем адаптации в новом школьном окружении. Многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками; нередки конфликты, связанные с культурными различиями в отношениях, ценностях, нормах и ритуалах поведения. Дети сталкиваются с проявлениями ксенофобии и мигрантофобии как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, которые копируют слова и поведение взрослых.

Успешной социальной адаптации препятствует стремление детей мигрантов к замкнутости, обособлению от окружающих, ограничению круга общения по национальному признаку в рамках традиций, норм поведения своего народа. В то же время желание «раствориться» среди новых сверстников, стать таким как все, забыть свой язык, культуру как невостребованные и ненужные в новых социальных условиях препятствуют формированию у ребёнка этноидентичности, самоопределению в социальном пространстве относительно других этносов, осознанию, оцениванию и переживанию своей принадлежности к этнической общности [6].

Феномен этноидентичности связан, главным образом, с культурными традициями (культурными образцами, нормами, ценностями, обычаями, обрядами), передающимися от поколения к поколению, и активно формируется в подростковом возрасте [7]. Это означает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте способность к критическому осмыслению иных народов, негативные национальные стереотипы ещё отсутствуют. Однако, поскольку детство сензитивно к любым установкам, то у ребёнка могут сформироваться как межкультурная коммуникация и толерантность, так и ксенофобия, если не вмешиваться в развитие детской личности.

Важными факторами, затрудняющими вхождение детей мигрантов в новое социальное окружение, являются низкий уровень образовательной подготовки, педагогическая запущенность, неуспеваемость, несформирован-ность учебной мотивации. Усугубляет ситуацию нежелание родителей взаимодействовать с образовательными учреждениями. Таким образом, дети оказываются в группе отстающих, что снижает их самооценку, социальный статус среди одноклассников, негативно сказывается на отношениях с окружающими. Желая самоутвердиться, такие дети делают попытки привлечь к себе внимание через отрицательные формы поведения, что может привести к стойкой дезадаптации.

Однако самые большие сложности дети-мигранты испытывают с языком. В частности, вопрос о проблемах обучения русскому языку детей выходцев из стран ближнего зарубежья в образовательных учреждениях Республике Хакасия (РХ) обсуждался на заседании Круглого стола, инициированном Верховным Советом РХ [8]. Плохое владение русским языком затрудняет включение их в образовательный процесс, отражается и на общем психическом развитии. Так как дети мигрантов не всегда понимают русскую речь и не могут свободно говорить, это приводит к ослаблению внимания, к снижению эффективности познавательной и мыслительной деятельности. Проблемы с русским языком влияют и на социальную сферу: они не усваивают коллективные правила, устанавливаемые сверстниками и педагогом, а также нравственные нормы, свойственные инокультурной среде. Таким образом, ребёнок-мигрант, живущий под влиянием одновременно и мигрантской субкультуры, и культуры новой социальной среды, находится в сложной кризисной ситуации и часто воспринимает новое социальное окружение как дискриминирующее.

В 2013 году нами была проведена диагностика особенностей социальной адаптации детей мигрантов, обучающихся в начальной школе на базе МОУ СОШ № 2 г. Абакана (выборка детей мигрантов киргизской национальности составила 23 чел.). Диагностика выявила у детей заниженный уровень самооценки (74 %), повышенный уровень агрессии, тревожности (средний уровень - 74 %; высокий уровень - 36 %) [9]. Выявленные данные говорят о необходимости организации совместной работы педагогов, психологов, социальных педагогов, направленной на успешное вхождение детей мигрантов в образовательную среду принимающего общества, решение проблем межкультурного взаимодействия, стимулирующей самоактуализацию и личностной рост ребёнка мигранта.

Важными социально-педагогическими условиями, способствующими эффективному решению проблем адаптации детей мигрантов, являются: деятельность по социально-педагогическому сопровождению, реализуемая на индивидуальном и групповом уровнях, а также на уровне класса и школы; использование воспитательного потенциала средств народной педагогики, направленных на создание позитивно настроенной образовательной среды, равнозначно воспринимающей представителей разных этносов.

Анализ педагогической, социально-педагогической и психологической литературы показывает, что в психологии, педагогике и социальной педагогике понятие «сопровождение» трактуется неоднозначно, в зависимости от решаемых задач. Однако, несмотря на различие подходов, можно выделить общий признак сопровождения -идею опоры на внутренний потенциал личности, инициирование субъектной позиции ребёнка. Сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы детей за детей, а стимулирование их самостоятельности в решении возникающих проблем [10]. Сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении.

М. Р. Битянова понимает социально-педагогическое сопровождение как «компонент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности» [4]. При этом сопровождение не предусматривает гиперопеки сопровождаемого, наоборот, оно направлено на стимулирование его активности при возникновении трудностей и проблем, чтобы человек смог осмыслить их и определить способы их преодоления. Но для этого необходима помощь педагога в понимании проблемной ситуации, поиске выхода из затруднения, выработке плана решения.

Таким образом, под социально-педагогическим сопровождением мы будем понимать взаимодействие социального педагога и ребёнка, основанное на сотрудничестве и направленное на создание условий для самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно-значимых жизненных выборов, ведущих к личностному развитию [9]. В процессе социально-педагогического сопровождения происходит расширение социального опыта, формирование социально активной и ответственной личности, что особенно важно в работе с детьми-мигрантами.

Анализ работ Л. В. Мардахаева, М. И. Рожкова [10; 11] позволяет выделить наиболее важные этапы социально-педагогического сопровождения: диагностико-прогнозный, рефлексивный, проектировочный, проблем-но-деятельностный, заключительный.

Содержание деятельности педагога при работе с детьми мигрантов как субьектов социально-педагогического сопровождения определяется нами следующим образом [9].

На диагностико-прогнозном этапе осуществляется диагностика индивидуально-личностных особенностей ребёнка, начального уровня его адаптивности, прогнозирование перспектив поведения и самопроявления в различных ситуациях жизнедеятельности, выявление возможных проблем (трудностей).

Рефлексивный этап направлен на формирование адекватной самооценки ребёнка. На этом этапе педагог обнаруживает и актуализирует вместе с ребёнком проблемы, трудности, препятствия, возникающие у него в новой для него социальной среде, определяет причины их возникновения; формулирует проблему.

Цель проектировочного этапа - поиск решения проблемы, вариантов преодоления трудностей самим воспитанником; на этом этапе определяется также степень участия взрослого в этом процессе и средства сопровождения.

Проблемно-деятельностный этап предполагает реализацию социально-педагогического сопровождения с учётом специфики самопроявления ребёнка и возникающих у него проблем, расширение индивидуальных возможностей воспитанника, развитие и укрепление специальных навыков адаптации, приобретение навыков социально-позитивного поведения и самостоятельной жизни, развитие навыков уверенного поведения, воспитание чувства успешности и активной жизненной позиции при решении частных проблем в социуме.

На заключительном - результативно-оценочном - этапе осуществляется анализ и оценка эффективности социально-педагогического сопровождения и определение перспектив дальнейшего повышения социальной адаптивности и активности воспитанника.

В деятельности социального педагога, работающего по технологии социально-педагогического сопровождения детей мигрантов, как было сказано выше, можно выделить несколько уровней (и соответственно методов деятельности): индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень школы.

На индивидуальном уровне основным методом в работе социального педагога выступает беседа с ребёнком-мигрантом и с его родителями. Информация, полученная социальным педагогом по итогам беседы, позволит построить дальнейшую работу с ребёнком и взаимодействовать с его семьей. В дальнейшем социальный педагог отслеживает процесс адаптации ребёнка-мигранта в тесном взаимодействии с другими школьными специалистами - педагогом-психологом, логопедом.

Групповой уровень в деятельности по сопровождению предполагает работу с группами детей мигрантов (для чего целесообразно сгруппировать детей по годам обучения): групповые занятия с целью тестирования детей на предмет успешности адаптации, проведение психологических игр и др. Общение в разновозрастном коллективе способствует развитию социальной компетенции, повышает самооценку ребёнка.

Работа социального педагога на уровне класса должна иметь целью принятие ребёнка первичным коллективом - его классом. В этом случае оптимальным является организация групповой творческой деятельности как одного из системных условий адаптации к новому социуму. Немаловажно принятие ребёнка классным руководителем, так как в этом возрасте оценка учителя является важнейшим критерием оценивания и со стороны одноклассников.

Социально-педагогическая деятельность на уровне школы предполагает организацию общешкольных мероприятий: спортивных праздников, дней толерантности с привлечением родителей, представителей общественности, городской администрации, спортивных организаций и обществ и т. д.

Как мы уже отмечали в более раннем нашем исследовании [9], использование технологии социально-педагогического сопровождения создаёт ситуацию, способствующую формированию у ребёнка чувства уверенности в своих силах, повышению учебной мотивации, успешной социальной адаптации в целом.

Другим важным условием социальной адаптации детей мигрантов является использование средств народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, конкретных способов, средств обучения и воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве, отобранных в ходе многовековой жизни и проверенных длительной практикой [12].

Как показывает анализ исследований [7; 12; 13] воспитательный потенциал этнопедагогических средств очень велик. Произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенное искусство и пр., являющие собой квинтэссенцию народных представлений об идеале человека), определяют нормы и правила поведения, деятельности, взаимоотношений людей. Различные виды искусства - лубочные картинки, расписные игрушки (дымковская, хохломская), бытовые предметы (ложки, деревянная и глиняная посуда и т. д.), вышивка нитью, бисером, стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т. п. способствуют формированию художественного вкуса, творчества у детей. Народные игры развивают ловкость, смекалку, прививают уважение к обычаям, традициям и правилам поведения, готовят к взрослой жизни и труду. Народные традиции, обряды и обычаи, определяющие содержание народной педагогики, задают нормы, принципы, заведённый порядок, регулирующие общение, духовную жизнь народа и формирующие его психический склад и ценностные ориентации.

Эффективными формами использования средств народной педагогики в поликультурной образовательной среде являются фольклорные ансамбли, театры, студии прикладного искусства, музеи, этнокультурные фестивали, праздники, конкурсы. Они позволяют создавать диалогичную поликультурную среду, решать задачи формирования этнической идентичности [13]. По мнению Н. М. Лебедевой, интеграция ребёнка-мигранта в принимающую культуру при сохранении тесной связи с родной культурой приводит к взаимному обогащению культур и становлению нового вида культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику более устойчивой [7].

В младшем школьном возрасте особое значение приобретают народные игры, поскольку игра как общекультурный, надэтнический феномен не требует дословного перевода, доступен практически в любом возрасте.

Через игру ребёнок прикасается к культуре этноса, «проникается» его духом [12]. Игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся, способствует обогащению словарного запаса и расширению кругозора всех детей. Незнание особенностей других культур, нравов их носителей, а также истории других этносов - одна из главных причин нетерпимого отношения детей к представителям иных народов. Для ребёнка иной этнокультуры очень важно знать, что его язык и культурные ценности уважаемы и приняты в школьном сообществе, это положительно сказывается на его учебных успехах и социализации в группе сверстников.

Вовлечение учащихся в творческие, художественные виды деятельности позволяет усилить эмоциональное восприятие культуры, языка и традиций разных народов. Школьники могут участвовать в исследовательской, студийной деятельности. Ролевые игры, дискуссии, инсценировки, междисциплинарные творческие и учебно-исследовательские проекты позволяют эффективно в неназидательной форме решать многие проблемы межкультурного взаимодействия, преодолеть предрассудки и стереотипы по отношению к иным этническим общностям, создать в классе атмосферу доверия, признания равноправия и равноценности всех.

Роль учителя и социального педагога заключается в работе по повышению мотивации учащихся, содействию с целью проявления ребёнком социальной активности, неконфликтного общения детей-мигрантов со сверстниками и друг с другом, формированию толерантного взаимодействия в совместном с учащимися достижении образовательных целей. Таким образом, опора на народную педагогическую мудрость в работе с детьми мигрантов имеет особое значение: с одной стороны, она способствует формированию межэтнической и межличностной толерантности, образцов неконфликтного взаимодействия в условиях этнокультурного многообразия школы, а с другой - сохранению индивидом своей культурной и этнической принадлежности, чувства гордости за свой народ, язык и культуру.

Выполнение данных условий позволит сделать процесс социальной адаптации детей мигрантов в новом образовательном пространстве более эффективным, стимулировать их личностный рост и саморазвитие, успешно сочетать национальное и общечеловеческое в воспитании ребёнка.

Библиографический список

1. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 324 с.

2. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме / М. В. Ромм. - Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с.

3. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. - Изд. центр «Академия», 2002. - 264 с.

4. Битянова, М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. - М., 2000. - 234 с.

5. Джангазиева, А. С. Педагогические ресурсы школы в организации первичной профилактики делинквентного поведения подростков-мигрантов /А. С. Джангазиева // Человек и образование. - 2013. - № 1. - С. 50-54.

6. Бондарева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондарева. - Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 282 с.

7. Лебедева, Н. М. Кросскультурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России / Н. М. Лебедева // Этническая толерантность в поликультурных регионах России. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 410 с.

8. Антонов, В. П. Круглый стол «Развитие и состояние русского языка в общественно-политической жизни Республики Хакасия» / В. П. Антонов, И. В. Пекарская // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2013. - № 4. - С. 150-158.

9. Мохова, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов в общеобразовательной школе / М. А. Мохова, Т. А. Спирина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4. - С. 193-197.

10. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина; Кострома, 14-16 марта. 2005 г. - Кострома: КГУ, 2005. - С. 147-151.

11. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - 4-11.

12. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 186 с.

13. Афанасьева, А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы / А. Б. Афанасьева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 189-195.

© Мохова Л. А., Сагоякова Н. Ф., Спирина Т. А., 2014

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Е. С. Назмутдинова1, Е. А. Аслапова2

1Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 2Минусинский детский дом

В статье проанализирован опыт организации тьюторского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе Краевого государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинский детский дом». Рассматриваются социально-педагогические условия, способствующие эффективности тьюторского сопровождения воспитанников детского дома.

Ключевые слова: тьюторство, тьюторское сопровождение, социально-педагогические условия тьюторского сопровождения, индивидуальная образовательная программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.