Научная статья на тему 'Сопровождение детей-мигрантов как социально- педагогическая проблема'

Сопровождение детей-мигрантов как социально- педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIAL ADAPTATION / MIGRANT CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохова Л.А., Сагоякова Н.Ф., Спирина Т.А.

В статье проведен анализ проблем детей-мигрантов в этнически новой среде; определены условия использования технологии социально-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение детей-мигрантов как социально- педагогическая проблема»

Мохова Л.А.,

доцент, кпедн, кафедра психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Сагоякова Н.Ф.,

кпедн, кафедра психолого-педагогического образования,

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Спирина Т.А.

доцент, кпедн, кафедра психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье проведен анализ проблем детей-мигрантов в этнически новой среде; определены условия использования технологии социальнопедагогического сопровождения.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, социальная адаптация, дети-мигранты.

Keywords: social-pedagogical support, social adaptation, migrant children.

Статья опубликована за счет средств гранта РГНФ Одной из важных задач развития образования, представленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. Реализация этой задачи требует создания такой образовательной среды, которая обеспечит успешную социализацию, поддержку развития всех детей.

Социальные изменения, происходящие во всем мире в 21 веке, усиливают процессы миграции населения. Миграция изменяет исторический социальный и этнокультурный облик государств, обостряет этнокультурные противоречия между различными группами населения, вызывает социальные напряжения.

Современная политическая, социокультурная ситуация в России создает ряд проблем, которые необходимо решать на социально-педагогическом уровне. Локальные войны, межнациональные конфликты повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры, увеличение количества

беженцев, вынужденных переселенцев. Дети из таких семей имеют неравные возможности и условия социализации и получения социального опыта, формирования развитой и ответственной личности, чаще остальных имеют проблемы с социальной адаптацией и интеграцией в общество. Ребенок в

сжатые сроки кардинально меняет социальное окружение, осваивает иные ценности, нормы и способы действия и общения, обычаи и язык, отличные от привычных. В этой связи важным фактором, способствующим максимальной социальной адаптации, самореализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности является школа. Школа становится основным институтом социализации детей-мигрантов; она вынуждена решать вопросы не только их образовательной подготовки, но и интеграции в образовательное пространство и принимающее общество в целом.

В современной науке имеется ряд работ, посвященных изучению проблем миграции. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской. Научным коллективом под руководством Е.В. Бондаревской исследовались вопросы совершенствования подготовки учителя к педагогической поддержке детей-мигрантов в новом образовательном пространстве: определены условия формирования

этнокультурной компетентности педагога; образовательные технологии

профессиональной подготовки учителя к работе с детьми-мигрантами [4].

Лабораторией социологии образования и науки НИУ ВШЭ получены данные об этническом составе учащихся и распределении по школам, об учебных успехах, мотивации и образовательных планах детей разных этнических групп в Петербурге и Московской области, позволяющие выявить наиболее актуальные проблемы детей из семей мигрантов [1].

В рамках социально-психологических исследований разработана комплексная программа диагностики уровня учебной и социальнопсихологической адаптации детей-мигрантов [8]; психологические

программы межкультурного общения в образовательном учреждении, тренинги толерантности для подростков по преодолению и профилактике «мигрантофобии», программа оценки адаптации детей и подростков из

семей мигрантов [9]; программа социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам-мигрантам по преодолению отчуждения в новой социокультурной среде [6]. Технология психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов», основанная на теории «культурного шока», разработана совместно РГПУ им. А. И. Герцена и немецкой неправительственной организацией «Велленбрехер [7].

Значительный организационно-методический опыт в сфере

этнокультурного образования, языковой и социально-культурной интеграции учащихся из семей мигрантов накоплен в Москве и Санкт-Петербурге. Особое внимание уделяется вопросам обучения детей-мигрантов

русскому языку и воспитания в духе межнационального согласия и культуры мира [5].

Однако имеющиеся исследования раскрывают преимущественно социологические, этнокультурные, психолого-педагогические, языковые и, гораздо в меньшей степени, - социально-педагогические аспекты

организации процессов поддержки и помощи детям-мигрантам в новых социокультурных условиях их жизнедеятельности. В то время как предупреждение трудностей и проблем социальной адаптации, которые могут появиться или уже появились в их развитии, выстраивание гармоничной системы отношений ребенка с окружающим социумом и самим собой, требует от педагогов в школе применения различных социальнопедагогических технологий, в том числе, технологии социальнопедагогического сопровождения.

Таким образом, анализ состояния проблемы в науке и практике позволил выявить противоречия между:

- усилением миграционных потоков, расширением национального состава учащихся школ и отсутствием целенаправленной работы по сопровождению детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях;

- потребностью образовательной практики в новых технологиях социально-педагогического сопровождения детей мигрантов и

недостаточной их разработанностью в теории.

Сказанное свидетельствует о необходимости разработки проблемы социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

В нашем исследовании мы исходим из следующих предположений:

- социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов

характеризуется взаимодействием педагога и ребенка, основанном на сотрудничестве, которое направлено на создание условий для

самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и самим собой, а также на совершение каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов, результатом которых являются решения и действия, ведущие к личностному развитию;

- сопровождение детей-мигрантов должно включать такие этапы как диагностико-прогнозный, рефлексивный, проектировочный, проблемнодеятельностный, результативно-оценочный;

- успешность социально-педагогического сопровождения определяется

следующими результатами: 1) адекватная самооценка, невысокая

тревожность; 2) усвоение социально-коммуникативных норм; 3) толерантное отношение детей-мигрантов и принимающего окружения; 4) субъектная позиция ребенка.

-необходимыми условиями социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в образовательной среде являются: поэтапная диагностика; работа с педагогами школы по повышению психолого-педагогической компетентности; проектирование программ сопровождения детей из семей

мигрантов; использование воспитательного потенциала этнологических знаний.

Рассмотрим подробнее данные условия. Диагностика индивидуальноличностных особенностей ребенка, проводится на всех этапах сопровождения ребенка из семьи мигрантов. Первичная диагностика позволяет выявить начальный уровень его адаптивности, прогнозировать перспективы поведения и самопроявления в различных ситуациях жизнедеятельности, выявить возможные проблемы (трудности), существенно сказывающиеся на поведении детей. На последующих этапах проводится углубленная индивидуальная диагностика, позволяющая выявить актуальные проблемы конкретной личности и внести коррективы в программу сопровождения.

Важным методом диагностики является беседа социального педагога с ребенком мигрантом. Это, во-первых, обязательная беседа при поступлении ребенка в школу. Не менее необходим разговор с родителями мигрантами: как надолго собирается семья оставаться в этой стране, в этом городе, этой школе, что известно об этом ребенку, есть ли кто-то, кто поддерживает семью (знакомые, родственники), есть ли с кем общаться ребенку среди своей национальности? На каком языке общаются в семье, уровень знания русского языка в семье, изучал ли родной письменный язык ребенок? Информация об уровне усвоения родного языка ребенком мигрантом позволит педагогу при необходимости построить дополнительное обучение русскому языку. В дальнейшем социальный педагог отслеживает процесс адаптации ребенка мигранта в образовательном учреждении: приходит в класс, интересуется успехами, приветствует на перемене при случайной встрече в школе, осуществляет контроль за вовлеченностью учащегося в досуговую и кружковую деятельность. На этом этапе важно вместе с ребёнком определить предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность, препятствие. Выявляется суть,

причины возникновения трудности, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

Результаты стартовой и текущей диагностики определяют содержание, формы и средства решения выявленных проблем; прогнозируются перспективы преодоления возможных трудностей самим воспитанником при целесообразном его сопровождении, определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения - осуществляется проектирование программ сопровождения.

Работа социального педагога предполагает несколько уровней и, соответственно, методов деятельности: индивидуальный (беседа,

консультирование), групповой (групповые занятия, психологические игры, кружки), уровень класса и уровень школы (коллективные творческие дела, круглые столы, тренинги, спортивные праздники, дни толерантности, дни национальностей, клубы интернациональной дружбы, выездные межнациональные и международные лагеря и др.). Работа социального педагога проводится в тесном взаимодействии с другими школьными специалистами - классными руководителями, педагогом-психологом, логопедом, работающими по своим направлениям программы

сопровождения. Участие детей-мигрантов в групповой творческой деятельности, в общении в разновозрастном коллективе повышает самооценку, способствует развитию у них умений взаимодействовать с другими детьми и, в то же время, принятию ребенка первичным

коллективом - его классом.

Важным условием социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов является психолого-педагогическая подготовка педагогов школы. Ситуация обострения миграционных процессов меняет подходы в воспитании и обучении с учетом этнопедагогики и этнопсихологии; возникает потребность в педагогах, готовых к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства, владеющих технологией

социально-педагогического сопровождения, конфликтной компетентностью, навыками эффективной коммуникации, медиативными техниками.

Создание толерантной образовательной среды зависит во многом от учителя; учитель сам должен преодолеть этноцентрические установки, учитывать не только обученность, но и национальные, социальные особенности, особенности национального коммуникативного поведения, ценностные ориентации детей из семей мигрантов, обладать культурой межнационального общения. Проведение методических семинаров,

спецпрактикумов и спецкурсов, круглых столов, конференций позволит повысить психолого-педагогическую компетентность учителей,

ориентированных на работу с детьми-мигрантами.

Как показывает анализ исследований [2,3], значительным воспитательным потенциалом в социально-педагогическом сопровождении детей-мигрантов обладают этнологические знания. Знания об

этнокультурных особенностях народов мира, их традициях, обычаях, праздниках и обрядах, мифологии и фольклоре особенно важны для подготовки молодежи к жизни в многоязычном обществе; способствуют взаимному обогащению культур, позволяют создавать диалогичную поликультурную среду.

Формы использования этнологических знаний разнообразны: тематические межшкольные фестивали (включающие круглые столы, инсценировки и пр.), туризм с элементами исследовательской деятельности; преподавание курсов этнологии (или народоведение); создание этнографического музея и этнографического театра и др. Этнографический театр (драматический, кукольный, театр моды, театр теней) требует знания этнографических реалий; позволяет участникам реализовать свои творческие способности (пение, танец, декламация стихов, создание элементов бутафории, кукол, декораций) [2]. Такая деятельность способствует формированию позитивных межличностных и коллективных отношений,

развивает у детей способность к толерантному взаимодействию в условиях многоязычной и поликультурной среды.

Выполнение данных условий позволит сформировать личность, способную к установлению диалога с носителями различных этнокультурных ценностей; успешно сочетать национальное и общечеловеческое в воспитании; сделать процесс социальной адаптации детей мигрантов в новом образовательном пространстве более эффективным, стимулировать их личностный рост и саморазвитие.

Список литературы

1. Александров Д. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт- Петербурга:

предварительные данные: рабочие материалы НУЛ СОН /Д.А.

Александров, В.В. Баранова, В. А. Иванюшина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 100 с.

2. Афанасьева А.Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 189-195.

3. Баринова А.К. О реализации идей культуры мира в школе // Альманах «Этнодиалоги» № 1 . - 2002. - С. 53-56.

4. Бондаревская, Е.В., Гукаленко, О.В. Подготовка учителя к

осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в

поликультурном образовании. - Тирасполь, 2000. - 89 с.

5. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А., Савченко Т.В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы .-М.: Издательский дом «Этносфера», 2008.-112 с.

6. Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. М., 2011. - 224 с.

7. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: Монография / Под ред. С. А. Расчетиной, В. Э. Зюсса. — СПб.: Изд-во «Росток», 2010. — 264 с.

8. Омельченко Е.Л., Андреева Ю.В. и др. Адаптация детей мигрантов в школе. - Изд-во Ульяновского государственного университета, 2010. -104 с.

9. Солдатова Г. У., Макарчук А. В., Пантелеев А. Б. Программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов к поликультурной образовательной среде // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве. Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. - Книжный дом Спб., 2008. - С. 352 - 372.

ТЕЗИСЫ

Мохова Л.А.,

доцент, кпедн, кафедра психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Сагоякова Н.Ф.,

кпедн, кафедра психолого-педагогического образования,

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Спирина Т.А.

доцент, кпедн, кафедра психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Современная политическая, социокультурная ситуация в России, связанная с усилением миграции, создает ряд проблем, которые необходимо решать на социально-педагогическом уровне. Дети из семей мигрантов имеют неравные возможности и условия социализации и получения социального опыта, формирования развитой и ответственной личности, чаще остальных имеют проблемы с социальной адаптацией и интеграцией в общество.

В современной науке имеется ряд работ, посвященных изучению проблем миграции. Однако имеющиеся исследования раскрывают

преимущественно социологические, этнокультурные, психолого-

педагогические, языковые и, гораздо в меньшей степени, - социальнопедагогические аспекты организации процессов поддержки и помощи детям-мигрантам в новых социокультурных условиях их жизнедеятельности. Таким образом, анализ состояния проблемы в науке и практике позволил выявить противоречия между:

- усилением миграционных потоков, расширением национального состава учащихся школ и отсутствием целенаправленной работы по сопровождению детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях;

- потребностью образовательной практики в новых технологиях социально-педагогического сопровождения детей мигрантов и

недостаточной их разработанностью в теории.

Сказанное свидетельствует о необходимости разработки проблемы социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

В нашем исследовании мы исходим из следующих предположений:

- социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов

характеризуется взаимодействием педагога и ребенка, основанном на сотрудничестве, которое направлено на создание условий для

самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и самим собой, а также на совершение каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов, результатом которых являются решения и действия, ведущие к личностному развитию;

- сопровождение детей-мигрантов должно включать такие этапы как диагностико-прогнозный, рефлексивный, проектировочный, проблемнодеятельностный, результативно-оценочный;

- успешность социально-педагогического сопровождения определяется

следующими результатами: 1) адекватная самооценка, невысокая

тревожность; 2) усвоение социально-коммуникативных норм; 3) толерантное

отношение детей-мигрантов и принимающего окружения; 4) субъектная позиция ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-необходимыми условиями социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в образовательной среде являются: поэтапная диагностика; работа с педагогами школы по повышению психолого-педагогической компетентности; проектирование программ сопровождения детей из семей мигрантов; использование воспитательного потенциала этнологических знаний.

Диагностика индивидуально-личностных особенностей ребенка,

проводится на всех этапах сопровождения ребенка из семьи мигрантов. Первичная диагностика позволяет выявить начальный уровень его адаптивности, прогнозировать перспективы поведения и самопроявления, выявить возможные проблемы (трудности). На последующих этапах проводится углубленная индивидуальная диагностика, позволяющая выявить актуальные проблемы конкретной личности и внести коррективы в программу сопровождения.

Результаты стартовой и текущей диагностики определяют содержание, формы и средства решения выявленных проблем; прогнозируются перспективы преодоления возможных трудностей самим воспитанником при целесообразном его сопровождении, определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения - осуществляется проектирование программ сопровождения.

Работа социального педагога предполагает несколько уровней и, соответственно, методов деятельности: индивидуальный (беседа,

консультирование), групповой (групповые занятия, психологические игры, кружки), уровень класса и уровень школы (коллективные творческие дела, круглые столы, тренинги, спортивные праздники, дни толерантности, дни национальностей, клубы интернациональной дружбы, выездные

межнациональные и международные лагеря и др.). Участие детей-мигрантов в групповой творческой деятельности, в общении в разновозрастном

коллективе повышает самооценку, способствует развитию у них умений взаимодействовать с другими детьми и, в то же время, принятию ребенка первичным коллективом - его классом.

Важным условием социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов является психолого-педагогическая подготовка педагогов школы. Ситуация обострения миграционных процессов меняет подходы в

воспитании и обучении с учетом этнопедагогики и этнопсихологии; возникает потребность в педагогах, готовых к работе в условиях

полиэтнического образовательного пространства, владеющих технологией социально-педагогического сопровождения, конфликтной компетентностью, навыками эффективной коммуникации, медиативными техниками.

Значительным воспитательным потенциалом в социально-

педагогическом сопровождении детей-мигрантов обладают этнологические знания. Знания об этнокультурных особенностях народов мира, их традициях, обычаях, праздниках и обрядах, мифологии и фольклоре особенно важны для подготовки молодежи к жизни в многоязычном обществе; способствуют взаимному обогащению культур, позволяют

создавать диалогичную поликультурную среду. Такая деятельность

способствует формированию позитивных межличностных и коллективных отношений, развивает у детей способность к толерантному взаимодействию в условиях многоязычной и поликультурной среды.

Выполнение данных условий позволит сформировать личность, способную к установлению диалога с носителями различных этнокультурных ценностей; успешно сочетать национальное и общечеловеческое в воспитании; сделать процесс социальной адаптации детей мигрантов в новом образовательном пространстве более эффективным, стимулировать их личностный рост и саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.