Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе'

Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1299
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК МИГРАНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MIGRANT CHILDREN / SOCIAL ADAPTATION / PROBLEMS OF MIGRANT CHILDREN / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушева Т.Ф., Мункоева Н.А.

В данной статье рассматриваются педагогические задачи современного общества в процессе адаптации детей-мигрантов, психолого-педагогические особенности детей мигрантов в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ушева Т.Ф., Мункоева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN GENERAL SCHOOL

This article discusses the pedagogical tasks of modern society in the process of adaptation of migrant children, psychological and pedagogical features of migrant children in a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ушева Т.Ф., Мункоева Н.А.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

В данной статье рассматриваются педагогические задачи современного общества в процессе адаптации детей-мигрантов, психолого-педагогические особенности детей - мигрантов в общеобразовательной школе.

Ключевые слова:ребенок - мигрант; социальная адаптация; проблемы детей-мигрантов; психолого-педагогическое сопровождение.

SOCIAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN GENERAL SCHOOL

Usheva T.F., Munkoeva N.A.

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

This article discusses the pedagogical tasks of modern society in the process of adaptation ofmigrant children, psychological and pedagogical features of migrant children in a comprehensive school.

Keywords: migrant children; social adaptation; problems of migrant children; psychological and pedagogical support.

В связи с происходящими по всему миру социальными изменениями усиливаются миграционные процессы населения: семьи всё менее удерживают традиционный уклад жизни, природно-средо-вые условия проживания и жизнедеятельности, социальные связи. Изменение привычной окружающей действительности, вызванное переездом семьи в другой регион или страну, где другой язык, дру-

гие культурные традиции, приводит к дезориентации ребенка из семьи мигрантов и трудностям в социальной адаптации в общеобразовательной школе.

Миграция всегда считалась одной из важных проблем народонаселения и понималась не только как механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, касающийся многих сторон социально-экономической жизни людей.

Миграция населения - это любое территориальное перемещение населения, которое связано с пересечением как внутренних, так и внешних границ территориально-административных образований с целью смены постоянного места жительства или временного нахождения на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под преобладающим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих [3].

Современные педагогические, социальные и психологические службы должны учитывать основные тенденции в развитии общества. Более четверти всех прибывающих переселенцев миграционного потока в РФ составляют дети и подростки.

Главным механизмом социальной адаптации детей-мигрантов является взаимодействие сообществ. С 2009 года отделение Российского Красного Креста начало оказывать информационную и правовую помощь мигрантам. Кроме того, выпускает материалы на тему миграции, адаптации и интеграции мигрантов, трудового законодательства и т.д.

Процесс адаптации детей-мигрантов в современных условиях окружающей действительности складывается таким образом, что им необходимо тратить большие внутренние интеллектуальные и эмоциональные ресурсы на адаптацию к новым условиям. Дети-мигранты преодолевают тревогу и стресс, разрыва с привычной средой и близкими людьми, с которыми они проживали до переезда.

Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, характеризующихся определенной спецификой и требующих своего безотлагательного и детального решения [2].

Дацко О.В. и Фурса С.М. выделяют конкретные и важные «детские» проблемы:

- психологические стрессы, которые связаны с вынужденной сменой привычной обстановки (подростки, из-за своей зависимости от взрослых, всегда являются вынужденными мигрантами) и нарушением структуры привычных родственно-семейных, природно-территориальных, культурно-коммуникативных и других связей;

- рассогласование в системе социальных потребностей и ценностей, кризис идентичности;

- общая неудовлетворенность самим собой и различными сторонами жизнедеятельности;

- трудности интеграции в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния психической напряженности и тревожности, повышенной конфликтности и агрессивности, отверженности и отчужденности и др. [1].

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к всестороннему развитию своего интеллектуального, физического, личностного и других потенциалов в предоставленной ему новой педагогической среде [4].

Ребенок - мигрант, который живет под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся на культуру большинства, находится в достаточно сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли его семья совсем сменить место жительства, каким поколением иностранцев он является, для полноценного личностного развития необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.

Здесь большую роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий религией и родным языком, включения в содержание образования в школе различных культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует взаимодействию между детьми преобладающей культуры и культуры меньшинства, ускоряет адаптацию ребенка в новой культурной среде, в то же время, не позволяет ребенку - мигранту потерять свою личную этническую идентичность.

Еще одной педагогической проблемой является адаптация детей разных возрастов к социокультурным условиям новой окружающей действительности. У младших школьников эта проблема в основном связана, в основном, с незнанием и непониманием языка, неумением общаться на нем, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется определенными возрастными проблемами.

В силу социальных, психологических и возрастных особенностей, данный возрастной период (подростковый возраст) характеризуется большой подверженностью к эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности, подростки - мигранты в большей степени подвержены и склонны испытывать психологический кризис. Одним из проявлений такого кризиса является смена мировоззрения, дезадаптация, трудности с вхождением во взрослую жизнь.

Подростки-мигранты - это особая возрастная и социальная категория населения, которая нуждается в создании специальных условий, которые помогут им проще адаптироваться к изменившимся условиям окружающей их среды.

Для адаптированного ребенка мигранта характерно принятие норм, ценностей и традиций общества в котором он живет, выстраивание адекватной системы взаимоотношений с людьми, способность к развитию своего потенциала на всех уровнях.

Следовательно, одним из важнейших условий эффективности адаптационного процесса детей из семей мигрантов становится максимальное удовлетворение жизненных потребностей, среди которых наибольшую значимость приобретают следующие потребности в: возможности быть социально-психологической защищенным, уверенности в будущем, чувстве общности, благоприятных условиях проживания, хороших взаимоотношениях, получении знаний, общении, принадлежности к определенной группе, самореализации, материальном благополучии. Чрезвычайно актуальным является изучение процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов.

Для этого необходима разработка и использование новой концепции социально-психологической работы по адаптации подростков-мигрантов, научно-практических основ психолого-педагогического

сопровождения данного процесса. Учет этнокультурных особенностей подростков-мигрантов в обучающих программах общеобразовательной школы лежит в основе этого процесса. Концепция исследования опирается на ряд подходов: Психологический подход характеризуется значимостью процесса для самой личности; социологическому подходу характерна значимость для общества; системный подход, позволяющий рассматривать адаптацию в форме целостного процесса, который направлен на активное преобразование окружающей среды, а не только на приспособление к ней [6].

Процессы индивидуализации-социализации (главные смысловые конструкты социальной адаптации) представляют собой единый неразрывный процесс, однако определенное преобладание индивидуализации или социализации может проявляться на разных этапах развития личности (теория поуровневого личностного развития). Данный аспект проблемы социальной адаптации очень важен при изучении проблемы миграции в Российском обществе в настоящее время. В отечественной психологии, традиционно показателем успешной адаптации человека (в том числе и подростка) считается его социализация, то есть успешное усвоение требований и ожиданий социума, социального опыта в меняющихся условиях окружающей среды.

В отечественной психологии, которая берет начало в классических работах Л.С. Выготского, среда (как социальная, так и предметная) считалась кисточником психического развития человека, осуществляемого в процессе интериоризации, присвоения внешнего и перевода его в содержание внутреннего мира.

Отечественная психология соглашалась с тем, что основными механизмами личностного развития являются присвоение и уподобление, которые близки по своему смыслу понятиям ассимиляции и аккомодации в системе Ж. Пиаже. Однако рассмотрению внутреннего мира человека не уделялось достаточно внимания.

С точки зрения эмпирического решения задачи успешной адаптации и социализации детей-мигрантов в процессе школьного обучения представляется перспективным психосоциальный подход

Э. Эриксона [9,12]. Эпигенетическая схема развития личности Э. Эриксона достаточно психологична. Благодаря ей появляется возможность отследить развитие конкретной личности в определенных условиях (будь то среда образовательного учреждения или более широкий социальный контекст). При этом очень важно, что наиболее значимые личностные идентификации учитываются, но совершенно не абсолютизируются. Помимо этого, в рамках психосоциального подхода, особенности социогенетического и индивидуального развития рассматриваются взаимосвязанными. На этом основании появляется реальная возможность разработки и реализации интегрированных психопрофилактических, развивающих, обучающих программ, которые в равной степени учитывают реальные потребности развивающейся личности (с учетом индивидуальных и характерных особенностей, которые присущи определенным социальным и этническим группам) и общественные требования, которые предъявляются подрастающему поколению.

Психолого-педагогические программы, которые составляют содержание психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации, должны быть направлены на формирование толерантности и позитивной личностной идентичности, как психологической устойчивости и общественной нормы, с учетом индивидуальных, культурных особенностей, а также проблем подростка и его специфических особенностей. Данные программы адаптации должны иметь комплексный характер, то есть охватывать разные сферы: социальную работу, логопедию, психологию [5].

В настоящее время рассматривается идея единого мирового образовательного пространства в связи с актуальностью теории муль-тикультурного или поликультурного образования. Образование в мире представляет собой систему учреждений, которые обеспечивают организацию процесса познания с учетом главных тенденций передачи опыта и личностного развития, присущих нашей эпохе. Основной функцией образовательного учреждения является взаимодействие национальных образовательных систем на региональном и федеральном уровне [8].

В работе с детьми - мигрантами важно учитывать актуальный уровень знаний, в зависимости от этапа обучения, динамику представлений. Обучение и воспитание осуществляется через воздействие национальной культуры, этнических и межкультурных процессов. Важно отметить, что уровень развития социальной адаптации не находится в зависимости от национальной принадлежности ребёнка. Культурные особенности влияют на адаптационный и познавательный период ребенка. Детям - мигрантам необходимо оказывать эффективную социальную поддержку, так как в меняющихся условиях окружающей действительности им недостаточно простого человеческого общения. [11].

Полезным является представление семейных, религиозных, культурных ценностей, которые зачастую воспринимаются ребенком с младенчества [10]. Это позволяет более грамотно спланировать работу по адаптации детей из разных этнических культур. При работе с детьми-мигрантами важной составляющей является взаимодействие семейной и школьной среды, так как ребенок из инокультур-ной среды нередко разрывается между данными составляющими своей жизнедеятельности.

В процессе первого года обучения в школе меняется весь уклад жизни ребенка, меняется его место в системе общественных отношений, поэтому этот период является переломным, сложным в жизни ребенка. Школа выдвигает появляются новые, более жесткие требования, выдвигаемые школой к ребенку. Из-за повышенных требований к подростку могут возникнуть определенные сложности в поведении и обучении у всех детей, вне зависимости от национальности, но детям - мигрантам сложнее в разы, в связи с рядом причин, представленных ранее. поэтому работа с детьми-мигрантами в образовательном учреждении должна быть обширной, многогранной, сопровождающей.

В психолого-педагогическом сопровождении детей из семей мигрантов должны принимать участие воспитатели, учителя, родители и ряд специалистов социально-психологической службы: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учи— 53 —

тель-логопед. Процесс сопровождения должен быть продуктивным, многообразным, интересным для ребенка и включающим в себя ряд разных методических приемов.

Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на решение основных проблем детей из семей - мигрантов:

1) проблемы, которые связанны с нарушением общения детей-мигрантов (из-за низкого уровня владения русским языком). Проблема общения наибольшее распространение приобретает среди детей-мигрантов. Приступающие к учебе, вынуждены общаться с классным руководителем в различных школьных ситуациях, со школьной администрацией, с другими учителями и, самое главное, с одноклассниками и другими учащимися;

2) эмоциональные проблемы (агрессивность, тревожность и др.);

3) прочие проблемы, которые в основном связаны с физиологическими особенностями детей [13].

Изучив основные особенности социальной адаптации детей-мигрантов, можно говорить о том, что необходимо создание многоцелевой системы психолого-педагогического сопровождения, которая позволяет учитывать определенные особенности адаптантов и конкретной образовательной среды.

Таким образом, необходимо определить условия, необходимые для социальной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе в процессе психолого-педагогического сопровождения. На наш взгляд, необходимыми условиями для социальной адаптации детей из семей мигрантов являются: активное включение детей- мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения; организация благоприятной социокультурной среды образовательного учреждения для детей - мигрантов; позитивное межкультурное общение в образовательном учреждении.

Успешное психолого-педагогическое сопровождение позволит решать задачи по успешной социальной адаптации детей-мигрантов, связанные с повышением социального статуса ребенка-мигранта в новой территориальной и культурной среде, овладением русским языком, снижением социальной тревожности [7]. Принципиаль-

ным является включение в этот процесс не только всех субъектов образовательного процесса, но и узких специалистов: логопеда, социального педагога, дефектолога и др.; различных организаций: психологических центров, отделения социальной защиты, центры помощи семье и детям и т.д.

Реальность школы такова, что только при индивидуальном подходе есть успешность социальной адаптации детей-мигрантов. Необходимым условием успешности социальной адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе будет являться создание программ, учитывающих их индивидуальные особенности.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов позволит обеспечить целенаправленное воспитание ценностных установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, ее обычаям и культуре, обеспечить возможность активного участия детей-мигрантов в социокультурной среде местного сообщества.

Список литературы

1. Алиева Т.И., Бучилова И.А. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов//Сборники конференций НИЦ Со-циосфера. 2013.№ 6. С. 154.

2. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе// Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 13-18.

3. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 5. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Gulyaeva.shtml (дата обращения: 15.10.2019).

4. Еременко О.И. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку// Начальная школа. 2011. № 3. С. 28.

5. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность // Дополнительное образование. 2010. № 3. С. 17-22.

6. Круглова Ю.Д., Киселев М. И. Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов // Молодой ученый. 2016. №11.

С. 1389-1392. URL https://moluch.ru/archive/115/30854/ (дата обращения: 09.05.2019).

7. Мункоева Н.А. Результаты реализации программы по профилактике конфликтного поведения подростков в поликультурной образовательной среде // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. В 2-х частях. 2018. С. 52-53.

8. Мохова Л.А., Сагоякова Н.Ф., Спирина Т.А. Социально-педагогические условия адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 9. С. 96-99.

9. Портнова Т.В. Индивидуальный стиль обучения детей-мигрантов в Ставропольском крае // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №1. С .145-147.

10. Ушева Т.Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся // Педагогический имидж. 2018. № 4 (41). С. 97-105.

11. Ушева Т.Ф. Технологические особенности формирования рефлексивной компетентности учащихся // Школьные технологии. 2017. № 6. С. 34-40.

12. Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней общеобразовательной школы. Хабаровск. 2016. 24 С.

13. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя. 2000. 90 с.

References

1. Alieva T.I., Buchilova I.A. Problemy sotsiokul'turnoy adaptatsii detey mladshego shkol'nogo vozrasta, vospityvayushchikhsya v usloviyakh dvuyazychiya v sem'yakh migrantov//Sborniki konferentsiy NITs Sot-siosfera. 2013.№ 6.S. 154.

2. Gromova E. Razvitie etnicheskoy tolerantnosti v shkole// Vospitanie shkol'nikov. 2011. № 1. S. 13-18.

3. Gulyaeva A.N. Sotsiokul 'turnaya adaptatsiya detey migrantov // Psikholo-go-pedagogicheskie issledovaniya. 2010. № 5. URL: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2010/n5/Gulyaeva.shtml (data obrashcheniya: 15.10.2019).

4. Eremenko O.I. Vospitanie tolerantnogo soznaniya v protsesse obucheni-ya russkomu yazyku// Nachal'naya shkola. 2011. № 3. S. 28.

5. Klenova N.V. Kak vospitat' tolerantnost' // Dopolnitel'noe obrazovanie. 2010. № 3. S. 17-22.

6. Kruglova Yu.D., Kiselev M.I. Tekhnologii sotsiokul'turnoy integratsii detey iz semey migrantov // Molodoy uchenyy. 2016. №11. S. 13891392. URL https://moluch.ru/archive/115/30854/

7. Munkoeva N.A. Rezul'taty realizatsii programmy po profilaktike konf-liktnogo povedeniya podrostkov v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede // Nauka segodnya: global'nye vyzovy i mekhanizmy razvitiya. V 2-kh chastyakh. 2018. S. 52-53.

8. Mokhova L.A., Sagoyakova N.F., Spirina T.A. Sotsial'no-pedagogich-eskie usloviya adaptatsii detey migrantov v obshcheobrazovatel'noy shkole. // Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2014. № 9. S. 96-99.

9. Portnova T.V. Individual'nyy stil' obucheniya detey-migrantov v Stav-ropol'skom krae // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018. №1. S .145-147.

10. Usheva T.F. Refleksivnoe vzaimodeystvie sotsial'nogo pedagoga s rodite-lyami po profilaktike sotsial'nykh deviatsiy obuchayushchikhsya // Ped-agogicheskiy imidzh. 2018. № 4 (41). S. 97-105.

11. Usheva T.F. Tekhnologicheskie osobennosti formirovaniya refleksivnoy kompetentnosti uchashchikhsya // Shkol'nye tekhnologii. 2017. № 6. S. 34-40.

12. Khlyupin V.O. Rabota s det'mi migrantami v ramkakh sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly. Khabarovsk. 2016. 24 S.

13. Khotinets V.Yu. Etnicheskoe samosoznanie. SPb.: Aleteyya. 2000. 90 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.