Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия тьюторского сопровождения воспитанников детского дома'

Социально-педагогические условия тьюторского сопровождения воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / MENTORING / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR SUPPORT / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / SOCIAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TUTOR SUPPORT / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назмутдинова Елена Сабиряновна, Аслапова Елена Анатольевна

В статье проанализирован опыт организации тьюторского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе Краевого государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинский детский дом». Рассматриваются социально-педагогические условия, способствующие эффективности тьюторского сопровождения воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назмутдинова Елена Сабиряновна, Аслапова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORPHAN PUPILS TUTORSHIP

The article is devoted to the experience of organization of tutorship over orphans and children without parental care on the basis of the «Minusinsk orphanage» regional state educational establishment for orphans and children left without parental care. The article examines social-pedagogical conditions that promote effectiveness of tutorship over orphanage pupils.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия тьюторского сопровождения воспитанников детского дома»

Через игру ребёнок прикасается к культуре этноса, «проникается» его духом [12]. Игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся, способствует обогащению словарного запаса и расширению кругозора всех детей. Незнание особенностей других культур, нравов их носителей, а также истории других этносов - одна из главных причин нетерпимого отношения детей к представителям иных народов. Для ребёнка иной этнокультуры очень важно знать, что его язык и культурные ценности уважаемы и приняты в школьном сообществе, это положительно сказывается на его учебных успехах и социализации в группе сверстников.

Вовлечение учащихся в творческие, художественные виды деятельности позволяет усилить эмоциональное восприятие культуры, языка и традиций разных народов. Школьники могут участвовать в исследовательской, студийной деятельности. Ролевые игры, дискуссии, инсценировки, междисциплинарные творческие и учебно-исследовательские проекты позволяют эффективно в неназидательной форме решать многие проблемы межкультурного взаимодействия, преодолеть предрассудки и стереотипы по отношению к иным этническим общностям, создать в классе атмосферу доверия, признания равноправия и равноценности всех.

Роль учителя и социального педагога заключается в работе по повышению мотивации учащихся, содействию с целью проявления ребёнком социальной активности, неконфликтного общения детей-мигрантов со сверстниками и друг с другом, формированию толерантного взаимодействия в совместном с учащимися достижении образовательных целей. Таким образом, опора на народную педагогическую мудрость в работе с детьми мигрантов имеет особое значение: с одной стороны, она способствует формированию межэтнической и межличностной толерантности, образцов неконфликтного взаимодействия в условиях этнокультурного многообразия школы, а с другой - сохранению индивидом своей культурной и этнической принадлежности, чувства гордости за свой народ, язык и культуру.

Выполнение данных условий позволит сделать процесс социальной адаптации детей мигрантов в новом образовательном пространстве более эффективным, стимулировать их личностный рост и саморазвитие, успешно сочетать национальное и общечеловеческое в воспитании ребёнка.

Библиографический список

1. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 324 с.

2. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме / М. В. Ромм. - Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с.

3. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. - Изд. центр «Академия», 2002. - 264 с.

4. Битянова, М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. - М., 2000. - 234 с.

5. Джангазиева, А. С. Педагогические ресурсы школы в организации первичной профилактики делинквентного поведения подростков-мигрантов /А. С. Джангазиева // Человек и образование. - 2013. - № 1. - С. 50-54.

6. Бондарева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондарева. - Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 282 с.

7. Лебедева, Н. М. Кросскультурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России / Н. М. Лебедева // Этническая толерантность в поликультурных регионах России. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 410 с.

8. Антонов, В. П. Круглый стол «Развитие и состояние русского языка в общественно-политической жизни Республики Хакасия» / В. П. Антонов, И. В. Пекарская // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2013. - № 4. - С. 150-158.

9. Мохова, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов в общеобразовательной школе / М. А. Мохова, Т. А. Спирина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4. - С. 193-197.

10. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина; Кострома, 14-16 марта. 2005 г. - Кострома: КГУ, 2005. - С. 147-151.

11. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - 4-11.

12. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 186 с.

13. Афанасьева, А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы / А. Б. Афанасьева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 189-195.

© Мохова Л. А., Сагоякова Н. Ф., Спирина Т. А., 2014

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Е. С. Назмутдинова1, Е. А. Аслапова2

1Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 2Минусинский детский дом

В статье проанализирован опыт организации тьюторского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе Краевого государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинский детский дом». Рассматриваются социально-педагогические условия, способствующие эффективности тьюторского сопровождения воспитанников детского дома.

Ключевые слова: тьюторство, тьюторское сопровождение, социально-педагогические условия тьюторского сопровождения, индивидуальная образовательная программа.

Одной из актуальных проблем современности остаётся проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие из детей данной категории воспитываются в учреждениях интернатного типа, соответственно, перед учреждением стоит задача подготовки выпускника, обладающего необходимыми компетенциями для самореализации в окружающем его социуме. По сути, детский дом должен помочь ребёнку в выборе той или иной жизненной и профессиональной траектории, стратегии развития. Наиболее эффективным средством для установления образовательного взаимодействия педагога и воспитанника является процесс тьюторского сопровождения.

По проблеме тьюторского сопровождения накоплен определённый научный опыт: например, в работах А. Б. Вифлеемского и Т. М. Ковалёвой рассматриваются особенности тьюторства в высшей школе; тьюторско-му сопровождению в обучении посвящены работы Г. М. Беспаловой, С. В. Дудчик, С. П. Кузьмина; в трудах Т. П. Ерошина, Т. И. Пуденко исследовано тьюторство как технология сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Изучение научных работ по проблеме тьюторства показывает, что применение тьюторского сопровождения рассматривается авторами в различных аспектах, но недостаточно исследован вопрос тьюторского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа, в связи с чем возникает необходимость обобщения опыта реализации технологии тьюторства в детских домах.

В настоящее время разрабатываются и реализуются программы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа в различных регионах России. Так, в Ставропольском крае реализуется «Программа содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Томской области - «Программа психолого-медико-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в период их адаптации к условиям детского дома», в Тамбовской области успешно внедрена «Программа моделирования индивидуальных маршрутов сопровождения детей-сирот с учетом индивидуально-личностных характеристик».

Рассмотрим, как организуется процесс сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Минусинском детском доме Красноярского края. В 2008 году коллективом данного учреждения была принята модель комплексного подхода к процессу психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с которой каждый субъект образовательного процесса имеет возможность решать собственные личные проблемы, включаясь в соответствующую программу деятельности. В рамках реализации данной модели актуальным является использование технологий индивидуализации образовательного процесса, технологий проектирования, расширение методических знаний.

Составление индивидуальной образовательной программы (далее - ИОП) воспитанника является неотъемлемой частью в системе воспитательной работы Минусинского детского дома. Разработка ИОП в детском доме - длительный процесс, который начинается в младшем школьном возрасте и заканчивается при защите «жизненного сценария» выпускника. В «жизненных сценариях» дети отражают цели и задачи своего ближайшего и дальнейшего взрослого будущего, то есть шаги социализации. В рамках рассматриваемой системы в течение учебного года в детском доме проходят разные образовательные мероприятия, которые являются местом для предъявления промежуточных результатов деятельности воспитанников в поле своей индивидуальной образовательной программы: «Ученик года», «И снова здравствуйте!», «Жизненные сценарии выпускников» и т. д.

В процессе разработки ИОП тьютор выступает как организатор рефлексии и осуществляет деятельность по выявлению образовательных дефицитов воспитанника. Чем больше внутренних средств для рефлексии и проектирования собственной деятельности имеет воспитанник, тем меньше необходимо участие тьютора как организатора рефлексии. В этой связи формирование рефлексивных и проектировочных компетенций у воспитанника детского дома выступает особым компонентом содержания образования, и оно должно войти в индивидуальную образовательную программу воспитанника учреждения.

Для решения задачи по разработке и реализации ИОП тьютор должен создавать условия для овладения воспитанником механизмами проблематизации, самоопределения, целеполагания, проектирования. В этом случае ИОП начинает реализовывать свою мотивационную функцию и приобретает двухуровневость.

Первый уровень связан с овладением воспитанником субъектной позицией по отношению к процессу своего личностно-профессионального становления. Второй уровень предполагает формирование и саморазвитие компетенций, соответствующих нормативным требованиям и запросам воспитанника, социума (для выпускников средних специальный учреждений, вузов, работодателей). Результатом реализации ИОП будет успешное участие воспитанника в конкурсах, олимпиадах, турнирах, составление портфолио, отражающего приобретённый опыт и творческие достижения воспитанника.

Свои ИОП воспитанники представляют на конкурсе «Ученик года». Проходит он ежегодно в три этапа. Первый этап, как правило, заключается в выполнении ряда интеллектуальных заданий на логическое мышление, на выявление социальной компетентности. На втором этапе воспитанники представляют свои ИОП, которые могут быть составлены в разных формах. Одним из критериев оценивания ИОП является разрешение задач и достижение целей, поставленных в предыдущем году. На третьем этапе состязаний проходят социальные игры (игры во взрослых), в которых воспитанник делает пробы и принимает решения как самостоятельный взрос-

лый человек, проигрывая разные социальные роли, находя выход из различных затруднительных жизненных обстоятельств.

Для того чтобы проверить, как работает программа тьюторского сопровождения, мы проанализировали годовые отчёты социальных педагогов за пять лет и данные по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома. Анализируя отчёты, мы увидели, что группа выпускников 2009 года, работавшая с тьютором в рамках психолого-педагогического сопровождения, осознанно выстраивала свой жизненный сценарий, постоянно корректируя свои действия в процессе изменения внутренней позиции и продвижения к цели. За последние пять лет 10 из 25 выпускников КГКОУ «Минусинского детского дома» после выпуска поступают в заранее выбранные ими профессиональные учреждения, продолжают обучаться в них и, заканчивая полный курс обучения, находят работу, заводят семью. Результаты реализации ИОП выпускников показывают эффективность тьюторского сопровождения детей-сирот в Минусинском детском доме (см. рис. 1).

120 100 80 60 40 20 0

1

11 а

Б

I составляли жизненный сценарий I поступили в выбранное учреждение I бросили учебу I продолжают учиться

2009

2010

2011

2012

2013

Рис. 1. Результаты реализации ИОП, имеющих тьюторское сопровождение

Для оценки эффективности тьюторского сопровождения нами были проанализированы протоколы комиссий, оценивающих результаты конкурса «Ученик года» (см. рис. 2). В 2009 году показатель количества воспи-танников-тьюторантов находился на одном уровне с показателем воспитанников без сопровождения тьюторов; в 2010 году этот показатель превышает данные предыдущего года; в 2011 году, как свидетельствует диаграмма, увеличивается количество тьюторантов, и это связано с активизацией тьюторского сопровождения в учреждении. В 2012 и 2013 годах этот же показатель увеличивается ещё на несколько позиций, что свидетельствует об увеличении количества воспитанников, охваченных тьюторским сопровождением; одновременно растёт показатель качественной подготовки к конкурсу воспитанников-тьюторантов.

Рис. 2. Показатели результативности конкурса «Ученик года» 2009-2013 гг.

Чтобы отследить динамику социального развития воспитанников-тьюторантов, педагогами и нами проводилось тестирование среди воспитанников детского дома в конце 2012 и в конце 2013 годов. Наша задача заключалась в уточнении эффективности условий тьюторского сопровождения. Были продиагностированы 29 воспитанников в возрасте 11-16 лет: 5 девочек и 24 мальчика. После обработки данных мы провели сравнительный

анализ наличия социальных компетентностей у воспитанников, результаты которого привели к следующим выводам:

- уровень социальной компетентности соответствует их возрасту у 87 % детей (25 человек: 5 девочек и 20 мальчиков);

- уровень социальной компетентности имеет тенденцию к снижению социального возраста у 13 % детей (4 мальчика);

- коэффициент социальной компетентности у 10 воспитанников из 29 увеличился на 0,1-0,2, а у трёх воспитанников этот коэффициент снизился; один ребёнок имеет завышенный коэффициент социальной компетентности; у 15 воспитанников данный коэффициент не изменился;

- положительный результат выявлен у восьми воспитанников-тьюторантов: пятеро из них имеют высокий коэффициент социальной компетентности, и он идёт на увеличение; у троих тьюторантов коэффициент не изменился, но он остался высоким.

Таким образом, у воспитанников с сопровождением тьюторов социализация проходит более успешно. Если выделить из всех воспитанников группу тьюторантов, то увидим у них явное преимущество в развитии социальных компетенций.

Итак, тьюторское сопровождение социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме будет эффективным при условии индивидуализации образовательного процесса в детских интернатных учреждениях через разработку индивидуальных образовательных программ для их воспитанников.

Тьюторское сопровождение предполагает, с одной стороны, вовлечение воспитанников в разные формы событийной образовательной деятельности; с другой стороны, педагог-тьютор в своей деятельности концентрируется на таких дополнительных формах работы с детьми, которые позволяют планировать образовательные события и подготавливать воспитанника к ним (это проходит через работу с тьюторантами, имеющими индивидуальный или групповой интерес, а также обладающими инициативой), а затем рефлексировать полученный опыт и результаты.

В практической деятельности тьютора интегрируются такие современные образовательные технологии, как «Метод проектов», «Технология организации образовательных событий», «Развитие критического мышления», «Портфолио» и др.

Получившая в последнее время широкое распространение технология социального проектирования приемлема и в решении проблем развития творческих способностей детей, их профессионального самоопределения, социальной активности личности. Поэтому при планировании учебно-воспитательного процесса коллектив Минусинского детского дома включил в него разнообразные мероприятия (семинары, консультации, совещания, педагогический совет, работа творческих групп, курсы повышения квалификации), на которых педагоги были ознакомлены с технологией социального проектирования.

Включение проектной деятельности в образовательный процесс учреждения продемонстрировало образовательный потенциал нововведения. Анализируя деятельность указанного учреждения, специалисты отмечали, что детско-взрослые проекты дают ряд возможностей: повышения мотивации у воспитанников в получении дополнительных знаний; рефлексии и интерпретации результатов, изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации).

Для воспитанников детского дома работа по проекту носит значимый характер, так как результат своей деятельности они могут увидеть через непродолжительное время.

Систематизируя материалы по проектной деятельности в рамках тьюторского сопровождения, мы выявили следующую положительную динамику, характерную последним пяти годам:

- три коллективных социальных проекта стали победителями в рамках конкурса проектов, объявленного Московским фондом «Виктория», работающим с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей («Тактильная азбука» (2010), «Путешествие по Красноярскому краю» (2011), «Агентство исследований «В движении» (2008);

- один коллективный творческий проект (фильм «Сны на улице Весны», (2011)) стал победителем на Международном детском фестивале искусств и спорта «Кинотаврик» в городе Сочи;

- один социальных проект «Как стать взрослым» (2010) стал победителем на краевом форуме «Проектных идей» краевой Ассамблеи детских инициатив в номинации «Становление моей позиции»;

- один коллективный социальный проект стал абсолютным победителем на краевом конкурсе «Новый фарватер» (2012);

- один коллективный творческий проект «Райский уголок» (2011) стал победителем в краевом конкурсе ландшафтного дизайна «Геодекор».

Мониторинг образовательных достижений воспитанников-выпускников (в постинтернатный период в том числе) показывает, что:

- воспитанники-тьюторанты умеют планировать и анализировать свою деятельность с учётом сложившейся ситуации;

- воспитанники-тьюторанты активны и инициативны, используют способы и модели проектного мышления и

поведения для эффективного оформления и реализации своей инициативы.

Таким образом, тьюторское сопровождение социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме будет эффективным в условиях взаимодействия тьютора с воспитанниками на основе открытых доверительных взаимоотношений, активного диалога, совместной проектной деятельности.

Тьюторство особенно актуально на современном этапе развития образования, но для более качественной работы педагога-тьютора необходима организация методического сопровождения такой деятельности со стороны администраций общеобразовательных организаций. Причём тьюторство должно рассматриваться не как процесс, возникающий стихийно, а требующий обязательного специального педагогического обеспечения.

Одним из путей подготовки специалистов к осуществлению тьюторского сопровождения в учреждении КГКОУ «Минусинский детский дом» является образовательная программа завуча «Тьюторское сопровождение - особый тип педагогической поддержки детей сирот». Главные задачи программы состоят в том, чтобы познакомить педагогов детского дома с технологией тьюторского сопровождения детей-сирот, раскрыть сущность модели тьюторского сопровождения, научить применять данную модель в педагогической практике воспитания, дать оценку эффективности применения технологии тьюторского сопровождения в воспитательной системе учреждения.

В указанной программе предусматриваются семинарские занятия, творческие задания, обсуждение и решение педагогических задач. Программа включает следующие содержательные образовательные темы: «Роль тьютора в процессе развития и воспитания детей в детском доме», «Модель тьюторского сопровождения детей-сирот», «Принципы и методы тьюторского сопровождения», «Тьюторское сопровождение - особый тип педагогической поддержки детей сирот».

Методическое сопровождение в рамках тьюторства позволяет организовать сотрудничество субъектов сопровождения (педагога, воспитанника, завуча, методиста), индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс, развивать профессиональную компетенцию воспитателя, что в целом позволяет повысить эффективность процесса социализации воспитанников.

Согласно Модели комплексного подхода к процессу психолого-педагогического сопровождения в КГКОУ «Минусинский детский дом», каждый педагог-тьютор составляет свою индивидуальную образовательную программу.

С целью определения мнения педагогов о тьюторстве и влияния его на процесс самообразования педагогов нами был проведён опрос педагогов данного учреждения. В опросе участвовали 20 педагогов: из них трое имеют педагогический стаж до 5 лет, пятеро - от 5 до 10 лет, и у 10 педагогов стаж составляет более 10 лет. 18 педагогов имеют высшее профессиональное педагогическое образование и двое - средне-специальное. Самообразованием занимаются все респонденты. 10 педагогов повышают свою квалификацию один раз в течение одно-го-двух лет. Педагоги, работающие в данном учреждении более 10 лет, регулярно проходят курсы повышения квалификации один-два раза в течение трёх лет. Восемь человек из опрошенных являются тьюторами воспитанников детского дома. Остальные педагоги назвали разные причины, почему не являются тьюторами: нехватка времени, малый объём знаний о такой форме сопровождения; три педагога категорически отказываются быть для кого-то тьютором. По результатам опроса видно, что педагоги-тьюторы больше времени уделяют самообразованию, чаще повышают квалификацию, активно участвуют в фестивалях педагогических практик, имеют достижения в номинации «Лучший воспитатель».

Нами были изучены и материалы портфолио достижений Минусинского детского дома. До 2008 года тью-торское сопровождение в нём не реализовывалось, и поэтому можно отметить более низкую результативность по сравнению с последующими годами. Например, в конкурсах и фестивалях Международного уровня за этот период нет ни одного призового места. Лишь на федеральном уровне в 2007 году было одно призовое - третье -место у педагога, участвовашего в конкурсе педагогических практик. Стабильными были призовые, большей частью третьи, места на городском и региональном уровнях в конкурсах среди детских домов (см. табл. 1). С 2009 года результаты улучшаются, это связано с реализацией программы «Тьюторское сопровождение - особый тип педагогической поддержки детей-сирот». За пять лет участники образовательного процесса становились абсолютными победителями в международных конкурсах, на два показателя стало больше призовых мест на федеральном уровне, на семь призовых мест больше на региональном уровне, на 14 - на городском уровне (см. табл. 2).

Таблица 1

Результаты до развития тьюторства (количество призовых мест)

Уровень Годы |

2005 2006 2007 2008

Международные мероприятия 0 0 0 0

Федеральные мероприятия 0 0 1 0

Региональные мероприятия 2 4 3 4

Городские мероприятия 3 4 3 2

Таблица 2

Результаты после введения тьюторсского сопровождения (количество призовых мест)

Уровень Годы

2009 2010 2011 2012 2013

Международные мероприятия 0 0 1 0 1

Федеральные мероприятия 0 1 1 0 1

Краевые мероприятия 3 3 5 5 4

Городские мероприятия 4 4 6 6 6

Почти все тьюторанты и тьюторы имеют достижения в творческой сфере. Улучшилась динамика знаний воспитанников детского дома и, соответственно, оценок по учебным предметам.

Следует отметить, что организация подобного методического сопровождения, с нашей точки зрения, позволит в целом повысить эффективность тьюторского сопровождения в учреждениях интернатного типа. В результате обобщения опыта тьюторского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведённого нами в Минусинском детском доме, мы разработали методические рекомендации, которые могут быть использованы педагогическими коллективами других образовательных учреждений интернатного типа.

Итак, проанализировав модель комплексного подхода к процессу психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в КГКОУ «Минусинский детский дом», изучив содержательную деятельность каждого субъекта психолого-педагогического сопровождения и определив результат работы каждого субъекта в рамках данной модели (завуча, педагога, воспитанника), мы пришли к следующему выводу: реализация модели комплексного подхода к процессу психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в КГКОУ «Минусинский детский дом» возможна при соблюдении следующих социально-педагогических условий, которые способствуют эффективности тьюторского сопровождения социализации детей-сирот:

- индивидуализация образовательного процесса в детском доме, осуществляемая в контексте общей системы воспитания учащихся и рассматриваемая во взаимосвязи и взаимообусловленности аксиологического, эмоционального, познавательного, поведенческого, рефлексивного компонентов. Данное условие реализуется через процесс разработки индивидуальных образовательных планов и программ для воспитанников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- взаимодействие тьютора с воспитанниками основывается на открытых, доверительных взаимоотношениях, активном диалоге и в совместной деятельности, учёте субъектного опыта учащихся, индивидуализации и дифференциации содержания, форм и методов воспитания. Данное условие реализуется через организацию проектной деятельности воспитанников;

- организация профессионального развития тьютора в учреждении через систему методических мероприятий: семинары, мастер-классы, методическое сопровождение педагога-тьютора и др.

Библиографический список

1. Лобачёва, О. В. Тьюторское сопровождение воспитания доброты у детей младшего школьного возраста в детском доме: автореф. дис. ... пед. наук / О. В. Лобачёва. - Смоленск, 2011. - 22 с.

2. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л. А. Косолаповой; ред. кол.: Т. Я. Шихова, Н. В. Юняева, Т. П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 205 с.

© Назмутдинова Е. С., Аслапова Е. А., 2014 УДК 159.922.7:37.013

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

М. С. Платонова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Целью статьи является освещение вопроса о необходимости применения нейропсихологических методов в работе с детьми в рамках инклюзивного образования. Теоретический обзор источников по теме исследования показал, что актуальная задача нашего времени заключается в разработке стратегии взаимодействия педагогов и нейропсихологов для оказания помощи детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в общеобразовательных классах массовой школы.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, высшие психические функции, нейропсихологическая диагностика, методы нейропсихологиче-ской коррекции, индивидуальный образовательный маршрут, педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшим документом о правах инвалидов стала принятая ООН одноимённая Конвенция. Утверждённая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года, она закрепила международные требования в отношении возможностей инвалидов, их права вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех её аспектах и проявлениях. В Резолюции были сформулированы требования, касающиеся обеспечения инвалидам наравне с другими доступа к общению с ровесниками, к поездкам на общественном транспорте, к ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.