Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ МИГРАНТОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическое сопровождение воспитания / категории детей мигрантов / модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов / миграционный статус / socio-pedagogical support of education in migrant families / categories of migrant children / model of socio-pedagogical support of education in migrant families / migration status

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н.В. Гуляевская

В статье проанализированы социальные факторы, определяющие особенности интеграции и ассимиляции семей мигрантов в современных российских условиях. Целью статьи является уточнение социально-педагогических характеристик социокультурной среды семей мигрантов, воспитывающих детей. Выявлена научная новизна исследования и определена практическая значимость. Представлены результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования. Продемонстрирована и теоретически обоснована концептуальная модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов. Результаты исследования могут стать основанием для совершенствования технологий социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов и использоваться при подготовке студентов педагогических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION IN MIGRANT FAMILIES

The article analyzes the social factors that determine features of integration and assimilation of migrant families in modern Russian conditions. The purpose of the article is to clarify the socio-pedagogical characteristics of the socio-cultural environment of migrant families raising children. The scientific novelty of the research is revealed and the practical significance is determined. The results of the theoretical analysis of scientific sources on the research topic are presented. The conceptual model of socio-pedagogical support of upbringing in migrant families is demonstrated and theoretically substantiated. The results of the study can become the basis for improving the technologies of socio-pedagogical support of education in migrant families and can be used in the preparation of students of pedagogical directions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ МИГРАНТОВ»

УДК 376.7

Gulyaevskaya N.V., Doctor of Science (Sociology), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Institute of History, Humanitarian and Social Education,

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: navg@list.ru

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION IN MIGRANT FAMILIES. The article analyzes the social factors that determine features of integration and assimilation of migrant families in modern Russian conditions. The purpose of the article is to clarify the socio-pedagogical characteristics of the socio-cultural environment of migrant families raising children. The scientific novelty of the research is revealed and the practical significance is determined. The results of the theoretical analysis of scientific sources on the research topic are presented. The conceptual model of socio-pedagogical support of upbringing in migrant families is demonstrated and theoretically substantiated. The results of the study can become the basis for improving the technologies of socio-pedagogical support of education in migrant families and can be used in the preparation of students of pedagogical directions.

Key words: socio-pedagogical support of education in migrant families, categories of migrant children, model of socio-pedagogical support of education in migrant families, migration status.

Н.В. Гуляееская. д-р социол. наук, проф., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: navg@list.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ МИГРАНТОВ

В статье проанализированы социальные факторы, определяющие особенности интеграции и ассимиляции семей мигрантов в современных российских условиях. Целью статьи является уточнение социально-педагогических характеристик социокультурной среды семей мигрантов, воспитывающих детей. Выявлена научная новизна исследования и определена практическая значимость. Представлены результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования. Продемонстрирована и теоретически обоснована концептуальная модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов. Результаты исследования могут стать основанием для совершенствования технологий социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов и использоваться при подготовке студентов педагогических направлений.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение воспитания, категории детей мигрантов, модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, миграционный статус.

Миграция является одним из основных факторов эффективности социально-экономического развития российского общества. Традиционно различают внутреннюю и внешнюю миграцию. Внутренняя осуществляется в рамках одного государства, внешняя - между разными государствами. Последние десятилетия в Российской Федерации происходит значительный рост внешней миграции. В 2018 г в Российскую Федерацию прибыли 565 685 человек, что на 35,4% больше, чем в 2012 г Внешняя миграция в 2018 г из стран СНГ составила 57,6% от общего числа прибывших в 2018 году [1, с. 227].

Актуальность исследования обусловлена тем, что возрастающее количество внешних мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию, актуализируют проблемы, связанные с их интеграцией в современное российское общество. Традиционно повышенное внимание как на теоретическом, так и на практическом уровнях уделяется экономическим, юридическим, политическим вопросам. Успешная интеграция предполагает их решение как на государственном уровне, так и на уровне локальных поселений. Однако процесс интеграции во многом зависит от решения социально-культурных вопросов, от того, насколько успешным будет «вхождение», «встраивание» семей мигрантов в сложившуюся среду, интеграция детей из семей мигрантов в современное российское общество.

Цель исследования заключается в выявлении и конкретизации социально-педагогических характеристик социокультурной среды воспитания в семьях мигрантов и определении способов их оптимизации.

Для достижения этой необходимо решить следующие задачи:

1. Определить особенности социокультурной среды семей мигрантов.

2. Выявить и конкретизировать социально-педагогические характеристики социокультурной среды воспитания в семьях мигрантов.

3. Определить категории детей-мигрантов в зависимости от их роли в процессе миграции и степени интегрированности в российское общество.

4. Разработать концептуальную модель социально-педагогического сопровождения воспитания, ориентированную на повышение эффективности технологий социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов.

Практическая значимость исследования предполагает разработку концептуальной модели социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, которая является основанием для совершенствования технологий социально-педагогического сопровождения данного процесса и использования при подготовке студентов педагогических направлений.

Внешняя миграция является сложным многофакторным социальным процессом, успешность которого во многом определяется эффективностью миграционной политики принимающего государства. Особое внимание в рамках государственной миграционной политики уделяется интеграции семей мигрантов, потому что именно семья является определяющей структурной единицей успешности миграционных потоков. С учетом этого в Российской Федерации принята и действует Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г [2].

В ней определены приоритетные задачи процесса интеграции семей мигрантов в российское общество, механизмы интеграции и ассимиляции, а также факторы формирования системы социально-педагогической поддержки воспитания в семьях мигрантов.

Важность изучения социально-педагогических характеристик социокультурной среды семей мигрантов, воспитывающих детей, обусловлена рядом причин. Во-первых, семья мигрантов как структурная единица миграционного потока является важным фактором экономического развития страна. Включение мигрантов в развитие экономики во многом зависит от того, насколько успешно члены этих семей, в первую очередь дети смогли интегрироваться в российское общество. Во-вторых, такая семья является важным элементом развития демографической ситуации. Как правило, члены этих семей находятся в активном трудоспособном возрасте, а женщины - в репродуктивном возрасте. В-третьих, развитие страны связано с тем, насколько успешно мигранты и дети в семьях мигрантов интегрируются в современное российское общество. Семья мигрантов является первой средой социализации ребенка, и от успешности этого процесса зависят в дальнейшем социальные достижения ребенка. Именно поэтому создание условий для рождения, воспитания и образования детей мигрантов является обязательным элементом государственной политики Российской Федерации.

Семья мигрантов как объект исследования изучалась с позиций демографии (Д. Томас, В.А. Ионцев, Л. Бувье), правоведения (С. Филиппов, М. Тюркин, Т. Хабриева), социологии (М. Вебер, Е. Равенштейн, У. Льюис, Ш. Глик, Т. Файст), социологии адаптации (Э. Дюркгейм, Э. Тофлер, Р. Мертон, Л. Корель, М. Ромм), социальной психологии (Э. Сэмпсон, К. Коженёвский, Ф. Шереги, Д. Андреева, Д. Майерс) и социальной педагогики (А. Мудрик, В. Сластенин, А. Асмолов, И. Соловцова, Н. Борытко). Однако до настоящего времени сравнительно мало работ, в которых целенаправленно изучается социально-педагогическое сопровождение воспитания в семьях мигрантов. Как было отмечено выше, данные исследования являются актуальными, учитывая экономическую роль и демографическую роль мигрантов в развитии страны, а также тот фактор, что дети семей мигрантов во многом определяют будущие социально-экономические процессы.

Процесс интеграции семей мигрантов зависит во многом от их миграционного статуса. В соответствии с ним традиционно выделяют следующие виды семей мигрантов:

- постоянно проживающие, то есть имеющие вид на жительство (ВНЖ);

- временно проживающие, то есть имеющие разрешение на временное проживание (РВП);

- временно пребывающие, то есть те, кто имеет визу, патент, разрешение на работу, а также те, кто работает на основании международных договоров (например, для граждан Евразийского экономического союза).

Как показывает практика работы с мигрантами, их семьи часто оказываются в ситуации социального вакуума, «...в сложной социальной ситуации. С одной стороны, государство не в состоянии эффективно решать все их социально-экономические и бытовые проблемы, а с другой - миграционные потоки влекут за собой весьма сложные социально-психологические и психолого-педагогические процессы» [3, с. 6]. Социокультурная среда семьи включает сформировавшуюся культуру образа жизни, особенности семейных, национальных, религиозных взаимоотношений, материальные условия существования семьи, традиции, стереотипы и др. Важной составляющей социокультурной среды являются родительские стратегии в семьях мигрантов - комплекс представлений о реализации родительства и практики этой реализации. Они определяются как «родительское участие и забота в ситуации миграции, решение о миграции детей и возвращение

их на родину, действия родителей в отношении интеграции ребенка в ту или иную среду, эмоциональное сопровождение родительства» [4, с. 127-152].

Существование семей мигрантов в современных российских условиях происходит в условиях социокультурной среды, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов, анализ которых представлен ниже:

1. Сложная организация пространства проживания семей мигрантов в городах. Семьи мигрантов, проживая в городских домах, практически не имеют связи с окружающим миром [5, с. 59-65], поэтому центром существования становится семья, которая играет определяющую воспитательную роль. Семья становится своего рода защитой от окружающего мира, определяет ценности, нормы, установки, которые формируются у детей.

2. Стремление сохранить и воспроизвести этнические особенности в рамках семьи. Данное положение дел является следствием незнания языка, культуры, традиций иноэтнического окружения. Наряду с объективными факторами существуют субъективные, то есть установка на полное сохранение своего языка, духовной и материальной культуры.

3. Языковая консолидация, которая проявляется в том, что общение в рамках семьи осуществляется на своем языке. Следствием для детей мигрантов становится невозможность общения с представителями других этнических групп. Более того, общая картина мира формируется на определенном языке и соответствует смыслам данного языка.

4. Отсутствие или слабая мотивация на ассимиляцию в социокультурной среде российского общества, то есть нежелание «встраиваться», изучать язык, историю, традиции иноязычного окружения. Отказ от ассимиляции может принимать разные формы в зависимости от возраста, статуса, пола в семьях мигрантов. Общим является то, что дети принимают негативное отношение взрослых к процессу интеграции.

5. Формирование монокультурной среды, что особенно характерно для окраин больших городов. Появление «этнических анклавов» делает процесс ассимиляции, интеграции практически невозможным. И если в центрах больших городов формируется мультикультурная среда, то на окраинах идут противоположные процессы, появляются целые районы с компактным проживанием представителей отдельных этнических групп.

6. Влияние уровня религиозности мигрантов и их принадлежности к конфессии. Большая часть мигрантов из Средней Азии являются приверженцами ислама, что необходимо учитывать при анализе их адаптации в современных российских условиях и, соответственно, при формировании траектории социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов. Одна из особенностей таких семей заключается в активном влиянии религиозных правил ислама на семейно-бытовую сферу. В большинстве семей, особенно в больших городах, дети посещают мечети, изучают арабский язык, знакомятся с историей ислама.

Исламская модель семьи является определяющей для многих семей мигрантов. С одной стороны, она помогает сохранить традиционные духовные ценности, бытовую культуру, родной язык. С другой стороны, существует необходимость интеграции в российское общество, что предполагает вхождение детей-мигрантов в образовательную, культурную, социально-экономическую системы. В результате с неизбежностью возникают противоречия между ориентацией на сохранение этнических особенностей семьи и необходимостью интеграции в российское общество. Противоречие усиливается в связи с тем, что российская образовательная система, согласно законодательству, является светской по своему характеру и не соответствует основам семейного воспитания в семьях мигрантов, в которых ислам является основой духовно-нравственного и бытового воспитания.

Наряду с факторами, рассмотренными выше, на членов семьи мигрантов влияют и такие факторы среды, как детский сад, центры развития, а также средства массовой информации, система школьного образования. Большое влияние оказывает расширенная городская среда как область социализации, которая «может выступать в качестве «дополнительного учителя», который формирует ситуации, необходимые для взросления и обретения социального опыта» [6, с. 113-133], и является морфологической составляющей социокультурной среды семей мигрантов, воспитывающих детей.

Социально-педагогическое сопровождение воспитания в семьях мигрантов предполагает учет особенностей их социокультурной среды, а также факторы, которые ее формируют, о чем уже было сказано выше. Однако этот процесс социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов также должен учитывать особенности самой семьи мигрантов, а точнее - социально-семейные роли, которые дети выполняют в семьях и могут выступать как:

- полноправные агенты миграции, которые могут быть ее причиной;

- участники и субъекты миграции;

- обуза, «нелегкий багаж семей»;

- участники ротации, что происходит в случаях, когда кого-то из детей родители забирают с собой в миграцию, а кого-то возвращают домой или обменивают на остававшихся ранее дома.

Социальная роль детей в семьях мигрантов обусловлена целью их приезда в Россию. Детей младшего школьного возраста привозят для того, чтобы они получили российское образование, выучили русский язык и в дальнейшем ассимилировались в России. Детей подросткового возраста привозят для того, чтоб они

помогали родителям по хозяйству, в бизнесе, смотрели за младшими братьями и сестрами. В некоторых случаях цель заключается в получении образования детьми-подростками. Дети приезжают также для воссоединения семьи, что не исключает предыдущие цели.

Родительские стратегии по отношению к интеграции детей в российское общество зависят того, являются ли их дети «временными мигрантами» или же «состоявшимися мигрантами». Категории детей мигрантов в соответствии с их положением в миграции (временное или состоявшееся) и степенью интегриро-ванности в российское общество представлены в табл. 1.

Таблица 1

Категории детей-мигрантов в зависимости от их положения в миграции и степени интегрированности в российское общество

Условные типы Сроки миграции/ условия социокультурного развития Индикаторы успешной/ неуспешной интеграции

Дети - «временные мигранты» Сроки миграции не определены. Прибыли в миграцию уже со своим «багажом»: друзьями и кругом общения в своей стране, со своим це-леполаганием в будущем Выучили русский язык/ не выучили русский язык. Адаптация к школе/ дезадаптация к школе. Адаптация к климату/ дезадаптация к климату

Дети - «состоявшиеся мигранты» Родились в миграции. Будущее связывают с жизнью в России Хорошо знают русский язык. Адаптация к климату/ дезадаптация к климату. Успешно социализированы в российском обществе, включены в его образовательные институты (среднее и высшее образование), социальную среду

Как уже было сказано выше, для определения родительской стратегии интеграции детей в российское общество и разработки стратегии социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов необходимо знать, являются ли дети «временными мигрантами» или же «состоявшимися мигрантами».

И в том, и в другом случае существует объективная потребность преодоления противоречий, которые неизбежно возникают между необходимостью интеграции в современное российское общество и стремлением к сохранению и воспроизводству существующего замкнутого образа жизни в семьях мигрантов; между актуальным опытом существования семьи мигрантов и реалиями современного российского общества; между экономическими, культурными и образовательными характеристиками социума и несоответствием им. Конкретные способы минимизации противоречий заключаются в изучении русского языка, освоении духовной и бытовой культуры, в изучении правовых норм, а также - в освоении всеми членами семей мигрантов актуальных социальных ролей и реализации поведенческих сценариев, принятых в современном российском обществе. Все вышеперечисленное не предполагает полной ассимиляции и забывание собственных традиций и устоев. Речь идет об интеграции как о наиболее перспективном способе существования семей мигрантов. Определяющую роль в этом процессе играет социально-педагогическое сопровождение воспитания.

Адаптационные процессы семей мигрантов в современных российских условиях являются сложными, многоаспектными. Они обусловлены совокупностью политико-правовых, экономических, социокультурных и образовательных факторов. Сложность адаптационного процесса усиливается в связи с тем, что семья мигрантов оказывается в ситуации, которая требует изменения соответствующих социальных и психологических реакций на новые обстоятельства. Более того, для успешной адаптации в современном российском обществе необходимо изменить (хотя бы частично) сформировавшееся мировосприятие, связанное с принадлежностью к своей этнической группе. Речь идет о трансформации менталитета, который объединяет в себе «многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, особенности национальной культуры» [7, с. 1-12].

Социально-педагогическое сопровождение воспитания в семьях мигрантов состоит из динамического единства социального воспитания и воспитания в педагогическом процессе.

Роль социального воспитания как первой составляющей социально-педагогического сопровождения «характеризуется структурным и функциональным разнообразием составляющих ее подсистем (отдельный человек, семья, обучение, освоение опыта и др.). Также она «отличается, с одной стороны, известным числом степеней свободы, позволяющей ей в той или иной мере изменять параметры своего функционирования, с другой - активным характером взаимодействия в обменных процессах с внешней средой» [8, с. 70]. Второй составляющей социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов

является педагогическое воспитание. В современном обществе оно выполняет три основные функции. Во-первых, культурно-созидательную, что «предполагает сохранение, передачу новому поколению, воспроизведение и развитие культурного наследия человечества. Во-вторых, гуманистическую или человекообразу-ющую функцию, то есть развитие потенциала личности ребенка. Третья функция - функция социализации и социальной адаптации, то есть подготовка детей к вхождению в систему общественных отношений [9].

Процесс педагогического воспитания детей в семьях мигрантов сталкивается со сложностями методологического, содержательного и практического характера. Одной из основных проблем является отсутствие адаптированных методик определения основных социально-психологических характеристик состояния семей мигрантов и показателей процесса их адаптации. Практически не разработаны конкретные механизмы их реализации, то есть сбора данных. Наряду с этим не определены показатели, индикаторы изменения социальной среды, в которой оказались семьи мигрантов. Следствием становится отсутствие статистической информации об основных социально-психологических характеристиках состояния семей мигрантов. А значит - отсутствует возможность долгосрочного стратегического планирования и реализации конкретных тактических задач.

В сложившейся ситуации принципиально важно не надеяться на то, что проблема решится сама по себе. В случае с семьями мигрантов проблема их социальной адаптации не только «не решается сама по себе», но даже усиливается.

Для того чтобы социально-педагогическое сопровождение воспитания в семьях мигрантов было эффективным, необходимо принимать во внимание ряд факторов. Во-первых, должны быть учтены все параметры системы социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов в условиях современного российского общества. Во-вторых, следует четко определить взаимосоответствие между целями и действиями, которые способствуют достижению поставленных целей (условия, формы работы, совокупный эффект воздействия и так далее). В-третьих, программа социально-педагогического сопровождения должна соответствовать направленности социализации и воспитательному воздействию на воспитание как родителей, так и детей мигрантов.

В разработке и реализации программы необходимо учитывать также влияние совокупности объективных и субъективных факторов. К первым относится экономическое, социальное, культурное, образовательное состояние российского общества. Ко вторым (субъективным факторам) относятся интенсивность и эффективность государственного воспитания, процесс ориентиров самовоспитания родителей и детей в семьях мигрантов.

Важным фактором, который определяет эффективность социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, также является качество образования и воспитания.

Социально-педагогическое сопровождение воспитания в семьях мигрантов является частью системы взаимодействия с семьей мигрантов. Она включает как государственные организации (региональные министерства труда и социального развития, районные комплексные центры социального обслуживания населения; региональные отделения ГУВМ МВД (бывшего УФМС) по месту пребывания семьи переселенца), так и общественные (общественные некоммерческие) организации.

Определяющую роль во взаимодействии с семьей мигрантов играют школы (центры) по работе с семьями мигрантов, которые функционируют на базе образовательных учреждений, и объединяют усилия педагогов, социальных педагогов и психологов. Человек становится человеком благодаря воспитанию и образованию. Гарантией и условием хорошего воспитания являются те, кто воспитывает [10, с. 78].

Далее представлена концептуальная модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, которая позволяет минимизировать проблемы их интеграции в современное российское общество.

Концептуальная модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов - это теоретико-методологическое обоснование социально-педагогической деятельности с семьей мигрантов, которая осуществляется школьными центрами (совместными педагогическими действиями педагога, социального педагога, психолога) и общественными организациями. Модель нацелена на создание условий подключения адаптивных механизмов членов семьи мигрантов через систему социально-педагогического воспитания.

Разработка концептуальной модели социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов основывается на требованиях к моделям, представленным в работах И.А. Колесниковой, А.М. Новикова, Плотин-ского Ю.М., Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина. Модель - отражение реальных или прогнозируемых процессов в упрощенном виде, что позволяет представить и проанализировать сложные социальные процессы, в том числе процесс социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов. Концептуальная модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов ориентирована на изучение такой ситуации в российском обществе, «когда обе стороны - и мигранты, и коренное население - стремятся, скорее, сохранять собственные традиции, чем усваивать чужие, происходит сегментация принимающего общества, что чревато его нарастающей неустойчивостью» [11, с. 64-72]. Для этого необходимо определить морфологическую структуру социально-педагогического сопровождения воспитания, где основной

акцент ставится на описании роли процесса ассимиляции (усвоение культуры принимающего общества мигрантами), где «...ассимиляция индивида подразумевает смену им культурной идентичности, выражающуюся (в порядке усиления перемен) через изменение порядка быта, перенятые ряды норм, обычаев, смешанные браки.» [12, с. 205-211].

Социально-педагогическая модель должна представлять и описывать систему, которая включает цель и результат Модель имитирует процессы будущей деятельности, находится в отношении подобия с оригиналом и замещает реальный процесс в исследованиях. Данные характеристики модели конкретизированы для модели социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов. Она соотносится с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать, позволяет проигрывать, сравнивать, оценивать получаемые результаты, а также предоставлять возможность оптимального выбора одного из возможных вариантов решения проблем детей-мигрантов [13, с. 214-220].

Педагогический процесс - это процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающий психологические особенности детей. Применительно к семьям мигрантов речь идет о взаимодействии школы и членов семьи мигрантов с учетом их опыта социализации, этнических установок и стереотипов, религиозных и нравственных ориентаций.

Для создания концептуальной модели необходимо определить не только то, какие цели и задачи она решает, но и те сложности, которые возникают на пути решения. Условно они делятся на две группы. Первая группа включает проблемы собственно детей-мигрантов. Вторая - проблемы, связанные с социально-культурной средой, то есть те, которые сформированы обществом, в которое «включаются» дети из семей мигрантов. Первая и вторая группы формируют «барьеры» на пути интеграции детей-мигрантов в современный российский социум.

I. Первая группа - социально-педагогические проблемы детей мигрантов -включает:

- психологические проблемы, то есть сложности коммуникативного общения: плохое знание языка, дефицит знаний о новой культуре поведения, рост дефицита доверия к миру, появление социальных страхов и высокой личностной тревожности, ярко выраженной агрессивности; отсутствие знаний о переходе к новому эффективному типу социального взаимодействия в школе и социуме (магазин, улица, транспорт, кинотеатры);

- физиологические проблемыi детей-мигрантов являются следствием психологических проблем и проявляются как неуравновешенность, периодическая вялость, апатия, частые головные боли, боли в спине; такие психосоматические проявления, как расстройство сна и речи, плохая успеваемость;

- педагогические проблемыi заключаются в сложности понимания правил и норм городской (или сельской) образовательной среды, слабой дошкольной подготовке, несоответствии требованиям к уровню знаний, предъявляемых к детям такого возраста в стране, куда мигрировал ребенок; проблемах распределения и концентрации внимания; неконгруэнтности образовательных программ обучения и, как следствие, снижении уровня успеваемости;

- социальные проблемы связаны с социальным статусом и ресурсом семей мигрантов, что включает уровень образования родителей, наличие - отсутствие работы, материальное обеспечение семьи, социально-правовую компетентность, отсутствие - наличие необходимых документов.

- культурные проблемыi детей-мигрантов - разрушение имплицитных концепций воспитания личности у детей и родителей. «Имплицитные концепции воспитания можно рассматривать как неосознаваемые ценности ориентации представителей этноса и его отдельных слоев, которые во многом определяют цели, содержание, стиль, средства относительно осмысленного взращивания (воспитания) членов этноса на различных возрастных этапах» [14, с. 33]. Нарушение имплицитных концепций ведет к нарушению функционирования семейного, социального, религиозного воспитания. Неизбежными последствиями становится «культурный шок», страх потери собственной культуры, добавляет напряжение разное вероисповедание со страной, в которую приехала семья мигрантов.

II. Вторая группа - проблемы, которые возникают на пути интеграции в современное российское общество и сформированы самим обществом.

В целом они являются следствием нетолерантного отношения со стороны принимающего общества к представителям другой, «чужой» культуры. Если представители «своей» культуры понятны, и их поведение, ценности известны (хотя и не всегда разделяемы), то поведение, ценности представителей «чужой» культуры представляют потенциальную опасность. Отсутствие толерантного отношения проявляется в росте этнических предрассудков, настороженности по отношению к мигрантам. Негативную роль в этом играют средства массовой информации, которые не всегда предоставляют объективную информацию в погоне за сенсациями и тиражами. Отдельные отрицательные примеры обобщаются и приписываются всем без исключения представителям той иной этнической группы.

Присутствие мигрантов рассматривается как конкуренция на рынке труда и как борьба за социальные ресурсы. В результате формируется негативное отношение к их присутствию на территории России.

III. Третья группа элементов характеризует изменения в семье мигрантов как социальном институте и является причиной возникновения следующих процессов в семьях мигрантов.

Прежде всего, это динамическая дезадаптация всех членов семьи мигрантов, которая проявляется в нарушении социальной интеграции, персонализации и индивидуализации.

Наряду с «барьерами», которые мешают интеграции и ассимиляции детей мигрантов в современное российское общество, в модели должны быть учтены факторы, которые положительно влияют на процесс социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов. К ним относятся государственная социальная и экономическая политика «открытых дверей» для семей мигрантов; политика СМИ, помогающая снижать уровень бытовой мигрантофобии; образовательные программы государства как коррекция менталитета в рамках имплицитных концепций воспитания.

Далее представлены этапы реализации концептуальной модели социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов и содержание каждого из этапов (табл. 2).

Таблица 2

Этапы реализации технологии социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов

№ Название этапов Содержание технологических этапов

1. Формирование компетентностей знаний - формирование новой национальной ментальности

- формирование знаний о бытовой культуре

- обучение видению закономерностей в динамике и взаимосвязи культур

2. Формирование навыков социальных действий - формирование новых социальных поведенческих сценариев, основанных на знании элементов культурного кода в новой для детей стране

3. Формирование рефлексивных навыков социальной фрустрации - раскрытия перспектив внутреннего роста, резервов индивидуального развития личности с позиций рефлексивного подхода

- расширение внеклассной воспитательной работы на основе рефлексивной программы, рефлексивного типа управления воспитательным процессом

Далее представлена логика выстраивания процесса сопровождения (методики и программы) воспитания в семьях мигрантов в образовательных учреждениях.

I этап. Социально-педагогическая диагностика

Субъекты - социальный педагог психолог

Объекты - дети в семье мигрантов, родители или близкие родственники, воспитывающие детей в семье мигрантов.

Задачи:

1.1 Определение уровня социальной адаптации детей (и родителей, родственников);

1.2 Формализованная диагностическая анкета.

1.3 Методика Роджерса-Даймонда (Опросник Социально-психологической адаптации);

1.4 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг Ю.Л. Ханин);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5 Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);

1.6 Диагностика параметров Я-концепции личности и параметров межличностного общения (Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири));

1.7 Измерение общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брун-

свик);

1.8 Экспресс-опросник«Индекстолерантности»(ПУ. Солдатова,О.А.Крав-цова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

1.9 Тест М. Куна «Кто Я?», Тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой);

1.10 Диагностические процедуры определения уровня владения русским языком учащихся-мигрантов.

Следует отметить, что не всегда возможно и оправданно психодиагностическое исследование в работе с семьями мигрантов, так как «использование стандартизированных психодиагностических процедур может вызвать тревогу, замешательство или гнев клиентов из другой этнокультурной среды ... с такими клиентами подобные процедуры могут быть неуместны» [15, с. 132].

II этап. Формирование компетентностей знаний (программы и проекты)

Субъекты - социальный педагог психолог

Объекты - дети в семье мигрантов, родители или близкие родственники, воспитывающие детей в семье мигрантов.

Задачи:

2.1 Формирование новой национальной ментальности - создание социальных проектов и программ.

2.2 Формирование знаний о бытовой культуре:

- создание семейного клуба «Семья + школа»;

- создание социального национального театра;

- организация выставок национальной культуры семьи;

- социальный проект «Школьное радио»;

- социальный проект «Школьное телевидение»;

- социальный проект «Городские улицы» (знакомство с историей места проживания).

2.3 Обучение видению закономерностей в динамике и взаимосвязи культур.

III этап. Формирование навыков социальных действий

Субъекты - социальный педагог, психолог

Объекты - дети в семье мигрантов, родители или близкие родственники, воспитывающие детей в семье мигрантов.

Технологии - проведение тренингов.

3.1 Тренинги формирования социального интеллекта.

3.2 Тренинги формирования национальной толерантности.

3.3 Тренинги управления конфликтами.

3.4 Фотовыставки социальных фотографий (семья, школа, город).

3.5 Тренинги формирования новых поведенческих сценариев для российских условий.

3.6 Создание школьной службы примирения для разрешения межкультурных конфликтов.

IV этап. Формирование рефлексивных навыков социальной фрустрации

Субъекты - социальный педагог, психолог

Объекты - дети в семье мигрантов, родители или близкие родственники, воспитывающие детей в семье мигрантов.

Технологии - проведение тренингов:

4.1 Тренинг конструктивного преодоления социальной фрустрации в условиях современной России.

4.2 Тренинг повышения уровня толерантности к социальной фрустрации.

4.3 Тренинг раскрытие резервов индивидуального развития личности детей из семей мигрантов.

4.4. Тренинг формирования навыков социальной адаптации у членов семьи мигрантов.

Модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов учитывает психологические, физиологические, педагогические, социальные, культурные проблемы детей в семьях мигрантов и нацелена на их минимизацию, а также на дальнейшую интеграцию в российское социокультурное окружение. Барьерами на пути достижения этого являются рост негативных этнических предрассудков относительно мигрантов, их нежелание интегрироваться в иноэтническую среду, усиление экономических, социальных противоречий в обществе.

Цель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях детей мигрантов заключается в создании оптимальных условий для формирования соответствующих реакций (социальных и психологических) детей и родителей на изменившиеся общественные условия.

Отметим, что целью социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов является создание оптимальных условий, обеспечивающих достижение соответствующих реакций (социальных и психологических) и детей, и родителей на изменившиеся общественные условия; трансформация системы мировоззрений, обучение членов семьи разрешению интрапсихиче-ского и интерпсихического конфликтов. Факторами, положительно влияющими на процесс социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, являются современная государственная социальная и экономическая политика.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, основанная на теории факторов миграции, данных Росстата РФ и данных Всероссийского центра исследования общественного мнения.

В качестве вывода следует отметить, что проведенное исследование, результаты которого представлены в статье, показало необходимость минимизации проблем интеграции семей мигрантов в современное российское общество, а значит - оптимизации процесса педагогического сопровождения детей семей мигрантов. Одним из способов минимизации является модель социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов, разработанная автором настоящей статьи. Она позволяет учитывать, как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на процесс интеграции детей мигрантов, особенности педагогической среды, субъектов и объектов миграции, а также - повысить эффективность социально-педагогического сопровождения воспитания в семьях мигрантов и определяет перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Демографический ежегодник России. Москва, 2019.

2. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г № 622. Available at: http://government.ru/docs/all/119037/

3. Бурковская Т.В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: теоретические и технологические аспекты: монография. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2007.

4. Бредникова О.Е., Сабирова Г.А. Дети в мигрантских семьях: родительские стратегии в транснациональных контекстах. Антропологический форум. 2015; № 26: 127-152.

5. Федорова Ю.А. Проблема преступности мигрантов. Молодой ученый. 2019; № 11: 111-113.

6. Сивак Е.В., Глазков К.П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников. Вопросы образования. 2017; № 2: 113-133.

7. Артемова В.Г., Филиппова Я.В. Ментальность русского народа: традиции и эволюция. Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008; № 2: 1-12.

8. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Москва: Наука, 2007.

9. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.eom/load/1/15-1-0-65

10. Барбашина Э.В. Педагогические мысли Канта в идейном контексте эпохи Просвещения. Сибирский педагогический журнал. 2006; № 2: 77-81.

11. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия (Историко-социологический очерк). Социологические исследования. 2003; № 4: 64-72.

12. Кириллова А.И. Ассимилированность мигрантов (типологический подход). Мир экономики и управления. 2010; Т. 10, № 4: 205-211.

13. Борисенко Е.Н. Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013; Т. 2, № 2 (54): 214-220.

14. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2004.

15. Соммерз-Фланаган Д., Соммерз-Фланаган Р Клиническое интервьюирование. Москва: Диалектика, 2006. References

1. Demograficheskj ezhegodnik Rossii. Moskva, 2019.

2. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.10.2018 g. № 622. Available at: http:// government.ru/docs/all/119037/

3. Burkovskaya T.V. Sociokul'turnaya adaptaciya podrostkov iz semej migrantov: teoreticheskie i tehnologicheskie aspekty: monografiya. Orel: OOO PF «Kartush», 2007.

4. Brednikova O.E., Sabirova G.A. Deti v migrantskih sem'yah: roditel'skie strategii v transnacional'nyh kontekstah. Antropologicheskij forum. 2015; № 26: 127-152.

5. Fedorova Yu.A. Problema prestupnosti migrantov. Molodoj uchenyj. 2019; № 11: 111-113.

6. Sivak E.V., Glazkov K.P. Zhizn' vne klassa: povsednevnaya mobil'nost' shkol'nikov. Voprosyobrazovaniya. 2017; № 2: 113-133.

7. Artemova V.G., Filippova Ya.V. Mental'nost' russkogo naroda: tradicii i 'evolyuciya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. NI Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2008; № 2: 1-12.

8. Romm T.A. Social'noe vospitanie: 'evolyuciya teoreticheskih obrazov. Moskva: Nauka, 2007.

9. Sidorov S.V. Teoreticheskaya pedagogika. Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/loadi1/15-1-0-65

10. Barbashina 'E.V. Pedagogicheskie mysli Kanta v idejnom kontekste epohi Prosvescheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2006; № 2: 77-81.

11. Inozemcev V.L. Immigraciya: novaya problema novogo stoletiya (Istoriko-sociologicheskij ocherk). Sociologicheskie issledovaniya. 2003; № 4: 64-72.

12. Kirillova A.I. Assimilirovannost' migrantov (tipologicheskij podhod). Mir 'ekonomiki i upravleniya. 2010; T. 10, № 4: 205-211.

13. Borisenko E.N. Konceptual'naya model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya formirovaniya social'noj kompetentnosti studentov. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; T. 2, № 2 (54): 214-220.

14. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2004.

15. Sommerz-Flanagan D., Sommerz-Flanagan R. Klinicheskoeinterv'yuirovanie. Moskva: Dialektika, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.10.22

УДК 37.018.7

Dobrykh A.V., Head of Department Church-Practical and Historical Subjects, Spiritual Educational Organization of Higher Education of the Khabarovsk Diocese of the Russian Orthodox Church "Khabarovsk Theological Seminary" (Khabarovsk, Russia), E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

Potapchuk V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Pacific National University (Khabarovsk) (Khabarovsk, Russia), E-mail: 000644@pnu.edu.ru

ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE USE OF EVENT TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE IN THE FRAMEWORK OF A NUMBER OF MODERN SCIENTIFIC STUDIES: PROBLEMS OF THE INFLUENCE OF "CLASSICAL SCIENTIFIC" TRADITIONS AND PROSPECTS FOR SOLVING THESE PROBLEMS IN THE LIGHT OF THE POSITION OF THE ORTHODOX CHURCH. The article analyzes current research in modern conditions (mainly the research of Yu.A. Azarova) devoted to the problems of corporate culture formation through the use of special socio-cultural technologies -event-based "event technologies." At the same time, this article is not intended to criticize any of the statements contained in the research of Yu.A. Azarova. Moreover, it should be noted that the research of this scientist is deep, comprehensive and of great applied importance. The research of Yu.A. Azarova significantly expands knowledge and ideas about both the features of modern management in general and promising innovative methods for the formation of corporate culture and corporate cohesion (in this case we are talking about special event-based "technologies"). At the same time, according to the authors of this article, the existing secular traditions of materialistic-positivist "classical scholarship," as well as widespread ideas about the "practicality" of scientific research (within the framework of the corresponding generalized "social order") often seriously complicate the work of researchers. Scientists find themselves forced to hesitate, choosing between the above-mentioned traditions and ideas (very far from the complex modern life of society) and directly real social conditions (having a "heterothetical" character, in the words of T.H. Kerimov). Characterizing the work of Yu.A. Azarova, it is important to note that the above circumstances force this researcher not to focus on the "socio-heterological" aspects (according to T.H. Kerimov) of the studied issues. On the contrary, some of the author's conclusions turn out to be very similar to the formulations of "classical scientific" approaches. This is the most serious methodological problem associated with the field of research of Yu.A. Azarova. The fundamental methodological foundations for the development and implementation of strategies potentially capable of overcoming the above-mentioned theoretical and applied difficulties may well be the traditional values of Orthodoxy and the basic approaches of the Orthodox Church in the field of the analyzed problems.

Key words: event technologies, corporate culture, event approach, classical scientific approaches, librarianship, sociems, heterotheticity.

A.В. Добрых, канд. социол. наук, зав. каф. церковно-практических и исторических дисциплин Религиозной организации - духовной образовательной организации высшего образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария», г. Хабаровск, E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

B.И. Потапчук, канд. филол. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: 000644@pnu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.