УДК 378
Павлушкина Татьяна Викторовна
старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ
Резюме:
Процесс педагогического сопровождения по своей сути кардинально отличается от воспитательного и образовательного процессов. Основная его особенность состоит во вспомогательном характере, который проявляется в сопутствии какому-либо иному процессу, обеспечении его необходимыми ресурсами. Педагогическое сопровождение социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе - специально-организованная деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса, направленная на создание условий успешного приспособления иностранных военных к новой социокультурной и образовательной среде, принятие ценностей нового сообщества. Автор делает акцент на полисубъектном характере данного педагогического процесса, который обусловливает три уровня его организации и осуществления. На стратегическом уровне происходит определение общей цели, стратегических задач и основного направления деятельности по педагогическому сопровождению высшим командным составом и ученым советом военного вуза. Конкретизация целей, разработка программ и технологий педагогического сопровождения производятся представителями специального факультета и учебных курсов на втором - тактическом уровне. Заключительный, операциональный уровень включает в себя реализацию разработанных программ, проведение мероприятий, а также анализ и рефлексию результатов.
Педагогическое сопровождение носит также субъект-субъектный характер ввиду активной позиции, занимаемой иностранным военнослужащим, от которого требуется проявление самостоятельности и включенности в упомянутый процесс. При организации совместной деятельности сопровождающего и сопровождаемого для достижения социальной адаптации необходимо применение тактики сотрудничества, подразумевающей отношения «на равных».
Ключевые слова:
иностранные военнослужащие, социальная адаптация, педагогическое сопровождение, уровни педагогического сопровождения, алгоритм педагогического сопровождения, сотрудничество.
Pavlushkina Tatiana Viktorovna
Senior Lecturer, Subdepartment for Natural Sciences and the Humanities, Far East Higher Military Command College (Military Institute)
THE ESSENCE OF THE EDUCATIONAL SUPPORT OF SOCIAL ADAPTATION OF FOREIGN SERVICEMEN AT THE RUSSIAN MILITARY HIGHER SCHOOL
Summary:
The process of educational support is fundamentally different from the processes of bringing up and training. Its main special feature is the auxiliary nature, which is shown in the accompanying of any other process, supporting it with necessary resources. The educational support of social adaptation of foreign servicemen in the Russian military higher school is an organized activity of students aimed at the creating of favorable conditions for successful adaptation of foreign servicemen to the new socio-cultural and educational environment, adoption of new social values.
The author focuses on the multi-subject nature of this educational process, which causes the three levels of its organization and implementation. Strategic level includes setting of a general goal, strategic objectives and key areas of the educational support activities, defined by the senior commanders and the academic council of the military higher school. Concretization of goals, development of programs and methodology of the educational support are carried out by the representatives of special departments and courses on the second - the tactical level. The final, operational level includes implementation of the developed programs, execution of activities, as well as analysis and reflection of the results.
The educational support is also of a subject-subject nature due to the pro-active attitude of a foreign student, who is to display independence and involvement in the said process.
Organization of joint activities of those, who provide the educational support, and those, who receive it, should consider the fact that in order to achieve social adaptation it is necessary to use the tactics of cooperation, implying the relationship “on equal terms".
Keywords:
foreign servicemen, social adaptation, educational support, levels of educational support, algorithm of educational support, cooperation.
Социальная адаптация иностранных военнослужащих в российском военном вузе - сложный противоречивый процесс, сопряженный с различными проблемами и трудностями, разрешить которые самостоятельно, без посторонней помощи они не всегда могут. В этой ситуации становится актуальным вопрос о необходимости организации целенаправленной работы по педагогическому сопровождению, направленному на успешную социальную адаптацию иностранных военнослужащих.
Фактически единодушно исследователи определяют педагогическое сопровождение как вид профессиональной деятельности педагога, несущий особый педагогический смысл, принципиально отличающийся от воспитания, обучения, образования. Сущность и своеобразие педагогического сопровождения связывают с его вспомогательным характером, сопутствующим какому-либо процессу, обеспечивающим его необходимыми ресурсами и структурами [1].
При всем разнообразии подходов [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11] мы рассматриваем педагогическое сопровождение социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе как специально-организованную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса, направленную на создание условий успешного приспособления иностранных военнослужащих к новой социокультурной и образовательной среде военного вуза, принятие ими ценностей нового сообщества.
Объектом педагогического сопровождения является процесс социальной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе, субъектами - командный, руководящий и профессорско-преподавательский составы военного вуза, организаторы воспитательной работы и т. д., а также сами иностранные военнослужащие. Это подчеркивает полисубъектный характер исследуемого процесса и позволяет выделить уровни организации и осуществления данного процесса.
Первый уровень - стратегический. На этом уровне субъектами педагогического сопровождения выступают высший командный состав военного вуза (начальник, заместители начальника по учебной, научной, воспитательной работе, представители учебного отдела), ученый совет военного вуза. Здесь определяются общие цели, ставятся стратегические задачи, рассматриваются основные направления осуществления общевузовской системы педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих.
Второй уровень - тактический, предполагает совместную деятельность представителей специального факультета и учебных курсов (начальник специального факультета, начальники учебных курсов, командиры национальных групп, начальники кафедр, методисты). На этом уровне конкретизируются общие цели и задачи педагогического сопровождения адаптации иностранных военнослужащих, идет разработка технологий и программ педагогического сопровождения.
Третий уровень - операциональный, представлен профессорско-преподавательским составом военного вуза, сотрудниками библиотеки, военного клуба. На этом уровне осуществляются изучение проблем и трудностей иностранных военнослужащих, связанных с их социальной адаптацией в военном вузе; реализация конкретных программ и технологий педагогического сопровождения; проведение мероприятий; рефлексия и анализ результатов.
Следует отметить, что субъектами педагогического сопровождения выступают сами иностранные военнослужащие. Это становится возможным потому, что каждый иностранный военнослужащий поставлен в активную позицию, от них требуется определенная самостоятельность, включенность в педагогическое сопровождение их социальной адаптации. То есть становится очевидным, что педагогическое сопровождение социальной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе носит субъект-субъектный характер.
Педагогическое сопровождение в вузе как вспомогательный процесс является многофункциональным. Он выполняет прежде всего функцию диагностики, то есть сбора информации о существующих проблемах и трудностях обучаемых. Тактическая функция исследуемого процесса выражается в выявлении возможностей для преодоления проблем, что предусматривает, в частности, разработку программы педагогического сопровождения и соответствующих критериев, то есть процессуальную сторону решения поставленных задач. Практическая функция подразумевает реализацию разработанной программы, содержащей конкретное содержание, формы, методы и комплекс условий, на практике. Аналитическая функция проявляется в анализе результатов выполнения программы [12]. Выделение таких функций и интерпретация их содержания позволяют детально раскрыть собственно процесс осуществления педагогического сопровождения.
Первый этап алгоритма включает верификацию информационных данных об эмпирической ситуации в области социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах. Наряду с общими проблемами, испытываемыми иностранными студентами в процессе адаптации, у военного вуза существуют свои характерные особенности ситуации протекания данного процесса в отношении иностранных военнослужащих. Поэтому в первую очередь необходимо провести всесторонний анализ потенциальных возможностей военного вуза в плане социальной адаптации иностранных военнослужащих, изучить специфические трудности, с которыми они могут столкнуться в связи с вхождением в новую социокультурную, образовательную среду, военнопедагогическую систему.
Второй этап алгоритма включает постановку целей и задач. В качестве стратегической цели педагогического сопровождения следует определить успешную социальную адаптацию иностранных
военнослужащих в российском военном вузе. Задачи педагогического сопровождения: способствовать принятию иностранными военнослужащими ценностей нового сообщества, усвоению норм, традиций и правил нового военного коллектива; содействовать преодолению трудностей вхождения иностранных военнослужащих в систему уставных официальных и неофициальных межличностных отношений; оказывать содействие в формировании дидактических навыков, связанных с особенностями обучения и освоением учебных программ в военном вузе; формировать ценностное отношение к уставной стороне военной службы в процессе обучения в российском военном вузе.
Третий этап рассматриваемого алгоритма включает разработку программы, планов педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе. Главным для разработчиков такой программы и планов является следующее: выявить и описать условия, принципы, технологию педагогического сопровождения; разработать критерии и показатели эффективности данной деятельности на основании учета особенностей социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе (влияние внутренних и внешних факторов, проявление закономерностей социальной адаптации в новой культуре и т. д.).
Принципами организации педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих являются принципы: индивидуализации и учета ценностного основания иностранных военнослужащих, диалогичности, стимулирования активности, толерантного взаимодействия.
Принцип индивидуализации и учета ценностного основания иностранных военнослужащих является ведущим, так как личностно-ориентированный подход к педагогическому сопровождению исходит из признания индивидуальности, самобытности, самоценности каждого иностранного военнослужащего, направлен на взаимодействие субъектов деятельности с учетом личностных особенностей и потребностей человека, ориентацией на расширение социальных контактов. Под индивидуализацией педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе мы будем понимать такую организацию данной деятельности, при которой выбор форм, методов, способов, приемов, средств учитывает индивидуальные, культурные, национальные, религиозные различия иностранных военнослужащих.
Принцип диалогичности предполагает, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно педагогическое сопровождение, обеспечивающее успешную социальную адаптацию иностранных военнослужащих. Этот принцип нацеливает на персонализацию взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, отвергает субординационное положение последнего, превращает его в партнера, самостоятельную личность.
Принцип стимулирования активности направлен на личностное самоопределение иностранных военнослужащих, представление о себе самих как о субъектах педагогического сопровождения, от которых зависит результат данной деятельности, выраженный в успешности их приспособления к новым для них условиям.
Принцип толерантного взаимодействия при организации педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих проявляется в принятии иностранных военнослужащих такими, какие они есть, уважении их точки зрения, защите права каждого на сохранение его индивидуальности и культурного, национального, религиозного своеобразия.
Четвертый блок алгоритма педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе включает собственно реализацию программы, где предусмотрено достижение поставленной цели, внедрение необходимых психологопедагогических и организационно-педагогических условий.
Пятый этап включает контроль и оценку изменений, происходящих в динамике социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе. Количественная и качественная оценки изменений осуществляются на основе критериев адаптированности, являющихся результатом эффективного педагогического сопровождения.
Соответственно шестой этап алгоритма отражает установление обратной связи для коррекции процесса педагогического сопровождения при воздействии негативных факторов или применении неэффективных методов, форм и средств данной деятельности; возможно, для сбора недостающих данных об образовательной среде и т. д.
Педагогическое сопровождение подразумевает использование различных тактик и стратегий: модерирование, фасилитация, коучинг, тьюторство, договор (соглашение) и т. д. [13]. На наш взгляд, перевод педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество педагога и обучаемого. Следовательно, наиболее приемлемой представляется тактика сотрудничества. Это связано с тем, что взаимодействие, лежащее в основе педагогического сопровождения, предполагает наиболее высокий уровень активности как педагога, так и иностранного военнослужащего, богатство и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом
достижения цели данной деятельности. В таком понимании тактика сотрудничества являет собой сложное единство формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании и взаимодействии педагога и иностранного военнослужащего; способ организации совместной деятельности «на равных», предусматривающий в то же время проявления самостоятельности, активности и организованности.
Сотрудничество как наивысший уровень согласованности позиций в деятельности предполагает осознание общей цели педагогического сопровождения, которое мобилизует педагога и иностранного военнослужащего; стремление к ее достижению; взаимную заинтересованность; положительную мотивацию деятельности; высокую организацию педагогического сопровождения; активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений; взаимное доверие; доброжелательность; взаимопомощь при затруднениях и неудачах. Сотрудничество как особая тактика педагогического сопровождения социальной адаптации иностранных военнослужащих стимулирует субъект-субъектные отношения, скрепленные взаимным интересом и доверием.
Таким образом, педагогическое сопровождение в российском военном вузе представляет собой особую, гуманистически-направленную, специально-организованную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса, от качества подготовки и организации которой зависит успешность протекания социальной адаптации иностранных военнослужащих. Выделение уровней, алгоритма организации и осуществления педагогического сопровождения позволяет выстроить данную деятельность в определенную систему.
Ссылки:
1. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 361 с.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе определения и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 40 с.
3. Баданина Л.П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу : монография. Архангельск, 2007. 147 с.
4. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2002. № 9. С. 32-39.
5. Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 18 с.
6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995. 186 с.
7. Костенко С.С. Педагогическая поддержка жизнеутверждающей адаптации личности студента : монография. Хабаровск, 2007. 190 с.
8. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. Волгоград, 2004. С. 280-287.
9. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А.И. Лутош-кина. Кострома, 2005. С. 322-329.
10. Струков А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях : автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2005. 23 с.
11. Ускова С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // Человек и общество. 2013. № 2 (35). С. 84-88.
12. Шляпина С.Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 170 с.
13. Цыбина Е.А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 216 с.