УДК 378
Павлушкина Татьяна Викторовна
старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского
ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Pavlushkina Tatiana Viktorovna
Senior Lecturer, Subdepartment for Natural Sciences and the Humanities, Far East Higher Military Command College (Military Institute)
THE FACTORS OF FOREIGN SERVICEMEN’S ADAPTATION IN MILITARY HIGHER SCHOOLS
Аннотация:
В статье затронута проблема адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе через призму влияния на данный процесс различных факторов. Предложена пространственная модель адаптирующих воздействий на иностранных военнослужащих в российском военном вузе, учитывающая специфику данного учебного заведения. Описаны внутренний и внешний модули модели.
Ключевые слова:
адаптация, иностранные военнослужащие, военный вуз, фактор адаптации, модель.
Summary:
The article discusses a problem of foreign servicemen’s adaptation in military higher schools from the perspective of some factors influencing this process. The author presents a model of adapting actions involving the foreign servicemen in a military university, which would take into account the specifics of the educational institution. The internal and external modules of the model are described.
Keywords:
adaptation, foreign, servicemen, military university, factors of adaptation, model.
В последние годы одним из направлений реформирования военного образования в России является повышение его уровня доступности и открытости для иностранных граждан, следствием чего стало увеличение количества иностранных военнослужащих, обучающихся в российских военных вузах. Иностранные военнослужащие, прибывшие на обучение в Россию, вынуждены адаптироваться к новой, незнакомой для них действительности, представленной не только образовательной средой с необходимостью освоения нового для них вида деятельности - учебной (военнопрофессиональной), но и социокультурным пространством с необходимостью приспособления к иной культуре, получения фоновых знаний о нормах, ценностях и поведенческих паттернах принимающей стороны.
Анализ научной литературы, посвященной проблеме адаптации иностранных студентов в российских вузах [1; 2; 3; 4], показал, что это сложный, связанный с возникновением различных проблем и сложностей процесс. Для иностранных военнослужащих этот процесс отягощен еще и спецификой военного вуза, проявляющейся в армейском укладе жизни, казарменном положении переменного состава, уставной дисциплине, воинской атрибутике и экипировке военнослужащих, боеготовности личного состава, наличии жесткого контроля деятельности со стороны командования, психологической напряженности и т. д. [5].
Успешность протекания и, как следствие, результаты процесса адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе зависят от движущих сил, определяющих его сущность, существенных обстоятельств, то есть факторов адаптации.
Большое количество исследований посвящено проблеме выделения факторов адаптации иностранцев в новых социокультурных условиях, иностранных студентов в гражданских вузах [6; 7; 8]. В то же время вопрос влияния факторов адаптации на иностранных военнослужащих в военном вузе, имеющем свои особенности, ранее не рассматривался.
Например, интересная классификация факторов адаптации была предложена Т.Г. Стефа-ненко. В своей классификации автор выделяет индивидуальные (демографические и личностные) и групповые факторы. К первой категории Т.Г. Стефаненко относит такие факторы, как возраст, пол, образование, личностные характеристики, мотивацию, ожидания и жизненный опыт адаптантов. Вторая категория включает характеристики взаимодействующих культур - степень сходства или различия между культурами; особенности культуры, к которой принадлежат адап-танты; особенности страны пребывания. По мнению Т.Г. Стефаненко, серьезное влияние на адаптацию оказывают ситуационные факторы (уровень политической и экономической стабильности, уровень преступности и другие), которые составили дополнительную группу разработанной исследователем классификации [9].
С.Г. Шестопалова среди факторов, определяющих процесс адаптации иностранных студентов, называет: влияние общества в целом, включающее бытующие в нем ценностные представления; влияние микросреды вуза, непосредственного окружения, в котором преломляются общие условия, образующие неповторимый комплекс материальных, духовных и личных факторов; постоянное увеличение роли информационной среды в формировании жизненных установок личности наряду с влиянием культурных традиций общества и его активности [10, с. 16.]
И.Н. Гребенникова подробно рассматривает внутренние и внешние факторы адаптации иностранных студентов. К внутренним факторам автор относит: наличие общих ценностных оснований в соприкасающихся культурах; языковую базу и уровень коммуникативных умений иностранного студента. Сюда же относится мотивация к преодолению барьера коммуникации с представителями социума и к получению профессионального образования в российском вузе. Значительное влияние оказывает владение фоновой информацией новой социокультурной среды. Есть определенная зависимость от индивидуально-личностных психологических особенностей иностранных студентов. К внешним факторам относятся: социокультурные ценности нового сообщества; степень сходства и родства между культурами и ценностными установками; образовательная среда вуза; новая языковая среда; наличие взаимодействия между преподавателями, русскими и иностранными студентами; наличие русских друзей; организация досуга иностранных студентов и т. д. [11].
Другую классификацию факторов адаптации иностранных студентов предлагает В.В. Грибанова: зависящие от студента и зависящие от преподавателя. Со стороны студента важны: достаточный уровень базовой подготовки, уровень знания русского языка, индивидуальная способность к обучению, особенности национального менталитета. Преподаватель в свою очередь должен быть компетентен в предмете, владеть языком общения и обладать определенными личными качествами, именно он является носителем профессиональных ценностей, представителем культуры, в том числе и языковой. Педагогу, работающему с иностранными студентами, необходимо помимо языка овладеть умением работать с многонациональным составом студенческого коллектива, для чего как минимум нужно изучить этнопедагогические особенности и потенциал той этнической группы, с которой он работает [12].
При всем разнообразии подходов можно отметить, что в науке сложились определенные предпосылки для систематизации факторов влияния на адаптацию иностранных военнослужащих в российском военном вузе. Систематизацию можно провести с использованием такого метода познания, как моделирование.
Пространственная модель адаптирующих воздействий на иностранных военнослужащих в российском военном вузе состоит из двух модулей: внутреннего и внешнего. Внутренний модуль представлен личностью иностранного военнослужащего с его национальными, культурными, религиозными и индивидуально-личностными особенностями (уровень знания русского языка, базовой подготовки, индивидуальная способность к обучению, уровень мотивации, тревожности).
Внешний модуль представлен системой факторов на разных уровнях. Первый - микроуровень - показывает возможности влияния социокультурной и образовательной среды военного вуза на процесс адаптации иностранных военнослужащих. Социокультурная среда военного вуза - это комплекс обстоятельств, правил, военных традиций, ценностных установок, корпоративных военных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих косвенное или прямое влияние на адаптацию иностранных военнослужащих. Причем общение и отношения между иностранными военнослужащими регламентируются как правилами, действующими в российском обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В уставах сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и другие. Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основой взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характера. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах иностранных военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга.
Образовательная среда военного вуза является частью социокультурной, ее можно определить как систему четких правил, установленных средств и методов становления личности будущего офицера в условиях строго регламентированной военно-профессиональной деятельности. В образовательной среде военного вуза иностранные военнослужащие осуществляют различные виды деятельности: учебную (усвоение знаний, умений, навыков), служебную (боевая подготовка, несение службы наряда, работа с техникой), общественную (общественно полезная работа), бытовую (соблюдение распорядка дня, исполнение требования воинской дисциплины, самообслуживание,
неорганизованный досуг). Соответственно данные виды деятельности служат факторами, ускоряющими либо замедляющими адаптационный процесс иностранных военнослужащих.
Второй - макроуровень - представлен социокультурной инфраструктурой окружающей среды. К ней можно отнести: театры, музеи, общественно-культурные центры, социокультурные элементы других учебных заведений и т. д. Воздействия данных элементов не будут для иностранных военнослужащих решающими в процессе их адаптации, но являются необходимыми в понимании особенностей русской культуры, улучшении межличностного общения с русским населением и представителями других национальностей.
Третий - мегауровень - представлен российским обществом с самобытной многонациональной культурой, ценностными представлениями, морально-психологическим духом и менталитетом. Сюда же можно отнести средства массовой информации (телевидение, радио, интернет и т. д.). Просмотр телепередач, отражающих особенности русской культуры, программ на русском языке способствует повышению информированности, возникновению интереса к русской культуре.
Таким образом, адаптация иностранных военнослужащих в российском военном вузе представляет собой сложный многофакторный процесс, детерминированный национальными, культурными, индивидуально-личностными особенностями иностранных военнослужащих, с одной стороны, связанный с влиянием различных внешних факторов на них, с другой. Их учет при организации деятельности по адаптации иностранных военнослужащих является необходимым, позволяющим выявить различные группы условий организации данной деятельности.
Ссылки:
1. Алеева А.Я. Методика адаптации иностранных студентов к учебно-информационной среде вуза посредством информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 212 с.
2. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социс. 2007. № 3. С. 73-77.
3. Заседателева О.В. Социокультурная адаптация иностранных студентов в современной системе российского высшего образования // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 302-306.
4. Иванова М.А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. СПб., 2000. 148 с.
5. Булков А.А. Повышение эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах военно-воздушных сил России : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 351 с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учеб. для высших учебных заведений. М., 1999. 320 с.
7. Шестопалова С.Г. Условия адаптации студентов в образовательном пространстве российского медицинского вуза :
автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.
8. Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на при-
мере китайских студентов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 21 с.
9. Стефаненко Т.Г. Указ. соч.
10. Шестопалова С.Г. Указ. соч.
11. Гребенникова И.А. Указ. соч.
12. Грибанова В.В. Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы // Африка: континент и диаспора в поисках себя в XX в. : сборник по материалам международной научной конференции. М., 2008. С. 58-70.