Научная статья на тему 'Адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза'

Адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА / УСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADAPTATION / FOREIGN MILITARY STUDENTS / INFORMATION SPACE / INNOVATIVE PRACTICE / ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY / PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киреев Петр Николаевич

В статье рассматривается адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза как инновационная практика в структуре профессиональной образовательной деятельности. Представленные средства информационные технологии позволяют более качественно освоить воинскую специальность и, следовательно, эффективно адаптироваться к обстановке военного вуза. Условия российского вуза адекватны культурно-историческим воинским ценностям, которые способствуют профессиональному становлению и всестороннему развитию иностранных курсантов. Совокупность всех перечисленных факторов научно-теоретические педагогические подходы и принципы, образовательные компоненты военного социума, его вариативные воспитательно-образовательные модели, комплекс организационно-педагогических условий может оказывать влияние на адаптацию иностранных курсантов, поскольку рассматривается как деятельность всех субъектов военного учреждения. Обучение иностранных граждан направлено на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ориентацию и полноценное функционирование в социально-экономических обстоятельствах окружающего пространства. Решение задач адаптации невозможно без опоры на духовно-нравственные устои воинской жизни: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих военных поколений. Данные ценности способны стать главным средством адаптации иностранных студентов в педагогическом регулируемом процессе военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of foreign students to the information space of the Russian military university

The paper reviews the adaptation of foreign students to the information space of the Russian military university as the innovative practice in vocational education. The information technologies allow the students to acquire better military knowledge and, consequently, adapt effectively to the military academic environment. Russian university keeps cultural and historical military values that encourage professional and comprehensive development of foreign military students. A combination of scientific theoretical teaching approaches and principles, educational components of the military society, its various educational models as well as a set of teaching arrangements can influence the adaptation of foreign military students since it is regarded as the activity of all actors of the military institution. Training of foreign citizens is to develop the individual values of the personality, including motivational, cognitive, behavioral, emotional and evaluative components that help young people deal with and fully participate in social and economic environment. Meeting the adaptation challenges is impossible without reliance on spiritual and moral foundations of military life: collective consciousness, respect for the historical memory of the previous military generations. These values can become the main means of adaptation of foreign students in the academic controlled process at the military university.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза»

УДК 378.635(47):376.68 Киреев Петр Николаевич

военнослужащий Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОСТРАНСТВУ

РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА

https://doi.org/10.24158/spp.2018.2.23 Kireev Petr Nikolaevich

Serviceman, Krasnodar Higher Military School

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO THE INFORMATION SPACE OF THE RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматривается адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза как инновационная практика в структуре профессиональной образовательной деятельности. Представленные средства - информационные технологии - позволяют более качественно освоить воинскую специальность и, следовательно, эффективно адаптироваться к обстановке военного вуза. Условия российского вуза адекватны культурно-историческим воинским ценностям, которые способствуют профессиональному становлению и всестороннему развитию иностранных курсантов. Совокупность всех перечисленных факторов - научно-теоретические педагогические подходы и принципы, образовательные компоненты военного социума, его вариативные воспитательно-образовательные модели, комплекс организационно-педагогических условий -может оказывать влияние на адаптацию иностранных курсантов, поскольку рассматривается как деятельность всех субъектов военного учреждения. Обучение иностранных граждан направлено на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивацион-ный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ориентацию и полноценное функционирование в социально-экономических обстоятельствах окружающего пространства. Решение задач адаптации невозможно без опоры на духовно-нравственные устои воинской жизни: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих военных поколений. Данные ценности способны стать главным средством адаптации иностранных студентов в педагогическом регулируемом процессе военного вуза.

Summary:

The paper reviews the adaptation of foreign students to the information space of the Russian military university as the innovative practice in vocational education. The information technologies allow the students to acquire better military knowledge and, consequently, adapt effectively to the military academic environment. Russian university keeps cultural and historical military values that encourage professional and comprehensive development of foreign military students. A combination of scientific theoretical teaching approaches and principles, educational components of the military society, its various educational models as well as a set of teaching arrangements can influence the adaptation of foreign military students since it is regarded as the activity of all actors of the military institution. Training of foreign citizens is to develop the individual values of the personality, including motivational, cognitive, behavioral, emotional and evaluative components that help young people deal with and fully participate in social and economic environment. Meeting the adaptation challenges is impossible without reliance on spiritual and moral foundations of military life: collective consciousness, respect for the historical memory of the previous military generations. These values can become the main means of adaptation of foreign students in the academic controlled process at the military university.

Ключевые слова:

адаптация, курсанты - иностранные граждане, информационное пространство, инновационная практика, условия российского военного вуза, профессиональное военное образование.

Keywords:

adaptation, foreign military students, information space, innovative practice, environment of the Russian military university, professional military education.

Адаптация обучающихся курсантов, в том числе иностранных, к военным вузам России никогда не выпадала из поля зрения Министерства обороны РФ. Актуализация данного процесса в настоящее время обусловлена, с одной стороны, долгосрочным прогнозом программы «Военное образование: цель - на развитие» [1], выступлением генерал-полковника В.П. Горемыкина от 05.02.2017 г., призвавшего совершенствовать практическую направленность обучения, повышать уровень знаний и умений, требующихся для быстрой адаптации; с другой - воздействием на иностранных курсантов антироссийской пропаганды со стороны радикально настроенных группировок, на основании которой у них создается предвзятое отношение к условиям российского военного вуза. С учетом сложившихся обстоятельств возникла объективная необходимость обратиться к существующей научной базе в контексте исследования и, опираясь на этот ценный опыт, разработать собственное представление.

Как показал анализ, в данном аспекте принципиально важны указания Министерства обороны Российской Федерации [2]. В них адаптационный процесс просматривается в воспитательной работе курсантов. Дальнейшие попытки отыскать решение проблем адаптации в рамках педагогической личностно ориентированной парадигмы подтвердили, что военным вузам следует возобновить научные эксперименты, создать новые авторские модели в соответствии с современными потребностями отечественного военного вуза, вычленить наиболее оптимальные средства, чтобы курсанты могли своевременно адаптироваться и всесторонне развиваться. Однако прежде необходимо организовать поиск оптимальных и доступных адаптационных средств, которые бы способствовали определению структурных, динамических, факторных, типологических, технологических, развивающих и образовательных факторов модели адаптации иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза. Кроме того, данные методики должны содействовать определению механизмов направленного педагогического воздействия на образовательные процессы, широко раскрывая его характер, формы, направления, способы.

Среди многих средств самую высокую оценку получили информационные технологии, способствующие становлению военного профессионала при использовании инновационного подхода, обусловленного информационно-консультационной и научно-исследовательской поддержкой. Тем не менее, несмотря на позитивные качества инструментов информационного пространства в условиях российского военного вуза, необходимо указать на их недостатки в процессе адаптации. Например, сегодня отмечается резкое снижение интереса у иностранных курсантов к познанию, освоению и присвоению российских культурно-исторических ценностей, отраженных в информационном пространстве военного вуза. У данной проблемы имеются свои причины. Это связано с неполноценным знанием русского языка, а также с недоверием к увиденному либо услышанному из-за искажения зарубежными СМИ исторических военных сведений, в том числе на мировом уровне. Другим фактором является потеря заинтересованности в своей будущей профессиональной деятельности, обусловленная рядом эмоционально-чувственных причин. В связи с этим не только уменьшается их интерес к качественному уровню адаптации в системе военного образования, но и возникают неудовлетворительные отношения между государством и сферой профессионального военного образования.

Выходом из создавшегося положения служат изменения в самой системе адаптации в процессе инновационного образования. В качестве средств ее оптимизации необходимо использовать образовательный потенциал молодого состава преподавателей, согласование тематики адаптации с потребностями иностранных курсантов. Только тогда возможен переход к позитивным отношениям в сфере профессионального образования в соответствии с идеологической ситуацией. Очевидно, что выявлению особенностей адаптационного процесса способствует выработка умений не только планировать, организовывать преподавательскую деятельность, но и оценивать полученные результаты, корректировать упущения. В случае укрепления положительного мнения о российском военном образовании, единстве его культурного и информационного пространства, демократизме его начинаний у иностранных курсантов возникают чувство общности и причастности к нему, потребность в крепкой и продолжительной связи на основе дружеских отношений не только во время учебного процесса, но и в последующие годы. Такие задачи можно решать на уровне статусной поддержки кадрового состава.

Мотивационные факторы ведущих военных преподавателей, несомненно, составляют основу адекватных ценностных профессиональных ориентиров при адаптации [3]. Однако, как показывает диагностика состояния системы высшего военного образования, без непосредственного участия иностранных курсантов в адаптационном процессе невозможно адекватно учитывать их потребности при становлении военного профессионала. В связи с этим обнаружены следующие противоречия:

- между необходимостью развития личностного потенциала в процессе адаптации и ее системой в военных образовательных учреждениях;

- между разрозненными теоретическими сведениями в педагогической науке о возможностях адаптации иностранных курсантов и потребностью в ее целостной концепции;

- между необходимостью практической адаптации иностранных студентов к информационному пространству российского военного вуза и недостаточностью ее научно-методического оснащения.

В ходе выяснения других причин, способных спровоцировать разнообразные риски, снижающие эффективность адаптации иностранных курсантов к условиям российского военного вуза, возникло предположение, что к таковым можно отнести пропаганду культа силы и ложных ценностей, нарушение свободы вещания на русском языке наравне с деформированием прежних систем и ориентиров. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением военных преподавателей А.Ю. Зюсько и К.Н. Лебедева. Они считают, что неустойчивость каких-либо личностных позиций

в процессе осмысления происходящего, сопряженная с политическими, социальными, конфессиональными, национальными, этническими особенностями, может вызвать не только эмоциональный стресс, но и полное профессиональное «выгорание». Следовательно, это скажется на адаптации иностранных курсантов, их принятии российских военных ценностей, отношении к нашему государству в целом.

Другие ученые, в частности М.Г. Волкова, полагают, что иностранцы в процессе адаптации способны влиять на курсантов как позитивно, так и негативно [4]. Курсантские составы взаимосвязаны и могут оказывать разнонаправленное воздействие - от подгруппы к коллективу (учебной группе), от официальной системы отношений в коллективе к его неофициальной структуре [5]. Подобное умозаключение обусловило поиск выхода из создавшегося положения. Решение предусматривало успешность процесса адаптации обучающегося к официальной ролевой схеме взаимоотношений и неофициальной структуре учебной группы.

С нашей точки зрения, интересна идея ученых, например М.И. Краморенко, связать адаптацию иностранных курсантов к информационному пространству военного вуза с их освоением русского языка, поскольку без полноценного владения им граждане других государств априори имеют затруднения [6]. Также правомерны рекомендации В.Ф. Лазукина, усматривающего разрешение проблем адаптации в познании функциональных динамических взаимосвязей иностранных студентов, в частности принципов их общения [7].

М.Г. Волкова, О.А. Воскрекасенко, О.А. Бучнева, М.Н. Кротова, А.В. Кравец, Р.Н. Медин, С.И. Огородник, А. Сидибе, И.И. Талай в научно-исследовательских работах последнего десятилетия говорят о том, что адаптация имеет сложный и противоречивый характер. В связи с этим для ее полноценного познания потребовались и более ранние смыслообразующие ориентиры. Обращение к таким исследованиям, в частности к работе А.А. Камышева [8], показало, что в оценке понятия «адаптация» ученые выделяли четыре момента. Первый предполагал взаимодействие двух систем, а именно юноши и окружающей его социальной среды [9]. Ко второму аспекту авторы относили также взаимодействие, но разворачивающееся в особых условиях дисбаланса, т. е. несогласованности между двумя указанными системами [10]. Третье положение предусматривает координацию двух систем для достижения основной цели. Эту идею развивал В.Ф. Лазукин, подмечавший, что степень и характер каждого компонента взаимодействия может варьировать в достаточно широких пределах [11]. Четвертый аспект теории о взаимодействии нашел продолжение у современных ученых С.И. Огородника и М.И. Масоловой, которые расширяют первоначальные знания, указывая на изменения в самих взаимодействующих системах [12].

Учитывая достаточную изученность проблемы взаимодействия, нельзя не принять предложение ученых рассматривать его как центральную категорию в процессе адаптации. В этом же контексте нужно дополнить, что взаимодействие не может существовать без взаимосвязи каких-либо субъектов, без их взаимовлияния. Следовательно, в условиях педагогической управляемой деятельности адаптация обусловлена взаимодействием, взаимовлиянием, взаимосвязью субъектов. В результате в военном вузе представленные модели и стратегии воинского поведения при адаптации становятся актуальными для иностранных курсантов. Адаптационному периоду свойственно не только интеллектуальное, физическое развитие, но и эмоционально-чувственное напряжение, которое связано с эмпатией. Выделение двух важных индивидуальных способностей - адаптации и эмпатии - в рамках данной тематики обусловлено их функциональной связью. Зная, что эмпатия - это сочувствие и сопереживание, можно перенять эмоции и ощущения, которые испытывает иностранный курсант в процессе адаптации.

Описывая разные факторы, прямым или косвенным образом касающиеся адаптации иностранных граждан к информационному пространству военного вуза, нужно отметить, что ведущим категориальным признаком этого явления становится когнитивная составляющая, к которой относятся интеллектуальные процессы - аналогия либо сравнение. Не менее важен в аспекте адаптации эмоциональный компонент, заключающийся в подражании некоторым чувственным реакциям будущего военного специалиста по защите информации. Наконец, значима предикативная составляющая, позволяющая предсказывать реакции иностранного курсанта на происходящее.

Сегодня в адаптации принято выделять три основных уровня. Первый, или низкий, определяется как приписывание характеристик российского военного вуза применительно только к нему самому, а не к будущей профессиональной деятельности курсанта. При подобной трактовке наблюдается отсутствие потребности в профессиональных знаниях, интереса к военной службе, жизни других военнослужащих. С иностранными курсантами, находящимися на данном адаптационном уровне, трудно поддерживать взаимодействие. Такая подчас потребительская ориентация блокирует эффективную адаптацию в рамках военного вуза.

Для среднего уровня адаптации характерно слабое проявление заинтересованности в познании, принятии и освоении системных принципов военного вуза. В частности, у обучающихся

наблюдаются низкая степень интереса к российским военным культурно-историческим ценностям, специфике военной деятельности в рамках будущей специальности, нестойкое желание сохранить и продолжить взаимодействие после обучения. Чаще всего иностранные курсанты из такой группы остаются рассудительными и спокойно относятся ко всему происходящему.

Высокий уровень предусматривает повышенный профессиональный интерес и активное участие иностранных курсантов во всех образовательно-воспитательных и научных мероприятиях военного вуза; восприятие, освоение и присвоение принципов учебной организации, русских культурно-исторических воинских традиций; потребность сохранить и продолжить взаимодействие и развить позитивное отношение к российскому военному вузу и России в целом. В связи с этим в процессе адаптации важно формирование у иностранных обучающихся чувства долга перед государством, которое отправило его получать образование.

В любом из описанных уровней могут происходить динамические изменения. Например, иностранные курсанты могут либо отличаться затяжным безразличием ко всему происходящему с ними и тяжело идти на контакт, либо, наоборот, показывать позитивное отношение к российскому военному вузу, быстро обучаться и активно интересоваться будущей профессией. При этом для эффективной адаптации обучающихся к условиям российского военного вуза требуется компромиссное решение, которое обеспечит подготовку профессионально ориентированных военных специалистов. Кроме того, адаптация иностранных курсантов должна опираться на выверенные факторы, гарантирующие ее ускорение и эффективность.

К способам совершенствования системы адаптации следует отнести педагогическую подготовку преподавательских кадров, отвечающих за адаптационную работу в курсантских подразделениях, и самообразование офицеров и преподавателей независимо от должности. В целях решения проблем адаптации иностранных курсантов необходимо предложить технологию педагогического управления, которая понимается как совокупность приемов и методов, обеспечивающих усвоение норм и ценностей российского военного вуза, принятие его условий, включение в традиционно сложившиеся формы воинского взаимодействия, овладение будущей профессией. Технологии педагогического управления процессом адаптации курсантов позволяют добиться следующих позитивных результатов:

- достичь цели и решить задачи адаптации, связанные со стратегическим направлением деятельности российского военного вуза;

- определить принципы взаимодействия иностранных курсантов в процессе их адаптации к условиям военного вуза;

- устранить недостатки в системе адаптации иностранных обучающихся.

Предложенная технология базируется на методологических принципах прогнозирования и

предусматривает всестороннее развитие иностранного курсанта. В этом случае операционали-зация указанных принципов предполагает принятие более обоснованных управленческих решений, направленных на совершенствование процесса адаптации к условиям российского военного вуза. В основе адаптационной деятельности иностранных субъектов должна лежать нормативно-ценностная модель. Главным ее выражением должно выступать позитивное отношение иностранных курсантов к образовательному учреждению, учебной работе, личностному становлению как будущему военному специалисту в сфере защиты информации.

Разрешение указанных проблем стало центральным мотивом для изучения психических свойств личности иностранного курсанта в аспекте теории, в которой раскрываются понятия «адаптивность» и «адаптированность». Итак, адаптивность (адаптационный потенциал) представляется как психическое свойство личности, готовой к адаптации. Последняя описывается как психическая адаптивность, включающая в себя частные способности и адаптационный потенциал, характеризующий психологические резервы. При трактовке этого понятия В.М. Воробьев указывает на индивидуальные особенности, которые влияют на успешность адаптации. Среди них он выделяет адаптивные психические качества, организацию и активность адаптивного процесса. В.Г. Бушурова в продолжение данной характеристики высказала мнение, что адаптационное поведение у курсантов регулируется их адаптивностью как психическим свойством организма, которое способствует разрешению противоречий между требованиями вуза и социальными, природными принципами поведения курсанта.

В связи с этим адаптированность понимается как некое психическое состояние организма, достигнутое в результате реализации личностного адаптационного потенциала (М.Г. Волкова). Отсюда адаптация в диссертационных исследованиях по психологии разделяется на два типа - постоянную, или стабильную, и изменяющуюся [13]. Трансформируясь, она может иметь сдвиги как в положительную сторону, так и в отрицательную, повышаться либо понижаться относительно первоначального положения. При этом постоянная адаптация изначально связана с тремя уровнями психического состояния в рамках общепринятых критериев: высоким, средним и низким. Высокий

уровень ученые видят в оптимальном сочетании адаптивных стратегий, направленных на взаимное изменение самой личности и учебной среды. Средний уровень они связывают с набором выжидательных стратегий. Низкий уровень выражен уходом из среды и обособлением.

Сравнивая предложенную теорию адаптации с трактовками, представленными в других научных трудах, следует сказать, что, несмотря на разницу в целях, формах и содержании учебных учреждений, проблема адаптации остается единой для всего образования (С.И. Огородник, М.И. Масолова) [14]. Многие ученые, занимающиеся этим вопросом, исходят из своей профессиональной направленности, описывают факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Они чаще всего подразделяют их на социологические, физиологические, психологические и педагогические. В итоге теряется их целостность либо выпадают из поля зрения другие факторы - демографические, статистические, региональные, конфессиональные, этнические, национальные, имеющие большое значение для адаптации иностранных курсантов. Нечасто говорится о таком важном качестве, как личностный потенциал специалиста по защите информации. Редко встречается описание интеллекта в аспекте профессиональной деятельности (С.С. Вьюшкова [15]). Недостаточно работ, касающихся прогнозирования трудностей адаптации иностранных курсантов. Это объясняется установкой на формирование чувства воинского долга, патриотизма и самоотверженности, принятой в интересах обороны страны и защиты государства, минуя жизненно важный процесс адаптации.

Совокупность всех перечисленных факторов, научно-теоретические педагогические подходы и принципы, образовательные компоненты военного социума, его вариативные воспитательно-образовательные модели, комплекс организационно-педагогических норм могут оказывать влияние на адаптацию иностранных курсантов, которую мы трактуем как специфическую деятельность всех субъектов военного учебного учреждения. Она направлена на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ориентацию и полноценное функционирование в социально-экономических условиях окружающего пространства.

Решение задач адаптации невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности воинской жизни: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих военных поколений. Воинские традиции могут стать главным средством адаптации иностранных курсантов в педагогическом регулируемом процессе военного вуза.

Ссылки:

1. Горемыкин В.П. Военное образование: цель - на развитие : [Электронный ресурс] : выступление от 5 февр. 2017 г. URL: http://vvo.milportal.ru/voennoe-obrazovanie-tsel-na-razvitie (дата обращения: 27.02.2018).

2. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ [Электронный ресурс] : указания статс-секретаря - заместителя министра обороны РФ от 22 сент. 2008 г. № 172/1/6423. URL: http://ens.mil.ru/education/documents/more.htm?id=12063022@egNPA (дата обращения: 27.02.2018).

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2004. 384 с.

4. Волкова М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.

5. Там же.

6. Краморенко М.И. Социокультурная адаптация курсантов-иностранцев в условиях российского военного вуза : дис. ... магистра социол. наук. СПб., 2016. 56 с.

7. Лазукин В.Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в военном вузе // Военная мысль. 2007. № 8. С. 54-62.

8. Камышев А.А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 187 с.

9. Там же.

10. Там же.

11. Лазукин В.Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты образовательного процесса военного инженерного вуза : монография. Воронеж, 2006. 193 с.

12. Огородник С.И., Масолова М.И. Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 649-651.

13. Волкова М.Г. Указ. соч.

14. Огородник С.И., Масолова М.И. Указ. соч.

15. Вьюшкова С.С. Особенности адаптации к условиям обучения в военных вузах курсантов с различными стилями интеллектуальной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.