Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
Список литературы
1. Голубев, Н. К., Битинас, Б. П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика. 1989.
2. Зимбардо, Ф. Застенчивость. - М., 1991.
3. Люблинская, А. А. Детская психология : учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М., 1971.
4. Педагогическая диагностика в школе / Кочетов А.И., Коломенский Я.Л.. Прокопьев. И.И. и др. - Минск: Нар. асвета, 1987.
5. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе / Батракова И.С., Мосина А.В. Тряпицына А.П. - 1993.
6. Педагогическая диагностика в среднем специальном учебном заведении. М.. 1993.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких [и др.] - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.
8. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.
9. Эльконин, Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика; проблемы и задачи // Психодиагностика и школа. - Таллин, 1980.
УДК 347.7
Н.В.Давыдова*, Е.Э. Остапенко**
Проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей, обучающихся в вузах силовых ведомств России
Рассмотрена проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей в вузах силовых ведомств России. На примере иностранных военнослужащих показана ограниченность существующих концепций кросс-культурной адаптации и актуальность их корректировки с учетом особенностей обучения в вузах силовых ведомств.
Ключевые слова: концепция, кросс-культурная адаптация, иностранные военнослужащие, обучение иностранных военнослужащих.
N.V. Davydova*, E.E. Ostapenko**. The problem of a cross-cultural adaptation of the foreign listeners who are training in higher education institutions of power departments of Russia. The problem of a cross-cultural adaptation of the foreign listeners in higher education institutions of power departments of Russia is considered. On an example of the foreign military men limitation of existing concepts of cross-cultural adaptation and an urgency of their adjustment taking into account features of training in higher education institutions of power departments is shown.
Keywords: conception, a cross-cultural adaptation, foreign military men, foreign military men training.
Важным направлением сотрудничества России с зарубежными странами является профессиональная подготовка иностранных слушателей в военных вузах и вузах, готовящих специалистов для правоохранительных органов.
Наряду с традиционными партнерами в этой сфере деятельности - странами Азии, Африки, Кубой, государствами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и другими участниками Содружества независимых государств (СНГ) - в последние годы в военных вузах России обучаются военнослужащие из европейских стран (в том числе стран - членов НАТО), среди которых в основном граждане Греции, Сербии, Финляндии, Швеции, Франции, Германии, Бельгии, Дании и Южной Кореи. По состоянию на 2011 г. было подано 5000 заявок на обучение иностранных военнослужащих в военных вузах России из более 50 государств.
Основной целью партнерства России с другими странами в деле подготовки военных специалистов является всестороннее развитие и углубление военной интеграции России со странами ОДКБ и СНГ, предотвращение возможных угроз интересам и безопасности России, формирование единого образовательного пространства. Важно, что многие иностранные военнослужащие, прошедшие обучение в военных вузах России, впоследствии делают не только военную, но и политическую карьеру, становятся влиятельными государственными деятелями, главами государств.
Это обстоятельство предъявляет особые требования к военным вузам, призванным обеспечить высокое качество военно-профессиональной подготовки к службе в национальных армиях и
* Давыдова, Наталья Васильевна, старший преподаватель Военной академии связи им. С.М. Буденного. Адрес: Россия, 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3.
** Остапенко, Елена Эдуардовна, инспектор группы по работе с лич-ным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 420-31-56. E-mail: [email protected].
* Davydova, Nataliya, lecturer, Military Academy of Communications named after S.M. Budenny.
** Ostapenko, Elena, inspector of group for the personnel work, St.- Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-str., 1. E-mail: [email protected].
© Давыдова Н.В., Остапенко Е.Э., 2013
приобретение иностранными военнослужащими необходимых теоретических и практических знаний по естественнонаучным, военно-специальным и гуманитарным дисциплинам.
Особенность подготовки иностранных военнослужащих заключается в необходимости дифференциации учебной работы, которую организуют с учетом характера военного сотрудничества, особенностей развития национальных вооруженных сил, поставок из России вооружений и военной техники, уровня подготовки прибывших на учёбу и возможности обучения их на русском языке.
Кроме того, подготовка в военных вузах конкурентоспособных иностранных специалистов предполагает организацию процесса адаптации обучающихся к учебно-информационной профессионально-ориентированной среде военного вуза.
В общефилософском смысле адаптация - это приспособление организма к условиям существования. Различают биологическую, физиологическую, социально-психологическую и кросс-культурную адаптацию. Если первым трем видам адаптации посвящено большое число научных исследований, то проблема кросс-культурной адаптации (ККА) обучающихся в инокультурной среде до настоящего времени представляет собой малоизученный предмет. Актуальность исследования проблемы ККА обусловлена тем, что сейчас сложно ограничить политическую, экономическую и культурную жизнь народов мира, в т.ч. в военной среде, рамками национальных государств, избежав тесного взаимодействия с другими народами.
Кросс-культурная адаптация представляет собой сложный процесс достижения человеком соответствия («совместимости») с новой культурной средой [1].
Кросс-культурная адаптация - это процесс вхождения человека в иную социокультурную среду. Он сопровождается овладением навыками, умениями в различных сферах жизнедеятельности, усвоением установок, ценностей, норм новой среды и принятием некоторых из них для создания линии должного поведения в новой среде, достижения главной цели, реализации внутриличностных возможностей [2, с.13].
Различным аспектам ККА в последние годы посвящен ряд работ зарубежных ученых: Ш. Шварца (Schwartz) [3], Н. Триандиса (H. Triandis) [4], Д. Мацумото (D. Matsumoto) [5, с. 96-120], Г. Хофстеда (G. Hofstede) [8] и отечественных исследователей : Л.Г Почебут [6], М.А. Иванова [7] и др.
В то же время проблема ККА иностранных военнослужащих, обучающихся в военных вузах РФ, имеет ряд принципиальных отличий, которые практически не нашли своего отражения в известных исследованиях.
Кроме традиционных факторов - таких, как климатический, личностно-психологический, социально-бытовой, фактор межличностного общения и адаптированность к педагогической среде - на процесс ККА иностранных военнослужащих в военном вузе существенную роль оказывает ряд иных факторов.
Среди них - жесткая регламентация норм поведения, воинской дисциплины и установленного порядка в военном вузе и, кроме того, необходимость соблюдения правил ношения военной формы одежды, а также раздельное от российских военнослужащих проживание и обучение. Наряду с этим имеет значение малочисленность отдельных национальных групп обучающихся иностранных военнослужащих и необходимость объединения в одну учебную группу представителей нескольких стран, имеющих существенные культурные различия, разные уровни образования и владения русским языком, и даже представителей стран с отличающимися политическими, экономическими системами и ценностными ориентациями.
Перечисленные факторы указывают на необходимость дополнительного обоснования и уточнения концепции ККА иностранных военнослужащих, обучающихся в военных вузах, компромиссно учитывающей возможность снятия барьеров, препятствующих ККА, максимального снижения эмоциональных переживаний и негативных реакций обучающихся иностранных армий.
К настоящему времени целостной концепции ККА не разработано. «Чаще всего под ней понимают личностную адаптацию, т.е. адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям, привыкание индивида к новым условиям внешней среды с затратой определенных сил, взаимное приспособление индивида и среды» [2, с. 8], что не в полной мере соответствует приведенному выше определению ККА.
Предлагаемая концепция ККА, представленная в виде структурной модели на рис. 1, отражает систему социальных, педагогических, психологических взглядов на исследование проблемы кросс-культурной адаптации иностранных военнослужащих, обучающихся в военных вузах РФ.
Концепция имеет следующие структурные позиции:
- понятийную сущность, включающую научный аспект с опорой на определенные научные теории; процессуально-описательный аспект, рассматривающий описание процесса ККА; процессуально-действенный аспект, отражающий технологические процедуры ККА;
- составные части, определяющие последовательное рассмотрение этапов ККА иностранных военнослужащих (ассимиляцию, аккультурацию, консолидацию, сближение). Кроме того, они включают мониторинг и анализ эмоциональных переживаний обучающихся. Позитивные переживания проявляются в виде психической негэнтропии (удовольствие, радость, уверенность, торжество). К негативным переживаниям относятся те, которые проявляются в виде психической энтропии (отвращение, горе, страх, ярость). Вместе с тем существенное влияние оказывает выявление и оценка культурных синдромов, характеризующих представителей национальных групп (простота -сложность, индивидуализм - коллективизм, открытость - закрытость, избегание неопределенности,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
I
I
понятийная составные содержательная
сущность части сущность
включают
аспекты : рассмотрение : ра зраб отку:
• процессуально-
описательным
• процессуально-
* этапов адаптации
• типов поведения
* культурных синдромов
• психодиагности-
ческих методик
дистанция власти, маскулинность -феминность);
- содержательную сущность, определяющую выбор психодиагностических методик; обоснование выбранных параметров культурных различий; разработку методов измерения, оценки и интерпретации эмоциональности обучающихся иностранных военнослужащих в процессе ККА.
В р амках понятийной сущности концепции должны быть уточнены понятия «межкультурная коммуникация», «сходство культур», «культурный шок», а также в более полном объеме выявлены факторы, определяющие процесс ККА иностранных военнослужащих, обучающихся в военных вузах Российской Федерации.
При рассмотрении составных частей концепции необходимо учесть особенности ККА иностранных военнослужащих на этапах ассимиляции, аккультурации, консолидации и сближения, а также более полно выявить причины различных типов поведения обучающихся, порождающих фрустрацию, тревогу, удовлетворение и др.
Содержательная сущность концепции предполагает разработку и обоснование методик оценки как эмоциональных, так и устойчивых состояний обучающихся в процессе их ККА; выявление совокупности культурных синдромов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ККА, разработку методов их измерения и оценки, результаты которых должны быть положены в основу методики формирования учебных групп, объединяющих представителей стран с допустимыми культурными различиями, при которых достигаются приемлемые условия для организации эффективного учебного процесса.
Рассмотренная концептуальная модель ККА может быть положена в основу проводимых в военном вузе мероприятий, связанных с организацией работы по обучению и воспитанию иностранных военнослужащих, профессиональной подготовкой военных специалистов для национальных армий с учетом их национальных особенностей.
• параметров культурных различий
методов оценки
м
U с о га
м
^ та
та 5 5
^ I S SOI
д 5
hoh
gSo
S с
Ü
в-х
о
Рис. 1. Структура концепции кросс-культурной адаптации иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах Российской Федерации
Список литературы
1. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.
2. Шолохов, И.И. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГПУ, 2002.
3. Шварц, Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. - 2008. - Т. 5. - № 2. - С. 37-67.
4. Триандис, Г. Культура и социальное поведение. - М.: Форум, 2007. - 314с.
5. Мацумото, Д. Психология и культура. - СПб: «Прайм Еврознак», «Издательский дом Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2002. - 416 с.
6. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
7. Иванова, М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2001. - 353 с.
8. Hofstede, G. Cultures and Organizations (Software of the Mind). - Harper Collins Publishers, 1994. - 340 p.