Научная статья на тему 'Особенности военно-специальной подготовки военнослужащих иностранных государств в системе российского образования'

Особенности военно-специальной подготовки военнослужащих иностранных государств в системе российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-ИНОСТРАНЦЫ / ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузиков Олег Петрович, Пузикова Зоя Георгиевна

В представленной статье раскрыты особенности подготовки военнослужащих иностранных армий в системе подготовки военных вузов силовых ведомств Российской Федерации. Разъяснены ключевые системообразующие характеристики, раскрывающие возможность подготовки иностранных слушателей. Предложены ключевые принципы подготовки военных инженеров для силовых структур иностранных армий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузиков Олег Петрович, Пузикова Зоя Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of military-special training of servicemen of foreign states in the system of Russian education

In the presented article, the specifics of the training of servicemen of foreign armies in the system of training of the military institutions of higher education of the power departments of the Russian Federation have been disclosed. The key system-forming characteristics that reveal the possibility of training the foreign listeners are explained. The key principles of training the military engineers for the power structures of the foreign armies are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности военно-специальной подготовки военнослужащих иностранных государств в системе российского образования»

272.

3. Привалов, А.В. Оценка пространственной структуры движений в технической подготовке футболистов / А.В. Привалов, Н.А. Дьяченко // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы 20-го международного научного конгресса, посвященного 120-летию НГУ им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2016. - С. 430-432.

4. Привалов, А.В. Определение параметров пространственной структуры движений в технической подготовке футболистов / А.В. Привалов, Н.А. Дьяченко // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4 (59). - С. 24-26.

5. Привалов, А.В. Повышение технической подготовленности футболистов на основе коррекции силовых возможностей отдельных мышечных групп / А.В. Привалов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 196-201.

REFERENCES

1. Dyachenko, N.A., Zhischenko, A.N., Aksenov, V.P. (2008), "Method for estimating the external load during speed-power training on simulators", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 1, pp. 38-41/

2. Privalov, A.V. (2016), "Spatial orientation as a reflection of the coordination abilities of football players", Actual problems of adaptive physical culture and adaptive sports: education, science, practice, development prospects: mater. Intern. scientific and practical. Conf. (Sterlitamak, May 17-18, 2016), publishing house "Phobos", Sterlitamak, pp. 268-272/

3. Privalov, A.V. and Dyachenko, N.A. (2016), "Evaluation of the spatial structure of movements in the technical training of players", Olympic sport and sport for all. Materials of the 20th International Scientific Congress, dedicated to the 120th anniversary of the State University P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 430-432.

4. Privalov, A.V. and Dyachenko, N.A. (2016), "Determining the parameters of the spatial structure of movements in the technical training of players", Culture is physical and health, No. 4 (59), pp. 24-26.

5. Privalov, A.V. (2017), Increase the technical preparedness of players based on the correction of the power capabilities of individual muscle groups, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 196-201.

Контактная информация: prival-87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Олег Петрович Пузиков, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры,

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ПВИВНГ), Пермь, Зоя Георгиевна Пузикова, кандидат филологических наук, доцент, Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА), Пермь

Аннотация

В представленной статье раскрыты особенности подготовки военнослужащих иностранных армий в системе подготовки военных вузов силовых ведомств Российской Федерации. Разъяснены ключевые системообразующие характеристики, раскрывающие возможность подготовки иностранных слушателей. Предложены ключевые принципы подготовки военных инженеров для силовых структур иностранных армий.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, военнослужащие-иностранцы, военно-специальная подготовка.

PECULIARITIES OF MILITARY-SPECIAL TRAINING OF SERVICEMEN OF FOREIGN STATES IN THE SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION

Oleg Petrovich Puzikov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, head of the department, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation, Perm, Zoya Georgievna Puzikova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Perm State Pharmaceutical Academy (Perm State Pharmacopoeia), Perm

Annotation

In the presented article, the specifics of the training of servicemen of foreign armies in the system of training of the military institutions of higher education of the power departments of the Russian Federation have been disclosed. The key system-forming characteristics that reveal the possibility of training the foreign listeners are explained. The key principles of training the military engineers for the power structures of the foreign armies are proposed.

Keywords: Russian as a foreign language, military personnel-foreigners, military-special training.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка иностранных военнослужащих в военных образовательных организациях Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации организована и проводится на основании соглашений между союзными странами. В настоящее время система обучения курсантов-иностранцев в целом разработана и действует достаточно эффективно. Однако, при подготовке курсантов иностранцев научно-педагогический состав стакивается с рядом трудностей. Преподаватели вынуждены решать ряд проблем, связанных с доведением до слушателей учебного материала и пояснением его содержания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая модель образовательного процесса слушателей-иностранцев военных образовательных организаций обладает субъективными системообразующими характеристиками:

1) уровень базового образования и теоретической подготовки [1];

2) уровень владения русским языком как иностранным.

Уровень базового образования и теоретической подготовки военнослужащих является одним из основных факторов, влияющих на эффективность их профессиональной подготовки. Анализ отчетных документов Министерства образования и науки и Министерства обороны позволил нам сделать вывод, что подавляющее большинство (79%) обучающихся иностранных армий в 2017 г. пребывают на подготовку в военные вузы из стран бывшего СССР: Белоруссии, Казахстана, Туркменистана; меньше курсантов-иностранцев проходит обучение из стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Уровень образования в вышеперечисленных странах ниже российского. Соответственно, построение образовательного процесса по основным образовательным программам военных вузов вызывает у обучающихся чрезмерную сложность. Научно-педагогическому составу военных вузов необходимо решать задачу преодоления низкого уровня предметных знаний иностранными обучающимися.

Уровень владения русским языком как иностранным. Изменившаяся концепция национально-русского двуязычия в странах СНГ привела к практически полному свертыванию обучения на русском языке. Данный факт наложил отпечаток на уровень знаний русского языка иностранных абитуриентов. Снижение базовых знаний русского языка будущими курсантами сказывается на восприятии учебного материала преподаваемых дисциплин. Целесообразным необходимо констатировать обучение иностранного контингента по индивидуальным упрощенным учебным планам. Преподавателям необходимо продумывать методику проведения занятий с точки зрения доступности оформления языкового материала (для обучающихся русский язык воспринимается, как иностранный). Ю.

В. Анисина в своем исследовании отмечает, что отбор содержательного материала необходимо проводить в соответствии принципам культурологической и страноведческой ценности в познавательно-воспитательном отношении. Характеризуя данный принцип, необходимо отметить, что на первоначальном этапе обучения слушателей-иностранцев должно происходить изучение ценностей русскоязычной культуры, после чего необходимо выдержать логический переход к содержательному материалу.

Подготовка будущих офицеров для иностранных силовых ведомств по техническим направлениям подготовки имеет свои особенности и ряд принципиальных отличий от образовательных программ по иным направлениям. Так, при подготовке военных инженеров необходимо отдавать приоритет принципу наглядности [2]. Пояснение использования принципиальных схем работы механизмов является наиболее эффективным с использованием рисунков, наглядных схем, учебных действующих макетов и т.д. В ходе пояснения необходимо проводить своевременную педагогическую диагностику и коррекцию учебных затруднений в преодолении барьеров между теоретическим знанием и чувственно-предметным освоением информации [3].

Таким образом, особенностью подготовки иностранных военнослужащих в образовательных учреждениях Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации является дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Индивидуальный подход выражается, в первую очередь, в наличии и качестве базового образования и теоретической подготовке обучающихся, а также в уровне владения русским языком и высоким уровнем коммуникативной компетенции. При достаточном уровне всех вышеизложенных факторов возможно обучение военнослужащих-иностранцев по общим программам подготовки военных вузов, исключая при этом дисциплины с наличием в содержательном объеме закрытой информации для служебного пользования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисина, Ю.В. Учет образовательных особенностей иностранных военнослужащих в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному / Ю.В. Анисина // Научный диалог. - 2013. - № 4 (16). - С. 97-108.

2. Полковников, А.В. Модель формирования инженерной культуры курсантов военных вузов / А.В. Полковников, О.П. Пузиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 4 (146). - С. 170-173.

3. Ткачев, В .А. Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах МО РФ : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ткачёв Владимир Александрович. - Москва, 2016. - 238 с.

REFERENCES

1. Anisina, Yu.V. (20130, "Accounting for the educational characteristics of foreign military personnel in the process of professionally oriented teaching of Russian as a foreign language", Scientific dialogue, No. 4 (16), pp. 97-108.

2. Polkovnikov, A.V. and Puzikov, O.P. (2017), "Model of formation of engineering culture of military cadets", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 170-173.

3. Tkachev, V.A. (20160, Intensification of military-special training of foreign servicemen on short-term courses at the higher educational institutions of the RF Ministry of Defense, dissertation, Moscow.

Контактная информация: olegpuzikoff@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.