Научная статья на тему 'Интернациональные учебные группы в вузах силовых ведомств России: кросс-культурный аспект'

Интернациональные учебные группы в вузах силовых ведомств России: кросс-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ГРУППА / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СЛУШАТЕЛИ / AN INTERNATIONAL STUDY GROUP / A CROSS-CULTURAL ADAPTATION / FOREIGN LISTENERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталья Васильевна, Остапенко Елена Эдуардовна

Изложен авторский взгляд на формирование интернациональных учебных групп в вузах силовых ведомств с учетом достижения кросс-культурной адаптации обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Наталья Васильевна, Остапенко Елена Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International educational groups in higher education institutions of power departments of Russia: cross-cultural aspect

The author's approach on the formation of the international academic groups in the universities of the law enforcement agencies with a view of achieving cross-cultural adaptation of the students is contained

Текст научной работы на тему «Интернациональные учебные группы в вузах силовых ведомств России: кросс-культурный аспект»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Педагогика

УДК 347.7

Н.В. Давыдова*, Е.Э. Остапенко**

Интернациональные учебные группы в вузах силовых ведомств России: кросс-культурный аспект

Изложен авторский взгляд на формирование интернациональных учебных групп в вузах силовых ведомств с учетом достижения кросс-культурной адаптации обучающихся.

Ключевые слова: интернациональная учебная группа, кросс-культурная адаптация, иностранные слушатели.

N. Davydova*, E. Ostapenko**. International educational groups in higher education institutions of power departments of Russia: cross-cultural aspect. The author's approach on the formation of the international academic groups in the universities of the law enforcement agencies with a view of achieving cross-cultural adaptation of the students is contained.

Keywords: an international study group, a cross-cultural adaptation, foreign listeners.

Эффективность обучения иностранных слушателей (ИС) в вузах силовых ведомств Российской Федерации (РФ) в значительной мере будет определяться реализуемыми в вузе методиками формирования интернациональных учебных групп. Проблема обоснования такой методики обусловлена необходимостью учета многих, часто противоречивых фактов. К ним прежде всего необходимо отнести характер сотрудничества государств в военной и правоохранительной областях, а также особенности развития национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, уровень подготовки прибывших на учёбу и возможность обучения их на русском языке. Вместе с тем следует учитывать наличие серьезных барьеров, возникающих на пути кросс-культурной адаптации (ККА) ИС (коммуникационные, перемещение культурных принадлежностей, замена социального окружения, множественная отчетность и др.).

Преодоление барьеров в процессе ККА ИС представляет собой ключевую задачу при формировании интернациональных учебных групп. На рис. 1 представлена структурная схема, которая выделяет и связывает культурную и психологическую составляющую общего процесса ККА и идентифицирует две (или более) национальные группы, объединяемые в единую учебную группу.

На схеме отражены явления, которые должны быть учтены и измерены при обосновании целесообразного структурирования интернациональной учебной группы.

Процесс исследования включает три уровня ККА. Первый уровень — исходный, когда НС изучают особенности первоначальных культурных групп (А п Б). Он продолжается до вхождения групп в контакт. Второй уровень — культурный (групповой), изучающий природу отношений при вхождении в контакт, а также следующие за ним культурные изменения, являющиеся результатом процесса ККА. Третий уровень — психологический (индивидуальный) — рассматривает психологические изменения, которые претерпевают пндпвпды в группах А п Б на всех этапах процесса нх ККА.

На рпс. 2 представлена общая структурная схема методики формирования интернациональных групп в вузе. Она учитывает национальную специфику обучающихся НС. Целью методики является обеспечение эффективности н высокого качества проведения учебного процесса за счет созданияPuc. 1 Процесс исследования кросс-культурной адаптации условий для снятия барьеров процессу ККА. в контактирующих группах отличающихся культур

Формирование п последующая оценка психологических характеристик ИС в процессе функционирования интернациональной группы включает три этапа: предварительный, исполнительный и динамический.

*Давыдова, Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры Военной академии связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного.

** Остапенко, Елена Эдуардовна, инспектор группы по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: lena_ostapenko@mail.ru.

*Davydova, Nataliya Vasilievna, the faculty senior lecturer of Military academy of communication named after Marshall of the Soviet Union S.M. Budyonny.

** Ostapenko, Elena Eduardovna, inspector of group for the personnel work, St.- Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: lena_ostapenko@mail.ru.

© Давыдова Н.В., Остапенко Е.Э., 2012

Адаптация личности в культурах А и Б

Предварительный этап. Изучает этноментальность национальных групп, подлежащих объединению. В работах Г. Триандиса (Harry C. Triandis [1, c. 16], Дж. В. Берри (John W Berry) [2, c. 380], Л.Г. Почебут, НА. Мейжис [4, с. 35—40], И.А. Шолохова [5, с. 50—60] для людей, которые находятся в новой культуре сравнительно небольшой срок, например, в период обучения в вузе, культурная адаптация предполагает знакомство с рядом наиболее значимых аспектов культуры, влияющих на поведение практических социальных навыков, лежащих в основе культурно-детерминированного поведения людей.

При выяснении возможности н целесообразности объединения в одну учебную группу представителей нескольких иноязычных культур необходимо выполнить последовательный ряд действий.

1. Определение параметров, преобладающих ценностных установок н ориентаций в обществе, которому принадлежит каждая национальная группа Преобладающие ценностные установки в обществе могут составлять основную характеристику культуры и выражать понятия о том, что хорошо и желательно, т.е. отражать культурные идеалы. В этом смысле культура для каждой национальной группы — «это материальные и нематериальные элементы жизнедеятельности группы, которые в прошлом способствовали выживанию в существующей экологической нпше и стали использоватьсячленами группы в период их взаимо действия для поддержания своей социально-культурной целостности» [1, с. 41].

В приведенном определении культуры под экологией понимают категорию,! относящуюся к описанию окружающей среды обитания, включающей объекты, ресурсы, географию окружающей среды, способы жизнеобеспечения н т.п. [1, с. 32].

В качестве культурных ценностных ориентаций в настоящее время рассматривают набор базовых социальных проблем, отобранных на основе пх важности для жизни обществ, чтобы вывести измерения, по которым можно сравнивать культуры. Культурные ценностные ориентации на полюсах измерения являются веберовскими (идеальными) типами. Реальные культурные группы располагаются между этими полюсами. Сравнение культур можно выполнить, используя предложенные исследователями (Ш. Шварц, Г. Триандис) ценностные ориентации. К ним отнесены автономия, принадлежность, иерархия, равноправие, мастерство, гармония [3, с. 39]. Ценностные культурные ориентации взаимосвязаны между собой, что определяет их совместимость и возможность использования для принятия решения о совместимости представителей различных этноментальностей в одной учебной группе.

2. Измерение и проверку валидности культурных ценностных ориентаций выполняют с целью исключения смещения результатов измерения в сторону, которая не характерна для данной культуры.

Исключать такое смещение можно, используя опросники ценностей Шварца [3, с. 42], в которые включены все мотивационно различные ценности, отражающие этноментальность большинства культур.

3. Определение нормативной культурной системы страны, к которой принадлежит национальная группа. Данная задача решается на основе оценки средних значений культурных ценностных ориентаций для каждой страны, к которой принадлежит национальная группа.

Исполнительный этап. Предусматривает измерение показателей различения / сходства культур и определение положения страны принадлежности национальной группы в пространстве ценностных ориентаций с последующим комплектованием интернациональных учебных групп на основе полученных данных.

Измерение показателей различения / сходства культур выполняют на основе вычисления показателей культурных синдромов для каждой национальной группы: простота — сложность, индивидуализм — коллективизм, открытость — закрытость, избегание неопределенности, дистанция власти, маскулинность — феминность (Г. Хофстеде, Г. Триандис) [4, с. 586-596].

Результаты измерений служат исходными данными для принятия решения о возможности формирования интернациональной учебной группы. Основными условиями для объединения национальных групп являются:

— понимание всеми членами интернациональной группы ценности охранения всех культур;

— учет в многокультурном многообразии интересов каждой культуры;

— уверенность в безопасности собственной идентичности, являющаяся условием для принятия тех, кто отличается от собственных культурных представлений;

— развитие межкультурной и межэтнической толерантности — принятие членов учебной группы, относящихся к другим культурам, как равноправных членов большого культурного сообщества.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Педагогика

Динамический этап. Предусматривает проведение мониторинга психологических характеристик обучающихся в составе интернациональной группы в процессе их ККА и, в случае необходимости, принятия решения о корректировке (изменении структуры) состава учебной группы. Такая корректировка необходима в случаях этнофункционального рассогласования элементов психики обучающихся. Анализируя проблему ККА можно выделить ее стадии. Ассимиляция (полная или почти полная утеря исходного состояния и такое же полное освоение нового состояния). Аккультурация (приобретение основных черт нового состояния при сохранении основных черт исконного), консолидация (сложение нового, более крупного единства на основе более мелких общностей) и сближение (любое взаимопроникновение культурных черт различных культур при сохранении ими основных черт национальной специфики обучающихся).

Обучающихся в процессе ККА сопровождают эмоциональные переживания. С одной стороны

— позитивные (удовольствие, радость, торжество и т.п.). С другой — негативные (отвращение, страх, ярость и т.п.). В общем виде ККА предполагает овладение богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Рассмотренная методика показывает, что успешность обучения ИС в составе интернациональных групп определяется степенью их ККА, которая, в свою очередь, характеризуется объективными и субъективными критериями, а также фактором межличностного общения, способностью адаптации к интернациональному составу объединённой учебной группы.

Несоблюдение изложенных подходов при формировании интернациональных учебных групп может снизить эффективность учебного процесса и в предельном случае даже привести к необходимости пересмотра структуры и состава интернациональной учебной группы.

Список литературы

1. Triandis, H. C. Culture and Social Behavior. 1994, New York etd. McGrew — 374p.

2. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / пер. с англ. — Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 560с.

3. Шварц, Ш. Г. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий / / Психология. — 2008. — Т. 5. — № 2. — С. 37—67.

4. Почебут, Л. Г., Мейжис, И. Л. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.

5. Шолохов, И. Л. Психологические особенности адаптации учащейся молодёжи за рубежом : дис. ... канд. психол. наук — М., 2002 — 235 с.

УДК 37.013 Т. В. Евсеенко*

Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых

В статье показано, как внутри офицерской династии рода Римских-Корсаковых формировалась и развивалась педагогическая династия. Римские-Корсаковы способствовали внедрению прогрессивных педагогических идей в военно-морское образование России. Морской офицер Н.А. Римский-Корсаков из прославленного рода также проявляет себя талантливым педагогом, однако направление его деятельности связано с музыкальным образованием. Значимость историко-педагогического исследования наследия рода Римских-Корсаковых обусловлена необходимостью воспитания офицерского корпуса в современных условиях на достойных примерах и фактах проявления любви и заботы к своему Отечеству.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, офицерская династия, педагогическая династия, служение Отечеству, военно-морское образование.

T.V. Evseenko*. Pedagogic dynasty of the Rimsky-Korsakov kin. The article shows how the pedagogic dynasty was formed and developed within the officer dynasty of Rimsky-Korsakov kin. The Rimsky-Korsakov’s helped to introduce progressive pedagogic ideas in naval education of Russia. Naval Officer N.A. Rimsky-Korsakov was from the famous kin and he also showed himself as talented teacher, but the direction of his activity was connected with musical education. The importance of historical and pedagogical research of the heritage of Rimsky-Korsakov’s kin was due to the need of educating of the officer corps after worthy examples and facts of love and concern for the Fatherland in modern conditions.

Keywords: pedagogic activity, officer dynasty, pedagogic dynasty, service to the Fatherland, naval education.

* Евсеенко, Татьяна Валерьевна, соискатель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

* Evseyenko, Tatyana Valerievna, competitor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Russian Ministry Interior. © Евсеенко Т.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.