Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Алишер

В статье, прежде всего, отражены сущность, содержание и пути формирования духовно-нравственного воспитания студентов медицинского колледжа обсуждается. Отмечается, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения занимает важное место. Будущий медицинский работник должен быть материально и духовно осведомлён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF MORAL EDUCATION AND ITS DEVELOPMENT DIRECTION IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MEDICAL WORKERS

In this article, primarily, essence, content and ways of forming spiritual and moral education of students of medical college are discussed. It is noted that spiritual and moral education of students takes the important place in the life of youth. In spite of that the future medical must be profited in spiritual and moral education. The article includes such ways of education.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

Cведения об авторах: Дайырбекова Гулмира, старший преподаватель кафедры "Изобразительное искусство и дизайн" Университета "Сырдария", Республика Казахстан,

Дайырбеков Серик, к.п.н., доцент Университета "Сырдария", Республика Казахстан, e-mail: dairbekov-serik@mail.ru

Саипов Амангелды, д.п.н., профессор Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова, e-mail: dairbekov-serik@mail.ru

About authors: Daiyrbekova Gulmira, senior lecturer of the chair of "Arts and design" Syrdarya University, Republic of Kazakhstan;

Daiyrbekov Serik, PhD in pedagogy, Associate Professor of the chair of "Arts and design" Syrdarya University, Republic of Kazakhstan;

Saypov Amangeldi, PhD in pedagogy, professor South-Kazakhstan State University named after M.Auezova, Republic of Kazakhstan

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Шарипов А.

Курган- Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава

Трансформация жизненных норм, общественного сознания является наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности влекущием за собой смещенные нравственности с приоритетных позиций на второстепенные. Одной из главных целей системы профессионального и ответственного субъекта социально профессионального действия, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля неизбежно включает в себя нравственную доминанту, реализующую в глубоком понимании медицинским работником своего профессионального долга, в высокой профессиональной и нравственной ответственности за качество процесса и результате своей деятельности. Ситуации, в которых приходится действовать специалисту медицинского профиля, часто требуют высокого сознания моральной ответственности принципиального определения нравственных позиций, своего отношения к людям и духовно-нравственным ценностям, оказывающихся в сфере профессиональных интересов.

В этой связи обращение к проблеме развития нравственных качеств у студентов медицинского колледжа, по нашему мнению, является одной из важнейших стратегией педагогической науки. Сегодня воспитание в рамках профессиональной подготовки будущих медицинских работников должно быть направлено, прежде всего, на формирование таких личностных качеств как умение адекватно воспринимать действительность, конструктивное и уважительное отношение к окружающей природной и социальной сфере, духовно-нравственное совершенствование и творческая, созидательная социально значимая деятельность, чувство ответственности и долга; высокая нравственная культура.

В связи с этим, особое место занимает духовно-нравственная составляющая профессиональной функциональности медицинских работников, воплощающая общекультурные в целом и морально- нравственные, в частности, традиции медицинской сферы и субъективные позиции специалистов медицинского профиля по трансформации этих традиции в практику профессиональной деятельности.

Определяя нравственное воспитание личности медицинского профиля в качестве приоритетного, полагаем необходимым провести анализ проблемы нравственного воспитания личности в системе образования современного Таджикистана с тем, чтобы перенести накопленный опыт на систему профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа.

Новые реалии и новые идеи образования осмысливаются в сложном контексте социальной, культурной и собственно педагогической среды. Процесс формирования личности - главная цель образования- рассматривается как средство социализации,

развития субъективности индивида. Многие исследователи видят назначение современного образования не просто в трансляции набора культурных ценностей-знаний, а становление личной субъективности, способности к диалогу с культурой «переживание проживания принадлежности», рождающих отношение (в этом видится новая предметность образованная) [1, 2, 4].

В этой связи образовательные учреждения (в этом числе медицинского профиля) должны предоставить или создать необходимые условия для развития и самореализации личности. Средствами достижения этой задачи должны стать гуманизация, гуманитаризация, демократизация образовательных систем. В качестве педагогических ориентиров можно выделить определенные личностные характеристики, к развитию которых должны стремиться педагоги: более действенное восприятие реальности; осознание себя, окружающих и природной среды во всем многообразии проявлении; открытость к переживанию; непосредственность, естественность в поведении; способность к обновленному восприятию; независимость и потребность в неприкосновенности внутренней жизни; глубокие межличностные отношения; демократичный характер в отношения с людьми; способность концентрироваться на проблеме. Такой идеал современного образования продиктован и социальным заказом, содержащим требования общества и государства по формированию личности творческой, самостоятельной мыслящей, социализированной ориентированной на общечеловеческой ценности, обладающей нравственной культурой и способной реализовать субъективный нравственный потенциал в практике профессиональной деятельности.

С позиций современных экономических политических и социально-культурных условий функционирования общества и стратегии его развития общую модель воспитания гражданина отражают следующие определяющие его характеристики:

- мировоззренческие - представляющие собой систему взглядов на мир, а также способы взаимодействия с природой социумом;

- профессиональные - основанные на представлениях материальных ресурсов;

- гражданское - политическое - выраженные в обладании демократической правовой культурой, устойчивым знанием Конституции Республики Таджикистан, правил и норм - поведения в обществе, законопослушности и активном участии в законотворчестве;

- национально - культурные - выраженные, во владение родным и другими языками, своей национальной культуры, ее самобытных и благотворных традиций, лежащих в основе глубочайшего уважительного отношения к культурам разных народов;

- духовно - нравственные - определяющие экономические и социальные взаимоотношения между гражданами, единые, общие ценности;

- экологическое - направленные на сохранение и восстановление природного многообразия, генофондов народов, проживающих на той или иной территории и достижений безопасной для окружающей среды производительной деятельности общества;

- валеологические - проявляющиеся в сознательном поддержании и совершенствовании каждым гражданином своего физического и психического здоровья.

Обучение и гуманистическое воспитание должны представлять органический процесс целенаправленного формирования личности, результаты которого проявляются в единстве демократическо - гуманистических, трудовых и культурно -нравственных позиции будущих специалистов. Поэтому, безусловно, актуальным является необходимость качественной усовершенствования воспитательного процесса в медицинском колледже.

Литература:

1. Кузмина Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузмина. - Л.:

Издательство ЛГУ, 1980. - 172 с.

2. Лутфуллоев М. Абдурахимов К. Основы научного исследования. - Курган-Тюбе, 2014. -

40 с.

3. Мансуров Ф. С. Научное обоснование путей совершенствования оказания медицинской помощи населения Республики Таджикистан в рамках реализации программы государственной гарантий: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Душанбе, 2010. - 21 с.

4. Франкел В. Человек в поисках смысла: Сб. / Под общ. ред. Л. Я. Гозмона, Д. А. Леонтьева. - М., 1990.

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье, прежде всего, отражены сущность, содержание и пути формирования духовно-нравственного воспитания студентов медицинского колледжа обсуждается. Отмечается, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения занимает важное место. Будущий медицинский работник должен быть материально и духовно осведомлён.

Ключевые слова: духовность и нравственность, медицинский колледж, подготовки будущих медицинских работников, мировоззрение, демократичный характер.

ESSENCE OF MORAL EDUCATION AND ITS DEVELOPMENT DIRECTION IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MEDICAL WORKERS In this article, primarily, essence, content and ways of forming spiritual and moral education of students of medical college are discussed. It is noted that spiritual and moral education of students takes the important place in the life of youth. In spite of that the future medical must be profited in spiritual and moral education. The article includes such ways of education.

Keywords: spiritual and moral, medical college, to prepare future medical workers, outlook, democratic characteristics.

Сведения об авторе: Шарипов Алишер, аспирант Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава, e-mail: alisher-f86@mail.ru

About author: Sharifov Alisher, post-graduate student of the Kurgantube State University named after N. Khusrav

ХУСУСИЯТИ ИНКИШОФИ СИФАТХОИ ИРОДАВИ-АХЛОКИ ДАР КУДАКОНИ

СИННИ ТОМАКТАБИ

Цурбонова Г. А., Бобохонова С.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Фазилати бузурги инсон дар он аст, ки дар хаёти бошууронаи худ кобилият, лаёкат ва махорати бартараф кардани мушкилй ва монеахоро дорад. Чунин кобилият дар шакли тайёр ба инсон дода нашуда, балки он дар тамоми даврахои хдёти у инкишоф меёбад, шакл мегирад, ки онро сифатхои иродавии шахс меноманд. Аз ин ру сифатхои иродавии шахс ба максади бартараф кардани монеахо, мушкилихо ва дар як вакт барои конеъ гардонидани талаботхои шахсй, баъдтар ба талаботхои ичтимой равона карда мешаванд.

Дар илми психология ва педагогикаи муосир мафхумхои рафтори иродавй ва сифатхои иродавй васеъ истифода мешаванд. Рафтори иродавй, ки он барои комёб гардидан ба бехдошти некуахволии шахсй равона карда мешавад, бештар талаботхои шахсй зохир мегардад. Натичаи он бисёр вакт талабот ва манфиатхои атрофиёнро ба хисоб нагирифтан, аз эътибор сокит кардани эхтиёчоти дигаронро таъмин мекунад.

Сифатхои иродавии шахс имконият медихад, аз доираи манфиатхои шахсй берун баромада, манфиатхои атрофиёнро ба хисоб гирад, барои ба даст даровардани максаду вазифахои умум кушиш намояд. Максаду вазифахои шахс на танхо ба манфиатхои шахсй, инчунин ба конеъ гардондани талаботхои ичтимой, ахлокй бояд равона карда шаванд.

Ирода, рафтори иродавй ва сифатхои иродавии шахсй дар натичаи ба вучуд омадани тарзи ичрои бошууронаи амалхо арзи вучуд менамояд ва инкишоф меёбад. Аз нуктаи назари психологй дар натичаи дарк кардани шароитхо ва натичаи амалхо, ба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.