компетенции у обучающихся; в) на проблемы с Интернет-соединением в странах пребывания обучающихся; г) отсутствие у некоторых обучающихся технических средств; д) негативное влияние на здоровье, связанное с повышенной нагрузкой на органы зрения.
Положительные стороны в организации учебного процесса с точки зрения профессорско-преподавательского состава заключаются а) в раскрытии творческого потенциала ППС: создание интерактивных заданий, обучающих видео, аудиофайлов, презентаций и других ресурсов в СЭО «Пегас»; б) в возможности чередовать формы работы, подключаясь к нужным интернет-ресурсам, что позволяет в течение одного урока удерживать внимание обучающихся; в) в проведении интерактивных мероприятий различной направленности с охватом широкой аудитории обучающихся; г) в возможности работать удаленно.
Выводы. Таким образом, электронное обучение на современном этапе является наиболее востребованной формой организации образовательной деятельности всех участников учебного процесса, в целом позволяющее решать цели и задачи, поставленные перед образовательной системой.
Литература:
1. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Владимирова Т.Е. и др. -2-е изд., испр. и доп. - М. - СПб.: «Златоуст», 2001. - 28 с.
2. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. - С. 7-19.
3. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 68-74.
4. Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru
5. Массовый открытый онлайн курс. Режим доступа: https://open.bsu.edu.ru/dashboard
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Анисова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Воликова Екатерина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СУЩНОСТЬ МУЗИЦИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ
Аннотация. В данной статьей рассматривает процесс музицирования в детском оркестре в системе дошкольного образования детей. Игра на детских музыкальных инструментах - это одно из самых любимых занятий всех детей. Очевидно, что музицирование в детском оркестре как форма коллективного творчества помогает детям преодолеть застенчивость и способствует сплоченности детей в группе.
Ключевые слова: музицирование, детский оркестр, «орфовский набор» инструментов, музыкальный уголок, игра, социализация.
Annotation. This article examines the process of playing music in a children's orchestra in the system of preschool éducation of children. Playing children's musical instruments is one of the most favorite activities of all children. It is obvious that playing music in a children's orchestra as a form of collective creativity helps children overcome shyness and promotes the cohesion of children in a group.
Keywords: playing music, children's orchestra, "Orphan set" of instruments, music corner, game, socialization.
Введение. Игра на детских музыкальных инструментах - это одно из самых любимых занятий всех детей. Очевидно, что музицирование в детском оркестре как форма коллективного творчества помогает детям преодолеть застенчивость и способствует сплоченности детей в группе.
Начиная обучение, детям сначала показывают сами инструменты, рассказывая о них, а также приёмы игры на каждом инструменте в отдельности. Затем даются задания в следующей последовательности: освоение различных ритмов; усвоение мелодий, построенных на двух-трёх звуках, наконец, мелодий, включающих большое число звуков и достаточно широкие интервалы. Приобщение к игре на музыкальных инструментах должно быть интересным и увлекательным. Поэтому очень важен качественный показ взрослого, чтобы дети видели правильные приёмы игры [11, с.123].
Изложение основного материала статьи. В детских садах игре на музыкальных инструментах уделяется большое внимание. Старший возраст - очень важный период в жизни дошкольников. Исполнительство на музыкальных инструментах детей старшего возраста играет немаловажную роль в их развитии. Для детей старшего дошкольного возраста при обучении игре на различных инструментах ставятся наиболее сложные задачи в соответствии с программой.
В настоящее время в детских садах подобраны различные детские музыкальные инструменты для обучения - это погремушки, бубенцы, ложки, маракасы, колокольчики, металлофоны, треугольники и множество других видов шумовых инструментов. Обучение игре на инструментах старших дошкольников нужно проводить небольшими группами, но также и индивидуально с каждым ребёнком. Индивидуальная работа с каждым ребёнком содействует у детей развитию уверенности в себе, что сказывается в последующей игре в оркестре или ансамбле. Когда каждый ребёнок точно знает свою партию, то он становится более открытым и у него появляется желание играть на инструменте не только во время музыкальных занятий, но и в свое свободное время.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Воспитатель общается с детьми чаще всех остальных, что дает ему возможность лучше узнать способности
каждого ребёнка. Первоначальные навыки игры на инструментах дети получают на музыкальных занятиях. Воспитатель поддерживает процесс обучения в группе. Когда воспитатель радостно готовится к музыкальному занятию, а во время его проведения проявляет активность, то у детей повышается интерес ко всем видам музыкальной деятельности, также появляется радостное настроение в процессе музицирования в оркестре.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети потом становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие и тем, и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники [11, с. 99].
Обучение игре на детских инструментах состоит из нескольких этапов. Первый этап можно назвать подготовительным. Знакомство с произведением для игры в оркестре осуществляется на занятиях по музыке совместно с воспитателем и музыкальным руководителем. Сначала следует полностью прослушать произведение, определить его характер и настроение. На втором этапе происходит разучивание ритмического рисунка вместе с детьми всей группой. Сначала нужно спеть мелодию, например, на слог «на», потом вместе с педагогами прохлопать ритм песни или мелодии в ладоши. Только когда дети хорошо усвоят ритм мелодии, стоит переходить к индивидуальным занятиям с каждым ребёнком. В процессе индивидуального обучения каждый ребёнок должен научиться хорошо слышать ритм мелодии, правильно держать инструмент в руках, знать, когда нужно вовремя вступить во время совместной игры. Чёткое знание своей партии всех детей позволяет уже перейти к коллективному музицированию - это игра в оркестре или ансамбле.
В качестве подготовительного этапа рассмотрим игру детей на металлофоне. Перед тем, как объединить всех ребят в оркестр, проверяем индивидуально каждого, предлагаем прослушать ещё раз вступление, напоминаем, с какой пластинки следует играть. Например, Лена отвлеклась, и пришлось начать сначала. Серёжа и Коля не смогли сыграть сразу в нужном темпе, хотя отдельно каждый справлялся с заданием без особых трудностей. Олег не вступил вместе со всеми. Оксана ошиблась вначале. Игру начинаем снова и снова. Дети почувствовали всю трудность исполнения в ансамбле, и каждый старался исполнять свою партию, чтобы не подвести товарищей [12, с. 105].
Музицирование в оркестре является важной частью музыкального занятия. В старшем возрасте дошкольники активно интересуются различными музыкальными инструментами. Музыка для игры должна быть разнообразна, красива, тогда дети с удовольствием включатся в процесс музицирования в оркестре и будут эмоционально реагировать на произведение. Дети с большим желанием осваивают новый музыкальный репертуар. Поначалу в старшей группе, в соответствии с программой дошкольного образовательного учреждения, дети во время обучения на инструментах разучивают различные попевки и произведения. Потом старшие дошкольники знакомятся уже с наиболее сложными детскими музыкальными инструментами музыкой. Если в младшем возрасте дети знакомились с самыми простейшими инструментами, не имеющими звукоряд, например погремушки, колокольчики, то в старшей группе для детей открывается новый мир разнообразия детских инструментов. В процессе обучения они знакомятся с металлофонами и другими более сложными в приёмах игры музыкальными инструментами. Металлофон - это инструмент, имеющий звукоряд. Таким образом, старшие дошкольники с удовольствием обучаются приёмам игры уже на незнакомых им ранее инструментах и испытывают от этого огромную радость во время совместной деятельности.
При этом на наш взгляд, педагогу, занимающемуся с детьми игрой в оркестре, не лишним будет совершить экскурс в историю игры на шумовых инструментах и познакомиться с исследованиями этого феномена в контексте детской музыкальной педагогики. Первые музыкальные инструменты появились ещё в Древней Руси, а детский оркестр был организован впервые в начале двадцатого столетия. Он появился ещё в тридцатые годы двадцатого века и имел несколько разновидностей: шумовой оркестр, ансамбль, смешанный оркестр.
Многие учёные исследовали такой вид деятельности, как игра на детских инструментах. Ещё в начале двадцатого века, во многих странах получила система коллективного музицирования, разработанная немецким педагогом Карлом Орфом. Немецкий педагог К. Орф считал, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии». Также автор разработал ряд упражнений и попевок, которые можно изменять и придумывать вместе с дошкольниками. Карл Орф создал для дошкольников специальный набор инструментов. В дошкольной педагогике его называют «Орфовский набор». В этот набор входят несколько видов инструментов: металлофоны, ксилофоны и глёкеншпили. Глёкеншпилями называют группу металлофонов, а так их назвали за очень красивое и необычное звучание. Инструменты, которые использовал К. Орф, весьма разнообразны, а необыкновенная красота их звучания открывает для детей мир необычных музыкальных звуков.
Главный принцип Орф-педагогики - «Учимся, делая и творя». Педагог говорил: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление» [10 с. 70].
Музыкальные произведения для занятий с детьми нужно подбирать тщательно и грамотно их использовать. Чтобы подобрать музыкальный репертуар для совершенствования игры в оркестре, нужно быть хорошо ознакомленным с элементарной теорией музыки.
Язык музыки - это международный язык звуков, который понимают все люди. В ее основе лежит звуковысотная интонация, что раскрывается во времени, имеет динамичную и тембровую окраску и произведенные веками принципы формообразования [6]. Основным «строительным» материалом музыки являются музыкальные звуки, называемые тонами. Музыкальный звук - звук особого качества, порожденный равномерным переодическим колебанием воздушных волн, в результате движения определенного упругого тела. Такие звуки имеют точно определенную высоту и продолжительность.
Приступая к разучиванию музыкальных произведений для игры в оркестре, необходимо подбирать репертуар в соответствии с программой и возрастом детей, а также следует обращать внимание на индивидуальные способности каждого ребёнка.
В старшем возрасте дети, обучаясь игре на музыкальных инструментах, сначала слушают оркестр в исполнении взрослых, знакомятся с тембрами различных инструментов и приёмами игры на них.
Прослушивание ансамблей и оркестров в исполнении взрослых доставляет детям необыкновенную радость и побуждает детей к самостоятельной игре на инструментах. Они с удовольствием берут инструменты и начинают активно заниматься и учиться на них играть между собой в группе.
В целом дети старшей группы уже могут [10, с. 157]:
- слушать пьесы, исполненные в оркестре взрослыми, узнавать знакомые инструменты, звучащие в нём;
- знать название инструментов, на которых играют, место расположения высоких звуков (справа) и низких (слева);
- владеть приёмами игры на металлофоне, флейте и ударных (барабан, бубен, треугольник);
- играть простые ритмы и попевки из двух-трёх звуков.
В возрасте пяти-шести лет дети способны запоминать и уже самостоятельно исполнять в оркестре отдельные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный музыкальный репертуар, в основе которого лежат не только детские песни, народная музыка, но и классические произведения.
Индивидуальная работа с детьми также содействует преодолению робости и застенчивости у детей. Обучая игре на детских музыкальных инструментах, следует обращать внимание на исполнение правильной динамики в музыкальном произведении. Когда дети правильно обучены и хорошо исполняют произведение в заданном темпе, ритмично и динамично у них отлично развиваются творческие и музыкальные способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает музыкальную память. Исполнение простейших попевок в процессе игры оказывает влияние на развитие звуковысотного и динамического слуха.
Также некоторые музыкальные инструменты, следует давать детям для самостоятельного ознакомления, чтобы побудить у них желание к самообразованию. Такие задания лучше давать более музыкально одарённым детям.
Дети, занимающиеся в оркестре, становятся другими: меняется их внутренний мир, наполняясь новым содержанием, интеллектуально и духовно они богаче тех, у кого нет опыта музыкального творчества и сотворчества.Качества характера, которые дети приобретают во время музицирования в оркестре, послужат отличным фундаментом для формирования высоконравственного человека. Игра в оркестре побуждает детей с оптимизмом относиться к своим способностям и возможностям и ощущать радость совместной игры. Занятия ребят в оркестре формируют у детей не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывают дисциплинированность, ответственность за порученное дело [9]. Детское музицирование обогащает ребёнка впечатлениями, оказывает влияние на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях, и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью [3].
Резюмируя сказанное, отметим еще раз, что музыка в жизни дошкольников занимает очень важное место. Для того, чтобы пробудить в детях добрые чувства необходимы практические умения и навыки. Навыки приобретаются на музыкальных занятиях, во время индивидуальной работы и на занятиях с воспитателем в музыкальных уголках.
В детском саду в каждой группе музыкальный руководитель делает музыкальный уголок. В нём находятся различные пособия и картинки по музыкальному воспитанию, музыкально-дидактические игры и музыкальные инструменты. Всё содержащее в музыкальном уголке подбирается с учётом возрастных особенностей каждой группы. В старшей группе в музыкальном уголке находятся такие инструменты, как металлофон, треугольники, ложки, кастаньеты, колокольчики-колотушки.
Любимым времяпрепровождением в детском саду являются игры. Игровой деятельностью дети занимаются в детском саду каждый день. Таким образом, музыкальные инструменты, которые лежат в музыкальном уголке, используются детьми в процессе игры. Они с удовольствием играют как самостоятельно, так и небольшими группами, а иногда так увлекаются игрой, что даже начинают «показывать» друг другу концерты. Это способствует развитию фантазии, воображения и творческого мышления детей.
Выводы. Систематическое применение на музыкальных занятиях различных игрушек и музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет круг их представлений и впечатлений, способствует творческой активности.
Кроме того, такой вид творчества, как игра в детском оркестре создает прочную основу для позитивного общения, социализации детей, что особенно важно для дошкольников старшей и подготовительной групп, т.к. в этом возрасте закладываются основы коммуникации, впоследствии определяющие развитие детей в школе.
Литература:
1. Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие. - Иркутск: ИГПИ, 1989.
2. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его времени // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. - М. - 1978.
3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.
4. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е.
- Л.: Музыка, 1989.
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры.
- М.: Музыка, 1986. - 125 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М., 1967.
7. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] / М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.
8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. -М.: Просвещение, 1990.
9. Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Народные промыслы в формировании трудовых ценностей. Перспективы науки. -2020. - № 10 (133). - С. 123-125.
10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1999.
11. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. - Л.: Музыка. - 1970. - 160 с.
12. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. - М., 2000