Научная статья на тему 'Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах'

Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2081
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЗВУК / РИТМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Веселова Т. К., Соломыкина Н. Я., Киселёва М. В., Биткова Е. С.

Данная статья поможет педагогам в работе по обучению детей элементарному музицированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

© Веселова Т.К.* *, Соломыкина Н.Я.*,

Киселёва М.В.*, Биткова Е.С.*

ГБДОУ Детский сад № 44 Калининского района г. Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург

Данная статья поможет педагогам в работе по обучению детей элементарному музицированию.

Ключевые слова ансамбль, творчество, звук, ритм.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Мы выбрали тему - «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» - так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого ребёнка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах мы стараемся проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 57 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспи-

* Заведующий.

* Музыкальный руководитель.

* Старший воспитатель.

* Воспитатель.

Дошкольная педагогика

197

тателями стараемся применять разнообразные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в грамзаписи и т.д.

Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

При обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах большое внимание мы уделяем индивидуальной работе, которую проводим на музыкальных занятиях, а также вне их.

Индивидуальные занятия мы стараемся построить так, чтобы заинтересовать детей, увлечь их музыкой. Главная цель таких занятий - усвоение приобретённых умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, памяти, чувства ритма, умения сравнивать и различать звуки.

Мы заметили, что дети, пришедшие из других детских садов, включаются в обучение игре на инструменте неактивно; даже в старших, подготовительных группах можно услышать: «Я боюсь», «У меня не получится». В таких случаях мы приглашаем ребёнка в свободное от занятий время в зал и стараемся прежде всего вызвать желание играть на каком-либо инструменте, показывая приёмы игры на нём. Когда у ребёнка появляются первые успехи, обязательно отмечаем это. После нескольких индивидуальных занятий ребёнок овладевает музыкальным репертуаром и впоследствии становится участником оркестра.

Немало времени мы уделяем и более способным, активным ребятам, с которыми готовим «сюрпризы» для утренников или развлечений. Они, как правило, становятся организаторами различных концертов, музыкальнодидактических игр в свободное от занятий время, помогают детям осваивать игру на инструменте в музыкальном уголке.

В старшей группе на индивидуальных занятиях мы учим детей играть в ансамбле. Поэтому, усвоив часть или всё музыкальное произведение, ребёнок исполняет его с воспитателем или музыкальным руководителем на двух металлофонах. При этом нацеливаем его на то, что необходимо слышать металлофон, на котором играет педагог.

В подготовительной к школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей динамики, темпа, этому мы тоже учим на индивидуальных занятиях.

Некоторые инструменты мы даём детям для самостоятельного обследования, и тем самым ставим перед ними несложные творческие задачи и побуждаем к самообучению. Такие задания мы предлагаем более способным детям, которые сами могут искать способы игры на инструменте.

198

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Познакомить ребят с новым музыкальным инструментом может не только воспитатель или музыкальный руководитель, но и ребёнок.

Например, в «чудесном ларце» находятся инструменты, которые дети определяют по звучанию. Они называют металлофон, триолу, колокольчики, но вот воспитатель достаёт незнакомый инструмент - «Симону» - и предлагает Ане сыграть на нём (мелодия выучена с девочкой заранее). Дети отгадывают мелодию знакомой песни «Смелый пилот». После этого рассматривают инструмент, знакомятся с принципом игры на нём. Лена отметила, что на «Симоне» можно играть так же, как на триоле. На следующем занятии мы предлагаем детям выучить на «Симоне» попевку. Этот инструмент является одним из видов губных гармошек, которые не считаются сложными инструментами, и дети легко справляются с поставленными задачами.

Для закрепления навыков игры на музыкальных инструментах в каждой возрастной группе оборудован музыкальный уголок, в котором есть всё необходимое для самостоятельных занятий и развития творчества детей, в том числе различные музыкальные игрушки и инструменты. Инструменты вносим в уголки только после знакомства с ними на музыкальных или индивидуальных занятиях. Так, в младших группах в уголках могут находиться различные органчики, игрушки-забавы, погремушки, а также музыкальнодидактические игры: «Чей домик?», «Птица и птенчики». Игры вносятся поочерёдно, одна сменяет другую.

В средней группе дети обучаются игре на металлофоне. Этот инструмент вносим в музыкальный уголок сразу после знакомства. Дети с помощью воспитателя и самостоятельно осваивают навыки игры на нём. Здесь же находятся бубен, колокольчики, лесенка из трёх ступенек. Периодически помещаем такие музыкально-дидактические игры, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей», «Сыграй, как я», «Чудесный мешочек», «Весёлая пластинка».

В старшей и подготовительной группах по мере необходимости добавляем металлофоны для игры ансамблем. В музыкальных уголках этих групп находятся лесенки с семью ступеньками. Дети самостоятельно закрепляют знания о звуковысотном соотношении. Постепенно, по мере необходимости, мы вносим в уголки те инструменты, с которыми дети знакомятся в процессе индивидуальных занятий, музыкально-дидактические игры («Маленькие песенки», «Ритмическое лото», «Угадай колокольчик», «Повтори», «Определи по ритму»).

У многих ребят есть свои инструменты дома, они с желанием на них играют. Чтобы дети лучше запомнили мелодию, умели правильно пользоваться инструментом, мы даём им задания на дом.

В тёплое время года мы разрешаем брать инструменты на участок, где ребята под наблюдением воспитателя осваивают на них игру.

Во время индивидуальных занятий мы учим детей подбирать знакомые мелодии по слуху.

Дошкольная педагогика

199

Занимаясь с детьми индивидуально, мы постоянно помним о том, что должны подготовить их к активной, успешной учебной деятельности в школе.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьёзной работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к более уверенному исполнению. Занятия помогают выявить интересы и склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок.

Они с удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

В программу утренников входят различные виды музыкальной деятельности: дети поют, танцуют, играют в музыкальные игры, водят хороводы. Использование на праздниках и в развлечениях музыкальных игрушек и инструментов даёт возможность сделать их более интересными, привлекательными, развивает самостоятельную музыкальную деятельность детей, желание выполнять хорошо знакомые движения с игрушками, играть на различных инструментах в группе и дома.

Немаловажную роль на праздниках мы отводим детскому исполнению на инструментах - дети играют в оркестре, небольшими ансамблями, индивидуально. После таких праздников ребята долго живут впечатлениями от него, вспоминают и повторяют понравившиеся им выступления самостоятельно в группе, организуют концерты и выступления оркестра или просто играют индивидуально на различных музыкальных инструментах.

Мы стараемся построить утренник в увлекательной форме, чтобы он доставлял детям радость, расширял их кругозор, обогащал новыми впечатлениями. Программу утренника мы составляем с учётом использования различных музыкальных игрушек и инструментов.

Проведение праздника мы планируем с участием мам и бабушек. Так, в средней группе мамы вместе с детьми играли в оркестре на погремушках, треугольниках, трещотках, колокольчиках (кому какой инструмент достался), а затем приняли участие в музыкально-дидактической игре «Волшебный волчок». Серёжина мама верно определила песенку про ёлочку, которую сыграла я на металлофоне, бабушка Гены - мелодию песни «Петушок», исполненную на триоле. Костина мама правильно отгадала звучание одного из трёх колокольчиков.

Развлечения создают у детей радостное, приподнятое настроение, воспитывают в них гуманные чувства. Чтобы развлечения были интересными, привлекательными, я включаю в их программу игру на музыкальных инструментах.

Составляя годовой план развлечений, мы включаем в него выступления детского оркестра (два раза в год). Дети очень серьёзно относятся к таким концертам. Из числа ребят выбираются дежурные. За пять минут до начала концерта они проходят по всем группам, которые были заранее приглашены

200

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

на концерт, и звонким колокольчиком приглашают всех в зал. При входе зрители отдают им пригласительные билеты, которые заранее были принесены в группы, дежурные помогают поудобнее рассадить малышей, следят за порядком, делают замечания тем ребятам, которые разговаривают в зале в полный голос. Когда зрители займут свои места, они представляют «артистов» и передают слово ведущему концерта (ребёнку из подготовительной группы).

На таких концертах ребята исполняют хорошо знакомый репертуар. Играют индивидуально, небольшими ансамблями и оркестром. Между номерами предлагаем всем присутствующим в зале спеть знакомые и любимые песни. Во время исполнения песен «музыканты» отдыхают, а затем продолжают свой концерт.

Несколько раз в году к нам в гости приходят школьники - воспитанники музыкальной школы. В их числе бывает немало наших выпускников. На таких концертах дети всегда присутствуют с большим интересом, внимательно слушают исполнение. Все эти вечера, концерты сплачивают детей, прививают им любовь к инструментальной и вокальной музыке, приучают к дисциплине, собранности, внимательности.

Игра детей на детских музыкальных инструментах на утренниках и развлечениях делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость как ребятам, так и гостям.

От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остаётся много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаём в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов. Ребята с желанием ходят в группы к малышам, исполняют полюбившиеся песни, танцы, играют на музыкальных инструментах индивидуально и с ансамблем.

В результате последовательных, повседневных занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился. Дети научились применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизировалось их творчество.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ, КАК ПРИЕМА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

© Винокурова И.В.*

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 108 «Дружба», г. Калуга

В статье идёт речь о том, что в работе с детьми дошкольного возраста часто встаёт проблема, какой подобрать метод при воспитании нрав-

Воспитатель высшей квалификационной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.