Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 469-479
Музыкальные игрушки для дошкольников: история становления методического сопровождения музицирования в оркестре детских музыкальных инструментов
Е.В. Боякова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт художественного образования и культурологии Российской
академии образования»
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: музыкальные игрушки, музицирование, оркестр, творчество, детский сад, дети дошкольного возраста.
Key words: musical toys, playing music, orchestra, work, daycare, preschool children.
Резюме: В статье показана история становления методики обучения детей дошкольного возраста музицированию в оркестре в XX веке. Описан научный опыт Н.А. Ветлугиной и Н.А. Метлова по организации и оснащению оркестра, особенностей использования разных «музыкальных игрушек» в работе с дошкольниками. Представлены авторские типологии музыкальных инструментов для детей. Раскрыты задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Abstract: The article shows the history of the preschool children learning techniques for playing music in an orchestra in the XX century. The author described scientific experience by N.A. Vetlugina and N.A. Metlova for organizing and equipping the orchestra, especially the use of different "musical toy" in work with preschool children. The author's typology of musical instruments for children. It is solved the problem of teaching children to play children's musical instruments. [Boyakova E.V. Musical Toys for Preschoolers: history of music playing in the orchestra of children's musical instruments methodological support]
Создание музыкальных игрушек для детей - давняя традиция. На Руси игры малышей часто сопровождались игрой на простейших музыкальных инструментах. Поэтому включение музицирования в музыкальную работу с дошкольниками было логичным.
Разработка методики игры на детских музыкальных инструментах началась в 1920-е гг. У истоков музыкального
воспитания детей дошкольного возраста стоял Николай Афанасьевич Метлов. Он оставил большое научно-методическое наследие. В одном из первых пособий для практических работников (Метлов, 1930) был автором трех разделов: слушание, движение, ударный оркестр. Об ударном оркестре он писал, как об одном из видов активного слушания музыки, помогающем детям определять части и характер произведения, активно проявлять себя, удовлетворять потребность в игре «в музыку». В общей музыкальной работе детского сада ударный оркестр являлся видом детской музыкальной деятельности, наряду со слушанием, пением, движением. Однако из-за существующих педагогических споров и «перегибов» в практике детских садов, Н.А. Метлов высказывался категорично, утверждая, что ударный оркестр может использоваться в работе с детьми только при условии высокого уровня музыкального воспитания в отдельном детском саду. Он выявил существовавшие противоречия в подходах к музицированию в оркестре ударных инструментов: малая изученность влияния на детскую психику, отсутствие музыкальной литературы и правил инструментовки, дозировки занятий, сложности с подбором хорошо настроенных инструментов (нужны «более звучащие, чем шумящие»). Подчеркивал нецелесообразность полной замены «простого» слушания музыки формой активного слушания с использованием ударного оркестра.
Существующие в 1920-30-е гг. формы музицирования в оркестре были несовершенны и не удовлетворяли музыкантов, занимающихся организацией дошкольного дела. Требовалась кропотливая работа по разработке методических рекомендаций для работников детских садов, подготовке квалифицированных музыкально-педагогических кадров. В своей работе Н.А. Метлов нашел оптимальный на тот момент путь: корректирование имеющихся методических установок. Учитывая споры вокруг подходов к вопросам музицирования, он дал рекомендации по составу ударного оркестра, настройке инструментов и приспособлению их для руки ребенка, предложил варианты замены одних инструментов другими. Зная о проблемах оснащения детских садов хорошими
музыкальными инструментами для детского оркестра, особенно в сельской местности, описал способы их изготовления из подручных материалов.
Понимая, что работа в учреждениях страны имела различный уровень, ученый подсказал путь развития для тех, кто хочет двигаться вперед. Помимо ударных инструментов советовал иметь в группе хорошо настроенные цимбалы, «набор брусков и картонных трубок, настроенных в звуках гаммы», игрушечные балалайки, гитары, мандолины, пианино, некоторые духовые инструменты (трубы, рожки, детские флейты). Критиковал игрушки с заложенным раз и навсегда напевом (шарманки, органчики), так как дети не могли играть на них мелодии по своему выбору.
Не обошел Н.А. Метлов вниманием вопросы руководства оркестром. В то время его взгляды были близки свободному воспитанию. Руководство оркестром со стороны взрослого заключалось в выборе фортепианного произведения и внесением определенного набора инструментов, направлении детей в инструментовке, предоставлении простора для проявления инициативы. Он подчеркивал, что занятия оркестром должен проводить педагог-музыкант. Ударный оркестр можно организовывать в тех группах, где воспитатель и дети группы музыкально подготовлены. Таким образом, ставился заслон игре в оркестре ради развлечения.
Его методика педагогической работы опиралась на специфику ударного оркестра:
- знакомить детей с инструментами постепенно со средней группы, использовать весь набор только в старшей группе;
- внося новый инструмент, знакомить сначала с тембром и характером звучания, только потом с силой звука;
- знакомить с высотой звука, сравнивая разные музыкальные инструменты, например, колокольчик и барабан;
- использовать игры и движения для освоения музыкальных возможностей инструментов;
- для избегания конфликтов в каждой инструментовке закреплять за ребенком свой инструмент. Исполняя другое произведение, дети смогут поменять инструменты;
- исполнение музыки в ударном оркестре предварять «активным слушанием» в ритмических движениях, знакомя с музыкальной формой, регистрами, нюансами изучаемого музыкального произведения;
- обсуждать с детьми варианты инструментовки;
- побуждать детей мотивировать выбор произведения (из предложенных педагогом) для исполнения в оркестре;
- давать возможность перед началом игры «настроиться», то есть поиграть на инструментах как захочется.
- переходить к передаче точного ритмического рисунка постепенно, не принуждая ребенка.
В 1937 г. Н.А. Метлов использует термин «музыкальные игрушки». А в 1941 г. предлагает их классификацию: клавишные (пианино, гармоника), духовые (труба, губная гармошка, детская флейта), ударные (барабан, бубен, тарелки, треугольники, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенчики), струнные (балалайка, мандолина, гитара). Отдельно выделяет мелодические ударные игрушки - ксилофоны и цимбалы. Этим двум музыкальным инструментам он отдаст предпочтение в будущих методических разработках. В обосновании ценности детского музицирования в дошкольной работе появляется близкая современному педагогу мотивация: воспитание интереса к музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха. Примерами из практики он иллюстрирует возможности игры на мелодических музыкальных игрушках для воспитания у детей, в соответствии с требованиями времени, выдержки, индивидуальной и коллективной ответственности. Ученый дает подробные советы по организации музицирования на ксилофонах и цимбалах в группе.
В середине 1930-х гг. Н.А. Метлов разрешает спор о вредности или полезности ударного оркестра. Он не рекомендует использование ударного оркестра в детских садах из-за вызываемого им большого напряжения нервной системы детей. Отдельные ударные инструменты предлагает использовать в творческих играх. Вероятнее всего на формулирование окончательной педагогической позиции по данному вопросу оказала влияние его научная работа по
обучению дошкольников пению, разработка вопросов охраны голоса и слуха детей. В статье 1941 г. Н.А. Метлов разделяет понятия шумового и ударного оркестров. Шумовым он называет оркестр из ударных немелодических игрушек. Такой оркестр имеет вспомогательное значение в музыкальном воспитании, так как производимые шум и звон «притупляют слух и отрицательно действуют на общее развитие ребенка» (Метлов, 1941: 45). Ученый пишет о малой (употребляет слово «ничтожной») музыкальной ценности шумового оркестра и подчеркивает, что его использование должно строго подчиняться музыкальным задачам. Ударные инструменты можно ограниченно вводить в оркестр из ксилофонов и цимбал, чтобы не заглушать их звучание. Предлагает использовать цимбалы для работы над песней в группе, в частности, проигрывать на них первый звук мелодии, разучиваемой a cappella.
Для быстрого освоения игры на ксилофоне Н.А. Метлов разрабатывает цифровую систему, первоначально обосновывая ее простотой транспонирования педагогом, не обученным музыкальной грамоте, любой мелодии в тональность до мажор. Именно за цифры около пластинок Н.А. Метлова будут критиковать ученые и методисты, так как подобный способ обучения, по их мнению, не развивает музыкальный слух и способствует механическому заучиванию. Сам ученый признавался, что система несовершенна: «Она ни в коем случае не может заменить нотную линейную систему и является лишь переходной к ней, но она очень ценна в условиях сельской сети» (Метлов, 1941: 46). В последующие десятилетия цифровая система обрела законченную форму и серьезное научно-методическое обоснование. В своих последних работах, посвященных оркестру в детском саду, Н.А. Метлов уделял внимание музицированию на металлофоне, цитре, детском аккордеоне, электрических музыкальных инструментах.
В настоящее время, несмотря на существование качественных педагогических технологий, основанных на российских научно-практических разработках и системе К. Орфа, музицирование на детских инструментах в массовой практике остается самым сложным видом музыкальной
деятельности, не всегда осуществляющемся на том уровне, к которому стремился Н.А. Метлов.
В 1960-е годы выходят методические статьи в журнале «Дошкольное воспитание» с рекомендациями по подбору музыкальных игрушек для работы с дошкольниками. Акцент ставится на качестве звука. Подчеркивается, что музыкальные игрушки должны иметь чистый звук и быть хорошо настроены. Называются советские фабрики, производящие хорошие детские музыкальные инструменты, и те предприятия, которые выпускают не пригодную для музыкальной работы с детьми продукцию (Коссаковская, 1963; Соковнина, 1961: 107).
Научно-исследовательским институтом игрушки были разработаны десять наименований инструментов для детского оркестра. Среди них цитры нескольких размеров, музыкальные колокольчики на полторы октавы, гармонь с хроматическим звукорядом и другие ударные, духовые и струнные щипковые инструменты. Разработка проходила при активном участии Н.А. Метлова и консультациях в Московской консерватории. Возглавлял работу мастер В.Т. Бодров (Коссаковская, 1963).
Музицирование на детских инструментах как вид музыкальной деятельности было введено в программу работы с дошкольниками позже восприятия, пения, музыкально-ритмических движений и музыкальных игр. Методическое пособие Н.А. Ветлугиной «Детский оркестр» стало первым полноценным пособием для детских садов с описанием теории вопроса, методики занятий с детьми и музыкальным репертуаром. Пособие создавалось в помощь музыкальным руководителям в работе по «Программе воспитания в детском саду». В кратких методических рекомендациях ученый представила всю методику и технологию работы по детскому музицированию. Уже в первом абзаце книги она означила генеральную цель: развитие творческих способностей.
Н.А. Ветлугина ввела типологию музыкальных игрушек, разделив из на беззвучные и звучащие. Беззвучные музыкальные игрушки изображают музыкальные инструменты и создают игровую ситуацию, в которой дети могут представить себя музыкантами, например, в сюжетно-ролевой игре «Музыкальное занятие» или «Оркестр». Это развивает
творческое воображение и музыкально-слуховые представления детей. Звучащие музыкальные игрушки включали большое число названий: с неопределенной высотой (погремушки, бубны, барабаны и др.); со звуком одной высоты (свирели, дудки, рожки); с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки и др.); с диатоническим / хроматическим звукорядом (металлофоны, рояли, кларнеты, цитры и др.). Последняя группа музыкальных игрушек - это вполне полноценные музыкальные инструменты, отличающиеся от «настоящих» только размером. Для них Н.А. Ветлугина предлагала использовать классификацию, принятую в инструментоведении.
Давая совет по организации инструментального ансамбля или оркестра, Н.А. Ветлугина призывала использовать в них все группы инструментов, создавая смешанный по составу оркестр. Однако допускала использование только однородных инструментов, приводя в пример ансамбль цитр.
Усложнение по знакомству и игре на музыкальных инструментах проходит от простых музыкальных игрушек в младшем дошкольном возрасте до «более развитых» музыкальных инструментов в выпускной группе.
Н.А. Ветлугина конкретизировала требования программы, указав объем знаний и умений детей, которыми они должны овладеть в процессе обучения к моменту выпуска в школу. Приведем эти требования полностью.
«Дети должны знать:
- названия инструментов;
- характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны - звенящие, аккордеоны - звучные, тарелки - громкие, звонкие, барабан -гремящий и т.д.);
- правила пользования инструментами и их хранение;
- приемы игры на них;
- расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;
- название нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов.
Должны научиться:
- владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором на цитре;
- правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане; встряхивать кастаньеты, маракас;
- играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;
- пользоваться элементарными динамическими оттенками;
- играть индивидуальные простейшие песенки, попевки;
- приучать подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки;
- импровизировать ритмические и мелодические попевки» (Ветлугина, 1976: 5).
Как и предшественники, Н.А. Ветлугина уделяла большое значение репертуару детского оркестра. Отмечала, что это должны быть классические, народные и современные доступные высокохудожественные произведения разнообразные по тематике, жанрам, стилю. Предъявляла и «технические» требования: учет исполнительских возможностей детей, небольшой диапазон мелодий, поступенное движение или по небольшим интервалам, повторность музыкальных оборотов, несложный ритмический рисунок. Указывала на требование к четкости и ясности структуры произведения.
К моменту выхода пособия «Детский оркестр» в печать, несмотря на имеющийся опыт игры на детских музыкальных инструментах в детских садах, по утверждению Н.А. Ветлугиной, прочных педагогических традиций в методике обучения не было.
Методика, предложенная Н.А. Ветлугиной, включала обучение приемам игры (усвоение исполнительской техники), последовательность заданий по освоению игры на разных музыкальных инструментах и методику разучивания отдельных произведений. Н.А. Ветлугина делала акцент на развитии творческих проявлений в процессе музицирования: «Такие
упражнения, как подбирание по слуху знакомых мелодий, игра ритмических попевок на разных пластинках-струпенях (транспонирование), поиски новых приемов игры - все это безусловно развивает у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно создать также предпосылки и для собственных творческих проявлений детей. Они получают возможность выбирать инструмент для исполнения той или иной пьесы. Надо побуждать их к импровизации. Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов» (Ветлугина, 1976).
В 1983 г. выходит методический сборник С.П. Бублей. В общем разделе методических рекомендаций много места отведено технической организации (помещению и материальной базе). Автор знакомит педагогов со всеми детскими музыкальными инструментами, выпускаемыми
промышленностью с подробным описанием особенностей и возможностей использования каждого из них. Интересно, что целый параграф посвящен электромузыкальным инструментам (ЭМИ). Среди них детские и те, которые применялись в вокально-инструментальных ансамблях: «Пилле», «Анюта», «Малыш», «Звучащая нотная азбука», «Фаэми» и «Фаэми-М». С. П. Бублей пишет: «Звучание ЭМИ отличается особой ровностью и специфической "синтетической окраской". Специально предусмотренные переключатели на некоторых из них позволяют значительно разнообразить их тембр. Своеобразный оттенок звучания создается частотным вибрато, имеющемся на некоторых ЭМИ» (Бублей, 1983).
Какие же технические возможности имели ЭМИ в 1980-е гг.? Все детские ЭМИ были одноголосными, за исключением «Фаэми-М». Доступными функциями, в зависимости от модели, были регулировка громкости (у всех моделей), смягчение звука, вибрато, подстройка, эффект быстрого угасания звука. «Фаэми» и «Фаэми-М» имели дополнительные функции установления глубины вибрации и около двух десятков тембров.
Современная промышленность выпускает множество электронных детских музыкальных инструментов. Некоторые в большей степени выполняют функцию игрушек и малопригодны для музицирования из-за «фальшивого» или
чрезмерно громкого звука. Некоторые представляют собой уменьшенную копию синтезаторов для взрослых. Остановимся на последних.
Внешний вид детских синтезаторов напоминает настоящий «взрослый» инструмент с ЖК-дисплеем, обеспечивающем быстрый доступ ко всем функциям и помогающим разобраться в двухстрочной нотной записи. Детские синтезаторы имеют клавиатуру уменьшенного размера с удобными для детских пальцев 32-54 клавишами, звуковой процессор с 8-нотной полифонией и возможностью переключения между тембрами фортепиано-орган или фортепиано-фисгармония, имеющем до 100 тембров, 5-10 кнопок ударных инструментов, до 50 стилей аккомпанемента, композиции для совместного музицирования.
Часто встроены дополнительные функции отключения мелодии, обучения аккордам, записи и воспроизведения нескольких пэдов, метроном, включение функции сустейна, транспозицию, эффект педали, колесо питч бэнд. Как правило, инструменты имеют выходы для наушников и микрофона. Наиболее подходящими для использования в детском саду по цене, размеру, весу и набору доступных функций являются детские синтезаторы Casio.
Широкое распространение в практике современных дошкольных учреждений получили музыкальные инструменты для музицирования по системе К. Орфа и русские народные музыкальные инструменты.
Таким образом, возможности использования музыкальных игрушек в детских садах значительно расширились. Перечень пополнился современными электронными инструментами. С распространением системы К. Орфа возросло количество используемых ударных инструментов. К сожалению, в практике перестали использоваться детские аккордеоны, цитры, арфы, кларнеты и другие звучащие музыкальные игрушки с хроматическим или диатоническим звукорядом, которые, по мнению Н.А. Метлова и Н.А. Ветлугиной, в большей степени способствуют развитию музыкальности.
ЛИТЕРАТУРА
Бублей С.П. 1989. Детский оркестр. М.: Музыка. 111 с. Ветлугина Н.А. 1976. Детский оркестр. М.: Музыка. 95 с. Коссаковская Е.А. 1963. Музыкальная игрушка. 3: 89.
Метлов Н.А. 1930. Ударный оркестр. - Музыкально-ритмическое воспитание. Сост. Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Н.А. Метлов, М.А. Румер. М.: Работник просвещения. С. 200-208. Метлов Н.А. 1941. Музыкальная игрушка. - Дошкольное воспитание. 10: 4246.
Михайлова Л.И. 1970. Обучение детей игре на музыкальных инструментах. -
Дошкольное воспитание. 1: 70-74. Соковнина Е.Н. 1961. Нужны новые музыкальные игрушки. 12.
Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 03.10.2016