Научная статья на тему 'Семантическая классификация музыкальной терминологии по признаку"название музыкальных инструментов"'

Семантическая классификация музыкальной терминологии по признаку"название музыкальных инструментов" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
690
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL TERMINOLOGY / SEMANTIC FIELD / LEXICO-SEMANTIC GROUP / STRUCTURAL-FUNCTIONAL ASPECT / CORRELATION / ИСТИЛОҳИ МУСИқӣ / ЗАМИНАИ МАЪНОӣ / ГУРӯҳИ ЛЕКСИКИЮ МАЪНОӣ / ҷАНБАҳОИ СОХТОРИВУ КОРБУРДӣ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эшматова И.

В статье исследуется вопрос о языковой природе указанных терминологических классов.Дифференциальный признак «название музыкальных инструментов» позволяет выделить шестой тематический класс первой подсистемы музыкальной терминологии. Указывается, что данный класс состоит из обозначений классов инструментов, частей музыкальных инструментов и конкретных музыкальных инструментов.Исследования 6-го тематического класса музыкальная терминология, русский язык, и таджикский язык, позволило выяснить 10 ЛСГ:11.«название классов и семейств инструментов»; 12.«название частей инструментов»; 13.«название электроинструментов»;14.«название струнных смычковых инструментов»; 15.«название струнных щипковых инструментов»; 16.«название духовых деревянных инструментов»; 17.«название духовых медных инструментов»;18.«название ударных инструментов с определенной высотой звука»; 19.«название ударных с неопределенной высотой звука»;20.«название клавишных инструментов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semanic Classificution of Musical Terminalogy by Nature“The Names of Musicul Instruments”

Дар мақола масъалаи моҳияти забоншинохтии истилоҳоти мусиқӣ дар асоси номҳои асбобҳои мусиқӣ мавриди баррасӣ қарор гирифтааст.Вижагии тафриқавии “номи созҳои мусиқӣ” боис мешавад, то гурӯҳи маъноии шашум дар зермаҷмӯмаи аввали истилоҳоти мусиқӣ муайян карда шавад.Мушаххас мешавад, ки гурӯҳи маъноии мазкур аз гурӯҳҳое, ки номи созҳои мусиқӣ, қисмҳои асбобҳои мусиқӣ ва созҳои мусиқии аниқ иборатанд,Тадқиқи гурӯҳи маъноии шашуми истилоҳоти мусиқии забонҳои русӣ ва тоҷикӣ имкон дод, ки 10 зергурӯҳи маъноиву грамматикӣ муайян карда шавад:"номи синфҳо ва оилаи созҳои мусиқӣ";"номгӯи қисмҳои асбобҳо";"номи созҳои мусиқии барқӣ";"номи асбобҳои тории камонӣ";"номгӯи асбобҳои тории захмӣ";"номи асбобҳои нафасии чӯбин";"номгўи асбобҳои нафасии мисӣ";"номи асбобҳои зарбӣ бо садои хоси баланд";"номи асбобҳои зарбӣ бо садои нисбатан паст"; 10."номи асбобҳои мусиқии клавишдор."

Текст научной работы на тему «Семантическая классификация музыкальной терминологии по признаку"название музыкальных инструментов"»

УДК 8Р2 И.С.ЭШМАТОВА

ББК 83, 3(2)

СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ПО ПРИЗНАКУ «НАЗВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ»

Термины группируются не в любом порядке, который им может предписывать система данного языка, а исходя из системности отрасли науки, которую они обслуживают, что создаёт особую парадигматику и особую, не вытекающую из норм данного языка, сочетаемость слов.

Понять сущность объектов позволяет их классификация, которая даёт возможность объединять их в определенной системе. Классификации принадлежит важное место в любой науке, так как она возникает, когда назревает необходимость оценки и переоценки материалов исследования, выявления иерархии научных понятий и взаимоотношений объектов исследования.

В последние десятилетия становится распространённым идеографическое описание лексики, целью которого является систематизация слов, ориентированная на содержательную сторону. Средством достижения этой цели является понятийная (тематическая) классификация.

Анализ МТ РЯ и ТЯ показывает, что она представляет собой единство двух подсистем. Первая подсистема - общая музыковедческая терминология (обозначения подсистем условны и используются лишь для данного случая) - «поверхностна», более доступна широкому кругу носителей языка. Сюда относятся названия музыкальных инструментов, музыкальных профессий, видов музыкальных произведений и т.п. Вторая подсистема - специфическая музыковедческая терминология - более детальна, глубока по содержанию, узкоспециальна. Она включает наименования различных видов музыкальных звуков, созвучий, звуковых систем, элементов нотного письма, способов звукоизвлечения, оттенков характера исполнения и т.д.

Возникает вопрос: Каковы семантические структуры подсистемы «общая музыковедческая терминология»? Данная подсистема по природе неоднородна и несимметрична. В ней существует определенное количество дифференциальных семантических признаков, которые позволяют обособить лексику этой подсистемы в отдельные тематические классы. Остановимся на МТ «названия музыкальных инструментов», относящихся к классу общей музыковедческой терминологии.

Дифференциальный признак «название музыкальных инструментов» позволяет выделить шестой тематический класс первой подсистемы музыкальной терминологии. Данный класс состоит из обозначений классов инструментов, частей музыкальных инструментов и конкретных музыкальных инструментов.

К обозначениям классов инструментов относятся, с одной стороны, такие термины и терминосочетания, как хордофоны, мембранофоны, металлофоны, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты и т.п., то есть названия классов инструментов по основному признаку последних; с другой стороны, сюда включаются слова типа: виолы, саксгорны и т.п., то есть названия семейств инструментов.

Названия частей музыкальных инструментов подразумевают такие термины, как смычок, струна, дека, гриф, язычок и т.д.

Названия конкретных музыкальных инструментов могут обозначать электрические и неэлектрические инструменты. К электрическим относятся электрогитара, электроорган, электроскрипка и т.п. Названия неэлектрических инструментов по признаку «способ звукоизвлечения» делятся на наименования струнных (арфа, гитара, виолончель и т.д.), духовых (труба, валторна, гобой, сурнай, тромбон и т.д.), ударных (барабан, бубен, дойра, литавры и т.д.) и клавишных инструментов (орган, пианино и др.).

Наименования струнных инструментов, в свою очередь, членятся на обозначения струнных смычковых (скрипка, виолончель и др.) и струнных шипковых инструментов (гитара, арфа, домбра, рубоб и др.).

Обозначения духовых подразделяются по признаку «материал изготовления» на наименования духовых деревянных (флейта, гобой, кларнет, фагот и др.) и духовых медных инструментов (труба, туба, валторна, корнет и др.).

Названия ударных инструментов разбиваются на наименования ударных с определенной высотой звука (настройкой), куда относятся слова типа: литавры, ксилофон, колокола и др.; и наименования ударных с неопределенной высотой звука (без настройки), куда относятся слова типа: бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и др.

Таким образом, в исследуемом тематическом классе МТ РЯ и ТЯ образовалось 10 ЛСГ:

1. «название классов и семейств инструментов»;

2. «название частей инструментов»;

3. «название электроинструментов»;

4. «название струнных смычковых инструментов»;

5. «название струнных щипковых инструментов»;

6. «название духовых деревянных инструментов»;

7. «название духовых медных инструментов»;

8. «название ударных инструментов с определенной высотой звука»;

9. «название ударных с неопределенной высотой звука»;

10.«название клавишных инструментов».

Слова тромбон, валторна заимствованы таджикским языком, термин труба имеет два синонимических собственных эквивалента, а наименованию туба соответствует двучленная конструкция:

валторна - валторна (як намуди асбоби мусиыии нафасц) (ртс, 86); тромбон - тромбон (як намуди карнаи мисц) (ртс, 1119); труба 2 (муз.) - карнай, шайпур (ртс, 1120); туба 1 - карнаи печон (РТС, 1122).

Следующая ЛСГ - «Название ударных инструментов с определенной высотой звука». Ударными инструментами называются потому, что их звук извлекается ударом (молоточков, колотушки, палочек и т.п.) по звучащему телу (натянутой коже, металлу, дереву и т.д.). ЛСГ объединяет лексемы типа: колокольчики, колокола, ксилофон, литавры, маримба и др.

В симфоническом оркестре на ударных инструментах можно исполнять целые мелодии. Например, на колоколах, колокольчиках, ксилофонах, виброфонах и маримбе. Звуковым многообразием и широкими возможностями отличаются и литавры (56, 69).

В таджикском языке заимствования единичны (ксилофон), основную часть наименований данной ЛСГ составляют собственные эквиваленты: ксилофон - ксилофон (асбоби мусщии чангмонанд) (ртс, 428); литавры - набора (ртс, 447); колокола - зангулахо (РТС, 399).

Далее, ЛСГ «название ударных с неопределённой высотой звука»: гонг, бубен, дайра, тарелки, ложки, том-том, кастаньеты, барабан, тамтам, бонг, треугольник, тамбурин и др.

Проиллюстрируем употребление их в контексте. Так как эта группа в РЯ и ТЯ обозначает одни и те же инструменты, возможно дать их значение в одном контексте.

Происшедшее из Африки банджо и барабан заботились о том, чтобы ритм был чётким и его рисунок неустанно повторялся (111, 102).

В таджикском языке указанные слова имеют следующие соответствия: гонг - гонг (асбоби мусиыии лаълишакли мисин) (ртс, 182); кастаньеты - кастаньет, шаышаыаи чубин (дар испания) (ртс, 382); тамбурин 1.(бубен) - дойра, дафи зангдор (ртс, 1089);

тарелки муз. - чалап, санч, лаълии биринчй (асбоби мусикД ба шакли ду таба^ча) (ртс, 1090); тамтам 1. синж. 2.табли африкой (ртс, 1089); барабан - набора, табл, духул (РТС, 96).

Специфическую семантическую ЛСГ «Название струнных щипковых инструментов» составляют наименования типа: арфа, домра, кобза, домбра, банджо, цитра, гитара, вина, лира, дутар, чембало, тари, клавесин, балалайка, бандура, мандолина, рубоб, танбур, кантеле, саз, чанг и др. Обратимся к их использованию в тексте.

Гитара - один из таких инструментов, настройку струн которых можно варировать по желанию самого гитариста ... (75, 134-135).

Ещё в оркестре кантри были банджо, заимствованные из практики негров, губная гармоника, которую в свою очередь негры США заимствовали у белых в блюзовом исполнительстве (111, 116-117).

Рояль, кстати, является современным родственным клавесина (56, 59).

Строй домры - альта на октаву ниже строя домры-примы, строй домры-тенора на две актавы ниже строя домры-пиколо, а строй домры-баса на две актавы ниже строя домры-примы (75, 139).

Происшедшее из Африки банджо и барабан заботились о том, чтобы ритм был четким и его рисунок неустанно повторялся (111, 102).

Каждый грек, бравший в руки лиру, был уверен, что она подобна Вселенной (96, 56). У всех трехструнных домр открытые струны настраивают квартовыми интервалами (75, 138).

К эпохе Ренессанса арфа прочно вошла в европейскую музыкальную практику - мы не редко можем увидеть арфу на полотнах художников того времени, изображающих домашнее музицирование (37, 68).

Объем мандолины простирается от соль малой октавы до четвертой (29, 463). Играют на арфе четырьмя пальцами руки (29, 377).

В таджикских наименованиях струнных щипковых встречаются заимствования (см. ниже бандура, кантеле, банджо, лира, клавесин, мандолина, гитара); заимствования наряду с собственными словами (арфа); эквиваленты собственного происхождения (цимбалы, цитра). В русском языке, в свою очередь, присутствуют заимствования из таджикского, подвергаясь незначительным фонетическим изменениям: соз - саз (РТС,984), дутор-дутар (РТС, 245), танб=р-танбур (РТС,1089). бандура - бандура (танбури украинй) (ртс, 45).

кантеле - кантеле (сози чангмонанди халк;ии фин ва карел) (ртс,377).

банджо - банджо (асбоби мусщии тории зангих,ои америка) (ртс,45).

лира - лира (сози рубобмонанди юнони ыадим ) (ртс,447).

клавесин - клавесин (асбоби мусщии ^адими пианиномонанд) (ртс,389).

мандолина - мандолина (асбоби мусщии тордор) (ртс,463).

гитара - гитара (ртс,173).

арфа - арфа, уд (ртс,39).

цимбалы - чанг (асбоби мусщй) (ртс,1194).

цитра - сантор (РТС,1194).

Таким образом, мы расмотрели очередной тематический класс музыкальной терминологии, состояющей, как выяснилось, из указанных 10 лексикосематических групп.

Сокращения

1 В работе использованы символы - МТ (музыкальная терминология), РЯ (русский язык), ТЯ (таджикский язык), ЛГС (лексико-семантические группа), СП (семантическое поле), ЛСВ -лексико-семантический вариант, РТС - Русско-таджикский словарь, МАС - Малый Академический словарь (Словарь русского языка в 4-х томах), БАС - Большой Академический словарь (Словарь современного русского литературного языка в 17 томах).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асафьев, Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

2. Мильто, И.П. Поговорим о музыке: Книга для молодежи. - Минск: 1989. - 80 с.

3. Русско-таджикский словарь - М.: Русский язык, 1985.-1280 с.

4. Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. - М., Л., - 1954-1965.

5. Способин, И.В. Музыкальная форма: Учебник. - 7-е изд. - М.: Музыка, 1984. - 400 с.

6. Чижова, И.А. Музыка времён. - Иркутск: Восточно - Сибирское книжное изд-во, 1990. -208 с.

REFERENCE:

1.Asafyev, B.V. Russian Music: the XIX-th - the Beginning of the XX-th Centuries. - L.: Music, 1979. - 344 p.

2.Milto, I.P. Let's Have a Talk about Music: the book for youth. - Minsk, 1989. - 80 p.

3. Russian-Tajik Dictionary. - M.: Russian Language, 1985. - 1280 p.

4.Dictionary of Modern Russian Literary Language. In seventeen volumes. - M-L., 1954-1965. 5.Sposobin, I.V. Musical Form: manual. The seventh edition. - M.: Music, 1984. - 400 p. 6.Chizhova, I.A. Music of Times. - Irkutsk: Eastern-Siberian book publishing-house, 1990. - 208 p.

Гурухбандии маъноии истилохоти мусици бар асоси номи созхои мусици

Вожахои калиди: истилоуи мусици, заминаи маънои, гурууи лексикию маънои, цанбауои сохториву корбурди

Дар мацола масъалаи моуияти забоншинохтии истилохоти мусици дар асоси номцои асбобуои мусици мавриди барраси царор гирифтааст.Вижагии тафрицавии "номи созхои мусици " боис мешавад, то гурууи маъноии шашум дар зермацмумаи аввали истилохоти мусици муайян карда шавад.Мушаххас мешавад, ки гурууи маъноии мазкур аз гурущое, ки номи созхои мусици, цисмуои асбобуои мусици ва созхои мусиции аниц иборатанд,Тадцици гурууи маъноии шашуми истилохоти мусиции забощои руси ва тоцики имкон дод, ки 10 зергурууи маъноиву грамматики муайян карда шавад:

1. "номи синфуо ва оилаи созхои мусици";

2. "номгуи цисмуои асбобцо ";

3. "номи созхои мусиции барци ";

4. "номи асбобуои тории камони ";

5. "номгуи асбобуои тории захми ";

6. "номи асбобуои нафасии чубин ";

7. "номгуи асбобуои нафасии миси ";

8. "номи асбобуои зарби бо садои хоси баланд";

9. "номи асбобуои зарби бо садои нисбатан паст";

10. "номи асбобуои мусиции клавишдор."

Семантическая классификация музыкальной терминологии по признаку «название музыкальных инструментов»

Ключевые слова: музыкальная терминология, семантическое поле, лексико-семантическая группа, структурно-функциональный аспект, корреляция.

В статье исследуется вопрос о языковой природе указанных терминологических классов. Дифференциальный признак «название музыкальных инструментов» позволяет выделить шестой тематический класс первой подсистемы музыкальной терминологии. Указывается, что данный класс состоит из обозначений классов инструментов, частей музыкальных инструментов и конкретных музыкальных инструментов. Исследования 6-го тематического класса музыкальная терминология, русский язык, и таджикский язык, позволило выяснить 10 ЛСГ:

11. «название классов и семейств инструментов»;

12. «название частей инструментов»;

13. «название электроинструментов»;

14. «название струнных смычковых инструментов»;

15. «название струнных щипковых инструментов»;

16. «название духовых деревянных инструментов»;

17. «название духовых медных инструментов»;

18. «название ударных инструментов с определенной высотой звука»;

19. «название ударных с неопределенной высотой звука»;

20. «название клавишных инструментов».

Semanic Classificution of Musical Terminalogy by Nature "The Names of Musicul Instruments "

Keywords: musical terminology, semantic field, lexico-semantic group, structural-functional aspect, correlation.

The differential attribute "the name of musical instruments" afforded us to single out the sixth thematic class of the first subsystem of musical terminology.

It is indicated that the relevant class consists of the designations of classes of instruments, parts of musical instruments and specific musical instruments.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Explorations of the 6-th thematic class of musical terminology, Russian and Tajik languages, afforded us to find out 10 LSG(lexical-semantic groups):

1. "the name of classes and families of instruments";

2. "the name ofparts of the instruments";

3. "the name of power tools ";

4. "the name of stringed bow instruments ";

5. "the name of stringed plucked instruments ";

6. "the name of wind instruments made of wood";

7. "the name of brass instruments ";

8. "the name ofpercussion instruments with a certain pitch of sound";

9. "the name ofpercussion with an uncertain pitch of sound";

10. "the name of keyboard instruments." Маълумот дар бораи муаллиф:

Эшматова Илмия Са^обиддиновна, номзади илщои филологи, сармуаллимаи кафедраи забони муосири руси ва забоншиносии умумии факултети филологияи руси Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E - mail:ilmiya [email protected]

Сведения об авторе:

Эшматова Илмия Сахобиддиновна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания факультета русской филологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г. Худжанд), E - mail:ilmiya [email protected]

Information about the author:

Eshmatova Ilmiya Sahobiddinovna, candidate of philological sciences, senior lecturer of the department of modern Russian language and general linguistics attached to the faculty of Russian philology under Khujand State University named after academician B.Gafurov(Tajikistan Republic, Khujand), E - mail: ilmiya 71.@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.