Научная статья на тему 'Сущность модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития'

Сущность модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / WORLDVIEW / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MODEL / SYSTEMIC ACTIVITY-BASED APPROACH / CRITERIA OF WORLDVIEW MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубенко Наталья Юрьевна

В статье представлена модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития, включающая следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, субъектный, содержательный, критериально-результативный. Автор раскрывает содержание критериев сформированности мировоззрения личности студента вуза (когнитивного, мотивационно-потребностного, деятельностного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE MODEL OF WORLDVIEW DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS FOR THE BENEFIT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article presents a model of development of higher school students’ worldview for the benefit of sustainable development. The model includes such interrelated components as: target, subjects, content, and criteria of result assessment. The author also discusses the criteria of university students’ worldview maturity (cognitive, motivation, need, activity).

Текст научной работы на тему «Сущность модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития»

УДК 378:316.37 Зубенко Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, руководитель научно-организационного отдела Института семьи и воспитания Российской академии образования

СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Zubenko Natalia Yurievna

PhD in Education Science, Head of Scientific-Organizational Department, Institute Of Family And Education, Russian Academy Of Education

THE ESSENCE OF THE MODEL OF WORLDVIEW DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS FOR THE BENEFIT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье представлена модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития, включающая следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, субъектный, содержательный, критериально-результативный. Автор раскрывает содержание критериев сформированности мировоззрения личности студента вуза (когнитивного, мотива-ционно-потребностного, деятельностного).

Ключевые слова:

мировоззрение, ценности, ценностные ориентации, модель, системно-деятельностный подход, критерии сформированности мировоззрения.

Summary:

The article presents a model of development of higher school students' worldview for the benefit of sustainable development. The model includes such interrelated components as: target, subjects, content, and criteria of result assessment. The author also discusses the criteria of university students' worldview maturity (cognitive, motivation, need, activity).

Keywords:

worldview, values, value orientations, model, systemic activity-based approach, criteria of worldview maturity.

На современном этапе развития отечественного высшего образования его основной особенностью является интеграция России в международное образовательное пространство, что предполагает переход на многоуровневую систему подготовки выпускников, которая позволит им обладать высоким творческим потенциалом, знаниями из различных областей наук, выявлять экологические и социально-экономические проблемы, находить эффективные пути их решения в интересах устойчивого развития.

В формировании мировоззрения личности в интересах устойчивого развития ведущую роль играют учреждения высшего профессионального образования. И, независимо от профессиональной принадлежности конкретного выпускника вуза, важным и определяющим фактором является его личностное восприятие окружающего мира и места человека в нем, отношение к окружающей действительности и самому себе.

Адаптация к новым социокультурным и экономическим условиям предполагает качественные изменения в образе жизни людей, что непосредственно отражается на их мировосприятии и в первую очередь на ценностных ориентациях студенческой молодежи как наиболее открытой и готовой к переменам части общества.

Научно-теоретическое обоснование исследуемой проблемы предполагает разработку модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития, включающей взаимосвязанные компоненты данного процесса: целевой, субъектный, содержательный, критериально-результативный.

Методологически построение модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития основано на системно-деятельностном подходе к воспитанию, под которым понимается взаимосвязь и обусловленность всех элементов воспитательного процесса и в целом построение воспитания на основе процесса познания природных и социальных явлений, а также активность, проявленная личностью по удовлетворению его потребности в саморазвитии, самореализации, в получении результатов (опыта) социализации [1, с. 110-114].

Разрабатываемая нами структурная модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития включает следующие компоненты:

I. Целевой: цель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития - превращение мировоззренческих установок личности во внутренние стимулы и критерии, с опорой на которые личность (студент вуза) осуществляет свое поведение и деятельность в интересах устойчивого развития.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 18)

Достижению поставленной цели способствует ряд задач:

1) вооружение студентов знаниями об истинных, общечеловеческих, духовных, материальных ценностях;

2) вовлечение студентов в ценностно-ориентированную деятельность и общение в интересах устойчивого развития;

3) формирование потребности, стремления приобщаться к общечеловеческим ценностям;

4) формирование умений и навыков руководствоваться общечеловеческими и национальными ценностями в интересах устойчивого развития.

II. Субъектный: модель формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития включает в себя взаимодействие следующих субъектов: преподавателей вузов, студентов, администрацию вуза и представителей общественности.

III. Содержательно-регулятивный: содержание процесса формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития реализуется через направления в соответствии с идеями концепции образования в интересах устойчивого развития, направленными на устойчивое соразвитие социальной, экономической и экологической сфер жизни общества [2, с. 40], каждое из которых ориентировано на решение определенной задачи:

- «Планета», цель - формирование гуманного отношения к природе; бережного отношения к здоровью; знания и понимания смысла общечеловеческих ценностей;

- «Социум», цель - формирование умения оценивать себя и окружающих; создание условий для принятия учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения; формирование гражданской и патриотической направленности личности, ценностных отношений к нормам культурной жизни;

- «Экономика», цель - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.

Формирование мировоззрения личности студентов вузов в интересах устойчивого развития как целостный целенаправленный процесс по формированию личности подростка представлен рядом последовательных взаимосвязанных этапов (начальный, базовый, самоопределение), каждый из которых имеет свои особенности:

На первом этапе происходит воспитание отношения к Природе и Человеку как ценности. В ходе этапа студенты получают представления о Земле, Планете, Космосе; изучают сущность форм и функции культуры личности, идеи культуры мира, ценности, которые свойственны всему человечеству. У студентов развиваются инициатива, творческие способности, чувственное отношение к природе, человеку, обществу; формируется экологическая культура, понимание важности духовной культуры для развития личности. На данном этапе создаются условия для проявления заботы о природе, воспитывается чувство уверенности в своих силах и возможностях.

На втором этапе происходит осмысление Жизни как ценности и образа жизни, достойного человека. У студентов воспитывается умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях; развиваются волевые качества подростка, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, нравственное мышление студентов, чувство ответственности, совести, справедливости, толерантности, эмпатии; формируются способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости, способности выбора правильной жизненной позиции, умения оказывать помощь другому человеку в сложных жизненных ситуациях, слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы; создаются условия для проявления студентами собственных достижений в проявлении нравственных качеств.

На третьем этапе постигается ценность Общества; студенты направляют свои духовные усилия на постижение собственного Я как ценности. Студенты изучают правовые нормы государства, законы, и у них формируется ответственное отношение к ним. На этом этапе воспитываются культура проявления гражданской позиции, патриотизма, интерес к «внутреннему» миру; стремление совершенствовать себя, творить свой мир; происходит развитие желания студентов действовать сообразно полученным нравственным знаниям и коммуникативным способностям в реальных жизненных условиях; воспитание интереса студентов к самим себе.

IV. Критериально-результативный: эффективность формирования мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития устанавливается с помощью критериально-оценочного аппарата.

После определения теоретических положений формирования мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития нами были разработаны критерии, показатели и уровни сформированное™ мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития (когнитивный, мо-тивационно-потребностный и деятельностный) и предполагаемый результат: высокий уровень сформированности мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития.

Когнитивный критерий подразумевает осознание и принятие ценностей мировоззрения в интересах устойчивого развития и обусловленных ими принципов поведения.

Мотивационно-потребностный критерий предполагает переживание ценностей устойчивого развития как потребности, переход в систему собственных ценностей, знаний и поведения.

Деятельностный критерий предусматривает практическое включение студента в различные виды социально значимой деятельности, направленной на устойчивое развитие экологической, социальной и экономической сфер общества.

Таким образом, модель формирования мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития представляет собой сложную систему, функционирующую в соответствии с определенными целями и задачами, представляющую собой открытую, развивающуюся систему, состоящую из подсистем, которые обусловлены соответствующими компонентами.

Формирование мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития осуществляется при ведущей роли системно-деятельностного подхода [3, с. 59], рассматривается как система взаимосвязанных структур, последовательной смены состояний, этапов и уровней сформированное™ мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития.

Ссылки:

1. Зубенко Н.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 180 с.

2. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Роль экологического образования в подготовке будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 39-41.

3. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Теоретические подходы к формированию мировоззрения личности студентов в процессе обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.