Научная статья на тему 'Особенности мировоззренческой подготовки педагогов в интересах устойчивого развития в новых условиях, связанных с введением ФГОС'

Особенности мировоззренческой подготовки педагогов в интересах устойчивого развития в новых условиях, связанных с введением ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубенко Наталья Юрьевна, Сухова Елена Ивановна

В статье представлены результаты аналитического исследования основных образовательных результатов, обозначенных ФГОС ОО и ФГОС ВПО, на предмет выявления преемственности, согласованности и непрерывности наращивания компетенций, необходимых для формирования мировоззрения в интересах устойчивого развития в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубенко Наталья Юрьевна, Сухова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мировоззренческой подготовки педагогов в интересах устойчивого развития в новых условиях, связанных с введением ФГОС»

УДК 159

Зубенко Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и истории педагогикиМосковского городского педагогического университета Milena.555@mail. ru Сухова Елена Ивановна доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории педагогикиМосковского городского педагогического университета Milena.555@mail. ru Zubenko Natalya Yurevna candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate of chair of the theory and pedagogics history Moscow city pedagogical university Milena.555@mail .ru Sukhova Elena Ivanovna doctor of pedagogical sciences, professor, professor of chair of the theory and pedagogics history Moscow city pedagogical university Milena.555@mail .ru

Особенности мировоззренческой подготовки педагогов в интересах устойчивого развития в новых условиях, связанных с введением ФГОС

Features of world outlook preparation of teachers in interests of a sustainable development in the new conditions connected with introduction of FGOS

Аннотация. В статье представлены результаты аналитического исследования основных образовательных результатов, обозначенных ФГОС ОО и ФГОС ВПО, на предмет выявления преемственности, согласованности и непрерывности наращивания компетенций, необходимых для формирования мировоззрения в интересах устойчивого развития в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: компетенции, непрерывное образование, мировоззрение, устойчивое развитие.

Summary. Results of analytical research of the main educational results designated by FGOS OO and FGOS VPO are presented in article, about identification of continuity, coherence and a continuity of accumulation of the

competences necessary for formation of outlook in interests of a sustainable development in system of continuous education.

Keywords: competences, continuous education, outlook, sustainable development.

Российское образование сегодня переживает очередной этап своего развития. Реформы образования, переходящие одна в другую, неизбежны и обязательны.

Современное образование характеризуется своей перманентностью, а его инновационный характер ориентирован в будущее, поскольку догонять настоящее, даже самое передовое, - это путь в прошлое. В XX в. образование понималось как процесс и результат формирования знаний, умений и навыков. Сегодня говорят, что образование - это, прежде всего, процесс, направленный на овладение базовыми компетенциями, поскольку знания подвержены старению [2, с. 193].

Постепенная смена образовательных формаций (от подготовки узкого специалиста к «производству» универсального специалиста) диктует необходимость перехода к непрерывному образованию, как основе жизни человека в меняющемся мире; формированию профессионализма на основе проблемно-ориентированного, фундаментального, универсально-энциклопедического образования; смещению акцентов с узкоспециализированного на всестороннее, гармоничное, целостное, креативное, творческое развитие личности [3, с. 98]. В настоящее осуществляется интенсивный поиск модели образования, которая обеспечивала бы не только технократическое развитие, но и выживание человечества в XXI веке.

В этом смысле актуальной становится проблема совершенствования мировоззренческой подготовки выпускников педагогических образовательных учреждений, в контексте устойчивого развития в новых условиях, связанных с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ОО).

Мировоззренческая подготовка студентов педагогических вузов в интересах устойчивого развития - своеобразное «поле битвы» за человека будущего, работающее на созидание социального идеала человека XXI в., которому присущи экологический стиль жизни, глобальное мышление, «здоровый» прагматизм, экономия, бережливость и экологически обоснованная деятельность, соблюдение норм и требований экологического императива. Современному педагогу необходимо не просто быть готовым к такому стилю жизни, а уже сегодня его вести, выстраивая свои жизненные стратегии, личную жизнь и профессиональную деятельность в соответствии с позициями устойчивого развития общества и природы [4, с. 102-104].

Мировоззрение в интересах устойчивого развития позволяет видеть и понимать общую картину Мира, роль человека в нем, его взаимодействия с природой, ориентирует личность на нормы нравственности на основе

общечеловеческих ценностей (справедливость, добро, милосердие, жертвенность, патриотизм, независимость, верность, права, ответственность, долг, дружелюбие, праведность, красота, любовь, материнство и др.) [1, с. 39 - 41].

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ, смещается акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание.

Сравнительный анализ сквозных компетенций, зафиксированных в стандартах, с целью выявления преемственности, согласованности и непрерывности наращивания компетенций, необходимых для формирования мировоззрения в интересах устойчивого развития в системе непрерывного образования, позволил выявить следующие особенности:

•Отсутствие наращивания таких важных личностных компетенций по шкале ФГОС ОО - ФГОС ВПО (бакалавр) - ФГОС ВПО (магистр):

^ формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (Л-9);

^ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи (Л-10).

•Ряд личностных компетенций «теряется» при переходе на уровень подготовки «магистр», например: такая компетенция выпускника общеобразовательного учреждения, как формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно -полезной, учебно-исследовательской, творческих и других видов деятельности (Л-7), находит дальнейшее развитие в общекультурной компетенции бакалавра - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7), где и заканчивается ее формирование (в соответствии ФГОС ВПО).

В целом прослеживается довольно низкая степень преемственности в требованиях к образовательным результатам, обозначенным во ФГОС для разных уровней образования. Из чего следует, что целенаправленное и последовательное формирование значительной части личностных (6 из 11) компетенций у бакалавров и магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование не предусмотрено в содержании стандартов. При том, что все компоненты (личностный, метапредметный, предметный) готовности выпускника вуза к профессионально-педагогической деятельности в условиях необходимости реализации ФГОС ОО тесно взаимосвязаны, ни один из компонентов не может рассматриваться

обособленно от других, они взаимопроникают, взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Очевидно, что если определенной компетенции нет у выпускника педагогического вуза (будущего учителя), то она не появится и у ученика, которого он будет обучать.

Таким образом, можно сделать вывод о личностной и профессиональной неготовности выпускников педагогического вуза к практической реализации стандартов нового поколения в условиях перехода на устойчивое развитие общества и природы.

Литература:

1. Зубенко, Н.Ю., Сухова Е.И. Роль экологического образования в подготовке студентов СПО// Среднее профессиональное образование. -2013. - № 4. - С. 39 - 41.

2. Мешков, Н.И., Мешков, Д.Н. Образование как фактор модернизации и устойчивого развития общества// Вектор науки ТГУ, 2012. -№2(9). - С. 193 - 197.

3. Парахонский, А.П. Качество высшего образования - ключевой фактор устойчивого развития общества// Успехи современного естествознания, 2010. - №5. - С. 98.

4. Сухова, Е.И., Зубенко Н.Ю. Роль супервизии в профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования// Теория и практика общественного развития- 2013. - № 3. - С. 102 -104.

Literature:

1 . Zubenko, N.YU., Sukhov E.I. Rol of ecological education in training of students of SPO//Secondary professional education. - 2013 . - No. 4. - Page 39 -41.

2 . Meshkov, N. I., Meshkov, D. N. education as factor of modernization and sustainable development of society//Vector of science of TGU, 2012. - No. 2(9). -Page 193 -197.

3 . Parakhonsky, A.P. Kachestvo of the higher education - a key factor of a sustainable development of society/Achievements of modern natural sciences, 2010. - No. 5. - Page 98.

4 . Sukhova, E.I., Zubenko N. Yu. Rol of a superviziya in vocational training of bachelors of psychology and pedagogical education//the Theory and practice of public development - 2013. - No. 3. - Page 102 - 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.