Научная статья на тему 'Реализация идей ФГОС высшего педагогического образования в условиях регионального классического университета'

Реализация идей ФГОС высшего педагогического образования в условиях регионального классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Аксинья Егоровна

В данной статье рассматриваются факторы, направленные на совершенствование педагогического образования в условиях классического университета и конкретные механизмы реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в подготовке бакалавров и магистров по направлению 44. 00. 00 Педагогическое образование. В качестве одного из факторов совершенствования педагогического образования в условиях классического вуза предлагается корректировка существующего образовательного стандарта с учетом специфики региона: в виде собственно устанавливаемого образовательного стандарта в университете, главный смысл которого формирование интеллектуальной элиты страны и подготовка высококвалифицированных профессионалов, а также готовность выпускников к решению новых социальных задач в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Аксинья Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the Ideas of FSES for Higher Pedagogical Education in a Classical University

This article studies the factors aimed at improving teacher training in a classical university and specific mechanisms for the implementation of the Federal State Educational Standards (FSES) in preparing bachelors and masters in major 44.00.00-Pedagogical Education. As one of the factors for improving teacher training in a classical university, we propose amendments to the existing educational standard, taking into account the specifics of the region, in the form of the actually installed educational standard in the University, the main purpose of which is the formation of the intellectual elite of the republic and training of highly qualified professionals, as well as the willingness of graduates to meet new social needs.

Текст научной работы на тему «Реализация идей ФГОС высшего педагогического образования в условиях регионального классического университета»

УДК 372.854 К. Е. Егорова

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ФГОС ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье рассматриваются факторы, направленные на совершенствование педагогического образования в условиях классического университета и конкретные механизмы реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в подготовке бакалавров и магистров по направлению 44. 00. 00 - Педагогическое образование. В качестве одного из факторов совершенствования педагогического образования в условиях классического вуза предлагается корректировка существующего образовательного стандарта с учетом специфики региона: в виде собственно устанавливаемого образовательного стандарта в университете, главный смысл которого - формирование интеллектуальной элиты страны и подготовка высококвалифицированных профессионалов, а также готовность выпускников к решению новых социальных задач в регионе.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), педагогическое образование, классический университет, учебный план, компетенции, качество образования.

K. E. Egorova

Realization of the Ideas of FSES for Higher Pedagogical Education

in a Classical University

This article studies the factors aimed at improving teacher training in a classical university and specific mechanisms for the implementation of the Federal State Educational Standards (FSES) in preparing bachelors and masters in major 44.00.00-Pedagogical Education. As one of the factors for improving teacher training in a classical university, we propose amendments to the existing educational standard, taking into account the specifics of the region, in the form of the actually installed educational standard in the University, the main purpose of which is the formation of the intellectual elite of the republic and training of highly qualified professionals, as well as the willingness of graduates to meet new social needs.

Keywords: Federal State Educational Standard, (FSES) pedagogical education, classical university, curriculum, competence, quality of education.

Введение

Вхождение России в единое мировое образовательное пространство, введение уровне-вой структуры высшего образования и внедрение в них образовательных стандартов (ФГОС, ФГОС 3+), а также использование в реальном процессе новых европейских методологических категорий, как компетенции, зачетные единицы, модули и др., поставили перед высшей школой задачу - изменение самой философии и подходов в профессиональной подготовке будущих кадров, которая характеризуется таким важнейшим понятием, как «качество образования», и на современном этапе определяет конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Одна из тенденций развития высшего образования на сегодняшний день связана, прежде всего, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1].

ЕГОРОВА Аксинья Егоровна - д. п. н., проф., завкафедрой методики преподавания биологии, химии и географии ИЕН СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]

EGOROVA Aksinja Egorovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov E-mail: [email protected]

История развития системы образования в нашей стране показывает, что до 1992 г. термина «стандарт» в системе образования не было. В те времена под стандартом понимали комплекс или совокупность таких документов, как учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия, дидактические и методические материалы. Как отмечено в источниках, в 1994 г. появился стандарт первого поколения в области высшего профессионального образования (ГОС ВПОА), а затем, в 2000 г. разработаны стандарты второго поколения. И, наконец, в федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 было зафиксировано понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» в его новом понимании как системы требований к структуре, условиям, результатам освоения основных образовательных программ, которые введены в действие в 2011 г. [2-5]. Таким образом, в контексте закона «Об образовании в РФ» нормативную роль принимает на себя стандарт, однако он не указывает, какие дисциплины необходимо ввести в учебный план, а предъявляет только требования. По существу, понятие «стандарт» выступает как норма качества и становится рамочным, а такие составляющие содержание образования, как учебный план, программы, учебно-методические комплексы становятся вариативной частью. Они не несут в себе признаков монополии в нормировании. По мнению разработчиков, такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Из этого следует, что основное назначение стандартов - это не фиксация содержания образования, которое необходимо освоить, не ограничивая многообразие и конкурентоспособность, а требования к выпускнику, способы достижения и измерения достигнутых результатов. Новое качество образования должно быть ориентировано на достижение, наряду с академическими результатами, результатов в приобретении, например, умения решать нетиповые и незнакомые задачи, навыков работы с информационными технологиями; развитого креативного мышления и т. д. При этом методологической основой стандарта выступают системно-деятельностный и ком-петентностный подходы. И поэтому в стандартах обозначены ориентиры на различные виды деятельности как: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, культурно-просветительская и др., которые нацелены на развитие личности выпускника. При этом, как пишут авторы Е. В. Караваева, И. Г. Телешова, М. Е. Ульянова и др., одна из особенностей нового ФГОС - это реализация компетентностного подхода и поэтому содержательное наполнение учебного плана отныне «задают» компетенции [6].

Что касается системы высшего педагогического образования в стране, то на сегодняшний день, наряду с ФГОС ВО по направлению 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование», существует ряд других документов, регулирующих подготовку педагогических кадров: «Профессиональный стандарт педагога», «Концепция поддержки развития педагогического образования» и др. Каждый из этих документов направлен на разрешение определенной актуальной задачи педагогического образования, как она видится его авторами. Так, например, профессиональный стандарт педагога, вступивший в действие с 1 января 2015 г., содержит требование к предметно-научной подготовке учителя, на основе которой только и может формироваться методическая компетенция педагога [7-10]. Однако по поводу профессионального стандарта и согласованности его с образовательными стандартами в отдельных публикациях, как, например, у А. В. Белоцерковского, В С. Сенашенко и др., имеются некоторые опасения попытки подчинить образовательные стандарты требованиям профессионального сообщества работодателей, что противоречит основной идее многоуровневой структуры основных образовательных программ высшей школы, основой которых всегда считалась универсальность, фундаментальность и научность приобретаемых студентами знаний, их университетский характер. Ведь не случайно в Законе «Об образовании в Российской Федерации» применительно к высшему образованию опущено определение «профессиональное» [11]. В этой связи вопросы сопряжения профессиональных стандартов (ПС), образовательных стандартов и образовательных программ вызывают некоторую напряженность в педагогической среде. Авторы пишут также о том, что идея главенствующей роли профессиональных стандартов

в высшем образовании противоречит также рыночным реалиям, которые ориентируют выпускника высшей школы на смену (возможно, неоднократную) профиля профессиональной деятельности, развитие творческих способностей, предопределяет его готовность действовать в нестандартных ситуациях. Такие требования содержатся в общекультурных компетенциях, достижение которых предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). Профессиональные стандарты так же, как и квалификационные характеристики, полезны, прежде всего, как отмечают авторы, работодателю. Эти стандарты служат инструментом кадровых решений как ориентир в вопросах организации повышения квалификации работающего персонала. Для студентов эти нормативные документы интересны лишь потому, что будущий выпускник высшей школы, ещё находясь на студенческой скамье, может воспользоваться ими для того, чтобы получить представление о требованиях к различного уровня квалификациям, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности того или иного вида. «В условиях свободного трудоустройства и возникающей при этом неопределенности в выборе будущей профессии профессиональные стандарты могут оказаться ограничителем их профессиональной мобильности» [12, с. 32]. Нельзя не согласиться с этим мнением.

Вместе с тем сегодня рынок труда значительно чаще «обновляет» свои требования, так как наука, производство не стоят на месте. Для разрешения этих проблем рынку труда требуются мобильные специалисты с новыми квалификационными характеристиками. Современный молодой человек должен быть готов к изменениям траектории своего личностного развития в зависимости от условий окружающей действительности. В связи этим, на наш взгляд, одной из проблем подготовки будущих бакалавров, магистров-естественников для современной образовательной системы является недостаточный уровень их подготовки к работе в условиях новых требований школьного стандарта, с одной стороны, формирования многогранных результатов (предметных, метапредметных, личностных) на основе деятельностного подхода, с другой - механизмов измерения результатов у своих учеников. Как показывает практика, высокий уровень знаний по предмету и владение изученной методикой его преподавания уже не могут полностью характеризовать те требования, которые отражены в новых ФГОС школьного образования.

Таким образом, в системе подготовки педагогических кадров возникает противоречие: между общими требованиями стандартизации высшего образования (требуемый уровень подготовки бакалавров и магистров - сформированность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций) и недостаточной разработанностью целостной теории и методической системы реализации её в вузах. По существу, речь идет о построении оптимальной методической системы в вузе, которая обеспечила бы не только формирование заявленных компетенций ФГОС ВО, но и создание условий для становления личностно значимых для студента таких профессиональных качеств, как методическая образованность, кругозор, мышление и опыт.

Факторы совершенствования педагогического образования в условиях классического университета и механизмы реализации ФГОС

Формирование современной модели естественнонаучного педагогического образования и траектория развития личности в условиях внедрения новых стандартов должны ориентироваться на такие составляющие, как: а) социальный заказ в виде требований рынка труда и квалификационных характеристик, с учетом специфики региона в аспекте будущей сферы деятельности; б) состояние и запросы общества вне сферы профессиональной деятельности; в) потребности личности. Возникает правомерный вопрос, в чем же тогда специфика подготовки учителя-естественника (бакалавра, магистра) нового поколения в условиях классического университетского образования, каковым является Северо-Восточный федеральный университет, и какие аспекты его подготовки нуждаются в реформировании в рамках данного вуза, которая, по существу, является интегративной системой непрерывного образования?

Известно, что эффективность образовательного процесса зависит от достижения запланированных результатов обучения. Переход на новые образовательные стандарты, которые,

по существу, отражают норму качества образования и соответствующие требованиям инновационной экономики, потребностям общества и каждого гражданина, требуют пересмотра целевых установок в педагогическом образовании. А именно - обеспечение инновационного характера базового образования, основанного на знаниях, обеспечивая баланс фундаментальности и компетентностного подхода, развития вариативности образовательных программ. Современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения типичных и нетипичных проблем, то есть на деле становиться самостоятельным, инициативным и креативным. Такой подход нацеливает на то, что одним из оптимальных путей подготовки педагогических кадров в условиях федерального классического университета, где акцент делается, в основном, на такой вид деятельности, как научно-исследовательская, а затем только на педагогическую и другие виды деятельности, должна быть построена методическая система, учитывающая специфику образовательной среды региона, где в последующем выпускники будут трудоустраиваться, и обеспечивающая формирование не только заявленных компетенций (общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной), но и конкурентоспособность выпускников педагогических профилей в реальных условиях. В связи с этим, на наш взгляд, стратегические задачи федерального университета нацеливают на пересмотр концептуальных положений образовательного стандарта по направлению 44.03.01, 44.03.05 - Педагогическое образование.

Итак, первый фактор совершенствования педагогического образования в условиях классического регионального вуза мы видим в необходимости корректировки существующего образовательного стандарта, с учетом реальных условий и специфики региона в виде собственно устанавливаемого образовательного стандарта в университете, главный смысл которого будет заключаться:

- в создании условий для формирования интеллектуальной элиты страны и подготовке высококвалифицированных профессионалов для науки, образования, для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России;

- в готовности выпускников к решению таких новых социальных задач Республики Саха (Якутия), как, например, консолидация общества, формирование российской идентичности, выравнивание социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.

Стандарт не должен служить средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного специфике региона и современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. При таком подходе собственно устанавливаемый образовательный стандарт в университете будет одним из ключевых элементов модернизации высшего педагогического образования в СВФУ и действительно будет инструментом выполнения таких инновационных функций стандарта, как: обеспечение интереса личности, общества и государства в образовании; формирование социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации; реализация государственной политики в сфере образования, обеспечивающей равенство и доступность образования при разных стартовых возможностях (с учетом инклюзивного образования) и преемственность уровней высшего образования.

Собственно устанавливаемый стандарт должен ориентироваться на стратегию социального проектирования и конструирования с учетом особенностей школ Республики Саха (Якутия), где более 70% школ республики сельские и малокомплектные, её социальной сущности (языковые, психолого-педагогические, социально-экономические). Приоритетом при создании собственно устанавливаемого стандарта университета должна быть ценностная, научная и культурная составляющая региональной системы образования Республики Саха (Якутия), учитывающая:

- преемственность и соответствие с основными положениями профессионального стандарта;

- объективно происходящий процесс в системе высшего образования, основанного на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль заказчика (работодателя), обучающихся (студентов) и организаторов образовательного процесса (СВФУ) в формировании компетентной личности учителя в изменяющемся современном мире, с учетом специфики региона.

Собственно устанавливаемый стандарт университета будет ориентирован на становление личностных характеристик выпускника университета, дополняя и совершенствуя такие компетенции, которые отражены во ФГОС ВО как, например:

- любящий свою республику и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции (ОК-2*);

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества (ОК-5*);

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни (ОК-6*, ОПК-1*);

- владеющий научными методами познания окружающей действительности через специальные компетенции, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность (СК*);

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность (ПК-9*);

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством (ПК-7*);

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей (ОПК-6*);

- понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития (ОПК-1*) [13-15].

(знаком * отмечены те компетенции ФГОС, которые дополняются или совершенствуются в рамках СУОС).

Второй фактор совершенствования подготовки бакалавров и магистров педагогического направления в условиях регионального классического вуза непосредственно связан с особенностями проектирования основной образовательной программы, опирающейся на идеи модульно-компетентностого подхода и создания адекватной системы контроля достижения запланированных результатов обучения в виде компетенций. При этом условиями проектирования основной образовательной программы на основе ФГОС и СУОС вуза в системе подготовки педагогических кадров выступают:

1) разработка гибкого учебного плана, основанного на идеях модульно-компетентностого подхода;

2) реализация идеи модульно-компетентностого подхода в самом процессе обучения;

3) создание адекватной системы контроля достижения запланированных результатов обучения в виде компетенций.

Спроектированная основная образовательная программа в реальном учебном процессе нами рассматривается как методическая система, раскрывающая взаимосвязь между компонентами системы: 1) содержательно-целевой; 2) процессуально-деятельностной; 3) результативно-оценочной. Все три компонента нацелены на формирование профессионально необходимого (требования ФГОС и СУОС вуза) и творческого уровней подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического направления.

Содержательно-целевой компонент системы нацелен на:

- серьезную базовую подготовку по фундаментальным дисциплинам независимо от профиля;

- формирование социально-гуманитарных и профессиональных знаний и компетенций через длительные курсы;

- высокие требования к владению иностранным языком. Иностранный язык должен преподаваться во всех профилях направления на достаточно высоком уровне для того, чтобы студенты и выпускники имели возможность включиться в жизнь международного научного сообщества;

- развитие аналитических и исследовательских навыков и компетенций (в том числе через организацию научного семинара, начиная с 1-го года обучения студента) [16].

Раскроем по порядку условия (механизм) реализации предлагаемой методической системы на примере направления 44.03.05 - Педагогическое образование, профиль «Биология и Химия».

Известно, что переход вузов страны на многоуровневую систему образования, основанную на новой трактовке качества результатов обучения, требует разработки принципиально новых учебных планов, программ, набора и содержания учебных дисциплин в целом. Мы считаем, что главной задачей при разработке учебного плана и отбора учебных дисциплин необходимо отталкиваться от заявленных компетенций ФГОС и СУОС вуза, которые формируют требуемые качества, с учетом трудовых функций профессионального стандарта, характеризующие в целом педагогический профессионализм. При этом надо учесть, что компетенции вырабатываются параллельно и совокупно в процессе всех форм учебной деятельности студента (освоение отдельных дисциплин и групп дисциплин, прохождение практик, НИР, самостоятельная работа, текущая, промежуточная, итоговая аттестация). И поэтому при разработке учебного плана формирование компетенций не всегда соотносится с отдельными дисциплинами учебного плана. В учебных планах должны быть комплексы дисциплин, которые ориентированы на конечный результат, т. е на такие требования ФГОС и СУОС вуза, как формирование научной, исследовательской деятельности, склонности к творческой педагогической работе и др. Все это должно позволить будущему педагогу сформулировать дидактическое и методическое решение разных педагогических ситуаций. В нашем случае в качестве таких учебных дисциплин выступают курсы «Методология и методы педагогических исследований», «Организация и методика экспериментального исследования» и др.

Во многих исследованиях пишут о том, что для будущих учителей - бакалавров и магистров - должна быть системообразующая дисциплина, ориентированная на формирование педагогического профессионализма. [17]. Так, например, для нашего направления в качестве такой дисциплины выступает «Научные основы школьного предмета» (биологии или химии). Данная дисциплина объединяет дидактику и общие вопросы теории обучения предмету, переводит теоретический аппарат дидактики в контекст предмета и формирует теоретические основы конструктивной деятельности будущего учителя. По существу, эта дисциплина реализует нормотворческие функции теории обучения по отношению к частной методике

Следующим моментом для формирования качеств, характеризующих профессионализм будущего бакалавра и магистра (в нашем случае учителя биологии и химии), большую роль играют фундаментальные дисциплины - химия и биология. Однако опыт работы с выпускниками показывает, что за период обучения студента в вузе практически не формируется уровень основ профессионального мастерства учителя, необходимый для решения задач современной многопрофильной школы. У большинства выпускников нет ясного понимания целей изучения биологии и химии в классах различного профиля; не сформировано правильное понимание сущности демократизации школы и дифференцированного подхода к обучению; молодые учителя испытывают затруднения в выборе современных эффективных технологий обучения и др. Это отмечено во многих диссертационных исследованиях, например, у Ю. В. Гавронской, Л. В. Шкериной, Т. В. Жуковой и др. [18-20]. Это приводит к таким выводам: знания, полученные в стенах вуза, недостаточно профессионально ориентированы, нет полного понимания у студентов межпредметных связей, изученных в вузе биологических и химических дисциплин, их роли в построении школьного курса; не достигается необходимый уровень сфор-мированности умений и навыков в использовании имеющихся химических и биологических знаний для обоснования логической структуры школьных курсов биологии и химии. Причины этого, на наш взгляд, кроются в том, что в вузе основные химические, биологические

дисциплины изучаются, как правило, вне связи со школьными курсами, с методикой преподавания, педагогикой и психологией, в то время как учителю биологии и химии необходимо системное использование всех этих знаний. В этой связи в учебных планах педагогического профиля должны быть модули (дисциплины или комплексы), отражающие логическую связь содержания школьной программы с вузовскими, что будет способствовать правильному пониманию студентами целей изучения биолого-химических дисциплин. Поэтому при разработке учебного плана и, соответственно, при отборе изучаемых дисциплин для студентов первого курса в рамках профиля «Биология и Химия» нами включены такие дисциплины, которые показывают эту взаимосвязь и делают «мостик» к дальнейшему изучению биологических и химических дисциплин. Например, дисциплина «Основные разделы школьного курса химии и методика их изучения» включена в учебный план для студентов 1 и 2 курса, по своему содержанию и логике изложения данная дисциплина совершенствует школьные химические знания первокурсников, служит опорой для изучения вузовской химии, а на 4 курсе, когда студент уже готовится к будущей своей профессиональной деятельности, данная дисциплина формирует научно-методические компетенции. Такой подход позволил нам, во-первых, нивелировать различный начальный уровень химической и биологической подготовки студентов первокурсников, во-вторых, когда рассматриваются конкретные методики изучения основных разделов курса химии, студенты понимают необходимость изучения данного раздела, его логику и взаимосвязь изучаемого содержания с самой методикой и технологией изучения. При этом они овладевают специальными химическими, т. е. предметными компетенциями в отношении таких важных аспектов химических знаний, как терминология и номенклатура химии; типы химических реакций и интерпретация механизма химических реакций; квантовая химия и её применение к описанию структуры и свойств атомов и молекул; химическая кинетика и катализ, характерные свойства элементов и их соединений и др. Однако овладение чисто химическими знаниями не гарантирует их приложения в виде профессионально значимых компетенций. Специальные химические компетенции связаны с готовностью студентов демонстрировать свои знания, понимание важнейших химических фактов, теорий, положений для приложения их к решению профессионально-методических задач разного уровня.

Таким образом, разработка учебного плана и реализация в нем идеи компетентностного подхода предполагают тщательный отбор модулей (комплексов дисциплин), в большей степени логически взаимосвязанных по содержанию, нацеленных на достижение заявленных компетенций, необходимых в профессиональной сфере. Конкретный отбор модулей содержания и конкретных учебных дисциплин для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 -Педагогическое образование, профиль «Биология и Химия», нами раскрыты в статьях [21-23].

Основой реализации второго компонента методической системы (процессуально-деятель-ностный) является построение траектории развития студента и обеспечение его самостоятельности на основе модульно-компетентностого подхода. Этот компонент отражает сформиро-ванность профессионально необходимого (требования ФГОС и СУОС вуза) и более высокого (творческого) уровней компетенций бакалавров и магистров педагогического направления. При этом процесс обучения строится на основе дидактического принципа единства процессуальной и содержательной сторон обучения. Это означает, что в обучении любого модуля (комплекса, дисциплины) цели, содержание, организационные формы, методы и средства должны быть приведены в соответствие с требованиями стандарта и опираться на:

- инновационные технологии и современные методы обучения (дистанционные курсы, интерактивные формы проведения занятий и т. д.), предполагающие организацию мотивированной разноуровневой деятельности студентов как проектная, научно-исследовательская и др. для достижения заявленных компетенций ФГОС и СУОС;

- систему практик и других форм взаимодействия с потенциальными работодателями, открывающими для выпускника возможность трудоустройства по своему профилю.

При этом акцент делается на: а) увеличение объема и роли самостоятельной работы студента; б) разработку и использование балльно-рейтинговой системы; в) широкое использование активных и интерактивных форм занятий, ориентируясь на особенности ФГОС и СУОС вуза.

Организация самостоятельной работы студентов - это особый вид деятельности, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение. И поэтому она позволяет реализовать идею индивидуальной траектории студента через такие виды деятельности, как учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная, культурно-просветительская с использованием интерактивных технологий (кейсы, критического мышления и др.). Такая организация позволяет овладеть студентам фундаментальными знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности, профессиональными умениями и навыками по профилю. Активизировать самостоятельную работу студента - это значит повысить ее роль в достижении заявленных компетенций: общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Однако на сегодняшний день данная проблема недостаточна рассмотрена исследователями с точки зрения того, какая компетенция в большей степени формируется при внедрении балльно-рейтинговой системы в вузе, роли преподавателя в организации самостоятельной работы и др.

Третий компонент методической системы - результативно-оценочный - предполагает оценку достижения заявленных (необходимых) компетенций ФГОС и СУОС вуза. Реализация данного компонента предполагает:

- разработку адекватной системы контроля, ориентированной на достижение компетен-

- способов или механизмов измерения результатов, поскольку результат - это не только предметные знания, но и свойства и качества личности в виде компетенций.

В связи с этим встает вопрос: как, например, определить сформированность таких социально-личностных компетенций, как «способность к самоорганизации и самообразованию» или «способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия» и другие; готов ли преподаватель к формированию многогранных результатов у своих студентов и реализации деятельностного подхода в образовательной практике?

Заключение

Завершая рассмотрение вопроса о механизмах внедрения идей нового образовательного стандарта в условиях конкретного вуза, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, проанализированный подход к подготовке бакалавров и магистров педагогического профиля дает возможность создать определенные условия для формирования и развития значимых для студента профессиональных качеств, как методическая образованность, кругозор, мышление и опыт, построение траектории развития студента, с другой - в силу того, что нет единого подхода к оценке качества подготовки будущих бакалавров и магистров (сформированности компетенций) педагогического направления, проблемы остаются пока открытыми. Эти обозначенные проблемы усугубляются в связи с предстоящей обязательной актуализацией ФГОС ВО на основе профессиональных стандартов. В последующих статьях хотелось акцентировать внимание на основных принципах актуализации ФГОС ВО на основе принятых профессиональных стандартов и вопросов разработки фондов оценочных средств и измерениях результатов не только предметных знаний, но и качеств личности в виде компетенций.

Литература

1. Егорова К. Е. Пути и условия формирования современной модели бакалавров естественно-научного педагогического образования // Сборник науч. -метод. мат. образовательного форума СВФУ «Education, Forward». - Якутск: ИД СВФУ, 2013. - С. 122-125.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2011. - 26 с.

3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования. Под ред. Кондакова А. М., Кузнецова А. А. - М.: Просвещение, 2008.

5. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. - 2 изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1991. - 223 с.

6. Караваева Е. В., Телешова И. Г., Ульянова М. Е., Эченикэ В. Х. Возможность использования методологических принципов Европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. - № 1. - С. 3-13.

7. Методические рекомендации о разработке профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2013 г. № 170н).

8. Ямбург Е. А. Профессиональный стандарт учителя: зачем он нужен // Директор школы. - 2013. -№ 7 [электронный ресурс] http://direktor.ru/interview.htm?id=31.5.

9. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - С. 5-14.

10. Концепции поддержки развития педагогического образования» [электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/ntws/2014-01-12-16.

11. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 26-29.

12. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / /Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 31-35.

13. Егорова К. Е. Подходы к разработке собственно устанавливаемого образовательного стандарта на основе ФГОС ВО направлению «Педагогическое образование» в условиях регионального классического университета // Сб. науч-метод. мат. научно-образовательного форума с международным участием «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации». - М.: Мир науки, 201. - С. 205-210.

14. Егорова К. Е. Факторы, способствующие развитию личности в условиях интегративной системы непрерывного классического университетского образования // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: Материалы международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, Forward-11». - Якутск: ИД СВФУ, 2014. - С. 139-143.

15. Egorova. K. Wаys and conditions for the development of the personality of the future-teacher-estestvennika in the level of education /Sbornik prispevku XXIII / Mezinarodni conference o vyuce chemie a IX. Hradec Kralove, IX-2014. - Pp. 429-432.

16. Егорова К. Е. Особенности и механизмы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов на разных уровнях: опыт и проблемы // Сборник материалов форума с международным участием «Естественнонаучное образование в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты: опыт и перспективы» / Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. - Якутск: ИД СВФУ, 2016. - С. 9-15.

17. Гребнев И. В. Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета: на материале подготовки преподавателей физики: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Нижний Новгород, 2008. - 49 с.

18. Гавронская Ю. Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Гавронская Юлия Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2009. - 41 с.

19. Шкерина Л. В. Профессионально-ориентированная учебно-познавательная деятельность студентов в процессе математической подготовки в педвузе. Научная библиотека диссертаций и авторефератов: disser Cat http://www.dissercat.com/content/professionalno-orientirovannaya-uchebno-poznavatelnaya-deyatelnost-studentov-v-protsesse-at#ixzz4ewjvOnEw

20. Жукова Т. В. Проектирование инновационной деятельности как фактор развития исследовательских умений старшеклассника: автореф. дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Жукова Татьяна Владимировна; [Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург: 2011. - 24 с.

21. Егорова К. Е., Павлова М. С. Пути и условия повышения профессионально-методической подготовки учителя химии в условиях внедрения ФГОС // Сборник материалов VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 10-12 ноября 2015 г. / Под ред. Э. Ф. Матвеевой.

- Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. - С. 33-37.

22. Егорова К. Е. Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования // Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. А. Д. Николаевой, О. П. Осиповой, И. С. Алексеевой.

- Электрон. текст. дан. (1 файл 2,4 Мб). - Киров: МЦНИП, 2013. - 270 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906223-51-7.

References

1. Egorova K. E. Puti i uslovija formirovanija sovremennoj modeli bakalavrov estestvenno-nauchnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Sbornik nauch. -metod. mat. Obrazovatel'nogo foruma SVFU ««Education, Forward». - Jakutsk: ID SVFU, 2013. - S. 122-125.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija. - M., 2011. - 26 s.

3. Federal'nyj zakon ot 1 dekabrja 2007 g. № 309-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».

4. Koncepcija federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov obshhego obrazovanija: proekt / Rossijskaja akademija obrazovanija. Pod red. Kondakova A. M., Kuznecova A. A. - M.: Prosveshhenie, 2008.

5. Lednev V. S. Soderzhanie obrazovanija: sushhnost', struktura, perspektivy / V. S. Lednev. - 2 izd., pererab. - M.: Vysshaja shkola, 1991. - 223 s.

6. Karavaeva E. V., Teleshova I. G., Ul'janova M. E., Jechenikje V. H. Vozmozhnost' ispol'zovanija metodologicheskih principov Evropejskogo obrazovanija v rossijskih universitetah // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. - № 1. - S. 3-13.

7. Metodicheskie rekomendacii o razrabotke professional'nogo standarta (Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 29 aprelja 2013 g. № 170n).

8. Jamburg E. A. Professional'nyj standart uchitelja: zachem on nuzhen // Direktor shkoly. - 2013. - № 7 [jelektronnyj resurs] http://direktor.ru/interview.htm?id=31.5.

9. Blinov V. I., Batrova O. F., Esenina E. Ju., Faktorovich A. A. Professional'nye standarty: ot razrabotki k primeneniju // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 4. - S. 5-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Koncepcii podderzhki razvitija pedagogicheskogo obrazovanija» [jelektronnyj resurs] // Sidorov S. V. Sajt pedagoga-issledovatelja. - URL: http://si-sv.com/ntws/2014-01-12-16.

11. Belocerkovskij A. V. K voprosu o soglasovanii obrazovatel'nyh i professional'nyh standartov // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 6. - S. 26-29.

12. Senashenko V. S. O sootnoshenii professional'nyh standartov i FGOS vysshego obrazovanija / /Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 6. - S. 31-35.

13. Egorova K. E. Podhody k razrabotke sobstvenno ustanavlivaemogo obrazovatel'nogo standarta na osnove FGOS VO napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» v uslovijah regional'nogo klassicheskogo universiteta // Sb. nauch-metod. mat. nauchno-obrazovatel'nogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem «Obrazovanie v techenie vsej zhizni: nepreryvnoe obrazovanie v uslovijah globalizacii». - M.: Mir nauki, 201. - S. 205-210.

14. Egorova K. E. Faktory, sposobstvujushhie razvitiju lichnosti v uslovijah integrativnoj sistemy nepreryvnogo klassicheskogo universitetskogo obrazovanija // Gumanitarnoe obrazovanie kak imperativ razvitija grazhdanskogo obshhestva: Materialy mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma SVFU «Education, Forward-11». - Jakutsk: ID SVFU, 2014. - S. 139-143.

15. Egorova. K. Ways and conditions for the development of the personality of the future-teacher-estestvennika in the level of education /Sbornik prispevku XXIII / Mezinarodni conference o vyuce chemie a IX. Hradec Kralove, IX-2014. - Pp. 429-432.

16. Egorova K. E. Osobennosti i mehanizmy realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov na raznyh urovnjah: opyt i problemy // Sbornik materialov foruma s mezhdunarodnym uchastiem «Estestvennonauchnoe obrazovanie v uslovijah perehoda na novye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty: opyt i perspektivy» / Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M. K. Ammosova. - Jakutsk: ID SVFU, 2016. - S. 9-15.

17. Grebnev I. V. Formirovanie pedagogicheskogo professionalizma prepodavatelej v uslovijah klassicheskogo universiteta: na materiale podgotovki prepodavatelej fiziki: avtoreferat dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. - Nizhnij Novgorod, 2008. - 49 s.

18. Gavronskaja Ju. Ju. Interaktivnoe obuchenie himicheskim disciplinam kak sredstvo formirovanija professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk: 13.00.02 / Gavronskaja Julija Jur'evna. - Sankt-Peterburg, 2009. - 41 s.

19. Shkerina L. V. Professional'no-orientirovannaja uchebno-poznavatel'naja dejatel'nost' studentov v processe matematicheskoj podgotovki v pedvuze. Nauchnaja biblioteka dissertacij i avtoreferatov: disser Cat http://www.dissercat.com/content/professionalno-orientirovannaya-uchebno-poznavatelnaya-deyatelnost-studentov-v-protsesse-at#ixzz4ewjvOnEw

20. Zhukova T. V. Proektirovanie innovacionnoj dejatel'nosti kak faktor razvitija issledovatel'skih umenij starsheklassnika: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: special'nost' 13.00.01 / Zhukova Tat'jana Vladimirovna; [Orenburg. gos. ped. un-t]. - Orenburg: 2011. - 24 s.

21. Egorova K. E., Pavlova M. S. Puti i uslovija povyshenija professional'no-metodicheskoj podgotovki uchitelja himii v uslovijah vnedrenija FGOS // Sbornik materialov VI Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 10-12 nojabrja 2015 g. / Pod red. Je. F. Matveevoj. - Astrahan': Izdatel': Sorokin Roman Vasil'evich, 2015. - S. 33-37.

22. Egorova K. E. Proektirovanie soderzhanija i tehnologij podgotovki pedagogicheskih kadrov s uchetom novoj normativnoj bazy i aktual'nyh zadach razvitija obrazovanija // Sbornik materialov nauchno-metodicheskogo seminara Uchebno-metodicheskogo ob#edinenija po obrazovaniju v oblasti podgotovki pedagogicheskih kadrov. Jakutsk, Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet im. M. K. Ammosova, 10-13 ijunja 2013 g. [Jelektronnyj resurs] / pod red. A. D. Nikolaevoj, O. P. Osipovoj, I. S. Alekseevoj. - Jelektron. tekst. dan. (1 fajl 2,4 Mb). - Kirov: MCNIP, 2013. - 270 s. - 1 jelektron. opt.disk (CD-ROM). - ISBN 978-5-906223-51-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.