УДК 378.14
Сухова Елена Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета dom-hors@mail.ru
Зубенко Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук,
докторант кафедры теории и истории педагогики
Института педагогики и психологии образования
Московского городского
педагогического университета
dom-hors@mail.ru
Sukhova Elena Ivanovna
D.Phil. in Education Science, Professor of the Theory and History of Education Science Department, Institute of Education Science and Educational Psychology Moscow City Teachers' Training University dom-hors@mail.ru
Zubenko Natalia Yurievna
PhD in Education Science, D.Phil. applicant of the Theory and History of Education Science Department, Institute of Education Science and Educational Psychology Moscow City Teachers' Training University dom-hors@mail.ru
РОЛЬ СУПЕРВИЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ROLE OF SUPERVISION IN BACHELORS' PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION IN PSYCHOLOGICAL AND TEACHERS' TRAINING EDUCATION
Аннотация:
В статье раскрываются сущность и функции супервизии в формировании профессионального мастерства бакалавра психолого-педагогического образования. Конкретизируются компетенции, развивающиеся у бакалавров в ходе прохождения супервизии. Определена структура и содержание деятельности преподавателя-супервизора с бакалаврами психолого-педагогического образования в процессе организации практики.
Ключевые слова:
супервизия, бакалавр, психолого-педагогическое образование, профессиональное мастерство, преподаватель-супервизор, компетенции.
Summary:
The article deals with matter and functions of the supervision in professionalism formation of Bachelors of Psychology and Education Science. The authors specify competences developed during the supervision practice and define structure and content of the supervising teacher's activities with Bachelors of psychological and teachers' training education during organization of their curricular practical training.
Keywords:
supervision, bachelor, psychological and teachers' training, professionalism, supervising teacher, competences.
Актуальность развития института супервизии в России обусловлена необходимостью совершенствования психолого-педагогического службы сопровождения и интеграции бакалавров отечественного психолого-педагогического образования в мировое профессиональное сообщество. Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, развитие способности к рефлексии. Рефлексия развивается и совершенствуется в процессе регулярного, осознанного самонаблюдения, сначала с помощью наставника (супервизора), а затем самостоятельно, в ходе практической профессиональной деятельности бакалавра [1].
Супервизорство направлено на формирование профессионального мастерства, на развитие социально-личностной компетентности бакалавров психолого-педагогического образования.
В своих работах В.А. Тышлаков определяет супервизию как «обучение, учебная ситуация -с одной стороны, и терапию, потому, что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-либо личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними» [2].
П. Ховкинс и Р. Шохет выделяют три основные функции супервизии: 1) образовательную (формирующая), подразумевающую развитие умений и навыков, понимания и способностей бакалавра; 2) поддерживающую (тонизирующая), подразумевающую противостояние влияниям со стороны клиентов; 3) направляющую (нормативная), подразумевающую контроль над собственной личностью [3].
В процессе формирования профессионального мастерства бакалавров психологопедагогического образования супервизия рассматривается как вид практической подготовки студента, и представляет собой специфическую форму психолого-педагогического сопровождения вхождения в профессиональное сообщество, выполняя практико-ориентированную функцию. Супервизия заключается в осуществлении бакалаврами профессиональной практической деятельности под руководством преподавателя-супервизора.
В ходе прохождения супервизии у бакалавров формируются следующие компетенции, представленные во ФГОС второго поколения [4]:
- определение и постановка профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности;
- комплексный психолого-педагогический анализ реальной ситуации;
- умение определять цели, разрабатывать, квалифицированно осуществлять программы психолого-педагогической диагностики, экспертизы, психолого-педагогического вмешательства, психологической помощи, оценивать их эффективность;
- умение разрабатывать научно-обоснованные психолого-педагогические рекомендации прикладного характера;
- умение осуществлять выбор оптимальных решений практических задач психологопедагогической диагностики, экспертизы, психолого-педагогического вмешательства, психологической помощи с учетом их обоснованности, информационно, социальной и экономической безопасности;
- способность и готовность к эффективному взаимодействию со специалистами, организациями и службами, вовлеченными в процесс решения практических задач, в целях совместного их выполнения в соответствии с видами профессиональной деятельности;
- способность к выявлению возникающих при решении практических задач этических проблем, их разрешения в соответствии с Законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Декларацией прав и свободы человека, принятыми профессиональным сообществом этическими принципами.
Супервизия может проводиться как в подразделениях вуза, обеспечивающих все виды деятельности обучающихся, так и в сторонних организациях, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности студентов и обладающих необходимым кадровым и научно-профессиональным потенциалом (в нашем исследовании сторонней организацией для прохождения практики бакалавров психологопедагогического образования является общеобразовательное учреждение).
Функции преподавателя-супервизора в работе с бакалаврами психолого-педагогического образования обусловлены необходимостью быстрой адаптации бакалавров к учебному процессу педагогического вуза, оказания помощи в практической деятельности. Функции преподавателя - супервизора реализуются при работе как с группой бакалавров, так и с отдельными студентами. Особенности выполнения тех или иных функций зависят от содержания деятельностей преподавателей в вузе и бакалавров в общеобразовательном учреждении, а также от индивидуальных особенностей и предпочтений каждого обучающегося [5].
Таблица 1 - Структура и содержание деятельности преподавателя-супервизора с бакалаврами пси-холого-педагогического образования
Направления работы Этапы Формы работы
- диагностика; - адаптация бакалавров в профессиональном сообществе; - формирование потребности в приобретении профессиональных компетентностей. Диагностический - тесты, анкеты, беседы; - эссе; - встречи с ведущими специалистами, педагогами и учеными; - посещение баз практики в общеобразовательных учреждениях; - экскурсии в общеобразовательные учреждения.
- формирование мотивации к профессиональной деятельности; - развитие навыков работы с научной и учебно-методической литературой; - привлечение бакалавров психологопедагогического образования к участию в мероприятиях, проводимых в группе, на факультете, в вузе; - организация бакалавров в объединение в студенческие общества. Мотивационно- целевой -тесты, анкеты, беседы; - встречи с ведущими специалистами, педагогами и учеными; - посещение баз практики в общеобразовательных учреждениях; - экскурсии в общеобразовательные учреждения.
Продолжение таблицы 1
- обучение профессионально-методическим основам психолого-педагогического сопровождения в деятельности бакалавра психолого-педагогического образования в общеобразовательном учреждении; - методика проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся; - организация внеклассной работы учащихся; - проектно-организаторская функция в профессиональной деятельности бакалавра. Информационно- аналитический - изучение программы «Психологопедагогическое сопровождения препо-давателя-супервизора в общеобразовательном учреждении»; - тематические экскурсии; -оказание помощи в организации и проведении учебных и внеучебных занятий в школе; - тренинги, деловые и имитационные игры; - проектирование портфолио.
- наблюдение за студентами в процессе психолого-педагогической практики; -организация спец. курсов; - моделирование реальных и воображаемых ситуаций; - формирование социокультурного пространства, вовлечение бакалавров в проектно-организаторскую деятельность. Интегративный - психолого-педагогическая практика; - научно-исследовательская работа; -стажерская практика.
- диагностика; -оценка деятельности учащегося бакалавром; - рефлексивный компонент в профессиональной подготовке учащегося. Рефлексивный - тесты, анкеты, опросники, беседы.
Рефлексия сопровождает все направления работы преподавателя-супервизора и этапы профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Рефлексия включает самодиагностику, самонаблюдение, самопознание, самоанализ достигнутых результатов.
Реализация каждого из обозначенных этапов работы преподавателя-супервизора способствует формированию у бакалавров психолого-педагогического образования общих и профессиональных компетенций, личностных качеств, стремления к самодеятельности, самоактуализации и творческой самореализации в психолого-педагогической деятельности.
Ссылки:
1. Чернышева Л.А. Роль супервизии в формировании профессионально важных качеств клинического психолога // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2. С. 175-179.
2. Тышлаков В.А. Супервизия - путь к себе // Психологическая газета. 2002. № 34. URL: http://gibaka.ru/ 63libinttash.HTM (дата обращения: 22.12.2012).
3. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб., 2002.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/30625/FGOS_Bakalavr_Psihologo pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (дата обращения: 04.03.2013).
5. Пьянин В.С. Профессиональная подготовка бакалавров как тьютеров в условиях педагогического вуза для общеобразовательных учреждений: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010.
References (transliterated):
1. Chernysheva L.A. Rol' supervizii v formirovanii professional'no vazhnykh kachestv klinicheskogo psikhologa // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2012. Vol. 14. № 2. P. 175-179.
2. Tyshlakov V.A. Superviziya - put' k sebe // Psikhologicheskaya gazeta. 2002. № 34. URL: http://gibaka.ru/ 63libinttash.HTM (date of access: 22.12.2012).
3. Khovkins P., Shokhet R. Superviziya: individual'niy, gruppovoy i organizatsionniy podkhody. SPb., 2002.
4. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»). URL: http://www.sgu.ru/files/ nodes/30625/FGOS_Bakalavr_Psihologo pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (date of access: 04.03.2013).
5. P'yanin V.S. Professional'naya podgotovka bakalavrov kak t'yuterov v usloviyakh pedagogicheskogo vuza dlya obshcheo-brazovatel'nykh uchrezhdeniy: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2010.