УДК 378:316.37 Сухова Елена Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления дошкольного образования
Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета
Зубенко Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Sukhova Elena Ivanovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Preschool Education Management
Subdepartment, Institute of Education Science and Educational Psychology, Moscow City Teachers' Training University
Zubenko Natalia Yurievna
PhD in Education Science, D.Phil. applicant, Theory and History of Education Science Subdepartment, Institute of Education Science and Educational Psychology Moscow City Teachers' Training University
THEORETICAL APPROACHES TO STUDENTS’ WORLD OUTLOOK FORMATION IN THE COURSE OF TRAINING IN A HIGHER SCHOOL
Аннотация:
Авторы затрагивают проблему определения ведущего научно-теоретического подхода к формированию мировоззрения личности студентов в процессе обучения в вузе. В русле современного педагогического знания в статье раскрывается сущность различных теоретических подходов к формированию мировоззрения, определяются основные ценностные характеристики и содержание данного процесса.
Ключевые слова:
мировоззрение, ценности, ценностные ориентация, формирование мировоззрения студентов.
Summary:
The authors discuss definition of the leading scientific theoretical approach to formation of students’ world outlook in the course of training in a higher school. In accordance with the contemporary education science the article reveals the content of various theoretical approaches to worldview formation and describes the main value features and the content of this process.
Keywords:
world outlook, values, value system, formation of students’ outlook.
Происходящие в современном обществе изменения проявляются как во всех социальноэкономических сферах, так и в системе высшего образования, основной особенностью которого на современном этапе является интеграция России в международное образовательное пространство, предполагающая переход на многоуровневую систему подготовки специалистов.
Новые социокультурные и экономические условия, к которым предстоит адаптироваться будущим специалистам, не могут не затрагивать их мировосприятие. Мировоззрение студента является более изменчивым и гибким в отличие от мировосприятия взрослого и уже состоявшегося личностно и профессионально человека, что проявляется в активности познания мира, в освоении новых информационных технологий, в возможности овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, в стилевых особенностях общения и поведения.
Формирование мировоззрения студента в процессе обучения в вузе - сложный и многоступенчатый процесс, где важной составляющей является правильно выбранный теоретический поход.
Так, аксиологический подход в качестве цели формирования мировоззрения студентов вуза предполагает ценности, ценностные смыслы и ценностные ориентации, являющиеся «аксиологической пружиной» формирующегося мировоззрения [1, с. 113].
Аксиологические основания мировоззрения студентов вуза могут быть раскрыты через систему аксиологических принципов, к которым относятся: признание человека как части природы высшей ценностью, уважение уникальности каждой личности, признание социальных прав и свобод, отношение к обществу и природной среде как к субъектам собственного развития, доброта, милосердие, любовь, такт, помощь, духовное «питание» студентов.
По мнению современных ученых и практиков, ценности определяют сущность образования, в том числе и формирования мировоззрения. Именно ценности и формирование ценност-
ного отношения к миру в широком смысле представляют собой содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких моделях и концепциях, принадлежащих В.А. Караковскому, Б.Т. Лихачеву, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандорову, Л.И. Новиковой [2, с. 36].
В связи с этим аксиологические основания формирующегося мировоззрения студентов непосредственно связаны с естественным введением разнообразных ценностных ориентиров в духовнопрагматическую систему отношений человека к самому себе, другим людям, природе. При этом педагог не просто предъявляет студентам определенные ценности, но создает условия для их совместного открытия, что является важнейшей психологической предпосылкой их интериоризации [3, с. 134].
В современной педагогической науке близкими по содержанию к аксиологическому подходу являются идеи обращения к национальным ценностям при формировании мировоззрения студентов (А.А. Бодалев, М.И. Кондаков, В.В. Рубцов), а также идеи духовно-нравственного воспитания (А.Я. Данилюк).
В качестве системообразующего при формировании личности студента мы рассматриваем системный подход, ориентирующий педагога на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину [4, с. 79].
Мы разделяем точку зрения Л.Н. Панчешниковой в том, что системный подход является особой исследовательской позицией, способом восприятия действительности, в которой анализируемый объект рассматривается как система, основной акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним окружением, средой, описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку они раскрываются с учетом их места и функции внутри целого [5, с. 16].
Формирование мировоззрения как процесс принадлежит к социальным системам, поэтому исследуется и организуется как системный объект, включающий все многообразие взаимосвязей между его элементами, где ведущей идеей является идея системности, заключающаяся в утверждении, что формирование личности существует как системный объект, системное образование и должно постоянно учитываться не только при его познании, но при и его организации.
Системный подход к формированию мировоззрения студентов вуза находится в тесной взаимосвязи с аксиологическими основания, лежащими в основе формирующейся личности. Так, в зависимости от типа ценностных систем содержание данного процесса можно варьировать следующим образом:
- мировоззрение, основанное на трансцендентных ценностях, включает такие ценности, как душа, бессмертие, счастье, вера, любовь, надежда, вина, искупление и другие;
- в качестве базовых в отношении социоцентрических ценностей можно выделить свободу, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманность;
- мировоззрение, основанное на антропоцентрических ценностях, подразумевает самореализацию, автономность, субъектность, пользу и т. п.
Основным средством становления и развития личности является деятельность, и поэтому одним из ведущих подходов к формированию мировоззрения студентов вуза является деятельностный подход, рассматривающий человека, способного превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относящегося к самому себе, оценивающего себя, выбирающего способы своей деятельности, контролирующего ее ход и результаты.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью студента в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимании смысла образования, формировании личностного опыта в интересах становления субъектности будущего профессионала.
Формирование мировоззрения студентов вуза с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность студентов и преподавателей по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые аксиологические образцы, а создает, вырабатывает их вместе со студентами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности составляет содержание образовательного процесса в вузе, где во главе стоит необходимость проектирования, конструирования и создания проблемных ситуаций, отражающих реальное бытие студента и общественной жизни в целом.
На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должна превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.
В этой связи важным подходом к формированию мировоззрения личности студента вуза является культурологический подход, разрабатываемый В.С. Библером, Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой и другими [6, с. 36].
Культурологический подход ориентирует учебную деятельность на способности, интересы, познавательные возможности обучаемых, имеет системообразующий характер в содержании образования и отличает его от традиционного, в котором превалирует когнитивный компонент, связанный с овладением знаниями, их переработкой и трансформированием [7, с. 83].
В культуре сосредоточиваются все смыслы человеческого бытия: социальные, духовные, логические, эмоциональные, нравственные. Она существует как общение между прошлыми, настоящими и будущими культурами, как диалог различных культур, как форма выбора личностью своего смысла жизни, судьбы.
Культуросообразность, по мнению Е.В. Бондаревской, неразрывно связана с языком, культурой, традициями, обрядностью народа, частью которого является школа, которая укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, развивает чувство принадлежности к народу и ответственности за продолжение и честь своего рода, в том числе благодаря использованию в воспитании народной песни, музыки, танца, одежды, изучения истории, заботе о родной природе, памятниках старины [8, с. 13].
Формирование мировоззрения студентов вуза с позиции средового подхода (Ю.С. Майну-лов) рассматривает образовательную среду высшего учебного заведения и комплекс природных условий, и вещный мир человеческого обитания, и те «ноосферные» феномены, которые формируют мир студента как «мир человека», и окружающих студента людей, и человеческие сообщества, организации, взаимодействовать с которыми в разной степени ему приходится [9, с. 82].
С позиции гуманистического подхода (Л.И. Новикова) формирование мировоззрения личности студента осуществляется в несколько этапов:
- диагностический (включает аксиологический и когнитивный компоненты, имеет целью введение студентов в мир ценностей и оказание помощи при выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов, обеспечивает студентов научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
- личностный (обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личную позицию);
- деятельностно-творческий (способствует формированию и развитию у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности) [10, с. 37].
Применение интегративного подхода в процессе формирования мировоззрения студентов вуза предоставляет студентам возможность развиваться в соответствии со своими особенностями и приобретать опыт решения разнообразных теоретических, практических и жизненных проблем. Интегративный подход к формированию мировоззрения личности студентов вуза предполагает не только суммирование знаний различных учебных дисциплин, но и разрешение противоречий, не разрешимых средствами одного учебного курса. Для разрешения возникающих противоречий студенту необходимо проводить собственный творческий поиск и вырабатывать свои средства для достижения положительного результата.
Таким образом, анализ различных подходов к формированию мировоззрения студентов в процессе обучения в вузе показывает, что процесс формирования мировоззрения личности студента в образовательном процессе вуза требует переосмысления.
Основными системообразующими принципами такого образования являются гуманистическая направленность, фундаментальность, вариативность, гибкость и открытость, социокультурная детерминация формирования мировоззрения студентов на основе системного, деятельностного, аксиологического подходов.
Анализ теоретических подходов позволил нам прийти к выводу, что формирование мировоззрения личности студента в вузе возможно при условии взаимодействия основополагающих подходов: системного, деятельностного, культурологического, гуманистического, интегративного и других, при ведущей роли аксиологического подхода, предлагающего выделение основных ценностей, ценностных смыслов и ценностных ориентаций данного процесса.
Ссылки:
1. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 113.
2. Зубенко Н.Ю. Современные подходы к формированию ценностных ориентаций личности // Пед. науки. 2007. № 3.
С. 36-37.
3. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М. ; Воронеж, 2000. 271 с.
4. Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Формирование ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательного учреждения : монография. М., 2012. 168 с.
5. Панчешникова Л.М. О системном подходе в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1973. № 4. С. 16.
6. Зубенко Н.Ю. Современные подходы к формированию ценностных ориентаций личности.
7. Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Указ. соч.
8. Гнездилова Г.М. Современные концепции и программы воспитания школьников. Бийск, 1998. 109 с.
9. Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Указ. соч.
10. Зубенко Н.Ю. Современные подходы к формированию ценностных ориентаций личности.